Главная // Актуальные документы // ПереченьСПРАВКА
Источник публикации
М.: Издательство стандартов, 1986
Примечание к документу
Документ
введен в действие на территории СССР в договорно-правовых отношениях по экономическому и научно-техническому сотрудничеству и в народном хозяйстве с 1 июля 1987 года.
Название документа
"СТ СЭВ 5497-86. Стандарт СЭВ. Дороги автомобильные международные. Определение несущей способности дорожных конструкций и их конструктивных слоев установкой динамического нагружения (УДН)"
(утв. Постоянной Комиссией по сотрудничеству в области стандартизации, Светозарево, июнь 1986 года)
"СТ СЭВ 5497-86. Стандарт СЭВ. Дороги автомобильные международные. Определение несущей способности дорожных конструкций и их конструктивных слоев установкой динамического нагружения (УДН)"
(утв. Постоянной Комиссией по сотрудничеству в области стандартизации, Светозарево, июнь 1986 года)
Постоянной Комиссией
по сотрудничеству
в области стандартизации
Светозарево, июнь 1986 года
СОВЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ВЗАИМОПОМОЩИ
СТАНДАРТ СЭВ
ДОРОГИ АВТОМОБИЛЬНЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ НЕСУЩЕЙ СПОСОБНОСТИ ДОРОЖНЫХ КОНСТРУКЦИЙ
И ИХ КОНСТРУКТИВНЫХ СЛОЕВ УСТАНОВКОЙ
ДИНАМИЧЕСКОГО НАГРУЖЕНИЯ (УДН)
СТ СЭВ 5497-86
Группа Ж81
Настоящий стандарт СЭВ является обязательным в рамках Конвенции о применении стандартов СЭВ.
1. Автор - делегация ГДР в Постоянной Комиссии по сотрудничеству в области транспорта.
2. Тема - 23.800.09-83.
3. Стандарт СЭВ утвержден на 60-м заседании ПКС.
4. Сроки начала применения стандарта СЭВ:
─────────────────────────┬─────────────────────────────────────────────────
Страны - члены СЭВ │ Сроки начала применения стандарта СЭВ
├─────────────────────────┬───────────────────────
│ в договорно-правовых │ в народном хозяйстве
│ отношениях │
│ по экономическому │
│ и научно-техническому │
│ сотрудничеству │
─────────────────────────┼─────────────────────────┼───────────────────────
НРБ │ Июль 1988 г. │ Июль 1988 г.
─────────────────────────┼─────────────────────────┼───────────────────────
ВНР │ │
─────────────────────────┼─────────────────────────┼───────────────────────
СРВ │ │
─────────────────────────┼─────────────────────────┼───────────────────────
ГДР │ Январь 1987 г. │ Июль 1987 г.
─────────────────────────┼─────────────────────────┼───────────────────────
Республика Куба │ │
─────────────────────────┼─────────────────────────┼───────────────────────
МНР │ │
─────────────────────────┼─────────────────────────┼───────────────────────
ПНР │ - │ -
─────────────────────────┼─────────────────────────┼───────────────────────
СРР │ - │ -
─────────────────────────┼─────────────────────────┼───────────────────────
СССР │ Июль 1987 г. │ Июль 1987 г.
─────────────────────────┼─────────────────────────┼───────────────────────
ЧССР │ Январь 1989 г. │ Январь 1989 г.
5. Срок проверки - 1991 г.
Настоящий стандарт СЭВ распространяется на нежесткие дорожные конструкции и их конструктивные слои и устанавливает метод испытания несущей способности установкой динамического нагружения (УДН).
Настоящий стандарт СЭВ не распространяется на дорожные конструкции с покрытием из цементобетона.
Метод заключается в определении величин модуля упругости и радиуса кривизны упругой линии на поверхности испытываемого слоя по амплитудам деформации, полученным от действия ударной силы через круглый, жесткий штамп.
Величина и время действия ударной силы соответствуют проходу колеса с нагрузкой 50 kN и скоростью 60 km/h.
2.1. Метод применяется для определения несущей способности дорожных конструкций в случаях:
I - на поверхности существующего покрытия проезжей части или на верхнем несущем слое;
II - на нижнем несущем слое, грунтовом основании и подстилающем грунте.
2.2. Время действия ударной силы (нагрузки) определяется на основе общей зависимости согласно черт. 1.
Черт. 1
3. ИСПЫТАТЕЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
3.1. Основные параметры установки динамического нагружения (УДН), состоящей из нагружаемого штампа, направляющей рамы с креплением и падающего груза, должны соответствовать приведенным в табл. 1.
Таблица 1
────────────┬───────────────────────┬──────────────────────────────────────
Случай │ Время действия │ Размеры нагружаемого штампа стальной
│ падающего груза, s │ плиты с отверстием диаметром 70 mm
│ │ в центре
│ ├──────────────────┬───────────────────
│ │ диаметр, mm │ толщина, mm
────────────┼───────────────────────┼──────────────────┼───────────────────
I │От 0,022 до 0,025 │ 340 │ 35
II │ " 0,090 " 0,110 │ 500 │ 25
3.2. Измерительное техническое оборудование состоит из:
1) регистрирующих устройств - электрических приборов для измерения и регистрации ударной силы F и амплитуд деформации

,

;
2) приспособления для закреплений электрических регистрирующих устройств.
Примечание. В случае II амплитуду деформации

можно измерять и регистрировать механическим прибором (индикатором).
3.3. Перед использованием установки динамического нагружения следует проводить калибровку на испытательном стенде не менее чем один раз в год.
4.1. Калибровка УДН с достаточной для практических целей точностью производится на испытательном стенде.
4.2. Испытательный стенд представляет собой фундаментный блок из бетона массой >= 2000 kg с примерными размерами 1100 x 1100 x 1000 mm.
Поверхность блока соединена с примыкающей площадью в одном уровне. В середине поверхности оставляют отверстие, величину которого определяют размером помещаемой в него мессдозы (предельно допускаемая нагрузка >= 100 kN).
4.3. Возникающая ударная сила одновременно с регистрацией мессдозы на испытательном стенде фиксируется мессдозой на самой УДН. Если показания мессдоз расходятся более чем на 5%, калибровку необходимо повторить.
4.4. При проведении калибровки УДН помещают на мессдозу испытательного стенда. Прибор должен стоять перпендикулярно поверхности. Калибровка состоит в том, чтобы путем изменения высоты падения, массы падающего груза и (или) жесткости амортизирующих элементов определить диапазон нагрузки, необходимой для получения заданного контактного напряжения и времени действия нагрузки.
4.5. Допускается использовать для калибровки УДН стенды, в которых учитывается жесткость испытываемой системы.
5. ПОДГОТОВКА К ИСПЫТАНИЯМ
5.1. Определяют срок проведения испытаний, исходя из цели испытания и в зависимости от погодных условий, влажности земляного полотна и прочности дорожной конструкции и ее слоев.
Испытания дорожных конструкций со слоями из материалов, содержащих битум, целесообразно проводить при температуре от 5 до 15 °C.
5.2. Определяют контактное напряжение в соответствии с табл. 2.
──────────┬─────────────────────────────────┬────────────┬─────────────────
Случай │ Поверхность испытания │ Диаметр │ Контактное
│ │плиты d, mm │ напряжение
<*>
│ │ │ сигма, N/mm2
──────────┼─────────────────────────────────┼────────────┼─────────────────
I │Поверхностный слой │ 340 │ 0,60
│Верхний несущий слой │ 340 │ 0,45
──────────┼─────────────────────────────────┼────────────┼─────────────────
II │Нижний несущий слой │ 500 │ 0,20
│Грунтовое основание │ 500 │ 0,10
│Подстилающий грунт │ 500 │ 0,10
--------------------------------
<*> Заданное контактное напряжение должно соблюдаться с отклонением не более +/- 10%.
5.3. Очищают поверхность слоя на месте испытания и обеспечивают возможно более полное прилегание штампа. При проведении массовых испытаний особых мер для обеспечения плотного прилегания штампа к поверхности испытываемого слоя не принимают.
Точность обеспечивается за счет большого числа испытаний. При разовых испытаниях плотность прилегания обеспечивается притиркой штампа к поверхности испытываемого слоя с заполнением пустот под штампом гипсовым тестом или одноразмерным мелким песком.
5.4. Размещают и производят монтаж УДН на месте испытания согласно инструкции изготовителя прибора, а также размещают и тарируют электрические измерительные и регистрирующие устройства.
6.1. Испытания в случае I проводят со штампом диаметром 340 mm в следующем порядке:
1) устанавливают высоту падения для получения контактного напряжения по
табл. 2;
2) дважды нагружают и определяют

,

и ударную силу F. Если результаты двух измерений отличаются друг от друга более чем на 20% (относительно меньшего значения), то проводят дальнейшее нагружение;
3) выборочно контролируют соблюдение времени действия нагрузки, например в начале и конце каждой серии измерений при приближенно одинаковых условиях и (или) при отдельных очень высоких значениях прогиба. Если требования
п. 3.1 не соблюдены, то на основе калибровочных значений необходимо изменить высоту падения, массу падающего груза и (или) жесткость амортизирующих элементов.
6.2. Испытания в случае II проводят со штампом диаметром 500 mm в следующем порядке:
1) устанавливают высоту падения для получения контактного напряжения по
табл. 2;
2) нагружают и определяют

и F:
предварительное нагружение - однократное без измерения;
испытательное нагружение - трехкратное.
Примечания. 1. При пользовании электрическим прибором для измерения деформации и регистрации ударной силы действителен порядок, приведенный в
п. 6.1, однако без учета

.
2. При пользовании механическим прибором деформация

измеряется при нагружении по схеме, приведенной на черт. 2.
1 - точка измерения при первом нагружении;
2 - точка измерения при втором нагружении;
3 - точка измерения при третьем нагружении
Черт. 2
3) выборочно контролируют соблюдение времени действия нагрузки, например, в начале и в конце каждой серии измерений при приближенно одинаковых условиях и (или) при отдельных очень высоких значениях прогиба.
Примечание. Если требования по
п. 3.1 не соблюдены, то на основе калибровочных значений необходимо изменить высоту падения, массу падающего груза и (или) жесткость амортизирующих элементов.
7.1. Для полученных в результате испытаний отдельных значений в данной (i-й) точке измерения определяют:
1) среднее значение ударной силы, действующей на нагружаемый штамп

, в ньютонах, округленное до 1 N;
2) среднее значение амплитуды упругой деформации нагруженной поверхности по оси нагрузки

и амплитуды упругой деформации на расстоянии a от оси нагрузки

выраженной в миллиметрах, округленное до 0,01 mm;
3) значение контактного напряжения

в ньютонах на квадратный миллиметр, округленное до 0,01 N/mm2, по формуле

, (1)
где F - ударная сила, N;
d - диаметр нагружаемого штампа, mm;
4) значение модуля упругости

, в ньютонах на квадратный миллиметр, округленное до 1 N/mm2, вычисляют по формуле

, (2)
где

- амплитуда упругой деформации нагруженной поверхности по оси нагрузки, mm;

- коэффициент Пуассона, принимаемый для грунтов равным 0,35, для дорожных конструкций - 0,3;
5) значение радиуса кривизны упругой линии на поверхности связанного слоя

, выраженное в миллиметрах, округленное до

, по формуле

(3)
или при a = 225 mm

, (4)
где a - расстояние между осью нагрузки и точкой измерения амплитуды деформации

, mm;

- амплитуда упругой деформации на расстоянии a от оси нагрузки, mm.
7.2. Нормативные значения определяют для участков дорог с амплитудой деформации, измеренной по оси нагрузки одинакового порядка, на основе общих зависимостей согласно СТ СЭВ 3404-81 с доверительной вероятностью 95%:
1) значение амплитуды упругой деформации нагруженной поверхности по оси нагрузки

, выраженной в миллиметрах, округленное до 0,01 mm, по формуле

, (5)
где

- среднее арифметическое значений

, определенных в n точках измерения, mm (порядковый номер места измерения i = 1, 2, 3,..., n - 1, n);
t - значение коэффициента Стьюдента для доверительной вероятности 95%;

- стандартное отклонение величины

от среднего значения

;
2) значение модуля упругости

, выраженного в ньютонах на квадратный метр, округленное до 1 N/mm2, по формуле

, (6)
где

- среднее арифметическое значений

, определенных в n точках измерения, N/mm2 (порядковый номер места измерения i = 1, 2, 3,..., n - 1, n);

- стандартное отклонение величины

от среднего значения

, N/mm2;
3) значение радиуса кривизны

, выраженного в миллиметрах, округленное до

, по формуле

, (7)
где

- среднее арифметическое значений

, определенных в n точках измерения,

(порядковый номер места измерения i = 1, 2, 3,..., n - 1, n);

- стандартное отклонение величины

от среднего значения

,

.
ОБОЗНАЧЕНИЯ, ПРИНЯТЫЕ В СТАНДАРТЕ

- амплитуда упругой деформации нагруженной поверхности по оси нагрузки, mm;

- амплитуда упругой деформации на расстоянии a от оси нагрузки, mm;

- модуль упругости, определенный по амплитуде деформации

, N/mm2;

- радиус кривизны упругой линии на поверхности связанного слоя, определенный по амплитудам деформации

и

,

;
F - ударная сила, действующая на нагружаемый штамп УДН, N;

- контактное напряжение, возникающее на поверхности испытываемой конструкции от действия ударной силы F по нагружаемым штампам, N/mm2;
d - диаметр нагружаемого штампа, mm;
a - расстояние между осью нагрузки и точкой измерения амплитуды деформации

;
a = const = 225 mm;
i - обозначение порядкового номера измерения;

- среднее арифметическое значение величины

;

- среднее арифметическое значение величины

;

- среднее арифметическое значение величины

;

- стандартное отклонение величины

от среднего значения

;

- стандартное отклонение величины

от среднего значения

;

- стандартное отклонение величины

от среднего значения

;
t - значение коэффициента Стьюдента для заданного уровня статистической надежности;

- нормативная для участка дороги амплитуда деформации

со статистической надежностью 95%;

- нормативный для участка дороги модуль упругости со статистической надежностью 95%;

- нормативный для участка дороги радиус кривизны со статистической надежностью 95%.
Информационное приложение
ПЕРЕЧЕНЬ КЛЮЧЕВЫХ СЛОВ/ДЕСКРИПТОРОВ
<*>
Ключевые слова/дескрипторы: дороги автомобильные, методы испытаний, конструкции дорожные, способности насущие, установка динамического нагружения (УНД), модуль упругости.
--------------------------------
<*> Дескрипторы Международного тезауруса СЭВ по стандартизации выделены полужирным шрифтом.