Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 16.05.2024 по делу N 88-3474/2024 (УИД 09RS0001-01-2023-000386-36)
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: О признании недействительным решения об отказе в назначении пенсии.
Обстоятельства: Оспариваемым решением заявителю отказано в назначении досрочной пенсии в связи с осуществлением деятельности в противопожарной службе ввиду отсутствия у заявителя требуемого стажа на соответствующих видах работ.
Решение: Отказано.

Определение Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 16.05.2024 по делу N 88-3474/2024 (УИД 09RS0001-01-2023-000386-36)
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: О признании недействительным решения об отказе в назначении пенсии.
Обстоятельства: Оспариваемым решением заявителю отказано в назначении досрочной пенсии в связи с осуществлением деятельности в противопожарной службе ввиду отсутствия у заявителя требуемого стажа на соответствующих видах работ.
Решение: Отказано.


Содержание


ПЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 мая 2024 г. по делу N 88-3474/2024
УИД 09RS0001-01-2023-000386-36
Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Черчага С.В.,
судей: Камышовой Т.В., Корниенко Г.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-3448/2023 по иску Ж. к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике о признании незаконным и необоснованным решения,
по кассационной жалобе Ж. на решение Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики от ДД.ММ.ГГГГ,
заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Черчага С.В.,
установила:
вышеуказанными судебными актами в удовлетворении исковых требований Ж. к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике о признании незаконным и необоснованным решения, отказано.
В кассационной жалобе Ж. просит об отмене состоявшихся по делу судебных актов, ввиду существенных нарушений норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. Информация о рассмотрении дела была заблаговременно размещена на официальном сайте Пятого кассационного суда общей юрисдикции, в связи с чем, на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, выслушав пояснения представителя Ж. ВА. - адвоката Чотчаева Т.Х. (ордер от ДД.ММ.ГГГГ), поддержавшего доводы кассационной жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении данного дела такие нарушения норм материального права и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций не были допущены.
Из материалов дела следует, что с ДД.ММ.ГГГГ Ж. принят на работу на должность водителя в 32 ППЧ. В связи с оргштатными изменениями ДД.ММ.ГГГГ истец назначен на должность водителя 14 пожарной части ГПС МВД КЧР. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Ж. работал в должности водителя пожарного автомобиля 14 пожарной части Управления КЧР по обеспечению мероприятий гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности. С ДД.ММ.ГГГГ Ж. принят на работу в порядке перевода на должность водителя пожарного автомобиля 14 пожарной части отряда Государственной противопожарной службы МЧС России по КЧР. Ж. ДД.ММ.ГГГГ назначена досрочная страховая пенсия по старости в соответствии со ст. ДД.ММ.ГГГГ Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" от ДД.ММ.ГГГГ. При этом период работы Ж. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был включен в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии. В дальнейшем работодателем был откорректирован стаж работы, дающей право на досрочную страховую пенсию по старости, и указанный период был исключен из подсчета, а размер страховой пенсии пересчитан. Таким образом, из льготного стажа Ж. исключен период, работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности водителя пожарного автомобиля 14 пожарной части Управления КЧР по обеспечению мероприятий гражданской обороны, предупреждения ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности.
Пенсионный орган руководствовался тем, что в указанный период времени ГПС МВД КЧР преобразовано в Управление КЧР по обеспечению мероприятий гражданской обороны, предупреждения и ликвидации Чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности и относилась не к федеральной противопожарной службе, а к противопожарной службе субъекта РФ.
Разрешая спор и принимая по делу решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании пункта 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" имеют лица, которые проработали не менее 25 лет на должностях только Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Работа в противопожарной службе субъекта Российской Федерации не может рассматриваться для определения права на досрочную страховую пенсию, так как деятельность сотрудников федеральной противопожарной службы имеет существенные отличия от деятельности сотрудников противопожарных служб субъекта Российской Федерации, которые обусловлены особыми условиями осуществления возложенных на них профессиональных обязанностей, сопряженными с более высокой степенью загруженности, а также сложности и интенсивности труда в процессе организации и осуществления тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ по сравнению с подобными работами на объектах регионального значения.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходил из того, что отнесение категорий граждан, имеющих право на досрочное назначение пенсии, условий ее назначения входит в компетенцию законодателя, суд не обладает такими полномочиями. Кроме того, установление именно для работников государственной противопожарной службы права на досрочное назначение пенсии по старости обусловлено также видом выполняемых ими функций, характером и условиями деятельности, а также повышенной физической и психоэмоциональной нагрузкой по сравнению с работниками ведомственных пожарных частей.
Установив, что в спорные периоды Ж. работником Государственной противопожарной службы федерального органа исполнительной власти не являлся, а период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в системе Управления КЧР по обеспечению мероприятий гражданской обороны, предупреждения ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности рассматриваются как работа в противопожарной службе субъекта Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для включения указанного периода работы в специальный страховой стаж, необходимый для досрочного назначения страховой пенсии в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
С данными выводами согласился суд апелляционной инстанции.
Выводы судебных инстанций являются правильными, основанными на материалах дела, установленных по делу обстоятельствах, при правильном применении закона.
Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований не согласиться с выводами суда апелляционной инстанции, которые постановлены обоснованно и мотивированно, при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, и применении норм материального права, подлежащих применению к отношениям сторон.
Доводы кассационной жалобы о том, что спорный период подлежит включению в страховой стаж истца для назначения досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N ФЗ "О страховых пенсиях" основаны на неверном толковании заявителем норм материального права.
Согласно пункта 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", страховая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного возраста мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Аналогичный порядок назначения пенсий был предусмотрен пунктом 18 части 1 статьи 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно части 7 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N ФЗ "О пожарной безопасности", право на досрочное назначение пенсии по старости возникает у работников Государственной противопожарной службы, работающим на должностях, предусмотренных перечнем оперативных должностей Государственной противопожарной службы, утверждаемым Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, пенсии по старости устанавливаются по достижении ими возраста 50 лет и при стаже работы в Государственной противопожарной службе не менее 25 лет.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от ДД.ММ.ГГГГ N-О-О, досрочное назначение трудовой пенсии по старости сотрудникам федеральной противопожарной службы, как и предоставление им ранее пенсии за выслугу лет, связано с повышенным уровнем воздействия на них неблагоприятных факторов и направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста. Деятельность сотрудников федеральной противопожарной службы имеет существенные отличия от деятельности сотрудников противопожарных служб субъектов Российской Федерации, которые обусловлены особыми условиями осуществления возложенных на них профессиональных обязанностей, сопряженными с более высокой степенью загруженности, а также сложности и интенсивности труда в процессе организации и осуществления тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ по сравнению с подобными работами на объектах регионального значения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ г. N был утвержден Список должностей работников государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", которым были поименованы водители (шофер) автомобиля (пожарного).
На основании Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности", государственная противопожарная служба Министерства внутренних дел Российской Федерации была преобразована в государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в Федеральный закон от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" были внесены изменения, вступившие в законную силу с ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которыми Государственная противопожарная служба стала подразделяться на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации, которая подлежала созданию органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 положения о Федеральной противопожарной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2005 г. N, федеральная противопожарная служба Государственной противопожарной службы входит в систему Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
На федеральную противопожарную службу в лице Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ (статья 16), Положением о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным Указом Президента РФ от 11.07.2004 г. N (пункт 8), и Положением о федеральной противопожарной службе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 20.06.2005 г. N (пункт 6), возлагаются профилактика, тушение пожаров и аварийно-спасательных работ на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, объектах федеральной собственности, особо ценных объектах культурного наследия населения народов РФ, при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей, в закрытых административно-территориальных образованиях, а также в особо важных и режимных организациях.
Противопожарная служба субъектов Российской Федерации создается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации и не входит в структуру Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Учитывая вышеизложенное, в рамках п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ, правом на досрочную страховую пенсию по старости обладают лица, работавшие на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, то есть только сотрудники федеральной противопожарной службы.
Как следует из приведенных норм права, досрочная пенсия по старости устанавливается исключительно работникам государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Аналогичное право для работников Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации данной нормой не установлено.
Таким образом, досрочная страховая пенсия по старости работникам противопожарной службы субъектов Российской Федерации не может быть назначена в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", сотрудники противопожарной службы субъектов Российской Федерации правом на назначение досрочной страховой пенсии по старости по указанному основанию не обладают.
Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Конституционного Суда Российской Федерации N-О-О от ДД.ММ.ГГГГ, определениях Верховного Суда Российской Федерации от 19.03.2009 г. N В09-2, от 16.05.2014 г. N КГ14-1, от 16.10.2017 г. N-КГ17-17.
Поскольку в спорный период истец работал в противопожарной службе субъекта РФ (Карачаево-Черкесской Республики), которая не входила в федеральную противопожарную службу, данные периоды работы истца в противопожарной службе субъекта Российской Федерации не подлежат включению в стаж для назначения досрочной страховой пенсии в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N ФЗ "О страховых пенсиях".
Обстоятельства, на которые ссылается заявитель кассационной жалобы, были предметом исследования судов, получили надлежащую правовую оценку и не могут быть признаны основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку не свидетельствуют о существенном нарушении норм материального или процессуального права, а сводятся к их иному толкованию и направлены на переоценку собранных по делу доказательств.
При изложенных обстоятельствах предусмотренных законом оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
С.В.ЧЕРЧАГА
Судьи
Т.В.КАМЫШОВА
Г.Ф.КОРНИЕНКО