Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 17.01.2024 N 88-857/2024 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Верховного суда Республики Карелия от 12.09.2023 N 33-3143/2023 (УИД 10RS0011-01-2022-012531-84)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании компенсации морального вреда; 2) О восстановлении на работе; 3) Об изменении даты увольнения; 4) О предоставлении дополнительных дней отдыха.
Обстоятельства: Истец указал, что исполнял свои служебные обязанности сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в том числе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни. На обращение истца в предоставлении дополнительных дней отдыха ему было отказано.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Отказано; 3) Удовлетворено в части; 4) Отказано.

Апелляционное определение Верховного суда Республики Карелия от 12.09.2023 N 33-3143/2023 (УИД 10RS0011-01-2022-012531-84)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании компенсации морального вреда; 2) О восстановлении на работе; 3) Об изменении даты увольнения; 4) О предоставлении дополнительных дней отдыха.
Обстоятельства: Истец указал, что исполнял свои служебные обязанности сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в том числе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни. На обращение истца в предоставлении дополнительных дней отдыха ему было отказано.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Отказано; 3) Удовлетворено в части; 4) Отказано.


Содержание


ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 12 сентября 2023 г. N 33-3143/2023
Дело N 2-104/2023
10RS0011-01-2022-012531-84
Судья: Гадючко И.Ю.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Душнюк Н.В.,
судей Курчавовой Н.Л., Евтушенко Д.А.
при секретаре П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 30 марта 2023 года по иску Х.А.Н. к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Карелия, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о восстановлении на службе, изменении даты увольнения, предоставлении дополнительных дней отдыха, взыскании компенсации морального вреда.
Заслушав доклад председательствующего судьи, судебная коллегия
установила:
Х.А.Н. обратился в суд с иском по тем основаниям, что с июня 2010 г. проходил службу в ГУ МЧС России по Республике Карелия, занимал должность (...). В соответствии с приказом МЧС России от 04.05.2022 N истец уволен со службы по основанию п. 4 ч. 2 ст. 83 Федерального закона от 23.05.2016 N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии). С мая 2022 г. истец находился в отпуске и проходил плановое лечение. В период службы с июля 2019 г. по февраль 2022 г. истец исполнял свои служебные обязанности сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в том числе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни (участие в селекторных совещаниях с 07.00 час., дежурства ответственным по ГУ МЧС России по Республике Карелия). На обращение истца от 15.07.2022 в предоставлении дополнительных дней отдыха ему было отказано. Истец просил обязать ответчика предоставить ему дополнительные дни отдыха в количестве 115 рабочих дней, присоединив их к отпуску, взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в сумме 50000 руб., судебные расходы.
Х.А.Н. обратился в суд с иском по тем основаниям, что в целях выполнения поставленных задач в период службы в ГУ МЧС России по Республике Карелия с июня 2019 г. по февраль 2022 г. привлекался к выполнению служебных обязанностей сверх нормальной продолжительности служебного времени, находясь в командировках. Дополнительные дни отдыха ему предоставлены не были. Изменив исковые требования, истец просил отменить приказ ГУ МЧС России по Республике Карелия от 17.11.2022 N о его увольнении, изменить дату увольнения на 10.03.2023, обязать ответчика предоставить ему дни отдыха в количестве 109 рабочих дней, взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 30000 руб., судебные расходы (том 6 л.д. 185, том 7 л.д. 39).
Определением суда от 14.12.2022 указанные гражданские дела объединены в одно производство.
Изменив исковые требования, истец просил признать за ним право на дополнительные дни отдыха в количестве 224 дней и обязать ответчика предоставить указанные дни отдыха; отменить приказ ГУ МЧС России по Республике Карелия от 17.11.2022 N; восстановить на службе с 22.11.2022 до исполнения ГУ МЧС России по Республике Карелия обязательств по предоставлению времени отдыха и выполнения социальных обязательств; изменить дату увольнения с учетом предоставления дней отдыха, которые подлежат присоединению к отпуску; взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 50000 руб. (том 7 л.д. 128-129).
От исковых требований о взыскании с ответчика судебных расходов в размере 6216,18 руб. истец отказался. В указанной части производство по делу прекращено.
К участию в деле в качестве соответчика привлечено МЧС России, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены МВД по Республике Карелия, Б.Д.Р.
Решением суда исковые требования удовлетворены частично, дата увольнения Х.А.Н. со службы изменена на 06.12.2022, с ГУ МЧС России по Республике Карелия в пользу истца взыскана компенсация морального вреда в размере 5000 руб. В остальной части иска и в иске к МЧС России отказано.
С решением суда не согласен истец, в апелляционной жалобе просит его отменить, принять новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме. В обоснование доводов жалобы указывает, что в соответствии с Федеральным законом от 23.05.2016 N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" имеет право на 224 дня дополнительного отдыха (109 дней командировки + 115 дней дежурство, совещания), которые должны быть предоставлены истцу наравне с отпуском. Имеющимися в деле доказательствами подтверждено выполнение истцом служебных обязанностей в выходные и праздничные дни, ночное время. Полагает, что при изменении даты увольнения он подлежит восстановлению на службе. Доказательства возложения на истца обязанностей по ведению табелей учета служебного времени за спорный период отсутствуют. Учет служебного времени в соответствии с требованиями приказа МЧС России от 24.09.2018 N ответчиком не велся, представленные в дело табели учета составлялись для выплаты денежного довольствия в соответствии с приказом Минфина России от 30.03.2015 N 52н. В решении суда не приведены мотивы, по которым одни доказательства приняты судом во внимание, а другие отвергнуты. Не все представленные в дело доказательства исследованы и оценены судом, ходатайство о вызове в судебное заседание свидетелей не было разрешено.
В возражениях на жалобу представитель ГУ МЧС России по Республике Карелия просил решение суда оставить без изменения.
В суде апелляционной инстанции истец доводы жалобы поддержал по указанным в ней основаниям.
Представитель ГУ МЧС России по Республике Карелия В.И.А. с жалобой истца не согласился, просил в ее удовлетворении отказать.
В своем заключении прокурор Б.Е.С. указала на отсутствие правовых оснований для отмены решения суда по доводам жалобы истца.
Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены.
Заслушав стороны, заключение прокурора, проверив материалы дела, изучив доводы жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Правоотношения, связанные с поступлением на службу в федеральную противопожарную службу Государственной противопожарной службы, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника федеральной противопожарной службы регулируются Федеральным законом от 23.05.2016 N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 23.05.2016 N 141-ФЗ приведены нормативные правовые акты, в соответствии с которыми осуществляется регулирование указанных правоотношений. Исходя из положений ч. 2 ст. 2 данного Федерального закона к правоотношениям, связанным со службой в федеральной противопожарной службе, нормы трудового законодательства Российской Федерации применяются в случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами, указанными в части 1 названной статьи.
Согласно ч. 1 ст. 91 Федерального закона от 23.05.2016 N 141-ФЗ прекращение или расторжение контракта с сотрудником федеральной противопожарной службы, увольнение его со службы в федеральной противопожарной службе осуществляются руководителем федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности или уполномоченным руководителем. В силу ч. 11 ст. 91 указанного Федерального закона увольнение со службы в федеральной противопожарной службе сотрудника федеральной противопожарной службы в период его временной нетрудоспособности, пребывания в отпуске или командировке не допускается.
Судом установлено, что с ХХ.ХХ.ХХ Х.А.Н. проходил службу в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, замещал должность (...). Истец имеет специальное звание - (...).
Приказом МЧС России от 04.05.2022 N Х.А.Н. уволен со службы на основании п. 4 ч. 2 ст. 83 Федерального закона от 23.05.2016 N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии).
Согласно приказу Главного управления МЧС России по Республике Карелия от 17.11.2022 N истец уволен по указанному основанию 21.11.2022 (том 7 л.д. 44). Данный приказ издан в соответствии с п. 7 Порядка оформления документов, связанных с прекращением или расторжением контракта и увольнением со службы сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, утвержденного приказом МЧС России от 06.10.2017 N 430.
В соответствии ч. 2 ст. 54 Федерального закона от 23.05.2016 N 141-ФЗ нормальная продолжительность служебного времени для сотрудника федеральной противопожарной службы не может превышать 40 часов в неделю, а для сотрудника женского пола, проходящего службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, - 36 часов в неделю. Для сотрудника устанавливается пятидневная служебная неделя.
Из положений ч. 6 ст. 54 Федерального закона от 23.05.2016 N 141-ФЗ следует, что сотрудник федеральной противопожарной службы в случае необходимости может привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в области пожарной безопасности. В этом случае сотруднику предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели. В случае, если предоставление такого отдыха в данный период невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация.
Истец полагает, что имеет право на дополнительные дни отдыха за выполнение служебных обязанностей в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни (участие в селекторных совещаниях, дежурства ответственным по Главному управлению МЧС России по Республике Карелия), а также в период нахождения в служебных командировках в 2019 - 2022 г.г. в количестве 224 дней. С рапортами о предоставлении дополнительных дней отдыха истец обращался в Главное управление МЧС России по Республике Карелия 15.07.2022, 29.07.2022, 08.11.2022 (том 2 л.д. 7-10, том 5 л.д. 155, том 7 л.д. 2).
В письме от 12.08.2022 ответчик указал о том, что в табелях учета рабочего (служебного) времени сведения о привлечении истца к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени отсутствуют (т. 2 л.д. 11-13). При этом приказом Главного управления МЧС России по Республике Карелия от 20.09.2022 N Х.А.Н. предоставлены 3 дня отдыха за выполнение служебных обязанностей в выходные дни 19.02.2022, 20.02.2022, 23.02.2022 (том 6 л.д. 60).
Письмом от 30.09.2022 ответчик уведомил Х.А.Н. о том, что он имеет право на дополнительные дни отдыха в связи со служебными командировками. Согласно расчету Главного управления МЧС России по Республике Карелия за период 2019 - 2022 г.г. истец привлекался к работе сверх установленной нормы служебного времени в период служебных командировок, имеет право на 16 дней отдыха, из них за период службы в 2021-2022 г.г. на 11 дней отдыха (том 4 л.д. 204-205, том 6 л.д. 178). Главное управление МЧС России по Республике Карелия выразило готовность предоставить истцу дни отдыха за период службы 2021-2022 г.г. при обращении с соответствующим рапортом.
Согласно ч. 5 ст. 54 Федерального закона от 23.05.2016 N 141-ФЗ ненормированный служебный день устанавливается для сотрудников федеральной противопожарной службы, замещающих должности старшего и высшего начальствующего состава. Правилами внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности, подразделения ненормированный служебный день может устанавливаться для сотрудников, замещающих иные должности в федеральной противопожарной службе, в соответствии с утверждаемым федеральным органом исполнительной власти в области пожарной безопасности перечнем должностей в федеральной противопожарной службе, что указывается в контракте. Сотруднику, имеющему ненормированный служебный день, предоставляется дополнительный отпуск в соответствии с ч. 5 ст. 59 настоящего Федерального закона (не менее трех и не более десяти календарных дней).
В соответствии с п. п. 4, 5 контракта о службе, заключенного с Х.А.Н., ему установлен ненормированный режим служебного времени с предоставлением дополнительного отпуска за ненормированный служебный день продолжительностью 9 календарных дней (том 6 л.д. 91).
Согласно приказам Главного управления МЧС России по Республике Карелия от 20.03.2020 N, от 18.09.2020 N и представленным в дело графикам истец в спорный период периодически принимал участие в оперативных селекторных совещаниях, которые проводились с 07.00 час. Представленными в дело доказательствами подтверждается, что истец периодически привлекался к выполнению служебных обязанностей в качестве ответственного по Главному управлению МЧС России по Республике Карелия (том 1 л.д. 68, 73, 77, 124, 175).
Привлечение истца к исполнению служебных обязанностей в рабочие дни за пределами установленного служебного времени не является основанием для предоставления дополнительных дней отдыха, так как компенсируется путем предоставления дополнительного отпуска за ненормированный служебный день. Стороны спора в суде подтвердили, что дополнительный отпуск за ненормированный служебный день за весь период службы истцу до даты увольнения был предоставлен.
Приказом Главного управления МЧС России по Республике Карелия от 20.03.2020 N утвержден Порядок несения службы ответственных по Главному управлению МЧС России по Республике Карелия (том 1 л.д. 88). Из п. 1 указанного Порядка следует, что время отдыха за несение службы ответственным предоставляется непосредственно до либо сразу после дежурства по решению руководителя. В исключительных случаях допускается предоставление времени отдыха в другие дни в пределах календарного месяца. Аналогичный порядок предоставления дней отдыха установлен соответствующими Положениями о несении службы ответственных по Главному управлению МЧС России по Республике Карелия, утвержденными приказами Главного управления МЧС России по Республике Карелия от 18.02.2021 N 79, от 01.03.2021 N 90 (том 1 л.д. 104, 114).
Порядок привлечения сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, предоставления им дополнительных дней отдыха, а также отдельных видов дополнительных отпусков, утвержден приказом МЧС России от 24.09.2018 N 410.
Пунктами 6 - 10 указанного Порядка установлено, что в целях учета продолжительности выполнения сотрудниками федеральной противопожарной службы служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни в подразделениях МЧС России составляются табели учета служебного времени сотрудников федеральной противопожарной службы (форма табеля определена в Приложении к настоящему Порядку). Сотрудники федеральной противопожарной службы, ответственные за ведение табеля, определяются правовым актом руководителя (начальника) подразделения МЧС России. Заполненный табель по окончании учетного периода передается в соответствующее кадровое подразделение. Заполненные табели хранятся в кадровом подразделении в течение трех лет с момента окончания учетного периода. Продолжительность выполнения сотрудником федеральной противопожарной службы служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени определяется исходя из продолжительности выполнения сотрудником федеральной противопожарной службы служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности ежедневной службы, а при суммированном учете служебного времени - сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени за учетный период.
Согласно п. п. 11 - 12 указанного Порядка сотруднику федеральной противопожарной службы, привлеченному к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, предоставляется дополнительное время отдыха, равное продолжительности выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время. Сотруднику федеральной противопожарной службы, привлеченному к службе в выходной или нерабочий праздничный день, предоставляется дополнительный день отдыха. Отдых соответствующей продолжительности предоставляется сотруднику федеральной противопожарной службы в другие дни недели. В случае если предоставление такого отдыха в другие дни недели невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику федеральной противопожарной службы предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску.
Предоставление сотруднику федеральной противопожарной службы дополнительного времени или дней отдыха, а также выплата денежной компенсации вместо предоставления дополнительных дней отдыха носят заявительный характер (п. п. 15, 18 указанного Порядка, п. 94 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, утвержденного приказом МЧС России от 21.03.2013 N 195).
Анализ данных положений свидетельствует о том, что для реализации сотрудником федеральной противопожарной службы права на использование дополнительных дней отдыха необходимо соблюдение следующих условий: наличие дополнительно отработанных дней; волеизъявление самого сотрудника, выраженное в форме рапорта, согласованного с непосредственным руководителем; соблюдение срока обращения сотрудника с данным рапортом.
Из указанного Порядка, утвержденного приказом МЧС России от 24.09.2018 N 410, приказов Главного управления МЧС России по Республике Карелия следует, что дни отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни предоставляются в другие дни недели (в исключительных случаях присоединяются к отпуску), а при несении службы ответственным по Главному управлению МЧС России по Республике Карелия дни отдыха предоставляются в пределах календарного месяца.
По общему правилу, установленному ч. 6 ст. 99 Трудового кодекса РФ, продолжительность сверхурочной работы не должна превышать для каждого работника 4 часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год.
Таким образом, выполнение сотрудником федеральной противопожарной службы обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в выходные и нерабочие праздничные дни, а также в ночное время подлежит компенсации при указанных условиях и только в течение определенного срока (не позднее календарного года, следующего за учетным периодом). Аналогичная правовая позиция по данной категории споров выражена в определении Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 23.06.2021 N 88-10296/2021.
Разрешая спор, суд учел, что именно истец являлся лицом ответственным за ведение табелей учета служебного времени управления гражданской обороны и защиты населения Главного управления в соответствии с приказами Главного управления МЧС России по Республике Карелия от 29.04.2019 N 125, от 20.02.2020 N 195 (том 4 л.д. 215, том 6 л.д. 95-97). Представленные в дело табели учета служебного времени за спорный период подписаны истцом (при его отсутствии на службе подписаны Б.Е.Э.), не содержат сведений о привлечении Х.А.Н. к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в выходные и нерабочие праздничные дни, а также в ночное время.
Кроме того, суд по ходатайству ответчика применил последствия пропуска истцом срока обращения в суд (ч. 4 ст. 73 Федерального закона от 23.05.2016 N 141-ФЗ), поскольку о нарушении своего предполагаемого права на предоставление дней дополнительного отдыха за период службы с 2019 г. истец должен был узнать не позднее календарного года, следующего за соответствующим учетным периодом. С рапортами к ответчику истец обратился только в июле 2022 г., а в суд с иском обратился 18.08.2022. Доказательств наличия уважительных причин пропуска срока обращения в суд истец не представил.
Таким образом, оснований для признания за истцом права на 224 дня дополнительного отдыха не установлено.
Довод апелляционной жалобы истца о том, что на него не возлагались обязанности по ведению табелей учета служебного времени за спорный период, является несостоятельным, противоречит указанным приказам Главного управления МЧС России по Республике Карелия и представленным табелям учета служебного времени за подписью истца. То обстоятельство, что истец являлся сотрудником, ответственным за ведение табелей учета служебного времени, установлено вступившим в законную силу решением Петрозаводского городского суда РК от 07.11.2022 по делу N 2-6744/2022 (том 8 л.д. 150 оборот).
Ссылка истца о том, что учет служебного времени в соответствии с требованиями приказа МЧС России от 24.09.2018 N 410 ответчиком не велся, а представленные в дело табели учета составлялись для выплаты денежного довольствия, выводы суда не опровергает. Истец, являясь ответственным за ведение табеля учета служебного времени сотрудником, должен был соблюдать требования приказа МЧС России от 24.09.2018 N 410, в том числе в части формы табеля, внесения в него сведений о выполнении служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в выходные и нерабочие праздничные дни, в ночное время. Ведение нескольких табелей учета служебного времени (отдельного табеля для выплаты денежного довольствия) действующими нормативными актами не предусмотрено.
В соответствии с ч. 8 ст. 91 Федерального закона от 23.05.2016 N 141-ФЗ, п. 157 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, утвержденного приказом МЧС России от 21.03.2013 N 195, при увольнении истцу была выплачена денежная компенсация за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни, ночное время, из расчета 11 дней за период службы 2021 - 2022 г.г. (том 7 л.д. 45 - 46). Отсутствие рапорта Х.А.Н. на выплату указанной компенсации не освобождало ответчика от обязанности произвести с истцом полный расчет при увольнении.
Необходимым условием для реализации сотрудником федеральной противопожарной службы права на использование дополнительных дней отдыха является его волеизъявление в форме рапорта, согласованного с руководителем. Рапорт истца от 08.11.2022 не был согласован непосредственным руководителем истца, учитывая, что истец обратился за предоставлением 109 дней отдыха. Как указал представитель ответчика в суде и следует из письма Главного управления МЧС России по Республике Карелия от 30.09.2022, истцу было разъяснена необходимость оформления рапорта о предоставлении бесспорных дней дополнительного отдыха, с таким рапортом истец к ответчику не обращался, настаивал на предоставлении именно 109 дней отдыха.
Следует отметить, что в апреле 2022 г. именно истец выразил желание прекратить службу, более полугода после издания приказа МЧС России от 04.05.2022 N об увольнении он продолжал службу, свои должностные обязанности фактически не исполнял, находился в отпусках. В этой связи оснований полагать, что выплатой денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни, ночное время, право истца на отдых было нарушено, не имеется.
Из материалов дела следует, что приказы ответчиков об увольнении истца подписаны уполномоченными должностными лицами. На дату увольнения истец являлся трудоспособным, в отпуске либо в командировке не находился. К дате увольнения истцу фактически предоставлены все положенные за период службы отпуска. В этой связи не имеется оснований для удовлетворения требований истца о признании приказа Главного управления МЧС России по Республике Карелия от 17.11.2022 N незаконным и восстановлении на службе.
Вместе с тем суд пришел к выводу о том, что права истца в полной мере будут восстановлены при удовлетворении требования об изменения даты увольнения на 06.12.2022 (21.11.2022 + 11 рабочих дней).
Ответчики решение суда в указанной части не обжалуют. Оснований для отмены решения суда в указанной части по доводам жалобы истца судебная коллегия не усматривает.
В соответствии со ст. 237 Трудового кодекса РФ суд взыскал с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в сумме 5000 руб., удовлетворив заявленное требование частично. Определяя размер компенсации морального вреда, суд учел характер спорных отношений, фактические обстоятельства дела, принципы разумности и справедливости.
Доводы истца о допущенных судом процессуальных нарушениях признаются несостоятельными. Представленные в дело доказательства исследованы и оценены судом в соответствии со ст. ст. 12, 56 и 67 ГПК РФ. Процессуальных нарушений, являющихся безусловным основанием для отмены решения, судом не допущено.
Иные доводы апелляционной жалобы истца отклоняются, так как правовых оснований к отмене решения суда не содержат, сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции, направлены на иное толкование норм права.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам жалобы истца не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 30 марта 2023 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.