Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Кассационное определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 04.06.2024 N 88а-17380/2024 (УИД 40RS0008-02-2023-000129-96)
Категория: Земельные споры.
Требования заявителя: О признании незаконным предписания об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
Обстоятельства: В адрес истца решение должностного лица не поступало. Полагая, что при проведении проверки допущены нарушения, предписание по результатам проверки вынесено незаконно, административный истец обратился в суд.
Решение: Отказано.
Кассационное определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 04.06.2024 N 88а-17380/2024 (УИД 40RS0008-02-2023-000129-96)
Категория: Земельные споры.
Требования заявителя: О признании незаконным предписания об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
Обстоятельства: В адрес истца решение должностного лица не поступало. Полагая, что при проведении проверки допущены нарушения, предписание по результатам проверки вынесено незаконно, административный истец обратился в суд.
Решение: Отказано.
ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 4 июня 2024 г. N 88а-17380/2024
Дело N 2а-2-355/2023
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Поддымова А.В.,
судей Александровой К.А., Козлова А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Б. на
решение Жуковского районного суда Калужской области от 29 августа 2023 года и апелляционное
определение судебной коллегии по административным делам Калужского областного суда от 7 декабря 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Б. к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациями ликвидации последствий стихийных бедствий по Калужской области, межрайонному отделу надзорной деятельности и профилактической работы Жуковского и Тарусского районов управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациями ликвидации последствий стихийных бедствий по Калужской области об оспаривании предписания.
Заслушав доклад судьи Александровой К.А., судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Б. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным предписания межрайонного отдела надзорной деятельности и профилактической работы Жуковского и Тарусского районов управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациями ликвидации последствий стихийных бедствий по Калужской области (далее - МОНДиПР Жуковского и Тарусского районов УНДиПР ГУ МЧС России по Калужской области) от 31 января 2023 года N об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
В обоснование заявленных требований указано, что в период с 27 января 2023 года по 31 января 2023 года МОНДиПР Жуковского и Тарусского районов УНДиПР ГУ МЧС России по Калужской области проведена внеплановая выездная проверка принадлежащего административному истцу земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес> (1/5 доли в праве). В ходе проверки не привлечены иные владельцы земельного участка, административный истец не извещен о проведении проверки. В адрес административного истца решение должностного лица не поступало. Полагая, что при проведении проверки допущены нарушения, предписание по результатам проверки вынесено незаконно, административный истец обратился в суд.
Решением Жуковского районного суда Калужской области от 29 августа 2023 года, оставленным без изменения апелляционным
определением судебной коллегии по административным делам Калужского областного суда от 7 декабря 2023 года, в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В кассационной жалобе, поступившей 8 апреля 2024 года в суд первой инстанции, Б. просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение. Повторяя ранее приводимые в нижестоящих судах доводы, административный истец указывает на допущенное судами неправильное применение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов, изложенных в обжалуемых судебных постановлениях, обстоятельствам дела, ненадлежащее исследование и оценку доказательств.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения
части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что по настоящему административному делу предусмотренных
частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для пересмотра в кассационном порядке судебных постановлений по доводам кассационной жалобы не имеется.
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, в отношении земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>, зарегистрировано право общей долевой собственности Б. (1/5 доли в праве) и ФИО14 (2/5 доли в праве), сведения о собственнике 2/5 доли в праве на указанный земельный участок в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют.
Решением Жуковского районного суда Калужской области от 23 марта 2021 года произведен раздел земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>, с выделением в собственность ФИО15 в счет 2/5 доли в праве общей долевой собственности земельного участка площадью 640 кв. м с условным номером ЗУ2 согласно варианту N 1 схемы раздела земельного участка, составленной 11 февраля 2020 года кадастровым инженером общества с ограниченной ответственностью "<данные изъяты>" ФИО16; прекращено право общей долевой собственности ФИО17 на земельный участок с кадастровым номером N, расположенный по адресу: <адрес>.
25 января 2023 года заместителем главного государственного инспектора Жуковского и Тарусского районов Калужской области по пожарному надзору - начальником МОНДиПР Жуковского и Тарусского районов УНДиПР ГУ МЧС России по Калужской области Р. принято решение о проведении внеплановой выездной проверки в отношении территории земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, в части складирования пожароопасного мусора; контролируемым лицом указан Б.; предмет проверки - соблюдение обязательных требований
пункта 67 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479, срок проведения проверки - с 27 января 2023 года 10 час. 00 мин. по 3 февраля 2023 года 18 час. 00 мин. Решение принято в соответствии с
пунктом 4 части 1 статьи 57 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" на основании требования заместителя прокурора Калужской области о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям от 16 января 2023 года N.
Решение о проведении внеплановой выездной проверки направлено Б. 25 января 2023 года в 12 час. 29 мин. на адрес электронной почты: <данные изъяты>, а также размещено в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий 25 января 2023 года под N.
Кроме того, о проведении внеплановой выездной проверки, а также о направлении на адрес электронной почты решения о проведении проверки Б. извещен начальником МОНДиПР Жуковского и Тарусского районов УНДиПР ГУ МЧС России по Калужской области Р. посредством телефонной связи 25 января 2023 года в 14 час. 20 мин. и 26 января 2023 года в 11 час. 23 мин., что подтверждено телефонограммами.
31 января 2023 года начальником МОНДиПР Жуковского и Тарусского районов УНДиПР ГУ МЧС России по Калужской области Р. произведен осмотр земельного участка, по результатам которого составлен протокол осмотра. В ходе осмотра проводилась фотосъемка, составлены фототаблица и план-схема земельного участка.
Должностным лицом установлено, что на территории земельного участка с номером N, расположенном по адресу: <адрес>, наблюдается складирование порубочных остатков опиленных деревьев в северо-восточном углу площадью около 49 кв. м, что является нарушением
пункта 67 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479.
31 января 2023 года начальником МОНДиПР Жуковского и Тарусского районов УНДиПР ГУ МЧС России по Калужской области Р. составлен акт внеплановой выездной проверки, согласно которому правообладателем земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, Б. не производится своевременная уборка мусора в границах земельного участка; административному истцу внесено предписание N об устранении в срок до 2 марта 2023 года нарушений обязательных требований.
Документы, составленные по результатам внеплановой проверки, а именно: протокол осмотра, фототаблица к протоколу осмотра, акт проверки, план-схема участка, предписание N направлены Б. 1 февраля 2023 года на адрес электронной почты, а также посредством почтового отправления (почтовый идентификатор N).
7 марта 2023 года почтовое отправление вручено адресату.
Постановлением главного государственного инспектора Жуковского и Тарусского районов по пожарному надзору Л. от 10 марта 2023 года N Б. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного
частью 1 статьи 20.4 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, и ему назначено административное наказание в виде предупреждения.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что оспариваемое предписание вынесено уполномоченным должностным лицом в соответствии с требованиями действующего законодательства, содержит конкретный перечень выявленных нарушений правил пожарной безопасности, а также требование по их устранению, выводы должностного лица надзорного органа, изложенные в оспариваемом предписании, подтверждаются представленными материалами проверки, должностным лицом соблюден порядок проведения внеплановой проверки, права и интересы административного истца при проведении проверки и вынесении оспариваемого предписания не нарушены.
При установленных по делу фактических обстоятельствах судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с приведенными выводами судов.
Отношения в области обеспечения пожарной безопасности регулируются Федеральным
законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон о пожарной безопасности) и иными нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, в том числе правилами и нормами пожарной безопасности, строительными нормами и правилами.
Требования пожарной безопасности специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.
Нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности (
статья 1 Закона о пожарной безопасности).
Согласно
статье 34 Закона о пожарной безопасности граждане обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц государственного пожарного надзора.
В соответствии со
статьей 38 Закона о пожарной безопасности ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции.
Согласно положениям
статьи 6 Закона о пожарной безопасности и
пункта 1 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2012 года N 290 (далее Положение о федеральном государственном пожарном надзоре), федеральный государственный пожарный надзор осуществляется, в том числе органами государственного пожарного надзора, находящимися в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, в том числе государственными учреждениями указанного федерального органа исполнительной власти.
Предметом федерального государственного пожарного надзора является, в том числе соблюдение организациями и гражданами требований пожарной безопасности в зданиях, помещениях, сооружениях, на линейных объектах, территориях, земельных участках, которыми организации и граждане владеют и (или) пользуются и к которым предъявляются требования пожарной безопасности, а также оценка их соответствия требованиям пожарной безопасности.
Организация и осуществление федерального государственного пожарного надзора регулируются Федеральным
законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон о государственном контроле (надзоре)), а в случаях, указанных в
абзаце третьем части первой настоящей статьи, - нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, принимаемыми по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.
В силу пункта 4 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре органами государственного пожарного надзора являются, в том числе территориальные органы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации в лице структурных подразделений, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора, и их территориальных отделов (отделений, инспекций)
(подпункт "б"); объектовые подразделения федеральной противопожарной службы в лице их руководителей и структурных подразделений, в сферу деятельности которых входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора
(подпункт "г").
Основанием для проведения контрольных (надзорных) мероприятий может быть требование прокурора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям (
часть 4 статьи 57 Закона о государственном контроле (надзоре)), которые в свою очередь могут быть внеплановыми (
часть 1 статьи 66 Закона о государственном контроле (надзоре)).
В силу
пункта 7 части 2 статьи 56 и
части 1 статьи 73 Закона о государственном контроле (надзоре) под выездной проверкой понимается комплексное контрольное (надзорное) мероприятие, проводимое посредством взаимодействия с конкретным контролируемым лицом, владеющим производственными объектами и (или) использующим их, в целях оценки соблюдения таким лицом обязательных требований, а также оценки выполнения решений контрольного (надзорного) органа.
В соответствии с положениями
части 2 статьи 87 Закона о государственном контроле (надзоре) по окончании проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, составляется акт контрольного (надзорного) мероприятия. В случае, если по результатам проведения такого мероприятия выявлено нарушение обязательных требований, в акте должно быть указано, какое именно обязательное требование нарушено, каким нормативным правовым актом и его структурной единицей оно установлено. В случае устранения выявленного нарушения до окончания проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, в акте указывается факт его устранения. Документы, иные материалы, являющиеся доказательствами нарушения обязательных требований, должны быть приобщены к акту. Заполненные при проведении контрольного (надзорного) мероприятия проверочные листы должны быть приобщены к акту.
Согласно
пункту 1 части 2 статьи 90 Закона о государственном контроле (надзоре) в случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований контролируемым лицом контрольный (надзорный) орган в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан выдать после оформления акта контрольного (надзорного) мероприятия контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений с указанием разумных сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также других мероприятий, предусмотренных федеральным законом о виде контроля.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479 утверждены
Правила противопожарного режима в Российской Федерации (далее Правила противопожарного режима).
Согласно
пункту 67 Правил противопожарного режима правообладатели земельных участков (собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков), расположенных в границах населенных пунктов и на территориях общего пользования вне границ населенных пунктов, и правообладатели территорий ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд (далее - территории садоводства или огородничества) обязаны производить своевременную уборку мусора, сухой растительности и покос травы. Границы уборки указанных территорий определяются границами земельного участка на основании кадастрового или межевого плана.
Нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных
статьями 8.32,
11.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и
частями 6,
6.1,
7 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации, влечет административную ответственность по
части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, предписание как ненормативный правовой акт, содержащий обязательные для исполнения требования властно-распорядительного характера, выносится только в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения.
Оценив представленные доказательства по правилам
статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суды установили, что процедура проведения государственного пожарного надзора в виде внеплановой выездной проверки по поступившему требованию заместителя прокурора Калужской области в результате обращений граждан МОНДиПР Жуковского и Тарусского районов УНДиПР ГУ МЧС России по Калужской области соблюдена, по результатам проводимых контрольных (надзорных) действий выявлены нарушения Б. требований пожарной безопасности, в связи с чем контролируемому лицу выдано предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности, которое является формально определенным, содержит ссылки на нормы закона, обстоятельства нарушения обязательных требований пожарной безопасности, административному истцу установлен разумный срок до 2 марта 2023 года для устранения нарушений.
Переоценка доказательств не отнесена к полномочиям суда кассационной инстанции.
Доводы кассационной жалобы о нахождении земельного участка с кадастровым номером N в общей долевой собственности являлись предметом рассмотрения судов и обоснованно отклонены, поскольку не свидетельствуют о незаконности оспариваемого предписания.
Выводы, изложенные в судебных актах, подробно мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела, нормы материального права применены судами правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судами не допущено.
Вопреки доводам кассационной жалобы ФИО18 привлечена к участию в деле.
Иная оценка автором кассационной жалобы установленных по делу обстоятельств, имеющихся доказательств, а также иное толкование положений действующего законодательства не свидетельствует о нарушении судами норм материального или процессуального права.
Предусмотренных
частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене обжалуемых судебных актов не установлено.
Руководствуясь
статьями 328,
329,
330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Жуковского районного суда Калужской области от 29 августа 2023 года и апелляционное
определение судебной коллегии по административным делам Калужского областного суда от 7 декабря 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Б. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 18 июня 2024 года.