Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 15.12.2022 по делу N 88-28098/2022, 2-42/2022 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Ростовского областного суда от 04.05.2022 N 33-7169/2022 (УИД 61RS0033-01-2021-003160-35)
Категория: Прочие гражданско-правовые споры.
Требования: Об устранении нарушений пожарной безопасности.
Обстоятельства: В нарушение установленных законом требований пожарной безопасности не произведена обработка текстильной поверхности кресел в зрительном зале огнезащитными составами.
Решение: Удовлетворено.

Апелляционное определение Ростовского областного суда от 04.05.2022 N 33-7169/2022 (УИД 61RS0033-01-2021-003160-35)
Категория: Прочие гражданско-правовые споры.
Требования: Об устранении нарушений пожарной безопасности.
Обстоятельства: В нарушение установленных законом требований пожарной безопасности не произведена обработка текстильной поверхности кресел в зрительном зале огнезащитными составами.
Решение: Удовлетворено.


Содержание


РОСТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 4 мая 2022 г. N 33-7169/2022
Судья Челомбитко М.В.
Дело N 2-42/2022
Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе председательствующего Хомич С.В.,
судей Славгородской Е.Н., Корецкого А.Д.
при секретаре А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Зерноградского района Ростовской области в интересах неопределенного круга лиц к Государственному казенному общеобразовательному учреждению Ростовской области "Зерноградская специальная школа-интернат", третье лицо Министерство общего и профессионального образования Ростовской области об устранении нарушений пожарной безопасности по апелляционной жалобе ГКОУ Ростовской области "Зерноградская специальная школа-интернат" на решение Зерноградского районного суда Ростовской области от 2 февраля 2022 года. Заслушав доклад судьи Хомич С.В., судебная коллегия
установила:
прокурор Зерноградского района Ростовской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Государственному казенному общеобразовательному учреждению Ростовской области "Зерноградская специальная школа-интернат" об устранении нарушений противопожарного законодательства, ссылаясь на то, что прокуратурой проведена проверка соблюдения ответчиком требований противопожарного законодательства. В ходе проверки установлено, что в нарушение установленных законом требований пожарной безопасности в ГКОУ Ростовской области "Зерноградская специальная школа-интернат" не произведена обработка текстильной поверхности кресел в зрительном зале огнезащитными составами, соответствующий акт с указанием даты пропитки и срока ее действия отсутствует.
В этой связи 22 мая 2020 г. прокурором директору Учреждения внесено представление об устранении нарушений законодательства при использовании государственного имущества. В своем ответе на данное представление ответчик указал на то, что обработка текстильной поверхности кресел в актовом зале огнезащитными составами не проведена ввиду отсутствия в этом необходимости.
На основании изложенного, ссылаясь на то, что выявленные нарушения требований пожарной безопасности могут повлечь за собой угрозу жизни, здоровья несовершеннолетних обучающихся школы, учителей и неопределенного круга лиц, (родителей и иных лиц, посещающих учебное заведение), а также уничтожения и повреждения имущества, в случае возникновения пожара, истец просил суд обязать ответчика в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести обработку текстильной поверхности кресел в зрительном зале огнезащитными составами.
Решением Зерноградского районного суда Ростовской области от 2 февраля 2022 года исковые требования прокурора Зерноградского района Ростовской области удовлетворены в полном объеме.
ГКОУ Ростовской области "Зерноградская специальная школа-интернат" в апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, просит принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что Нормы пожарной безопасности 257-2002 "Материалы текстильные. Постельные принадлежности. Мягкая мебель. Шторы. Занавеси. Методы испытаний на воспламеняемость", утвержденные Приказом ГУГПС МЧС РФ от 30.12.2002 N 57, а также "ГОСТ Р 53294-2009. Национальный стандарт Российской Федерации. Материалы текстильные. Постельные принадлежности. Мягкие элементы мебели. Шторы, Занавеси. Методы испытаний на воспламеняемость", утвержденный Приказом Ростехрегулирования от 18.02.2008 N 70-ст, не являются нормативными правовыми актами, содержащими обязательные к соблюдению требования пожарной безопасности. Данные нормы и правила, по мнению апеллянта, подлежат применению на добровольной основе, в связи с чем суд был не вправе возлагать на ответчика обязанность по их соблюдению.
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области в письменном отзыве поддерживает доводы апелляционной жалобы ответчика, просит отменить решение суда, приводит доводы об отсутствии финансирования, необходимого для исполнения решения суда в установленный срок.
Дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствие представителя Государственного казенного общеобразовательного учреждения Ростовской области "Зерноградская специальная школа-интернат", извещенного о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, о чем в материалах дела имеется уведомление.
Рассмотрев материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав прокурора, представителя Министерства общего и профессионального образования Ростовской области, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Принимая решение, суд первой инстанции руководствовался положениями Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", Нормами пожарной безопасности 257-2002 "Материалы текстильные. Постельные принадлежности. Мягкая мебель. Шторы. Занавеси. Методы испытаний на воспламеняемость", утвержденными Приказом ГУГПС МЧС РФ от 30.12.2002 N 57, требованиями "ГОСТ Р 53294-2009. Национальный стандарт Российской Федерации. Материалы текстильные. Постельные принадлежности. Мягкие элементы мебели. Шторы, Занавеси. Методы испытаний на воспламеняемость", утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 18.02.2008 N 70-ст, и исходил из того, что ГКОУ Ростовской области "Зерноградская специальная школа-интернат" не исполнило возложенной законом обязанности соблюдать требования пожарной безопасности, что влечет за собой угрозу жизни, здоровья несовершеннолетних обучающихся школы, учителей и неопределенного круга лиц (родителей и иных лиц, посещающих учебное заведение), а также уничтожения и повреждения имущества, в случае возникновения пожара.
С выводами суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований судебная коллегия соглашается и предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда, исходя из доводов апелляционной жалобы, не усматривает.
Так, в силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Правовое регулирование в сфере обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации включает в себя Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", а также принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Названные правовые акты устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
Нормативное регулирование в области пожарной безопасности предполагает неукоснительное соблюдение уполномоченными государственными органами, органами местного самоуправления, их должностными лицами, организациями и гражданами установленных и обязательных для исполнения требований пожарной безопасности.
В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров принят Федеральный закон от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о пожарной безопасности", который определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
В соответствии со статьей 37 Федерального закона "О пожарной безопасности" руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению; предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях.
Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Аналогичным образом в соответствии с ч. 6 ст. 28 Федерального закона N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
На основании ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" обязательные требования пожарной безопасности (далее - требования пожарной безопасности) - это специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.
Согласно п. 15 ст. 2, ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" каждый объект защиты (продукция или имущество, к которым установлены или должны быть установлены требования пожарной безопасности для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре) должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности.
Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении, в частности, следующего условия: в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 6 Закона N 123-ФЗ.
Защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий их воздействия обеспечиваются, в том числе, применением огнезащитных составов (в том числе антипиренов и огнезащитных красок) и строительных материалов (облицовок) для повышения пределов огнестойкости строительных конструкций (п. 6 ст. 52 Закона N 123-ФЗ).
Огнезащитная обработка - это нанесение средства огнезащиты на поверхность (поверхностная пропитка, окраска, обмазка и др.) и (или) введение его в объем объекта защиты (глубокая пропитка) (разд. 1 Порядка, утв. МЧС России 27.01.2010).
Объектом огнезащиты являются материал, конструкция или изделие, подвергаемые обработке средством огнезащиты с целью снижения их пожарной опасности и (или) повышения огнестойкости. Непосредственно огнезащитная обработка заключается в нанесении (монтаже) средства огнезащиты на поверхность объекта огнезащиты в целях повышения огнестойкости (см. п. п. 3.5, 3.8 ГОСТ Р 53295-2009, утв. Приказом Ростехрегулирования от 18.02.2009 N 71-ст).
При этом, самостоятельными объектами огнезащиты являются, в частности, текстильные материалы и изделия из них (п. 3.10 НПБ 257-2002 (утв. Приказом ГУГПС МЧС России от 30.12.2002 N 57), ГОСТ Р 50810-95 (утвержден и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 29.08.1995 N 454)).
Как следует из материалов дела, прокуратурой Зерноградского района Ростовской области проведена проверка исполнения законодательства при использовании и распоряжении муниципальной и государственной собственностью, в ходе которой с участием специалиста проведено обследование здания ГКОУ РО "Зерноградская специальная школа-интернат" и установлено, что в зрительном зале декорации и кресла не обработаны огнезащитными составами, соответствующий акт с указанием даты пропитки и срока действия отсутствует, о чем составлен акт проверки от 22.05.2020.
По результатам проведенной проверки прокурором в адрес директора учреждения внесено представление об устранении нарушений законодательства при использовании государственного имущества, согласно информации о результатах рассмотрения которого от 18.11.2020 N 742 обработка текстильной поверхности кресел в зрительном зале огнезащитными составами не проведена ввиду отсутствия в этом необходимости, остальные нарушения устранены.
В целях проверки исполнения законодательства в сфере защиты прав несовершеннолетних, а также в сфере сохранности и законности использования государственного имущества на основании решения N 20 от 02.02.2021 прокуратурой Зерноградского района проведена проверка с участием специалиста в ходе которой обследовано здание ГКОУ РО "Зерноградская специальная школа-интернат" и установлено, что в зрительном зале не проведена обработка огнезащитными составами тканевая обивка кресел, о чем составлен акт проверки от 03.02.2021. При этом в письменных объяснениях от 03.02.2021 директор ГКОУ РО "Зерноградская специальная школа-интернат" указал, что огнезащитная обработка обивки кресел в зрительном зале в настоящее время не проведена и не планируется, так как с марта 2020 г. по настоящее время актовый зал для проведения массовых мероприятий с обучающимися из-за ограничительных мер, связанных с распространением коронавирусной инфекции не используется.
При таких обстоятельствах, поскольку выявленные в ходе прокурорской проверки нарушения приведенных выше противопожарных норм представляют реальную опасность для жизни и здоровья несовершеннолетних обучающихся школы-интерната, педагогических работников и неопределенного круга - посетителей учебного заведения, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о необходимости возложения на ГКОУ Ростовской области "Зерноградская специальная школа-интернат" обязанности в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести обработку текстильной поверхности кресел в зрительном зале огнезащитными составами.
Соглашаясь с указанными выводами суда первой инстанции, судебная коллегия отклоняет доводы апелляционной жалобы ГКОУ Ростовской области "Зерноградская специальная школа-интернат", поскольку таковые не опровергают законность и обоснованность принятого по делу решения, а сводятся к неправильному толкованию норм материального и процессуального права применительно к фактическим обстоятельствам спора.
Так, заявитель жалобы настаивает на том, что Нормы пожарной безопасности 257-2002, утвержденные Приказом ГУГПС МЧС РФ от 30.12.2002 N 57, и "ГОСТ Р 53294-2009, утвержденный Приказом Ростехрегулирования от 18.02.2008 N 70-ст, не являются обязательными, предназначены исключительно для добровольного соблюдения, в связи с чем на учреждение не может быть возложена обязанность по исполнению таковых.
Согласно пункту 3 статьи 4 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.
К иным документам, содержащим требования пожарной безопасности, относятся ведомственные (отраслевые) документы по пожарной безопасности.
При этом, в Письме МЧС от 18 декабря 2013 г. N 19-3-1-5587 "О ведомственных документах по пожарной безопасности" указано, что принимая во внимание положения статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", ведомственные (отраслевые) документы по пожарной безопасности являются документами добровольного применения и не могут применяться органами надзорной деятельности МЧС России при проведении контрольных (надзорных) мероприятий.
С учетом изложенного, Нормы пожарной безопасности 257-2002, утвержденные Приказом ГУГПС МЧС РФ от 30.12.2002 N 57, и "ГОСТ Р 53294-2009, утвержденный Приказом Ростехрегулирования от 18.02.2008 N 70-ст, действительно подлежат, по общему правилу, добровольному применению.
Между тем, данный вывод не исключает возможности возложения обязанности по исполнению отдельных требований указанных Норм пожарной безопасности и ГОСТ на ГКОУ Ростовской области "Зерноградская специальная школа-интернат", исходя из конкретных особенностей осуществляемой учреждением образовательной деятельности.
Как уже было указано, в силу требований ч. 6 ст. 28 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В данном случае ГКОУ Ростовской области "Зерноградская специальная школа-интернат" является, согласно своему уставу, учреждением, осуществляющим реализацию основных общеобразовательных программ для лиц с ограниченными возможностями здоровья, в то время как несовершеннолетние воспитанники учреждения пребывают в таковом круглосуточно, а учреждение осуществляет их содержание, присмотр и уход за ними.
При этом актовый зал школы является помещением, предназначенным для одновременного пребывания значительного количества людей, и содержит существенное количество горючих объектов: декораций, предметов интерьера, стульев и др.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что наряду с обработкой огнезащитными составами декораций и драпировки зрительного зала, является целесообразной одновременная обработка соответствующими составами и мягких элементов мебели в зрительном зале, имеющих текстильные поверхности.
В ином случае, противопожарная безопасность ГКОУ Ростовской области "Зерноградская специальная школа-интернат" и соответственно безопасность несовершеннолетних воспитанников учреждения не будет обеспечена в полном объеме, поскольку наличие в актовом зале значительного объема легко воспламеняемых текстильных объектов представляет реальную опасность в случае возникновения пожара.
Доводы апеллянта о нецелесообразности такой обработки и об отсутствии достаточного финансирования судебная коллегия оценивает критически, как основанные на неправильном понимании приведенных выше нормативных положений и вступающие в противоречие с охраняемыми законом интересами несовершеннолетних воспитанников образовательного учреждения, который носят приоритетный характер.
Кроме того, судебная коллегия отмечает, что стоимость работ по обработке огнезащитными составами элементов мебели в актовом зале школы объективным образом не является значительной, не потребует длительного времени или существенного бюджетного финансирования.
Доказательств в пользу обратного ни ГКОУ Ростовской области "Зерноградская специальная школа-интернат", ни Министерство общего и профессионального образования Ростовской области не представили.
При этом то обстоятельство, что в отношении ГКОУ Ростовской области "Зерноградская специальная школа-интернат" постановлением от 14.02.2022 прекращено производство по делу об административном правонарушении по ст. 20.4 КоАП РФ в связи с отсутствием нарушений обязательных правил пожарной безопасности, существенного правового значения в данном случае не имеет и возможность удовлетворения исковых требований прокурора, вопреки изложенной в апелляционной жалобе позиции, не исключает.
Каких-либо иных доводов, ставящих под сомнение изложенные в решении выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба ГКОУ Ростовской области "Зерноградская специальная школа-интернат" не содержит.
На основании изложенного судебная коллегия считает, что суд первой инстанции при разрешении возникшего между сторонами спора правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применил нормы материального и процессуального права, дал оценку всем представленным сторонами доказательствам по правилам ст. 67 ГПК РФ, поэтому решение суда соответствует требованиям ст. 195 ГПК РФ, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы ГКОУ Ростовской области "Зерноградская специальная школа-интернат" не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Зерноградского районного суда Ростовской области от 2 февраля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ГКОУ Ростовской области "Зерноградская специальная школа-интернат" - без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 06 мая 2022 г.