Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 22.02.2022 N 88а-4049/2022 данное определение отменено, дело направлено на новое рассмотрение.
Название документа
Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 18.08.2021 N 33а-15427/2021 по делу N 2а-3397/2021
Категория: Споры с МЧС России.
Требования заявителя: О признании недействительным предписания надзорного органа об устранении нарушений.
Обстоятельства: Административный истец полагает предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности незаконным, так как многоквартирный жилой дом построен по проекту, который не предусматривал размещение и функционирование автоматической системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, отсутствие такой системы в доме необоснованно расценено как правонарушение.
Решение: Отказано.
Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 18.08.2021 N 33а-15427/2021 по делу N 2а-3397/2021
Категория: Споры с МЧС России.
Требования заявителя: О признании недействительным предписания надзорного органа об устранении нарушений.
Обстоятельства: Административный истец полагает предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности незаконным, так как многоквартирный жилой дом построен по проекту, который не предусматривал размещение и функционирование автоматической системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, отсутствие такой системы в доме необоснованно расценено как правонарушение.
Решение: Отказано.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 августа 2021 г. N 33а-15427/2021
Судья: Степанова М.М.
Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего Чуфистова И.В.
судей Поповой Е.И., Ивановой Ю.В.
при секретаре В.А.А.
рассмотрела в судебном заседании административное дело N 2а-3397/2021 по апелляционной жалобе председателя правления жилищно-строительного кооператива-504 Л.В.Н. на решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 29 марта 2021 года по административному иску председателя правления жилищно-строительного кооператива-504 Л.В.Н. к Отделу надзорной деятельности и профилактической работы Управления по Калининскому району ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу об оспаривании предписания.
Заслушав доклад судьи Чуфистова И.В., выслушав объяснения административного истца председателя правления жилищно-строительного кооператива-504 Л.В.Н., его представителя - М.Е.Ю. (по доверенности), возражения представителя административного ответчика Отдела надзорной деятельности и профилактической работы Управления по Калининскому району ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу - К.С.А. (по доверенности), судебная коллегия
установила:
председатель правления жилищно-строительного кооператива-504 (далее - ЖСК - 504) Л.В.Н. обратился в Калининский районный суд Санкт-Петербурга с административным иском, в котором просил признать незаконным предписание N..., выданное <дата> Отделом надзорной деятельности и профилактической работы Калининского района Управления по Калининскому району ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу об устранении нарушений требований пожарной безопасности в многоквартирном доме.
В обоснование исковых требований административный истец указывает, что <дата> с 11 часов 00 минут по 12 часов 00 минут инспектором отделения надзорной деятельности ОНДПР Калининского района управления по Калининскому району ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу Ч.М.С. проведена внеплановая проверка многоквартирного жилого дома <адрес>, на предмет пожарной безопасности данного объекта, по результатам которой (проверки) управляющей домом организации - Жилищно-строительному кооперативу - 504, в котором Л.В.А. является председателем Правления выдано предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности.
Председатель Правления ЖСК-504 Л.В.А. полагает указанное предписание незаконным, поскольку многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> построен в 1971 году по проекту 1966 года, который не предусматривал размещение и функционирование автоматической системы оповещения о пожаре и пожаротушения, постольку отсутствие такой системы в доме неправильно расценено надзорным органом как правонарушение, требующее своего устранения.
По мнению председателя Правления ЖСК-504, так как в соответствии с
пунктом 1 статьи 42 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент безопасности зданий и сооружений" требования к зданиям введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта здания или сооружения, требование надзорного органа устранить выявленные недостатки в срок до 05 июля 2021 года следует признать незаконным.
Кроме того, как полагает истец, предписание не соответствует закону также и в части возложения на ЖСК-504 и на него, как председателя Правления кооператива, обязанности привести в соответствии с требованиями противопожарной безопасности автоматическую систему вытяжной противодымной вентиляции, а также сеть внутреннего противопожарного водопровода, поскольку кооператив не владеет на праве собственности указанными инженерными системами и не принимало обязательств по их обслуживанию.
По утверждению председателя Правления Л.В.Н., ЖСК-504 не обладает полномочиями по проведению капитального ремонта здания, в связи с чем, к нему не могут применяться нормы принуждения в виде возложения надзорным органом обязанности выполнить какие-либо работы, связанные с выполнением требований технического
регламента о требованиях пожарной безопасности, а решение о реконструкции, ремонте или сносе дома должны принять компетентные органы исполнительной власти или собственники помещений многоквартирного дома.
Решением Калининского районного суда Санкт-Петербурга, принятым 29 марта 2021 года, в удовлетворении административного иска председателю Правления жилищно-строительного кооператива-504 Л.В.Н. отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав объяснения сторон, оценив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
При рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства.
ЖСК-504 образован на основании распоряжения Исполкома Ленинградского городского совета народных депутатов от <дата> N... (л.д. 36 оборот) и действует на основании Устава (л.д. 36-45); юридический адрес ЖСК-504 - <адрес>; председателем Правления ЖСК-504, в соответствии с решением отчетно-выборного собрания членов ЖСК от <дата> является Л.В.Н. (л.д. 50-51).
На основании распоряжения начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы Калининского района УНДПР ГУ МЧС России по г. Санкт-Петербургу от <дата> N..., <дата> и <дата> проведена внеплановая выездная проверка объекта защиты: <адрес> целью которой являлся контроль устранения нарушений требований пожарной безопасности, указанных в ранее выданном предписании N... от <дата> (л.д. 75-104).
В ходе проведения проверки инспектором названного отдела надзорной деятельности и профилактической работы Ч.М.С. установлен факт невыполнения в указанные сроки пунктов 1, 2, 3, 4 предписания N... от <дата>, а именно:
- автоматическая система вытяжной противодымной вентиляции многоквартирного дома высотой более 28 м находится в неработоспособном состоянии, что является нарушением
п. 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 (пункт 3 предписания);
- в многоквартирном жилом доме не обеспечена исправность, своевременное обслуживание и ремонт сетей внутреннего противопожарного водопровода с составлением соответствующих актов, что является нарушением
пункта 1 части 2 статьи 1,
пункта 2 части 1 статьи 6,
статьи 62 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности";
п. 4.1.1,
п. 4.2.1,
таблица 1,
таблица 3 СП 10.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности";
п. 55 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 (пункт 4 предписания) (л.д. 26-27).
Выявленные нарушения требований пожарной безопасности, в соответствии с
пунктом 80 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утвержденного Приказом МЧС России от 30.11.2016 N 644 (далее - Административный регламент), инспектором Ч.М.С. отражены в Акте проверки.
На основании Акта проверки жилищно-строительному кооперативу-504 в соответствии с
пунктом 90 Административного регламента, выдано Предписание от <дата> N... об устранении нарушений требований пожарной безопасности. Предписание для исполнения получено председателем Правления ЖСК-504 Л.В.Н.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд пришел к выводу о законности оспариваемого предписания, поскольку оно выдано уполномоченным в данной сфере правоотношений органом, внесено уполномоченному на устранение выявленных нарушений закона лицу; само наличие выявленных нарушений требований противопожарной безопасности подтверждается материалами дела и не оспаривается лицом, получившим предписание; эксплуатация здания с нарушением требований противопожарной безопасности создает риски для проживающих в них граждан.
Данные выводы суда первой инстанции следует признать правильными.
Отношения в области обеспечения пожарной безопасности регулируются Федеральным
законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон о пожарной безопасности) и иными нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, в том числе правилами и нормами пожарной безопасности, строительными нормами и правилами.
Под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение специальных условий социального и (или) технического характера, установленных в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом (
статья 1 Закона о пожарной безопасности).
Согласно
части 2 статьи 37 Закона о пожарной безопасности, организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом (
статья 38 Закона о пожарной безопасности).
В силу
части 2.2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах. Указанные товарищество или кооператив могут оказывать услуги и (или) выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме своими силами или привлекать на основании договоров лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности.
В
пункте 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), установлено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии обеспечивающим, в том числе безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.
В соответствии с
подпунктом "е" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя соблюдение мер пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности.
Нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности (
статья 20 Закона о пожарной безопасности).
В соответствии с
частями 2,
3 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Технический регламент о требованиях пожарной безопасности) к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным
законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований.
Пунктом 2 части 1 статьи 6 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности предусмотрено, что пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении в полном объеме требований пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным
законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
ЖСК осуществляет управление многоквартирным домом, в связи с чем, кооператив, как управляющая домом организация, является ответственным лицом за содержание общего имущества многоквартирного дома, в том числе и за соблюдение требований пожарной безопасности.
С учетом приведенных выше норм права, судом первой инстанции обоснованно отклонен довод административного истца о том, что в связи с выплатой паевых взносов ЖСК не несет обязанности по проведению работ, указанных в оспариваемом предписании.
Согласно
пункту 1 части 1 статьи 1 Закона о пожарной безопасности, пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.
Пунктом 1 части 1 статьи 34 Закона о пожарной безопасности, установлено, что граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.
В соответствии с положениями Федерального
закона Российской Федерации от 27.12.2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", в целях обеспечения соблюдения требований Технического
регламента о требованиях пожарной безопасности" приняты своды правил
СП 5.13130.2009 "Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования" (далее - Свод правил 5) и
СП 3.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности" (далее - Свод правил 3).
При этом область применения обязательных требований Технического
регламента о требованиях пожарной безопасности, в том числе и условия обеспечения пожарной безопасности, установленного
пунктом 2 части 1 статьи 6 Технического регламента, предусматривающего выполнение нормативных документов по пожарной безопасности, определена
частью 2 статьи 1 названного Федерального закона.
В силу
пункта 1 части 2 статьи 1 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности, все его положения обязательны для исполнения, в том числе при эксплуатации объектов защиты.
Положениями
пункта 6.2 таблицы А.1 и
А.4 приложения А к Своду правил 5 предусматривается оборудование жилых зданий высотой более 28 м автоматическими установками пожарной сигнализации (далее - АУПС). Аналогичные требования установлены в
пунктах 6.2 Таблицы 1 и
пункта 4 Приказа МЧС России от 18.06.2003 N 315 "Об утверждении норм пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03)" (далее - НПБ 110-03).
НПБ 110-03 являются действующим нормативным документом по пожарной безопасности и устанавливают основные требования пожарной безопасности, регламентирующие защиту зданий автоматическими установками пожарной сигнализации на всех этапах их создания и эксплуатации.
Положения
пункта 5 Таблицы 2 Свода правил 3 предусматривают оборудование жилых зданий системами оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (далее - СОУЭ). Аналогичные требования установлены
пунктом 19 таблицы 2 НПБ 104-03 "Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях", утвержденными до вступления в силу Технического
регламента приказом МЧС России N 323 от 20.06.2003, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 июня 2003 года, регистрационный N 4837 далее - НПБ 104-03).
НПБ 104-03, является действующим нормативным документом по пожарной безопасности и определяет перечень зданий, подлежащих оснащению СОУЭ.
Таким образом, указанные требования пожарной безопасности о необходимости оборудования автоматическими установками пожарной сигнализации, системами оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре и восстановления работоспособности систем вытяжной противодымной вентиляции и внутреннего противопожарного водопровода в многоквартирном жилом доме вменяются к выполнению по результатам проверок, проведенных органами пожарного надзора.
Довод жалобы административного истца о том, что положения Технического
регламента о требованиях пожарной безопасности, не могут быть применимы в отношении многоквартирного дома <адрес> поскольку данный объект построен в 1971 году по проекту 1966 года, не предусматривающего монтаж автоматических систем пожаротушения и оповещения людей, несостоятелен и не может служить основанием признания оспариваемого предписания незаконным.
Действительно, согласно
пункту 4 статьи 4 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности, в случае, если положениями данного Федерального
закона (за исключением положений
статьи 64,
части 1 статьи 82,
части 7 статьи 83,
части 12 статьи 84,
частей 1.1 и
1.2 статьи 97) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений Технического
регламента о требованиях пожарной безопасности, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений указанного Федерального
закона, применяются ранее действовавшие требования.
Тем не менее,
пункт 1 части 2 статьи 1 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности, устанавливает, что его положения обязательны для исполнения при не только при проектировании, строительстве и капитальном ремонте или реконструкции объекта защиты, но и при его техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании и эксплуатации.
В соответствии с
пунктом 15 статьи 2 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности под объектом защиты понимается в том числе имущество граждан или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество (включая объекты, расположенные на территориях поселений, а также здания, сооружения, строения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество), к которой установлены или должны быть установлены требования пожарной безопасности для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре.
В силу
пункта 4 статьи 4 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения названного Технического
регламента не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствии с требованиями настоящего Федерального
закона.
Принимая во внимание, что эксплуатация объекта защиты - многоквартирного дома в отсутствие АПС и СОУЭ приводит к недопустимому риску для безопасности жизни или здоровья людей, проживающих в доме, а выявленные органом пожарного надзора нарушения непосредственным образом касаются обеспечения жизни и безопасности людей, следует признать правильным утверждение представителя ОНДПР Калининского района Управления по Калининскому району ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу, что эксплуатация многоквартирного дома с нарушением указанных требований пожарной безопасности ведет к недопустимому риску для их жизни или здоровья при возникновении пожара.
Установка автоматической пожарной сигнализации (АПС) и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (СОУЭ) не связана с проведением реконструкции здания многоквартирного жилого дома (так как это понятие раскрыто в
пункте 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации), не приводит к вмешательству в объемно-планировочные решения здания и не требует изменения конструктивных характеристик здания.
Устранение указанных в предписании нарушений и выполнение соответствующих требований пожарной безопасности обусловлено уровнем современных рисков возникновения и распространения пожара, в связи с чем здания подлежат приведению в соответствии с современными требованиями пожарной безопасности.
Доводы апелляционной жалобы о том, что у ЖСК-504 отсутствует возможность исполнить обжалуемое предписание, поскольку денежные средства на капитальный ремонт здания перечисляются в некоммерческую организацию "Фонд - региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах", но не на специальный счет ЖСК открытый в кредитном учреждении для капитализации таких взносов, не могут быть приняты во внимание, поскольку, жилищно-строительный кооператив в целях исполнения выданного предписания вправе осуществить действия, предусмотренные жилищным законодательством (
часть 2 статьи 44,
части 2,
3 статьи 110,
часть 4.2 статьи 170 Жилищного кодекса РФ), для решения на общем собрании собственников жилых и нежилых помещений многоквартирного дома вопросов о производстве необходимых работ, а также осуществления иных действий по договору со специализированными подрядными организациями.
То обстоятельство, что
пунктом 3 Приложения 8 к Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденным Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170, предусмотрена возможность устройства систем противопожарной автоматики и дымоудаления при производстве капитального ремонта многоквартирного дома, не указывает на незаконность выданного кооперативу предписания, поскольку при рассмотрении вопроса о необходимости восстановления работоспособности системы дымоудаления, а также монтажа систем автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должностные лица Отдела надзорной деятельности и профилактической работы Управления по Калининскому району ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу не обязаны рассматривать вопрос источника финансирования таких работ и учитывать процедуру принятия решения о проведении работ по капитальному ремонту хозяйствующим субъектом.
В силу
части 4.2 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации, решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете может быть определен размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт в размере большем, чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. В этом случае перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемый решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, может быть дополнен услугами и (или) работами, не предусмотренными региональной программой капитального ремонта, а сроки проведения капитального ремонта могут быть установлены более ранние, чем это предусмотрено региональной программой капитального ремонта.
На данное обстоятельство председателю ЖСК-504 Л.В.Н. ранее (<дата>) уже указывалось прокуратурой Санкт-Петербурга, в ответ на его жалобу по поводу необоснованности привлечения к административной ответственности и нарушении законодательства определяющего порядок проведения капитального ремонта и законодательства о противопожарной безопасности, направленную в Генеральную прокуратуру Российской Федерации (л.д. 30-31).
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда, их переоценке, не содержат оснований для отмены решения суда, предусмотренных
статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь
пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 29 марта 2021 года по административному делу N 2а-3397/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу председателя Правления жилищно-строительного кооператива - 504 Л.В.Н. - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть
обжаловано в кассационном порядке в Третий кассационный суд общей юрисдикции, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.