Главная // Актуальные документы // Представление (форма)
СПРАВКА
Источник публикации
М.: Стандартинформ, 2016
Примечание к документу
Документ введен в действие с 1 января 2017 года.
Название документа
"РМГ 134-2015. Рекомендации по межгосударственной стандартизации. Проверка квалификации лабораторий посредством межгосударственных межлабораторных сравнительных испытаний. Планирование и организация"
(введены в действие Приказом Росстандарта от 20.07.2016 N 863-ст)

"РМГ 134-2015. Рекомендации по межгосударственной стандартизации. Проверка квалификации лабораторий посредством межгосударственных межлабораторных сравнительных испытаний. Планирование и организация"
(введены в действие Приказом Росстандарта от 20.07.2016 N 863-ст)


Содержание


Введены в действие
Приказом Федерального
агентства по техническому
регулированию и метрологии
от 20 июля 2016 г. N 863-ст
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАНДАРТИЗАЦИИ
ПРОВЕРКА КВАЛИФИКАЦИИ ЛАБОРАТОРИЙ ПОСРЕДСТВОМ
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ МЕЖЛАБОРАТОРНЫХ СРАВНИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ
Proficiency testing of laboratories through interstate
inter-calibrations. Planning and organization
РМГ 134-2015
Группа Т80
ОКС 17.020
Дата введения
1 января 2017 года
Предисловие
Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"
Сведения о межгосударственных рекомендациях
1 РАЗРАБОТАНЫ Федеральным государственным унитарным предприятием "Уральский научно-исследовательский институт метрологии" (ФГУП "УНИИМ")
2 ВНЕСЕНЫ Техническим комитетом по стандартизации МТК 053 "Основные нормы и правила по обеспечению единства измерений"
3 ПРИНЯТЫ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 27 октября 2015 г. N 81-П)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97
Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97
Сокращенное наименование национального органа по стандартизации
Армения
AM
Минэкономики Республики Армения
Беларусь
BY
Госстандарт Республики Беларусь
Казахстан
KZ
Госстандарт Республики Казахстан
Киргизия
KG
Кыргызстандарт
Россия
RU
Росстандарт
Таджикистан
TJ
Таджикстандарт
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 20 июля 2016 г. N 863-ст межгосударственные рекомендации РМГ 134-2015 введены в действие в качестве национальных рекомендаций Российской Федерации с 1 января 2017 г.
5 ВВЕДЕНЫ ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящим рекомендациям публикуется в ежегодном информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящих рекомендаций соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
1 Область применения
Настоящие рекомендации разработаны с целью обеспечения взаимного доверия к результатам измерений (испытаний), выдаваемым испытательными лабораториями государств Содружества Независимых Государств (далее - страны-участницы), тесного экономического взаимодействия стран-участниц, создания механизма получения достоверной информации о составе и свойствах анализируемых объектов, представляющих интерес для стран-участниц.
В настоящих рекомендациях изложены рекомендуемые принципы планирования и организации работ по реализации межгосударственных программ проверки квалификации посредством межлабораторных сравнительных испытаний (межлабораторных сличений, межлабораторных сличительных испытаний) в странах-участницах.
2 Нормативные ссылки
В настоящих рекомендациях использована нормативная ссылка на следующий стандарт:
ГОСТ ISO/IEC 17043-2013 Оценка соответствия. Основные требования к проведению проверки квалификации
Примечание - При пользовании настоящими рекомендациями целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящими рекомендациями следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины, определения, сокращения и обозначения
В настоящих рекомендациях применены термины "проверка квалификации", "межлабораторные сличения" <1>, "программа проверки квалификации", "провайдер проверки квалификации" <2>, "образец для проверки квалификации <3>", "приписанное значение", "участник" по ГОСТ ISO/IEC 17043, а также следующий термин с соответствующим определением:
3.1 координирующая организация: Организация, осуществляющая координацию работ по планированию, организации и проведению межгосударственных программ проверки квалификации.
Примечания
1 Координирующую организацию назначает национальный орган по обеспечению единства измерений по согласованию с национальным органом по аккредитации страны-участницы (далее - национальный орган).
2 Национальный орган может сам выполнять функции координирующей организации или делегировать их выполнение другой организации (например, национальному метрологическому институту, компетентному провайдеру проверки квалификации, компетентному испытательному центру). При выборе координирующей организации целесообразно учитывать наличие в ее штате члена РГ МСИ НТКМетр.
--------------------------------
<1> Наряду с данным термином применимы термины "межлабораторные сравнительные испытания", "межлабораторные сличительные испытания".
<2> Наряду с данным термином применим термин "провайдер межлабораторных сличительных испытаний".
<3> Наряду с данным термином применим термин "образец для проведения межлабораторных сличительных испытаний".
3.2 Сокращения
В настоящих рекомендациях применены следующие сокращения:
КООМЕТ - Евро-Азиатское сотрудничество государственных метрологических учреждений;
МГС - Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации;
МППК - межгосударственная программа проверки квалификации;
МСИ (МЛС) - межлабораторные сравнительные испытания (межлабораторные сличения);
МСО - межгосударственный стандартный образец;
РГ МСИ НТКМетр - Рабочая группа по вопросам межлабораторных сравнительных испытаний (МСИ) для целей проверки квалификации испытательных лабораторий при научно-технической комиссии по метрологии;
СНГ - Содружество Независимых Государств;
СО - стандартный образец.
4 Общие положения
4.1 Работы по планированию, организации и проведению МППК осуществляют НТКМетр, РГ МСИ НТКМетр, национальные органы, координирующие организации, компетентные провайдеры проверки квалификации стран Содружества Независимых Государств.
4.2 Планирование, организацию и проведение МППК осуществляют в соответствии с 6 - 11 настоящих рекомендаций.
5 Схема реализации межгосударственных программ проверки квалификации
Реализация МППК включает в себя следующие этапы:
а) выбор странами МППК (в том числе выбор объектов и контролируемых показателей МППК, используемых в рамках МППК методик измерений (испытаний), организаторов МППК);
б) представление предложений от национальных органов стран-участниц;
в) составление проекта плана МППК;
г) утверждение плана МППК;
д) доведение информации о плане МППК до заинтересованных лабораторий стран-участниц;
е) организация и проведение МППК;
ж) оказание консультативно-методической помощи лабораториям по вопросам участия в МППК;
и) обсуждение результатов МППК.
6 Критерии выбора межгосударственных программ проверки квалификации
6.1 Выбор задач проведения межгосударственной программы проверки квалификации
Задачей МППК является определение способности отдельных лабораторий проводить конкретные испытания или измерения.
Примечание - В рамках МППК могут решаться следующие дополнительные задачи:
- определение метрологических характеристик для конкретных методик измерений (испытаний), используемых в странах;
- уточнение процедуры измерений (испытаний);
- установление метрологических характеристик стандартных образцов и/или оценка их пригодности для использования в методиках испытаний или измерений;
- установление сопоставимости результатов измерений (испытаний) для различных методик измерений (испытаний), используемых в разных странах;
- установление эффективности использования новых методов испытаний (измерений);
- оценка эффективности работы лабораторий и мониторинг постоянной эффективности работы лабораторий;
- верификация заявленной точности результатов измерений (испытаний).
6.2 Выбор (разработка) программ проверки квалификации, реализуемых в качестве межгосударственных
6.2.1 Выбор объектов МППК и контролируемых показателей (характеристик) проводят с учетом факторов, перечисленных в 6.2.2 - 6.2.6.
6.2.2 Номенклатура товаров, экологических объектов, информация о показателях безопасности и качества которых представляет взаимный интерес для стран-участниц.
Объекты МППК целесообразно выбирать с учетом сводного перечня конкурентоспособной продукции, предлагаемой национальными производителями стран-участниц (например, химическая и нефтехимическая продукция, продукция текстильной отрасли, материалы и продукция цветной, черной металлургии, минеральные удобрения, лекарственные препараты, сельскохозяйственная, пищевая продукция и др.), а также спорных вопросов по состоянию экологических объектов, возникающих на приграничных территориях.
6.2.3 Результаты анализа межгосударственных технических нормативных актов (например, технических регламентов), межгосударственных стандартов, устанавливающих требования к различным видам продукции, объектам измерений (испытаний) и к определяемым в них показателям.
При этом целесообразно в первую очередь учитывать требования тех нормативных правовых актов, межгосударственных стандартов, которые регламентируют приоритетные показатели безопасности, а также те показатели, в отношении которых выявлены спорные ситуации по оценке их качества, а также наиболее вероятны расхождения в результатах испытаний либо реализация в лабораториях методик измерений (испытаний) представляет наибольшую сложность.
6.2.4 Результаты анализа наличия в странах лабораторий, анализирующих соответствующие объекты по одним и тем же показателям, а также соответствующих методов измерений (испытаний), используемых для целей подтверждения соответствия выбранных объектов установленным требованиям.
Анализ целесообразно проводить на основе областей аккредитации, отраженных в реестрах аккредитованных лабораторий стран-участниц, а также измерительных возможностей национальных метрологических институтов, научно-исследовательских лабораторий национальных академий наук, университетов, профильных научно-исследовательских учреждений стран и т.п., позволяющих им принимать участие в МППК. При этом учитывают количество потенциальных лабораторий-участниц из различных стран, стараясь охватить как можно больше стран-участниц.
6.2.5 Обеспеченность МППК СО или требования к характеристикам образцов для проверки квалификации
Предпочтительным является использование МСО, внесенных в Реестр межгосударственных стандартных образцов, или в случае их отсутствия - СО, внесенных в соответствующие реестры стран-участниц. Если отсутствуют такие СО или МППК предусмотрено проведение измерений (испытаний) на специальных уровнях измеряемого параметра, отличающихся от аттестованных значений имеющихся СО, образцы могут специально создаваться для целей МППК. Используемые для МППК образцы для проверки квалификации должны соответствовать требованиям ГОСТ ISO/IEC 17043. Предпочтительно использовать специально создаваемые образцы для проверки квалификации, для приписанных значений которых обеспечена, по возможности, метрологическая прослеживаемость к национальным эталонам стран СНГ или, при их отсутствии, к международным эталонам.
Примечание - Допустимо использовать для проведения МППК СО зарубежного производства (например, биологических объектов, лекарственных средств и т.д.), прослеживаемые к национальным эталонам иностранных государств, для которых проведены сличения и измерительные возможности внесены в базу МБМВ, или СО, признанные международными организациями (например, ВОЗ).
6.2.6 Возможность доставки образцов странам-участницам
При анализе возможности доставки образцов прорабатывают вопрос пересечения границ государств, транспортирования и хранения образцов.
Национальные органы стран-участниц должны обеспечить беспрепятственное таможенное прохождение образцов для проверки квалификации с сохранением целостности упаковки, стабильности предварительно заданных характеристик образца для проверки квалификации и его однородности (при этом учитывают, что образцы для проверки квалификации должны предоставляться участникам без информации о приписанном значении определяемого показателя).
Примечание к пункту 6.2 - Информация о конкурентоспособной продукции, предлагаемой национальными производителями стран, о МСО и ГСО, об области деятельности национальных метрологических институтов, областях аккредитации лабораторий, аккредитованных в странах, может быть получена на официальном сайте МГС, а также на сайтах национальных органов стран-участниц, уполномоченных на осуществление соответствующих видов деятельности.
6.3 Выбор используемых участниками методик измерений (испытаний)
МППК могут предполагать использование лабораториями - участницами методик измерений (испытаний), применяемых ими постоянно по их выбору. Если МППК предусматривает использование участниками конкретной методики измерений (испытаний), целесообразно, чтобы она была общедоступной (например, методика содержится в межгосударственном стандарте и отсутствуют альтернативные методики, внесенные в соответствующие реестры стран-участниц).
Примечание - МППК, при необходимости, могут предъявлять особые требования к процедуре пробоподготовки, используемому методу измерений, к характеристикам используемого оборудования или реактивам или условиям проведения измерений (испытаний) и т.п.
6.4 Выбор провайдеров проверки квалификации, реализующих межгосударственные программы проверки квалификации
Провайдеры проверки квалификации, реализующие МППК, должны быть признаны компетентными на соответствие требованиям ГОСТ ISO/IEC 17043 в соответствии с порядком, установленным в стране-участнице. МППК должна соответствовать деятельности провайдера в области его компетенции.
7 Представление предложений от национальных органов стран-участниц
Предложения по формированию плана МППК готовят в странах-участницах координирующие организации по согласованию с провайдерами программ. Национальный орган на основании этих предложений формирует предложения в план МППК в виде:
- конкретного проекта программы проверки квалификации <1> (если на территории соответствующей страны-участницы реализуются такие программы или имеется возможность их компетентной разработки и реализации) с указанием наименования признанного в стране-участнице провайдера проверки квалификации и его контактной информации (рекомендуемая форма представления предложений в план МППК приведена в приложении А);
- перечня объектов испытаний и определяемых показателей, по которым имеется потребность для данной страны-участницы в проведении МППК.
--------------------------------
<1> Программы МППК должны быть построены с учетом задач их проведения по 6.1.
Предложения по формированию плана МППК от национального органа страны-участницы посылаются члену РГ МСИ НТКМетр, представляющему страну-участницу, или непосредственно руководителю РГ МСИ НТКМетр.
Примечание - Провайдер может сам обратиться в координирующую организацию страны-участницы с предложением включить свои программы проверки квалификации в проект плана МППК.
8 Составление проекта плана межгосударственных программ проверки квалификации
Предложения по формированию плана МППК от стран-участниц рассматривают на очередном заседании РГ МСИ НТКМетр. По результатам обсуждения формируют проект плана МППК на следующие 2 года.
Примечание - Сроки проведения каждой МППК уточняют в процессе обсуждения на заседании РГ МСИ НТКМетр. При возможности организации и проведения программы в более короткий срок его указывают в проекте плана.
9 Утверждение плана межгосударственных программ проверки квалификации
Проект плана МППК рассматривают и утверждают на очередном заседании НТКМетр. Утвержденный план размещают на официальном сайте Федерального государственного унитарного предприятия "Уральский научно-исследовательский институт метрологии" (ФГУП "УНИИМ") <1> - www.uniim.ru. Национальные органы страны-участницы доводят план до сведения координирующей организации своей страны.
--------------------------------
<1> В соответствии с решением МГС N 41-2012 о размещении подробной информации о деятельности РГ МСИ НТКМетр на официальном сайте ФГУП "УНИИМ".
10 Доведение информации о плане межгосударственных программ проверки квалификации до заинтересованных лабораторий стран-участниц
Координирующие организации, провайдеры проверки квалификации информируют лаборатории своей страны об утвержденном плане МППК и порядке участия лабораторий в МППК, в том числе о порядке взаимодействия с провайдерами на своих официальных сайтах и/или посредством почтовой (электронной) рассылки (при этом дают ссылку на официальный сайт ФГУП "УНИИМ").
11 Организация и проведение межгосударственных программ проверки квалификации
МППК организуют и провайдеры проводят проверки квалификации, ответственные за соответствующие МППК, в соответствии с требованиями ГОСТ ISO/IEC 17043.
Координирующие организации осуществляют координацию реализации МППК в своей стране, в том числе могут курировать или выполнять работу по заключению договоров с лабораториями, распространению образцов для проверки квалификации между участниками МППК своей страны (в том числе, при необходимости, решают вопросы прохождения таможенного контроля), направлению протоколов испытаний участников соответствующим провайдерам проверки квалификации.
Координирующие организации своей страны могут, при необходимости, участвовать в приобретении или изготовлении образцов для МППК на договорных условиях с провайдером проверки квалификации.
12 Оказание консультативно-методической помощи лабораториям по вопросам участия в межгосударственных программах проверки квалификации
Консультативно-методическую помощь лабораториям по вопросам участия в МППК оказывают провайдеры проверки квалификации, ответственные за соответствующие МППК, или координирующие организации соответствующей страны-участницы (в том числе на основе консультаций с провайдерами проверки квалификации).
13 Обсуждение результатов межгосударственных программ проверки квалификации
Отчеты о результатах МППК провайдеры проверки квалификации, ответственные за соответствующие МППК, представляют координирующим организациям своей страны, которые доводят их до члена РГ МСИ НТКМетр, представляющего страну. Результаты участия лабораторий в МППК обсуждают (с учетом задач реализации МППК) на очередном заседании РГ МСИ НТКМетр. На основе полученных результатов, при необходимости, дают предложения по совершенствованию метрологического обеспечения измерений (испытаний) в странах (в том числе по совершенствованию методик измерений/испытаний, оборудования, СО и т.п.), о целесообразности разработки (совершенствования) единых для стран-участниц методик измерений (испытаний) и т.п. Предложения РГ МСИ НТКМетр выносят на очередное заседание НТКМетр для организации работ в соответствующем направлении, например, через межгосударственные технические комитеты по стандартизации, рабочую группу по стандартным образцам НТКМетр МГС.
Приложение А
(рекомендуемое)
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ФОРМА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ПЛАН
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ ПРОВЕРКИ КВАЛИФИКАЦИИ
Информация о планируемых ______________________________________________
наименование страны
межгосударственных программах проверки квалификации лабораторий
на 20 ______ г.
Объект МППК
Контролируемые показатели
Координаты провайдера программы (организации, ответственной за проведение МППК)
Стоимость участия в МППК <1>, в том числе НДС
Характеристика образца для проверки квалификации <2>
Дополнительная информация (при необходимости)
--------------------------------
<1> Стоимость участия в МППК рассчитывают исходя из стоимости образцов для проверки квалификации, включая их разработку и установление приписанных значений, затрат на организацию проведения МППК и обработку результатов измерений (испытаний), стоимости материалов, почтовых, в том числе таможенных, и прочих расходов.
<2> Информация о материале образцов, объеме (массе) материала образцов, упаковке.