Главная // Пожарная безопасность // Решение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Данное решение отменено (Апелляционное определение Верховного суда Республики Коми от 28.03.2024 N 33а-2494/2024, 2а-10154/2023). Указанное Апелляционное определение оставлено без изменения (Кассационное определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 05.08.2024 N 8а-14601/2024 [88а-15641/2024]).
Название документа
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 20.12.2023 по делу N 2а-10154/2023 (УИД 11RS0001-01-2023-012207-25)
Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим Постановления администрации МО городского округа "Сыктывкар" от 09.07.2013 N 7/2681 (ред. от 25.07.2023) "Об организации работы единой автоматической системы передачи и приема сообщений о пожаре с объектов защиты".


Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 20.12.2023 по делу N 2а-10154/2023 (УИД 11RS0001-01-2023-012207-25)
Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим Постановления администрации МО городского округа "Сыктывкар" от 09.07.2013 N 7/2681 (ред. от 25.07.2023) "Об организации работы единой автоматической системы передачи и приема сообщений о пожаре с объектов защиты".

СЫКТЫВКАРСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 20 декабря 2023 г. по делу N 2а-10154/2023
УИД 11RS0001-01-2023-012207-25
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе
Председательствующего судьи Леконцева А.П.
с участием представителей административного истца Л., В., К.,
представителя административного ответчика и представителя заинтересованного лица Н.Т.,
представителя Правительства Республики Коми Р.
представителей ГУ МЧС России по Республике Коми Чижа И.П., Н.Е.,
при секретаре Г.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО "Интертел" к Администрации МО ГО "Сыктывкар", главе МО ГО "Сыктывкар" Г.В. о признании недействующим постановления администрации МО ГО "Сыктывкар" от 9 июля 2013 N 7/2681 "Об организации работы единой автоматической системы передачи и приема сообщений о пожаре с объектов защиты"
установил:
ООО "Интертел" обратилось в суд с административным исковым заявлением к Администрации МО ГО "Сыктывкар" о признании недействующим постановления администрации МО ГО "Сыктывкар" от 09.07.2013 N 7/2681 "Об организации работы единой автоматической системы передачи и приема сообщений о пожаре с объектов защиты" (с учетом изменений внесенных постановлением администрации МОГО "Сыктывкар" от 25.07.2023 N 7/2537 "О внесении изменений в постановление администрации МО ГО "Сыктывкар" от 09.07.2013 N 7/2681).
В обосновании требований (с учетом уточненных доводов от 19.12.2023) указано, что в оспариваемом муниципальном правовом акте определена сфера его действия - отношения связанные с созданием и эксплуатацией на территории МО ГО "Сыктывкар" единой автоматической системы передачи и приема сообщений о пожаре с объектов защиты. Целью издания постановления является включение в единую автоматическую систему передачи и приема сообщений о пожаре с объектов защиты Единой дежурно-диспетчерской службы Управления ГО и ЧС администрации МО ГО "Сыктывкар" (далее - ЕДДС).
Согласно части 7 статьи 83 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" системы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на прибор приемно-контрольный пожарный, устанавливаемый в помещении дежурного персонала, или на специальные выносные устройства оповещения, а в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 с автоматическим дублированием этих сигналов в подразделение пожарной охраны с использованием системы передачи извещений о пожаре.
Вместе с тем, постановление администрации МО ГО "Сыктывкар" в отличие от требований, установленных частью 7 статьи 83 Федерального закона N 123-ФЗ устанавливает, что автоматическое дублирование сигналов о возникновении пожара с объектов защиты осуществляется не в подразделение пожарной охраны, а в ЕДДС. На субъектов правоотношений регулируемых постановлением, возлагаются обязанности по совершению определенных действий.
Постановление администрации является нормативным правовым актом, обязательным для неопределенного круга лиц (группы лиц), целью его издания является установление правового режима конкретного объекта публичного права - осуществление единого для социально значимых муниципальных учреждений МО ГО "Сыктывкар" подхода к выполнению требований по дублированию сигналов от систем пожарной сигнализации объектов защиты на пульт ЕДДС; постановлением утверждены правовые нормы (требования) к проектированию, созданию и функционированию системы, предназначенной для приема извещений о пожаре на объекте (объектах) защиты от системы пожарной сигнализации с автоматической передачей сигнала о пожаре на пульт ЕДДС; к порядку выполнения работ на объектах защиты по проектированию, монтажу, наладке, вводу в эксплуатацию, техническому обслуживанию, ремонту системы пожарной сигнализации.
Предмет оспариваемого постановления не относится к вопросам местного значения, регламентация данных общественных отношений не может осуществляться в форме муниципального правового акта.
Истец также указывает, что передачу сигнала о пожаре на объекте в подразделение пожарной охраны осуществляет дежурный оператор Управления ГО И ЧС администрации г. Сыктывкара с помощью имеющихся технических средств, что фактически является предпринимательской деятельностью ЕДДС по оказанию услуг связи на территории МО ГО "Сыктывкар".
К видам деятельности в области пожарной безопасности относятся проектирование, монтаж, техническое обслуживание, ремонт средств обеспечения пожарной безопасности зданий, сооружений. В силу п. 15 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" данная деятельность подлежит лицензированию. Следовательно, муниципальные учреждения, имеющие во владении объекты (здания, сооружения) классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 для обеспечения требований ч. 7 ст. 83 Федерального закона N 123-ФЗ обязаны приобретать услуги только лицензируемых организаций и не вправе заключать контракты на "оказание услуг по передаче сигнала о пожаре с объекта на пульт ЕДДС". Такие услуги не относятся к деятельности в области пожарной безопасности и соответственно контракты (договоры) на оказание таких услуг являются мнимой (притворной) сделкой.
Финансирование из бюджета МО ГО "Сыктывкар" оплаты подведомственными муниципальными учреждениями услуг по передаче сигнала о пожаре с объектов на пульт ЕДДС является нецелевым расходованием бюджетных средств.
Поскольку административный истец осуществляет свою деятельность на основании лицензии на право осуществлении деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий, сооружений, следовательно истец является участником отношений, предусмотренных ч. 7 ст. 83 Федерального закона N 123-ФЗ и участником отношений, установленных постановлением администрации МО ГО "Сыктывкар".
Постановление Администрации оспаривается в целом, требования содержащиеся в постановлении выходят за пределы полномочий главы Администрации МО ГО "Сыктывкар", не соответствуют нормативно-правовым актам, имеющим большую юридическую силу, влекут изменения правового регулирования соответствующих правоотношений в сфере закупок для обеспечения муниципальных нужд. Принятие названного постановления повлекло существенное нарушение прав и законных интересов административного истца и охраняемых законом интересов общества и государства.
Определением от 11.10.2023, 20.11.2023, 08.12.2023 к участию в деле в качестве административного ответчика привлечен глава МО ГО "Сыктывкар - руководитель администрации Г.В., заинтересованным лицом привлечено Главное управление МЧС России по Республике Коми, Управление ГО И ЧС администрации МО ГО "Сыктывкар".
В судебном заседании представители административного истца Л., В., К. доводы и заявленные требования поддержали в полном объеме.
Представитель административного ответчика и представитель заинтересованного лица Н.Т. требования не признала по изложенным в отзыве доводам, указав, что постановление принято в рамках полномочий, предоставленных органу местного самоуправления по разрешению вопросов первичных мер пожарной безопасности, предусмотренных ст. 16 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 19 Федерального закона N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" и ст. 44 Устава МО ГО "Сыктывкар". ООО "Интертел" не является субъектом отношений оспариваемого постановления, в отношении истца данный акт не применяется.
Административный ответчик - глава МО ГО "Сыктывкар - руководитель администрации Г.В. в судебное заседание не явился, просил отказать в удовлетворении заявленных требований по доводам письменного отзыва.
Представитель заинтересованного лица - Правительства Республики Коми Р. требования считает необоснованными по изложенным в отзыве доводам, указал, что постановление принято в соответствии с полномочиями органа местного самоуправления - в рамках реализации первичных мер по пожарной безопасности в границах городского округа. Оспариваемое постановление императивно устанавливает обязанность обеспечения подведомственных объектов защиты техническими средствами передачи тревожных сообщений о пожаре в автоматическом режиме от систем автоматических пожарных сигнализаций объектов защиты в ЕДДС и дублирования сигналов в подразделение пожарной охраны применительно к зданиям классов функциональной опасности Ф.1.1, Ф.1.2, Ф.4.1, Ф.4.2. Постановлением возлагается обязанность на Управление ГО и ЧС, являющегося структурной единицей администрации МО ГО "Сыктывкар" по проведению соответствующих мероприятий с целью обеспечения противопожарной безопасности на объектах муниципалитета. Полагает, что поскольку истец является коммерческой организаций, он вправе не заключать договора (контракты), если полагает, что какие-либо условия таких договоров для него неприемлемы.
Представитель Управления МЧС России по Республике Коми поддержал доводы, изложенные в письменном отзыве, административные исковые требования считает неподлежащими удовлетворению.
Представитель Управления Роскомнадзора в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Дело рассмотрено при имеющейся явке.
Выслушав участников процесса, заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым отказать в удовлетворении заявленных требований, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1, 6 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.
Частью 7 статьи 213 КАС РФ определено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме, в том числе: - нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; - соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: - полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; - форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; - процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; - правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; - соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления определены Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В соответствии со ст. 7 Закона N 131-ФЗ по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования (часть 3).
В силу части 4 данной нормы, муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Пунктом 10 части 1 статьи 16 закона N 131-ФЗ обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального, городского округа отнесено к вопросам местного значения муниципального, городского округа.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности поселений, муниципальных районов, муниципальных, городских округов, внутригородских районов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.
Согласно ст. 26 Устава муниципального образования городского округа "Сыктывкар", принятого Советом МО городского округа "Сыктывкар" 18.01.2006, к ведению городского округа в том числе относятся следующие вопросы местного значения: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.
В соответствии со ст. 25 Устава, структуру органов местного самоуправления составляют: - Совет муниципального образования городского округа "Сыктывкар"; - глава муниципального образования городского округа "Сыктывкар" - руководитель администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар"; - администрация муниципального образования городского округа "Сыктывкар"; - администрация Эжвинского района муниципального образования городского округа "Сыктывкар"; - Контрольно-счетная палата городского округа.
Согласно ст. 43 Закона N 131-ФЗ в систему муниципальных правовых актов входят: устав муниципального образования; правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан); нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования; правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.
Из положения статьи 44 Устава следует, что администрация муниципального образования городского округа Сыктывкар является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Коми (ч. 1); администрацией городского округа на принципах единоначалия руководит глава городского округа - руководитель администрации (часть 2);
В силу пункта 12 части 6 ст. 44 Устава, администрация городского округа обладает компетенцией по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального образования.
Положением ч. 6 ст. 43 Устава определено, что глава городского округа - руководитель администрации издает постановления администрации городского округа по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Коми, а также распоряжения администрации городского округа по вопросам организации работы администрации городского округа.
Глава городского округа - руководитель администрации издает постановления и распоряжения по иным вопросам, отнесенным к его компетенции настоящим Уставом в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", другими федеральными законами.
Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирование в этой области отношений между органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями, юридическими лицами, должностными лицами, гражданами (физическими лицами), в том числе индивидуальными предпринимателями определяется Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
В соответствии со ст. 2 названного Закона, законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты органов публичной власти федеральных территорий, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона N 69-ФЗ, основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности (под которой понимается совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на профилактику пожаров, их тушение и проведение аварийно-спасательных работ) являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
К основным функциям системы обеспечения пожарной безопасности, помимо иного, относится нормативное правовое регулирование и осуществление государственных мер в области пожарной безопасности.
Федеральным законом от 01.04.2022 N 80-ФЗ "О внесении изменений в статьи 6 и 18 Федерального закона "О пожарной безопасности" дополнены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области пожарной безопасности в части утверждения порядка организации дублирования сигналов о возникновении пожара в подразделения пожарной охраны в соответствии с частью 7 статьи 83 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определения основных положений технического регулирования в области пожарной безопасности и установления минимально необходимых требований пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения принят Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
В соответствии с ч. 7 ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (в редакции Федерального закона от 14.07.2022 N 276-ФЗ), системы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на прибор приемно-контрольный пожарный, устанавливаемый в помещении дежурного персонала, или на специальные выносные устройства оповещения, а в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1 - здания дошкольных образовательных организаций, специализированных домов престарелых и инвалидов (неквартирные), спальные корпуса образовательных организаций с наличием интерната и детских организаций, здания медицинских организаций, предназначенные для оказания медицинской помощи в стационарных условиях (круглосуточно); Ф1.2 - гостиницы, общежития (за исключением общежитий квартирного типа), спальные корпуса санаториев и домов отдыха общего типа, кемпингов; Ф4.1 - здания общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования детей, профессиональных образовательных организаций; Ф4.2 - здания образовательных организаций высшего образования, организаций дополнительного профессионального образования, с автоматическим дублированием этих сигналов в подразделение пожарной охраны с использованием системы передачи извещений о пожаре.
В силу ст. 2 Федерального закона от 31.07.2020 N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" названные требования являются обязательными. Контроль реализации обязательных требований в области пожарной безопасности осуществляется при проведении контрольно-надзорных мероприятий на объектах защиты органами федерального государственного пожарного надзора.
Во исполнение полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области пожарной безопасности, определенных в статье 18 Федерального закона "О пожарной безопасности", цели и порядок организации на территории Республики Коми дублирования сигналов системы пожарной сигнализации о возникновении пожара в подразделение пожарной охраны в соответствии с частью 7 статьи 83 Федерального закона от 22 июля 2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", установлены постановлением Правительства Республики Коми от 13.02.2023 N 64 "Об утверждении порядка организации дублирования сигналов о возникновении пожара в подразделения пожарной охраны в соответствии с частью 7 статьи 83 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", где рекомендовано органам местного самоуправления в Республике Коми и организациям всех форм собственности на территории Республики Коми, являющимся собственниками зданий, указанных в части 7 статьи 83 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", организовать работу по дублированию сигналов о возникновении пожара в подразделения пожарной охраны в соответствии с Порядком.
Целью организации дублирования сигналов о возникновении пожара является обеспечение своевременного реагирования подразделений пожарной охраны на пожары, возникающие на объектах защиты (пункт 2).
В соответствии с пунктами 4, 5, 6 названного Порядка, организация дублирования сигналов о возникновении пожара осуществляется посредством обеспечения автоматической передачи сигналов о возникновении пожара на объекте защиты, формируемых системой пожарной сигнализации (СПС), установленной на объекте защиты, по каналам связи с использованием системы передачи извещений о пожаре (СПИ), обеспечивающей прием таких сообщений пунктом централизованного наблюдения (ПЦН).
Дублирование сигналов о возникновении пожара организуется с учетом обеспечения круглосуточной передачи и приема сигналов о возникновении пожара с прибора объектового оконечного (ПОО) на прибор пультовой оконечный (ППО), установленный в центральном пункте пожарной связи местного пожарно-спасательного гарнизона или в пункте связи подразделения пожарной охраны, в районе выезда которого расположен объект защиты, обеспечивающего направление (привлечение) на данный объект защиты сил и средств для тушения пожара и проведения аварийно-спасательных работ, и круглосуточной обработки таких сигналов.
Обеспечение дублирования сигналов о возникновении пожара осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности.
Руководствуясь частью 7 статьи 83 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", статьей 19 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", подпунктом "г" пункта 24 постановления Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 N 1006 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)", ГОСТ Р 22.7.01-2021 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения", постановлением Правительства Республики Коми от 13.02.2023 N 64 "Об утверждении порядка организации дублирования сигналов о возникновении пожара в подразделения пожарной охраны в соответствии с частью 7 статьи 83 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", статьей 44 Устава МО ГО "Сыктывкар", администрацией МО ГО "Сыктывкар" принято постановление от 09.07.2013 N 7/2681 (в редакции постановлений Администрации МО городского округа "Сыктывкар" от <...> N <...>, от <...> N <...>) "Об организации работы единой автоматической системы передачи и приема сообщений о пожаре с объектов защиты", где начальнику Управления по делам ГО и ЧС г. Сыктывкара (ФИО 12) определено:
1.1) организовать работу по приему сообщений о пожаре, поступающих от систем автоматических пожарных сигнализаций, установленных на объектах защиты администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар", а также иных объектов с массовым пребыванием людей (далее - объекты защиты) в единую дежурно-диспетчерскую службу Управления по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" (далее - ЕДДС);
1.2) Обеспечить техническую возможность приема сообщений о пожаре от существующих систем автоматических пожарных сигнализаций, установленных на объектах защиты, в ЕДДС по имеющимся радиотелекоммуникационным каналам связи в автоматическом режиме;
1.3) Обеспечить оперативными дежурными ЕДДС круглосуточный контроль за поступающими в автоматическом режиме тревожными сообщениями от систем автоматических пожарных сигнализаций, установленных на объектах защиты.
1.4) Организовать обмен информацией с Центром управления в кризисных ситуациях ГУ МЧС России по Республике Коми, а также своевременное и в полном объеме информирование друг друга о принимаемых решениях по вопросам, обеспечения пожарной безопасности объектов защиты.
1.5) Организовать своевременное уведомление заинтересованных должностных лиц объектов защиты и технических служб о тревогах и неисправностях систем автоматических пожарных сигнализаций.
1.6) Обеспечить поддержание в рабочем состоянии, позволяющем круглосуточный, бесперебойный прием тревожных сообщений от объектов защиты, в ЕДДС для осуществления мониторинга пожарной безопасности объектов.
1.10) Не допускать к работе в системе оперативных дежурных ЕДДС Управления по делам ГО и ЧС г. Сыктывкара, не прошедших подготовку на допуск к работе с пультами наблюдения принимающих, тревожные сообщения о пожаре с объектов защиты.
1.11) Организовать проведение не реже одного раза в месяц технических проверок работоспособности систем автоматического обнаружения пожаров и передачи тревожных сообщений от систем автоматических пожарных сигнализаций, установленных на объектах защиты, в ЕДДС, путем осуществления контрольной передачи тревожных сообщений в тестовом режиме с объектов защиты, в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности.
1.12) Организовать проведение ежеквартальных тренировок по отработке сообщений о пожаре, поступающих в автоматическом режиме от систем автоматических пожарных сигнализаций объектов защиты в ЕДДС, диспетчерами ЕДДС Управления по делам ГО и ЧС г. Сыктывкара.
1.13) Организовать доведение информации о фактах неисправности систем автоматических пожарных сигнализаций на объектах защиты до служб технического обслуживания.
1.14) Обеспечить контроль за отключением объектов защиты от ЕДДС, при непринятии руководителями объектов мер по техническому восстановлению систем автоматических пожарных сигнализаций, с уведомлением о принятом решении органов государственного пожарного надзора.
Пунктом 3 постановления, руководители отраслевых (функциональных), территориальных органов администрации МО ГО "Сыктывкар", администрации Эжвинского района МО ГО "Сыктывкар", балансодержателям объектов муниципальной собственности МО ГО "Сыктывкар":
3.1) Обеспечивают подведомственные объекты защиты техническими средствами передачи тревожных сообщений о пожаре в автоматическом режиме от систем автоматических пожарных сигнализаций объектов защиты в ЕДДС, а в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 с автоматическим дублированием этих сигналов в подразделение пожарной охраны с использованием системы передачи извещений о пожаре.
3.2) Обеспечивают поддержание в технически исправном состоянии оборудования и элементов систем автоматических пожарных сигнализаций на объектах защиты.
3.3). Принимают неотложные меры по восстановлению технической работоспособности систем автоматических пожарных сигнализаций на подведомственных объектах, при получении информации о неисправностях.
Пунктом 4 постановления, рекомендовано руководителям объектов с массовым пребыванием людей независимо от формы собственности, расположенных на территории муниципального образования городского округа "Сыктывкар":
4.1) Обеспечить подведомственные объекты защиты техническими средствами передачи тревожных сообщений о пожаре в автоматическом режиме от систем автоматических пожарных сигнализаций объектов защиты в ЕДДС, а в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 с автоматическим дублированием этих сигналов в подразделение пожарной охраны с использованием системы передачи извещений о пожаре.
4.2) Обеспечивать поддержание в технически исправном состоянии оборудования и элементов систем автоматических пожарных сигнализаций на объектах защиты.
4.3). Принимать неотложные меры по восстановлению технической работоспособности систем автоматических пожарных сигнализаций на подведомственных объектах при получении информации о неисправностях.
В силу пункта 5, постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Постановление в первоначальной редакции опубликовано в информационно-рекламной газете города Сыктывкара "Панорама столицы" (Учредитель администрация МО ГО "Сыктывкар") N 27/1 (спецвыпуск) 15.07.2013.
В последующем, постановлением администрации МО ГО "Сыктывкар" от 14.04.2022 N 4/053 в постановление от 09.07.2013 N 7/2681 внесены изменения. Данные изменения опубликованы в информационно-рекламной газете города Сыктывкара "Панорама столицы" N 15/1 (спецвыпуск) 16.04.2022.
Постановлением администрации МО ГО "Сыктывкар" от 25.07.2023 N 7/2537 в постановление от 09.07.2013 N 7/2681 внесены изменения. Данные изменения опубликованы в информационно-рекламной газете города Сыктывкара "Панорама столицы" N 28/2 (спецвыпуск) 29.07.2023.
Установленные в постановлении порядок и условия обеспечения противопожарной безопасности на объектах органа местного самоуправления не противоречат требованиям действующего законодательства.
Оспариваемое постановление устанавливает принцип дублирования сигналов о возникновении пожара, но не замещение передаваемых сигналов или их ретрансляцию в подразделение пожарной охраны только после поступления на прибор пультовой оконечный ЕДДС, как об этом утверждают представителя административного истца.
Также пунктами 4, 5 Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 N 1006 установлено, что перечни объектов (территорий), подлежащих антитеррористической защите, определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования Российской Федерации, - в отношении объектов (территорий), правообладателями которых они являются, а также организаций, находящихся в их ведении, осуществляющих деятельность в сфере образования.
Ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).
Постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" определено, что постоянно действующими органами управления единой системы являются на муниципальном уровне - единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований, подведомственные органам местного самоуправления, дежурно-диспетчерские службы экстренных оперативных служб, а также другие организации (подразделения), обеспечивающие деятельность органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, управления силами и средствами, предназначенными и привлекаемыми для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществления обмена информацией и оповещения населения о чрезвычайных ситуациях.
Согласно Положению о единой дежурно-диспетчерской службе Управления по делам ГО и ЧС г. Сыктывкара", утвержденного постановлением администрации МО городского округа "Сыктывкар" от 19.01.2023 N 1/171, ЕДДС является органом повседневного управления Сыктывкарского звена Коми республиканской подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. На базе ЕДДС развернута система обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер "112" (далее - Система-112). ЕДДС является платформой аппаратно-программного комплекса "Безопасный город".
ЕДДС обеспечивает координацию всех дежурно-диспетчерских служб Сыктывкарского звена Коми республиканской подсистемы РСЧС независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности по вопросам сбора, обработки, анализа и обмена информацией об угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций (происшествий), а также является координирующим органом по вопросам совместных действий дежурно-диспетчерских служб при реагировании на чрезвычайные ситуации (происшествия).
Целью создания и функционирования ЕДДС является повышение готовности администрации МО ГО "Сыктывкар", в том числе ее отраслевых (функциональных) и территориальных органов, дежурно-диспетчерских экстренных оперативных служб и организаций (объектов), расположенных на территории МО ГО "Сыктывкар", к реагированию на угрозу возникновения или возникновение чрезвычайных ситуаций, эффективности взаимодействия привлекаемых сил и средств при их совместных действиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуациях (происшествий), а также обеспечение исполнения полномочий администрации МО ГО "Сыктывкар" по организации и осуществлению мероприятий по гражданской обороне, обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах МО ГО "Сыктывкар", защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.
ЕДДС предназначена для приема и передачи сигналов оповещения ГО от вышестоящих органов управления Республики Коми, сигналов на изменение режимов функционирования РСЧС, приема сообщений о чрезвычайных ситуациях (происшествиях) от населения и организаций, оперативного доведения данной информации до соответствующих дежурно-диспетчерских служб экстренных оперативных служб и организаций (объектов), координации совместных действий дежурно-диспетчерских служб экстренных оперативных служб и организаций (объектов), оперативного управления силами и средствами Сыктывкарского звена Коми республиканской территориальной подсистемы РСЧС, оповещения руководящего состава администрации МО ГО "Сыктывкар" и населения на территории МО ГО "Сыктывкар" об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуациях (происшествий).
ЕДДС осуществляет свою деятельность в составе Управления по делам ГО и ЧС г. Сыктывкара. Общее руководство ЕДДС осуществляет начальник Управления по делам ГО и ЧС г. Сыктывкара, непосредственное - начальник ЕДДС Управления по делам ГО и ЧС г. Сыктывкара (пункты 1.2; 1.3; 1.4; 1.5; 1.6).
Как следует из Положения об Управлении ГО И ЧС администрации МО ГО "Сыктывкар", утвержденного решением Совета МО ГО "Сыктывкар" 28.09.2010 N 34/09-596, Управление является органом, специально уполномоченным от имени МО ГО "Сыктывкар" осуществлять полномочия по организации и осуществлению мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального образования от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечению первичных мер пожарной безопасности, обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья, организации на территории муниципального образования деятельности аварийно-спасательных служб (формирований), участию в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах муниципального образования, в пределах и порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Республики Коми, Уставом МО ГО "Сыктывкар" и иными муниципальными правовыми актами.
Следовательно, как прием сообщений о пожаре, поступающих от систем автоматических пожарных сигнализаций в ЕДДС, обеспечение подведомственных объектов защиты техническим средствами передачи тревожных сообщений о пожаре в автоматическом режиме от систем автоматических пожарных сигнализаций в ЕДДС, так и дублирование таких сигналов в подразделение пожарной охраны относительно зданий классов функциональной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 направлено на исполнение полномочий органов местного самоуправления в области пожарной безопасности и исполнение требований пожарной безопасности.
Названный порядок в полной мере соответствует, как положению Федерального закона "О пожарной безопасности, так и части 7 статьи 83 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
При этом доводы административного истца о передаче сигнала о пожаре на подведомственном объекте в подразделение пожарной охраны силами дежурного оператора Управления ГО И ЧС администрации г. Сыктывкара являются несостоятельными, опровергаются как позицией представителя административного ответчика, так и представителя ГУ МЧС России по Республике Коми указавших, что в подразделениях пожарной охраны располагаются приборы пультовые оконечные, которые обеспечивают прием сигналов о возникновении пожара от приборов объектовых оконечных, что также подтверждается представленными списками объектов, подключенных к сигнализации <...> и к сигнализации <...>, договором безвозмездного пользования движимым имуществом от <...> N <...> заключенный между ООО "Интертел" (Ссудодатель) и Главным управлением МЧС России по Республике Коми (Ссудополучатель), по условиям которого в безвозмездное пользование Ссудополучателя передается движимое имущество (согласно Приложению) с целью организации приема сигналов от объектов хозорганов, подключенных к системе мониторинга о пожарах и других нештатных ситуациях.
При этом, действующее законодательство в области пожарной безопасности не содержит требований о передаче сигналов о пожаре от всех объектов защиты напрямую в подразделения пожарной охраны, а прямо определяют категорию таких объектов с учетом классов функциональной пожарной опасности.
Таким образом, с учетом названных выше норм, принятие администрацией МО ГО "Сыктывкар" оспариваемого постановления, подписание постановления главой (руководителем) Администрации, порядок публикации нормативно-правового акта осуществлено в полном соответствии с возложенными на исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления полномочиями и функциями в соответствии с положением Федерального закона от <...> N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом муниципального образования городского округа "Сыктывкар", законодательством о пожарной безопасности.
При этом суд полагает, что оспариваемое постановление не нарушает прав, законных интересов административного истца.
Статьей 208 КАС РФ прямо определены категории лиц, имеющих право на обращение с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части: - лица, в отношении которых применен этот акт; - лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Постановление распространяет свое действие на определенную категорию лиц, балансодержателей, руководителей объектов с массовым пребыванием людей, имеющих отношение к принятию мер по соблюдению противопожарных требованиях на объектах, что прямо отражено в тексте самого нормативного правового акта.
При этом ссылка административного истца на наличие заключенных договоров (контрактов) в рамках которых заказчики требуют принятие мер по выведению сигналов о пожаре в ЕДДС и наличие извещений о расторжении таких контрактов, не означает, что данное постановление каким-либо образом влияет на права и обязанности административного истца, поскольку оно не регламентирует порядок заключения, изменения либо расторжения договоров (контрактов).
По запросу суда в материалы дела представлены для сведения договора (контракты), заключенные муниципальными учреждениями, государственными учреждениями, иными юридическими лицами с ООО "Интертел" (Исполнитель), где предметом договора является обязательства Исполнителя по техническому обслуживанию установленного на объекте защиты оборудования (системы пожарной автоматики, автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения и управления при эвакуации; системы контроля управления доступом; системы охранного телевидения, системы телефонной сети); обязательства по техническому обслуживанию установленного на объектах защиты оборудования ПАК <...>, оказания услуг, связанных с устранением аварийных ситуаций на объектах защиты с указанием видов работ и периодичности технического обслуживания, стоимости ежемесячного обслуживания (в частности договор N ИТ-314/23 от <...>, N ИТ-008/23 от <...> (Заказчик МАОУ <...>); договор <...> от <...>, N <...> от <...> (Заказчик ГАУ ДО РК <...>); N <...> от <...> (Заказчик ООО <...>).
По договору подряда N <...> от <...>, заключенному между ГАУ ДО РК <...> (Заказчик) и ООО "Интертел" (Подрядчик), Подрядчик выполняет работы по оснащению объектов (поименованные в договоре детские оздоровительные лагеря) оборудованием системы передачи тревожных сообщений в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112".
Представителем истца в материалы дела представлены сведения о наличии аналогичных договоров на обслуживание 88 объектов, заключенных в рамках Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Таким образом, свою деятельность в рамках выданной лицензии от <...> N <...> по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, административный истец реализует через заключенные договора (контракты), где прописаны как предмет отношении контрагентов, так их права и обязанности и следовательно оспариваемое постановление администрации МО ГО "Сыктывкар" не затрагивает интересы истца, как Исполнителя договорных отношений.
При установленных обстоятельствах, придя к выводу о соответствии оспариваемого постановления администрации МО ГО "Сыктывкар" нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу и при отсутствии нарушений, связанных с полномочиями органа его принявшего, соблюдения процедуры принятия, порядка опубликования, имеются все правовые основания, предусмотренные ст. 215 ч. 2 п. 2 КАС РФ, для оставления административного искового заявления ООО "Интертел" без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 215, 175 - 179 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление ООО "Интертел" к Администрации МО ГО "Сыктывкар", главе МО ГО "Сыктывкар" - руководителю администрации Г.В. о признании недействующим постановления администрации МО ГО "Сыктывкар" от 9 июля 2013 N 7/2681 "Об организации работы единой автоматической системы передачи и приема сообщений о пожаре с объектов защиты" (в редакции постановления администрации МО ГО "Сыктывкар" от 25.07.2023 N 7/2537 "О внесении изменений в постановление администрации МО ГО "Сыктывкар" от 09.07.2013 N 7/2681") оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения в мотивированной форме.
В мотивированной форме решение принято 31 января 2024.
Судья
А.П.ЛЕКОНЦЕВ