Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Верховного суда Республики Дагестан от 23.08.2018 по делу N 33-4712/2018
Требование: Об обязании устранить нарушения противопожарной безопасности.
Обстоятельства: Прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о противопожарной безопасности в торговом центре, выявлен целый ряд нарушений. Факт выявленных нарушений противопожарной безопасности свидетельствует о недостаточности мер, направленных на минимизацию последствий возможных актов терроризма.
Решение: Требование удовлетворено.
Апелляционное определение Верховного суда Республики Дагестан от 23.08.2018 по делу N 33-4712/2018
Требование: Об обязании устранить нарушения противопожарной безопасности.
Обстоятельства: Прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о противопожарной безопасности в торговом центре, выявлен целый ряд нарушений. Факт выявленных нарушений противопожарной безопасности свидетельствует о недостаточности мер, направленных на минимизацию последствий возможных актов терроризма.
Решение: Требование удовлетворено.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 августа 2018 г. по делу N 33-4712/2018
Судья Онжолов М.Б.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего - Биремовой А.А.,
судей - Гебековой Л.А. и Сатыбалова С.К.,
при секретаре - К.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя М. по доверенности Г. на решение Ленинского районного суда г. Махачкалы от 25 июня 2018 года, которым постановлено удовлетворить иск заместителя прокурора Ленинского района г. Махачкала Залбекова М.М. к ИП М. (ТЦ - Мегаполис) об обязании устранить нарушения противопожарной безопасности удовлетворить. Признать бездействия ИП М. ТЦ "Мегаполис". Обязать устранить нарушения противопожарной безопасности, изложенные в информации N от 12.04.2018:
Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан Гебековой Л.А., выслушав объяснения представителя М. по доверенности Г., просившего решение суда отменить, представителя прокуратуры РД Магомедова А.И., просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
установила:
Заместитель прокурора г. Махачкалы Залбеков М.М. обратился в суд с иском к ИП М. (ТЦ - Мегаполис) об обязании устранить нарушения противопожарной безопасности.
В обосновании иска указал, что в соответствии с поручением прокуратуры РД об организации проверок соблюдения законодательства о пожарной безопасности в торговых комплексах, досуговых детских организациях, на объектах культуры и спорта, а также в иных местах с массовым пребыванием людей, прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о противопожарной безопасности в торговом центре "Мегаполис" расположенном по адресу: г. Махачкалы, <адрес>. Отделом надзорной деятельности по Ленинскому району г. Махачкалы УНД и ПР ГУ МЧС России по РД выявлен целый ряд нарушений. Факт выявленных нарушений противопожарной безопасности свидетельствует о недостаточности мер, направленных на минимизацию последствий возможных актов терроризма.
В связи с чем просит признать бездействия ИП М. ТЦ "Мегаполис" и обязать устранить нарушения противопожарной безопасности, изложенные в информации N от 12.04.2018.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика М. по доверенности Г. просит отменить решение суда и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований прокурора Указывает, что суд необоснованно не учел доводы ответчика о том, что указанные в иске нарушения будут устранены в связи с чем просил предоставить срок для их устранения.
В соответствии со
ст. 327.1 ГПК РФ судебная коллегия рассматривает дело в пределах доводов апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судом, в соответствии с поручением прокуратуры Республики Дагестан от 27.03.2018 за N N об организации проверок соблюдения законодательства о пожарной безопасности в торговых комплексах, досуговых детских организациях, на объектах культуры и спорта, а также в иных местах с массовым пребыванием людей, прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о противопожарной безопасности в торговом центре "Мегаполис" расположенном по г. Махачкалы, <адрес>.
Отделом надзорной деятельности и профилактической работы N 1 по г. Махачкале УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Дагестан выявлены нарушения требований федеральных
закона N 69 от 21 декабря 1994 года "О пожарной безопасности" в редакции от 29 июля 2017 года, Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N от 25 апреля 2012 года. В торговом центре выявлены следующие нарушения, а именно:
Руководителем организации не разработаны и не утверждены инструкции о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII настоящих Правил, в том числе отдельно для каждого помещения по назначению (
ФЗ от 22.07.2008 г. N 123 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности ст. 4, ПИР в РФ п. 2);
Не представлен приказ ответственного за пожарную безопасность (ППР в РФ п. 4);
Работники допускаются к работе на объекте без прохождения обучения мерам пожарной безопасности (
ФЗ от 22.07.2008 г. N 123 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности ст. 4, ППР в РФ п. 3);
Отсутствует декларация пожарной безопасности (ст. 64 ФЗ N 123);
На системы автоматической установки пожарной сигнализации, системы оповещения людей о пожаре не представлена исполнительная документация (рабочий проект, лицензия фирмы, акт выполненных работ) (ППР в РФ п. 61);
На системы автоматической установки пожарной сигнализации, системы оповещения людей о пожаре не представлен договор на техническое обслуживание, а также проведения квартальной проверки работоспособности (ППР в РФ п. 61, 63);
Огнетушители, расположенные на объекте защиты не пронумерованы (ППР в РФ п. 475);
Руководитель организации не обеспечивает учет наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей ведется в специальном журнале произвольной формы (ППР в РФ, п. 478);
На дверцах шкафов внутреннего противопожарного водопровода не нанесены порядковые номера пожарных шкафов и номера телефона ближайшей пожарной части (Технический регламент ФЗ N 123 от 22 июля 2008 года
ст. 4, НПБ 151-2000
п. 4.15, ГОСТ Р 51844-2009
п. 5.20);
На объекте защиты не организовывается перекатка пожарных рукавов (не реже 1 раза в год), расположенных в пожарных шкафах внутреннего противопожарного водопровода. (ППР в РФ п. 57);
Местами провода автоматической пожарной сигнализации пересекаются с проводами электросети освещения (НПБ 88.2001
п. 12.67);
На объекте защиты, на путях эвакуации установлено недостаточное количество знаков пожарной безопасности (направления движения к эвакуационным выходам) (ППР в РФ п. 33);
На объекте защиты отсутствуют знаки с номером телефона для вызова пожарной охраны. (ППР в РФ п. 6);
На объекте защиты эвакуационные пути не обеспечены эвакуационным освещением, которое должно включаться автоматически при отключении при прекращении электропитания рабочего освещения (ППР в РФ, п. 43);
Направление движения к пожарным гидрантам и водоемам, являющимся источником противопожарного водоснабжения, не обозначены указателями с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения (ППР в РФ п. 55);
Под маршами лестничных клеток допускаются размещение кладовых помещений (Правила противопожарного режима в РФ п. 23);
Имеющаяся в здании автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения людей при пожаре на момент проверки находится в нерабочем состоянии, не представлены акты проверок работоспособности автоматических установок пожарной сигнализации (
НПБ 110-03, ФЗ N 123 Технический Регламент о требованиях,
НПБ 104-03,
СП 13130.2009); Правила противопожарного режима в РФ п. 61;
ФЗ от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности");
Здание и помещения не оборудованы системой автоматического пожаротушения (
ФЗ от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (СП 5.13130.2009
Таблица А.1);.
Руководитель организации не обеспечивает выполнение ремонтных работ проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты зданий и сооружений (автоматических установок пожарной сигнализации, систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией (Правила противопожарного режима в РФ п. 63);
Руководитель организации не обеспечивает устранение нарушений огнезащитных покрытий строительных конструкций, горючих отделочных материалов, а также не осуществляет проверку качества огнезащитной обработки (пропитки) в соответствии с инструкцией завода-изготовителя с составлением акта проверки качества огнезащитной обработки (пропитки). Проверка качества огнезащитной обработки (пропитки) не проводится не реже 1 раза в год (не представлен протокол испытаний деревянных конструкций) (ФЗ от 22.07,2008 г. N 123 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности ст. 4; Правила противопожарного режима в РФ п. 21);
По периметру кровли здания не предусмотрено ограждение в соответствие с
ГОСТ 25772 высотой не менее 0,6 м (
п. 8.11 СНиП 21-01-97, (Правила противопожарного режима в РФ п. 24);
На объекте с массовым пребыванием людей руководитель организации не обеспечивает наличие инструкции о действиях персонала по эвакуации людей при пожаре, а также проведение не реже 1 раза в полугодие практических тренировок лиц, осуществляющих свою деятельность на объекте (Правила противопожарного режима в РФ п. 12);
Руководитель организации не обеспечивает исправность источников внутреннего противопожарного водоснабжения и не организует проведение проверок их работоспособности не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов (не представлены акты проверок работоспособности) (Правила противопожарного режима в РФ п. 55);
Лестничные клетки этажей здания не отделены дверями, оборудованными устройствами для самозакрывания и уплотнением в притворах (СП 1.13130.2009,
п. 4.2.7; Правила противопожарного режима в РФ п. 23);
При эксплуатации эвакуационных путей и выходов не обеспечено соблюдение требований нормативных документов по пожарной безопасности, не все эвакуационные двери обеспечены световыми табло "ВЫХОД", имеющиеся световые указатели "ВЫХОД" частично находятся в неисправном состоянии ((ПНР РФ N 390 п. 33; СП 3.13130-2009
п. 5.2,
5.3);
Не определен порядок и сроки проведения работ по очистке вентиляционных камер, циклонов, фильтров и воздуховодов от горючих отходов с составлением соответствующего акта, при этом такие работы должны проводиться не реже 1 раза в год (не представлены акты) (Правила противопожарного режима в РФ п. 50);
Речевые оповещатели установлены на расстоянии менее 15 см от потолка (п. 4.4. СП 3,13130.2009);
Возле приемно-контрольного прибора автоматической пожарной сигнализации не вывешена инструкция о порядке действий дежурного персонала при получении сигналов о пожаре и неисправности установок противопожарной защиты (п. 64 ППР РФ ППРФ N 390);
Газоиспользующее оборудование не оборудовано системой контроля загазованности и обеспечения пожарной безопасности с автоматическим отключением подачи газа выводом сигнала на диспетчерский пункт или в помещение с постоянным присутствием персонала (ФЗ от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"
ст. 4; СП 62.13330-2011
п. 7.2);
Руководитель не обеспечивает исправность огнетушителей, периодичность их осмотра и проверки, а также своевременную перезарядку огнетушителей (ППР в РФ п. 478);
| | ИС МЕГАНОРМ: примечание. В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 4.2.1 СП 1.13130.2009, а не СП 3.13130.200. | |
Отсутствует второй эвакуационный выход с цокольного этажа здания (
п. 4.2.1 СП 3.13130.2009);
Контрольно-приемные приборы автоматической пожарной сигнализации не установлены в помещении и не защищены от несанкционированного доступа (п. 12.48 НГГБ 88-01);
На путях эвакуации 2-го этажа здания дополнительно установлены металлические двери, препятствующие свободной эвакуации (Правила противопожарного режима в РФ п. 35; п. 36);
На чердаке здания допускается хранение различного рода горючих материалов (ППР в РФ п. 23);
На чердаке здания эксплуатируются электропровода и кабели с видными нарушениями изоляции (ППР в РФ п. 42);
В соответствии со
ст. 37 Федерального закона Российской Федерации "О пожарной безопасности" руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Противопожарная безопасность является одним из видов общей безопасности, которая является предметом регулирования Федерального
закона N 390-ФЗ от 28 декабря 2010 г. "О безопасности" (далее - N 390-ФЗ).
Деятельность по обеспечению безопасности включает в себя разработку и применение комплекса оперативных и долговременных мер по выявлению, предупреждению и устранению угроз безопасности, локализации и нейтрализации последствий их проявления; финансирование расходов на обеспечение безопасности, контроль за целевым расходованием выделенных средств (п. п. 4 и 9 ст. 3 N 390-ФЗ).
Обеспечение и соблюдение установленных законодательством норм пожарной безопасности на объекте с массовым пребыванием людей является одним из мероприятий по профилактике терроризма.
В
ст. 2 Федерального закона от 6 марта 2006 г. N 35 "О противодействии терроризму" установлены требования, направленные на обеспечение и защиту граждан, минимизацию последствий возможных актов терроризма.
Принимая во внимание изложенные выше обстоятельства, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об удовлетворении заявленных истцом требований. Выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам, которым дана надлежащая правовая оценка.
При изложенных обстоятельствах оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь
ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Махачкалы от 13 июня 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.