Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 19.06.2023 N 88-11128/2023 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 12.01.2023 N 33-1713/2023 по делу N 2-1209/2022
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: О признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья, об обязании поставить на учет для получения выплаты.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что в период прохождения службы не был обеспечен жильем, после увольнения обратился с заявлением о постановке его и членов его семьи на учет для предоставления единовременной социальной выплаты, однако получил отказ в связи с наличием в собственности квартиры, при этом истец указывает на то, что размер жилой площади, приходящейся на каждого члена его семьи ниже установленной нормы.
Решение: Отказано.
Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 12.01.2023 N 33-1713/2023 по делу N 2-1209/2022
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: О признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья, об обязании поставить на учет для получения выплаты.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что в период прохождения службы не был обеспечен жильем, после увольнения обратился с заявлением о постановке его и членов его семьи на учет для предоставления единовременной социальной выплаты, однако получил отказ в связи с наличием в собственности квартиры, при этом истец указывает на то, что размер жилой площади, приходящейся на каждого члена его семьи ниже установленной нормы.
Решение: Отказано.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 12 января 2023 г. N 33-1713/2023
Судья: Ситникова Т.И.
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
Председательствующего Барминой Е.А.
судей Ковалевой Е.В.
Селезневой Е.Н.
при секретаре М.
рассмотрела в открытом судебном заседании 12 января 2023 г. гражданское дело N 2-1209/2022 по апелляционной жалобе К. на решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 8 июня 2022 г. по иску К. к ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу о признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья, обязании поставить на учет для получения единовременной выплаты.
Заслушав доклад судьи Барминой Е.А., выслушав объяснения истца К., представителя истца - Д., представителя ответчика - Г., судебная коллегия
установила:
К. обратился в суд с иском к ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу, в котором с учетом уточненных в порядке
ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации исковых требований просил признать за ним право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья для сотрудников Противопожарной службы, определенной Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2013 г., обязать ответчика поставить его и членов его семьи на учет для получения единовременной выплаты (субсидии) для приобретения и строительства жилого помещения.
В обоснование заявленных требований истец ссылался на то, что с 29 сентября 1994 г. он проходил службу в Федеральной противопожарной службе по Санкт-Петербургу на должности старшего прапорщика внутренней службы, старшего инструктора по вождению пожарной машины. 1 декабря 2016 г. уволен со службы по достижении предельного возраста. Выслуга лет на момент увольнения составила 24 года 3 месяца 9 дней. В период прохождения службы ему не было предоставлено какое-либо жилье, в том числе служебное, либо по договору социального найма. В 2016 году он обратился в ГУ МЧС России для постановки на учет для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, предоставив необходимые документы. Согласно протоколу Жилищной комиссии N 5/2016 от 26 августа 2016 г. в постановке его и членов его семьи на учет для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилья отказано на том основании, что ранее в собственности у него и его сына имелись по <...> доли в квартире по адресу: <адрес>. Однако, данная квартира им продана на основании договора купли-продажи от 26 ноября 2013 г. в связи с переездом в Санкт-Петербург вместе с членами семьи. После отчуждения квартиры прошло более пяти лет и на вырученные от продажи жилья денежные средства им была приобретена квартира в Санкт-Петербурге по адресу: <адрес>, где он и его супруга являются собственниками по <...> доли в праве собственности, квартира площадью 26,8 кв. м, в данной квартиры они проживают вчетвером, размер жилой площади, приходящейся на одного человека ниже, установленной в Санкт-Петербурге. Истец полагал, что с учетом выслуги лет, он имеет право на получение единовременной выплаты. В 2021 г. он повторно обратился к ответчику с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилья, однако решением территориальной комиссии от 6 сентября 2021 г. (протокол N 5 ЕСВ/2021) ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу ему вновь отказано. С учетом данных обстоятельств, полагая свои права нарушенными, К. обратился в суд с настоящим иском.
Решением Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 8 июня 2022 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе истец К. ставит вопрос об отмене решения суда ввиду его незаконности и необоснованности, принятии по делу нового решения об удовлетворении иска, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Со стороны ответчика ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу представлены возражения на апелляционную жалобу, по доводам которых ответчик просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке
ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно
п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 23 от 19 декабря 2003 г. "О судебном решении", решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (
статьи 55,
59 -
61,
67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии с положениями
ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным материалам дела, не имеется.
Как следует из материалов дела, и было установлено судом первой инстанции, К. являлся сотрудником ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу, проходил службу с 29 ноября 1994 г.
30 декабря 2016 г. К. уволен со службы на основании
п. 2 ч. 1 ст. 83 Федерального закона "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы" по достижении предельного возраста пребывания на службе в федеральной противопожарной службе.
Выслуга лет К. по состоянию на 30 декабря 2016 г. в календарном исчислении составила 24 года 03 месяца 09 дней.
В 2016 г., в период прохождения службы в федеральной государственной службе Государственной противопожарной службе К. подавал заявление и документы о рассмотрении вопроса о постановке на учет для получения единовременной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Решением комиссии Главного управления по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы из федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 26 августа 2016 г. (протокол N 5/2016) К. отказано в постановке на учет по предоставлению единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в связи с отсутствием условий, предусмотренных
п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ.
Не согласившись с решением комиссии, К. обратился с иском к ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу в Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга о признании решения единой жилищной комиссии об отказе в постановке на учет по предоставлению единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения незаконным, признании права на получение единовременной социальной выплаты.
Решением Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 30 мая 2018 г. по делу N 2-1952/2018, оставленным без изменения апелляционным
определением Санкт-Петербургского городского суда от 16 октября 2018 г., в удовлетворении исковых требований отказано.
18 августа 2021 г. К. вновь обратился в Территориальную комиссию ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу с заявлением о постановке его и членов его семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, приложив необходимые документы.
Решением территориальной комиссии Главного управления по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы из федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, от 6 сентября 2021 г. (протокол N 5ЕСВ/2021) в постановке на учет в целях предоставления единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения К. отказано ввиду отсутствия условий, предусмотренных
ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ.
Установив указанные обстоятельства, оценив представленные в материалах дела доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, соответствуют представленным сторонами доказательствам, оценка которым дана судом в соответствии с положениями
ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со
ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правосудие в Российской Федерации по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, при этом в соответствии со
ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Вопросы обеспечения жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, урегулированы Федеральным
законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с
ч. 1 ст. 4 указанного Федерального закона сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах. Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (
п. 2 ч. 3 ст. 4 указанного Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу
ч. 6 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2012 г. N 369 утверждены
Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации.
В целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со
статьями 31 и
69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись (
пункт 5 Правил).
В
пункте 5 названных правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со
статьями 31 и
69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. Данный
пункт также содержит перечень документов, представляемых в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения.
На основании заявления и документов, поименованных в указанном
пункте 5, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных
ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения (
п. 7 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
По смыслу приведенных нормативных положений, право на постановку на учет для получения единовременной социальной выплаты при установлении нуждаемости в жилом помещении по одному из условий, определенных
ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, имеется у действующих сотрудников ГУ МЧС России.
Право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты (
ч. 7 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Конституционный Суд Российской Федерации применительно к положениям
ч. 7 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ отмечал, что необходимость постановки на жилищный учет в период прохождения гражданами государственной службы в целях предоставления им дополнительных жилищных гарантий, обусловленных особенностями этой службы, соответствует правовой природе данных гарантий; решение же воспользоваться дополнительными жилищными гарантиями принимается самим государственным служащим и оформляется подачей соответствующего заявления, рапорта в целях постановки на жилищный учет в федеральном органе исполнительной власти, в котором они проходят службу (
Определение от 28 ноября 2019 г. N 3051-О).
В соответствии с
пунктом 14 Правил право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сохраняется за гражданами Российской Федерации, принятыми на учет для получения единовременной социальной выплаты в качестве сотрудников и уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию, с учетом сохранения за ними права, указанного в
пункте 19 Правил, имевшегося у них на день увольнения.
Положениями
ст. 6 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ предусмотрено, что сотрудникам и уволенным со службы в учреждениях и органах гражданам Российской Федерации, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 г. федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят (проходили) службу сотрудники, и совместно проживающим с ними членам их семей указанным федеральным органом исполнительной власти предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность.
Из анализа вышеприведенных нормативных положений следует, что право на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения имеют:
- действующие сотрудники, продолжительность службы которых составляет не менее 10 лет и нуждающиеся в улучшении жилищных условий по основаниям, перечисленным в
ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ;
- граждане, уволенные со службы в учреждениях и органах, продолжительность службы которых в таком учреждении составляет не менее 10 лет, но либо принятые в период прохождения службы на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, либо принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 г. в системе МЧС России.
Вместе с тем, как усматривается из материалов дела и не отрицалось истцом в судебном заседании апелляционной инстанции 12 января 2023 г., до 1 марта 2005 г. он не был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях. Кроме того, в период службы и на момент увольнения истец не был поставлен на соответствующий учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, обратился с заявлением о постановке на учет только в 2021 г., то есть спустя 5 лет после увольнения со службы, в связи с чем, вопреки доводам апелляционной жалобы, оснований для удовлетворения заявленных К. исковых требований у суда первой инстанции не имелось.
Возможность принятия на учет в целях получения единовременной социальной выплаты в силу требований
п. 4 Правил, а также
ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ предусмотрена только в отношении действующих сотрудников, то есть, лиц, проходящих службу до их увольнения, а право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения возникает лишь при наличии обязательных условий указанных
ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, тогда как в отношении истца такие условия не соблюдаются.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в 2016 г. истцу было отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения по иным основаниям, признаются судебной коллегией несостоятельными, поскольку правовое значение для рассмотрения заявленных требований имеет сам факт постановки на соответствующий учет в период прохождении службы.
Выраженные представителем истца в судебном заседании апелляционной инстанции доводы о том, что фактически увольнение истца в 2016 г. состоялось по инициативе работодателя, опровергаются материалами дела, поскольку из представленной копии послужного списка следует, что К. был уволен со службы на основании
п. 2 ч. 1 ст. 83 Федерального закона "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы" по достижении предельного возраста пребывания на службе в федеральной противопожарной службе. Как пояснил истец в судебном заседании апелляционной инстанции свое увольнение, в том числе в части его формулировки, он не обжаловал.
С учетом изложенного, судебная коллегия находит, что суд первой инстанции, разрешив спор, правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, не допустил недоказанности установленных юридически значимых обстоятельств и несоответствия выводов, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, правомерно учел положения подлежащих применению норм закона, и принял решение в пределах заявленных исковых требований.
По сути, все доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, повторяют позицию истца, изложенную при рассмотрении дела судом первой инстанции, основаны на неверном толковании положений законодательства, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали бы изложенные выводы, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены решения суда.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судебной коллегией не установлено.
При таком положении судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции является законным, обоснованным, оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, предусмотренных
ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь
ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 8 июня 2022 г., - оставить без изменения, апелляционную жалобу К., - без удовлетворения.