Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 02.04.2018 N 22-КГ17-18
Требование: О признании незаконными решений уполномоченного органа, протоколов комиссии, признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, обязании поставить на учет на получение единовременной социальной выплаты.
Обстоятельства: Оспариваемыми решениями заявителю было отказано в постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных законом.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение, поскольку судом не учтено то, что наличие условий для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты определяется комиссией на основании приложенных к заявлению (рапорту) сотрудника документов.
Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 02.04.2018 N 22-КГ17-18
Требование: О признании незаконными решений уполномоченного органа, протоколов комиссии, признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, обязании поставить на учет на получение единовременной социальной выплаты.
Обстоятельства: Оспариваемыми решениями заявителю было отказано в постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных законом.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение, поскольку судом не учтено то, что наличие условий для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты определяется комиссией на основании приложенных к заявлению (рапорту) сотрудника документов.
Содержание
Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в пунктах 2 и 3 постановления от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 2 апреля 2018 г. N 22-КГ17-18
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Пчелинцевой Л.М.,
судей Жубрина М.А., Фролкиной С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 2 апреля 2018 г. гражданское дело по иску Цоциева Виталия Лазоевича к Федеральной службе исполнения наказаний, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Северная Осетия - Алания о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на состав семьи четыре человека, признании незаконными протоколов жилищных комиссий, обязании принять на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 8 июля 2014 г.
по кассационной жалобе представителя Федеральной службы исполнения наказаний и Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Северная Осетия - Алания Плиева Руслана Ивановича на решение Промышленного районного суда г. Владикавказа Республики Северная Осетия - Алания от 21 февраля 2017 г. и апелляционное
определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия - Алания от 24 мая 2017 г., которыми исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Жубрина М.А., выслушав возражения на кассационную жалобу истца Цоциева В.Л.,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Цоциев В.Л. через представителя по доверенности Айдарову И.И. 11 ноября 2016 г. обратился в суд с иском к Федеральной службе исполнения наказаний (далее - ФСИН России), Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Северная Осетия - Алания (далее - УФСИН России по Республике Северная Осетия - Алания) о признании незаконными решений комиссии ФСИН России и комиссии УФСИН России по Республике Северная Осетия - Алания об отказе Цоциеву В.Л. в постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, признании за Цоциевым В.Л. права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на состав семьи четыре человека, признании незаконными протокола комиссии УФСИН России по Республике Северная Осетия - Алания от 6 сентября 2016 г. N 13 и протокола комиссии ФСИН России от 1 марта 2016 г. N 12, обязании принять Цоциева В.Л. на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 8 июля 2014 г.
В обоснование заявленных требований Айдарова И.И. указала, что Цоциев В.Л. проходит службу в федеральном казенном учреждении "Исправительная колония N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Северная Осетия - Алания" в должности младшего инспектора 1 категории отдела безопасности, имеет звание прапорщика внутренней службы, выслугу лет в календарном исчислении более 14 лет.
В целях реализации права на обеспечение жилым помещением он 8 июля 2014 г. обратился в ФСИН России с рапортом о принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. К рапорту им были приложены документы для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее также - единовременная социальная выплата).
На заседании комиссии УФСИН России по Республике Северная Осетия - Алания по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам УФСИН России по Республике Северная Осетия - Алания единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее - подкомиссия УФСИН России по Республике Северная Осетия - Алания), 21 июля 2014 г. было постановлено направить учетное дело Цоциева В.Л. в комиссию ФСИН России на рассмотрение вопроса предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Решением комиссии ФСИН России от 1 марта 2016 г. (выписка из протокола N 12) Цоциеву В.Л. отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных
пунктом 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 (название - в редакции, действующей на момент рассмотрения комиссией ФСИН России рапорта Цоциева В.Л.) (далее также - Правила предоставления единовременной социальной выплаты, Правила).
По мнению Цоциева В.Л., данный отказ является незаконным, поскольку им представлен полный пакет документов, предусмотренных законом.
Решением Промышленного районного суда г. Владикавказа Республики Северная Осетия - Алания от 21 февраля 2017 г. исковые требования Цоциева В.Л. удовлетворены. Признано незаконным решение ФСИН России и УФСИН России по Республике Северная Осетия - Алания об отказе Цоциеву В.Л. в постановке на учет для предоставления единовременной социальной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения. За Цоциевым В.Л. признано право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на состав семьи из четырех человек: Цоциева Виталия Лазоевича, Цоциева Альберта Витальевича, Цоциевой Карины Витальевны, Багяевой Зенфиры Михайловны. Признаны незаконными: протокол заседания жилищной комиссии ФСИН России N 12 от 1 марта 2016 г. и протокол заседания жилищной комиссии УФСИН России по Республике Северная Осетия - Алания N 13 от 6 сентября 2016 г., в части касающейся отказа в постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения Цоциева В.Л. На Федеральную службу исполнения наказаний возложена обязанность принять на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения Цоциева В.Л. с 8 июля 2014 г.
Апелляционным
определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия - Алания от 24 мая 2017 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В поданной в Верховный Суд Российской Федерации кассационной жалобе представителя ФСИН России и УФСИН России по Республике Северная Осетия - Алания Плиева Р.И. ставится вопрос об отмене решения Промышленного районного суда г. Владикавказа Республики Северная Осетия - Алания от 21 февраля 2017 г. и апелляционного
определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия - Алания от 24 мая 2017 г., как незаконных.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы судьей Верховного Суда Российской Федерации Жубриным М.А. 30 октября 2017 г. дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и его же определением от 5 марта 2018 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились представители ФСИН России и УФСИН России по Республике Северная Осетия - Алания, сведений о причинах неявки не представили. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь
статьей 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, письменные возражения на нее Цоциева В.Л., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению, поскольку имеются основания для отмены в кассационном порядке судебных постановлений.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (
статья 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций были допущены такие нарушения норм права, и они выразились в следующем.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Цоциев В.Л. проходил службу в федеральном казенном учреждении "Исправительная колония N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Северная Осетия - Алания" в должности младшего инспектора 1 категории отдела безопасности, имеет звание прапорщика внутренней службы, его выслуга лет в календарном исчислении составляет более 14 лет.
Цоциев В.Л. состоит в зарегистрированном браке с Багяевой Зенфирой Михайловной с 1991 г., имеет сына Цоциева О.В. <...> года рождения, дочь Цоциеву К.В., <...> года рождения, сына Цоциева А.В., <...> года рождения.
Цоциев В.Л. с 15 августа 1997 г., супруга Багяева З.М. с 17 ноября 1998 г., сын Цоциев О. с 11 апреля 2006 г., дочь Цоциева К. с 8 февраля 2008 г., сын Цоциев А. с 8 июля 2011 г. постоянно зарегистрированы по адресу: <...>. Данное жилое помещение общей площадью 69,9 кв. м принадлежит на праве собственности Цоциевой М.А. - матери заявителя. В квартире постоянно зарегистрировано 8 человек.
8 июля 2014 г. Цоциев В.Л. обратился в ФСИН России с рапортом о принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с Федеральным
законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно выписке из протокола N 8 заседания подкомиссии УФСИН России по Республике Северная Осетия - Алания от 21 июля 2014 г. было постановлено направить учетное дело Цоциева В.Л. в комиссию ФСИН России для рассмотрения вопроса о предоставлении ему единовременной социальной выплаты.
Решением комиссии ФСИН России от 1 марта 2016 г., оформленным выпиской из протокола N 12, Цоциеву В.Л. отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных
пунктом 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369.
Отказ комиссии мотивирован тем, что заявитель Цоциев В.Л. не представил информацию о регистрации несовершеннолетнего сына А. по месту жительства за последние 5 лет, не представлены справки из бюро технической инвентаризации.
На заседании комиссии УФСИН России по Республике Северная Осетия - Алания по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам УФСИН России по Республике Северная Осетия - Алания единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения 6 сентября 2016 г. (протокол N 13) в связи с поступлением выписки из протокола заседания комиссии ФСИН России от 1 марта 2016 г. также было принято решение об отказе Цоциеву В.Л. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Цоциева В.Л. о признании незаконными решений комиссии ФСИН России и комиссии УФСИН России по Республике Северная Осетия - Алания об отказе в постановке его на учет на получение единовременной социальной выплаты, признании за Цоциевым В.Л. права на получение единовременной социальной выплаты на состав семьи четыре человека, признании незаконными протокола комиссии УФСИН России по Республике Северная Осетия - Алания от 6 сентября 2016 г. N 13 и протокола комиссии ФСИН России от 1 марта 2016 г. N 12, обязании принять Цоциева В.Л. на учет на получение единовременной социальной выплаты с 8 июля 2014 г., суд первой инстанции ссылался на положения
статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации,
статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации",
Правил предоставления единовременной социальной выплаты,
Порядка формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, утвержденного Приказом ФСИН России от 29 августа 2013 г. N 496 (далее - Порядок формирования и работы комиссий), действующего на момент обращения истца с рапортом о принятии на учет, и пришел к выводу, что решения комиссий ФСИН России и УФСИН России по Республике Северная Осетия - Алания об отказе Цоциеву В.Л. в постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты являются необоснованными и не соответствующими положениям нормативных актов, регламентирующих спорные отношения.
При этом суд первой инстанции исходил из того, что сын истца Цоциев А. проживает по месту регистрации отца с момента рождения. Поскольку на момент подачи Цоциевым В.Л. документов в комиссию ФСИН России несовершеннолетнему Цоциеву А. исполнилось 14 лет, и у него в течение предшествующих пяти лет по закону не должно быть другого места жительства, кроме места жительства и регистрации его родителей, то, по мнению суда, отказ в постановке истца на учет на получение социальной выплаты для приобретения жилья по данному основанию является неправомерным.
Суд указал, что справки из бюро технической инвентаризации были необходимы для установления отсутствия у Цоциева В.Л. и членов его семьи зарегистрированных прав на жилые помещения до 20 июня 1998 г. (до момента образования учреждения по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в Республике Северная Осетия - Алания). Между тем в судебном заседании истец подтвердил отсутствие зарегистрированных прав на жилые помещения за ним и членами его семьи до начала государственной регистрации прав в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним в Республике Северная Осетия - Алания.
Принимая во внимание, что Цоциев В.Л. с членами своей семьи (супругой и тремя детьми) проживает в принадлежащем его матери Цоциевой М.А. жилом помещении, в котором на одного члена семьи приходится менее 15 кв. м общей площади жилого помещения, у Цоциева В.Л. и членов его семьи отсутствуют зарегистрированные права на жилые помещения, а также полагая, что отсутствие сведений о регистрации его несовершеннолетнего сына А. по месту жительства до 8 июля 2011 г. не может являться препятствием для реализации права истца на получение единовременной социальной выплаты с учетом совместно проживающих с ним членов семьи, так как в силу
пункта 2 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства несовершеннолетних детей признается место жительства их родителей, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии у Цоциева В.Л. права на постановку на учет для получения единовременной социальной выплаты с даты подачи им 8 июля 2014 г. рапорта с приложением документов в комиссию ФСИН России.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций об удовлетворении исковых требований Цоциева В.Л. основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, а также сделаны с существенным нарушением норм процессуального права.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным
законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
В соответствии с
частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Право сотрудника учреждений и органов уголовно-исполнительной системы на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в
части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (
пункт 1 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ); является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (
пункт 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ); проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения (
пункт 3 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ); является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (
пункт 4 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ); проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения (
пункт 5 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ); проживает в общежитии (
пункт 6 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ); проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в зарегистрированном браке (
пункт 7 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Часть 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ предусматривает, что сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В данной правовой
норме приведен примерный перечень действий сотрудника и (или) членов его семьи, которые относятся к намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий сотрудника.
Согласно
пункту 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии установления нуждаемости сотрудника в жилом помещении по основаниям, названным в
части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (
часть 5 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу
части 6 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 утверждены
Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации.
Согласно
пункту 4 Правил предоставления единовременной социальной выплаты принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со
статьями 31 и
69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
К заявлению прилагаются документы, перечисленные в
пункте 5 Правил, в том числе копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации) (
подпункт "б" пункта 5 Правил); выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы (в случаях, если по не зависящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения (
подпункт "з" пункта 5 Правил); документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений (
подпункт "и" пункта 5 Правил).
Копии документов, указанные в
пункте 5 Правил, должны быть заверены в установленном порядке или представлены с предъявлением оригиналов документов (
пункт 6 Правил).
По смыслу приведенных нормативных положений, комиссия принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты при установлении его нуждаемости в жилом помещении по одному из условий, определенных
частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет при отсутствии соответствующих условий. При этом наличие таких условий для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты определяется комиссией на основании приложенных к заявлению сотрудника копий документов, перечисленных в
пункте 5 Правил и заверенных в установленном порядке.
Действующим правовым регулированием определен перечень необходимых документов для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты и требования к оформлению этих документов. При этом органам ФСИН России не предоставлено право запрашивать, а сотрудникам - право представлять документы для постановки на такой учет по своему усмотрению взамен тех документов, которые предусмотрены
Правилами.
Сотрудник обязан сообщить комиссии обо всех известных ему обстоятельствах, которые могут препятствовать принятию его на учет, пребыванию на таком учете и получению выплаты, а также об обстоятельствах, которые могут повлиять на ее размер. При этом, если соискатель единовременной социальной выплаты продолжает отвечать требованиям, позволяющим ему претендовать на ее получение, он не теряет право получить данную выплату при наличии соответствующих бюджетных ассигнований (
определение Конституционного Суда Российской Федерации от 3 марта 2015 г. N 416-О).
Несоблюдение сотрудником установленных
Правилами требований при обращении в соответствующий орган для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты как обстоятельство, препятствующее определению его нуждаемости в жилом помещении, дает право комиссии для отказа в постановке сотрудника на такой учет.
Помимо нуждаемости в жилом помещении обязательным условием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения является несовершение им или членами его семьи намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к созданию нуждаемости сотрудника в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Если такие действия сотрудником или членами его семьи были совершены, то он может быть принят на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения таких действий.
Аналогичные положения содержатся в
статье 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Судом первой инстанции приведенные нормативные положения в их системной взаимосвязи к спорным отношениям не применены.
Из материалов дела следует, что основанием для отказа комиссии ФСИН России в постановке Цоциева В.Л. на учет для получения единовременной социальной выплаты послужило непредставление заявителем в полном объеме документов, предусмотренных
пунктом 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, а именно информации о регистрации сына Цоциева В.Л. - Цоциева А. по месту жительства за последние 5 лет; справок из бюро технической инвентаризации.
Делая вывод о том, что такой отказ не соответствует положениям нормативных актов, регулирующих спорные отношения, суд первой инстанции не учел, что наличие условий для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты определяется комиссией на основании приложенных к заявлению (рапорту) сотрудника документов, перечисленных в
пункте 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты.
Между тем несоблюдение Цоциевым В.Л. установленных названными
правилами требований при обращении с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, а именно непредставление им сведений о регистрации члена семьи (несовершеннолетнего сына) за последние пять лет до подачи рапорта и справок из бюро технической инвентаризации, лишило комиссию ФСИН России возможности установить наличие у Цоциева В.Л. оснований, предусмотренных
статьей 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, для постановки его с составом семьи из четырех человек на учет для получения единовременной социальной выплаты, в том числе установить несовершение им или членами его семьи намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к созданию нуждаемости сотрудника в жилом помещении.
Нельзя признать правильным и вывод суда первой инстанции со ссылкой на
пункт 2 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации о том, что, поскольку на момент подачи Цоциевым В.Л. документов несовершеннолетнему Цоциеву А. исполнилось 14 лет, то у него в течение предшествующих пяти лет по закону не должно быть другого места жительства, кроме места жительства и регистрации его родителей, в связи с чем отсутствие документов со сведениями о регистрации несовершеннолетнего сына Цоциева В.Л. по месту жительства или месту пребывания за последние пять лет не препятствует реализации права истца на получение единовременной социальной выплаты.
Пунктом 2 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации определяется понятие "место жительства несовершеннолетних граждан или граждан, находящихся под опекой" - это место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов. Однако при решении вопроса о постановке Цоциева В.Л. с членами его семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения юридически значимым является не определение места жительства несовершеннолетнего сына Цоциева В.Л. в соответствии с
пунктом 2 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, а представление Цоциевым В.Л. вместе с заявлением (рапортом) документов, перечисленных в
пункте 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты и содержащих необходимые сведения о регистрации по месту жительства членов его семьи (в том числе и несовершеннолетнего сына) за последние 5 лет до подачи заявления (рапорта) в комиссию.
В связи с этим выводы судов первой и апелляционной инстанций о несоответствии решения комиссии ФСИН России и подкомиссии УФСИН России по Республике Северная Осетия - Алания об отказе Цоциеву В.Л. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты положениям нормативных актов, регламентирующих спорные отношения, неправомерны.
Судом первой инстанции также были допущены существенные нарушения норм процессуального права.
Решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании (
части 1,
2 статьи 195 ГПК РФ).
При принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению (
часть 1 статьи 196 ГПК РФ).
Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в
пунктах 2 и
3 постановления от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (
часть 1 статьи 1,
часть 3 статьи 11 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (
статьи 55,
59 -
61,
67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Из изложенных норм процессуального закона и разъяснений по их применению следует, что выводы суда об установленных им фактах должны быть основаны на доказательствах, исследованных в судебном заседании.
В нарушение приведенных процессуальных норм и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г.
N 23 "О судебном решении" вывод суда первой инстанции о том, что имеются основания для возложения на ФСИН России обязанности поставить Цоциева В.Л. на учет для получения единовременной социальной выплаты с 8 июля 2014 г., сделан в отсутствие необходимых доказательств.
Так, в материалах дела находится копия выписки из домовой книги по адресу: <...>, представленная Цоциевым В.Л. в подкомиссию УФСИН России по Республике Северная Осетия - Алания с рапортом о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, из которой следует, что сын истца Цоциев А., <...> года рождения зарегистрирован по месту жительства в указанном жилом помещении с 8 июля 2011 г. (л.д. 90). Сведения же о регистрации по месту жительства сына Цоциева В.Л. до указанной даты, то есть за последние 5 лет до подачи им рапорта о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, как предусмотрено
пунктом 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, в материалах дела отсутствуют.
Представленные в суд первой инстанции справки государственного унитарного предприятия "Аланиятехинвентаризация" и Северо-Кавказского филиала АО "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" об отсутствии за Цоциевым В.Л., Цоциевой К.В., Багяевой З.М., Цоциевым О.В. зарегистрированных прав на объекты недвижимого имущества в г. Владикавказе и Пригородном районе Республики Северная Осетия - Алания не свидетельствуют о том, что данные документы были представлены Цоциевым В.Л. в комиссию ФСИН России 8 июля 2014 г. вместе с рапортом о принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
В силу приведенного выше правового регулирования определение нуждаемости сотрудника и членов его семьи в жилом помещении и, как следствие, признание за таким сотрудником права на постановку на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляются на основании представленных сотрудником документов, перечисленных в
пункте 5 Правил и заверенных в установленном порядке.
Поскольку Цоциевым В.Л., претендующим на получение спорной выплаты, в подкомиссию УФСИН России по Республике Северная Осетия - Алания не были представлены документы, содержащие необходимые сведения с места жительства члена его семьи (несовершеннолетнего сына) в определенный период за последние 5 лет до подачи рапорта о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты, а также не были представлены справки из бюро технической инвентаризации, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности Цоциева В.Л. и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что выводы суда первой инстанции о необоснованности решения комиссии ФСИН России, а также комиссии УФСИН России по Республике Северная Осетия - Алания об отказе Цоциеву В.Л. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты и о наличии у Цоциева В.Л. права быть принятым на такой учет с даты подачи им соответствующего рапорта (с 8 июля 2014 г.) являются неправомерными.
Допущенные судом первой инстанции существенные нарушения норм материального и процессуального права не были устранены и судом апелляционной инстанции.
Учитывая изложенное решение суда первой инстанции и определение суда апелляционной инстанции об удовлетворении исковых требований Цоциева В.Л. нельзя признать законными. Они приняты с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно
статье 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами права, требованиями процессуального закона и установленными по делу обстоятельствами.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь
статьями 387,
388,
390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
определила:
решение Промышленного районного суда г. Владикавказа Республики Северная Осетия - Алания от 21 февраля 2017 г. и апелляционное
определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия - Алания от 24 мая 2017 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Промышленный районный суд г. Владикавказа Республики Северная Осетия - Алания.