Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Верховного суда Республики Коми от 16.01.2012 по делу N 33-90/2012г.
Иск об устранении нарушений правил пожарной безопасности удовлетворен правомерно, поскольку в ходе проверки соблюдения законодательства о пожарной безопасности в зданиях ответчика были выявлены нарушения правил пожарной безопасности, которые не были устранены, а отсутствие финансирования работ по устранению нарушений не является основанием для освобождения от обязанности соблюдения требований пожарной безопасности.
Определение Верховного суда Республики Коми от 16.01.2012 по делу N 33-90/2012г.
Иск об устранении нарушений правил пожарной безопасности удовлетворен правомерно, поскольку в ходе проверки соблюдения законодательства о пожарной безопасности в зданиях ответчика были выявлены нарушения правил пожарной безопасности, которые не были устранены, а отсутствие финансирования работ по устранению нарушений не является основанием для освобождения от обязанности соблюдения требований пожарной безопасности.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 января 2012 г. по делу N 33-90/2012г.
Судья Жданов А.Н.
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
В составе председательствующего Белова Н.Е.,
Судей Ауловой Т.С., Тебеньковой Л.Г.,
При секретаре Д.,
Рассмотрела в судебном заседании от 16 января 2012 г. дело по кассационной жалобе администрации муниципального образования городского поселения "Усогорск" на решение Удорского районного суда от 12 декабря 2011 года г., по которому
Иск прокурора Удорского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования городского поселения "Усогорск" удовлетворен.
Администрация муниципального образования городского поселения "Усогорск" обязана устранить нарушения правил пожарной безопасности в срок до 25 мая 2012 года:
1) в административном здании, расположенном по адресу: <...>
- в помещениях архива (2-ой этаж), коридорчике при входе в кабинет бухгалтерии, кассе (2-ой этаж) установить дополнительно по 1 пожарному извещателю;
- провести проверку состояния электропроводки рабочего освещения, испытание и измерение сопротивления изоляции проводов, кабелей и заземляющих устройств;
- поэтажные планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара из помещений 1-го и 2-го этажей здания выполнить в соответствии с
ГОСТ Р 12.2.143-2009 "Система стандартов безопасности труда. Системы фотолюминесцентные эвакуационные. Требования и методы контроля";
- обозначение мест размещения средств пожарной безопасности, путей эвакуации по направлению к выходам в здании выполнить в соответствии с
ГОСТ Р 12.4.026-2001 "Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний";
- оборудовать двери эвакуационных выходов, ведущих из поэтажных коридоров в лестничные клетки, приспособлениями для самозакрывания и уплотнением в притворах;
- на окнах помещений по всему периметру 1-го этажа здания установить распашные металлические решетки;
- в лестничных клетках здания предусмотреть естественное освещение путем оборудования световых проемов;
- оборудовать на 1-ом этаже здания эвакуационный выход, ведущий из помещения актового зала непосредственно наружу;
- заменить и закрепить использующиеся в здании неисправные электророзетки: 2 в кабинете руководителя администрации (2 этаж); 1 в кабинете военно-учетного стола (2 этаж), 1 в кабинете государственной жилищной инспекции (2 этаж), 1 в коридорчике при входе в кабинет бухгалтерии (2 этаж), 1 в помещении ЗАГСа (1 этаж);
- установить колпаки (рассеиватели) на светильниках в общем коридоре 2-го этажа, кабинете главы администрации (2-ой этаж), кабинете социальной защиты (2 этаж);
- расположить первичные средства пожаротушения (огнетушители), имеющиеся в здании, на видных местах вблизи от выходов из помещений на высоте не более 1,5 метра;
- нанести белой краской на корпуса имеющихся первичных средств пожаротушения (огнетушители), установленные в помещениях здания, порядковые номера;
- завести специальный журнал учета проверки наличия и состояния первичных средств пожаротушения;
- в месте установки приемно-контрольного прибора автоматической пожарной сигнализации (помещение приемной-секретаря на 2-ом этаже административного здания) вывесить инструкцию о порядке действий дежурного персонала при получении сигналов о пожаре и неисправности установки пожарной автоматики АПС;
- демонтировать (убрать) кладовую (чулан), устроенную под лестничным маршем в первом этаже со стороны центрального входа в здание;
- произвести ремонт (замену) электропроводки в здании: закрепить электропроводку не допуская провисов, заменить поврежденные и оплавленные провода, при соединении электропроводов не допускать скруток, заизолировать соединения жил электропроводов;
- электропроводку в помещениях бухгалтерии на 2-ом этаже здания проложить по негорючему основанию;
- разработать и издать в администрации МО ГП "Усогорск" распорядительный документ, устанавливающий соответствующий пожарной опасности противопожарный режим и определяющий, в том числе, размещение и оборудование мест для курения, порядок обесточивания электрооборудования в случае пожара и по окончании рабочего дня, а также регламентирующий порядок проведения временных огневых и других пожароопасных работ, порядок осмотра и закрытия помещений после окончания работы, действия работников при обнаружении пожара, порядок и сроки прохождения противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму.
2) Главе МО ГП "Усогорск" пройти обучение по пожарно-техническому минимуму.
3) В нежилых помещениях 1-го этажа, размещенных в 5-этажном жилом доме по адресу: п. Усогорск по улице Дружбы д. 5:
- оборудовать все помещения (за исключением помещений, арендуемых Управлением федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Коми) автоматической установкой пожарной сигнализации (АУПС);
- во всех помещениях (за исключением помещений, арендуемых Управлением федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Коми) провести проверку состояния электропроводки рабочего освещения, испытание и измерение сопротивления изоляции проводов, кабелей и заземляющих устройств;
- на окнах всех помещений (кроме помещений, арендуемых ФГУ "Главное бюро по медико-социальной экспертизе по РК") установить распашные металлические решетки.
4) В здании торгового комплекса "Народный", расположенного по адресу: <...>
- оборудовать здание торгового комплекса автоматической установкой пожарной сигнализации (АУПС);
- оснастить здание торгового комплекса системой оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) людей при пожаре 1-го типа;
- в здании торгового комплекса провести проверку состояния электропроводки рабочего освещения, испытание и измерение сопротивления изоляции проводов, кабелей и заземляющих устройств;
- план (схему) эвакуации людей в случае пожара из помещений торгового комплекса выполнить в соответствии с
ГОСТ Р 12.2.143-2009 "Система стандартов безопасности труда. Системы фотолюминесцентные эвакуационные. Требования и методы контроля";
- обозначение мест размещения средств пожарной безопасности, путей эвакуации по направлению к выходам в торговом комплексе выполнить в соответствии с
ГОСТ Р 12.4.026-2001 "Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний".
5) В здании газораспределительного пункта, расположенного по адресу: <...> определить категорию взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны по правилам устройства электроустановок с обозначением на дверях здания газораспределительного пункта.
6) У пожарных водоемов, расположенных по адресам: ул. Дружбы, в районе д. 19, п. Усогорск, Удорский район, 169270; ул. Дружбы, в районе д. 9, п. Усогорск, Удорский район, 169270; ул. Дружбы, в районе д. 1, п. Усогорск, Удорский район, 169270; ул. Комсомольская, в районе д. 1, п. Усогорск, Удорский район, 169270; ул. Димитрова, в районе д. 1, п. Усогорск, Удорский район, 169270; ул. Ленина, в районе д. 9, п. Усогорск, Удорский район, 169270; ул. Советская, в районе д. 21, п. Усогорск, а также по направлению движения к ним, установить соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий) с четко нанесенными цифрами, указывающие расстояние до каждого водоисточника
Взыскана с администрации муниципального образования городского поселения "Усогорск" в местный бюджет МР "Удорский" государственная пошлина в размере 100 (сто) рублей.
Заслушав доклад судьи Тебеньковой Л.Г., объяснения представителя С., действующего в интересах администрации МО ГО "Усогорск", заключение прокурора Ковригиной О.Н., судебная коллегия
установила:
Прокурор Удорского района обратился в суд с иском к администрации муниципального образования городского поселения "Усогорск" об устранении выявленных в ходе прокурорской проверки нарушений правил пожарной безопасности в срок до 25 мая 2012 г. в административном здании, нежилых помещениях, расположенных на 1 этаже по ул. Дружбы дом 5, здании торгового комплекса "Народный", здании газораспределительного пункта, пожарных водоемах. Полагает, что допущенные нарушения создают угрозу безопасности людей в случае возникновения пожара и может привести к жертвам среди работников администрации и иных граждан.
В судебном заседании прокурор требования и основания иска поддержал.
Представитель ответчика администрации ГП "Усогорск" - С. с иском не согласился.
Суд принял приведенное выше решение.
В кассационной жалобе администрация муниципального образования городского поселения "Усогорск" просит решение отменить, указывая, что администрация поселения является лишь исполнительно-распорядительным органом, ведет реестры расходных обязательств в соответствии с требованиями Бюджетного
кодекса Российской Федерации, фактически не распоряжается средствами бюджета поселения, каковым является Совет поселения.
Проверив законность и обоснованность решения суда исходя из доводов кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Согласно
статье 1 Федерального закона от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон), пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
Руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны (
статья 37 Закона "О пожарной безопасности").
Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности установлены стандартами, нормами и правилами Российской Федерации, в том числе Федеральным
законом от 21.12.1997 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности",
Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденными приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313, Строительными
нормами и правилами 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений" (СНиП 21-01-97);
Правилами устройства электроустановок (ПУЭ);
Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей (ПТЭЭП).
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе собственники имущества (
ст. 38 Закона "О пожарной безопасности")
Из материалов дела следует, что собственником административного здания, расположенного по адресу: <...> нежилых помещений, расположенных на 1 этаже дома N 5 по улице Дружбы в поселке Усогорск, здания газораспределительного пункта на улице Привокзальная дом 15 а в поселке Усогорск, пожарных водоемов, расположенных по адресам в поселке Усогорск: в районе домов N 19, N 9 и N 1 по улице Дружбы, дома N 1 по улице Комсомольской, дома N 1 по улице Димитрова, дома N 9 по улице Ленина, дома N 21 по улице Советская, является муниципальное образование городского поселения "Усогорск".
В ходе проверки соблюдения законодательства о пожарной безопасности в администрации городского поселения "Усогорск", проведенной по материалам ГУ МЧС России по Республике Коми ОНД по Удорскому району, что подтверждается актом проверки от 26 октября 2011 года N 123, предписанием N 123/1/58, выявлены следующие нарушения:
В административном здании по улице Дружбы дом 17 в поселке Усогорск:
- эксплуатируется автоматическая пожарная сигнализация, смонтированная с нарушениями требований нормативных документов по пожарной безопасности в защищаемых помещениях: архив 2-ой этаж, коридорчик при входе в кабинет бухгалтерии, касса 2-ой этаж установлено по одному пожарному извещателю;
- не осуществляется контроль за техническим состоянием электрических сетей в административном здании (не проведена проверка состояния электропроводки рабочего освещения, не проведено испытание и измерение сопротивления изоляции проводов, кабелей и заземляющих устройств);
- поэтажные планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара из помещений 1-го и 2-го этажей административного здания выполнены не в соответствии с
ГОСТ Р 12.2.143-2009 "Система стандартов безопасности труда. Системы фотолюминесцентные эвакуационные. Требования и методы контроля";
- места размещения средств пожарной безопасности, пути эвакуации по направлению к выходам в административном здании выполнены не в соответствии с
ГОСТ Р 12.4.026-2001 "Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний";
- двери эвакуационных выходов, ведущие из поэтажных коридоров в лестничные клетки в административном здании, не оборудованы приспособлениями для самозакрывания и уплотнением в притворах;
- на окнах помещений по всему периметру 1-го этажа административного здания установлены глухие не распашные металлические решетки;
- не обеспечивается соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности по освещенности эвакуационных путей (в лестничных клетках административного здания световые проемы закрыты (заделаны) листами гипсокартона);
- не обеспечивается соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности при эксплуатации эвакуационных выходов (эвакуационный выход ведущий из помещения актового зала непосредственно наружу на 1-ом этаже административного здания заделан кирпичной кладкой);
- в административном здании допускается использование неисправных электророзеток: кабинет руководителя администрации 2 этаж две розетки болтаются не закреплены на стене; кабинет военно-учетного стола 2 этаж розетка болтается не закреплена на стене, кабинет государственной жилищной инспекции 2 этаж розетка болтается не закреплена на стене, коридорчик при входе в кабинет бухгалтерии 2-ой этаж розетка болтается не закреплена на стене, помещение ЗАГСА 1 этаж розетка без защитного корпуса;
- в административном здании допускается эксплуатация электрических светильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильников: в общем коридоре 2-го этажа, кабинет главы администрации 2-ой этаж, кабинет социальной защиты 2 этаж;
- первичные средства пожаротушения (огнетушители) имеющиеся на объекте расположены не на видных местах вблизи от выходов из помещений на высоте не более 1,5 метра;
- имеющиеся первичные средства пожаротушения (огнетушители) установленные в помещениях административного здания не имеют порядковых номеров, нанесенные на корпус белой краской. Отсутствует специальный журнал учета проверки наличия и состояния первичных средств пожаротушения;
- в месте установки (помещение приемной-секретаря на 2-ом этаже административного здания) приемно-контрольного прибора автоматической пожарной сигнализации, не вывешена инструкция о порядке действий дежурного персонала при получении сигналов о пожаре и неисправности установки пожарной автоматики АПС;
- под лестничным маршем в первом этаже со стороны центрального входа в административное здание допускается устройство кладовой (чулана) для хранения горючих материалов (хозяйственный инвентарь, и.т.д.);
- электрические провода в коридоре 1-го этажа со стороны входа в здание административное к железнодорожной кассе эксплуатируются с нарушениями требований нормативных документов по электроэнергетике (электропроводка местами не закреплена на стене с провисами, изоляция проводов повреждена и оплавлена, местами соединение электропроводов осуществляется в скрутку, соединения жил электропроводов не заизолированы);
- в помещениях бухгалтерии 2-ой этаж административного здания допускается эксплуатация электропроводки с нарушениями нормативных документов по электроэнергетике, электропроводка проложена непосредственно по горючему основанию;
- в администрации МО ГП "Усогорск" отсутствует распорядительный документ (приказ, инструкция и т.п.), которым должен быть установлен соответствующий пожарной опасности противопожарный режим в том числе:
- определены и оборудованы места для курения;
- определен порядок обесточивания электрооборудования в случае пожара и по окончании рабочего дня;
регламентированы:
- порядок проведения временных огневых и других пожароопасных работ;
- порядок осмотра и закрытия помещений после окончания работы;
- действия работников при обнаружении пожара;
- определен порядок и сроки прохождения противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму;
- глава МО ГП "Усогорск" не прошел обучение по пожарно-техническому минимуму (с момента последнего обучения /18.04.2008 г./ прошло более 3-х лет);
В здании торгового комплекса "Народный", расположенном по улице Ленина дом 11 в поселке Усогорск:
- помещения (кроме помещений арендуемых Управлением федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Коми) не обеспечены защитой автоматической установкой пожарной сигнализации (АУПС);
- не осуществляется контроль за техническим состоянием электрических сетей в помещениях (кроме помещений арендуемых Управлением федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Коми) (не проведена проверка состояния электропроводки рабочего освещения, не проведено испытание и измерение сопротивления изоляции проводов, кабелей и заземляющих устройств);
- на окнах помещений (кроме помещений арендуемых ФГУ "Главное бюро по медико-социальной экспертизе по РК") установлены глухие не распашные металлические решетки;
В здании газораспределительного пункта, расположенного по улице Привокзальная дом 15 а:
- не определена категория взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны по правилам устройства электроустановок и не обозначена на дверях здания газораспределительного пункта.
У пожарных водоемов, расположенных по указанным выше адресам, а также по направлению движения к ним не установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий) с четко нанесенными цифрами, указывающие расстояние до водоисточника.
Довод жалобы об отсутствии оснований для возложении я обязанности по устранению нарушений ППБ на администрацию МО ГО "Усогорск" противоречит фактическим обстоятельствам и требованиям норм материального права.
В связи с нарушением Правил пожарной безопасности администрация муниципального образования городского поселения "Усогорск" на основании постановления начальника отделения надзорной деятельности Удорского района от 17 ноября 2011 года N 70, была привлечена к административной ответственности по
статье 20.4 ч. 4 Кодекса РФ об административных правонарушениях к административному штрафу в размере 150000 рублей.
Факт привлечения к административной ответственности за нарушение ППБ не освобождает администрацию муниципального образования городского поселения "Усогорск" от выполнения обязанности по устранению выявленных нарушений ППБ.
Кроме того, согласно Уставу МО ГП "Усогорск" администрация муниципального образования городского поселения "Усогорск" является исполнительно-распорядительным органом поселения, к компетенции которой отнесено, в том числе обеспечение исполнения решений органов местного самоуправления поселения по реализации вопросов местного значения.
Статьей 37 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ, предусмотрено, что местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Положения
ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусматривают, что к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения;
В соответствии со
ст. 34 приведенного Закона структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Местная администрация как юридические лица действуют на основании общих для организаций данного вида положений настоящего Федерального
закона в соответствии с Гражданским
кодексом Российской Федерации применительно к казенным учреждениям (
ст. 37,
41 Закона).
Отсутствие финансирования работ по устранению нарушений также не является основанием для освобождения от данной обязанности, поскольку обязанность соблюдения требований пожарной безопасности определена
Законом и не ставится в зависимость от наличия или отсутствия денежных средств для этих целей.
Поскольку установлены нарушения
Правил пожарной безопасности, которые представляют угрозу жизни и здоровью людей, суд пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях администрации МО ГО "Усогорск" незаконного бездействия в устранении нарушений
Правил пожарной безопасности и обязал устранить выявленные нарушения в установленный срок.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь
ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Удорского районного суда от 12 декабря 2011 г. оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования городского поселения "Усогорск" - без удовлетворения.