Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Воронежского областного суда от 10.09.2019 по делу N 33-6453/2019
Обстоятельства: Определением отказано в предоставлении отсрочки исполнения решения суда по делу об обязании устранить нарушения законодательства о противопожарной безопасности, поскольку учреждением не устранены многочисленные нарушения требований противопожарной безопасности.
Решение: Определение оставлено без изменения.
Апелляционное определение Воронежского областного суда от 10.09.2019 по делу N 33-6453/2019
Обстоятельства: Определением отказано в предоставлении отсрочки исполнения решения суда по делу об обязании устранить нарушения законодательства о противопожарной безопасности, поскольку учреждением не устранены многочисленные нарушения требований противопожарной безопасности.
Решение: Определение оставлено без изменения.
ВОРОНЕЖСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 10 сентября 2019 г. по делу N 33-6453
Строка N 209 г
Судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе:
Председательствующего Квасовой О.А.,
Судей Глазовой Н.В., Кожевниковой А.Б.,
при секретаре Б.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Кожевниковой А.Б.
гражданское дело по иску прокурора Железнодорожного района г. Воронежа к бюджетному учреждению здравоохранения Воронежской области "Графский санаторий для детей" об обязании устранить нарушения законодательства о противопожарной безопасности
по частной жалобе БУЗ "Графский санаторий для детей"
на определение Железнодорожного районного суда г. Воронежа от 04.07.2019 г.
(судья райсуда К.),
установила:
Вступившим в законную силу решением Железнодорожного районного суда г. Воронежа от 25 октября 2016 г. удовлетворены исковые требования прокурора Железнодорожного района г. Воронежа к бюджетному учреждению здравоохранения Воронежской области "Графский санаторий для детей" об обязании устранить нарушения законодательства о противопожарной безопасности (л.д. 79 - 80, 81 - 90).
Главный врач БУЗ ВО "Графский санаторий для детей" обратился в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения Железнодорожного районного суда г. Воронежа от 25 октября 2018 г. до 31.12.2019 года, указав, что согласно Уставу БУЗ ВО "Графский санаторий для детей" является некоммерческой организацией, созданной Воронежской областью для оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий в сфере здравоохранения. Учредителем и собственником имущества учреждения является Воронежская область. Полномочия учредителя от имени Воронежской области осуществляет департамент здравоохранения Воронежской области. Полномочия собственника имущества от имени Воронежской области осуществляет департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области. Учреждение находится в ведомственном подчинении учредителя. БУЗ ВО "Графский санаторий для детей" включен в государственную программу Воронежской области "Развитие здравоохранения Воронежской области на 2019 - 2021 г.г." с общим объемом финансирования 200 000 000 рублей. В 2019 году будет освоено 35 600 000 рублей, в том числе на устранение нарушений пожарного законодательства 12 600 000 рублей. Подготовлены технические задания на проведение капитального ремонта зданий школы, пищеблока, лечебно-диагностического корпуса с началом работ II полугодие 2019 года, окончание работ 31.12.2019 г. (л.д. 174 - 177).
Определением Железнодорожного районного суда г. Воронежа от 04 июля 2019 г. БУЗ ВО "Графский санаторий для детей" отказано в предоставлении отсрочки до 31.12.2019 года исполнения решения суда по гражданскому делу по иску прокурора Железнодорожного района г. Воронежа к бюджетному учреждению здравоохранения Воронежской области "Графский санаторий для детей" об обязании устранить нарушения законодательства о противопожарной безопасности (л.д. 230 - 237).
В частной жалобе Главного врача БУЗ "Графский санаторий для детей" Ж. ставится вопрос об отмене указанного определения суда как незаконного и необоснованного, просит удовлетворить заявление о предоставлении отсрочки исполнения решения суда (л.д. 239 - 242).
В соответствии с
частью 3 статьи 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации частная жалоба рассмотрена без извещения лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со
статьей 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присужденных денежных сумм. Такие заявления сторон и представление судебного пристава-исполнителя рассматриваются в порядке, предусмотренном
статьями 203 и
208 настоящего Кодекса.
В соответствии с
частью 1 статьи 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств, вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
Основанием для отсрочки исполнения решения суда могут быть конкретные исключительные обстоятельства дела, свидетельствующие о наличии объективных препятствий к совершению исполнительных действий либо затрудняющих исполнение должником судебного постановления.
Как разъяснено в
п. 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 г. N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", по смыслу положений ст. 37 Закона об исполнительном производстве,
ст. 434 ГПК РФ,
ст. 358 КАС РФ и
ст. 324 АПК РФ основаниями для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа могут являться неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие исполнению должником исполнительного документа в установленный срок. Вопрос о наличии таких оснований решается судом в каждом конкретном случае с учетом всех имеющих значение фактических обстоятельств, к которым, в частности, могут относиться тяжелое имущественное положение должника, причины, существенно затрудняющие исполнение, возможность исполнения решения суда по истечении срока отсрочки. При предоставлении отсрочки или рассрочки судам необходимо обеспечивать баланс прав и законных интересов взыскателей и должников таким образом, чтобы такой порядок исполнения решения суда отвечал требованиям справедливости, соразмерности и не затрагивал существа гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, в том числе права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок (
абзацы первый,
второй и
третий п. 25 названного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации).
В соответствии с
пунктом 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.06.2008 г. N 13 "О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции" при рассмотрении указанных заявлений с учетом необходимости своевременного и полного исполнения решения или приговора в части имущественного взыскания суду в каждом случае следует тщательно оценивать доказательства, представленные в обоснование просьбы об отсрочке (рассрочке), и материалы исполнительного производства, если исполнительный документ был предъявлен к исполнению.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, основания для отсрочки исполнения решения суда должны носить действительно исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий. Вопрос о наличии указанных обстоятельств должен оцениваться и решаться судом в каждом конкретном случае с учетом того, что в силу
статей 15 (часть 4),
17 (часть 3),
19 (части 1 и
2) и
55 (части 1 и
3) Конституции Российской Федерации и исходя из общеправового принципа справедливости исполнение вступившего в законную силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех взыскателей и должников, возможная же отсрочка исполнения решения суда должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной и не затрагивать существо конституционных прав участников исполнительного производства.
При этом суд обязан во всяком случае оценить все представленные должником доводы о необходимости отсрочки или рассрочки исполнения решения суда, возможные возражения взыскателя относительно такой отсрочки или рассрочки, по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании, и исчерпывающим образом мотивировать свои выводы по данному вопросу в соответствующем судебном акте.
Из материалов дела следует, что вступившим в законную силу решением Железнодорожного районного суда г. Воронежа от 25 октября 2016 г. исковые требования прокурора Железнодорожного района г. Воронежа удовлетворены. БУЗ ВО "Графский санаторий для детей" обязано устранить выявленные нарушения законодательства о противопожарной безопасности, а именно: - оборудовать автоматической пожарной сигнализацией помещения сушилок, камер хранения, кладовых, в соответствии с требованиями
п. А.4. СП 5.13130.2009 Свод правил,
п. 4 НПБ 110-03 "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией"; - на дверях лестничных клеток установить уплотнения в притворах, в соответствии с требованиями
п. 4.2.7 СП 1.13130.2009 Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы,
п. 6.18* СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений"; - помещения камер хранения выделить противопожарными перегородками 1-го типа с соответствующим заполнением дверных проемов (противопожарными дверями с пределом огнестойкости не менее Е1 30), в соответствии с требованиями
п. 5.2.6 СП 4.13130.2013 Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям; - помещения камер хранения оборудовать автоматической пожарной сигнализацией, в соответствии с требованиями
п. А.4. СП 5.13130.2009 Свод правил,
п. 4 НПБ 110-03 "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией"; - оборудовать светильники рассеивателями, предусмотренными конструкцией, в соответствии с
п. 42 ППР РФ N 390 от 25.04.2012; - в пищеблоке 1 из 2-х навесных пожарных шкафов выполнить из негорючих материалов в соответствии с требованиями п. 57 ППР в РФ; - выполнить двери эвакуационных выходов из помещений лечебного отделения по направлению выхода из здания в соответствии с требованиями
п. 4.2.6 СП 1.13130.2009 Свод правил; - выполнить двери эвакуационных выходов и другие двери на путях эвакуации по направлению выхода из здания в соответствии с требованиями п. 6.17 СНиП 21-01-97* Двери эвакуационных выходов и другие двери на путях эвакуации должны открываться по направлению выхода из здания; - выходы из лестничных клеток на чердак оборудовать противопожарными люками в соответствии с требованиями
п. 8.4* СНиП 21-01-97*; - разместить точечные дымовые пожарные извещатели на расстоянии не менее 0,5 м до электросветильников в соответствии с требованиями
п. 13.3.6. СП 5.13130.2009 Свод правил. Системы противопожарной защиты; - ручные пожарные извещатели, установленные в помещениях БУЗ ВО "Графский санаторий для детей", опломбировать в соответствии с требованиями
п. 3.3.14 РД 009-01-96 Установки пожарной автоматики; - обеспечить наличие средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от токсичных продуктов горения в соответствии с требованиями п. 9 ППР РФ N 390; - устранить перепады высот на путях эвакуации в соответствии с требованиями
п. 6.28* СНиП 21.01-97; - определить порядок, сроки и проводить работы по очистке вентиляционных камер, циклонов, фильтров и воздуховодов от горючих отходов с составлением соответствующего акта не реже 1 раза в год в соответствии с требованиями п. 50 ППР РФ N 390; - в коридоре первого этажа школы автоматическую пожарную сигнализацию привести в рабочее состояние в соответствии с п. 61 ППР РФ N 390; - обеспечить требуемый по нормам расход воды на наружное пожаротушение зданий БУЗ ВО "Графский санаторий для детей" в соответствии с требованиями
п. 55 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390; - провести регламентные работы по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты зданий БУЗ ВО "Графский санаторий для детей" (автоматических установок пожарной сигнализации, систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией) в соответствии
п. 63 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390; - автоматическую установку пожарной сигнализации зданий отделений N 1 и N 2 привести в рабочее состояние в соответствии с требованиями
п. 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390; - систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре зданий отделений N 1, N 2 привести в рабочее состояние с обеспечением общего уровня звука, уровня звука постоянного шума вместе со всеми сигналами производимыми оповещателями не менее 75 дБА на расстоянии 3 м от оповещателя, но не более 120 дБА в любой точке в соответствии с требованиями
п. 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390; - обеспечить внутренний противопожарный водопровод зданий отделений N 1 и N 2 требуемым по нормам расходом воды для тушения пожаров в соответствии с
п. 55 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390; - обеспечить проведение необходимой огнезащитной обработки деревянных чердачных конструкций здания отделения N 1 в соответствии с требованиями
п. 21 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390; - пути эвакуации зданий отделений N 1 и N 2 оборудовать аварийным освещением в соответствии с требованиями
п. 33 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390; - для покрытия полов на путях эвакуации в коридорах 1-го, 2-го, 3-го этажей применить материал (линолеум) с известным классом пожарной опасности в соответствии с требованиями
ч. 6 ст. 134 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности",
п. 6.25* СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений"; - на путях эвакуации в зданиях отделений N 1 и N 2 установить эвакуационные знаки пожарной безопасности, указывающие направление движения в соответствии с
п. 33 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390; - двери, ведущие на лестничные клетки, оборудовать уплотнениями в притворах и приспособлениями для самозакрывания в соответствии с требованиями
п. 4.2.7 СП 1.13130.2009 Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы,
п. 6.18* СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений"; - правую лестничную клетку лечебного отделения N 1 отделить от помещений 1-го этажа дверьми с приспособлениями для самозакрывания и с уплотнением в притворах в соответствии с требованиями
п. 6.18* СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений"; - в левой лестничной клетке типа Л1 здания отделения N 1 установить световые проемы площадью не менее 1,2 кв. м в наружных стенах на 2-м и 1-ом этажах в соответствии с требованиями
п. 33 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390,
п. 6.35 СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений"; - выход на кровлю из левой лестничной клетки здания отделения N 2 выполнить через противопожарную дверь 2-го типа размером не менее 0,75 x 1,5 м в соответствии с требованиями
п. 8.4* СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений"; - высоту эвакуационного выхода ведущего из левой лестничной клетки на 1-ом этаже в переход, ведущий наружу и в здание отделения N 1 привести в соответствии с требованиями
п. 6.16 СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений", не менее 1,9 м; - автоматическую установку пожарной сигнализации здания школы привести в рабочее состояние в соответствии с требованиями
п. 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390; - систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре здания школы привести в рабочее состояние с обеспечением общего уровня звука, уровня звука постоянного шума вместе со всеми сигналами производимыми оповещателями не менее 75 дБ А на расстоянии 3 м от оповещателя, но не более 120 дБА в любой точке защищаемого помещения в соответствии с требованиями
п. 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390,
п. 3.14 НПБ 104-03 "Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях",
п. 4.1 СП 3.13130.2009 Свод правил. Системы противопожарной защиты. "Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях"; - обеспечить внутренний противопожарный водопровод здания школы требуемым по нормам расходом воды для тушения пожаров в соответствии с требованиями
п. 4.1.1 СП 10.13130.2009 Свод правил. Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности,
п. 55 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390; - в здании школы обеспечить дублирование световых и звуковых сигналов системы пожарной сигнализации о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации в соответствии с требованиями
ч. 7 ст. 83 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; - пути эвакуации здания школы оборудовать аварийным освещением в соответствии с требованиями
п. 33 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390;
ст. 84 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности",
п. 6.22 СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений",
п. 7.104,
7.105,
7.112 СП 52.13330.2011 "Естественное и искусственное освещение" Актуализированная редакция СНиП 23-05-95*; - для отделки потолка на путях эвакуации по центральной лестнице в здании школы применить материал с классом пожарной опасности в соответствии с требованиями
п. 6.25* СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений";
ч. 6 ст. 134 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; - для отделки стен и потолка в актовом зале школы применить материалы с классами пожарной опасности в соответствии с требованиями
ч. 6 ст. 134 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; п. 6.25* СНиП 21-1-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений"; - помещения электрощитовых в здании отделения N 2 оборудовать противопожарными дверьми с соответствующим пределом огнестойкости согласно
таблицы N 23 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" в соответствии с требованиями
ст. 88 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности",
п. 7.4 СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений",
п. 5.2.6 СП 4.13130.2013 Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям; - жилую часть в зданиях БУЗ ВО "Графский санаторий для детей" от частей здания другого назначения оборудовать противопожарными дверьми 2-го типа в соответствии с требованиями
ст. 88 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности",
п. 5.2.5 СП 4.13130.2013 Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям; - в лестничных клетках размещение радиаторов отопления, выступающих из плоскости стен на высоте менее 2,2 м от поверхности проступей лестничного марша, выполнить в соответствие с требованиями
п. 6.32* СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений" (л.д. 79 - 80, 81 - 90).
Разрешая вопрос о предоставлении отсрочки исполнения указанного решения суда, суд учитывал, что учреждением не устранены многочисленные нарушения требований противопожарной безопасности, не исполнено судебное постановление, кроме одного пункта - приведена в рабочее состояние автоматическая установка пожарной сигнализации зданий отделений N 1 и N 2, но даже, принимая во внимание длительность бюджетного процесса, исполнение судебного решения затянуто на сроки, не отвечающие критерию разумности, с момента вступления в законную силу решения суда прошло 2 года и 7 месяцев. Кроме того, отсрочка исполнения решения уже предоставлялась судом до 01.05.2018 года (л.д. 171 - 173).
При указанных обстоятельствах суд пришел к верному выводу об отсутствии оснований для повторного предоставления отсрочки исполнения решения суда, учитывая превышение разумных сроков исполнения решения, наличие реальной угрозы жизни и здоровью лиц, пребывающих в санатории.
Таким образом, оценив доводы заявителя о необходимости отсрочки исполнения решения суда, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что эти доводы не носят исключительный характер, в связи с чем, отказал в удовлетворении заявления.
Отсрочка исполнения решения суда отдаляет реальную защиту нарушенных прав взыскателя и основания для отсрочки исполнения решения должны носить действительно исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий.
При таких обстоятельствах, вывод суда об отказе в удовлетворении заявления об отсрочке исполнения решения суда представляется верным, основанным на представленных доказательствах и нормах действующего законодательства.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного вопроса, судом не допущено.
Доводы частной жалобы выводов суда не опровергают, сводятся к субъективному толкованию правовых норм и изложению обстоятельств дела, не содержат доводов, которые не были учтены судом при рассмотрении заявления о предоставлении отсрочки, или каких-либо подтвержденных данных, свидетельствующих о неправильности судебного постановления, и не могут повлечь отмену определения суда, постановленного в соответствии с процессуальными нормами.
На основании изложенного, руководствуясь
ст. ст. 333 -
334 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
определение Железнодорожного районного суда г. Воронежа от 04 июля 2019 г. оставить без изменения, частную жалобу БУЗ "Графский санаторий для детей" - без удовлетворения.