Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Первого кассационного суда общей юрисдикции от 10.10.2022 N 88-24983/2022 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Липецкого областного суда от 11.05.2022 по делу N 33-1378/2022
Категория спора: Компенсации.
Требования лица, имеющего право на компенсации и выплаты компенсационного характера: 1) О взыскании недополученной суммы ежемесячной денежной компенсации; 2) О возложении обязанности исключить из расчета ежемесячной денежной компенсации надбавки и исключить начисление двух надбавок одновременно.
Обстоятельства: Истица является получателем пенсии за выслугу лет и ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, которая исчислена в размере утраченного денежного довольствия по состоянию на день увольнения со службы за вычетом размера пенсии по инвалидности и надбавки к ней. Истица полагает, что размер пенсии по инвалидности должен определяться без надбавки.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.


Апелляционное определение Липецкого областного суда от 11.05.2022 по делу N 33-1378/2022
Категория спора: Компенсации.
Требования лица, имеющего право на компенсации и выплаты компенсационного характера: 1) О взыскании недополученной суммы ежемесячной денежной компенсации; 2) О возложении обязанности исключить из расчета ежемесячной денежной компенсации надбавки и исключить начисление двух надбавок одновременно.
Обстоятельства: Истица является получателем пенсии за выслугу лет и ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, которая исчислена в размере утраченного денежного довольствия по состоянию на день увольнения со службы за вычетом размера пенсии по инвалидности и надбавки к ней. Истица полагает, что размер пенсии по инвалидности должен определяться без надбавки.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.

ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 11 мая 2022 г. по делу N 33-1378/2022
2-29/2022
Судья Филатова М.В.
Докладчик Долгова Л.П.
11 мая 2022 года судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:
Председательствующего Нагайцевой Л.А.,
судей Долговой Л.П. и Рябых Т.В.,
при ведении протокола помощником судьи Склядневым О.Е.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Липецке гражданское дело по апелляционной жалобе истицы Ш.Н. на решение Правобережного районного суда г. Липецка от 11 января 2022 года, которым постановлено:
"Отказать Ш.Н. в удовлетворении исковых требований к УФСИН России по Липецкой области:
- о взыскании недополученной суммы ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью в размере 448113 руб. 72 коп.;
- о возложении обязанности исключить из расчета ежемесячной денежной компенсаций, предусмотренной частью 5 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", надбавку, предусмотренную частью 3 ст. 24 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-I;
- о возложении обязанности исключить начислении одновременно двух надбавок по п. "а" ст. 16 Закона РФ N 4468-I от 12.02.1993 года и части 3 ст. 24 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-I;
- о возложении обязанности с 01.01.2022 года производить начисление ежемесячной денежной компенсации без надбавки, предусмотренной частью 3 ст. 24 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-I;
- о возложении обязанности с 01.01.2022 года исключить начисление одновременно двух надбавок по п. "а" ст. 16 Закона РФ N 4468-I от 12.02.1993 года и части 3 ст. 24 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-I".
Заслушав доклад судьи Долговой Л.П., судебная коллегия
установила:
Ш.Н. обратилась в суд с иском к УФСИН России по Липецкой области о взыскании недополученной суммы ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, возложении обязанности исключить из расчета ежемесячной денежной компенсации надбавки, возложении обязанности исключить начисление двух надбавок одновременно.
В обоснование заявленных требований истица указала, что она является получателем пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I, и ежемесячной денежной компенсации, которая в соответствии с частью 5 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 1 мая 2016 года N 125-ФЗ "О внесении изменения в статью 12 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации") исчислена в размере утраченного денежного довольствия, исходя из 90% утраты профессиональной трудоспособности, за вычетом размера пенсии по инвалидности. По мнению истицы, с 09.10.2014 года ответчик незаконно ежемесячно уменьшает размер ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью. Рассчитывая размер ежемесячной денежной компенсации, необоснованно вычитает из денежного довольствия не только пенсию по инвалидности, но и надбавку к пенсии по инвалидности, предусмотренную частью 3 ст. 24 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-I. 19.04.2021 года Ш.Н. обратилась к начальнику УФСИН России по Липецкой области с заявлением о перерасчете ежемесячной денежной компенсации. Однако, 29.04.2021 года получен ответ о том, что перерасчет ежемесячной денежной компенсации не может быть произведен, поскольку указанная выплата производится в соответствии с действующим законодательством.
С учетом неоднократного уточнения исковых требований Ш.Н. просила суд:
- взыскать с УФСИН России по Липецкой области недополученную сумму ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью в размере 448113 руб. 72 коп.;
- обязать УФСИН России по Липецкой области исключить из расчета ежемесячной денежной компенсаций, предусмотренной частью 5 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", надбавку, предусмотренную частью 3 ст. 24 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-I;
- обязать УФСИН России по Липецкой области исключить начислении одновременно двух надбавок по п. "а" ст. 16 Закона РФ N 4468-I от 12.02.1993 года и части 3 ст. 24 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-I;
- обязать УФСИН России по Липецкой области с 01.01.2022 года производить начисление ежемесячной денежной компенсации без надбавки, предусмотренной частью 3 ст. 24 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-I;
- обязать УФСИН России по Липецкой области с 01.01.2022 года исключить начисление одновременно двух надбавок по п. "а" ст. 16 Закона РФ N 4468-I от 12.02.1993 года и части 3 ст. 24 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-I.
В судебном заседании истица Ш.Н. и ее представитель Ш.О. уточненные исковые требования поддержали.
Представитель ответчика УФСИН России по Липецкой области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Ранее, в судебных заседания представитель ответчика УФСИН России по Липецкой области по доверенности К. иск не признала, пояснив, что надбавка к пенсии по инвалидности, предусмотренная частью 3 ст. 24 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-I, является составляющей частью ее расчетного размера и не должна исключаться из подсчета. Исключение из расчета пенсии по инвалидности указанной надбавки приведет к необоснованному увеличению размера ежемесячной денежной компенсации, поскольку пенсия по выслуге лет, в пользу которой сделала выбор истица, также подлежит увеличению для инвалидов вследствие военной травмы по пункту "а" статьи 16 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-I, причем это увеличение больше по размеру, чем соответствующая надбавка к пенсии по инвалидности.
Суд постановил решение, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционной жалобе истица Ш.Н. просит отменить решение суда в полном объеме, удовлетворив исковые требования, ссылаясь на необоснованность и незаконность выводов суда, нарушение и неправильное толкование норм материального и процессуального права.
Выслушав истицу Ш.Н. и ее представителя по доверенности А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения представителя ответчика УФСИН России по Липецкой области по доверенности К., проверив материалы дела в пределах доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующему:
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39 часть 1), относит определение механизма реализации данного конституционного права к компетенции законодателя (статья 39 часть 2).
Осуществляя предоставленные полномочия, федеральный законодатель в Законе Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 закрепил порядок увеличения пенсии за выслугу лет лицам, которым установлена инвалидность (статья 16), расчета размера пенсии по инвалидности (статья 22) и начисления надбавок к пенсии по инвалидности (статья 24), устанавливаемых данной категории граждан; порядок определения расчетного размера пенсии и правила начисления надбавок к пенсиям (статья 46). Указанные нормы являются элементом правового механизма реализации права на пенсионное обеспечение указанной категории граждан.
В соответствии с п. "а" ст. 16 Закона Российской Федерации N 4468-I лицам рядового и начальствующего состава, проходившим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, ставшими инвалидами II группы вследствие военной травмы, пенсии за выслугу лет увеличиваются на 250 процентов расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона.
В соответствии с пунктом "а" статьи 22 Закона Российской Федерации N 4468-I лицам рядового и начальствующего состава, проходившим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, ставшим инвалидами II группы вследствие "военной травмы", пенсия по инвалидности устанавливается в размере 85 процентов соответствующих сумм денежного довольствия, предусмотренного статьей 43 настоящего Закона.
В силу ч. 3 ст. 24 Закона Российской Федерации N 4468-I лицам рядового и начальствующего состава, проходившим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, ставшими инвалидами вследствие "военной травмы", по достижении ими 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) к назначаемой им пенсии по инвалидности (в том числе исчисленной в минимальном размере) начисляется надбавка в размере 100 процентов расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона.
Согласно части 1 статьи 46 названного Закона минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям, увеличения и повышения пенсий, предусмотренные настоящим Законом, определяются исходя из расчетного размера пенсии, который устанавливается в размере социальной пенсии, предусмотренном подпунктом 1 пункта 1 статьи 18 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", и пересматриваются одновременно с изменением (индексацией) размера указанной социальной пенсии.
При наличии одновременно права на несколько повышений пенсий, предусмотренных пунктами "г", "д" и "з" части первой статьи 45 настоящего Закона, устанавливается одно повышение к пенсии, наибольшее по размеру (часть 4 статьи 46).
При наличии права на получение одновременно двух пенсий в соответствии со статьей 7 настоящего Закона надбавки и повышения соответственно начисляются и устанавливаются к одной пенсии (часть 6 статьи 46).
Отношения, связанные с предоставлением социальных гарантий сотрудникам, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, а также гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, регламентирован положениями Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с частью 5 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в редакции, действовавшей до принятия Федерального закона от 1 мая 2016 года N 125-ФЗ, в случае причинения сотруднику в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в учреждениях и органах и повлекших стойкую утрату трудоспособности, ему выплачивается ежемесячная денежная компенсация в размере утраченного денежного довольствия по состоянию на день увольнения со службы в учреждениях и органах за вычетом размера назначенной пенсии по инвалидности с последующим взысканием в судебном порядке выплаченных сумм компенсации с виновных лиц. Порядок определения стойкой утраты трудоспособности сотрудника определяется Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 5 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в редакции, действовавшей после вступления в силу Федерального закона от 1 мая 2016 года N 125-ФЗ, при установлении гражданину Российской Федерации, уволенному со службы в учреждениях и органах, инвалидности вследствие военной травмы, полученной в связи с выполнением своих служебных обязанностей и исключившей возможность дальнейшего прохождения службы в учреждениях и органах, ему в порядке, определяемом руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором проходил службу сотрудник, выплачивается ежемесячная денежная компенсация с последующим взысканием выплаченных сумм указанной компенсации с виновных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Размер ежемесячной денежной компенсации исчисляется исходя из размера оклада месячного денежного содержания и размера ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет), принимаемых для исчисления пенсий, с применением следующих коэффициентов:
- в отношении инвалида I группы - 1;
- в отношении инвалида II группы - 0,5;
- в отношении инвалида III группы - 0,3.
В силу статьи 2 Федерального закона от 1 мая 2016 года N 125-ФЗ "О внесении изменения в статью 12 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в случае, если размер ежемесячной денежной компенсации, выплачиваемой в соответствии с частью 5 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" гражданину Российской Федерации, уволенному со службы в учреждениях и органах, превышает размер ежемесячной денежной компенсации, исчисленный в соответствии с частью 5 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона), ежемесячная денежная компенсация выплачивается указанному гражданину в размере, который причитался ему до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Выплата ежемесячной денежной компенсации в таком размере производится до дня возникновения у него права на получение ежемесячной денежной компенсации в большем размере.
Из материалов дела судом установлено, что истица Ш.Н. проходила службу в органах уголовно-исполнительной системы. На основании приказа ФГУ ИК-5 от 23.07.2007 года N-N уволена 24.07.2007 года по ст. 58 п. "з" по ограниченному состоянию здоровья.
С 25.07.2007 года истице назначена пенсия по инвалидности и ежемесячная денежная компенсация. По достижении Ш.Н. возраста 55 лет истице установлена надбавка в соответствии с ч. 3 ст. 24 Закона Российской Федерации N 4468-I в размере 100% расчетного размера пенсии, указанного в ч. 1 ст. 46 приведенного Закона.
В настоящее время Ш.Н. является получателем пенсии за выслугу лет, установленной в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I, и ежемесячной денежной компенсации, которая в соответствии с частью 5 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 1 мая 2016 года N 125-ФЗ "О внесении изменения в статью 12 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации") исчислена в размере утраченного денежного довольствия, исходя из 90% утраты профессиональной трудоспособности, за вычетом размера пенсии по инвалидности.
Как установлено, истица Ш.Н. ранее обращалась в суд с иском к УФСИН России по Липецкой области о признании права на получение пенсии по выслуге лет и ежемесячной денежной компенсации в счет возмещения вреда, причиненного здоровью, в размере утраченного денежного довольствия по состоянию на день увольнения со службы за вычетом размера пенсии по инвалидности.
Решением Правобережного районного суда города Липецка от 14.06.2016 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 22.08.2016 года, за Ш.Н. признано право на получение пенсии по выслуге лет и ежемесячной денежной компенсации в счет возмещения вреда, причиненного здоровью, в размере утраченного денежного довольствия по состоянию на день увольнения со службы в учреждениях и органах за вычетом размера пенсии по инвалидности.
На УФСИН России по Липецкой области возложена обязанность выплачивать Ш.Н. с 10.08.2015 года пенсию по выслуге лет и ежемесячную денежную компенсацию в счет возмещения вреда, причиненного здоровью в размере 15508 руб. 72 коп.
При разрешении судом указанных выше исковых требований предметом правовой оценки суда являлись доводы истицы Ш.Н. об установлении размера ежемесячной денежной компенсации для возмещения вреда здоровью за минусом суммы пенсии по инвалидности без учета надбавки к указанной пенсии, предусмотренной ч. 3 ст. 24 ФЗ РФ от 12.11.2012 года N 181-ФЗ. Суд признал указанные доводы истицы не основанными на законе.
Согласно части 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Поскольку при рассмотрении указанного выше гражданского дела участвовали те же стороны, суд первой инстанции обоснованно признал, что решение суда от 14.06.2016 года имеет преюдициальное значение по настоящему делу.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что надбавка к пенсии является составляющей частью ее расчетного размера, она начисляется и устанавливается к одной из пенсий, а поэтому размер пенсии в данном случае состоит из суммы основной пенсии, надбавок и повышений к ней. Исходя из этого, при определении размера ежемесячной денежной компенсации в счет возмещения вреда, причиненного здоровью, из утраченного денежного довольствия должна вычитаться пенсия по инвалидности в полном объеме, то есть с учетом надбавок к ней и повышений, в том числе и надбавки, предусмотренной ч. 3 ст. 24 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1.
Отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции проверил представленный ответчиком УФСИН России по Липецкой области расчет ежемесячной денежной компенсации за период с 09.10.2014 года по апрель 2021 года и за 2021 год, и признал его соответствующим требованиям действующего законодательства, поскольку в указанный период истице выплачивалась ежемесячная денежная компенсация в размере утраченного денежного довольствия по состоянию на день увольнения со службы за вычетом размера назначенной пенсии по инвалидности, размер которой определен с учетом надбавки, предусмотренной ч. 3 ст. 24 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1.
Выводы суда первой инстанции о несостоятельности доводов истицы о том, что размер пенсии по инвалидности, вычитаемой из размера утраченного денежного довольствия, должен определяться без надбавки, подтверждаются также правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 17 июля 2018 г. N 1918-О, согласно которой разрешение вопроса об установлении иного порядка определения размера ежемесячной денежной компенсации, получаемой Ш.Н., который предполагал бы его определение за вычетом размера пенсии по инвалидности без учета надбавки, предусмотренной частью третьей статьи 24 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I, является прерогативой федерального законодателя.
Поскольку требования истицы Ш.Н. не основаны на положениях действующего законодательства, суд обоснованно отказал в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.
Доводы жалобы являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, нашли отражение в мотивировочной части решения. В дополнительной апелляционной жалобе истицы не содержится новых обстоятельств, а также не представлены новые доказательства, опровергающие выводы судебного постановления, а потому они не могут служить основанием для отмены решения. Доводы жалобы фактически основаны на ином, субъективном толковании приведенного выше законодательства.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Правобережного районного суда г. Липецка от 11 января 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ш.Н. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение принято в окончательной форме 12 мая 2022 года.