Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Ставропольского краевого суда от 23.05.2017 N 33-3652/2017
Требование: О признании незаконным отказа, возложении обязанности поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что истцу было отказано в постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
Апелляционное определение Ставропольского краевого суда от 23.05.2017 N 33-3652/2017
Требование: О признании незаконным отказа, возложении обязанности поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что истцу было отказано в постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 мая 2017 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе председательствующего Меньшова С.В.,
судей Луневой С.П., Ситьковой О.Н.
при секретаре П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ФСИН России
на решение Промышленного районного суда г. Ставрополя от 25 января 2016 года
по гражданскому делу по исковому заявлению С.Е. к ФСИН России, УФСИН России по СК о признании незаконным отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, возложении обязанности поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения,
заслушав доклад судьи Луневой С.П.,
установила:
С.Е. обратился в суд с вышеназванным иском к ФСИН России, УФСИН России по СК, указав, что он проходит службу в системе ФСИН России с 02.03.2003 по настоящее время.
В целях реализации своих прав на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с Федеральным
законом от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", он 12.11.2013 обратился с соответствующим рапортом к директору ФСИН России, приложив все необходимые для этого документы.
Комиссией УФСИН России по Ставропольскому краю 21.11.2013 принято решение направить документы для получения единовременной выплаты в комиссию ФСИН России в целях принятия решения по постановке на соответствующий учет С.Е. с семьей в составе 4-х человек (он, жена, сын и дочь). Вместе с тем 31.03.2015 комиссией ФСИН России в постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты отказано. Считает действия комиссии незаконными и необоснованными, поскольку нарушены сроки рассмотрения представленных им документов, проверка которых была проведена комиссией УФСИН России по Ставропольскому краю и недостатков при этом выявлено не было. Полагает, что ссылка комиссии ФСИН России о том, что он в период с 14.04.2000 по 10.08.2009 и его супруга с 22.11.2004 по 08.12.2004 были постоянно зарегистрированы по адресу:...., и не представление им в связи с этим документов, предусмотренных
п. 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 N 369, является несостоятельной, так как считает данные периоды не должны входить в 5-летний срок, предшествующий подаче рапорта.
Просит суд признать решение Комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления начальникам территориальных органов в ФСИН России, образовательных организаций ФСИН России, учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России, а также сотрудникам уголовно-исполнительной системы, проходящим службу в ФСИН России, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, изложенное в протоколе N 13 от 31 марта 2015 г. в части, касающейся отказа С.Е. и членам его семьи в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты - незаконным.
Обязать Федеральную службу исполнения наказаний России поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения С.Е. с составом семьи из 4-х человек: С.Е., жена - С.Т., сын - С.Н., дочь - С.З. с 13 февраля 2014 г.
Обжалуемым решением Промышленного районного суда г. Ставрополя от 25 января 2016 года исковые требования С.Е. к ФСИН России, УФСИН России по СК - удовлетворены.
Суд признал решение Комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления начальникам территориальных органов в ФСИН России, образовательных организаций ФСИН России, учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России, а также сотрудникам уголовно-исполнительной системы, проходящим службу в ФСИН России, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, изложенное в протоколе N 13 от 31 марта 2015 г. в части, касающейся отказа С.Е. и членам его семьи в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, - незаконным.
Суд возложил обязанность на Федеральную службу исполнения наказаний России поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения С.Е. с составом семьи из 4-х человек: С.Е., жена - С.Т., сын - С.Н., дочь - С.З., с 13 февраля 2014 г.
Суд возложил обязанность на Федеральную службу исполнения наказаний России устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов С.Е.
Суд возложил обязанность на Федеральную службу исполнения наказаний России сообщить об исполнении решения по данному административному делу в суд и С.Е. в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Апелляционным
определением судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 22 июня 2016 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Постановлением президиума Ставропольского краевого суда от 27 марта 2017 года апелляционное
определение судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 22.06.2016 отменено, дело направлено на новое апелляционное рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда в ином составе судей.
В апелляционной жалобе представитель ФСИН России по доверенности Г. просит решение суда первой инстанции отменить полностью, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении иска в полном объеме, указывая, что С.Е. требования к УФСИН России по СК не заявлялись, предметом рассмотрения дела исходя из предмета иска являлось обжалование действий комиссии ФСИН России.
Считает, необоснованным в решении вывод суда, что решением комиссии ФСИН России от 31.03.2015 об отказе С.Е. и членам его семьи в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты ограничены права С.Е. как сотрудника УФСИН на улучшение жилищных условий. Указывает, что в силу требований
ФЗ от 30.12.2012 N 283-ФЗ и ПП РФ от 24.04.2013
N 369 С.Е. в целях улучшения жилищных условий вправе обратиться повторно в комиссию с предоставлением необходимого пакета документов, следовательно, отказ ФСИН России никоим образом не ограничивает права С.Е. на получение ЕСВ.
Не согласен с выводом суда, что период с 14.04.2000 по 10.08.2009 не относится к периоду указанному в
п. п. з) п. 5 Постановления Правительства РФ от 24.04.2013 N 369. Учитывая то, что С.Е. обратился к директору ФСИН России с рапортом о принятии его и членов его семьи на учет для получения ЕСВ 12.11.2013, то пятилетний срок установленный п. п. 3) п. 5 Правил на момент подачи документов не истек.
Считает, что С.Е. не предоставил в комиссию требуемые законом документы - выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых, по адресу:...., равно как и документы, подтверждающие невозможность их получения, а предоставленные им документы в отношении объекта, где он и члены его семьи были зарегистрированы по месту пребывания не позволяют в полной мере разрешить вопрос нуждаемости С.Е. в жилье.
Указывает, что доводы истца о том, что при принятии его документов комиссией УФСИН России по Ставропольскому краю ему не было указано на неполноту пакета документов, не меняют правовой судьбы рассматриваемого вопроса ввиду того, что проверка полноты и достоверности документов, подлежащих предоставлению одновременно с заявлением, отнесена к компетенции федерального органа исполнительной власти, т.е. ФСИН России, а не его территориального управления.
В возражениях на апелляционную жалобу истец С.Е. просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Исследовав материалы гражданского дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в возражениях на апелляционную жалобу, заслушав лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене в связи с неправильным применением судом норм материального права по следующим основаниям.
Судом установлено, что С.Е. проходит службу в системе ФСИН России с 02.03.2003 и его выслуга в календарном исчислении на 12.11.2013 составляла более 10 лет. Истец состоит в зарегистрированном браке с С.Т., имеет двух несовершеннолетних детей: С.Н. и С.З., и проживает с семьей по договору социального найма в квартире многоквартирного жилого дома, общей площадью 42 кв. м по адресу:....
12.11.2013 С.Е. обратился к директору ФСИН России с рапортом о принятии его и членов его семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013. Комиссией УФСИН России по Ставропольскому краю 21.11.2013 направлены документы для получения единовременной социальной выплаты в комиссию ФСИН России в целях принятия решения по постановке на учет для получения единовременной выплаты С.Е. с семьей в составе 4-х человек (он, жена, сын, дочь).
Комиссией ФСИН России 31.03.2015 отказано С.Е. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты. В обоснование решения Комиссия указала, что С.Е. 12.11.2013 не представлены документы, подтверждающие нуждаемость в жилье за последние 5 лет (предусмотренные
п. 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 N 369), поскольку он в период с 14.04.2000 по 10.08.2009 был зарегистрирован по адресу:....
Признавая данное решение ФСИН России незаконном и удовлетворяя предъявленные С.Е. требования, суд первой инстанции указал, что Комиссия ФСИН России рассмотрела рапорт С.Е. со значительным превышением установленного законом трехмесячного срока, а принятое решение ограничивает право истца, как сотрудника УФСИН на улучшение жилищных условий.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что при подаче рапорта для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты С.Е. был представлен полный пакет документов, необходимых для его рассмотрения, в частности, финансовые лицевые счета и выписки из домовых книг по адресам проживания в <...> тогда как время проживания заявителя по адресу: <...> не входит в пятилетний период, предшествующий подаче рапорта и предусмотренный
п. 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 N 369. Комиссия УФСИН России по Ставропольскому краю не выявила в переданных документах недостатков и, соответственно не возвратила их заявителю с указанием в письменном виде причин возврата, а рассмотрела и 21.11.2013 приняла решение об их направлении в комиссию ФСИН России с указанием оснований принятого решения.
Судебная коллегия не может согласиться с данными выводами, поскольку они сделаны без учета норм материального права.
Так, отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным
законом от 30.12.2012 N 283-ФЗ.
В соответствии с
ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Согласно
ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
В
ч. 6 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ предусмотрено, что порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 N 369 утверждены
Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее также - Правила).
Положениями
п. 5 Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, к которому прилагаются документы, перечисленные в
п. 5 Правил, в том числе выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях, если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения (
подп. "з" п. 5 Правил).
Решением комиссии ФСИН России от 31.03.2015 С.Е. было отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с отсутствием документов, предусмотренных
п. 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 N 369. С.Е. не представлены выписка из домовой книги и финансово-лицевой счет за последние пять лет предшествующие подаче рапорта (12.11.2013) по адресу:...., тогда как С.Е. был зарегистрирован по указанному адресу до 10.08.2009.
По смыслу вышеприведенных нормативных положений комиссия принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты при установлении его нуждаемости в жилом помещении по одному из условий, предусмотренных
ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 года N 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет при отсутствии соответствующих условий. При этом наличие таких условий для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты определяется комиссией на основании приложенных к заявлению сотрудника копий документов, перечисленных в
п. 5 Правил и заверенных в установленном порядке.
Действующим правовым регулированием определен перечень необходимых документов для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты и требования к оформлению этих документов. При этом орган ФСИН России не обязан запрашивать необходимые документы, сотрудник вправе представить документы для постановки на такой учет по своему усмотрению взамен тех документов, которые предусмотрены
Правилами и Порядком.
Непредставление полного пакета документов, предусмотренных
подп. "з" п. 5 Правил, при обращении в соответствующий орган для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты препятствует определению нуждаемости сотрудника в жилом помещении.
Нарушение комиссией сроков рассмотрения заявления не освобождает сотрудника при его подаче от представления полного пакета документов, предусмотренных
п. 5 Правил, и не порождает у него в связи с этим возникновение права на получение единовременной социальной выплаты.
Также судом не учтено, что исходя из положений
Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 N 369 и
Порядка формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, утвержденного Приказом ФСИН России от 16.10.2014 N 550, проверка полноты и достоверности документов, подлежащих представлению одновременно с заявлением, отнесена к компетенции ФСИН России, а не его территориального управления.
Кроме того, отказ комиссии ФСИН России в принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения по основанию предоставления неполного пакета документов не препятствует сотруднику повторно обратиться с рапортом, устранив имеющиеся недостатки.
При таких обстоятельствах решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь
ст. 327 -
330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Промышленного районного суда г. Ставрополя от 25 января 2016 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований С.Е. к ФСИН России, УФСИН России по СК о признании решения Комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления начальникам территориальных органов в ФСИН России, образовательных организаций ФСИН России, учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России, а также сотрудникам уголовно-исполнительной системы, проходящим службу в ФСИН России, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, изложенное в протоколе N 13 от 31 марта 2015 г. в части, касающейся отказа С.Е. и членам его семьи в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты незаконным и возложении обязанности на Федеральную службу исполнения наказаний России поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения С.Е. с составом семьи из 4-х человек: С.Е., жена - С.Т., сын - С.Н., дочь - С.З., с 13 февраля 2014 года - отказать.
Апелляционную жалобу удовлетворить.