Главная // Актуальные документы // РаспоряжениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
"РД 32 ЦВ 109-2011. Руководство по вибродиагностике подшипников буксовых узлов вагонных колесных пар"
(утв. Распоряжением ОАО "РЖД" от 04.03.2011 N 457р)
"РД 32 ЦВ 109-2011. Руководство по вибродиагностике подшипников буксовых узлов вагонных колесных пар"
(утв. Распоряжением ОАО "РЖД" от 04.03.2011 N 457р)
Распоряжением ОАО "РЖД"
от 4 марта 2011 г. N 457р
РУКОВОДСТВО
ПО ВИБРОДИАГНОСТИКЕ ПОДШИПНИКОВ БУКСОВЫХ УЗЛОВ
ВАГОННЫХ КОЛЕСНЫХ ПАР
РД 32 ЦВ 109-2011
Разработано:
Проектно-конструкторским бюро вагонного хозяйства - филиал ОАО "РЖД" (ПКБ ЦВ ОАО "РЖД")
Исполнители: Станилевич В.В., Ильющенкова Н.Ю., Овчинников Д.Н.
Всероссийским научно-исследовательским институтом железнодорожного транспорта (ОАО "ВНИИЖТ")
Исполнители: Иванов С.Г., Флюменбаум С.Х.
ООО "ДиаТех"
Исполнители: Ваганов А.О., Федоренко А.С., Григорьев А.Н., Трофимов А.С.
Настоящее "Руководство по вибродиагностике подшипников буксовых узлов вагонных колесных пар" (далее - Руководство) распространяется на технологический процесс вибродиагностики буксовых узлов вагонных колесных пар с подшипниками с короткими цилиндрическими роликами и коническими двухрядными подшипниками кассетного типа, поступающих в ремонт и направляемых после ремонта в эксплуатацию, на предприятиях, выполняющих формирование, ремонт и эксплуатацию вагонных колесных пар. Настоящий документ устанавливает:
- порядок применения вибродиагностики подшипников буксовых узлов;
- перечень оборудования, материалов и вспомогательных приспособлений для вибродиагностики;
- порядок проведения вибродиагностики подшипников буксовых узлов колесных пар;
- общие требования к оценке качества подшипников буксовых узлов по результатам вибродиагностики;
- требования безопасности при проведении вибродиагностики.
В настоящем Руководстве использованы ссылки на следующие нормативные документы:
ГОСТ ИСО 10816-1-97 "Вибрация. Контроль состояния машин по результатам измерений вибрации на невращающихся частях. Часть 1. Общие требования".
ГОСТ ИСО 10816-3-2002 "Вибрация. Контроль состояния машин по результатам измерений вибрации на невращающихся частях. Часть 3. Промышленные машины номинальной мощностью более 15 кВт и номинальной скоростью от 120 до 15000 мин
-1".
ГОСТ 12.1.019-79 ССБТ Электробезопасность. Общие требования и номенклатура видов защиты.
ПР 50.2.009-94 Порядок проведения испытаний и утверждения типа средств измерений.
ГОСТ 27883-88 Средства измерения и управления технологическими процессами. Надежность. Общие требования и методы испытаний.
ГОСТ 14254-96 Степень защиты, обеспечиваемая оболочками (код IP).
ГОСТ 3.1502-85 ЕСТД Формы и правила выполнения документации на технический контроль.
| | ИС МЕГАНОРМ: примечание. ГОСТ 4835-2006 утратил силу с 01.07.2014 в связи с введением в действие ГОСТ 4835-2013 (Приказ Росстандарта от 08.11.2013 N 1421-ст). | |
ГОСТ 4835-2006 Колесные пары для вагонов магистральных железных дорог колеи 1520 (1524) мм. Технические условия.
ЦВ 3429 Инструкция по осмотру, освидетельствованию, ремонту и формированию вагонных колесных пар.
3-ЦВРК Инструктивные указания по эксплуатации и ремонту вагонных букс с роликовыми подшипниками.
1.20.001-2007 Классификатор неисправностей вагонных колесных пар и их элементов.
ЦВТ-22 Классификатор дефектов и повреждений подшипников качения.
РД 32 ЦВ-ВНИИЖТ-СКФ-2008.01 "Руководящий документ по техническому обслуживанию, ремонту и освидетельствованию колесных пар с буксовыми коническими подшипниковыми узлами SKF BT2-8720 (в габаритах 150 x 250 x 160 мм) и SKF BT2-8705 (в габаритах 130 x 250 x 160 мм) для грузовых вагонов".
РД 32 ЦВ-ВНИИЖТ-Бренко-2009 "Руководящий документ по техническому обслуживанию, ремонту и освидетельствованию колесных пар грузовых вагонов с буксовыми коническими подшипниками "БРЕНКО" кассетного типа производства компаний "Амстед Рейл Компани, Инк" и ООО "БПК - Бренко Подшипниковая Компания" в габаритах 150 x 250 x 160 мм (черт. N CP-202345-1), 130 x 250 x 160 мм (черт. N DP-201925-4), и 130 x 230 x 150 мм (черт. N DP-201925-1A)".
Руководящий документ по техническому обслуживанию, ремонту и освидетельствованию колесных пар с коническими подшипниками кассетного типа TBU 130 x 250 (TBU 130 x 250/3).
ПБ 10-382-2000 Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (машин).
3 Обозначения и сокращения
РД - руководящий документ
ТИ - технологическая инструкция
ТК - технологическая карта
КО - контрольный образец
КП - колесная пара
ПО - программное обеспечение
АЦП - аналого-цифровой преобразователь
ИИС - информационно-измерительная система
СКЗ - среднее квадратическое значение
ИД - искусственный дефект
НК - неразрушающий контроль
В настоящем Руководстве использованы термины с соответствующими определениями по
ГОСТ 24346:
Вибрация - движение точки или механической системы, при котором происходят колебания характеризующих его скалярных величин.
Вибрационная диагностика (вибродиагностика) - техническая диагностика, основанная на анализе вибрации объекта диагностирования.
Виброперемещение - составляющая перемещения, описывающая вибрацию.
Виброскорость - производная виброперемещения по времени.
Виброускорение - производная виброскорости по времени.
Размах колебаний (размах) - разность между наибольшим и наименьшим значениями колеблющейся величины в рассматриваемом интервале времени.
Пиковое значение - наибольшее абсолютное значение экстремумов колеблющейся величины в рассматриваемом интервале времени.
Среднее квадратическое значение колеблющейся величины (СКЗ) - квадратный корень из среднего арифметического или среднего интегрального значения квадрата колеблющейся величины в рассматриваемом интервале времени.
Гармонический анализ колебаний (вибрации) - представление анализируемых колебаний (вибрации) в виде суммы гармонических колебаний.
Спектральный анализ колебаний (вибрации) - определение спектра колебаний (вибрации) или спектра частот.
Настоящее Руководство устанавливает порядок организации и выполнения вибродиагностики подшипников буксовых узлов колесных пар при входном контроле, поступающих в ремонт и при выходном контроле после ремонта.
| | ИС МЕГАНОРМ: примечание. ГОСТ 4835-2006 утратил силу с 01.07.2014 в связи с введением в действие ГОСТ 4835-2013 (Приказ Росстандарта от 08.11.2013 N 1421-ст). | |
Настоящее Руководство распространяется на технологический процесс вибродиагностики буксовых узлов колесных пар РУ1-950, РУ1Ш-957 и РВ2Ш-957 (по ГОСТ 4835-2006) с подшипниками с короткими цилиндрическими роликами и коническими двухрядными подшипниками кассетного типа.
Вибродиагностика подшипников буксовых узлов проводится при поступлении колесных пар в ремонт (входной контроль) после визуального осмотра и очистки колесной пары от загрязнений (мойки, сухой очистки), а также при выходе колесной пары из ремонта (выходной контроль), при этом используются комплексы вибродиагностики, включающие в себя устройства вращения колесной пары и аппаратно-программную часть для измерения и анализа вибрации.
Комплексы вибродиагностики подшипников буксовых узлов колесных пар рассчитаны на ежедневную диагностику большого количества колесных пар по разовым измерениям вибрации.
Измерительно-информационная система (ИИС), входящая в состав аппаратно-программной части комплекса вибродиагностики, должна быть сертифицирована на соответствие типа средств измерений аккредитованными органами Госстандарта РФ и должна быть внесена в Реестр средств измерений, разрешенных к применению на железнодорожном транспорте.
Метрологическая поверка (калибровка) аппаратно-программной части комплекса вибродиагностики должна проводиться с помощью поверенных и аттестованных средств измерений в соответствии с Инструкцией по поверке (калибровке). Периодичность поверки (калибровки) аппаратно-программной части комплекса вибродиагностики - не реже одного раза в год.
5.1 Основные положения вибродиагностики подшипников
5.1.1 При вибродиагностике подшипников буксовых узлов используют методы измерения уровня вибрации по значениям следующих параметров:
- виброперемещение, в микрометрах (мкм);
- виброскорость, в миллиметрах на секунду (мм/с);
- виброускорение, в метрах на секунду в квадрате (м/с2).
5.1.2 Вибропреобразователи должны быть жестко укреплены: вмонтированы в опорную плиту стенда вращения колесной пары, крепиться в специально подготовленном месте объекта контроля с помощью постоянного магнита или других устройств, обеспечивающих постоянство координат точки установки преобразователя и силы его прижатия к корпусу буксы или воздушный зазор при бесконтактных методах съема информации при диагностике колесных пар.
5.1.3 Наиболее оптимальным способом установки вибропреобразователей является их жесткое крепление в опорной плите устройства вращения колесной пары, при этом контакт преобразователя осуществляется с опорной поверхностью буксы через опорную плиту.
5.1.4 При использовании СВЧ-преобразователей их установка должна осуществляться на специальных кронштейнах или с помощью специализированных устройств, обеспечивающих воздушный зазор между преобразователем и поверхностью корпуса буксы колесной пары или опорной плитой.
5.1.5 Невозможность обеспечения в условиях ремонтных предприятий периодических измерений вибрации одной и той же колесной пары в одинаковых условиях обуславливает способ установки пороговых значений путем статистической обработки результатов измерения вибрации большой партии однотипных изделий (не менее 30 единиц) для каждого комплекса вибродиагностики.
5.1.6 Программное обеспечение ИИС комплекса вибродиагностики должно содержать алгоритм принятия решения о годности (негодности) диагностируемых подшипников буксовых узлов колесных пар с выдачей результата диагностики в формате, гарантирующем однозначную трактовку результата по формуле "Годен" - "Брак".
5.2 Дефекты подшипника, влияющие на его вибрацию
Применение предусмотренных Руководством технических средств в соответствии с ТИ для каждого типа оборудования комплексов вибродиагностики должно обеспечивать выявление с достоверностью не менее 90% перечисленных ниже дефектов.
5.2.1 Дефекты, возникающие при изготовлении подшипника:

неровности поверхности трения наружного кольца;

неровности поверхности трения внутреннего кольца;

неровности поверхностей трения тел качения;

отклонения геометрических параметров тел качения.
5.2.2 Повреждения, возникающие при монтаже буксового узла:

механические повреждения дорожек качения колец подшипников, сепараторов, роликов (царапины, задиры);

несоответствие геометрических параметров собранных подшипников (осевой и радиальный зазоры).
5.2.3 В процессе эксплуатации колесной пары в подшипнике возникают следующие дефекты, обнаруживаемые по вибрации:

Трещины и разрывы внутренних колец;

Скол борта внутреннего кольца заднего подшипника;

Трещины и разрушения роликов;

Трещины и разрушения сепараторов;

Контактно-усталостные повреждения дорожек качения колец, образующих поверхностей и торцов роликов (раковины, шелушение, задиры);

Коррозионные повреждения дорожек качения колец и образующих поверхностей роликов;

Трещины наружных колец;

Трещины и разрушения приставных упорных колец.
5.3 Требования к рабочему месту вибродиагностики
5.3.1 Рабочее место для вибродиагностики подшипников буксовых узлов колесных пар должно быть организовано непосредственно на участке предприятия, на котором в соответствий с установленным технологическим процессом выполняется входной контроль, ремонт, формирование и выходной контроль колесных пар.
5.3.2 Расположение рабочего места должно быть согласовано с имеющимися в цехе элементами управления подъемно-транспортными механизмами или транспортирующим конвейером.
5.3.3 Рабочее место должно быть обеспечено средствами вибродиагностики в соответствии с требованиями настоящего Руководства.
5.3.4 Для обеспечения работы комплексов вибродиагностики на рабочих местах должна быть предусмотрена подводка трехфазной сети переменного тока напряжением 380/220 В (50 Гц) и сети переменного тока напряжением 36 или 12 В, а также заземляющая шина.
5.3.5 На рабочем месте должны быть предусмотрены:
- подъемно-транспортные механизмы, обеспечивающие перемещение и установку колесных пар на устройство вращения;
- металлические ящики для хранения обтирочного материала;
- стол для ведения записей в журналах учета результатов контроля.
5.3.6 На рабочем месте должны быть:
- настоящий руководящий документ на проведение вибродиагностики подшипников буксовых узлов колесных пар;
- журналы учета результатов вибродиагностики установленной формы;
- концы обтирочные ТУ 8189-005-01863565-97 в количестве 1 кг.
5.3.7 На рабочем месте вибродиагностики подшипников буксовых узлов колесных пар должны быть следующие климатические условия:
- температура окружающего воздуха от +5 °C до +35 °C;
- относительная влажность при температуре 25 °C - не более 80%;
- атмосферное давление от 84 до 106 кПа.
5.4 Требования к персоналу, выполняющему вибродиагностику
5.4.1 К выполнению вибродиагностики подшипников буксовых узлов колесных пар могут быть допущены работники, прошедшие начальную подготовку или повышение квалификации по вибродиагностике по программам, утвержденным ОАО "РЖД", выдержавшим установленные испытания и назначенные приказом руководителя вагоноремонтного предприятия.
5.4.2 Начальная подготовка работников по вибродиагностике проводится в образовательных учреждениях, получивших соответствующую лицензию в порядке, установленном ОАО "РЖД", с привлечением для практического обучения навыкам вибродиагностики специалистов предприятий - разработчиков аппаратных средств вибродиагностики, используемых в ОАО "РЖД".
5.4.3 Работники, выполняющие вибродиагностику подшипников буксовых узлов, обязаны проходить повышение квалификации не реже одного раза в два года с получением удостоверения установленного образца.
5.5 Организация и ответственность за выполнение работ по вибродиагностике
5.5.1 Ответственность за организацию и обеспечение работ по вибродиагностике подшипников буксовых узлов колесных пар в соответствии с требованиями настоящего Руководства возлагается на главного инженера вагоноремонтного предприятия.
5.5.2 Не допускается использование оборудования вибродиагностики в составе комплекса без технологической инструкции (ТИ), разработанной в соответствии с требованиями настоящего Руководства, и согласованной с ОАО "РЖД" в установленном порядке.
5.5.3 Вибродиагностику проводят по операционным картам по
ГОСТ 3.1502 или по технологическим картам, составленным на основании настоящего Руководства и ТИ для используемого типа оборудования вибродиагностики, утвержденным главным инженером вагоноремонтного предприятия.
5.5.4 В технологической карте должно быть указано:
- тип колесной пары;
- тип подшипников буксовых узлов;
- применяемое оборудование в комплексе вибродиагностики (устройство вращения, аппаратно-программная часть с ИИС, вибропреобразователи);
- место и способ установки вибропреобразователей;
- параметры режимов контроля в соответствии с ТИ для каждого типа оборудования комплексов вибродиагностики.
5.5.5 Ответственность за выполнение и оформление результатов вибродиагностики в соответствии с ТИ возлагается на работника, выполняющего контроль.
5.5.6 Калибровка, ремонт и операции установки пороговых значений в соответствии с настоящим Руководством выполняются только специалистами предприятий - разработчиков комплексов вибродиагностики или специалистами, прошедшими специализированную подготовку на предприятии - разработчике оборудования вибродиагностики по доверенности, выданной специалисту этим предприятием.
5.6 Требования безопасности
5.6.1 Комплекс вибродиагностики должен обслуживаться одним оператором, прошедшим специальную подготовку по вибродиагностике и приемам работы с комплексом.
5.6.2 Комплекс вибродиагностики должен удовлетворять
ГОСТ 12.2.007.0-75,
ГОСТ 12.1.019-79, "
Правилам устройства электроустановок потребителей", "
Правилам техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей", а также правилам техники безопасности и производственной санитарии, действующих на ремонтных предприятиях вагонного хозяйства.
5.6.3 Устройство вращения колесной пары должно иметь ограждение, не допускающее прикосновение человека к движущимся частям колесной пары во время процесса измерения, по
ГОСТ 12.2.062-81.
5.6.4 Подъемно-транспортные механизмы должны удовлетворять требованиям "Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (машин)
ПБ 10-382-2000".
5.6.5 На каждом рабочем месте должна быть вывешена на видном месте местная инструкция по технике безопасности и пожарной безопасности, утвержденная главным инженером предприятия.
6 Средства вибродиагностики подшипников
буксовых узлов колесных пар
Комплекс вибродиагностики подшипников буксовых узлов колесных пар должен состоять из следующих основных частей: аппаратно-программная часть и механическая часть с устройством вращения колесной пары.
6.1 Аппаратно-программная часть
6.1.1 Информационно-измерительная система (ИИС) аппаратно-программной части комплекса вибродиагностики должна состоять из следующих основных блоков:
- вибропреобразователи;
- датчики для счета числа оборотов;
- согласующие усилители;
- блок обработки, анализа и индикации сигналов;
- аналого-цифровой преобразователь (АЦП);
- системное программное обеспечение;
- специализированное программное обеспечение;
- внешний носитель информации;
- монитор (дисплей).
6.1.2 Технические характеристики ИИС:
- нижнее значение анализируемых частот, не более, Гц 5
- верхнее значение анализируемых частот, не менее, Гц 1000
- отношение нижнего значения измеряемой величины к собственным шумам
системы, не менее, дБ 10
- время непрерывной работа в составе комплекса, не менее, час 12
- нестабильность показаний за 8 часов непрерывной работы в рабочих условиях не более +/- 1,5%
- время хранения информации о диагностируемом объекте в энергонезависимой памяти ИИС не менее 5 лет.
6.1.3 Программное обеспечение должно обеспечивать возможность ввода в собственную память электронного блока обработки и анализа данных, необходимых для формирования электронного документа (протокола) по результатам вибродиагностики подшипников буксовых узлов колесных пар:
- дата, время и место (ремонтное предприятие) проведения диагностики;
- полные номера колесной пары;
- фамилия оператора, осуществляющего вибродиагностику;
- вид ремонта (освидетельствования) колесной пары;
- результаты диагностики отдельно для левой и правой стороны колесной пары;
- данные о частоте вращения колесной пары во время диагностики;
- результаты разборки буксового узла в случае его браковки по результатам вибродиагностики (с выводом о подтверждаемости обнаруженных дефектов и их описанием).
6.2 Механическая часть с устройством вращения колесной пары
Механическая часть комплекса вибродиагностики должна состоять из следующих элементов:
6.2.1 Пульт (шкаф) управления, содержащий:
- панель с органами управления устройством вращения колесной пары на позиции диагностики;
- устройство регулировки частоты вращения колесной пары.
6.2.2 Устройство вращения колесной пары должно обеспечивать вращение колесной пары с частотой в диапазоне от 300 об/мин до 350 об/мин при использовании вибропреобразователей - пьезоакселерометров и с частотой в диапазоне от 50 об/мин до 1000 об/мин при использовании СВЧ-преобразователей.
6.2.3 При вращении колесной пары и проведении диагностики необходимая радиальная нагрузка на подшипник буксового узла обеспечивается собственным весом колесной пары.
6.3 Требования к контрольному образцу для проверки работоспособности комплексов вибродиагностики
6.3.1 Проверка работоспособности комплексов вибродиагностики подшипников буксовых узлов проводится на контрольном образце (КО), который представляет собой специальным образом сформированную колесную пару, содержащую ролик с искусственным дефектом в виде пропила в одном смонтированном буксовом узле (букса N 1) и исправные роликовые подшипники в другом смонтированном буксовом узле (букса N 2).
6.3.2 Проверка работоспособности комплексов с помощью контрольного образца проводится не реже одного раза в год при периодической калибровке или поверке аппаратно-программной части комплекса вибродиагностики.
6.3.3 При изготовлении КО на него оформляется паспорт по форме, приведенной в
Приложении 1 "Технические требования к изготовлению и аттестации контрольного образца для проверки работоспособности комплексов вибродиагностики".
7 Порядок и методика проведения вибродиагностики
7.1.1 Для определения порогов используется способ установки пороговых значений путем статистической обработки результатов измерения вибрации подшипников буксовых узлов партии колесных пар (не менее 30 единиц). Подшипники буксовых узлов колесных пар в каждой партии должны быть однотипными. Расчеты выполняются с учетом нормальности закона распределения обрабатываемых случайных величин.
7.1.2 На основании группы замеров определяют среднее значение

каждого из измеряемых параметров вибрации (например, амплитуд спектральных составляющих). Кроме этого находят дисперсию (рассеяние)

значений параметров вибрации около среднего значения параметра. Нормальным считается значение параметра, не превышающее уровень

. Значение параметра, равное
, или превышающее его - является аварийным уровнем.
7.1.3 Корректировка пороговых значений проводится для каждого из комплексов вибродиагностики: первый раз при монтаже и введении в эксплуатацию комплекса вибродиагностики на вагоноремонтном предприятии. По мере увеличения количества независимых измерений, но не реже одного раза в год, пороги корректируются при каждой очередной процедуре калибровки или поверки аппаратно-программной части комплекса вибродиагностики.
7.1.4 Если при диагностике подшипников буксовых узлов значение хотя бы одного из анализируемых параметров достигает или превышает установленный аварийный уровень, то результат диагностики - "Брак". Колесная пара с забракованным буксовым узлом направляется на полное освидетельствование.
7.2 Вибродиагностика подшипников буксовых узлов при входном и выходном контроле колесных пар
Вибродиагностика подшипников буксовых узлов колесных пар должна проводиться в соответствии с настоящим Руководством и ТИ для каждого типа оборудования комплексов вибродиагностики.
7.2.1 Входной контроль
При поступлении вагонов в ремонт все КП подвергаются визуально-измерительному контролю.
Если по результатам входного визуально-измерительного контроля нет причин направить колесную пару на полное освидетельствование, то такие колесные пары направляют на обязательную вибродиагностику: "годные" по ее результатам колесные пары проходят обыкновенное освидетельствование и промежуточную ревизию букс, а "негодные" направляются на полное освидетельствование и полную ревизию букс.
7.2.2 Выходной контроль. Вибродиагностика КП при выходном контроле проводится после полного освидетельствования КП при ремонте и при новом формировании КП, а также после обыкновенного освидетельствования и промежуточной ревизии букс.
7.2.3 Порядок выполнения вибродиагностики:

подготовить комплекс вибродиагностики к работе согласно Руководству по эксплуатации на устройство вращения колесной пары и Руководству по эксплуатации аппаратно-программной части;

установить колесную пару на устройство вращения;

включить питание комплекса;

после загрузки программного обеспечения включить устройство вращения КП;

после достижения необходимого числа оборотов (300 +/- 10) об/мин произвести отвод валков (прижимных роликов);

записать сигналы с вибропреобразователей для левой и правой сторон колесной пары;

сохранить протокол контроля в памяти аппаратно-программной части комплекса вибродиагностики;

отключить питание устройства вращения КП;

распечатать протокол с результатами диагностирования;

выйти из программы анализа измеренных сигналов вибрации и завершить работу компьютера аппаратно-программной части комплекса, для чего выключить питание компьютера, блок бесперебойного питания и блок розеток питания.
8 Оценка качества и оформление результатов вибродиагностики
8.1 Результаты вибродиагностики каждой колесной пары оформляются протоколом в соответствии с требованиями
пункта 6.1.3 настоящего Руководства.
8.2 Колесная пара считается забракованной, если хотя бы один из буксовых узлов по результатам вибродиагностики забракован.
8.3 Забракованная колесная пара направляется на полное освидетельствование. Результаты осмотра подшипника заносятся в протокол вибродиагностики с описанием характера дефекта и выводом о подтверждении/не подтверждении наличия дефекта подшипников.
К ИЗГОТОВЛЕНИЮ И АТТЕСТАЦИИ КОНТРОЛЬНОГО ОБРАЗЦА
ДЛЯ ПРОВЕРКИ РАБОТОСПОСОБНОСТИ КОМПЛЕКСОВ ВИБРОДИАГНОСТИКИ
П1 Назначение и область применения
Контрольный образец для проверки работоспособности комплексов вибродиагностики представляет собой специальным образом сформированную колесную пару, содержащую ролик с искусственным дефектом в виде пропила в одном смонтированном буксовом узле (букса N 1) и исправные роликовые подшипники в другом смонтированном буксовом узле (букса N 2).
П2 Общие требования к колесной паре и входящим в ее состав узлам и комплектующим
П2.1 Все детали, применяемые для монтажа колесной пары, должны быть исправны в соответствии с требованиями Инструктивных указаний
3-ЦВРК.
П2.2 Диаметр колес по кругу катания должен быть (860 +/- 2) мм с разницей диаметров не более 0,5 мм.
П2.3 Овальность колес по кругу катания не должна быть более 0,5 мм.
П3 Требования к формированию подшипника с искусственным дефектом
П3.1 Для формирования подшипника с искусственным дефектом из переднего подшипника (который будет устанавливаться на правую нумерованную сторону оси колесной пары - в буксу N 1) вынимают блок роликов с наружным кольцом и сепаратором, и из этого подшипника вынимают один ролик.
П3.2 На ролик механическим способом наносят искусственный дефект: делают пропил вдоль образующей ролика на всю длину (52 мм) глубиной (1,0 +/- 0,1) мм и шириной (1,0 +/- 0,1) мм.
П3.3 Ролик с искусственным дефектом ставят обратно в подшипник. Маркировка подшипника, содержащего искусственный дефект, выполняется путем нанесения на внешней боковой поверхности подшипника обозначения "ИД".
П4 Монтаж колесной пары
П4.1 Монтаж КП производится по общей технологии (Инструктивные указания
3-ЦВРК) с учетом того, что подшипник, содержащий ИД, устанавливается передним на правую нумерованную сторону оси (букса N 1).
П4.2 На стороне оси, содержащей подшипник с ИД, устанавливают бирку с маркировкой "ИД" и номером оси КП.
П4.3 На оси КП белой масляной краской наносят надпись "КО для вибродиагностики" (высота букв 100 мм).
П4.4 На смотровой крышке буксы N 1 с искусственным дефектом красной масляной краской наносят надпись "ИД" (высота букв 100 мм).
П5 Аттестация контрольного образца
П5.1 На контрольный образец составляется паспорт, в котором указываются:
- дата первичной аттестации при изготовлении КО;
- тип оси;
- N оси КП;
- диаметр ролика с пропилом;
- диаметр средних роликов;
- длина, ширина и глубина пропила.
Паспорт подписывают: главный инженер, ответственный за НК, метролог и мастер колесно-роликового цеха.
П5.2 Периодическая аттестация контрольного образца проводится 1 раз в 5 лет. При периодической аттестации проводят измерения геометрических параметров колес и размеров искусственного дефекта. Отклонения от установленных при изготовлении значений параметров не должны превышать допустимых значений.
П6 Проверка работоспособности комплексов вибродиагностики с помощью контрольного образца
П6.1 Установить на устройство вращения комплекса вибродиагностики колесную пару - контрольный образец.
П6.2 Провести диагностирование контрольного образца, выполнив операции
п. 7.2.3 настоящего Руководства. Должен быть получен результат "Брак" для буксового узла N 1, в котором находится подшипник с роликом с искусственным дефектом, и результат "Годен" для исправного буксового узла N 2.
П6.3 Поднять контрольный образец, повернуть по горизонтали на 180° и вновь провести его диагностирование. Должен быть получен результат "Брак" для буксового узла N 1, в котором находится подшипник с роликом с искусственным дефектом, и результат "Годен" для исправного буксового узла N 2.
П6.4 Если в результате диагностики контрольного образца будут получены неправильные заключения, необходимо провести корректировку порогов. Для этого необходимо вызвать представителей предприятия - разработчика комплекса вибродиагностики.