Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Кассационным
определением Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 14.12.2023 N 88а-11660/2023 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Верховного суда Республики Северная Осетия-Алания от 19.07.2023 по делу N 33а-1674/2023 (УИД 15RS0011-01-2022-008130-67)
Категория: Споры с органами власти.
Требования: О признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер к обеспечению пожарной безопасности и антитеррористической защищенности учащихся общеобразовательного учреждения.
Обстоятельства: По результатам проверки прокурором было установлено, что образовательное учреждение не было оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией либо автономной системой (средством) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте, о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, кроме того, прокурором были выявлены грубые нарушения требований пожарной безопасности.
Решение: Удовлетворено.
Апелляционное определение Верховного суда Республики Северная Осетия-Алания от 19.07.2023 по делу N 33а-1674/2023 (УИД 15RS0011-01-2022-008130-67)
Категория: Споры с органами власти.
Требования: О признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер к обеспечению пожарной безопасности и антитеррористической защищенности учащихся общеобразовательного учреждения.
Обстоятельства: По результатам проверки прокурором было установлено, что образовательное учреждение не было оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией либо автономной системой (средством) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте, о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, кроме того, прокурором были выявлены грубые нарушения требований пожарной безопасности.
Решение: Удовлетворено.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 июля 2023 г. по делу N 33а-1674/2023
Дело N 2а-1486/2023
Судья: Кабалоев А.К.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Северная Осетия - Алания в составе:
председательствующего Хадонова С.З.,
судей Дзуцевой Ф.Б. и Ортабаева М.Б.,
при секретаре М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе АМС г. Владикавказа на решение Советского районного суда г. Владикавказа Республики Северная Осетия - Алания от 23 января 2023 года, которым постановлено:
исковые требования прокурора Северо-Западного района г. Владикавказ, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации местного самоуправления г. Владикавказа и Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детский сад N 176 г. Владикавказа, выразившееся в непринятии необходимых мер к обеспечению пожарной безопасности и антитеррористической защищенности учащихся общеобразовательного учреждения.
Обязать АМС г. Владикавказа произвести финансирование МБДОУ Детский сад N 176 г. Владикавказа, в объеме достаточном для устранения выявленных нарушений пожарной безопасности и антитеррористической защищенности.
Обязать МБДОУ Детский сад N 176 г. Владикавказа не позднее двух месяцев с момента финансирования указанных мероприятий Администрацией местного самоуправления г. Владикавказа устранить выявленные нарушения пожарной и антитеррористической безопасности, а именно в соответствии с:
- п. 24 (д) Требований, объект оборудовать системой оповещения и управления эвакуацией либо автономной системой (средством) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте, о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации;
- п. 25 (в) Требований, оборудовать на 1-м этаже помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации).
- п. 54 Правил, на объекте защиты хранить техническую документацию на системы противопожарной защиты;
- п. 48 Правил, представить документы, подтверждающие проведение проверки внутреннего противопожарного водопровода в части водоотдачи;
- п. 13 Правил, представить документы, подтверждающие проведение проверки качества огнезащитной обработки (пропитки) деревянных конструкций кровли.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда РСО-Алания Хадонова С.З., выслушав возражения по доводам апелляционной жалобы представителя административного истца - Н., судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Северная Осетия - Алания
установила:
прокурор Северо-Западного района г. Владикавказ РСО-Алания обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту интересов несовершеннолетних и неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад N 176 г. Владикавказа и АМС г. Владикавказа о признании незаконным бездействия и обязании администрации местного самоуправления г. Владикавказа произвести финансирование МБДОУ Детский сад N 176, в объеме достаточном для устранения выявленных нарушений пожарной безопасности и антитеррористической защищенности, обязании МБДОУ Детский сад N 176 г. Владикавказа устранить нарушения пожарной и антитеррористической безопасности.
В обоснование административного иска указал, что Прокуратурой проведена проверка на предмет соблюдения требований действующего законодательства о пожарной и антитеррористической безопасности в МБДОУ Детский сад N 176.
Учредителем Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детский сад N 176 является Управление образования Администрации г. Владикавказа (далее - Управление).
В соответствии с п. 1.1 Положения об Управлении образования Администрации местного самоуправления г. Владикавказа, утвержденного решением Собранием представителей г. Владикавказа от 19.02.2016 г. N 20/113 (далее - Положение), Управление является отраслевым структурным подразделением Администрации местного самоуправления г. Владикавказа, осуществляющим полномочия в области управления муниципальной системой дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, дополнительного образования детей, организационного, кадрового и информационного обеспечения деятельности муниципальных образовательных организаций г. Владикавказа.
В силу п. 1.3 Положения Управление образования наделено правами юридического лица,
Согласно п/п. 3.19 п. 3 Положения, к полномочиям Управления относится, в том числе, обеспечение содержания зданий и сооружений подведомственных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В соответствии п/п. 7.1 п. 7 Положения, финансирование деятельности Управления осуществляется за счет муниципального образования на основании бюджетной сметы Управления, составляемой на каждый финансовый год.
Возложение обязанности по обеспечению финансирования мероприятий, направленных на устранение нарушений пожарной безопасности и антитеррористической защищенности не противоречит закону, соответствует компетенции Управления (отраслевого структурного подразделения АМС г. Владикавказа).
В ходе проверки в МБДОУ Детский сад N 176 установлено, что руководством образовательного учреждения не в полной мере обеспечивается антитеррористическая защищенность образовательного учреждения, а именно, в нарушение:
-
п. 24 (д) Требований, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 N 1006 "Об утверждении антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)" (далее - Требования), объект не оборудован системой оповещения и управления эвакуацией либо автономной системой (средством) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте, о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций.
-
п. 25 (в) Требований, не оборудовано на 1-м этаже помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии РФ (подразделения вневедомственной охраны национальной гвардии РФ).
Также выявлены грубые нарушения исполнения требования пожарной безопасности. В частности, вопреки:
-
п. 54 Правил противопожарного режима, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479 (далее - Правила) и
ч. 3 ст. 83 Федерального закона от 22 июля 2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ) на объекте защиты не хранится техническая документация на системы противопожарной защиты;
-
п. 48 Правил, на момент обследования не представлены документы, подтверждающие проведение проверки внутреннего противопожарного водопровода в части водоотдачи;
-
п. 13 Правил, на момент обследования не представлены документы, подтверждающие проведение проверки качества огнезащитной обработки (пропитки) деревянных конструкций кровли.
Выявленные нарушения свидетельствуют о не соблюдении основных принципов противодействия терроризму, предусмотренных
ст. ст. 2 и
3 Закона N 35-ФЗ и
Закона N 69-ФЗ для обеспечения защиты, основных прав и свобод человека и гражданина, приоритета мер предупреждения терроризма, минимизации последствий его проявления.
Исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности объектов является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.
Данные нарушения влекут за собой отступление от основ противодействия терроризму, а именно выражаются в не принятии мер к минимизации последствий проявления терроризма, в отсутствие приоритета мер предупреждения терроризма, в не обеспечении и защиты основных прав и свобод человека и гражданина, не осуществляется системность и комплексное использование политических, информационно пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму.
Подобные действия грубо нарушают конституционные права несовершеннолетних.
Выявленные нарушения являются недопустимыми и могут повлечь за собой необратимые последствия.
На основании изложенного, административный истец просил признать незаконным бездействие Администрации местного самоуправления г. Владикавказа и Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детский сад N 176 г. Владикавказа, выразившееся в непринятии необходимых мер к обеспечению пожарной безопасности и антитеррористической защищенности учащихся общеобразовательного учреждения.
Обязать АМС г. Владикавказа произвести финансирование Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детский сад N 176 г. Владикавказа, в объеме достаточном для устранения выявленных нарушений пожарной безопасности и антитеррористической защищенности.
Обязать Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад N 176 г. Владикавказа не позднее двух месяцев с момента финансирования указанных мероприятий Администрацией местного самоуправления г. Владикавказа устранить выявленные нарушения пожарной и антитеррористической безопасности, а именно в соответствии с:
-
п. 24 (д) Требований, объект оборудовать системой оповещения и управления эвакуацией либо автономной системой (средством) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте, о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;
-
п. 25 (в) Требований, оборудовать на 1-м этаже помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации);
-
п. 54 Правил, на объекте защиты хранить техническую документацию на системы противопожарной защиты;
-
п. 48 Правил, представить документы, подтверждающие проведение проверки внутреннего противопожарного водопровода в части водоотдачи;
-
п. 13 Правил, представить документы, подтверждающие проведение проверки качества огнезащитной обработки (пропитки) деревянных конструкций кровли.
Представитель административного истца, помощник прокурора Северо-Западного района г. Владикавказ Икоев А.Р. в судебном заседании исковые требования поддержал и просил об их удовлетворении по изложенным в исковом заявлении доводам.
Ответчик в лице заведующей МБДОУ Детский сад N 176 г. Владикавказ Г. в представленном суду заявлении указала на признание исковых требований и просила рассмотреть дело без ее участия.
Представители АМС г. Владикавказа и Управления образования АМС г. Владикавказа о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, о причине неявки не сообщили и об отложении рассмотрения дела на другой срок не просили.
Судом постановлено приведенное выше решение.
АМС г. Владикавказа не согласилась с решением суда, обжаловав его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе представитель заявителя просит отменить решение Советского районного суда г. Владикавказа от 23.01.2023 года, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований прокурора Северо-Западного района г. Владикавказа отказать.
В своих возражениях на апелляционную жалобу, помощник прокурора Северо-Западного района г. Владикавказа Икоев А.Р. просит решение Советского районного суда г. Владикавказа оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителя административного истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу
п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Частью 7 ст. 28 Закона N 273-ФЗ установлено, что образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в том числе, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии со
ст. 41 Закона N 273-ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя, среди прочего, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В соответствии с
пунктами 7.1,
8,
10,
13,
части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма и экстремизма в границах муниципального, городского округа; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального, городского округа; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального, городского округа; организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержание детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.
В силу
пункта 5 ч. 1 ст. 9 Закона N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности объектов является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в ходе проведенной проверки в МБДОУ N 176 установлено, что руководством образовательного учреждения не в полной мере обеспечивается пожарная и антитеррористическая защищенность образовательного учреждения, а именно, в нарушение:
-
п. 24 (д) Требований, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 N 1006 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)" (далее - Требования), объект не оборудован системой оповещения и управления эвакуацией либо автономной системой (средством) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте, о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
-
п. 25 (в) Требований, не оборудовано на 1-м этаже помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии РФ (подразделения вневедомственной охраны национальной гвардии РФ).
Также выявлены грубые нарушения исполнения требования пожарной безопасности, а именно в нарушение:
-
п. 54 Правил противопожарного режима, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479 (далее - Правила) и
ч. 3 ст. 83 Федерального закона от 22 июля 2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ) на объекте защиты не хранится техническая документация на системы противопожарной защиты;
-
п. 48 Правил, на момент обследования не представлены документы, подтверждающие проведение проверки внутреннего противопожарного водопровода в части водоотдачи;
-
п. 13 Правил, на момент обследования не представлены документы, подтверждающие проведение проверки качества огнезащитной обработки (пропитки) деревянных конструкций кровли.
Выявленные нарушения влекут за собой отступление от основ противодействия терроризму, а именно выражаются в не принятии мер к минимизации последствий проявления терроризма, в отсутствие приоритета мер предупреждения терроризма, в не обеспечении и защиты основных прав и свобод человека и гражданина, не осуществляется системность и комплексное использование политических, информационно - пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму.
В связи с изложенным, суд обоснованно посчитал, что подобные действия грубо нарушают конституционные права несовершеннолетних, а выявленные нарушения являются недопустимыми и могут повлечь за собой необратимые последствия.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что административные исковые требования прокурора Северо-Западного района г. Владикавказа РСО-Алания, подлежат удовлетворению, поскольку отсутствуют обстоятельства, освобождающие административных ответчиков от исполнения требований пожарной и антитеррористической безопасности.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции и оценкой исследованных им доказательств, поскольку выводы суда первой инстанции мотивированы, соответствуют всем обстоятельствам дела, согласуются между собой и подтверждаются собранными по делу доказательствами, сделаны при правильном определении юридически значимых обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, а также надлежащей оценке представленных доказательств и основаны на нормах права.
Оснований для иной оценки фактических обстоятельств и представленных по делу доказательств, судебная коллегия не усматривает. Нарушений норм процессуального права, в том числе регулирующих процесс доказывания не имеется.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые бы не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения решения по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения.
определила:
решение Советского районного суда г. Владикавказа от 23 января 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу АМС г. Владикавказа - без удовлетворения.
Кассационная жалоба, представление могут быть поданы через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Пятый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
С.З.ХАДОНОВ
Судьи
Ф.Б.ДЗУЦЕВА
М.Б.ОРТАБАЕВ