Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Тверского областного суда от 23.07.2014 по делу N 33-2656
Исковое заявление об обязании устранить нарушения Правил пожарной безопасности удовлетворено правомерно, поскольку ответчиком нарушены правила пожарной безопасности, для их устранения необходимо проведение определенных работ, а доказательств устранения выявленных нарушений ответчик не представил.


Апелляционное определение Тверского областного суда от 23.07.2014 по делу N 33-2656
Исковое заявление об обязании устранить нарушения Правил пожарной безопасности удовлетворено правомерно, поскольку ответчиком нарушены правила пожарной безопасности, для их устранения необходимо проведение определенных работ, а доказательств устранения выявленных нарушений ответчик не представил.

ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 июля 2014 г. по делу N 33-2656
Судья: Морозова И.С.
Судебная коллегия по административным делам Тверского областного суда в составе:
председательствующего судьи Буйнова Ю.К.,
судей Акатьевой Т.Я., Яшиной И.В.
при секретаре К.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Яшиной И.В.,
дело по апелляционной жалобе Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Тверской области "Торжокская центральная районная больница" на решение Торжокского городского суда Тверской области от 04 марта 2014 года, которым постановлено:
"Исковое заявление Торжокского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Тверской области "Торжокская центральная районная больница" об обязании устранить нарушения Правил пожарной безопасности удовлетворить.
Обязать Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Тверской области "Торжокская центральная районная больница" в срок до 01 сентября 2014 года устранить нарушения обязательных требований в области пожарной безопасности, а именно:
1) в терапевтическом корпусе (кадастровый номер N А, 4 этаж здания):
привести в соответствие с установленными требованиями проводку к светоуказателям "Выход" на этажах корпуса, которая в нарушение правил пожарной безопасности выполнена открытым способом;
проверить огнетушители ОУ-5 на сохранность огнетушащего состава, в случае их непригодности заменить на пригодные для использования;
привести в соответствие с установленными требованиями внутреннюю дверь центрального восточного эвакуационного выхода, которая в нарушение правил пожарной безопасности открывается по ходу эвакуации;
2) в инфекционном отделении (кадастровый номер N В) оборудовать двери, ведущие из поэтажных коридоров в лестничные клетки, приспособлениями для самозакрывания и уплотнениями в притворах;
3) в Таложенской участковой больнице (кадастровый номер N) произвести проверку работоспособности внутреннего противопожарного водопровода;
4) в Старшевичской участковой больнице (кадастровый номер N) оснастить помещения котельной системами контроля загазованности с автоматическим отключением подачи газа;
5) в Мошковской участковой больнице (кадастровый номер N): привести в соответствие с установленными требованиями светильники аварийного освещения путей эвакуации, которые в нарушение требований пожарной безопасности не запитаны от независимого источника питания;
привести в соответствие с установленными требованиями вентиляционное оборудование, установленное в чердачном помещении, которое в нарушение требований пожарной безопасности не выделено в помещения венткамер при помощи противопожарных преград (отсутствует дверь и перекрытия венткамеры). В местах пересечения вентканалами чердачного перекрытия установить противопожарные клапаны;
оборудовать автоматической пожарной сигнализацией помещения подвала".
Судебная коллегия
установила:
прокурор Торжокского района Тверской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Тверской области "Торжокская центральная районная больница" (далее - ГБУЗ "Торжокская ЦРБ"), в котором (с учетом уточнений от 23 января 2014 года) просил возложить обязанность в срок до 01 сентября 2014 года устранить нарушения правил пожарной безопасности, указанные в предписании отдела надзорной деятельности по городу Торжку и Торжокскому району ГУ МЧС России по Тверской области N от 09 ноября 2012 года.
В обоснование требований указал, что отделом надзорной деятельности по городу Торжку и Торжокскому району ГУ МЧС России по Тверской области были выявлены нарушения требований противопожарного законодательства, о чем был составлен акт о выявленных нарушениях N 228 от 09 ноября 2012 года и дано предписание N от 09 ноября 2012 года, в котором был определен срок для их устранения - до 10 октября 2013 года. Решением Арбитражного суда Тверской области от 02 апреля 2013 года требование ГБУЗ "Зубцовская ЦРБ" об оспаривании предписания N от 09 ноября 2012 года было оставлено без удовлетворения. В срок, указанный в предписании N от 09 ноября 2012 года содержащиеся в нем требования об устранении нарушений противопожарной безопасности ответчиком не были исполнены, неоднократное привлечение ответчика к административной ответственности за неисполнение предписания не имеет того результата, который бы обеспечил пожарную безопасность работников и граждан, посещающих больницу, чем затрагиваются их права и законные интересы, создается реальная опасность для жизни и здоровья неопределенного круга лиц (т. 1 л.д. 13 - 17, 151 - 152).
Ответчик Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Тверской области "Торжокская центральная районная больница", третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Территориальное управление Росимущества в Тверской области, Министерство здравоохранения Тверской области при надлежащем извещении о времени и месте судебного заседания представителей в судебное заседание не направили.
Представитель ответчика Б., действующий по доверенности N 3 от 03 февраля 2014 года (т. 1 л.д. 169), представитель третьего лица Территориального управления Росимущества в Тверской области Р., действующая по доверенности N от 14 мая 2013 года (т. 2 л.д. 2), ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие (т. 2 л.д. 1, 7).
Суд определил на основании ст. 167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В судебном заседании помощник прокурора Лебедев К.А. уточненные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в нем.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, отдела надзорной деятельности по городу Торжку и Торжокскому району Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Тверской области Ч. считал заявленные прокурором требования законными и обоснованными.
Суд постановил приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Тверской области "Торжокская центральная районная больница", срок на подачу которой был восстановлен определением суда от 06 июня 2014 года (т. 2 л.д. 75 - 78), просит решение суда первой инстанции отменить в части возложения обязанности в срок до 01 сентября 2014 года оборудовать помещения подвала в Мошковской участковой больнице автоматической пожарной сигнализацией. Указывает, что согласно пункта 3.5.5 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденные Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных действий от 15 декабря 2002 года N 583, при размещении производственных и складских помещений категории В1 - В3 должно предусматриваться устройство автоматических установок пожаротушения, а СП 4.13130.2013. Свод правил. Системы противопожарной защиты запрещает размещать в подвальных этажах больниц помещения категории В1 - В3 (т. 2 л.д. 53 - 55).
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор межрайонной Торжокской прокуратуры и начальник отдела надзорной деятельности по г. Торжку и Торжокскому району Главного управления МЧС России по Тверской области критикуют ее доводы, считая решение суда законным и обоснованным (т. 2 л.д. 84 - 86, 88)
В суд апелляционной инстанции ответчик, третьи лица при надлежащем извещении о времени и месте рассмотрения дела своих представителей не направили (л.д. 104, 105, 107). На основании ч. 1 ст. 327, ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражений, заслушав объяснения прокурора Смирновой К.Н., поддержавшей письменные возражения на жалобу, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, судебная коллегия не находит оснований для его отмены в обжалуемой части.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон о пожарной безопасности) пожарной безопасностью является состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требованиями пожарной безопасности признаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - это невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Статьей 37 Закона о пожарной безопасности предусмотрено, что предприятия обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности.
В соответствии с подп. 2 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "О техническом регулировании" техническое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой правовое регулирование отношений в области применения и использования требований пожарной безопасности. В силу ч. 2 данной нормы права к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. Частью 3 ст. 4 указанного Закона предусмотрено, что к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила).
Согласно Положению о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациями ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 года N 868, МЧС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
В соответствии с нормами Федерального закона "О пожарной безопасности" приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 года N 315 утверждены нормы пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03).
Данный нормативный правовой акт зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 июня 2003 года, регистрационный номер 4836 и опубликован в "Российской газете" от 03 июля 2003 года.
Нормы пожарной безопасности устанавливают основные требования пожарной безопасности, регламентирующие защиту зданий, сооружений, помещений и оборудования на всех этапах их создания и эксплуатации автоматическими установками пожаротушения (АУПТ) и автоматическими установками пожарной сигнализации (АУПС).
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, нежилое помещение, общей площадью N кв. м, этаж подвал N 1, этаж N 1, этаж N 2, расположенное по адресу: <...> пом. б/н, кадастровый номер N принадлежит на праве оперативного управления Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Тверской области "Торжокская центральная районная больница", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 69-АВ N от 24 апреля 2012 года, перечнем имущества, переданного МУ "Торжокская ЦРБ" (т. 1 л.д. 171, 198 - 199).
В Мошковской участковой больнице находится защитное сооружение гражданской обороны, что подтверждается паспортом (т. 1 л.д. 217 - 218).
Согласно акта проверки, выданного государственным инспектором г. Торжка и Торжокского района по пожарному надзору И.А. 09 ноября 2012 года, в пункте 69 указано, что в Мошковской участковой больнице помещения подвала не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией, что является нарушением ст. 37 Федерального закона "О пожарной безопасности", п. 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, НПБ 110-03 (т. 1 л.д. 40 - 49).
В предписании N по устранению нарушений требований пожарной безопасности от 09 ноября 2012 года, выданном заместителем главного государственного инспектора г. Торжка и Торжокского района по пожарному надзору И.С., государственным инспектором по пожарному надзору В., государственным инспектором по пожарному надзору Ч. ГБУЗ "Торжокская ЦРБ" указывалось на необходимость устранения нарушений требований пожарной безопасности, выявленных в ходе проверки с 15 октября 2012 года по 09 ноября 2012 года в зданиях и помещениях учреждения, среди которых поименована и Мошковская участковая больница, расположенная по адресу: Торжокский район, в отношении которой под пунктом 69 в качестве нарушения отмечено "Помещения подвала не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией", указан срок для устранения нарушения - 01 октября 2013 года (т. 1 л.д. 153 - 160).
Данный пункт 69 предписания N от 09 ноября 2012 года ГБУЗ "Торжокская ЦРБ" в судебном порядке не оспаривала.
Достоверных относимых и допустимых доказательств того, что на день вынесения судом решения указанное в пункте 69 предписания нарушение было ответчиком устранено, в суд первой инстанции представлено не было, таковых не было приложено и к апелляционной жалобе.
Доводы ГБУЗ "Торжокская ЦРБ" о том, что в здании учреждения находится объект гражданской обороны, которое не должно быть оборудовано автоматической пожарной сигнализацией, судебная коллегия считает необоснованными и отклоняет.
Согласно ст. 20 Закона о пожарной безопасности нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов по пожарной безопасности.
На момент издания НПБ 110-03 действовало Положение о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациями, ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2002 г. N 1011, которое к полномочиям МЧС России относило также нормативно-правовое регулирование по вопросам пожарной безопасности.
Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", определяя основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливая общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), предусматривает, что со дня вступления в силу данного Федерального закона до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к объектам защиты (продукции), процессам производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации (вывода из эксплуатации), установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, не противоречащей требованиям указанного Федерального закона (ст. 151). Таким образом, положения НПБ 110-03 подлежат применению юридическими лицами и физическими лицами на основании ч. 1 ст. 151 Федерального закона.
Случаи, в которых здания, сооружения и строения должны быть оснащены автоматическими установками пожаротушения, определены в ч. 1 ст. 61 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", а именно: когда ликвидация пожара первичными средствами пожаротушения невозможна, а также когда обслуживающий персонал находится в защищаемых зданиях, сооружениях и строениях некруглосуточно.
Пункт 9 таблицы 1 (Раздел I "Здания") приложения (обязательное) к НПБ 110-03 носит технический характер и устанавливает объект защиты - здания общественного и административно-бытового назначения, в котором должны устанавливаться автоматические установки пожаротушения.
Кроме того, судебная коллегия отмечает, что доводы ответчика о том, что ГБУЗ "Торжокская ЦРБ" не должна обеспечивать создание объектов гражданской обороны (помещение - подвал Мошковской участковой больнице) и поддерживать его в состоянии постоянной готовности к использованию, неоднократно проверялись в судебном порядке: решением Торжокского городского суда Тверской области от 28 января 2013 года жалоба ГБГУЗ "Торжокская ЦРБ" на постановление мирового судьи судебного участка Торжокского района Тверской области от 12 декабря 2012 года по делу об административном правонарушении в отношении ГБУЗ "Торжокская ЦРБ" по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ была оставлена без удовлетворения; решение Арбитражного суда Тверской области от 02 апреля 2013 года, котором заявление ГБУЗ "Торжокская ЦРБ" об оспаривании предписания было оставлено без удовлетворения (т. 2 л.д. 10 - 17, 20 - 22).
Таким образом, доводам ответчика о том, что требования, заявленные прокурором в части возложения обязанности по оборудованию помещения подвала в Мошковской участковой больнице автоматической пожарной сигнализацией, судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка, которая соответствует фактическим обстоятельствам, и доводами апелляционной жалобы не опровергается.
Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства. Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку. Выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Руководствуясь ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Торжокского городского суда Тверской области от 04 марта 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Тверской области "Торжокская центральная районная больница" - без удовлетворения.