Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 16.10.2018 N 33-17706/2018 по делу N 2-1952/2018
Требование: Об оспаривании решения об отказе в постановке на учет по предоставлению единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, признании права на получение выплаты.
Обстоятельства: Сотрудник государственной противопожарной службы, имеющий стаж службы более 10 лет, обратился с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, в удовлетворении которого отказано, поскольку члены его семьи намеренно ухудшили жилищные условия в результате продажи долей жилого помещения.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 16.10.2018 N 33-17706/2018 по делу N 2-1952/2018
Требование: Об оспаривании решения об отказе в постановке на учет по предоставлению единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, признании права на получение выплаты.
Обстоятельства: Сотрудник государственной противопожарной службы, имеющий стаж службы более 10 лет, обратился с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, в удовлетворении которого отказано, поскольку члены его семьи намеренно ухудшили жилищные условия в результате продажи долей жилого помещения.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 октября 2018 г. N 33-17706/2018
Судья: Плиско Э.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего Венедиктовой Е.А.
судей Барминой Е.А.
Ягубкиной О.В.
при секретаре А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 16 октября 2018 года апелляционную жалобу К.В. на решение Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 30 мая 2018 года по гражданскому делу N 2-1952/2018 по иску К.В. к ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу о признании решения единой жилищной комиссии об отказе в принятии на учет по предоставлению единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения незаконным, признании права на получение единовременной социальной выплаты.
Заслушав доклад судьи Венедиктовой Е.А., объяснения представителя ответчика М., судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
установила:
К.В. обратился в суд с иском к ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу, в котором просил признать решение единой жилищной комиссии об отказе в постановке на учет по предоставлению единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения незаконным, признать за ним право на получение указанной выплаты. В обоснование исковых требований истец указывал, что он являлся сотрудником Государственной противопожарной службы МЧС России с 29.11.1994, стаж службы составляет более 10 лет, в связи с чем обратился 16.02.2016 с заявлением о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, представив все необходимые документы. Решением единой жилищной комиссии Главного управления по учету сотрудников ФПС ГПС, военнослужащих, федеральных государственных гражданских служащих, нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении им жилых помещений, по рассмотрению вопросов постановки сотрудников ФПС ГПС на учет для получения единовременной социальной выплаты от 26.08.2016 отказано в постановке на учет, ввиду отсутствия условий, предусмотренных
п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона N 283. По мнению истца, ответчиком неправомерно учтена жилая площадь принадлежавшего ранее членам его семьи жилого помещения, к моменту подачи заявления истцу принадлежала квартира площадью 26,8 кв. м, что составляет менее установленной нормы 15 кв. м и свидетельствует о наличии всех оснований к постановке на учет.
Решением Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 30.05.2018 отказано в удовлетворении исковых требований.
Не согласившись с постановленным судебным актом, истец подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда и удовлетворить заявленные исковые требования.
Истец в заседание судебной коллегии не явился, о рассмотрении дела судом апелляционной инстанции извещен по правилам
ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту также - ГПК РФ), причин неявки судебной коллегии не сообщил, доказательств их уважительности не представил. Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело по апелляционной жалобе в отсутствие неявившегося истца в порядке
ст. 167 ГПК РФ.
Судебная коллегия, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя ответчика, не находит правовых оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права.
Как установлено судом первой инстанции, подтверждено материалами дела, К.В. является сотрудником ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу, проходил службу с 29.11.1994. По состоянию на дату подачи заявления - 16.02.2016 выслуга лет составляла более 23 лет. В состав семьи истца входят жена К.Л., сын К.Г. и сын К.Е.
С 14.11.2014 К.В. зарегистрирован постоянно по адресу: <адрес>, в квартире общей площадью 26,8 кв. м, принадлежащей ему и жене К.Л. на праве собственности - по 1/2 доли каждому. Члены семьи истца зарегистрированы по тому же адресу.
Ранее истец был зарегистрирован по адресу: <адрес>, принадлежащей его матери К.Н., в указанном жилом помещении также зарегистрирована сестра истца - С.
Жена истца К.Л. и сын К.Г. на основании договора о передаче квартиры в собственность граждан являлись собственниками жилого помещения по адресу: <адрес> с 05.08.2013, по 1/3 доле каждый, площадь жилого помещения - 58,4 кв. м; 02.12.2013 зарегистрировано прекращение права собственности. Указанное жилое помещение принадлежало на праве собственности по 1/3 доле жене истца К.Л., сыну истца К.Г., отцу жены Л.; в указанном жилом помещении на момент продажи были зарегистрированы: отец жены истца Л., жена истца К.Л., сын истца К.Е., сын истца К.Г.
16.02.2016 истцом в комиссию ГУ по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам и членам их семей единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения подано заявление о постановке его (истца) и его супруги на учет для получения указанной выплаты.
Согласно данному заявлению, в графах сведения об участии в приватизации жилых помещений им и членами семьи, о ранее занимаемых жилых помещениях, о владении ранее жилыми помещениями на праве собственности, истцом не заполнены; в приложение к заявлению данных об участии членов его семьи в приватизации и наличии прав собственности с последующим отчуждением, выписки о регистрации за последние 5 лет истец не представил.
Решением комиссии от 26.08.2016 истцу в постановке на учет отказано, ввиду отсутствия оснований предусмотренных
ст. 4 ч. 3 Федерального закона N 283-ФЗ. Выводы комиссии мотивированы тем, что члены семьи истца обладали правом собственности на жилое помещение в Кемеровской области по 1/3 доли в праве двум членам семьи (19,47 кв. м каждому), произвели отчуждение данного жилого помещения, в связи с чем комиссия учитывала площадь жилого помещения имеющегося в собственности и имевшегося ранее, что в общей сумме составило более 15 кв. м на человека ((26,8 + 19,47 + 19,47) / 4).
14.12.2016 К.В. подал рапорт о повторном рассмотрении заявления о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты.
03.02.2017 комиссией принято решение об отказе в постановке на учет по тем же основаниям.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, районный суд обоснованно руководствуясь
ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации",
п. 12 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации 24.04.2013 N 369, исходил из того, что решение комиссии ГУ МЧС об отказе К.В. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты является обоснованным и соответствующим положениям нормативных актов, регламентирующих спорные отношения, поскольку членами семьи истца было произведено отчуждение долей в праве собственности в 2013, что в результате приобретения квартиры меньшей площади привело к ухудшению жилищных условий, в течение 5 лет К.В. не подлежит постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты; при рассмотрении заявления К.В. ответчиком правомерно приняты в расчет площади обоих помещений, как принадлежавших в 2013 году на праве собственности членам семьи истца, так и принадлежащего к моменту подачи заявления истцу и его жене, что в общей сумме составляло более 15 кв. м на человека, и свидетельствовало об отсутствии условий для постановки на учет; при этом каких-либо достоверных данных о вынужденности членов семьи истца произвести отчуждение принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, не представлено. С учетом данных обстоятельств, суд считает, что приобретение права собственности на имеющуюся квартиру без отчуждения прав собственности, имевшихся у членов семьи К.В. ранее влекло безусловное улучшение жилищных условий, исключающее постановку на учет, в то время как отчуждение жилого помещения с приобретением помещения меньшей площади, привело к ухудшению жилищных условий истца и членов его семьи.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, которые постановлены при верном определении юридически значимых обстоятельств, согласуются с нормами права, регулирующими спорные правоотношения, ссылки на которые имеются в обжалуемом решении, и по существу в апелляционной жалобе не опровергнуты, поскольку доводы апелляционной жалобы повторяют позицию истца, изложенную в суде первой инстанции, которым судом дана надлежащая оценка, оснований для несогласия с которой у судебной коллегии не имеется.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, регулируются Федеральным
законом от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30.12.2012 N 283-ФЗ)
(ч. 1 ст. 1).
В соответствии с
ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Право сотрудника учреждений и органов уголовно-исполнительной системы на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в
ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (
п. п. 1,
2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ).
Согласно
п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя.
Ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные: 1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника); 2) с обменом жилыми помещениями; 3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения; 4) с выделением доли собственниками жилых помещений; 5) с отчуждением жилых помещений или их частей (
ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ).
По смыслу приведенной нормы, перечень намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий сотрудника, не является исчерпывающим.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу
ч. 6 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 N 369 утверждены
Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (название - в редакции от 06.03.2015, действующей на момент рассмотрения комиссией от 16.02.2016 заявления истца о принятии его с членами семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты).
П. 5 данных правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со
ст. ст. 31,
69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
К заявлению прилагаются документы, перечисленные в
п. 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, в том числе копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации); выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях, если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения (
п. п. "б" и
"з" п. 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
Копии документов, указанные в
п. 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, должны быть заверены в установленном порядке или представлены с предъявлением оригиналов документов (
п. 6 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
При наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на 1 члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со
ст. ст. 31,
69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником (
п. 11 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
Согласно положениям
п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ в системной взаимосвязи с
п. 11 Правил при определении уровня обеспеченности жилой площадью сотрудника в целях предоставления единовременной социальной выплаты учету подлежит общая площадь жилого помещения, занимаемая сотрудником и членами его семьи по договору социального найма или в силу правоотношений собственности, вне зависимости от того, кто является нанимателем или собственником жилого помещения.
В случае если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в
ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий (
п. 12 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
Из приведенных нормативных положений следует, что комиссия принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты при установлении его нуждаемости в жилом помещении по одному из условий, определенных
ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет при отсутствии соответствующих условий. Наличие таких условий для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты определяется комиссией на основании приложенных к заявлению сотрудника документов, перечисленных в
п. 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты.
Действующим правовым регулированием определен перечень необходимых документов для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты и требования к оформлению этих документов. При этом органам не предоставлено право запрашивать, а сотрудникам - право представлять документы для постановки на такой учет по своему усмотрению взамен тех документов, которые предусмотрены
Правилами предоставления единовременной социальной выплаты. Несоблюдение сотрудником установленных
Правилами предоставления единовременной социальной выплаты требований при обращении в соответствующий орган для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты как обстоятельство, препятствующее определению его нуждаемости в жилом помещении, дает комиссии право отказать сотруднику в постановке на такой учет.
Помимо нуждаемости в жилом помещении обязательным условием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения является несовершение им или членами его семьи намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к созданию нуждаемости сотрудника в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Если такие действия сотрудником или членами его семьи были совершены, то он может быть принят на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения таких действий.
Аналогичные положения содержатся в
ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Истец в апелляционной жалобе ссылается на то, что члены его семьи действий, повлекших ухудшение жилищных условий, не производили, поскольку на момент продажи долей в жилом помещении в Кемерово, истец с семьей являлись нуждающимся в улучшении жилищных условий, так как были обеспечены менее нормы, а продажа помещения была вызвана необходимостью приобретения жилого помещения в Санкт-Петербурге в связи с переездом к месту работы.
Судебная коллегия полагает указанные доводы апелляционной жалобы несостоятельными.
С 14.11.2014 К.В. зарегистрирован постоянно по адресу: <адрес>, в квартире общей площадью 26,8 кв. м, принадлежащей ему и жене К.Л. на праве собственности - по 1/2 доли каждому. Члены семьи истца зарегистрированы по тому же адресу.
Ранее истец был зарегистрирован по адресу: <адрес>, общей площадью 44,7 кв. м, принадлежащей его матери К.Н., в указанном жилом помещении также зарегистрирована сестра истца - С.
Жена истца К.Л. и сын К.Г. на основании договора о передаче квартиры в собственность граждан являлись собственниками жилого помещения по адресу: <адрес> с 05.08.2013, по 1/3 доли каждый, общая площадь помещения - 58,4 кв. м; 02.12.2013 зарегистрировано прекращение права собственности. Указанное жилое помещение принадлежало на праве собственности по 1/3 доле жене истца К.Л., сыну истца К.Г., отцу жены Л.; в указанном жилом помещении на момент продажи были зарегистрированы: отец жены истца Л., жена истца К.Л., сын истца К.Е., сын истца К.Г.
Жилищная обеспеченность истца и членов его семьи на момент отчуждения долей жилого помещения и отказа от права пользования составляет: ((44,7 : 3) + (58,4 : 3 х 2) + (58,4 : 4)) : 4 = 17,1 кв. м, что более 15 кв. м нормы постановки на учет.
Соответственно, действия истца по снятию с регистрационного учета по месту жительства в жилом помещении, в котором он как член семьи собственника был обеспечен общей площадью жилого помещения более 15 кв. м, а также его добровольный отказ и членов его семьи от права собственности на доли жилого помещения, где они были обеспечены жилой площадью более нормы, приобретение помещения меньшей площади, могут свидетельствовать об ухудшении жилищных условий, о намеренном создании ситуации нуждаемости в жилье. Такие действия в силу положений
ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ дают право комиссии отказать сотруднику в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения ранее чем через пять лет со дня совершения намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий.
Доводам апелляционной жалобы о том, что квартира была продана в связи с переездом семьи, судом первой инстанции дана надлежащая оценка, они не были приняты во внимание в качестве оснований к удовлетворению требований, поскольку доказательств вынужденности переезда и отчуждения жилого помещения, приобретения жилья в Санкт-Петербурге меньшей площади, невозможности без отчуждения прав собственности получить в пользование в Санкт-Петербурге служебное помещение, не приведено.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции и считает, что при разрешении возникшего спора суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил решение, основанное на оценке собранных по делу доказательств и отвечающее требованиям вышеуказанных норм материального права.
Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене или изменению решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.
Правовых оснований, влекущих в пределах действия
ст. 330 ГПК РФ отмену постановленного по делу решения, судебной коллегией при рассмотрении жалобы не установлено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь
статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 30 мая 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.