Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 16.05.2024 по делу N 88-3474/2024 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики от 20.12.2023 N 33-1784/2023 (УИД 09RS0001-01-2023-000386-36)
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: О признании недействительным решения об отказе в назначении пенсии.
Обстоятельства: Оспариваемым решением заявителю отказано в назначении досрочной пенсии в связи с осуществлением деятельности в противопожарной службе ввиду отсутствия у заявителя требуемого стажа на соответствующих видах работ.
Решение: Отказано.
Апелляционное определение Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики от 20.12.2023 N 33-1784/2023 (УИД 09RS0001-01-2023-000386-36)
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: О признании недействительным решения об отказе в назначении пенсии.
Обстоятельства: Оспариваемым решением заявителю отказано в назначении досрочной пенсии в связи с осуществлением деятельности в противопожарной службе ввиду отсутствия у заявителя требуемого стажа на соответствующих видах работ.
Решение: Отказано.
ВЕРХОВНЫЙ СУД КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 декабря 2023 г. N 33-1784/2023
Дело N 2-3448/2023
УИД - 09RS0001-01-2023-000386-36
Судья: Джанибеков Р.М.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики в составе:
председательствующего - Лайпанова А.И.,
судей - Адзиновой А.Э., Сыч О.А.,
при секретаре судебного заседания - Т.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Ж. на решение Черкесского городского суда КЧР от 09 октября 2023 года по гражданскому делу N 2-3448/2023 по исковому заявлению Ж. к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике о признании незаконным и необоснованным решения (ответа) от 19.08.2022 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда КЧР - Лайпанова А.И., объяснения представителя Ж. - Ч.Т., судебная коллегия,
установила:
Ж. обратился в суд с иском к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике о признании незаконным и необоснованным решения (ответа) от 19.08.2022 года.
В обоснование заявленных требований Ж. указал, что он не согласен с ответом отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике от 19.08.2022 на заявление о включении рабочего стажа в страховую пенсию, а именно по периоду работы с 01.01.2005 по 05.03.2008.
Истец указывает, что право на досрочное назначение страховой пенсии в соответствии с
п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" имеют мужчины и женщины по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и условий труда. В соответствии со справкой, предоставленной ФГКУ "1 отряд федеральной противопожарной службы по КЧР МЧС России", стаж работы, дающий право на льготное пенсионное обеспечение Ж. составляет 28 лет 3 месяца и 5 дней. Также, исходя из данной справки, можно сделать вывод о том, что с 1990 года по 2018 год Ж. постоянно имел одно место работы, характер его деятельности не изменялся, так же как не изменялась трудовая нагрузка по должности, в связи с чем, изменение ведомственной принадлежности учреждения не может служить основанием для отказа в назначении досрочной трудовой пенсии, так как это будет ущемлением его пенсионных прав, предусмотренных Федеральным
законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также ущемлением права на получение пенсионного обеспечения на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений, предусмотренных
ст. 75 Конституции РФ.
Вышеуказанное решение ПФР КЧР нарушает принципы справедливости и юридического равенства, так как лишает стажа для получения досрочной страховой пенсии гражданина, в связи с ведомственной принадлежностью. Согласно Федеральному
закону от 22 августа 1995 года N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", спасатели профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, созданных в федеральных органах исполнительной власти Российской Федерации, в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, имеют одинаковый статус, выполняют одни и те же аварийно-спасательные работы, наделены одинаковыми правами и обязанностями. Как было отмечено Конституционным Судом Российской Федерации, "государство, приняв на себя определенные публично-правовые обязательства, не может произвольно отказываться от их выполнения. Иное означало бы нарушение принципов справедливости, правового и социального государства. Из этого следуют обязанности законодателя при изменении правового регулирования сохранять признанный государством объем возмещения вреда, достигнутый уровень защиты прав и свобод граждан, гарантий их социальной защищенности" (Определения Конституционного Суда РФ от 1 декабря 2005 г. N 462-0, от 27 декабря 2005 г. N 502-0, от 4 апреля 2006 г. N 89-0).
Необходимо отметить, что все документы (приказы, книги учета приказов) были переданы в МЧС России по КЧР, которое в результате представило справку о возможности выхода на льготную пенсию. Данные документы были сформированы и направлены в Пенсионный Фонд России, где Ж. назначили пенсию, при этом Пенсионный Фонд неоднократно запрашивал сведения в МЧС России.
Основанием к составлению заявления о включении рабочего стажа в страховую пенсию Ж. послужило решение государственного учреждения-отделения пенсионного бонда Российской Федерации по КЧР от 29.12.2021 об исключении рабочего стажа, лающего право на досрочную страховую пенсию по старости Ж. в размере 3-х лет 2-х месяцев и 5-ти дней, а именно периода работы с 01.01.2005 по 05.03.2008 В данном решении государственного учреждения-отделения пенсионного фонда Российской Федерации по КЧР от 29.12.2021 прописано следующее: "С исключением периода работы с 01.01.2005 по 05.03.2008 из стажа работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии, Ваш стаж на этих работах на дату назначения досрочной страховой пенсии (09.08.2018) составил 25 лет 01 месяц". Таким образом, государственное учреждение-отделение пенсионного фонда Российской Федерации по КЧР незаконно и необоснованно лишило Ж. рабочего стажа в размере 3-х лет 2-х месяцев и 5-ти дней при том, что в данный период времени из заработной платы истца регулярно отчислялись взносы в пенсионный фонд России.
В указанном случае нарушено фундаментальное право Ж. на гарантированное социальное обеспечение по возрасту, предусмотренное
ст. 39 Конституции Российской Федерации, "каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту". Истец указывает, что не только работал в особо сложных условиях, но каждый день рисковал своей жизнью. Он имеет 4 государственные награды. К ним относятся: 1) награждение памятной медалью "85 лет гражданской обороне"; 2) награждение памятной медалью МЧС России "Маршал Ч.В."; 3) награждение медалью МЧС России "25 лет МЧС России"; 4) награждение медалью МЧС России "20 лет МЧС России". Также Ж. награжден знаком "Отличный пожарный" приказом Министра по делам ГО и ЧС по КЧР N 78 от 26.04.2004.
Данные награды подтверждают, что Ж. в период с 01.01.2005 по 05.03.2008 имел одинаковые должностные обязанности и условия труда, как до указанного периода, так и после. Также в этом решении ПФР КЧР предлагает Ж. в добровольном порядке вернуть излишне уплаченную сумму в размере 68 467,00 руб.
На основании изложенного Ж. просил суд: признать незаконным и необоснованным ответ отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике от 19.08.2022 на заявление о включении рабочего стажа в страховую пенсию Ж., а именно период работы с 01.01.2005 по 05.03.2008; обязать отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике устранить допущенные нарушения путем зачисления в рабочий стаж Ж., дающего право на досрочную страховую пенсию по старости, периода работы с 01.01.2005 по 05.03.2008.
Решением Черкесского городского суда КЧР от 09 октября 2023 года в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе Ж. просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении иска, поскольку судом были нарушены нормы материального и процессуального права. В обоснование жалобы указывает, что спасатели профессиональных аварийно-спасательных служб, созданных в федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления - имеют одинаковый статус, однако, судом первой инстанции данное положение закона не применено к спорным правоотношениям. Ж. выполнял одинаковый объем работы на протяжении всей работы в органах МЧС РФ. Государство, при изменении правового регулирования не может произвольно отказаться от своих публично-правовых обязанностей и сохранять признанный объем возмещения вреда.
В возражениях на апелляционную жалобу ответчик просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель Ж. в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.
Остальные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, об отложении рассмотрения дела на другой срок не ходатайствовали, были надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела.
В силу
ч. 1 и
ч. 2 ст. 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в обжалуемой части, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к выводу, что имеются основания, предусмотренные
ст. 330 ГПК РФ, для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.
В силу
ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных
приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации и замещаемые на постоянной основе государственные должности субъектов Российской Федерации (далее - государственные должности), замещаемые на постоянной основе муниципальные должности (далее - муниципальные должности), должности государственной гражданской службы Российской Федерации и должности муниципальной службы (далее - должности государственной гражданской и муниципальной службы), страховая пенсия по старости назначается по достижении ими в соответствующем году возраста, указанного в
приложении 5 к настоящему Федеральному закону.
Лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного
частями 1 и
1.1 настоящей статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
В соответствии с
п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного
статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, с 04.05.1990 Ж. принят на работу на должность водителя в 32 ППЧ.
В связи с оргштатными изменениями 01.01.1995 истец назначен на должность водителя 14 пожарной части ГПС МВД КЧР.
Далее с 01.01.2005 по 05.03.2008 Ж. работал в должности водителя пожарного автомобиля 14 пожарной части Управления КЧР по обеспечению мероприятий гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности.
С 06.03.2008 Ж. принят на работу в порядке перевода на должность водителя пожарного автомобиля 14 пожарной части отряда Государственной противопожарной службы МЧС России по КЧР.
Ж. 09.08.2018 назначена досрочная страховая пенсия по старости в соответствии со ст. 30.1.18 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" от 18.03.2021.
При этом период работы Ж. с 01.01.2005 по 05.03.2008 был включен в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии. В дальнейшем работодателем был откорректирован стаж работы, дающей право на досрочную страховую пенсию по старости, и указанный период был исключен из подсчета, а размер страховой пенсии пересчитан.
Таким образом, из льготного стажа Ж. исключен период работы с 01.01.2005 по 05.03.2008 в должности водителя пожарного автомобиля 14 пожарной части Управления КЧР по обеспечению мероприятий гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности.
Пенсионный орган руководствовался тем, что в указанный период времени ГПС МВД КЧР преобразовано в Управление КЧР по обеспечению мероприятий гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности и относилась не к федеральной противопожарной службе, а к противопожарной службе субъекта РФ.
Суд первой инстанции рассмотрев исковое заявление, в удовлетворении требований Ж. отказал.
Судебная коллегия считает, что выводы суда первой инстанции основаны на правильном толковании и применении норм материального права.
Предусмотренное в
п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" правовое регулирование, определяющее условия назначения страховой пенсии по старости с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста лицам, осуществляющим трудовую деятельность на определенных видах работ, направлено на реализацию права граждан на социальное обеспечение с учетом характера выполняемой работы и сохранение прав, приобретенных ими до введения в действие указанного Федерального
закона.
До введения в действие Федерального
закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, было предусмотрено
п. 18 ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Список должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с
п. 18 ч. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", который применяется и при досрочном назначении пенсии по старости в соответствии со
ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", утвержден
Постановлением Правительства РФ от 18.06.2002 N 437.
В
пункте 2 указанного Постановления установлено, что в стаж, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости, включаются периоды работы в должностях, предусмотренных Списком, утвержденным настоящим
Постановлением, когда Государственная противопожарная служба (пожарная охрана, противопожарные и аварийно-спасательные службы) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий являлась Государственной противопожарной службой Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Включение в стаж для назначения досрочной пенсии периода работы в противопожарной службе субъекта Российской Федерации в соответствии с утвержденным списком
Постановлением Правительства РФ от 18.06.2002 N 437 не предусмотрено.
Таким образом, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, которые проработали не менее 25 лет в должностях только Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Факт того, что истец в спорный период продолжал исполнять функции водителя пожарного автомобиля, характер его работы, должностные обязанности не изменились и соответствовали требованиям должностей указанных в Списке, утвержденном постановлением Правительства РФ от 18.06.2002 N 437, существенным для разрешения рассматриваемого спора не является, поскольку отнесение категорий граждан, имеющих право на досрочное назначение пенсии, условия ее назначения, входят в компетенцию законодателя, суд такими полномочиями не обладает.
В соответствии с Федеральным законом "О пожарной безопасности" Государственная противопожарная служба подразделяется на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации
(статья 5).
На федеральную противопожарную службу в лице Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в соответствии с Федеральным законом "О пожарной безопасности"
(статья 16), Положением о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11.07.2004 N 868
(пункт 8) и Положением о федеральной противопожарной службе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2005 года N 385
(пункт 6), возлагаются профилактика, тушение пожаров и аварийно-спасательные работы на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, объектах федеральной собственности, особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации, при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей, в закрытых административно-территориальных образованиях, а также в особо важных и режимных организациях.
На противопожарную службу субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О пожарной безопасности"
(статья 18) и Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"
(статья 26.3) возлагается организация тушения пожаров в границах соответствующего субъекта Российской Федерации за исключением лесных пожаров, пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, на объектах, входящих в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей.
Таким образом, деятельность сотрудников федеральной противопожарной службы имеет существенные отличия от деятельности сотрудников противопожарных служб субъектов Российской Федерации, которые обусловлены особыми условиями осуществления возложенных на них профессиональных обязанностей, сопряженными с более высокой степенью загруженности, а также сложности и интенсивности труда в процессе организации и осуществления тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ по сравнению с подобными работами на объектах регионального значения.
Досрочное назначение трудовой пенсии по старости сотрудникам федеральной противопожарной службы, как и предоставление им ранее пенсии за выслугу лет, связано с повышенным уровнем воздействия на них неблагоприятных факторов и направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста. Следовательно, законодателем предусмотрена дифференциация в условиях реализации права на назначение трудовой пенсии по старости для сотрудников федеральной противопожарной службы и противопожарной службы субъектов Российской Федерации, которая основана на объективных различиях в характере и содержании их профессиональной деятельности, обусловленных законодательно закрепленным разграничением функций.
При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований является законным и обоснованным.
Оснований, предусмотренных
ст. 330 ГПК РФ, влекущих отмену решения суда, при рассмотрении апелляционной жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь
ст. ст. 328,
329,
330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 09 октября 2023 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Ж. - без удовлетворения.