Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Санкт-Петербургского городского суда от 29.09.2014 N 33-15229
Требование об отмене решения суда об устранении выявленных нарушений пункта 4.3.2 Свода правил 1.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы" удовлетворению не подлежит, поскольку исполнение требований данных правил имеет для учреждения здравоохранения обязательный характер.


Определение Санкт-Петербургского городского суда от 29.09.2014 N 33-15229
Требование об отмене решения суда об устранении выявленных нарушений пункта 4.3.2 Свода правил 1.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы" удовлетворению не подлежит, поскольку исполнение требований данных правил имеет для учреждения здравоохранения обязательный характер.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 29 сентября 2014 г. N 33-15229
Судья: Кондрашева М.С.
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего Вашкиной Л.И.
судей Медведкиной В.А., Мелешко Н.В.
при секретаре Ш.
рассмотрела в открытом судебном заседании 29 сентября 2014 года гражданское дело N 2-1277/14 по апелляционной жалобе Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения здравоохранения "<...>" на решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 19 марта 2014 года по иску Прокурора <...> района Санкт-Петербурга в защиту интересов неопределенного круга лиц к Санкт-Петербургскому государственному бюджетному учреждению здравоохранения "<...>" об обязании совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Вашкиной Л.И., объяснения представителя ответчика - П., поддержавшей доводы жалобы, объяснения прокурора Мазиной О.Н. и представителя 3 лица Отдела надзорной деятельности <...> района УНД ГУ МЧС России по СПб - Б., возражавших против жалобы, судебная коллегия
установила:
Прокурор обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с иском к ответчику, в котором просил обязать ответчика на 3 и 5 этаже здания СПб ГБУЗ "<...>" покрытие полов на путях эвакуации привести в соответствие со Сводом правил 1.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы" п. 4.3.2; огнетушители привести в соответствие с НПБ 160-97 п. 1.2 п. 1.3.
Решением Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 19.03.2014 суд обязал ответчика в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу привести в соответствие со сводом правил 1.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы" п. 4.3.2 покрытие полов на путях эвакуации на 3 и 5 этаже здания СПб ГБУЗ "<...>". В остальной части иска отказано.
Также с ответчика в доход государства взыскана госпошлина в размере <...> руб.
В апелляционной жалобе ответчик в лице представителя просит решение суда отменить в части удовлетворенных требований, ссылаясь на его неправильность.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; пожар - неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.
Согласно ст. 37 названного Закона руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Положениями ст. 38 Закона предусмотрено, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе, руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции.
Согласно п. 1 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 правила противопожарного режима содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.
Как установлено судом и следует из материалов дела, по состоянию на <дата> в ходе обследования, проведенного Отделом надзорной деятельности <...> района СПб УНД ГУ МЧС России по СПб, выявлен ряд нарушений законодательства о противопожарной безопасности и противодействии терроризму, а именно: на 3 и 5 этажах здания СПб ГБУЗ "<...>" допускается использование материалов с неизвестными показателями по пожарной опасности для покрытия пола на путях эвакуации; огнетушители не обозначены знаками пожарной безопасности.
В период рассмотрения настоящего дела в суде первой инстанции огнетушители были обозначены ответчиком знаками пожарной безопасности в соответствие с НПБ 160-97 п. 1.2 п. 1.3, в связи с чем суд отклонил требования прокурора в указанной части. В данной части решение суда не обжалуется.
Учитывая, что ответчиком не представлено доказательств приведения покрытия полов на путях эвакуации на 3 и 5 этажах здания СПб ГБУЗ "Санкт-Петербургская городская дезинфекционная станция" в соответствие со сводом правил 1.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы" п. 4.3.2, напротив данный факт представитель ответчика не отрицал, пояснив, что замена изношенного покрытия полов являются следующим этапом выполнения строительных работ запланированных в 2014 году, суд обоснованно удовлетворил требования прокурора в части обязания ответчика привести в соответствие со сводом правил 1.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы" п. 4.3.2 покрытие полов на путях эвакуации на 3 и 5 этаже здания, при этом предоставив ответчику разумный срок для проведения данных работ.
При разрешении спора судом правильно установлены вышеизложенные значимые для разрешения спора обстоятельства, дана надлежащая оценка доказательствам.
Довод ответчика о том, что свод правил 1.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы" п. 4.3.2 не является нормативным документом и не является обязательным к исполнению является несостоятельным, а возражения прокурора относительно данного довода являются обоснованными.
Свод правил 1.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", утвержденный Приказом МЧС РФ от <дата> N 171, зарегистрирован Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии.
Согласно п. 1.1 Свода правил он разработан в соответствии со статьей 89 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", является нормативным документом по пожарной безопасности в области стандартизации добровольного применения и устанавливает требования к эвакуационным путям и выходам из зданий, сооружений и строений.
В силу ст. 20 Закона N 69-ФЗ к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" свод правил - документ в области стандартизации, в котором содержатся технические правила и (или) описание процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции и который применяется на добровольной основе в целях соблюдения требований технических регламентов.
Таким образом, свод правил - это документ, который применяется на добровольной основе.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности к нормативным правовым актам РФ по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности; к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила).
Перечень национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований ФЗ от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", утвержден приказом Ростехрегулирования от 30.04.2009 N 1573.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:
в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;
в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности. (часть 1 в ред. Федерального закона от 10.07.2012 N 117-ФЗ).
Добровольность применения сводов правил по пожарной безопасности заключается в том, что Технический регламент о требованиях пожарной безопасности предоставляет выбор:
- сделать расчет пожарного риска; если значение, полученное при расчете пожарного риска, не превышает допустимых значений, установленных Техническим регламентом о требованиях пожарной безопасности, то выполнять требования нормативных документов по пожарной безопасности, в частности, требования, установленные СП по пожарной безопасности, не требуется;
- в полном объеме выполнять требования нормативных документов по пожарной безопасности, в частности, требования, установленные СП по пожарной безопасности.
Своды правил являются приложением к техническому регламенту и согласно ст. 6 п. 1 ч. 2 пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при полном выполнении требований пожарной безопасности, установленных нормативными документами по пожарной безопасности.
В соответствии с п. 8 Указа Президента РФ от 11.07.2004 N 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" МЧС России в соответствии с возложенными на него задачами, в частности разрабатывает и представляет Президенту Российской Федерации и (или) в Правительство Российской Федерации, в том числе, проекты законов, иных нормативных правовых актов и проекты технических регламентов в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, а также безопасности людей на водных объектах в пределах своей компетенции.
С учетом изложенного довод ответчика о том, что МЧС России не обладает полномочиями в области технического регулирования, является необоснованным.
При таком положении, апелляционная жалоба ответчика не содержит доводов, опровергающих вышеизложенные значимые для разрешения спора обстоятельства о допущенном ответчиком нарушении и свидетельствующих о неправомерности возложения на ответчика обязанности устранить это нарушение.
Таким образом, оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 19 марта 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.