Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 15.06.2023 по делу N 88-21657/2023 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Верховного Суда Республики Крым от 09.02.2023 по делу N 33-1101/2023 (УИД 91RS0021-01-2021-001320-09)
Категория спора: 1) Переустройство и перепланировка помещений; 2) Защита прав на жилое помещение.
Требования правообладателя помещения: 1) О признании помещения жилым.
Требования физического лица: 2) О признании права собственности на жилое помещение.
Обстоятельства: Истец указал, что занимаемое им спорное здание обладает признаками жилого помещения и является пригодным для постоянного проживания, при этом спорное помещение он занимает на законных основаниях, длительное время постоянно проживает в спорном помещении.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.
Апелляционное определение Верховного Суда Республики Крым от 09.02.2023 по делу N 33-1101/2023 (УИД 91RS0021-01-2021-001320-09)
Категория спора: 1) Переустройство и перепланировка помещений; 2) Защита прав на жилое помещение.
Требования правообладателя помещения: 1) О признании помещения жилым.
Требования физического лица: 2) О признании права собственности на жилое помещение.
Обстоятельства: Истец указал, что занимаемое им спорное здание обладает признаками жилого помещения и является пригодным для постоянного проживания, при этом спорное помещение он занимает на законных основаниях, длительное время постоянно проживает в спорном помещении.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 9 февраля 2023 г. по делу N 33-1101/2023
Дело N 2-98/2022
УИД 91RS0021-01-2021-001320-09
Председательствующий судья первой инстанции: Р.
Судья-докладчик суда апелляционной инстанции: Басараб Д.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Басараба Д.В.,
судей Кузнецовой Е.А.,
Сыча М.Ю.,
при секретаре М.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Республики Крым гражданское дело по иску ФИО2 к ФИО1 автономному учреждению Республики Крым "Судакское лесоохотничье хозяйство", Совету министров Республики Крым, Министерству экологии и природных ресурсов Республики Крым, третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора - администрация города Судака Республики Крым, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о признании нежилого здания жилым и пригодным для постоянного проживания, возложении обязанности передать здание в собственность,
по апелляционной жалобе ответчика Государственного автономного учреждения Республики Крым "Судакское лесоохотничье хозяйство",
по апелляционной жалобе ответчика Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым на решение Судакского городского суда Республики Крым от 31.05.2022
установила:
26.07.2021 истец К. обратился в суд с иском к ГАУ РК "Судакское лесоохотничье хозяйство", Министерству экологии и природных ресурсов Республики Крым, в котором просил признать нежилое здание, принадлежащее Республике Крым на праве собственности, находящееся по адресу: <адрес> жилым и пригодным для постоянного проживания; обязать ГАУ РК "Судакское лесоохотничье хозяйство" и Совет министров Республики Крым передать указанное здание в собственность администрации г. Судака в 30-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу (т. 1 л.д. 2 - 5).
Исковые требования истец мотивировал тем, что с 1994 года он является нанимателем спорного нежилого здания и был вселен в него как работник Судакского лесоохотничьего хозяйства. В дальнейшем ему выдали ордер на вселение в спорное здание и им произведены ремонтные работы. В настоящее время спорное нежилое здание отвечает требованиям жилого дома. В январе 2019 истцу стало известно, что распоряжением Совета Министров Республики Крым от 08.12.2015 нежилое здание закреплено за ГАУ РК "Судакское лесоохотничье хозяйство" на праве оперативного управления. По мнению истца, спорное нежилое здание находится на земельном участке, который допускает размещение жилого дома с правом проживания и регистрации. Истец указывает, что ответчики должны передать спорное нежилое здание в муниципальную собственность, поскольку иное препятствует приватизировать его.
В возражениях ответчик Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым указывает на необоснованность исковых требований, ввиду того, что спорный объект недвижимого имущества находится на земельном участке, относящемся к землям лесного фонда, перевод земельного участка в другую категорию земель возможен только при включении указанных территории в состав земель другой категории посредством подготовки и утверждения новой редакции генерального плана городского округа (т. 1 л.д. 154 - 155).
Решением Судакского городского суда Республики Крым от 31.05.2022 иск К. удовлетворен (т. 1 л.д. 173 - 176).
Указанным решение суда постановлено:
- признать нежилое здание, расположенное по адресу: <адрес> - жилым и пригодным для постоянного проживания;
- обязать Государственное автономное учреждение Республики Крым "Судакское лесоохотничье хозяйство" и Совет министров Республики Крым передать здание, расположенное по адресу: <адрес> в собственность администрации города Судака Республики Крым в тридцатидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу.
Не согласившись с решением суда, ответчик ГАУ РК "Судакское лесоохотничье хозяйство" подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска (т. 1 л.д. 183 - 190).
В обоснование доводов апелляционной жалобы указано, что суд первой инстанции не учел того, что спорное нежилое здание находится на землях лесного фонда в границах Судакского лесничества, ввиду чего Минэкологии не считает возможным согласовать передачу здания из государственной в муниципальную собственность. Расположение жилого дома на землях лесного фонда не допускается.
Также, не согласившись с принятым решением суда, Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска (т. 1 л.д. 204 - 211).
Доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам апелляционной жалобы ГАУ РК "Судакское лесоохотничье хозяйство", дополнительно указано, что препятствием для передачи спорного имущества в муниципальную собственность является его расположение на землях лесного фонда, за границами населенного пункта, в связи с чем, до изменения категории земельного участка и включении его в границы муниципалитета, возложение обязанности по изменению статуса здания из нежилого в жилое преждевременно.
Истец К. и его представитель Ф. в судебном заседании возражали против доводов апелляционных жалоб, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения. На вопросы судебной коллегии истец пояснил, что был зарегистрирован в спорном строении, поскольку в ином случае, без таковой регистрации, он не мог владеть (хранить) оружием, необходимым для работы егерем. Когда была возможность он не приватизировал спорный дом, так как тогда бы его супруга лишилась бы права на приватизацию иного жилья - квартиры.
Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены.
Согласно положениям
статей 14 и
16 Федерального закона от 22.12.2008 N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" информация о времени и месте судебного заседания была заблаговременно размещена на интернет-сайте суда апелляционной инстанции.
В соответствии с положениями
статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ), судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело при данной явке.
Изучив доводы апелляционных жалоб, выслушав пояснения истца и его представителя, доклад судьи Верховного Суда Республики Крым Басараба Д.В., исследовав материалы дела, судебная коллегия считает, что апелляционные жалобы подлежат удовлетворению, а решение первой инстанции отмене с принятием нового решения об отказе в иске.
Согласно
ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (
ч. 4 ст. 1,
ч. 3 ст. 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (
ст. ст. 55,
59 -
61,
67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Судебная коллегия полагает, что обжалуемое решение суда первой инстанции не соответствует указанным требованиям по следующим основаниям.
Согласно
ч. 2 ст. 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе: отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
В соответствии с положениями
п. 4 ч. 1,
ч. 2 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права. Неправильным применением норм материального права являются: неприменение закона, подлежащего применению; применение закона, не подлежащего применению.
Такие нарушения имели место при принятии решения судом первой инстанции.
Удовлетворяя исковые требования о признании здания жилым, пригодным для постоянного проживания, возложении обязанности передать здание в собственность администрации города Судака, суд первой инстанции пришел к выводу, что занимаемое истцом спорное здание обладает признаками жилого и является пригодным для постоянного проживания, при этом истец спорное помещение занимает на законных основаниях. Кроме того учел, что истец длительное время постоянно проживает в спорном помещении, какие-либо доказательства несоответствия спорного жилого помещения характеристикам жилого отсутствуют. Приходя к указанному выводу, суд первой инстанции принял во внимание проведенную по делу судебную строительно-техническую экспертизу. Поскольку спорное здание суд признал жилым, то указанные обстоятельства признаны достаточными для возложения обязанности на ГАУ РК "Судакское лесоохотничье хозяйство" и Совмин Республики Крым передать спорное здание в собственность администрации г. Судака.
Вместе с тем, указанные выводы противоречат фактическим обстоятельствам по делу, в связи с чем, судебная коллегия полагает их ошибочными.
Так, 25.03.1999 К., работающему в Судакском ГЛОХ в должности егеря, семья которого состоит из 1 человека на основании протокола от ДД.ММ.ГГГГ V-23 выдан ордер N на право занятия жилого помещения по адресу <адрес>.1 л.д. 8).
Из ордера следует, что жилое помещение представляет собой отдельную квартиру, состоящую из 2 жилых комнат, жилой площадью N.м, принадлежащая ФИО1 ГЛОХ.
С ДД.ММ.ГГГГ истец поставлен на регистрационный учет по адресу: <адрес>, что также отражено в паспорте гражданина России (т. 1 л.д. 6 - 7).
Справкой Государственного автономного учреждения Республики Крым "Судакское лесоохотничье хозяйство" от ДД.ММ.ГГГГ N подтверждается, что К. работал в Судакском ГЛОХ егерем с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, старшим егерем с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 17).
Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ следует, что нежилое здание с кадастровым номером N, находящееся по адресу: <адрес> N.м принадлежит на праве оперативного управления Государственному автономному учреждению Республики Крым "Судакское лесоохотничье хозяйство" на основании распоряжения Совета министров Республики Крым от 26.05.2017 N-р, распоряжения Совета министров Республики Крым о закреплении имущества от 08.12.2015 N 1195-р (т. 1 л.д. 9 - 11).
Согласно
пункту 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Решением 77 сессии 1 созыва Судакского городского совета от 07.11.2018 N Совету министров Республики Крым дано разрешение на принятие из государственной собственности Республики Крым в муниципальную собственность муниципального образования городской округ Судак Республики Крым недвижимого имущества: нежилого здания (<адрес> находящееся по адресу: <адрес>, площадью N.м, кадастровый N, номер регистрации права государственной собственности Республики Крым N-1 от ДД.ММ.ГГГГ, номер регистрации права оперативного управления ГАУ РК "Судакское лесоохотничье хозяйство" N от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 12).
По информации Департамента лесного, охотничьего хозяйства и регулирования пользования биоресурсами, предоставленной Министерству экологии и природных ресурсов Республики Крым, земельный участок, на котором находится кордон Аджубей, общей площадью 46,8 кв. м, расположен в квартале 56 Комсомольского участкового лесничества Судакского лесничества и отнесен к землям лесного фонда, что сторонами не оспаривается.
В соответствии с приказом Минприроды Крыма от 23.03.2017 N "Об отнесении лесов на территории Республики Крым к защитным лесам и установлении их границ" земельный участок, на котором расположен спорный объект недвижимого имущества, отнесен к категории защитности - защитные полосы лесов, расположенные вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, что следует из ответа Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым от 14.12.2018 N.5-15 (т. 1 л.д. 14).
Согласно
пункту 2 части 1 статьи 114 Лесного кодекса Российской Федерации к лесам, выполняющим функции защиты природных и иных объектов, относятся леса, расположенные в защитных полосах лесов (леса, расположенные в границах полос отвода железных дорог и придорожных полос автомобильных дорог, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте, законодательством об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности).
Из
ч. 4 ст. 12 Лесного кодекса Российской Федерации следует, что защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
В связи с тем, что использование защитных лесов в иных целях, нежели предусмотрено
ст. 12 Лесного кодекса Российской Федерации, законодательством Российской Федерации не предусмотрено, Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым не была согласована передача недвижимого имущества из государственной собственности Республики Крым в муниципальную собственность - кордона Аджубей, общей площадью N.м, расположенного по адресу: <адрес> (т. 1 л.д. 14).
Обращаясь в суд с исковыми требованиями истец просит признать нежилое помещение жилым и пригодным для постоянного проживания.
Из частей 1 - 3 Жилищного
кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ) объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования). Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, в том числе по его приспособлению и приспособлению общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим
Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно
ч. ч. 1 -
2 ст. 16 ЖК РФ к жилым помещениям относятся: 1) жилой дом, часть жилого дома; 2) квартира, часть квартиры; 3) комната. Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
Перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований настоящего
Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности (
ч. 1 ст. 22 ЖК РФ).
В соответствии с
ч. 2 ст. 23 ЖК РФ для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет: 1) заявление о переводе помещения; 2) правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); 3) план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения); 4) поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение; 5) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения); 6) протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий решение об их согласии на перевод жилого помещения в нежилое помещение; 7) согласие каждого собственника всех помещений, примыкающих к переводимому помещению, на перевод жилого помещения в нежилое помещение.
Признании нежилого здания жилым в судебном порядке возможно, при соблюдении требований законодательства о градостроительной деятельности и наличия оснований для обращения в суд с соответствующими требованиями, то есть материально-правового интереса истца, который нарушен со стороны ответчика(ов).
Так, в соответствии с
ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Вместе с тем, такое обращение в суд не должно приводить к обходу норм специального законодательства, предусматривающего специальную процедуру перевода нежилого здания в жилое.
Судебная коллегия обращает внимание, что доказательств обращение истца в установленном законом порядке с предоставлением соответствующих документов в уполномоченный орган, в соответствии с
ч. 2 ст. 23 ЖК РФ, с целью перевода спорного нежилого здания в жилое, материалы дела не содержат.
При этом, уведомление Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 26.06.2018 о приостановлении в осуществлении государственного кадастрового учета, из которого следует, что предоставленное инвентарное дело на домовладение не является основанием для изменения назначения объекта недвижимости на жилой дом подтверждением соблюдения истцом установленной процедуры не является, поскольку Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым не является органом, уполномоченным принимать решения о переводе помещения из нежилого в жилое.
С целью выяснения юридически значимых обстоятельств суд первой инстанции назначал судебную строительно-техническую экспертизу (т. 1 л.д. 54 - 55).
Так, согласно выводам экспертизы жилой дом по адресу: <адрес> соответствует требованиям
п. 4.5,
6.1,
6.2,
7.1,
7.2,
9.1,
9.3 СП 55.13330.2016 "СНиП 31-02-2001. Дома жилые одноквартирные", требованиям
п. 15.1 СП 42.13330.2016 "СНиП ДД.ММ.ГГГГ-89. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", требованиям
п. 8.17 СП 4.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям",
ст. 90 ФЗ-123 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Жилой дом по адресу: <адрес> удовлетворяет требованиям механической безопасности. Конструктивные элементы указанного строения имеют работоспособное техническое состояние, то есть техническое состояние строения в конкретных условиях эксплуатации не приводит к нарушению работоспособности, обеспечена механическая безопасность здания (отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан вследствие разрушения или потри устойчивости здания или его части). Жилой дом по адресу: <адрес> пригоден для постоянного проживания в качестве жилого дома (т. 1 л.д. 60 - 75).
Применительно к
ч. 3 ст. 86,
ст. 79 ГПК РФ заключение эксперта является одним из доказательств по делу, подлежащим оценке наряду с другими доказательствами.
Порядок перевода помещений из нежилых в жилые производится в порядке, определяемом
ст. ст. 22,
23 ЖК РФ.
В соответствии с
ч. 1 ст. 22 ЖК РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований настоящего
Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно
части 1 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Пунктом 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
В соответствии с
пунктом 4 указанной нормы земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования.
Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности.
Между тем, земельный участок, в границах которого находится спорное здание, относится к землям лесного фонда.
Так, в соответствии с приказом Минприроды Крыма от 18.08.2017 N "Об установлении границ Судакского лесничества" сведения о границах Судакского лесничества Республики Крым внесены в Единый государственный реестр недвижимости как зона с особыми условиями использования территории (учетный N.00.2.144).
Согласно приказа Минприроды Крыма от 23.03.2017 N "Об отнесении лесов на территории Республике Крым к защитным лесам и установлении их границ" лесной участок Судакского лесничества, Комсомольского участкового лесничества, в квартале 56 отнесен к категории защитных лесов - леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов, леса, расположенные в защитных полосах.
Согласно
ч. 11 ст. 21 Лесного кодекса Российской Федерации при использовании лесов не допускаются строительство и эксплуатация объектов капитального строительства, отнесенных в соответствии с федеральными законами к жилым домам.
Следовательно, целевое назначение земель лесного фонда является приоритетным. Таким образом, размещение и эксплуатация жилого дома на землях лесного фонда не предусмотрено.
При таких обстоятельствах, вид использования объекта недвижимости истца (апеллянта) в случае его перевода из нежилого в жилое вступает в противоречие с видом разрешенного использования занятого этим объектом земельного участка, и нарушает положения указанных выше норм права.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения требований о признании спорного нежилого здания жилым и пригодным для постоянного проживания не имелось.
Приходя к указанному выводу, судебная коллегия принимает во внимание, что в данном случае заключение судебной строительно-технической экспертизы свидетельствует лишь о соответствия объекта недвижимого имущества строительно-техническим нормам, что само по себе не является безусловным основанием для признания нежилого здания жилым и пригодным для постоянного проживания.
При указанных обстоятельствах ссылки истца на то, что фактически он был вселен по ордеру в жилое помещение и его регистрация в нем несостоятельны, поскольку сам по себе факт выдачи ордера с указанием в нем "жилое помещение" не определяет назначение данного помещения. При этом, на вопросы судебной коллегии истец пояснил, что был зарегистрирован в спорном строении, поскольку в ином случае, без таковой регистрации, он не мог владеть (хранить) оружием, необходимым для осуществления работы егерем.
Кроме того, решением исполнительного комитета Дачновского сельского совета народных депутатов г. ФИО15 АР ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ N "О признании права собственности на кордон "Аджубей" за ФИО1 ГЛОХ" за Судакским Государственным Лесоохотническим хозяйством признано право собственности на кордон "Аджубей", а не жилой дом либо квартиру (л.д. 12 инвентарного дела).
Также суд апелляционной инстанции полагает заслуживающими доводы о том, что препятствием для передачи спорного имущества в муниципальную собственность является его расположение на землях лесного фонда, за границами населенного пункта, в связи с чем, до изменения категории земельного участка и включении его в границы муниципалитета, то есть населенного пункта является недопустимым.
Пунктом 2 ст. 85 ЗК РФ определено, что правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.
В силу положений
п. 3 названной статьи установлено, что градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Приказом Росреестра от 24.12.2018 N П/0510 "Об утверждении Сборника классификаторов, используемых Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии в федеральной государственной информационной системе ведения Единого государственного реестра недвижимости и признании утратившим силу приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 12.10.2011 N П/389" утверждены категории земель, в том числе земли лесного фонда номер 300.5, классификационный код 3005000000.
Из
статьи 1 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным
кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным
законом, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно
ст. 11 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" если иное не предусмотрено
частью 3 настоящей статьи, перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий разрешается в случае: 1) организации особо охраняемых природных территорий; 2) установления или изменения границы населенного пункта; 3) размещения объектов ФИО1 или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов; 4) создания туристско-рекреационных особых экономических зон.
Согласно
части 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа, если иное не установлено
частью 10 статьи 28.1 настоящего Кодекса.
Доказательств того, что перевод земельного участка, на котором находится спорный объект недвижимости, из состава лесного фонда в состав земель населенного пункта согласован с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на распоряжение участками лесного фонда, а также произведен кадастровый учет такого перевода, суду не представлено.
При этом размещение жилого дома на землях лесного фонда невозможно без одновременного изменения вида разрешенного использования земельного участка, на котором находится здание, изменение правового статуса которого должно производится с одновременным изменением вида разрешенного использования земельного участка.
Судебная коллегия находит, что допущенные судом первой инстанции нарушения норм материального права являются существенными, они повлияли на принятие неправильного по существу решения по делу, в связи с чем, апелляционные жалобы подлежат удовлетворению, решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в иске.
Руководствуясь
статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Судакского городского суда Республики Крым от 31.05.2022 - отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении иска ФИО2 - отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через Судакский городской суд Республики Крым.
Председательствующий судья
Д.В.БАСАРАБ
Судьи
Е.А.КУЗНЕЦОВА
М.Ю.СЫЧ
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 15.02.2023.