Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Верховного суда Республики Мордовия от 22.03.2016 по делу N 33-690/2016
Требование: О включении в специальный стаж отдельных периодов работы и назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Обстоятельства: Решением ответчика истцу в досрочном назначении пенсии по старости отказано из-за отсутствия требуемого специального стажа.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
Апелляционное определение Верховного суда Республики Мордовия от 22.03.2016 по делу N 33-690/2016
Требование: О включении в специальный стаж отдельных периодов работы и назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Обстоятельства: Решением ответчика истцу в досрочном назначении пенсии по старости отказано из-за отсутствия требуемого специального стажа.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 22 марта 2016 г. по делу N 33-690/2016
Судья: Ларькина Н.В.
Докладчик: Ерина Н.П.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи - председательствующего Литюшкина В.И.,
судей Ганченковой В.А., Ериной Н.П.,
при секретаре К.Е.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца К.В. на решение Ардатовского районного суда Республики Мордовия от 14 января 2016 г.
Заслушав доклад судьи Ериной Н.П., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
установила:
К.В. обратился в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ардатовском муниципальном районе Республики Мордовия о включении в специальный стаж отдельных периодов работы и назначении досрочной страховой пенсии по старости.
В обоснование требований указал, что 23 ноября 2015 г. он обратился в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ардатовском муниципальном районе Республики Мордовия с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости.
Решением пенсионного органа < N > от 30 ноября 2015 г. в досрочном назначении пенсии по старости отказано из-за отсутствия требуемого специального стажа.
В специальный стаж не засчитаны:
период прохождения военной службы по призыву с 05 апреля 1983 г. по 18 апреля 1985 г.;
период работы в должности пожарного ОАО "<данные изъяты>" с 01 октября 1997 г. по 13 июня 2005 г.;
период работы в должности пожарного Муниципальной пожарной охраны р.<адрес> с 08 июня 2005 г. по 18 октября 2005 г.;
период работы в должности пожарного Пожарной части ГУ УПС РМ с 20 октября 2005 г. по 31 декабря 2008 г.
С решением пенсионного органа он не согласен, считает его необоснованным, поскольку, работая в должности пожарного в спорные периоды, его трудовые и функциональные обязанности не изменялись.
Просил признать решение ответчика от 30 ноября 2015 г. < N > об отказе ему в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным, включить в специальный стаж периоды: прохождения военной службы по призыву с 05 апреля 1983 г. по 18 апреля 1985 г. и работы в должности пожарного: в ОАО "<данные изъяты>" с 01 октября 1997 г. по 13 июня 2005 г., Муниципальной пожарной охране <адрес> с 08 июня 2005 г. по 18 октября 2005 г., Пожарной части ГУ УПС РМ с 20 октября 2005 г. по 31 декабря 2008 г. и обязать ответчика назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения в пенсионный орган с 23 ноября 2015 г.
Решением Ардатовского районного суда Республики Мордовия от 14 января 2016 г исковые требования К.В. оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе истец К.В. с решением суда не согласен, считает его незаконным, необоснованным и подлежащим отмене Полагает, что спорные периоды в должности пожарного подлежат включению в специальный стаж для назначения досрочной пенсии, поскольку характер его деятельности и функциональные обязанности фактически не изменились, переименование организации, изменение ее ведомственной принадлежности не может изменить уровень его правовых гарантий, так как умаление его прав в области пенсионного обеспечения в связи с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в области пожарной безопасности не может быть признано объективно оправданным. Указывает, что пенсионное законодательство, действовавшее на момент прохождения им службы в армии, предоставляло выбор, к какому из периодов прировнять службу в рядах Вооруженных Сил СССР, либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода. После прохождения службы в рядах Советской Армии с 01 июля 1985 г. он работал в отделении вневедомственной охраны при <данные изъяты> РОВД, а сотрудники вневедомственной охраны являются государственными служащими, на которых распространяются все льготы по оплате труда, предусмотренные для работников внутренних дел. Таким образом, спорный период военной службы подлежал включению в специальный стаж работы в календарном исчислении при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения права.
В судебное заседание истец К.В. не явился, о времени и месте судебного заседания извещен заблаговременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не известил, доказательств в подтверждение наличия уважительных причин неявки суду не представил, и отложить разбирательство дела суд не просил.
При таких обстоятельствах и на основании
части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанного лица.
В судебном заседании представитель ответчика - ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ардатовском муниципальном районе Республики Мордовия Д. с апелляционной жалобой истца не согласился и просил в ее удовлетворении отказать.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Как установлено судом первой инстанции, 23 ноября 2015 г. К.В. обратился в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ардатовском муниципальном районе Республики Мордовия с заявлением о назначении ему досрочной пенсии по старости.
Решением ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ардатовском муниципальном районе Республики Мордовия < N > от 30 ноября 2015 г. К.В. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости из-за отсутствия необходимой продолжительности требуемого специального стажа, дающего право на пенсию по нормам
подпункта 18 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Стаж К.В. на должностях Государственной противопожарной службы составляет 15 лет 05 месяцев 18 дней.
В специальный стаж не включены периоды (кроме прочих периодов, которые не оспаривает):
с 05 апреля 1983 г. по 18 апреля 1985 г. период прохождения военной службы по призыву, поскольку законом не предусмотрено включение в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии периодов прохождения военной и приравненной к ней службы;
с 01 октября 1997 г. по 03 июня 2005 г. работа в должности пожарного ОАО "<данные изъяты>";
с 08 июня 2005 г. по 18 октября 2005 г. в должности пожарного Муниципальной пожарной охраны р<адрес>;
с 20 октября 2005 г. по 31 декабря 2008 г. в должности пожарного Пожарной части ГУ УПС Республики Мордовия, поскольку законом предусмотрено право на досрочное назначение страховой пенсии по старости только работникам Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Право на досрочное пенсионное обеспечение пожарных акционерных обществ, муниципальных организаций и противопожарной службы субъекта Российской Федерации законом не предусмотрено.
Из трудовой книжки К.В. следует, что он с 05 апреля 1983 г. по 18 апреля 1985 г. проходил службу в рядах Советской Армии; с 01 июля 1985 г. по 05 декабря 1985 г. работал в отделение вневедомственной охраны при <данные изъяты> РОВД на должности шофера; 29 сентября 1988 г. принят в ППЧ-34 в качестве респираторщика, 27 июля 1994 г. ППЧ-34 переименовано в ПЧ-34 УППС МВД РМ, 30 сентября 1997 г. уволен в связи с переводом в ОАО "АСТЗ" в ВПО пожарным по 4-му разряду, 06 мая 2002 г. назначен начальником караула ВПО ОАО "АСТЗ", 03 июня 2005 г. уволен по сокращению штатов, 08 июня 2005 г. принят в муниципальную пожарную охрану <адрес> пожарным, 18 октября 2005 г. уволен по собственному желанию, 20 октября 2005 г. принят на должность пожарного в ПЧ-7 ГУ УПС РМ, 16 июня 2008 г. переведен на должность командира отделения ПЧ-7 ГУ УПС РМ, 31 декабря 2008 г. уволен в связи с переводом в ГУ "1 отряд федеральной противопожарной службы по Республике Мордовия", 01 января 2009 г. принят в ГУ "1 отряд федеральной службы по Республике Мордовия" начальником караула пожарной части N 7, 25 октября 2010 г. переведен на должность командира отделения пожарной части N 7 ГУ "1 отряд федеральной службы по Республике Мордовия", 16 июня 2015 г. трудовой договор расторгнут по инициативе работника,
пункт 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 05 сентября 2011 г. N 487 Государственное учреждение "1 отряд федеральной противопожарной службы по Республике Мордовия" преобразовано в федеральное государственное казенное учреждение "1 отряд федеральной противопожарной службы по Республике Мордовия".
Разрешая заявленные истцом требования, суд правильно руководствовался подлежащими применению нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения.
Суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требований К.В. в части включения в стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, периодов его работы в должности пожарного в ОАО "<данные изъяты>" с 01 октября 1997 г. по 13 июня 2005 г., Муниципальной пожарной охране р.<адрес> с 08 июня 2005 г. по 18 октября 2005 г., Пожарной части ГУ УПС РМ с 20 октября 2005 г. по 31 декабря 2008 г.
С 01 января 2015 г. вступил в силу Федеральный
закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", за исключением отдельных положений. Со дня вступления в силу Федерального закона Федеральный
закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным
законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному
закону. Федеральные законы, принятые до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону (ч. 3.4 ст. 36 Федерального закона N 400-ФЗ).
Согласно
подпункта 18 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного
статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Федеральный
закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не предусматривает такой вид трудовых пенсий, как пенсии за выслугу лет, однако сохраняет право на установление трудовой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста за гражданами, проработавшими не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. При этом данный Федеральный
закон не ограничивает круг лиц, пользующихся названным правом, в сравнении с ранее действовавшим пенсионным законодательством и не изменяет условия досрочного назначения им трудовой пенсии.
В соответствии с Федеральным
законом от 27 декабря 1995 г. N 211-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О пожарной безопасности" установление пенсии ранее общеустановленного пенсионного возраста (пенсия за выслугу лет) лицам указанной категории было также закреплено в
пункте "о" части первой статьи 12 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
На основании
Указа Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 г. N 1309 "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности" Государственная противопожарная служба Министерства внутренних дел Российской Федерации была преобразована в Государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 60-ФЗ "О пожарной безопасности" Государственная противопожарная служба подразделяется на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации (статья 5).
На федеральную противопожарную службу в лице Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в соответствии с Федеральным законом "О пожарной безопасности"
(статья 16), Положением о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868
(пункт 8) и Положением о федеральной противопожарной службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2005 г. N 385
(пункт 6), возлагаются профилактика, тушение пожаров и аварийно-спасательные работы на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, объектах федеральной собственности, особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации, при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей, в закрытых административно-территориальных образованиях, а также в особо важных и режимных организациях.
На противопожарную службу субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О пожарной безопасности"
(статья 18) и Федеральным
законом от 06 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"
(статья 26.3) возлагается организация тушения пожаров в границах соответствующего субъекта Российской Федерации за исключением лесных пожаров, пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, на объектах, входящих в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей.
Таким образом, деятельность сотрудников федеральной противопожарной службы имеет существенные отличия от деятельности сотрудников противопожарных служб субъектов Российской Федерации, которые обусловлены особыми условиями осуществления возложенных на них профессиональных обязанностей, сопряженными с более высокой степенью загруженности, а также сложности и интенсивности труда в процессе организации и осуществления тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ по сравнению с подобными работами на объектах регионального значения.
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 г. N 437 установлено, что в стаж, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости, включаются периоды работы в должностях, предусмотренных Списком должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с
подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Аналогичное право для работников Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации данными нормами не предусмотрено.
Из вышеизложенного следует, что право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют лишь лица, которые проработали не менее 25 лет в должностях только Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Суд первой инстанции, установив, что в спорные периоды истец работал в противопожарной службе субъекта Российской Федерации - Республики Мордовия, которая не входит в федеральную противопожарную службу, структурно входящую в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, обоснованно не включил спорные периоды работы истца в противопожарной службе субъекта (Республики Мордовия) в специальный в стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости.
Указание истца на то, что несмотря на переименование организации, где он работал, характер его деятельности и профессиональные обязанности не менялись, не может быть принято во внимание, так как специальным законодательством, а именно
подпунктом 18 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено право на досрочное назначение пенсии только сотрудников федеральной противопожарной службы.
В своем
Определении от 05 февраля 2009 г. N 552-О-О Конституционный Суд Российской Федерации также указал на то, что деятельность сотрудников федеральной противопожарной службы имеет существенные отличия от деятельности сотрудников противопожарных служб субъектов Российской Федерации, которые обусловлены особыми условиями осуществления возложенных на них профессиональных обязанностей, сопряженными с более высокой степенью загруженности, а также сложности и интенсивности труда в процессе организации и осуществления тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ по сравнению с подобными работами на объектам регионального значения.
Ответчиком не включен в специальный стаж период прохождения военной службы по призыву с 05 апреля 1983 г. по 18 апреля 1985 г.
Разрешая заявленные требования, суд верно исходил из того, что согласно
подпункту 1 пункта 1 статьи 11 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной
Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", засчитывается в страховой стаж, а не в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости.
Следовательно, период с 05 апреля 1983 г. по 18 апреля 1985 г прохождения военной службы по призыву не может быть включен в подсчет специального стажа истца, дающего право на пенсию в соответствии с
подпунктом 18 пункта 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
В связи с этим довод апелляционной жалобы К.В. о том, что он имеет право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, является несостоятельным.
Вместе с тем судебная коллегия полагает, решение суда первой инстанции в части изложения резолютивной части подлежит изменению ввиду неправильного его изложения.
Руководствуясь
пунктом 2 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ардатовского районного суда Республики Мордовия от 14 января 2016 г. изменить.
Изложить резолютивную часть решения Ардатовского районного суда Республики Мордовия от 14 января 2016 г. в следующей редакции:
В удовлетворении исковых требований К.В. к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного фонда в Ардатовском муниципальном районе Республики Мордовия о признании решения Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда в Ардатовском муниципальном районе Республики Мордовия < N > от 30.11.2015 года незаконным, включению в специальный стаж периода прохождения военной службы по призыву с 05.04.1983 года по 18.04.1985 года, периода работы в должности пожарного ОАО "<данные изъяты>" с 01.10.1997 года по 13.06.2005 года, периода работы в должности пожарного Муниципальной пожарной охраны р.<адрес> с 08.06.2005 года по 18.10.2005 года, периода работы в должности пожарного в Пожарной части ГУ УПС РМ с 20.10.2005 года по 31.12.2008 года и назначении досрочной пенсии по старости с 23 ноября 2015 года отказать.
Председательствующий судья
В.И.ЛИТЮШКИН
Судьи
В.А.ГАНЧЕНКОВА
Н.П.ЕРИНА