Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Верховного суда Республики Калмыкия от 14.03.2023 по делу N 33-193/2023
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О возложении обязанности назначить пенсию; 2) О включении периода работы в трудовой стаж.
Обстоятельства: Истец указал, что решением ответчика ему отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ.
Решение: 1) Отказано; 2) Удовлетворено.

Апелляционное определение Верховного суда Республики Калмыкия от 14.03.2023 по делу N 33-193/2023
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О возложении обязанности назначить пенсию; 2) О включении периода работы в трудовой стаж.
Обстоятельства: Истец указал, что решением ответчика ему отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ.
Решение: 1) Отказано; 2) Удовлетворено.


Содержание


ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 марта 2023 г. по делу N 33-193/2023
Судья Согданова Е.Е.
N 2-3291/2022
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия всоставе:
председательствующего Басангова Н.А.,
судей Сидоренко Н.А. и Андреевой А.В.,
при секретаре К.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по иску П. к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Калмыкия о включении периодов работы в специальный стаж и назначении досрочной страховой пенсии по старости по апелляционной жалобе истца на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 12 декабря 2022 г.
Заслушав доклад председательствующего, объяснения представителя ответчика Е., судебная коллегия
установила:
П. обратился в суд с иском, мотивируя тем, что решением Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Калмыкия (далее - ОПФР по Республике Калмыкия, пенсионный орган) от 10 октября 2022 г. ему отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ. Так, в специальный стаж не включен период работы с 1 января 2002 г. по 31 декабря 2008 г. в должности водителя пожарного автомобиля Государственной противопожарной службы Республики Калмыкия. Выражая несогласие с указанным решением, указывает, что в ходе реорганизации структурных подразделений МЧС России по Республике Калмыкия за их сотрудниками полностью сохранились льготы и социальные гарантии, не изменялись цели и задачи пожарной части, должностные обязанности водителя пожарного автомобиля. Просил обязать пенсионный орган включить в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, период с 1 января 2002 г. по 31 декабря 2008 г. и назначить досрочную страховую пенсию по старости с 2 сентября 2022 г.
В письменных возражениях на иск представитель пенсионного органа по доверенности Е., не соглашаясь с заявленными требованиями, указал, что право на досрочную пенсию по старости установлено работникам государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Аналогичное право для работников Государственной противопожарной службы субъектов РФ законодательством не предусмотрено. Стаж работы П. на должностях Государственной противопожарной службы федерального органа исполнительной власти составил 18 лет 20 дней, что является недостаточным для получения права на досрочную страховую пенсию по старости на основании пункта 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В судебное заседание истец П., представитель ОПФР по Республике Калмыкия, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились.
Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 12 декабря 2022 г. исковые требования П. удовлетворены частично. На пенсионный орган возложена обязанность включить в специальный стаж П., дающий право на досрочную страховую пенсию в связи с осуществлением деятельности на должностях Государственной противопожарной службы, период работы в должности водителя автомобиля (пожарного) Государственной противопожарной службы МЧС России по Республике Калмыкия с 24 февраля 2004 г. по 31 декабря 2004 г. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе истец П. просит решение суда отменить в части отказа о включении периодов работы с 1 января 2002 г. по 23 февраля 2004 г., с 1 января 2005 г. по 1 ноября 2007 г., с 2 ноября 2007 г. по 31 декабря 2008 г. в специальный стаж и назначении досрочной страховой пенсии по старости с 2 сентября 2022 г. и вынести решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме. Полагает, что решение суда основано на неверном толковании норм материального и процессуального права. Так, в пункте 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" не указано, что финансирование должно осуществляться именно за счет средств федерального бюджета. Основополагающим обстоятельством в данном случае является, в какую противопожарную службу входила Государственная противопожарная службы в спорный период. Его служба в спорные периоды относилась к федеральной противопожарной службе, характер его работы и должностные обязанности не изменились. Проведенная реорганизация в сфере государственного управления пожарной безопасности не может повлечь нарушение его пенсионных прав. Неисполнение работодателем обязанности по предоставлению сведений об особых условиях труда не является основанием для отказа в назначении страховой пенсии.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика ОПФР по Республике Калмыкия по доверенности Е. просил оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Истец П., надлежаще извещенный о дате, времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, сведений об уважительности причин неявки суду не представил.
На основании положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В силу части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ дело рассматривается в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части (часть 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ).
Решение суда в части возложения на пенсионный орган обязанности о включении в специальный стаж П., дающий право на досрочную страховую пенсию в связи с осуществлением деятельности на должностях Государственной противопожарной службы, периода работы в должности водителя автомобиля (пожарного) Государственной противопожарной службы МЧС России по Республике Калмыкия с 24 февраля 2004 г. по 31 декабря 2004 г. сторонами не оспаривается, а потому в данной части решение суда предметом проверки судебной коллегии не является.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителя ответчика, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия не находит оснований для изменения или отмены состоявшегося по делу решения.
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что правом на досрочную пенсию обладают лица, работавшие на должностях Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, то есть только сотрудники федеральной противопожарной службы. Сотрудники противопожарной службы субъектов Российской Федерации правом на назначение пенсии по пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" не обладают. С учетом периода работы с 24 февраля 2004 г. по 31 декабря 2004 г., подлежащего включению в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию, суд первой инстанции пришел к выводу, что общая продолжительность стажа работы П., дающего право на назначение досрочной страховой пенсии по старости на момент обращения в пенсионный орган составила менее 25 лет.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", действующего с 1 января 2015 г., право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
В соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", страховая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного возраста мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Аналогичный порядок назначения пенсий был предусмотрен пунктом 18 части 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно части 7 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" право на досрочное назначение пенсии по старости возникает у работников Государственной противопожарной службы, работающих на должностях, предусмотренных перечнем оперативных должностей Государственной противопожарной службы, утверждаемым Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, пенсии по старости устанавливаются по достижении ими возраста 50 лет и при стаже работы в Государственной противопожарной службе не менее 25 лет.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 г. N 437 утвержден Список должностей работников государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно указанному Списку правом на досрочное назначение страховой пенсии по старости пользуются водители автомобиля (пожарного).
На основании Указа Президента Российской Федерации от 09 ноября 2001 г. N 1309 "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности" государственная противопожарная служба Министерства внутренних дел Российской Федерации была преобразована в государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в Федеральный закон "О пожарной безопасности" были внесены изменения, вступившие в законную силу с 1 января 2005 г., в соответствии с которыми Государственная противопожарная служба стала подразделяться на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации, которая подлежала созданию органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 положения о Федеральной противопожарной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2005 г. N 385, федеральная противопожарная служба Государственной противопожарной службы (далее - федеральная противопожарная служба) входит в систему Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).
На федеральную противопожарную службу в лице Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ (статья 16), Положением о Министерстве Российской Федерации но делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным Указом Президента РФ от 11 июля 2004 г. N 868 (пункт 8) и Положением о федеральной противопожарной службе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 20 июня 2005 г. N 385 (пункт 6), возлагаются профилактика, тушение пожаров и аварийно-спасательных работ на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, объектах федеральной собственности, особо ценных объектах культурного наследия населения народов РФ, при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей, в закрытых административно-территориальных образованиях, а также в особо важных и режимных организациях.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 05 февраля 2009 г. N 552-О-О, досрочное назначение трудовой пенсии по старости сотрудникам федеральной противопожарной службы, как и предоставление им ранее пенсии за выслугу лет, связано с повышенным уровнем воздействия на них неблагоприятных факторов и направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста. Деятельность сотрудников федеральной противопожарной службы имеет существенные отличия от деятельности сотрудников противопожарных служб субъектов Российской Федерации, которые обусловлены особыми условиями осуществления возложенных на них профессиональных обязанностей, сопряженными с более высокой степенью загруженности, а также сложности и интенсивности труда в процессе организации и осуществления тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ по сравнению с подобными работами на объектах регионального значения.
Учитывая вышеизложенное, в рамках пункта 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, правом на досрочную страховую пенсию по старости обладают лица, работавшие на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно - спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно - правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, то есть только сотрудники федеральной противопожарной службы.
Как следует из приведенных норм права, досрочная пенсия по старости устанавливается исключительно работникам государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Аналогичное право для работников Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации данной нормой не установлено.
Таким образом, досрочная страховая пенсия по старости работникам Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации не может быть назначена в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", сотрудники противопожарной службы субъектов Российской Федерации правом на назначение досрочной страховой пенсии по старости по указанному основанию не обладают.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 2 сентября 2022 г. П. обратился в пенсионный орган с заявлением N ХХХ о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением пенсионного органа от 10 октября 2022 г. П. отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ 25 лет. При оценке пенсионных прав у П. на день обращения за страховой пенсией по старости страховой стаж составил 31 год 4 месяца 26 лет, стаж на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти - 18 лет 20 дней.
В стаж работы, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", не включены периоды работы П. с 1 февраля 2002 г. по 31 декабря 2008 г. в должности водителя автомобиля пожарного Государственной противопожарной службы МЧС России по Республике Калмыкия.
Из копии трудовой книжки П. от ДАТА ХХХ следует, что в спорный период с 1 февраля 2002 г. по 31 декабря 2008 г. истец проходил службу в Государственной противопожарной службе. С 1 января 2002 г. по 30 июня 2014 г. работал в качестве водителя АЦ-40 пожарной части - 9 Управления противопожарной службы МЧС России Республики Калмыкия, с 1 июля 2014 г. по 31 октября 2007 г. работал в должности водителя АЦ-40 пожарной части - 9 Государственного учреждения "Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Приютненского района", с 1 ноября 2007 г. по 31 декабря 2008 г. работал в качестве водителя автомобиля (пожарного) пожарной части - 9 Центра Управления Силами ФПС по Республике Калмыкия.
Из справки Главного Управления МЧС России по Республике Калмыкия от 15 сентября 2022 г. N 552 следует, что приказом МВД по Республике Калмыкия от 20 мая 1999 г. N 192 Отряд ГПС переименован в Управление ГПС МВД по Республике Калмыкия; Указом Президента РФ N 1309 от 9 ноября 2001 г. Управление ГПС МВД по Республике Калмыкия переименовано в Управление МЧС России по Республике Калмыкия; приказом МЧС Республики Калмыкия от 1 июля 2004 г. N 179 Управление МЧС Республики Калмыкия реорганизовано в Управление по делам ГО и ЧС Приютненского района; приказом от 1 ноября 2007 г. N 1 Управления по делам ГО и ЧС Приютненского района данное Управление реорганизовано в Отряд ГПС МЧС России по Республике Калмыкия; приказом от 28 августа 2008 г. N 507 МЧС России Отряд ГПС МЧС России по Республике Калмыкия реорганизован в ЦУС ФПС по Республике Калмыкия с 1 января 2009 г.; приказом МЧС России от 22 октября 2009 г. N 604 ЦУС ФПС России по Республике Калмыкия переименован в Центр управления в кризисных ситуациях МЧС России по Республике Калмыкия с 1 января 2010 г.; приказом МЧС России от 31 октября 2011 г. N 650 Центр управления в кризисных ситуациях МЧС России по Республике Калмыкия с 1 января 2012 г. переименован в ФКУ "Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Республике Калмыкия"; приказом МЧС России от 7 сентября 2012 г. N 529 ФКУ "Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Республике Калмыкия" реорганизовано в форме выделения из его состава ФГКУ "1 отряд федеральной противопожарной службы по Республике Калмыкия".
В выписке из лицевого счета застрахованного лица от 1 октября 2022 г. отсутствует код льготы, подтверждающий особые условия труда в спорные периоды работы истца.
По сообщению и.о. начальника Главного Управления МЧС России по Республике Калмыкия от 6 декабря 2022 г. в периоды с 1 января 2002 г. по 23 февраля 2004 г., с 1 января 2005 г. по 1 ноября 2007 г., с 2 ноября 2007 г. по 31 декабря 2008 г. финансирование Государственной противопожарной службы осуществлялось за счет средств бюджета Республики Калмыкия.
Следовательно, работа истца в спорные периоды проходила в противопожарной службе субъекта РФ, а не в подразделениях федеральной противопожарной службы.
Учитывая, что пенсионным законодательством не предусмотрено включение в специальный страховой стаж периодов работы в противопожарной службе субъекта РФ, суд первой инстанции правомерно не нашел оснований для включения периодов работы с 1 января 2002 г. по 23 февраля 2004 г., с 1 января 2005 г. по 1 ноября 2007 г., с 2 ноября 2007 г. по 31 декабря 2008 г. в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии.
Поскольку на дату обращения в пенсионный орган специальный страховой стаж П. составил менее 25 лет, суд обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Судебная коллегия не может признать состоятельными доводы апелляционной жалобы истца, поскольку они противоречат нормам материального права и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации.
Федеральный закон от 28 декабря 2013 г N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусматривает право на установление трудовой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста за гражданами, проработавшими не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и не предусматривает возможность назначения такой пенсии с учетом работы в противопожарной службе субъектов Российской Федерации.
Следует отметить, что противопожарная служба субъектов Российской Федерации создается органами государственной власти субъекта, финансируется из бюджета субъекта Российской Федерации и не входит в структуру государственной противопожарной службы МЧС Российской Федерации.
При таких обстоятельствах поскольку спорные периоды работы П. с 1 января 2002 г. по 23 февраля 2004 г., с 1 января 2005 г. по 1 ноября 2007 г., с 2 ноября 2007 г. по 31 декабря 2008 г. не подлежат включению в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, оснований для ее назначения в силу положений Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" не имеется.
Решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены либо изменения по доводам апелляционной жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия
определила:
решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 12 декабря 2022 г. оставить без изменения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в срок, не превышающий трех месяцев со дня его принятия, в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, расположенный в г. Краснодаре, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.
Председательствующий
Н.А.БАСАНГОВ
Судьи
Н.А.СИДОРЕНКО
А.В.АНДРЕЕВА
Мотивированное определение изготовлено 20 марта 2023 г.