Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Данное Апелляционное определение оставлено без изменения (Кассационное
определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 05.08.2024 N 8а-14601/2024 [88а-15641/2024]).
Название документа
Апелляционное определение Верховного суда Республики Коми от 28.03.2024 N 33а-2494/2024, 2а-10154/2023 (УИД 11RS0001-01-2023-012207-25)
Об отмене решения Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 20.12.2023 и прекращении производства по делу о признании недействующим Постановления администрации МО городского округа "Сыктывкар" от 09.07.2013 N 7/2681 (ред. от 25.07.2023) "Об организации работы единой автоматической системы передачи и приема сообщений о пожаре с объектов защиты".
Апелляционное определение Верховного суда Республики Коми от 28.03.2024 N 33а-2494/2024, 2а-10154/2023 (УИД 11RS0001-01-2023-012207-25)
Об отмене решения Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 20.12.2023 и прекращении производства по делу о признании недействующим Постановления администрации МО городского округа "Сыктывкар" от 09.07.2013 N 7/2681 (ред. от 25.07.2023) "Об организации работы единой автоматической системы передачи и приема сообщений о пожаре с объектов защиты".
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 марта 2024 г. N 33а-2494/2024, 2а-10154/2023
УИД 11RS0001-01-2023-012207-25
Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Коми в составе председательствующего Колесниковой Д.А.,
судей Мишариной И.С., Плесовской Н.В.,
при секретаре судебного заседания С.,
с участием прокурора Юдина А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 28 марта 2024 года в городе Сыктывкаре Республики Коми апелляционную жалобу ООО "Интертел" на
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 20 декабря 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению ООО "Интертел" к администрации МО ГО "Сыктывкар", главе МО ГО "Сыктывкар" Г. о признании недействующим
постановления администрации МО ГО "Сыктывкар" от 9 июля 2013 года N 7/2681 "Об организации работы единой автоматической системы передачи и приема сообщений о пожаре с объектов защиты".
Заслушав доклад материалов дела судьи Плесовской Н.В., объяснения представителей административного истца ООО "Интертел" В., Л., К., представителя административного ответчика администрации МО ГО "Сыктывкар" Н., представителя заинтересованного лица Правительства Республики Коми Р., заключение прокурора Юдина А.В., судебная коллегия
установила:
ООО "Интертел" обратилось в суд с административным исковым заявлением к администрации МО ГО "Сыктывкар" (далее также Администрация) о признании недействующим постановления администрации МО ГО "Сыктывкар" от 9 июля 2013 года N 7/2681 "Об организации работы единой автоматической системы передачи и приема сообщений о пожаре с объектов защиты" (с учетом изменений, внесенных постановлением администрации МО ГО "Сыктывкар" от 25 июля 2023 года N 7/2537 "О внесении изменений в постановление администрации МО ГО "Сыктывкар" от 9 июля 2013 года N 7/2681").
В обоснование требований (с учетом дополнений от 6 декабря 2023 года, 19 декабря 2023 года) указано, что оспариваемое постановление не соответствует нормативно-правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в частности, не соответствует
части 7 статьи 83 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", согласно которой системы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на прибор приемно-контрольный пожарный, устанавливаемый в помещении дежурного персонала, или на специальные выносные устройства оповещения, а в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 с автоматическим дублированием этих сигналов в подразделение пожарной охраны с использованием системы передачи извещений о пожаре.
Оспариваемое постановление администрации МО ГО "Сыктывкар", в отличие от требований, установленных
частью 7 статьи 83 Федерального закона N 123-ФЗ, устанавливает, что автоматическое дублирование сигналов о возникновении пожара с объектов защиты осуществляется не в подразделение пожарной охраны, а в единую дежурно-диспетчерскую службу Управления по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" (ЕДДС); на муниципальные учреждения, являющиеся субъектами правоотношений, регулируемых оспариваемым постановлением, возлагаются обязанности по совершению определенных действий по передаче сообщений в ЕДДС.
Административный истец полагает, что оспариваемое постановление фактически предусматривает, что ЕДДС Управления ГО и ЧС г. Сыктывкара, осуществляя прием дублирующего сигнала о пожаре от объектов защиты, должно осуществлять вызов пожарной охраны по номеру "01" или "101" в пункт связи "01" Главного управления МЧС России по Республике Коми, в то время как в соответствии с Федеральным
законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" граждане при обнаружении пожаров обязаны немедленно уведомлять о них пожарную охрану, следовательно, персонал объекта защиты при обнаружении пожара обязан позвонить в пункт связи "01" Главного управления МЧС России по Республике Коми самостоятельно.
Кроме того, регулируемые данным постановлением вопросы в области пожарной безопасности не относятся к компетенции органов местного самоуправления.
По мнению административного истца, ООО "Интертел" является субъектом правоотношений, регулируемых
частью 7 статьи 83 Федерального закона N 123-ФЗ и оспариваемым постановлением администрации МО ГО "Сыктывкар", поскольку осуществляет лицензированную деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий, сооружений и, в соответствии с контрактами, заключенными с муниципальными учреждениями, обеспечивает на объектах защиты исправное состояние системы автоматической передачи сигналов о пожаре в пункт связи "01". Оспариваемое постановление нарушает права и законные интересы административного истца, поскольку на основании проектной документации, предусматривающей передачу сигналов от систем пожарной сигнализации объектов защиты в ЕДДС вместо пункта связи "01", ООО "Интертел" должно будет осуществлять монтажные работы, не соответствующие лицензионным требованиям.
Принятие названного постановления также повлекло существенное нарушение охраняемых законом интересов общества и государства, поскольку установленный постановлением правовой режим ориентирует на применение неработоспособных средств пожарной безопасности, без надлежащих гарантий безопасности для жизни и здоровья людей и их имущества.
Судом к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен глава МО ГО "Сыктывкар" - руководитель администрации Г., в качестве заинтересованных лиц - Главное управление МЧС России по Республике Коми, Управление ГО И ЧС администрации МО ГО "Сыктывкар".
По итогам рассмотрения настоящего дела
решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 20 декабря 2023 года административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе, поданной в Верховный суд Республики Коми (с учетом дополнений), административным истцом ООО "Интертел" ставится вопрос об отмене судебного решения, как незаконного и необоснованного, принятого с нарушением норм материального и процессуального права. Административный истец указывает, что судом не выяснены обстоятельства правомерности регулирования администрацией МО ГО "Сыктывкар" и ее руководителем вопросов, связанных с лицензируемыми видами деятельности в области обеспечения пожарной безопасности. При этом, в отсутствие у органов местного самоуправления полномочий на издание федеральных законов, названным постановлением администрация МО ГО "Сыктывкар" изменила редакцию
части 7 статьи 83 Федерального закона N 123-ФЗ: требования о подаче сигнала о возникновении пожара на прибор приемно-контрольный пожарный, устанавливаемый в помещении дежурного персонала, заменено на требование о подаче такого сигнала на пульт наблюдения ЕДДС. Также суд не дал оценки тому, что оспариваемым постановлением социально значимые учреждения поставлены в условия, при которых реагирование пожарно-спасательных подразделений для них возможно только на основании договоров на оказание платных услуг по приему сигнала о пожаре с объекта защиты на пульт ЕДДС (отказ оплаты влечет не предоставление сигнала в ЕДДС и, как следствие, в службу пожарной охраны), что влечет угрозу жизни и здоровью людей. Также выражает несогласие с выводами суда об отсутствии нарушения прав и законных интересов административного истца оспариваемым постановлением, поскольку во исполнение данного постановления руководители муниципальных учреждений требуют от административного истца выполнения работ на проектирование, монтаж и техническое обслуживание системы передачи сигналов о пожаре на приемное устройство ЕДДС, что является грубым нарушением лицензионных требований, либо - расторжения договора на техническое обслуживание и ремонт средств обеспечения пожарной безопасности. Следовательно, требования оспариваемого постановления администрации МО ГО "Сыктывкар" ставят лицензированную организацию в положение, когда она не вправе осуществлять лицензированную деятельность. Таким образом, оспариваемое постановление принято с нарушением полномочий Главы администрации МО ГО "Сыктывкар", его содержание не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, постановление не является определенным и вызывает неоднозначное толкование, что является основанием для признания его недействующим полностью.
В возражениях на апелляционную жалобу заинтересованное лицо Правительство Республики Коми полагает решение суда не подлежащим отмене, поскольку оспариваемое постановление администрации МО ГО "Сыктывкар" после внесения в него изменений постановлением от 25 июля 2023 года N 7/2537 не противоречит действующему законодательству Российской Федерации, направлено на урегулирование правоотношений в рамках предоставленных органам местного самоуправления полномочий в сфере пожарной безопасности, антитеррористической защищенности объектов (территорий) и иных чрезвычайных ситуаций и распространяется на определенный этим постановлением круг лиц и территорию, находящиеся под прямым правовым регулированием МО ГО "Сыктывкар", при этом для иных лиц - руководителей объектов с массовым пребыванием людей независимо от формы собственности, расположенных на территории МО ГО "Сыктывкар", постановление носит рекомендательный характер. Оспариваемое постановление устанавливает порядок дублирования сигналов о пожаре в ЕДДС и не предполагает замещение передачи сигналов о пожаре в службу пожарной охраны. Постановление не ущемляет права и законные интересы административного истца.
В отзыве на апелляционную жалобу представителем заинтересованного лица ГУ МЧС России по Республике Коми указано, что соблюдение контролируемыми лицами требований, установленных оспариваемым постановлением, к предмету федерального государственного пожарного надзора не относится.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители административного истца ООО "Интертел" В., Л., К. на доводах апелляционной жалобы настаивали.
Представитель административного ответчика администрации МО ГО "Сыктывкар" Н. возражала доводам апелляционной жалобы, полагая решение суда законным и не подлежащим отмене, пояснив, что предусмотренный оспариваемым постановлением порядок дублирования сигналов о пожаре в ЕДДС не противоречит положениям
части 7 статьи 83 Федерального закона N 123-ФЗ, поскольку не исключает передачу сигнала о пожаре от объекта защиты непосредственно в службу пожарной охраны и, вопреки мнению административного истца, не предполагает осуществление вызова пожарно-спасательных подразделений диспетчерами ЕДДС, данная система передачи сообщений о пожаре в ЕДДС используется одновременно с системой передачи сообщений о пожаре в службу пожарной охраны. Оспариваемым постановлением возлагаются соответствующие обязанности на начальника Управления по делам ГО и ЧС г. Сыктывкара ФИО и руководителей муниципальных органов и муниципальных предприятий и учреждений. При этом требования технического характера к оборудованию, используемому при передаче сигналов о пожаре в ЕДДС, оспариваемым постановлением не устанавливаются, какие-либо обязанности на ООО "Интертел" не возлагаются, права и законные интересы административного истца не затрагиваются.
Представитель заинтересованного лица Правительства Республики Коми Р. поддержал доводы письменных возражений, просил отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
Прокурор Юдин А.В. полагал необходимым отменить решение суда и прекратить производство по административному делу, поскольку из административного искового заявления не следует, что оспариваемым правовым актом нарушаются либо иным образом затрагиваются права, свободы и законные интересы административного истца.
Иные лица, участвующие в административном деле, в судебное заседание Верховного суда Республики Коми не явились, извещены о дате, времени и месте слушания дела надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявили.
Согласно
статьям 150 (часть 2),
226 (часть 6),
307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, и не представивших доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы административного дела в порядке
статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на не и заслушав объяснения явившихся участников дела, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирование в этой области отношений между органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями, юридическими лицами, должностными лицами, гражданами (физическими лицами), в том числе индивидуальными предпринимателями предусмотрены Федеральным
законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
В соответствии со
статьей 2 Федерального закона "О пожарной безопасности", законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на
Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты органов публичной власти федеральных территорий, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
В соответствии со
статьей 3 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности (под которой понимается совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на профилактику пожаров, их тушение и проведение аварийно-спасательных работ) являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
К основным функциям системы обеспечения пожарной безопасности, помимо иного, относится нормативное правовое регулирование и осуществление государственных мер в области пожарной безопасности.
В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определения основных положений технического регулирования в области пожарной безопасности и установления минимально необходимых требований пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения принят Федеральный
закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее также - Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ).
Требования к системам автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации установлены
статьей 83 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ (в редакции Федерального закона от 14.07.2022 N 276-ФЗ).
В частности, данной статьей предусмотрено, что автоматические установки пожаротушения и пожарной сигнализации должны монтироваться в зданиях и сооружениях в соответствии с проектной документацией, разработанной и утвержденной в установленном порядке. Автоматические установки пожаротушения должны быть обеспечены, в том числе, устройством для оповещения людей о пожаре, а также дежурного персонала и (или) подразделения пожарной охраны о месте его возникновения
(часть 1).
Автоматические установки пожаротушения и пожарной сигнализации в зависимости от разработанного при их проектировании алгоритма должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара, подачу управляющих сигналов на технические средства оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей, приборы управления установками пожаротушения, технические средства управления системой противодымной защиты, инженерным и технологическим оборудованием
(часть 4).
Системы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на прибор приемно-контрольный пожарный, устанавливаемый в помещении дежурного персонала, или на специальные выносные устройства оповещения, а в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 с автоматическим дублированием этих сигналов в подразделение пожарной охраны с использованием системы передачи извещений о пожаре
(часть 7).
Федеральным
законом от 01.04.2022 N 80-ФЗ "О внесении изменений в статьи 6 и 18 Федерального закона "О пожарной безопасности" дополнены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области пожарной безопасности в части утверждения порядка организации дублирования сигналов о возникновении пожара в подразделения пожарной охраны в соответствии с
частью 7 статьи 83 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Во исполнение полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области пожарной безопасности, определенных в
статье 18 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности",
постановлением Правительства Республики Коми от 13.02.2023 N 64 утвержден
Порядок организации дублирования сигналов о возникновении пожара в подразделения пожарной охраны в соответствии с частью 7 статьи 83 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Порядок). В
пункте 4 данного постановления рекомендовано органам местного самоуправления в Республике Коми и организациям всех форм собственности на территории Республики Коми, являющимся собственниками зданий, указанных в
части 7 статьи 83 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", организовать работу по дублированию сигналов о возникновении пожара в подразделения пожарной охраны в соответствии с Порядком.
Целью организации дублирования сигналов о возникновении пожара является обеспечение своевременного реагирования подразделений пожарной охраны на пожары, возникающие на объектах защиты (пункт 2 Порядка).
Согласно пункту 4 Порядка организация дублирования сигналов о возникновении пожара осуществляется посредством обеспечения автоматической передачи сигналов о возникновении пожара на объекте защиты, формируемых системой пожарной сигнализации, установленной на объекте защиты, по каналам связи с использованием системы передачи извещений о пожаре, обеспечивающей прием таких сообщений пунктом централизованного наблюдения, расположенного в подразделении пожарной охраны.
Дублирование сигналов о возникновении пожара организуется с учетом обеспечения круглосуточной передачи и приема сигналов о возникновении пожара с прибора объектового оконечного (ПОО) на прибор пультовой оконечный (ППО), установленный в центральном пункте пожарной связи местного пожарно-спасательного гарнизона или в пункте связи подразделения пожарной охраны, в районе выезда которого расположен объект защиты, обеспечивающего направление (привлечение) на данный объект защиты сил и средств для тушения пожара и проведения аварийно-спасательных работ, и круглосуточной обработки таких сигналов (пункт 5 Порядка).
Обеспечение дублирования сигналов о возникновении пожара осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности (пункт 6 Порядка).
Судом первой инстанции установлено, что на основании
части 7 статьи 83 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности",
подпункта "г" пункта 24 постановления Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 N 1006 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)",
статьи 44 Устава МО ГО "Сыктывкар", администрацией МО ГО "Сыктывкар" издано
постановление от 09.07.2013 N 7/2681 "Об организации работы единой автоматической системы передачи и приема сообщений о пожаре с объектов защиты", которым постановлено (содержание приводится в редакции постановления администрации МО ГО "Сыктывкар" от 14.04.2022 N 4/1053):
1. Начальнику управления по делам ГО и ЧС г. Сыктывкара (ФИО):
1.1. Организовать работу по созданию единой системы передачи и приема сообщений о пожаре, поступающих от систем автоматических пожарных сигнализаций, установленных на объектах защиты администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар", а также иных объектов с массовым пребыванием людей (далее - объекты защиты) на пульты наблюдения Управления по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" (далее - ЕДДС Управления ГО и ЧС г. Сыктывкара).
1.2. Обеспечить техническую возможность передачи сообщений о пожаре от существующих систем автоматических пожарных сигнализаций, установленных объектах защиты на пульты наблюдения ЕДДС Управления ГО и ЧС г. Сыктывкара, по имеющимся радиотелекоммуникационным каналам связи, в автоматическом режиме, без участия персонала объектов защиты и (или) иных транслирующих данные сигналы организаций;
1.3. Обеспечить оперативными дежурными ЕДДС Управления по делам ГО и ЧС г. Сыктывкара круглосуточный контроль за поступающими на пульт наблюдения в автоматическом режиме тревожными сообщениями от систем автоматических пожарных сигнализаций, установленных на объектах защиты, и своевременным выездом дежурных подразделений пожарной охраны при получении тревожных сообщений с объектов защиты в соответствии с настоящим постановлением.
1.4. Организовать обмен информацией с Центром управления в кризисных ситуациях ГУ МЧС России по Республике Коми, а также своевременное и в полном объеме информирование друг друга о принимаемых решениях по вопросам, обеспечения пожарной безопасности объектов защиты.
1.5. Организовать своевременное уведомление заинтересованных должностных лиц объектов защиты и технических служб о тревогах и неисправностях систем автоматических пожарных сигнализаций.
1.6. Обеспечить поддержание в рабочем состоянии, позволяющем круглосуточный, бесперебойный прием тревожных сообщений от объектов защиты, пульта наблюдения и программного комплекса в ЕДДС Управления по делам ГО и ЧС г. Сыктывкара для осуществления мониторинга пожарной безопасности объектов.
1.10. Не допускать к работе в системе оперативных дежурных ЕДДС Управления по делам ГО и ЧС г. Сыктывкара, не прошедших подготовку на допуск к работе с пультами наблюдения принимающих, тревожные сообщения о пожаре с объектов защиты.
1.11. Организовать проведение не реже одного раза в месяц технических проверок работоспособности систем автоматического обнаружения пожаров и передачи тревожных сообщений от систем автоматических пожарных сигнализаций, установленных на объектах защиты, на пульты наблюдения ЕДДС Управления по делам ГО и ЧС г. Сыктывкара, путем осуществления контрольной передачи тревожных сообщений в тестовом режиме с объектов защиты, в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности.
1.12. Организовать проведение ежеквартальных тренировок по отработке сообщений о пожаре, поступающих в автоматическом режиме от систем автоматических пожарных сигнализаций объектов защиты на пульты наблюдения ЕДДС Управления по делам ГО и ЧС г. Сыктывкара, диспетчерами ЕДДС Управления по делам ГО и ЧС г. Сыктывкара.
1.13. Организовать доведение информации о фактах неисправности систем автоматических пожарных сигнализаций на объектах защиты до служб технического обслуживания, а также контроль за устранением технических неполадок в кратчайшие сроки.
1.14. Обеспечить контроль за отключением объектов защиты от пультов наблюдения ЕДДС Управления по делам ГО и ЧС г. Сыктывкара, при непринятии руководителями объектов мер по техническому восстановлению систем автоматических пожарных сигнализаций, с уведомлением о принятом решении органов государственного пожарного надзора.
3. Руководителям отраслевых (функциональных), территориальных органов администрации МО ГО "Сыктывкар", администрации Эжвинского района МО ГО "Сыктывкар", балансодержателям объектов муниципальной собственности МО ГО "Сыктывкар":
3.1. Обеспечить подведомственные объекты защиты техническими средствами передачи тревожных сообщений о пожаре в автоматическом режиме от систем автоматических пожарных сигнализаций объектов защиты на пульты наблюдения ЕДДС Управления по делам ГО и ЧС г. Сыктывкара.
3.2. Обеспечивать поддержание в технически исправном состоянии оборудования и элементов систем автоматических пожарных сигнализаций на объектах защиты.
3.3. Принимать неотложные меры по восстановлению технической работоспособности систем автоматических пожарных сигнализаций на подведомственных объектах, при получении информации о неисправностях.
4. Рекомендовать руководителям объектов с массовым пребыванием людей независимо от формы собственности, расположенных на территории муниципального образования городского округа "Сыктывкар":
4.1. Обеспечить подведомственные объекты защиты техническими средствами передачи тревожных сообщений о пожаре в автоматическом режиме от систем автоматических пожарных сигнализаций объектов защиты на пульты наблюдения ЕДДС Управления по делам ГО и ЧС г. Сыктывкара.
4.2. Обеспечивать поддержание в технически исправном состоянии оборудования и элементов систем автоматических пожарных сигнализаций на объектах защиты.
4.3. Принимать неотложные меры по восстановлению технической работоспособности систем автоматических пожарных сигнализаций на подведомственных объектах при получении информации о неисправностях.
На указанное постановление администрации МО ГО "Сыктывкар" 12 мая 2023 года принесен протест прокурором города Сыктывкара с требованием привести постановление в соответствие с требованиями федерального законодательства об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, о пожарной безопасности и о связи в части исключения положений, принятых за пределами компетенции администрации МО ГО "Сыктывкар".
Во исполнение протеста прокурора, постановлением администрации МО ГО "Сыктывкар" от 25.07.2023 N 7/2537 внесены следующие изменения в постановление администрации МО ГО "Сыктывкар" от 09.07.2013 N 7/2681 "Об организации работы единой автоматической системы передачи и приема сообщений о пожаре с объектов защиты":
1. Преамбулу постановления изложить в следующей редакции: "Руководствуясь
частью 7 статьи 83 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности",
статьей 19 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности",
подпунктом "г" пункта 24 постановления Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 N 1006 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)",
ГОСТ Р 22.7.01-2021 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения",
постановлением Правительства Республики Коми от 13.02.2023 N 64 "Об утверждении порядка организации дублирования сигналов о возникновении пожара в подразделения пожарной охраны в соответствии с частью 7 статьи 83 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности",
статьей 44 Устава МО ГО "Сыктывкар", администрация МО ГО "Сыктывкар" постановляет:".
2. В пункте 1:
2.1. Подпункт 1.1 изложить в следующей редакции:
"1.1. Организовать работу по приему сообщений о пожаре, поступающих от систем автоматических пожарных сигнализаций, установленных на объектах защиты администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар", а также иных объектов с массовым пребыванием людей (далее - объекты защиты) в единую дежурно-диспетчерскую службу Управления по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" (далее - ЕДДС).".
2.2. Подпункт 1.2 изложить в следующей редакции:
1.2. Обеспечить техническую возможность приема сообщений о пожаре от существующих систем автоматических пожарных сигнализаций, установленных на объектах защиты, в ЕДДС по имеющимся радиотелекоммуникационным каналам связи в автоматическом режиме.".
2.3. Подпункт 1.3 изложить в следующей редакции:
"1.3. Обеспечить оперативными дежурными ЕДДС круглосуточный контроль за поступающими в автоматическом режиме тревожными сообщениями от систем автоматических пожарных сигнализаций, установленных на объектах защиты.".
2.4. В подпункте 1.6 слова "пульта наблюдения и программного комплекса в ЕДДС Управления по делам ГО и ЧС г. Сыктывкара" заменить словами "в ЕДДС".
2.5. В подпунктах 1.11, 1.12 слова "на пульты наблюдения ЕДДС Управления по делам ГО и ЧС г. Сыктывкара" заменить словами "в ЕДДС".
2.6. В подпункте 1.13 слова "а также контроль за устранением технических неполадок в кратчайшие сроки" исключить.
2.7. В подпункте 1.14 слова "пультов наблюдения ЕДДС Управления по делам ГО и ЧС г. Сыктывкара" заменить словом "ЕДДС".
3. Подпункт 3.1 пункта 3 изложить в следующей редакции:
"3.1. Обеспечить подведомственные объекты защиты техническими средствами передачи тревожных сообщений о пожаре в автоматическом режиме от систем автоматических пожарных сигнализаций объектов защиты в ЕДДС, а в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 с автоматическим дублированием этих сигналов в подразделение пожарной охраны с использованием системы передачи извещений о пожаре.".
4. Подпункт 4.1 пункта 4 изложить в следующей редакции:
"4.1. Обеспечить подведомственные объекты защиты техническими средствами передачи тревожных сообщений о пожаре в автоматическом режиме от систем автоматических пожарных сигнализаций объектов защиты в ЕДДС, а в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 с автоматическим дублированием этих сигналов в подразделение пожарной охраны с использованием системы передачи извещений о пожаре.".
Каждое из приведенных выше постановлений опубликовано в информационно-рекламной газете города Сыктывкара "Панорама столицы" (учредитель администрация МО ГО "Сыктывкар") N 27/1 (спецвыпуск) 15.07.2013, N 15/1 (спецвыпуск) 16.04.2022, N 28/2 (спецвыпуск) 29.07.2023 соответственно.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального
закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального
закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности",
Уставом муниципального образования городского округа "Сыктывкар", пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для признания недействующим
постановления администрации МО ГО "Сыктывкар" от 09.07.2013 N 7/2681 "Об организации работы единой автоматической системы передачи и приема сообщений о пожаре с объектов защиты" (с учетом изменений, внесенных
постановлением администрации МО ГО "Сыктывкар" от 25.07.2023 N 7/2537).
Приходя к такому выводу, суд первой инстанции исходил из принятия оспариваемого постановления администрацией МО ГО "Сыктывкар" в рамках полномочий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального образования, предоставленных органам местного самоуправления в соответствии с
пунктом 10 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и соблюдения органом местного самоуправления порядка принятия и публикации нормативно-правового акта.
Также суд первой инстанции в своем решении заключил, что установленные в оспариваемом постановлении порядок и условия обеспечения пожарной безопасности на объектах защиты, подведомственных администрации МО ГО "Сыктывкар", не противоречат действующему законодательству, в частности положениям
части 7 статьи 83 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", поскольку устанавливает принцип дублирования сигналов о пожаре в ЕДДС, но не замещение передаваемых сигналов и (или) их ретрансляцию в подразделение пожарной охраны только после поступления в ЕДДС.
Отклоняя доводы административного иска о нарушении оспариваемым постановлением прав и законных интересов ООО "Интертел", суд первой инстанции указал, что постановление распространяет свое действие на определенную категорию лиц, в число которых ООО "Интертел" не входит. Одновременно, судом первой инстанции отмечено, что наличие договорных отношений с муниципальными учреждениями по обслуживанию противопожарных систем на объектах защиты, в рамках которых заказчики требуют принятия мер по выведению сигналов о пожаре в ЕДДС, не свидетельствует о том, что оспариваемым постановлением затрагиваются права и обязанности административного истца, как исполнителя по указанным договорам (контрактам).
Полно и правильно установив приведенные выше фактические обстоятельства, судом первой инстанции оставлено без внимания следующее.
В соответствии со
статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Производство по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов регламентировано
главой 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно
части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации нормативный правовой акт - это акт общего действия, адресованный неопределенному кругу лиц, рассчитанный на многократное применение, который содержит конкретизирующие нормативные предписания, общие правила и является официальным государственным предписанием, обязательным для исполнения (постановления от 17 ноября 1997 года
N 17-П и от 31 марта 2015 года
N 6-П).
В соответствии с разъяснениями, изложенными в
пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений. Вместе с тем признание того или иного акта нормативным правовым во всяком случае зависит от анализа его содержания, который осуществляется соответствующим судом.
Судебная коллегия приходит к выводу, что постановление администрации МО ГО "Сыктывкар" от 09.07.2013 N 7/2681 "Об организации работы единой автоматической системы передачи и приема сообщений о пожаре с объектов защиты", с которым административный истец связывает нарушение своих прав, признаками нормативного правового акта не обладает.
Так, положения пунктов 1.1 - 1.6, 1.10 - 1.14 данного постановления закрепляют персонифицированную обязанность начальника управления по делам ГО и ЧС г. Сыктывкара ФИО., а положения пунктов 3.1 - 3.3 отражают обязанность совершения определенных действий исключительно перечисленных лиц, в числе которых руководители отраслевых (функциональных), территориальных органов администрации МО ГО "Сыктывкар", администрации Эжвинского района МО ГО "Сыктывкар", балансодержателей объектов муниципальной собственности МО ГО "Сыктывкар".
В свою очередь, пункты 4.1, 4.2, 4.3 оспариваемого постановления содержат рекомендацию руководителям объектов с массовым пребыванием людей независимо от формы собственности, расположенных на территории МО ГО "Сыктывкар".
Таким образом, анализ содержания оспариваемого постановления позволяет прийти к выводу, что оно не содержит правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, и является по существу правовым актом индивидуального характера, принятым в рамках полномочий соответствующего органа, порождающим правовые последствия для поименованных в нем граждан и организаций.
Следовательно,
постановление администрации МО ГО "Сыктывкар" от 9 июля 2013 года N 7/2681 "Об организации работы единой автоматической системы передачи и приема сообщений о пожаре с объектов защиты" (в редакции постановления администрации МО ГО "Сыктывкар" от 25 июля 2023 года N 7/2537), не являющееся нормативным правовым актом, не подлежало проверке в порядке, установленном
главой 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Данное постановление могло быть оспорено в порядке, предусмотренном
главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регламентирующей производство по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В то же время судебная коллегия усматривает основания для прекращения производства по делу.
В соответствии с
частью 1 статьи 225 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд прекращает производство по административному делу об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если установит, что имеются основания, указанные в
части 6 статьи 39,
части 7 статьи 40,
частях 1 и
2 статьи 194 настоящего Кодекса.
В силу требований
пункта 1 части 1 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не установлено настоящим
Кодексом, суд прекращает производство по административному делу в случае если имеются основания, предусмотренные
частью 1 статьи 128 настоящего Кодекса.
Согласно
пункту 3 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим
Кодексом, судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если из административного искового заявления об оспаривании нормативного правового акта, акта, содержащего разъяснения законодательства и обладающего нормативными свойствами, решения или действия (бездействия) не следует, что этими актом, решением или действием (бездействием) нарушаются либо иным образом затрагиваются права, свободы и законные интересы административного истца.
Обращаясь с административным иском, ООО "Интертел" связывало нарушение своего права, как организации, осуществляющей лицензированную деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий, сооружений, усматривая такое нарушение в необходимости обеспечения обслуживаемых объектов защиты техническими средствами передачи тревожных сообщений о пожаре в автоматическом режиме от систем автоматических пожарных сигнализаций объектов защиты в ЕДДС, а в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 с автоматическим дублированием этих сигналов в подразделение пожарной охраны с использованием системы передачи извещений о пожаре.
Между тем, при установленных при рассмотрении дела обстоятельствах оснований для признания нарушенными прав и законных интересов административного истца судебная коллегия не усматривает.
Как указывалось выше, оспариваемым постановлением администрации МО ГО "Сыктывкар" требуемая к исполнению обязанность возложена на руководителей отраслевых (функциональных), территориальных органов администрации МО ГО "Сыктывкар", администрации Эжвинского района МО ГО "Сыктывкар", балансодержателей объектов муниципальной собственности МО ГО "Сыктывкар" (пункты 3.1, 3.2, 3.3). На начальника управления по делам ГО и ЧС г. Сыктывкара ФИО возложена обязанность по организации работы, обеспечения технической возможности и поддержания в рабочем состоянии приема сообщений о пожаре, поступающих от систем автоматических пожарных сигнализаций, установленных на объектах защиты администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар", а также иных объектов с массовым пребыванием людей, в ЕДДС (пункты 1.1 - 1.6, 1.10 - 1.14).
Таким образом, ООО "Интертел" не является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым постановлением, на него не возлагаются какие-либо обязанности и не чинятся препятствия в осуществлении предпринимательской деятельности, в том числе в осуществлении деятельности по монтажу и техническому обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности.
Фактически, инициируя административный спор, административный истец пытается разрешить между ним, как организацией, осуществляющей коммерческую деятельность, и муниципальными предприятиями и учреждениями, подведомственными администрации МО ГО "Сыктывкар", иными организациями, расположенными на территории МО ГО "Сыктывкар", вопросы, возникшие из договорных правоотношений по монтажу и техническому обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности.
Ссылка административного истца на невозможность соблюдения административным истцом лицензионных требований при проектировании системы передачи извещений о пожаре, предусматривающей, помимо передачи сигнала о пожаре в подразделение пожарной охраны, передачу сигнала о пожаре в ЕДДС, и о необходимости изменения состава элементов пожарной сигнализации является несостоятельной. Выданная административному истцу лицензия от 13 декабря 2005 года <Номер обезличен> на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений не содержит требований к элементам и техническим средствам, используемым в системе передачи извещений о пожаре. При этом согласно
Требованиям к проектированию систем передачи извещений о пожаре, утвержденным приказом МЧС России от 24.11.2022 N 1173, при проектировании систем передачи извещений о пожаре могут использоваться различные каналы связи для передачи сигналов о пожаре: радиотелефонные, радиоканальные, информационно-телекоммуникационные, комбинированные и т.д.; в случае технической возможности системы передачи извещений о пожаре следует сопрягать с системами обеспечения безопасности жизнедеятельности населения (система обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" субъекта Российской Федерации, аппаратно-программный комплекс "Безопасный город" и иными системами субъектов Российской Федерации).
Судебная коллегия приходит к выводу, что постановление администрации МО ГО "Сыктывкар" от 9 июля 2013 года N 7/2681 "Об организации работы единой автоматической системы передачи и приема сообщений о пожаре с объектов защиты" (в редакции постановления администрации МО ГО "Сыктывкар" от 25 июля 2023 года N 7/2537), не являющееся нормативно-правовым актом, не нарушает прав и не затрагивает интересов непосредственно административного истца, поскольку касается вопросов возложения обязанностей на конкретный круг лиц, правомочий действовать от имени и в интересах которых административный истец не наделен.
В соответствии с
пунктом 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
На основании
пункта 4 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда первой инстанции полностью или в части и прекратить производство по административному делу либо оставить заявление без рассмотрения полностью или в части по основаниям, указанным в
статьях 194 и
196 настоящего Кодекса.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции, рассмотрев административное дело по существу заявленных требований, нарушил указанные выше положения
Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в связи с чем решение суда первой инстанции подлежит отмене с прекращением производства по административному делу.
Руководствуясь
статьями 309,
194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 20 декабря 2023 года отменить.
Прекратить производство по административному делу по административному исковому заявлению ООО "Интертел" к администрации МО ГО "Сыктывкар", главе МО ГО "Сыктывкар" Г. о признании недействующим постановления администрации МО ГО "Сыктывкар" от 9 июля 2013 года N 7/2681 "Об организации работы единой автоматической системы передачи и приема сообщений о пожаре с объектов защиты" (в редакции постановления администрации МО ГО "Сыктывкар" от 25 июля 2023 года N 7/2537).
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции.
Мотивированное апелляционное определение составлено 10 апреля 2024 года.