Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 06.10.2020 по делу N 88-14991/2020 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Волгоградского областного суда от 31.10.2019 по делу N 33-12634/2019
Требование: О признании действий незаконными и возложении обязанностей.
Обстоятельства: Истцу было отказано в удовлетворении заявления о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты со ссылкой на отсутствие обязательных документов.
Решение: В удовлетворении требования отказано.


Апелляционное определение Волгоградского областного суда от 31.10.2019 по делу N 33-12634/2019
Требование: О признании действий незаконными и возложении обязанностей.
Обстоятельства: Истцу было отказано в удовлетворении заявления о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты со ссылкой на отсутствие обязательных документов.
Решение: В удовлетворении требования отказано.

ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 31 октября 2019 г. по делу N 33-12634/2019
Судья Мягкова Е.А.
 
номер дела
суда первой инстанции: N 2-4157/2019
Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Ванюхина Н.Н.
судей Гулян Р.Ф., Марчукова А.В.
при секретаре Б.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску А. к Федеральной службе исполнения наказаний России, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Волгоградской области о признании действий незаконными и возложении обязанностей,
по апелляционной жалобе представителя Федеральной службы исполнения наказаний России, Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Волгоградской области И.
на решение Центрального районного суда г. Волгограда от 27 июня 2019 года, которым постановлено:
признать незаконным отказ ФСИН России от 2 ноября 2016 года (протокол N 89) в постановке на учет А. для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения;
возложить на ФСИН России обязанность устранить допущенные нарушения прав и свобод А. путем решения вопроса о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на основании рапорта от 8 мая 2014 года;
в удовлетворении исковых требований А. к УФСИН по Волгоградской области о признании незаконными действия по неправильному оформлению документов по заявлению А. УФСИН на получение единовременной выплаты - отказать,
заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Ванюхина Н.Н., судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
установила:
А. обратилась в суд с иском к ФСИН России, УФСИН России по Волгоградской области о признании действий незаконными и возложении обязанностей, мотивируя исковые требования тем, что проходила службу в должности <.......> УФСИН России по Волгоградской области в звании <.......>, имеет выслугу в календарном исчислении свыше 10 лет. 8 мая 2014 года истица обратилась в УФСИН России по Волгоградской области с рапортом о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Согласно выписке из протокола заседания территориальной подкомиссии УФСИН России по Волгоградской области N 8 от 26 мая 2014 года, представленные истицей документы были рассмотрены и направлены в комиссию ФСИН России в целях принятия решения о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты или об отказе в указанной постановке на учет.
Согласно выписке из протокола заседания комиссии ФСИН России N 89 от 2 ноября 2016 года, в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты истице было отказано со ссылкой на отсутствие обязательных документов, предусмотренных п. 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2015 года N 369, с чем истица не согласна, поскольку к заявлению о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты были приложены все необходимые документы.
При этом, установленные комиссией ФСИН России недостатки не были выявлены комиссией УФСИН России по Волгоградской области при проверке предоставленных истицей документов. Согласно письму территориальной подкомиссии УФСИН России по Волгоградской области истица была уведомлена о направлении представленных документов в целях принятия решения о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты или об отказе в указанной постановке на учет в ФСИН России.
А. просила суд признать незаконными действия УФСИН России по Волгоградской области по неправильному оформлению документов по заявлению А. на получение единовременной выплаты; признать незаконным отказ комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений органов уголовно-исполнительной системы единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 2 ноября 2016 года; возложить обязанность на ФСИН России устранить допущенные нарушения прав и свобод А. путем постановки ее на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, на основании рапорта от 8 мая 2014 года.
Судом первой инстанции постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Федеральной службы исполнения наказаний России и Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Волгоградской области И. просит отменить решение Центрального районного суда г. Волгограда от 27 июня 2019 года в той части, в которой исковые требования А. удовлетворены, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении иска в полном объеме, ссылаясь на то, что решение суда первой инстанции в обжалуемой части вынесено с нарушением норм материального и процессуального права.
В возражениях на апелляционную жалобу А. просит решение Центрального районного суда г. Волгограда оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Федеральной службы исполнения наказаний России и Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Волгоградской области Ж., поддержавшую апелляционную жалобу, А. и ее представителя Б.Д., полагавших решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене в части в той части, в которой исковые требования удовлетворены, по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 1, ч. 1, 3, 5, 6 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации (далее - сотрудники), обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, таможенных органах Российской Федерации, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.
Сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник: 1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; 2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров; 3) проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения; 4) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; 5) проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения; 6) проживает в общежитии; 7) проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе, если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в зарегистрированном браке.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.
В силу п. 5, 6, 7 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, имеющим специальные звания и проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369) в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со ст. 31 и 69 ЖК РФ, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
К заявлению прилагаются: копии документов, удостоверяющих личность сотрудника; копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника; копия страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования сотрудника; копия послужного списка сотрудника; копия свидетельства о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака); выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения; документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений; копия договора социального найма жилого помещения, в котором проживает сотрудник (если сотрудник проживает в жилом помещении, занимаемом по договору социального найма); копия документа, подтверждающего право сотрудника на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, предусмотренных п. 19 правил).
Копии документов, указанные в п. 5 правил, должны быть заверены в установленном порядке или представлены с предъявлением оригиналов документов.
Комиссия принимает решение на основании заявления и предоставленных документов.
В соответствии с абз. 2 п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации", приказом ФСИН России от 16 октября 2014 года N 550 утвержден порядок формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам единовременной социальной выплаты.
Комиссия принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты при установлении его нуждаемости в жилом помещении по одному из условий, определенных ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет при отсутствии соответствующих условий. Наличие условий для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты определяется комиссией на основании приложенных к заявлению сотрудника копий документов, перечисленных в п. 5 правил и заверенных в установленном порядке.
При этом органам ФСИН России не предоставлено право запрашивать, а сотрудникам - право представлять документы для постановки на учет по своему усмотрению взамен документов, предусмотренных правилами и порядком. Несоблюдение сотрудником установленных правилами и порядком требований при обращении в соответствующий орган для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты, препятствует определению нуждаемости в жилом помещении и дает право комиссии для отказа в постановке сотрудника на такой учет.
Как следует из материалов дела, истица проходила службу в должности <.......> УФСИН России по Волгоградской области в звании <.......>, имеет выслугу в календарном исчислении свыше 10 лет. 8 мая 2014 года истица обратилась в УФСИН России по Волгоградской области с рапортом о принятии ее, составом семьи два человека (истица, ее несовершеннолетняя дочь А.К.А.), на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. По итогам проверки представленных истицей документов, на основании протокола комиссии УФСИН России по Волгоградской области N 8 от 26 мая 2014 года было принято решение представленные истицей документы направить в комиссию ФСИН России в целях принятия решения о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты или об отказе в указанной постановке на учет. При этом в протоколе комиссии УФСИН России по Волгоградской области N 8 от 26 мая 2014 года указано, что А. и ее дочь зарегистрированы и проживают с 20 января 2003 года в жилом доме по адресу: <адрес>, общей площадью <.......> кв. м, который на праве собственности принадлежит А.Л.В. (мать бывшего супруга) на основании регистрационного удостоверения от 23.11.1981 года, согласно адресной справки МУП ЦМ БТИ от 11 апреля 2014 года; по данному адресу постоянно зарегистрировано 5 человек, таким образом, обеспеченность каждого прописанного составляет <.......> общей площади.
Решением ФСИН России, оформленным протоколом N 89 от 2 ноября 2016 года, в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты истице было отказано в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных п. 5 правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2015 года N 36.
Как следует из материалов дела и указано в выписке из протокола заседания комиссии ФСИН России N 89 от 2 ноября 2016 года, заявитель и ее дочь с 20 января 2003 года постоянно зарегистрированы по адресу: <адрес>. Общая площадь жилого помещения <.......> кв. м. Постоянно зарегистрировано 5 человек. Собственник не известен. Свидетельство о государственной регистрации права не представлено. Не представлены выписка из домовой книги, выписка из финансового лицевого счета. Представлена справка о составе семьи, выписка ЕГРП о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества по данному адресу.
Признавая незаконным отказ ФСИН России от 2 ноября 2016 года (протокол N 89) в постановке на учет А. для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительства жилого помещения и возлагая на ФСИН России обязанность устранить нарушения прав и свобод А., суд первой инстанции исходил из того, что в материалы учетного дела были приложены: справка о составе семьи, проживающей по <адрес>, председателя ТОС Альянс; справка МУП БТИ Тракторозаводского района о том, что по данным БТИ домовладение по <адрес> числится за А.Л.В. (матерью бывшего супруга), справка МУП БТИ по Тракторозаводскому и Краснооктябрьскому району о том, что это же домовладение принадлежит А. (С.Л.В. на основании регистрационного удостоверения, выданного Тракторозаводским БТИ г. Волгограда от 23.12.1981 года. Согласно выписки из ЕГРП от 3 апреля 2014 года сведения о зарегистрированных правах на индивидуальный жилой дом по тому же адресу отсутствуют.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к выводу, что ответчик безосновательно отказал А. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных п. 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 года N 369, обязательного предоставления выписки из домовой книги и выписки из финансового лицевого счета не требуется. При этом, свидетельство о государственной регистрации права на домовладение по <адрес>, в котором истица зарегистрирована с 20 января 2003 года, собственником которого является А.Л.В., не может быть представлено в виду его отсутствия, однако право собственности подтверждается указанными выше документами.
Однако, согласиться с выводом суда первой инстанции в указанной (обжалуемой) части решения районного суда не представляется возможным.
По смыслу приведенных выше норм, процедура постановки на учет носит заявительный характер и предполагает предоставление пакета документов, предусмотренных правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2013 г. N 369, свидетельствующих о наличии права состоять на учете для получения единовременной социальной выплаты.
Как следует из материалов дела, комиссией ФСИН России было принято решение об отказе в постановке истицы на соответствующий учет, в том числе по тому основанию, что собственник жилого помещения, где постоянно зарегистрированы истица и ее несовершеннолетняя дочь, не известен, свидетельство о государственной регистрации права не представлено, а также не представлены выписка из домовой книги, выписка из финансового лицевого счета.
При этом, нельзя согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что право собственности А.Л.В. на указанное жилое помещение подтверждается представленными на комиссию документами.
Ссылки суда первой инстанции на справки МУП БТИ Тракторозаводского района и МУП БТИ по Тракторозаводскому и Краснооктябрьскому району нельзя признать состоятельными, поскольку из данных справок не следует, что жилое помещение по <адрес> принадлежит А.Л.В. на праве собственности.
Утверждение суда первой инстции о том, что обязательного предоставления выписки из домовой книги и выписки из финансового лицевого счета не требуется, противоречит содержанию п. 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2013 г. N 369, согласно которому к заявлению прилагаются выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов.
При этом документы, подтверждающие невозможность их получения по независящим от заявителя обстоятельствам, не представлены.
Информация о том, что дом <адрес> является частным домом, в связи с чем не имеется возможность предоставления финансового лицевого счета в отношении данного жилого помещения, отсутствует в справке о составе семьи, проживающей по <адрес>, выданной председателем ТОС Альянс.
Таким образом, истицей не были предоставлены все необходимые документы для решения вопроса о постановке ее на учет для получения единовременной социальной выплаты.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения исковых требований, заявленных к ФСИН России, не имеется.
Данное обстоятельство (как и настоящее апелляционное определение) не лишает истицу права в целях получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на повторное обращение с соответствующим заявлением для разрешения этого вопроса в комиссию УФСИН России по Волгоградской области с приложением всех необходимых документов, предусмотренных п. 5 правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2013 г. N 369.
В этой связи, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда в части удовлетворения иска о признании незаконным отказа ФСИН России от 2 ноября 2016 года (протокол N 89) в постановке на учет А. для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительства жилого помещения; возложении на ФСИН России обязанности устранить допущенные нарушения прав и свобод А. путем решения вопроса о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на основании рапорта от 8 мая 2014 года подлежит отмене с принятием в указанной части нового решения об отказе в удовлетворении данных требований.
В остальной части решение суда первой инстанции не обжалуется, в связи с чем, в силу ст. 327.1 ГПК РФ, судом апелляционной инстанции проверена законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
определила:
решение Центрального районного суда г. Волгограда от 27 июня 2019 года по гражданскому делу по иску А. к Федеральной службе исполнения наказаний России, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Волгоградской области о признании действий незаконными и возложении обязанностей отменить в части:
признания незаконным отказа ФСИН России от 2 ноября 2016 года (протокол N 89) в постановке на учет А. для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительства жилого помещения;
возложения на ФСИН России обязанности устранить допущенные нарушения прав и свобод А. путем решения вопроса о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на основании рапорта от 8 мая 2014 года.
Принять по делу в этой части (отмененной) новое решение, которым А. отказать в удовлетворении исковых требований к Федеральной службе исполнения наказаний России о признании незаконным отказа ФСИН России от 2 ноября 2016 года (протокол N 89) в постановке на учет А. для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительства жилого помещения, возложения на ФСИН России обязанности устранить нарушения прав и свобод А. путем решения вопроса о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на основании рапорта от 8 мая 2014 года.