Главная // Актуальные документы // Приказ
СПРАВКА
Источник публикации
М.: Стандартинформ, 2012
Примечание к документу
Документ введен в действие с 1 июля 2012 года.
Название документа
"РМГ 113-2010. Рекомендации по межгосударственной стандартизации. Оценка степени риска при планировании Госнадзора"
(введены в действие Приказом Росстандарта от 01.03.2012 N 13-ст)


"РМГ 113-2010. Рекомендации по межгосударственной стандартизации. Оценка степени риска при планировании Госнадзора"
(введены в действие Приказом Росстандарта от 01.03.2012 N 13-ст)


Содержание


Введены в действие
Приказом Федерального
агентства по техническому
регулированию и метрологии
от 1 марта 2012 г. N 13-ст
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАНДАРТИЗАЦИИ
ОЦЕНКА СТЕПЕНИ РИСКА ПРИ ПЛАНИРОВАНИИ ГОСНАДЗОРА
Risk appraisal at the planning of market surveillance
РМГ 113-2010
Группа Т51
МКС 03.120.10
Дата введения
1 июля 2012 года
Предисловие
Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2009 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены".
Сведения о рекомендациях
1. Разработаны Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии.
2. Внесены Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии.
3. Приняты Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 25 ноября 2010 г. N 38).
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97
Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97
Сокращенное наименование национального органа по стандартизации
Армения
AM
Министерство экономики Республики Армения
Беларусь
BY
Госстандарт Республики Беларусь
Казахстан
KZ
Госстандарт Республики Казахстан
Молдова
MD
Молдова-Стандарт
Российская Федерация
RU
Росстандарт
Кыргызстан
KG
Кыргызстандарт
Украина
UA
Госпотребстандарт Украины
Таджикистан
TJ
Таджикстандарт
4. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 1 марта 2012 г. N 13-ст рекомендации по межгосударственной стандартизации РМГ 113-2010 введены в действие в качестве рекомендаций по межгосударственной стандартизации с 1 июля 2012 г.
5. Введены впервые.
Информация об изменениях к настоящим рекомендациям публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящих рекомендаций соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет.
1. Область применения
Настоящие рекомендации разработаны в целях проведения работ по оценке риска при планировании госнадзора для обоснования выбора направлений и объектов контроля, повышения эффективности госнадзора и предназначены для применения национальными органами по надзору за рынком при планировании и определении основных направлений государственного контроля (надзора) на соответствующий период.
Рекомендации определяют порядок и содержание работ по оценке степени риска при планировании госнадзора и могут быть применены полностью или частично в государствах-участниках СНГ при разработке нормативных, методических и иных документов, регламентирующих деятельность по оценке степени риска.
2. Общие положения
2.1. Риск - вероятность причинения вреда в результате деятельности субъекта хозяйственной деятельности или использования продукции жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений с учетом степени тяжести его последствий.
Оценка степени риска - совокупность количественных и качественных показателей, связанных с непосредственной деятельностью субъекта хозяйственной деятельности, особенностями отраслевого развития и факторами, влияющими на это развитие, позволяющих отнести субъект хозяйственной деятельности к различным степеням риска.
2.2. Система оценки рисков - это комплекс мероприятий, проводимый уполномоченным на осуществление контрольных и надзорных функций государственным органом с целью планирования проверок.
Степень риска может быть высокой, средней, низкой и должна определяться органами госнадзора государств-участников СНГ исходя из критериев оценки степени риска с учетом требований к организации и периодичности проведения проверок, регламентированных законодательными и нормативными правовыми актами государств-участников СНГ.
Цель внедрения и применения системы оценки рисков - определение согласованного подхода к выбору объектов государственного контроля (надзора), а также защита потребительского рынка государств-участников СНГ от негативных последствий использования продукции, представляющей опасность причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.
2.3. Основные цели внедрения критериев оценки степени риска:
- определение приоритетных направлений государственного контроля (надзора);
- определение периодичности проведения плановых проверок;
- устранения избыточного контроля за деятельностью субъектов хозяйственной деятельности;
- повышение эффективности государственного контроля в области технического регулирования.
3. Порядок проведения работ
по применению системы оценки риска
3.1. Система оценки риска при планировании госнадзора включает в себя следующие стадии:
- наблюдение;
- идентификация и анализ;
- определение наиболее подверженных риску продукции и отраслей промышленности и установление степени опасности риска;
- определение периодичности плановых проверок.
3.2. Стадия наблюдения
Основная задача на стадии наблюдения - это мониторинг в области безотказности товаров на потребительском рынке стран СНГ в определенный момент времени.
Органы госнадзора стран СНГ проводят сбор информации об основных направлениях производства и реализации продукции, в отношении которой установлены обязательные для применения требования по обеспечению ее безопасности для жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений в рамках компетенции органов государственного контроля (надзора). На данной стадии изучают рынок производства и реализации продукции.
Посредством проведения анализа риска решаются вопросы, касающиеся возможности идентификации риска, анализа вероятности его возникновения и анализа возможных последствий этого события. На основании полученных данных определяется степень риска по анализируемой группе продукции, отрасли промышленности.
3.3. Процесс анализа риска следует осуществлять в соответствии со следующими этапами:
- определение области применения;
- идентификация опасности и предварительная оценка последствий;
- оценка степени риска;
- проверка результатов анализа;
- документальное обоснование;
- корректировка результатов анализа с учетом актуализации данных.
Области применения определяют исходя из требований законодательства к конкретным видам деятельности, требований технических регламентов к соответствующим видам производства продукции, а также из специфики определенного региона.
Идентификация опасности предполагает систематическую проверку исследуемой системы с целью анализа типов присутствующих неустранимых опасностей и способов их проявления.
На данном этапе следует идентифицировать и все возможные риски опасности, угрожающие безопасности продукции, основываясь на предварительно полученной информации и данных, опыте работы, внешней информации, исторических данных, информации, которая получена на этапах создания продукции.
Источниками информации для анализа могут быть:
- рыночные сведения об изделиях;
- статистические и аналитические данные (анализ результатов проверок предыдущих лет);
- наличие жалоб потребителей продукции;
- внутренний (региональный) международный отчет и другие базы данных;
- актуальные сведения от заинтересованных сторон (организаций-потребителей, органов по оценке (подтверждению) соответствия, общественных организаций защиты прав потребителей);
- учет и анализ случаев причинения вреда вследствие нарушения требований технических регламентов.
3.4. Оценку степени риска, проверку результатов анализа и документальное обоснование осуществляют специалисты органов государственного контроля (надзора) стран-участников СНГ. К работам для проведения исследований в области оценки анализа степени риска могут привлекаться эксперты, а также специалисты научно-исследовательских институтов, обществ защиты прав потребителей.
На основании полученной оценки степени риска определяют наиболее подверженную риску продукцию, отрасль промышленности и устанавливают степень опасности риска (высокая, средняя и низкая).
Исходя из установленной степени опасности риска органы госнадзора государств - участников СНГ определяют периодичность проведения государственного контроля (надзора) с учетом требований к организации и периодичности проведения проверок, регламентированных законодательными и нормативными правовыми актами государств-участников СНГ.