Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 02.04.2018 N 22-КГ17-18 данное определение отменено, дело передано на новое рассмотрение в Промышленный районный суд г. Владикавказа Республики Северная Осетия - Алания.
Название документа
Апелляционное определение Верховного суда Республики Северная Осетия-Алания от 24.05.2017 по делу N 33-598/2017
Требование: О признании незаконным решения об отказе в постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, обязании принять на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Обстоятельства: Истец указал, что проходил службу в уголовно-исполнительной системе. Обратился с рапортом о принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Ему направлена выписка, согласно которой ему отказано в постановке на учет.
Решение: Требование удовлетворено.
Апелляционное определение Верховного суда Республики Северная Осетия-Алания от 24.05.2017 по делу N 33-598/2017
Требование: О признании незаконным решения об отказе в постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, обязании принять на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Обстоятельства: Истец указал, что проходил службу в уголовно-исполнительной системе. Обратился с рапортом о принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Ему направлена выписка, согласно которой ему отказано в постановке на учет.
Решение: Требование удовлетворено.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 мая 2017 г. по делу N 33-598/2017
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РСО - Алания в составе:
председательствующего Джиоева П.Г.,
судей Козаевой Т.Д. и Цалиевой З.Г.,
при секретаре Б.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ц.В. к Федеральной службе исполнения наказаний России (далее - ФСИН России) и Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по РСО - Алания (далее - УФСИН России по РСО - Алания) о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на состав семьи четыре человека, признании незаконными протоколов жилищных комиссий, обязании принять на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 08.07.2014 г. по апелляционной жалобе ФСИН России и УФСИН России по РСО - Алания на решение Промышленного районного суда г. Владикавказа РСО - Алания от 21 февраля 2017 года, которым постановлено:
Исковое заявление Ц.В. к Федеральной службе исполнения наказаний России и Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по РСО - Алания о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на состав семьи четыре человека, признании незаконными протоколов жилищных комиссий, обязании принять на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, - удовлетворить.
Признать незаконным решение ФСИН России и УФСИН России по РСО - Алания об отказе Ц.В. в постановке на учет для предоставления единовременной социальной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.
Признать за Ц.В. право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на состав семьи из четырех человек: Ц.В., Ц.А., Ц.К., Б.З.
Признать незаконными: протокол заседания жилищной комиссии ФСИН России N... от... года и протокол заседания жилищной комиссии УФСИН России по РСО - Алания N... от... года, в части касающейся отказа в постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения Ц.В.
Обязать Федеральную службу исполнения наказаний России принять на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения Ц.В. с 08.07.2014 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда РСО - Алания Джиоева П.Г., выслушав объяснения представителя ФСИН России и УФСИН России по РСО - Алания П., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения по доводам апелляционной жалобы Ц.В. и его представителя Г., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РСО - Алания
установила:
Ц.В. обратился в суд с иском к ФСИН России и УФСИН России по РСО - Алания о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на состав семьи четыре человека, признании незаконными протоколов жилищных комиссий, обязании принять на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 08.07.2014 г.
В обоснование иска указал, что с 14.06.2001 г. проходил службу в уголовно-исполнительной системе на должностях младшего начальствующего состава ФКУ ИК-1 УФСИН России по РСО - Алания. Общая продолжительность службы в календарном исчислении на 1.03.2014 г. составляла 14 лет и 8 месяцев. 8.07.2014 г. обратился с рапортом о принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. 7.09.2016 истцу направлена выписка из протокола заседания Комиссии ФСИН России от...., согласно которой ему отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных
п. 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 г. N 369, а именно, не представлена информация по сыну Альберту за последние 5 лет, не представлены справки БТИ.
В судебном заседании истец Ц.В. и его представить Г. иск поддержали, просили его удовлетворить.
Представитель ответчиков УФСИН России по РСО - Алания и ФСИН России - П. в судебном заседании исковые требования Ц.В. не признал.
21.02.2017 г. Промышленным районным судом г. Владикавказа РСО - Алания принято вышеуказанное решение, с которым не согласились ФСИН России и УФСИН России по РСО - Алания.
В апелляционной жалобе заявители просят отменить состоявшееся решение, считая его неправильным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Согласно
ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
В соответствии с
ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ) сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Согласно
п. 2 ч. 3 ст. 4 Федеральный закон от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
В силу
ч. 7 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются
Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369.
Пунктом 2 Правил предоставления единовременной социальной выплаты и
ч. 5 ст. 4 Федеральный закон от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи. Членами семьи сотрудника являются лица, указанные в
пунктах 1 -
3 ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ.
Согласно пункту 11 Правил предоставления единовременной социальной выплаты при наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на 1 члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со
статьями 31 и
69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником.
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в
ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ.
В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (
п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ).
Пунктом 5 Правил установлен перечень документов, необходимых для принятия сотрудника на учет для получения единовременной выплаты, среди которых в
подпункте "з" указаны: выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях, если по не зависящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения.
Как следует из материалов дела, прапорщик внутренней службы, младший инспектор 1 категории отдела безопасности ФКУ ИК-1 УФСИН России по РСО - Алания Ц.В. проходил службу в уголовно-исполнительной системе на должностях младшего начальствующего состава с 14.06.2001 г.
08.07.2014 г. Ц.В. обратился в комиссию ФСИН России с заявлением (рапортом) для постановки его на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии с
Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 г. N 369 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации".
Решением комиссии ФСИН России от 1.... Ц.В. было отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных
п. 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 г. N 369, а именно не представлена информация по сыну Альберту за последние 5 лет, не представлены справки БТИ.
Согласно с
ч. 1 ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В силу
п. 2 ст. 20 ГК РФ местом жительства несовершеннолетних детей, не достигших четырнадцати лет, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.
В соответствии со
статьей 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных
Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Статьей 2 названного Закона установлено, что местом жительства гражданина является жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В представленном ФСИН России учетном деле N... в отношении Ц.В. по получению единовременной социальной выплаты имеются выписки из домовой книги, согласно которым Ц.В. зарегистрирован по адресу: ... с 15.08.1997 г., его супруга Б.З. зарегистрирована по этому же адресу с 17.11.1998 г., их дети: сын - Ц.О., <...> г.р., зарегистрирован с 11.04.2006 г., дочь - Ц.К., <...> г.р., зарегистрирована с 8.02.2008 г. и сын - Ц.А., <...> г.р., зарегистрирован с 08.07.2011 г.
Судом установлено, что Ц.А. проживает совместно с родителями в указанном жилом доме с момента рождения.
Из содержания
ст. 20 ГК РФ,
статьей 2 и
3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации" следует, что регистрация не совпадает с понятием "место жительства", и сама по себе не может служить условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных
Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации. Регистрация является лишь одним из доказательств, подтверждающих факт нахождения гражданина по месту пребывания или по месту жительства.
Таким образом, отсутствие регистрации по месту жительства не исключает возможности установления судом места жительства гражданина на основе других доказательств, не обязательно исходящих от органа регистрационного учета.
Судебная коллегия считает, что с учетом фактических обстоятельств суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что отсутствие регистрации по месту проживания у несовершеннолетнего Ц.А. за последние 5 лет до подачи заявления - 08.07.2014 г. не может служить основанием для отказа в постановке истца на учет.
Кроме того, согласно
п. 10.1 Порядка формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, утвержденного Приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 29.08.2013 г. N 496 (действовавшего на момент обращения Ц.В. в комиссию), территориальные подкомиссии и подкомиссии осуществляли следующие функции: принятие документов для получения единовременной выплаты; проверку сведений, содержащихся в документах для получения единовременной выплаты; подготовку для направления в ФСИН России пакета документов для принятия решения о постановке сотрудников и граждан на учет для получения единовременной выплаты.
В целях выполнения возложенных на них функций осуществляли следующие основные полномочия: регистрировали рапорта и заявления; проводили проверки представленных документов для получения единовременной выплаты на предмет соответствия перечню, определенному в Правилах, а также установленному порядку их оформления в течение 15 рабочих дней со дня регистрации рапорта. При выявлении недостатков в вышеуказанных документах возвращают их сотрудникам и гражданам с указанием в письменном виде причин возврата (п. 10.2 Порядка).
При подаче Ц.В. 8.07.2014 г. заявления в территориальную подкомиссию каких-либо требований о необходимости предоставления дополнительных документов ему предъявлено не было.
Более того, как указывалось выше, вопреки установленному порядку заявление истца рассматривалось комиссией УФСИН России более двух лет; отказ в удовлетворении его заявления по мотиву отсутствия документа с учетом длительности рассмотрения заявления и отсутствия в течение указанного срока каких-либо требований о предоставлении документов, очевидно, свидетельствует о нарушении прав Ц.В.
При этом из представленных в суд первой инстанции истцом справок ГУП "Аланиятехинвентаризация" и АО "Ростехинвентаризация" - Федеральное БТИ за Ц.В., Ц.К., Б.З., Ц.О. на праве собственности в г. Владикавказе и по Пригородному району РСО - Алания объекты недвижимости имущества не числятся.
Поскольку представленные в дело документы полностью подтверждают те условия и основания, с которыми закон связывает право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья для определенной категории лиц, а также учитывая конкретные обстоятельства дела и принцип очередности реализации спорного права, суд обоснованно удовлетворил требования истца и признал право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на состав семьи из четырех человек, а также обязал ФСИН России принять на учет с 8.07.2014 г.
Доводы апелляционной жалобы основанием к отмене решения суда являться не могут, поскольку не опровергают выводов суда и не содержат предусмотренных
ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, а кроме того они направлены на иное толкование норм права и оценку добытых судом доказательств, надлежащая оценка которым была дана в решении суда первой инстанции, с которой судебная коллегия соглашается. Оснований для иной правовой оценки судебная коллегия не имеет.
Нарушений норм материального права и гражданско-процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по настоящему делу не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным и оснований к его отмене не имеется.
Руководствуясь
ст. ст. 327.1 ч. 1,
328 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РСО - Алания
определила:
Решение Промышленного районного суда г. Владикавказа РСО - Алания от 21 февраля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФСИН России и УФСИН России по РСО - Алания - без удовлетворения.
Председательствующий судья
П.Г.ДЖИОЕВ
Судьи
Т.Д.КОЗАЕВА
З.Г.ЦАЛИЕВА
Справка: решение вынесено по первой инстанции Промышленным районным судом г. Владикавказа РСО - Алания под председательством судьи Моргоевой Ф.Б.