Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Кассационным определением Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 24.01.2024 N 88а-1211/2024 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Новгородского областного суда от 27.09.2023 N 33а-1848/2023 (УИД 53RS0016-01-2023-000846-59)
Категория: Споры с органами власти.
Требования: Об обязании совершить действия.
Обстоятельства: Истец указал на необеспечение надлежащего содержания и технического функционирования пожарного гидранта.
Решение: Удовлетворено.


Апелляционное определение Новгородского областного суда от 27.09.2023 N 33а-1848/2023 (УИД 53RS0016-01-2023-000846-59)
Категория: Споры с органами власти.
Требования: Об обязании совершить действия.
Обстоятельства: Истец указал на необеспечение надлежащего содержания и технического функционирования пожарного гидранта.
Решение: Удовлетворено.

НОВГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 сентября 2023 г. N 33а-1848/23
ИС МЕГАНОРМ: примечание.
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду УИД 53RS0016-01-2023-000846-59, а не УИД 53RS0016-01-2023-000690-42.
УИД 53RS0016-01-2023-000690-42
Судья Семенова Н.В.
Дело N 2а-1019/23
Судебная коллегия по административным делам Новгородского областного суда в составе:
председательствующего - Алещенковой И.А.
судей - Комаровской Е.И., Павловой Е.Б.,
при секретаре Д.
с участием прокурора Посыпкина М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Павловой Е.Б. административное дело по апелляционной жалобе администрации Парфинского муниципального района Новгородской области на решение Старорусского районного суда Новгородской области от 19 июля 2023 года по административному исковому заявлению прокурора Парфинского района Новгородской области, действующего в защиту неопределенного круга лиц, к Администрации Парфинского муниципального района Новгородской области, ООО "МП Водоканал Парфинского района" о признании бездействия незаконным и обязании совершить определенные действия,
установила:
Прокурор Парфинского района Новгородской области обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Парфинского муниципального района Новгородской области (далее - Администрация района), в котором просил признать незаконным бездействие Администрации района, выразившееся в несоблюдении требований законодательства о пожарной безопасности, необеспечении надлежащего содержания и технического функционирования пожарного гидранта, <...> обязать Администрацию района в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу установить у пожарного гидранта указатель со светоотражающей поверхностью, крышку гидранта, обеспечить водоотдачу пожарного гидранта в соответствии с показателями таблицы 1 пункта 5.1 Приказа МЧС России от 30 марта 2020 года N 225 "Об утверждении свода правил СП 8.13130 "Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности".
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что данные нарушения выявлены при проведении проверки соблюдения требований пожарной безопасности на территории Парфинского муниципального района. 13 октября 2022 года в адрес Администрации района внесено представление об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности, которое административным ответчиком рассмотрено 03 ноября 2022 года, однако указанные в представлении нарушения не устранены. Ненадлежащее выполнение органом местного самоуправления возложенных на него законом обязанностей может привести к затруднению при организации пожаротушения уполномоченными на то службами и способно повлечь за собой увеличение сроков начала и ликвидации возникшего возгорания (пожара), причинение вреда жизни и здоровью людей, нанесение значительного материального ущерба, нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
Судом первой инстанции к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено ООО "МП Водоканал Парфинского района".
Решением Старорусского районного суда Новгородской области от 19 июля 2023 года административные исковые требования прокурора Парфинского района Новгородской области к Администрации района удовлетворены и постановлено:
признать незаконным бездействие Администрации района по несоблюдению требований законодательства в сфере содержания пожарного гидранта, расположенного по адресу: <...>; обязать Администрацию района в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу установить у пожарного гидранта, расположенного по адресу: <...>, указатель со светоотражающей поверхностью, установить крышку гидранта, обеспечить водоотдачу пожарного гидранта в соответствии с показателями таблицы 1 пункта 5.1 Приказа МЧС России от 30 марта 2020 года N 225 "Об утверждении свода правил СП 8.13130 "Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности". В удовлетворении исковых требований к обществу с ограниченной ответственностью "МП Водоканал Парфинского района" отказано.
В апелляционной жалобе Администрация района выражает несогласие с принятым по делу решением, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит его отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления прокурору отказать. В обоснование жалобы Администрация района указала, что доведение водоотдачи пожарного гидранта до нормы 15 литров в секунду (далее - л/с) возможно только при реконструкции всей существующей системы водоснабжения Парфинского городского поселения, частью которой данный пожарный гидрант является. Состояние системы водоснабжения поселения таково, что обеспечение установленной для водоотдачи нормы повлечет за собой повышение аварийности на линиях системы водоснабжения поселения и отключение участков системы водоснабжения, что повлияет в целом на обеспечение населения поселения водой. Такого рода объемы и виды работ не исполнимы за счет бюджетов муниципальных образований, выполняются с привлечением средств федерального и региональных бюджетов путем участия муниципальных образований в федеральных и региональных программах. Кроме того, установленный судом срок исполнения решения суда является заведомо неисполнимым, учитывая характер и объем работ, подлежащих выполнению, а также объем финансирования, необходимый для выполнения данных видов работ.
На апелляционную жалобу прокурором, участвовавшим в деле, Отделом надзорной деятельности и профилактической работы по Старорусскому, Парфинскому, Волотовскому, Поддорскому и Холмскому районам управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Новгородской области представлены письменные возражения.
Представители Администрации района, отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Старорусскому, Парфинскому, Волотовскому, Поддорскому и Холмскому районам УНД и ПР ГУ МЧС России, ООО "МП Водоканал Парфинского района" и 34 пожарной части 12 отряда противопожарной службы Новгородской области в судебное заседание суда апелляционной инстанции, будучи извещенными надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, не явились, о причинах неявки суду не сообщили, в силу части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело по апелляционной жалобе в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, заслушав объяснения прокурора, участвующего в деле, судебная коллегия оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не находит.
В силу части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" к вопросам местного значения городского поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов городского поселения.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон "О пожарной безопасности") под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
Федеральный закон от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности") в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает минимально необходимые требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам.
Полномочия органов местного самоуправления по обеспечению первичных мер пожарной безопасности, в частности, создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, закреплены в статье 19 Федерального закона "О пожарной безопасности".
В силу частей 1 и 2 статьи 68 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" территории населенных пунктов должны быть обеспечены источниками наружного противопожарного водоснабжения.
К наружному противопожарному водоснабжению относятся: централизованные и (или) нецентрализованные системы водоснабжения с пожарными гидрантами, установленными на водопроводной сети (наружный противопожарный водопровод); водные объекты, используемые в целях пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; пожарные резервуары.
Пожарные гидранты устанавливаются на сетях наружного водопровода и обеспечивают подачу воды для целей пожаротушения.
Таблицей 1 пункта 5.1 Приказа МЧС России от 30 марта 2020 года N 225 "Об утверждении свода правил СП 8.13130 "Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности" (далее - приказ N 225) предусмотрен расход воды на наружное пожаротушение в населенном пункте с численностью жителей более 5 000, но не более 10 000 чел. при застройке зданиями высотой 3 этажа и выше, где расход воды на наружное пожаротушение в населенном пункте на 1 пожар составляет 15 л/с.
Согласно пунктам 11.10.1 ГОСТ Р 53961-2010 "Национальный стандарт Российской Федерации. Техника пожарная. Гидранты пожарные подземные. Общие технические требования. Методы испытаний" (далее - ГОСТ Р 53961-2010) при техническом обслуживании гидрантов проверяются исправность люка и крышки водопроводного колодца.
Направление движения к источникам противопожарного водоснабжения обозначается указателями со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их местоположения (пункт 48 постановления правительства РФ от 16 сентября 2020 года N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации").
Решением Совета депутатов Парфинского городского поселения от 30 сентября 2015 года N 10 Администрация Парфинского городского поселения как юридическое лицо реорганизовано путем присоединения к Администрации района.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, обязанность соблюдения требований пожарной безопасности на территории Парфинского городского поселения относится к полномочиям Администрации района.
Согласно информации Администрации района от 25 июля 2022 года <...> численность населения в п.Парфино составляет 6042 человека, на территории поселка расположено 15 многоквартирных домов высотой свыше трех этажей.
Схемой водоснабжения и водоотведения Парфинского городского поселения, утвержденной постановлением Администрации района от 11 апреля 2023 года <...>, предусмотрено, что для наружного пожаротушения в поселке Парфино имеются пожарные гидранты, в том числе пожарный гидрант, расположенный по адресу: <...>, являющиеся устройством недвижимого имущества - сооружения водопроводной сети п. Парфино (кадастровый номер <...>), находящегося в собственности муниципального образования Парфинского муниципального района Новгородской области (решение Арбитражного суда Новгородской области от 19 января 2023 года по делу N <...>).
Прокуратурой Парфинского района с привлечением сотрудников Администрации района, ООО "МП Водоканал Парфинского района", ОНД и ПР по Старорусскому, Парфинскому, Волотовскому, Поддорскому и Холмскому районам УН ДПР ГУ МЧС России по Новгородской области, 12 отряда противопожарной службы Новгородской области, ФГБУ Судебно-экспертного учреждения Федеральной противопожарной службы "Испытательная пожарная лаборатория" по Новгородской области проведена проверка состояния пожарных гидрантов на территории п. Парфино, в ходе которой установлено, что пожарный гидрант, расположенный по адресу: <...>, не соответствует предъявляемым к нему требованиям, а именно: не имеет указателя со светоотражающей поверхностью, отсутствует крышка гидранта, расход воды в данном гидранте составляет 5,7 л/с вместо установленного нормативного требования 15 л/с.
По данному факту прокуратурой в адрес Администрации района 13 октября 2022 года внесено представление об устранении допущенных нарушений, однако указанные нарушения Администрацией района устранены не были.
При этом, выявленные в ходе проверки нарушения состояния противопожарного водоснабжения Администрацией района, а также ООО "МП Водоканал Парфинского муниципального района" не оспариваются.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что органом местного самоуправления в нарушение требований закона не предприняты меры к устранению выявленных нарушений, что ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан, поскольку выявленные нарушения противопожарной безопасности, в частности, необеспечение требуемой водоотдачи пожарного гидранта, непосредственно влияют на возможность быстрого тушения пожара и недопущения его дальнейшего распространения.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии технической возможности обеспечить водоотдачу пожарного гидранта до установленной нормы (15 л/с) из-за низкой пропускной способности участка трубопровода в этом месте подлежат отклонению как не соответствующие фактическим обстоятельствам дела.
Согласно представленным прокурором в суд апелляционной инстанции документам, в частности, Акта технического обследования централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения (2023 год), фактическая пропускная способность трубопровода в месте расположения пожарного гидранта составляет 30,6 л/с, что обеспечивает возможность водоотдачи пожарного гидранта по норме 15 л/с, однако фактическая водоотдача гидранта значительно ниже - 5,7 л/с, что свидетельствует о ненадлежащем его техническом состоянии.
Приводимые Администрацией района доводы относительно невозможности исполнения решения суда ввиду объема подлежащих выполнению работ и объема финансирования основанием для отмены принятого судом по делу решения служить не могут, поскольку вопросы, связанные с процедурой исполнения постановленных судебных актов, при необходимости могут быть разрешены судом первой инстанции в установленном процессуальным законодательством порядке.
Несогласие Администрации района с выводами суда первой инстанции, иная оценка ею фактических обстоятельств дела, а также иное толкование положений законодательства, не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
Таким образом, предусмотренных статьями 307 - 309 КАС РФ оснований для отмены принятого судом по делу решения судебная коллегия на находит, в связи с чем данное решение подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба Администрации района - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 307 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Старорусского районного суда Новгородской области от 19 июля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Парфинского муниципального района - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Кассационная жалоба может быть подана в Третий кассационный общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
И.А.АЛЕЩЕНКОВА
Судьи
Е.И.КОМАРОВСКАЯ
Е.Б.ПАВЛОВА