Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Кассационным
определением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 28.10.2021 N 88а-28539/2021 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Волгоградского областного суда от 17.03.2021 N 33а-2730/2021 по делу N 2а-690/2020
Категория: Споры с МЧС России.
Требования заявителя: 1) О признании недействительным акта проверки; 2) О признании недействительным предписания надзорного органа об устранении нарушений.
Обстоятельства: Административный истец указал, что предписанием установлен неразумный срок для исполнения выявленных нарушений.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.
Апелляционное определение Волгоградского областного суда от 17.03.2021 N 33а-2730/2021 по делу N 2а-690/2020
Категория: Споры с МЧС России.
Требования заявителя: 1) О признании недействительным акта проверки; 2) О признании недействительным предписания надзорного органа об устранении нарушений.
Обстоятельства: Административный истец указал, что предписанием установлен неразумный срок для исполнения выявленных нарушений.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.
ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 марта 2021 г. N 33а-2730/2021
Дело N 2а-690/2020
УИД: 34RS0042-01-2020-001329-84
Судья: Грошева О.А.
Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Балашовой И.Б.
судей Сергеева С.С., Камышниковой Н.М.
при ведении протокола помощником судьи Болкуновой Т.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации городского округа город Фролово Волгоградской области к Главному Управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, Чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Волгоградской области об оспаривании предписания и результатов проверки ОНД по городу Михайловка, городу Фролово и Фроловскому району Волгоградской области
по апелляционной жалобе ГУ МЧС России по Волгоградской области
на решение Фроловского городского суда Волгоградской области от 13 октября 2020 года, которым постановлено: административные исковые требования администрации городского округа город Фролово Волгоградской области к Главному Управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, Чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Волгоградской области об оспаривании предписания и результатов проверки ОНД по городу Михайловка, городу Фролово и Фроловскому району Волгоградской области удовлетворить частично.
Признать недействительными результаты проверки, оформленные актом отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Михайловка, г. Фролово и Фроловскому району Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Волгоградской области от 03 сентября 2020 года N 043/20 в части указания на необеспечение в полном объеме оповещения людей населенного пункта о пожаре имеющейся звуковой сигнализацией.
Признать незаконным и отменить акт проверки N 043/20 и предписание N 043-20/1/1 отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Михайловка, г. Фролово и Фроловскому району Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Волгоградской области от 03 сентября 2020 года в части указания на выявленное нарушение, подлежащее устранению в срок до 25 марта 2021 года - необходимость обеспечение в полном объеме оповещения людей населенного пункта о пожаре звуковой сигнализацией.
В удовлетворении остальной части административных исковых требований администрации городского округа город Фролово Волгоградской области к Главному Управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, Чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Волгоградской области отказать.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Сергеева С.С., судебная коллегия
установила:
администрация городского округа город Фролово Волгоградской области обратилась в суд с административным иском (с учетом изменения требований в процессе рассмотрения дела в порядке
ст. 46 КАС РФ) к Главному Управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, Чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Волгоградской области об оспаривании предписания и результатов проверки ОНД по городу Михайловка, городу Фролово и Фроловскому району Волгоградской области об оспаривании предписания и результатов проверки ОНД по городу Михайловка, городу Фролово и Фроловскому району Волгоградской области.
В обосновании требований указав, что ОНД по городу Михайловка, городу Фролово и Фроловскому району Волгоградской области была проведена внеплановая выездная проверка в отношении административного истца на предмет соблюдения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, пожарной безопасности.
По результатам проведенной проверки, составлен акт от 03 сентября 2020 года, и вынесено предписание по устранению нарушений требований пожарной безопасности, которое административный истец полагает незаконным по следующим основаниям: предписанием установлен неразумный срок для исполнения выявленных нарушений: устранения свалок размещения горючих отходов, мусора на территории населенного пункта и обеспечение исправного состояния, своевременного обслуживания и ремонта источников наружного противопожарного водопровода, поскольку для выполнения указанных требований предписания необходимы значительные финансовые затраты, которые не были предусмотрены на 2020 год при финансировании бюджета городского округа. Любые мероприятия, финансирование которых осуществляется за счет средств бюджета городского округа, реализуются путем заключения муниципальных контрактов с исполнителями.
Помимо этого, в предписании на административного истца возложена обязанность по очистке территорий улиц и переулков, которые отсутствуют в населенном пункте, а в пункте 4 предписания в качестве нарушенного нормативного правового акта указана
ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", однако, указанная норма регулирует вопросы деятельности городского и сельского поселений и не регламентирует деятельность городских округов.
Кроме того, считают выводы должностных лиц ОНД о несоответствии муниципальной системы оповещения нормативным требованиям, а именно, что система оповещения городского округа город Фролово не обеспечивает доведение сигналов оповещения о пожаре до проживающего на территории муниципального образования населения в полном объеме, безосновательными и не подтвержденными доказательствами, а требования не содержат конкретного указания и четкой формулировки о необходимости проведения действий, а установленный срок устранения данного нарушения вытекающим за пределы действия нормы законодательства, а именно
постановления Правительства РФ от 25 апреля 2012 года N 390 "О противопожарном режиме", в связи с чем, предписание в данной части является неисполнимым.
Просят суд признать недействительными и отменить результаты проверки, оформленные актом ОНД и ПР по городу Михайловка, городу Фролово и Фроловскому району Волгоградской области УНД и ПР ГУ МЧС России по Волгоградской области от 03 сентября 2020 года N 043/20 в части изложенной в пункте 6 указанного акта, а также в части указания в пункте 2 нарушений по переулку Некрасова, улицам Островская, Жилгород, Заречная, и признать незаконным предписание ОНД и ПР по городу Михайловка, городу Фролово и Фроловскому району Волгоградской области УНД и ПР ГУ МЧС России по Волгоградской области от 03 сентября 2020 года N 043/20/1/1 в части установления сроков устранения нарушений, предусмотренных п. п. 1 - 4 предписания, и исключить пункт 6 полностью, а из пункта 2 указания на переулок Некрасова, улиц Островская, Жилгород, Заречная.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ГУ МЧС России по Волгоградской области ставит вопрос об отмене постановленного по делу судебного акта в части отмены п. 6 акта N 043/20 и предписания N 043-20/1/1 от 03.09.2020. В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а также неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Относительно доводов апелляционной жалобы поступили возражения администрации городского округа город Фролово Волгоградской области.
Изучив доводы апелляционной жалобы, письменных возражений, исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу
пункта 10 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального, городского округа.
Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации урегулированы Федеральным
законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", из преамбулы которого следует, что обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.
Согласно
статье 3 указанного Закона, система обеспечения пожарной безопасности представляет собой совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами.
Элементами системы обеспечения пожарной безопасности, в том числе, являются органы местного самоуправления.
Согласно
статье 6 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" должностные лица органов государственного пожарного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право: выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности; запрашивать и получать от организаций и граждан, в отношении которых проводится проверка соблюдения требований пожарной безопасности, на основании мотивированных письменных запросов документы и (или) информацию, необходимые для проведения проверки.
Порядок осуществления федерального государственного надзора за выполнением требований пожарной безопасности определен Административным
регламентом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утвержденным приказом МЧС России от 30 ноября 2016 года N 644 (далее Административный регламент).
Согласно
п. 6 Административного регламента органы государственного пожарного надзора и должностные лица органов государственного пожарного надзора в том числе организуют и проводят проверки органов власти, организаций и граждан, принимают предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по результатам проверок в отношении собственников имущества, лиц уполномоченных пользоваться, владеть и распоряжаться имуществом, а также в отношении граждан.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения заместителя главного государственного инспектора г. Михайловка, г. Фролово и Фроловского района Волгоградской области по пожарному надзору от 11 августа 2020 года N 043/20 в период с 25 августа 2020 г. по 03 сентября 2020 г. проведена внеплановая выездная проверка в отношении администрации городского округа - город Фролово Волгоградской области, предметом которой являлось соблюдение органом местного самоуправления обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами пожарной безопасности.
По результатам данной проверки составлен акт проверки органа государственной власти (местного самоуправления) по соблюдению органом местного самоуправления - Администрацией городского округа город Фролово Волгоградской области обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами пожарной безопасности от 03 сентября 2020 года N 043/20, и административному ответчику выдано предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности, и проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности и по предотвращению угрозы возникновения пожара от 03 сентября 2020 N 043/20/1/1, которым предлагалось устранить:
Пункт 1: нарушение
п. 77 Правил противопожарного режима, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года N 390 - не очищена территория городского округа город Фролово Волгоградской области, населенного пункта от горючих отходов, мусора и сухой растительности (произошли загорания мусора и сухой растительности: <...> Октября 334, (в районе п. Грачи), ул. Рабочая (в районе ГСК "Рабочий");
Пункт 2: нарушение
п. 77 Правил противопожарного режима, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года N 390 - не очищена территория населенного пункта (территория общего пользования), в том числе в пределах противопожарных расстояний между объектами, в полном объеме от горючих отходов, мусора, тары и сухой растительности, камыша: ул. 40 лет Октября, 367 (в районе молокозавода, ООО "Арчединская агропромышленная группа") ул. Островская, ул. Седова, пер. Грушевый (в районе N 1 "Б", N 4), ул. Ф., 4 (за магазином "DNS"), ул. Спартаковская, 66, ул. Парковая (около гаражей), пер. Некрасова, 1 (спортивная площадка), ул. Дзержинского (около АЗС, пересечение ул. Спартаковской), ул. Телеграфная (в районе домов N 6, 8, 16), ул. Дзержинского, 30, ул. Донская (N 37, N 71), ул. Пролетарская, дома N 108, 135, 146, 155, 173, 213, 217, ул. Хлеборобная (около остановки), ул. Орджоникидзе, ул. Мирная, 51, ул. Жилгородок, 13, ул. 40 лет Октября, 4, 6, ул. Строителей, 76, 86, 108, ул. Заречная, 33 (ветки), ул. Арчединская;
Пункт 3: нарушение
п. 19 Правил противопожарного режима, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года N 390 - не устранены (ликвидированы) на территории городского округа город Фролово допущенные (свалки) размещение горючих отходов, мусора (ул. Красная (около мусорных контейнеров, детского сада "Ручеек" ул. 40 лет Октября (за остановкой ВЧ)), ул. Парковая, а также в районе автодороги по направлению в х. Шуруповский Фроловского района (земельный участок N 34:32:100003:675);
Пункт 4: нарушение
п. 55,
п. 80 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 год N 390;
ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
ст. 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности";
ст. 63,
ст. 68 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" - не обеспечено исправное состояние, своевременное обслуживание и ремонт источников наружного противопожарного водопровода (пожарных гидрантов по ул. Ф., 6, ул. Московская, 66);
Пункт 5: нарушение
ст. 68 п. 1,
2,
3,
4 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности";
п. 5.10 СП 31.13330-2012, СП 8.13130-2009
п. 4.1,
5.2,
5.6,
9.9,
9.11 - не обеспечено на территории населенного пункта г. Фролово наружное противопожарное водоснабжение согласно установленным нормам, а именно: расположение и количество источников наружного противопожарного водоснабжения не обеспечивают тушение пожара от двух соседних водоисточников в течение 3 часов (в районе ТПЦ "Птичник", в районе ул. Зеленая, 54 (ЗКО), ул. Парковая, ул. Пролетарская, 326, ул. Енисейская, ул. Ангарская, ул. Гринера, а также ул. К. Маркса, 110, 120а, ул. Орджоникидзе, 21);
Пункт 6: нарушение
ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
ст. 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности";
п. 16 Правил противопожарного режима, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 год N 390 - не обеспечено в полном объеме оповещение людей населенного пункта о пожаре звуковой сигнализацией.
Суд первой инстанции, установив, что проверка проведена уполномоченным должностным лицом в рамках представленных полномочий на основании распоряжений о проведении внеплановой проверки от 11 августа 2020 года N 043/20 пришел к выводу о незаконности оспариваемого акта и предписания в части пункта 6, поскольку административным ответчиком не представлено доказательств ненадлежащей организации административным истцом системы оповещения людей о пожаре. При этом сведений о наличии неисправностей в действующей системе оповещения с использованием звуковой сигнализации материалы проверки также не содержат. Кроме того, судом принято во внимание, что пункт 6 предписания содержит требования об обеспечении в срок до 25 марта 2021 года в полном объеме оповещения людей населенного пункта о пожаре звуковой сигнализацией, без указания на конкретные мероприятия, которые по мнению проверяющего органа должны быть выполнены администрацией городского округа город Фролово Волгоградской области, что по мнению суда свидетельствует о неисполнимости данного предписания. Удовлетворяя требования в указанной части, суд также принял во внимание, что
постановление Правительства РФ от 25 апреля 2012 года N 390 "О противопожарном режиме", устанавливающее
Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утрачивает свою силу с 01 января 2021 года в связи с изданием
Постановления Правительства РФ от 11 июля 2020 года N 1034, и с данного периода вступает в силу
Постановление Правительства РФ от 16 сентября 2020 года N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации", которое не содержит иное регулирование вопросов пожарной безопасности, в связи с чем, требования Предписания со сроком исполнения до 25 марта 2021 года потеряют актуальность с 01 января 2021 года.
Судебная коллегия находит выводы суда в указанной части ошибочными.
Как следует из просительной части административного иска с учетом уточнений, заявитель просит признать недействительными и отменить результаты проверки, оформленные актом ОНД и ПР по городу Михайловка, городу Фролово и Фроловскому району Волгоградской области УНД и ПР ГУ МЧС России по Волгоградской области от 03 сентября 2020 года N 043/20 в части изложенной в пункте 6 указанного акта, а также в части указания в пункте 2 нарушений по переулку Некрасова, улицам Островская, Жилгород, Заречная.
Исходя из положений
статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, самостоятельными предметами судебной проверки могут быть действия, бездействие, решения государственных органов.
К действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению.
К решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций.
К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
Согласно
пункту 13 Административного регламента Акт проверки является результатом осуществления федерального государственного надзора за выполнением требований пожарной безопасности, т.е. результатом исполнения государственной функции.
Порядок составления и содержание Акта проверки регламентирован
разделом 3 Административного регламента.
Анализ положений Административного
регламента в части требований предъявляемых к составлению Акта проверки, показывает, что являясь обязательным к составлению документом фиксации хода проверки, совершенных действий, а также результатов, сам по себе акт проверки не содержит каких-либо властных волеизъявлений влекущих нарушение прав и свобод граждан и организаций или создающих препятствия к их осуществлению, либо порождающих правовые последствия для конкретных граждан и организаций.
Таким образом, по смыслу
главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации акт проверки, как не относящийся ни к одной из перечисленных категорий не влечет нарушение прав административного истца.
В этой связи у суда отсутствовали правовые основания для удовлетворения требований о признании недействительными результатов проверки, оформленных актом отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Михайловка, г. Фролово и Фроловскому району Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Волгоградской области от 03 сентября 2020 года N 043/20 в части указания на необеспечение в полном объеме оповещения людей населенного пункта о пожаре имеющейся звуковой сигнализацией, а также признания незаконным и отмене Акта проверки N 043/20.
Судебная коллегия также не находит оснований согласится с выводами суда о признании незаконным пункта 6 предписания N 043-20/1/1 отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Михайловка, г. Фролово и Фроловскому району Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Волгоградской области от 03 сентября 2020 года о необходимости обеспечения в полном объеме оповещения людей населенного пункта о пожаре звуковой сигнализацией в срок до 25 марта 2021 года.
В соответствии с
пунктом 2 части 1,
частью 4 статьи 6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении если в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным
законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
Пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со
статьей 63 настоящего Федерального закона.
Согласно
пункту 7 ст. 63 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в том числе, обеспечение связи и оповещения населения о пожаре.
В соответствии с
пунктом 16 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме" на территории поселений и городских округов, территории садоводства или огородничества обеспечивается наличие звуковой сигнализации для оповещения людей при пожаре, телефонной связи, а также запасов воды для целей пожаротушения в соответствии со
статьями 6,
63 и
68 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Из материалов дела следует, что постановлением администрации городского округа г. Фролово Волгоградской области от 19 июня 2020 года N 740 утверждено Положение "О порядке организации оповещения и информирования населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при угрозе возникновения или возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", согласно которому оповещение населения городского округа предусматривает доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при угрозе возникновения или возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и о правилах поведения населению и необходимости проведения мероприятий по защите (п. 1.4.). Информирование населения предусматривает доведение до населения через средства массовой информации и по иным каналам информации о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территории, приемах и способах защиты, а также проведению пропаганды знаний в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах и обеспечения пожарной безопасности (п. 1.5).
В состав местной системы оповещения и информирования населения городского округа входят: КУ "Единая дежурная диспетчерская служба город Фролово и Фрловоского района" (далее - КУ "ЕДДС"); дежурно-диспетчерские службы объектов экономики, расположенных на территории городского округа, телефонные каналы сети связи общего пользования; точка доступа в радиотрансляционную сеть ПАО "Ростелеком"; электрические сирены в организациях, находящихся на территории городского округа; сеть Интернет; транспортные средства, оборудованные громкоговорящими установками: 2 автомобиля МО МВД России "Фроловский", 1 автомобиль ОВО по Фроловскому району - филиал ФГКУ "УВО ВГНГ России по Волгоградской области", 2 автомобиля администрации городского округа г. Фролово, другие средства оповещения (рынды, церковные колокола); посыльные (п. 2.3).
Согласно п. 3.1 - 3.9. указанного Положения решение о применении местной системы оповещения принимает глава городского округа г. Фролово или лицо, его замещающее. Сигналы оповещения и информация передаются оперативным дежурным КУ "ЕДДС" вне всякой очереди с использованием всех имеющихся в его распоряжении средств оповещения и связи согласно схеме оповещения. Для доведения сигналов оповещения и информирования населения задействуются телефонные сети общего пользования операторов связи, организаций и учреждений и оконечные устройства автоматизированной системы централизованного оповещения, объектовые системы оповещения, сети эфирного радиовещания и проводного вещания, транспортные средства с громкоговорящими установками, сеть Интернет. Оперативный дежурный КУ "ЕДДС" получив сигнал оповещения или информацию от оперативного дежурного Главного управления МЧС России по Волгоградской области, оперативного дежурного ГКУ Волгоградской области "Центр управления и связи": подтверждает по средствам связи получение сигнала оповещения, доводит до сведения главы городского округа (лица, его замещающего), председателя комиссии по ЧС и ПБ, начальника отдела по мобилизационной работе и гражданской обороне администрации городского округа или лица его замещающего сигнал оповещения, информацию об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; по распоряжению главы городского округа или председателя Комиссии по ЧС и ПБ доводит полученные сигналы оповещения или информацию до сведения дежурно-диспетчерских служб организаций, эксплуатирующих потенциально опасные объекты, начальников организаций, находящихся на территории городского округа, а также организаций (объектов), обеспечивающих жизнедеятельность населения, до населения, проживающего на территории городского округа.
Передача сигналов оповещения и информации может осуществляться как в автоматизированной, так и в неавтоматизированном режиме. Основным режимом является автоматизированный, который обеспечивает циркулярное или выборочное доведение сигналов оповещения и информации. Основным способом оповещения и информирования населения является передача сигналов оповещения и речевой информации по сетям телерадиовещания и проводного вещания, с использованием транспортных средств с громкоговорящими установками.
Оповещение и информирование населения с использованием ресурсов операторов сети подвижной радиотелефонной связи осуществляет через ФКУ "Центр управления в кризисных ситуациях МЧС России по Волгоградской области".
Оповещение и информирование населения по сети Интернет производится путем размещения экстренной информации и информации о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты на официальном сайте администрации городского округа, официальные страницы администрации городского округа в социальных сетях "Вконтакте", "Одноклассники", "Инстаграм".
Передачу сигналов оповещения и информации осуществляет оперативный дежурный КУ "ЕДДС" по: средствам связи, сети общегосударственной и ведомственной сетям связи, для оповещения и информирования председателя и членов комиссии по ЧС и ПБ, сотрудников отдела по МР и ГО; телефонным каналам сети связи общего пользования для оповещения и информирования дежурно-диспетчерских служб организаций, эксплуатирующих потенциально опасные объекты, а также организаций (объектов), обеспечивающих жизнедеятельность населения городского округа; через сеть "Интернет" (официальный сайт администрации городского округа, официальные страницы администрации городского округа в социальных сетях "Вконтакте", "Однаклассники", "Интернет".
Речевая информация передается населению с перерывом программ вещания длительностью не более 5 минут. Допускается трехкратное повторение передачи речевой информации. В исключительных, не терпящих отлагательств случаях допускается передача кратких нестандартных речевых сообщений способом прямой передачи ли в записи непосредственно с рабочего места оперативного дежурного КУ "ЕДДС".
Из схемы расположения системы оповещения в городском округе г. Фролово усматривается, что громкоговорители установлены только в центральной части г. Фролово, охватывают территорию от вокзала до центральной площади.
На основании соглашения N 12 от 10 января 2020 года на оказание услуг по оповещению населения в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, заключенному между администрацией городского округа г. Фролово Волгоградской области и МО МВД России "Фроловский", последнее обязуется предоставить 2 транспортных средства с громкоговорителями и экипажем для оповещения населения городского округа г. Фролово Волгоградской области о возникновении чрезвычайных ситуаций.
Распоряжением администрации городского округа г. Фролово Волгоградской области N 88 от 26 марта 2020 года утверждена схема маршрутов оповещения населения городского округа г. Фролово Волгоградской области транспортными средствами с громкоговорителями, а также утвержден перечень автомобилей с громкоговорящими установками. При этом из схемы маршрутов оповещения населения усматривается, что территория городского округа разделена 5 секторов, по каждому из которых перемещаются транспортные средства с громкоговорящими установками.
Из указанного следует, что звуковые оповещатели имеются только в центральной части населенного пункта, на улице Фроловской, улице Революционной города Фролово (от вокзала до центральной площади).
Судебная коллегия не может согласится с выводом суда о том, что действующее законодательство не содержит требований о необходимости обеспечения звуковой сигнализацией для оповещению людей исключительно в неавтоматизированном режиме.
Действительно запрета на использование альтернативных способов оповещения, в том числе, с использование автотранспортных средств, закон не содержит.
В то же время положения
пункта 3 статьи 52 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" предусматривают, что защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий их воздействия обеспечиваются одним или несколькими из следующих способов, в том числе устройством систем обнаружения пожара (установок и систем пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
Пунктами 3,
5 Положения о системах оповещения населения, утвержденного Приказом МЧС РФ N 422, Мининформсвязи РФ N 90, Минкультуры РФ N 376 от 25 июля 2006 года определено, что система оповещения представляет собой организационно-техническое объединение сил, средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС) и населения. Все системы оповещения населения должны программно и технически сопрягаться.
Таким образом, использование альтернативных систем оповещения населения о пожаре, путем использования транспортных средств с громкоговорителями не отвечает приведенным требованиям и более того, противоречит пункту 49 Стратегии национальной безопасности, утвержденной Указом Президента РФ от 31 декабря 2015 г. N 683, согласно которому обеспечение национальной безопасности в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в области пожарной безопасности осуществляется путем совершенствования и развития единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, ее территориальных и функциональных подсистем, взаимодействия с аналогичными иностранными системами, повышения эффективности реализации полномочий органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности жизнедеятельности населения, обновления парка технологического оборудования и технологий производства на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения населения, развития системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, внедрения современных технических средств информирования и оповещения населения, поддержания на должном уровне современной технической оснащенности и готовности пожарно-спасательных сил, развития системы принятия превентивных мер по снижению риска возникновения чрезвычайных ситуаций и пожаров на основе совершенствования надзорной деятельности, проведения профилактических мероприятий, а также путем формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения.
В связи с указанным, судебная коллегия находит обоснованным довод административного ответчика о том, что схема маршрутов оповещения населения утвержденная распоряжением администрации городского округа город Фролово Волгоградской области N 88 от 26.03.2020 года "Об утверждении маршрутов оповещения наседания на территории городского округа город Фролово посредством транспортных средств, с громкоговорителями" не обеспечивает доведение сигналов оповещения до проживающего на территории муниципального образования населения в полном объеме, поскольку привлечение транспортных средств для оповещения, значительно увеличивают время оповещения населения и реагирования на возникшую опасность.
Одновременно с этим судебная коллегия находит верными выводы суда об отсутствии оснований для удовлетворения требований административного иска о признании незаконным предписания п. п. 1 - 4 предписания от 03 сентября 2020 года N 043/20/1/1.
В силу
статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
Статьей 63 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности установлено, что первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в том числе, реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности.
В соответствии с пунктом 8 постановления Губернатора Волгоградской области от 10.04.2020 N 254 "Об особом противопожарном режиме на территории Волгоградской области" на администрацию городского округа была возложена обязанность по регулярному проведению очистки территорий населенных пунктов от горючих отходов, сухой травы, камыша, спиленных веток и деревьев.
Согласно
пунктам 19,
77 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, запрещается на территориях общего пользования поселений и городских округов, на объектах садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан устраивать свалки горючих отходов (п. 19), руководитель организации обеспечивает очистку объекта защиты и прилегающей к нему территории, в том числе в пределах противопожарных расстояний между объектами защиты, от горючих отходов, мусора, тары и сухой растительности (п. 77).
Материалами дела подтверждается и не оспаривается административным истцом территория городского округа-город Фролово Волгоградской области, не очищена от горючих отходов, мусора и сухой растительности по ряду адресов и не устранены (ликвидированы) на территории городского округа город Фролово допущенные (свалки) размещение горючих отходов, мусора. В нарушение статьи 63 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности администрацией городского округа город Фролово Волгоградской области не обеспечено надлежащее состояния источников противопожарного водоснабжения (пожарных гидрантов по ул. Ф., 6, ул. Московская, 66).
Отвергая доводы административного истца о неразумности установления в п. п. 1 - 4 оспариваемого Предписания срока для исполнения устранения свалок размещения горючих отходов, мусора на территории населенного пункта и обеспечение исправного состояния, своевременного обслуживания и ремонта источников наружного противопожарного водопровода, суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела муниципальный контракт N 822099 на "Благоустройства территории городского округа город Фролово" от 28 декабря 2019 года, Приложения к указанному контракту - технического задания на благоустройство территории городского округа город Фролово, а также Приложений к техническому заданию, справок о стоимости выполненных работ и затрат N 46, N 55, N 85, N 103, справок о расходах бюджетных ассигнований администрации городского округа город Фролово Волгоградской области по состоянию на 03 сентября 2020 года, обоснованно исходил из того, что в силу
статей 9,
15 Бюджетного кодекса РФ для решения возложенных на административного истца законом вопросов местного значения, в том числе относительно мер пожарной безопасности на территории городского округа, администрация должна была самостоятельно определить формы и направления расходования средств своего бюджета, которые должны ей позволить решить поставленные вопросы.
При этом, судом справедливо указано, что представленные в материалы дела письменные доказательства свидетельствуют о том, что бюджетные ассигнования, предусматривающие указанные расходы на момент проведения проверки ОНД по городу Михайловка, городу Фролово и Фроловскому району Волгоградской области, имелись у распорядителя денежных средств - администрации городского округа город Фролово Волгоградской области. Объективных причин, препятствующих исполнению требований пожарной безопасности в данной части, административным истцом не представлено.
При таких обстоятельствах, постановленное по делу решение подлежит отмене в части удовлетворения административного иска по основаниям, предусмотренным
пунктом 4 части 2 статьи 310 КАС РФ с принятием в этой части нового решения об отказе в удовлетворении требований.
На основании изложенного, руководствуясь
статьями 308 -
311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Фроловского городского суда Волгоградской области от 13 октября 2020 года отменить в части удовлетворения требований административного иска администрации городского округа город Фролово Волгоградской области к Главному Управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, Чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Волгоградской области о признании недействительными результатов проверки, оформленных актом отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Михайловка, г. Фролово и Фроловскому району Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Волгоградской области от 03 сентября 2020 года N 043/20 в части указания на необеспечение в полном объеме оповещения людей населенного пункта о пожаре имеющейся звуковой сигнализацией; о признании незаконным и отмене акта проверки N 043/20 и предписания N 043-20/1/1 отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Михайловка, г. Фролово и Фроловскому району Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Волгоградской области от 03 сентября 2020 года в части указания на выявленное нарушение, подлежащее устранению в срок до 25 марта 2021 года - необходимость обеспечение в полном объеме оповещения людей населенного пункта о пожаре звуковой сигнализацией.
В указанной части принять новое решение об отказе в удовлетворении требований административного иска.
В остальной части решение Фроловского городского суда Волгоградской области от 13 октября 2020 года оставить без изменения.