Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 18.12.2023 N 88-25559/2023 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 05.07.2023 N 33-17024/2023 по делу N 2-169/2023
Категория: 1) Социальная поддержка в получении жилья; 2) Споры с МЧС России.
Требования заявителя: 1) Об отмене решения об отказе в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении специализированного жилищного фонда; 2) Об отмене решения об отказе в признании права на получение денежной компенсации за наем жилого помещения.
Обстоятельства: Истец, проходящий службу в ГУ МЧС России, подал рапорт о выплате денежной компенсации за наем жилого помещения. Заседанием жилищной комиссии принято решение об отказе в постановке истца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении специализированного жилищного фонда и признании права на получение денежной компенсации за наем.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.

Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 05.07.2023 N 33-17024/2023 по делу N 2-169/2023
Категория: 1) Социальная поддержка в получении жилья; 2) Споры с МЧС России.
Требования заявителя: 1) Об отмене решения об отказе в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении специализированного жилищного фонда; 2) Об отмене решения об отказе в признании права на получение денежной компенсации за наем жилого помещения.
Обстоятельства: Истец, проходящий службу в ГУ МЧС России, подал рапорт о выплате денежной компенсации за наем жилого помещения. Заседанием жилищной комиссии принято решение об отказе в постановке истца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении специализированного жилищного фонда и признании права на получение денежной компенсации за наем.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.


Содержание


САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 5 июля 2023 г. N 33-17024/2023
Судья: Жужгова Е.С.
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего Малининой Н.Г.
судей Ничковой С.С., Шиловской Н.Ю.,
при секретаре З.
рассмотрела в открытом судебном заседании 05 июля 2023 года гражданское дело N 2-169/2023 по апелляционной жалобе Б. на решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 12 января 2023 года по иску Б. к Главному управлению МЧС России по Санкт-Петербургу о признании решения незаконным, обязании поставить на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Заслушав доклад судьи Малининой Н.Г., выслушав объяснения представителя Б. - К.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу - К.И., выразившей согласие с решением суда первой инстанции, судебная коллегия
установила:
Б. обратился в суд с иском к Главному управлению МЧС России по Санкт-Петербургу об обязании поставить на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении специализированного жилищного фонда МЧС России в г. Санкт-Петербурге, обязании признать право на получение денежной компенсации за наем жилого помещения, указывая, что с 22 июля 2018 года проходит службу в специализированной пожарно-спасательной части федеральной противопожарной службе по г. Санкт-Петербургу ГУ МЧС России. 19 апреля 2021 года истец подал рапорт о выплате денежной компенсации за наем жилого помещения. 08 июля 2021 года заседанием жилищной комиссии ГУ МЧС России по г. Санкт-Петербургу принято решение об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении специализированного жилищного фонда МЧС России в г. Санкт-Петербурге, а также об отказе в признании права на получение денежной компенсации за наем жилого помещения. Истец полагает, что принятое решение жилищной комиссии незаконно и нарушает его права.
Решением Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 12 января 2023 года в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе Б. просит решение суда отменить, удовлетворить исковые требования; ссылается на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
В суд апелляционной инстанции не явился Б., о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении в адрес коллегии не направлял, реализовал свое право на участие в деле посредством своего представителя К.А. Руководствуясь ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие не явившегося истца.
Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения сторон, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 4 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Постановленное решение суда в полной мере отвечает указанным выше требованиям закона.
В силу части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к специализированным жилым помещениям относятся, в том числе, служебные жилые помещения.
Согласно ч. 1 ст. 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.
Согласно п. 3 Правил предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2013 года N 217, специализированное жилое помещение предоставляется сотруднику для временного проживания с даты заключения служебного контракта на период его действия в целях создания необходимых жилищно-бытовых условий при исполнении им служебных обязанностей по месту службы.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 ФЗ от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотруднику, не имеющему жилого помещения по месту службы, ежемесячно выплачивается денежная компенсация за наем (поднаем) жилого помещения в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации, или указанному сотруднику и совместно проживающим с ним членам его семьи предоставляется с учетом положения части 4 настоящей статьи жилое помещение специализированного жилищного фонда.
В силу ч. 2 ст. 8 вышеназванного Федерального закона N 283-ФЗ не имеющим жилого помещения по месту службы признается сотрудник:
1) не являющийся нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения;
2) являющийся нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, но не имеющий возможности ежедневно возвращаться в указанное жилое помещение в связи с удаленностью места его нахождения от места службы.
Постановлением Правительства РФ от 09.09.2016 N 894 установлены Правила выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и таможенных органов Российской Федерации.
Согласно п. 2 Правил денежная компенсация выплачивается сотруднику, не имеющему жилого помещения по месту службы, если ему не было предоставлено жилое помещение специализированного жилищного фонда, формируемого соответственно Федеральной службой исполнения наказаний, Федеральной службой судебных приставов, Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Федеральной таможенной службой.
Для получения денежной компенсации сотрудник подает на имя руководителя органа (учреждения), в котором он проходит службу, рапорт с приложением следующих документов: копия договора найма (поднайма) жилого помещения, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации; копии документов, удостоверяющих личность сотрудника и членов его семьи; документы, подтверждающие наличие либо отсутствие в собственности сотрудника и членов его семьи жилых помещений в субъекте Российской Федерации, в котором он проходит службу.
Пунктом 3 указанного Постановления Правительства Российской Федерации установлено, что денежная компенсация сотрудникам, замещающим должности рядового состава, не имеющим жилого помещения по месту службы, в случае отсутствия жилых помещений специализированного жилищного фонда у федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, а также членам семей погибших (умерших) сотрудников, указанных в настоящем пункте, выплачивается в размере, не превышающем в Москве и Санкт-Петербурге - 15 000 руб.
Судом первой инстанции установлено, что с 22 июля 2018 года по настоящее время лейтенант внутренней службы Б. проходит службу в специализированной пожарно-спасательной части федеральной противопожарной службы по городу Санкт-Петербургу ГУ МЧС РФ по г. Санкт-Петербургу, расположенной по адресу: <адрес> на основании контракта о прохождении службы от 22.07.2018 в должности инженер группы робототехнических средств и беспилотных летательных аппаратов.
02 августа 2019 года Б. подал рапорт на имя начальника ГУ МЧС России по СПб о включении в список сотрудников ФПС ГПС, нуждающихся в жилых помещениях специализированного жилищного фонда.
Решением жилищной комиссии Главного управления по учету сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, спасателей аварийно-спасательных служб и поисково-спасательных формирований МЧС России, нуждающихся в жилых помещениях, и поисково-спасательных формирований МЧС России, нуждающихся в жилых помещениях, и предоставления им жилых помещений Б. отказано в постановке на учет сотрудников ФПС ГПС, нуждающихся в жилых помещениях специализированного жилищного фонда. Отказ обоснован тем, что истец зарегистрирован по месту жительства с 18 июля 2019 года по адресу: <адрес>, в квартире общей площадью 74,5 кв. м, кроме истца в квартире никто не зарегистрирован, <адрес> находится в непосредственной близости от Санкт-Петербурга, при наличии развитой транспортной инфраструктуры время в пути на работу не составляет более одного часа. Ранее Б. был зарегистрирован по адресу: Санкт-Петербург, <адрес> трехкомнатной квартире, общей площадью 58,6 кв. м, снят с регистрационного учета на основании решения суда от 23 мая 2019 года.
25 мая 2021 года Б. подал рапорт на имя начальника ГУ МЧС России по СПб о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения, находящегося по адресу: <адрес> размере 15 000 руб. за период с 01 апреля 2021 года по 01 марта 2022 года согласно договору найма от 01 апреля 2021 года.
08 июля 2021 года на заседании жилищной комиссии Главного управления по учету сотрудников ФПС Государственной противопожарной службы ГУ МЧС России по г. Санкт-Петербургу было принято решение об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении специализированного жилищного фонда МЧС России в г. Санкт-Петербурге по причине добровольного отказа истца 02 июня 2020 года от прав на жилое помещение расположенное по адресу: <адрес>, а также отказано в признании права на получение денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения, по причине наличия у истца регистрации по адресу: <адрес>, а также в связи с добровольным отказом от 1/5 доли в праве общей долевой собственности в вышеуказанном жилом помещении.
Как следует из материалов дела, протоколы заседания жилищной комиссии N 4/21 получены лично Б. 25 июля 2021 года.
Суд первой инстанции, рассматривая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении в полном объеме, исходил из того, что истцом не доказан факт нуждаемости в жилом помещении ввиду наличия у него регистрации по месту жительства, находящегося в незначительной удаленности от места работы, что делает фактически возможным ежедневно добираться до места службы и возвращаться по месту регистрации.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они мотивированы, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм материального права и надлежащей оценке представленных доказательств с соблюдением требований статьи 67 ГПК РФ.
Судом первой инстанции достоверно установлен факт намеренного ухудшения жилищных условий истцом для получения выплат денежной компенсации за наем, поскольку, в контексте положений ст. 53 ЖК РФ, за предшествующий пятилетний период до принесения рапорта о постановке на учет и выплате компенсации, истцом была отчуждена 1/5 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение по адресу: <адрес>.
Учитывая, наличие у истца регистрации по <адрес>, которая в свою очередь была сохранена после отчуждения доли в праве собственности, принимая во внимание, отсутствие в материалах дела доказательств, свидетельствующих о возмездном характере пользования истцом жилым помещением, судебная коллегия полагает обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что истец не может быть отнесен к категории сотрудников, обладающих правом на постановку на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по линии ГУ МЧС России по г. Санкт-Петербургу, а также на получение ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения, в связи с чем судебная коллегия считает законным и обоснованным отказ в удовлетворении исковых требований.
При этом, отклоняя доводы апелляционной жалобы о том, что Б. фактически не проживает в квартире по <адрес>, судебная коллегия указывает, что согласно ст. 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Пункт 3 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N 713, установлено, что местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и др.), либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства. Местом пребывания является место, где гражданин временно проживает, - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или иное подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина.
Согласно ст. 6 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 гражданин Российской Федерации (за исключением случая, предусмотренного ст. 6.1 данного Закона), изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к лицу, ответственному за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных Законом и правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, непосредственно в орган регистрационного учета с заявлением по установленной форме. В соответствии с п. 16 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановление Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N 713, гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к лицам, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, и представить: документ, удостоверяющий личность; заявление установленной формы о регистрации по месту жительства; документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение.
Таким образом, системное толкование вышеуказанных правовых норм, дает основание сделать вывод о том, что собственник жилого помещения вправе предоставить принадлежащее ему жилое помещение: 1) по соответствующему договору и 2) на ином законном основании (ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации). Такими законными основаниями являются вселение: 1) граждан, являющихся членами семьи собственника (супруг, а также дети и родители данного собственника); 2) других родственников, нетрудоспособных иждивенцев и в исключительных случаях иных граждан, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи (ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации). Иных случаев действующим законодательством не предусмотрено. При этом, при вселении в жилое помещение гражданин обязан зарегистрироваться в нем соответственно по месту жительства или по месту пребывания. Соответственно этому, регистрация по месту жительства (постоянная регистрация) при отсутствии соответствующего договора о предоставлении жилого помещения свидетельствует о том, что гражданин вселен собственником в жилое помещение на правах члена семьи.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 года N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия", данные, свидетельствующие о наличии или отсутствии прописки (регистрации), являются одним из доказательств того, состоялось ли между нанимателем (собственником) жилого помещения, членами его семьи соглашение о вселении лица в занимаемое ими жилое помещение и на каких условиях.
Аналогичное разъяснение приведено в п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации".
Учитывая изложенное, сохранение истцом регистрации в квартире <адрес> свидетельствует об отсутствии у него намерения отказаться от права пользования предоставленным ему собственником жилым помещением.
При таких обстоятельствах, исходя из положений Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что Б. не может быть отнесен к категории сотрудников, не имеющих жилого помещения по месту службы и, следовательно, основания для постановки его на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях отсутствуют.
Обстоятельство нахождения спорного жилого помещения в ином субъекте Российской Федерации, вопреки доводам апелляционной жалобы, не имеет правового значения для разрешения настоящего спора ввиду следующего.
Как указано ранее, в соответствии с положениями Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ специализированные жилые помещения предоставляются по месту службы. При этом, действующим законодательством не установлено нормативного определения "место службы" в органах противопожарной службы.
Согласно абз. 3 п. 10 Приказа МЧС России от 12.01.2012 N 5 "Об утверждении Порядка учета в системе МЧС России сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, нуждающихся в жилых помещениях, и предоставления им жилых помещений" при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в пунктах дислокации подразделения МЧС России служебные жилые помещения предоставляются в других ближайших населенных пунктах. В период прохождения службы сотрудники ФПС имеют право на улучшение жилищных условий в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Из буквального толкования вышеприведенных положений закона и подзаконных ненормативных правовых актов, следует возможность учета жилищной обеспеченности в пределах города федерального значения Санкт-Петербурга и Ленинградской области, в связи с чем, судом первой инстанции обосновано принято во внимание разумная удаленность места регистрации истца и его места работы, которая составляет 63 километра, а также учтена транспортная доступность и инфраструктура между городом Санкт-Петербургом и Ленинградской области.
Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являющихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, к субъективному толкованию норм материального права, судебная коллегия не находит оснований для переоценки доказательств, представленных сторонами по делу, иному толкованию закона, регулирующего возникшие отношения. Указанные доводы были предметом проверки суда первой инстанции и получили надлежащую оценку в совокупности с собранными по делу доказательствами, с которой судебная коллегия соглашается.
Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда первой инстанции, а также на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом правильно. Доводы апелляционной жалобы по существу рассмотренного спора, не опровергают правильности выводов суда, направлены на иную оценку доказательств, не могут повлиять на правильность определения прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, к отмене состоявшегося судебного решения.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 12 января 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Б. - без удовлетворения.