Главная // Актуальные документы // ОСТ (Отраслевой стандарт)
СПРАВКА
Источник публикации
М.: АО ВНИИТР, 2001
Примечание к документу
С 01.07.2003 в связи с вступлением в силу Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ отраслевые стандарты не относятся к нормативным документам по стандартизации. До вступления в силу технических регламентов акты федеральных органов исполнительной власти в сфере технического регулирования (в том числе стандарты отраслей) носят рекомендательный характер и подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям и условиям, указанным в п. 1 ст. 46 названного закона, за исключением случаев, предусмотренных ст. 5.
С 01.07.2016 виды документов по стандартизации установлены ст. 14 Федерального закона от 29.06.2015 N 162-ФЗ.

Документ введен в действие с 1 февраля 2002 года.
Название документа
"ОСТ 58-27-01. Стандарт отрасли. Технические комплексы тиражирования видеопродукции. Общие требования. Основные параметры и методы испытаний"
(принят и введен в действие Приказом МПТР России от 30.01.2002 N 11)

"ОСТ 58-27-01. Стандарт отрасли. Технические комплексы тиражирования видеопродукции. Общие требования. Основные параметры и методы испытаний"
(принят и введен в действие Приказом МПТР России от 30.01.2002 N 11)


Содержание


Принят и введен в действие
Приказом МПТР России
от 30 января 2002 г. N 11
СТАНДАРТ ОТРАСЛИ
ТЕХНИЧЕСКИЕ КОМПЛЕКСЫ ТИРАЖИРОВАНИЯ ВИДЕОПРОДУКЦИИ
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ. ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ И МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ
ОСТ 58-27-01
Дата введения
1 февраля 2002 года
Предисловие
1. Разработан Открытым акционерным обществом "Всероссийский научно - исследовательский институт телевидения и радиовещания" (АО ВНИИТР).
2. Принят и введен в действие Приказом Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций от 31 января 2002 г. N 11.
3. Введен впервые.
1. Область применения
Настоящий отраслевой стандарт устанавливает основные параметры, общие требования и методы испытаний технических комплексов тиражирования видеопродукции, предназначенных для перезаписи видеофонограмм - оригиналов на видеокассеты формата VHS.
Действие стандарта распространяется на организации, производящие и эксплуатирующие технические комплексы тиражирования видеопродукции.
Настоящий нормативный документ применяется при проведении испытаний комплексов.
Отраслевой стандарт разработан с учетом Законов Российской Федерации: "О средствах массовой информации", "О рекламе", "О защите прав потребителей", "Об обеспечении единства измерений".
2. Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на документы с [1] по [3], а также следующие стандарты:
ГОСТ 13699-91 Запись и воспроизведение информации. Термины и определения
ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды
ГОСТ 18321-73 Статистический контроль качества. Методы случайного отбора выборок штучной продукции
ГОСТ 18471-83 Тракт передачи изображения вещательного телевидения. Звенья тракта и измерительные сигналы
ГОСТ 21185-75 Измерители квазипикового уровня электрических сигналов звуковой частоты. Типы, основные параметры и методы испытаний
ГОСТ 22261-94 Средства измерений электрических и магнитных величин. Общие технические условия
ГОСТ 24838-87 Аппаратура радиоэлектронная бытовая. Входные и выходные параметры
ГОСТ 26320-84 Оборудование телевизионное студийное и внестудийное. Методы субъективной оценки качества цветных телевизионных изображений
ГОСТ 28536-90 Видеомагнитофоны бытовые. Общие технические требования
ГОСТ 29271-91 Кассеты видеомагнитофонные. Общие технические условия
ГОСТ 29286-92 Ленты магнитные измерительные для бытовых видеомагнитофонов. Общие технические условия
ГОСТ Р 50779.71-99 (ИСО 2859.1-89) Статистические методы. Процедуры выборочного контроля по альтернативному признаку. Часть I. Планы выборочного контроля последовательных партий на основе приемлемого уровня качества AQL
ГОСТ Р 51121-97 Товары непродовольственные. Информация для потребителя. Общие требования
ОСТ 19-243-99 Видеофонограмма формата VHS на магнитной ленте в кассете. Общие технические условия
ОСТ 58-20-00 Видеокассета техническая формата S-VHS. Технические требования
ОСТ 58-24-01 Видеокассета техническая формата Betacam SP. Технические требования
ОСТ 58-25-01 Видеокассета технологическая формата Betacam SP. Технические требования
СТП 47-18-00 Мониторы. Методы измерений светотехнических и колориметрических параметров.
3. Термины и определения
В настоящем стандарте используются термины по ГОСТ 13699 и следующие определения:
- технический комплекс тиражирования видеопродукции - комплекс оборудования, на котором осуществляется перезапись видеофонограмм - оригиналов на видеомагнитофонные кассеты (видеокассеты) формата VHS;
- группа качества - совокупность свойств, обуславливающих пригодность технических комплексов удовлетворять определенным нормам и требованиям;
- объективная оценка качества каналов изображения и каналов звукового сопровождения - оценка, получаемая в результате измерения выходных характеристик в соответствии с принятыми методиками;
- субъективная оценка качества изображения и звукового сопровождения - оценка качества перезаписанных фрагментов видеофонограмм, проводимая с использованием субъективных методов лицами, являющимися специалистами в области телевизионной техники;
- техническая видеокассета - видеокассета с записанными испытательными сигналами, предназначенными для проверки объективными методами каналов изображения и звукового сопровождения технической базы тиражирования видеопродукции;
- технологическая видеокассета - видеокассета с записанными испытательными сигналами, таблицами и фрагментами подвижных изображений, предназначенными для проверки субъективными методами каналов изображения и звукового сопровождения технических комплексов тиражирования видеопродукции;
- контрольная видеокассета - видеофонограмма на магнитной ленте в кассете, содержащая контрольные измерительные сигналы и фрагменты видеопрограмм, записанные на выходе канала перезаписи (тиражирования);
- видеозвукозапись - одновременная запись сигналов изображения и звука;
- видеофонограмма - сигналограмма, полученная в результате видеозвукозаписи;
- канал перезаписи - совокупность каналов воспроизведения и записи, используемых для воспроизведения видеофонограммы - оригинала и одновременной записи на видеокассеты;
- видеофонограмма - оригинал - видеофонограмма с записью программы, подлежащей перезаписи (тиражированию);
- видеопродукция - изделия, получаемые в результате перезаписи видеофонограммы - оригинала на видеокассеты, которые после комплектации, маркировки и упаковки в соответствии с нормативной документацией поступают в продажу.
4. Обозначения и сокращения
В настоящем стандарте приняты следующие обозначения и сокращения:
ВК - видеомагнитофонная кассета (видеокассета);
ТВК - техническая видеокассета;
ТлВК - технологическая видеокассета;
ВФО - видеофонограмма - оригинал;
АЧХ - амплитудно - частотная характеристика;
КНИ - коэффициент нелинейных искажений;
ДУ - дифференциальное усиление;
РУ - различие усиления сигналов яркости и цветности;
РВ - расхождение во времени сигналов яркости и цветности;
Кг - коэффициент гармоник;
С/Ш - отношение уровня сигнала к уровню шума;
Кд - коэффициент детонации.
5. Классификация и основные параметры
В зависимости от значений основных параметров технические комплексы тиражирования видеопродукции подразделяются на следующие группы качества.
Группа "0" - комплексы по тиражированию видеофонограмм с ЧМ-записью (Hi-Fi) и прямой стереозаписью сигналов в канале звукового сопровождения на видеокассетах категории "Супер".
Группа "1" - комплексы по тиражированию видеофонограмм с прямой стерео- или монозаписью сигналов в канале звукового сопровождения на видеокассетах категории "Экстра".
В таблице 1 приведены нормативные выходные характеристики каналов изображения и звукового сопровождения технических комплексов тиражирования видеопродукции.
Таблица 1
┌─────────────────────┬───────────────────┬──────────────────────┐
│ Наименование │ Норма по группе │ Методы испытаний │
│ параметра │ качества │ │
│ ├─────────┬─────────┼─────────┬────────────┤
│ │ группа │ группа │объек- │субъективный│
│ │ "0" │ "1" │тивный │ │
│ │ │ │по ОСТ │ │
│ │ │ │58-27-01 │ │
├─────────────────────┴─────────┴─────────┴─────────┴────────────┤
│ Канал изображения │
├─────────────────────┬─────────┬─────────┬─────────┬────────────┤
│1. Неравномерность │+2/-3 │+2/-6 │п. 7.3.3 │ОСТ 58-25-01│
│амплитудно - частот- │ │ │ │таблица 1 │
│ной характеристики │ │ │ │Приложения │
│(АЧХ) по каналу яр- │ │ │ │А, Б
│кости на частотах, дБ│ │ │ │ │
│0,5 МГц - 2,5 МГц │ │ │ │ │
├─────────────────────┼─────────┼─────────┼─────────┼────────────┤
│2. Коэффициент нели- │28 │28 │п. 7.3.4 │ОСТ 58-25-01│
│нейных искажений │ │ │ │таблица 1 │
│(КНИ), %, не более │ │ │ │ │
├─────────────────────┼─────────┼─────────┼─────────┼────────────┤
│3. Дифференциальное │15,0 │18,0 │п. 7.3.5 │ │
│усиление (ДУ), %, не │ │ │ │ │
│более │ │ │ │ │
├─────────────────────┼─────────┼─────────┼─────────┼────────────┤
│4. Различие усиления │+/- 16,0 │+/- 24,0 │п. 7.3.6 │ОСТ 58-25-01│
│сигналов яркости и │ │ │ │таблица 1 │
│цветности (РУ), %, в │ │ │ │Приложения │
│пределах │ │ │ │Б, В
├─────────────────────┼─────────┼─────────┼─────────┼────────────┤
│5. Расхождение во │+/- 200,0│+/- 200,0│п. 7.3.7 │ОСТ 58-25-01│
│времени сигналов яр- │ │ │ │таблица 1 │
│кости и цветности │ │ │ │Приложения │
│(РВ), нс, в пределах │ │ │ │А, Б, В │
├─────────────────────┼─────────┼─────────┼─────────┼────────────┤
│6. Отношение сигнал /│ │ │п. 7.3.8 │ОСТ 58-25-01│
│шум (С/Ш) в канале │ │ │ │таблица 1 │
│яркости, дБ, │ │ │ │ │
│не менее: │ │ │ │ │
│невзвешенное значение│42 │40 │ │ │
│взвешенное значение │44 │42 │ │ │
├─────────────────────┴─────────┴─────────┴─────────┴────────────┤
│ Канал звукового сопровождения │
├─────────────────────┬─────────┬─────────┬─────────┬────────────┤
│7. Неравномерность │ │ │п. 7.4.3 │ │
│амплитудно - частот- │ │ │ │ │
│ной характеристики │ │ │ │ │
│(АЧХ) в каналах зву- │ │ │ │ │
│кового сопровождения,│ │ │ │ │
│дБ, в пределах │ │ │ │ │
│на частотах: │ │ │ │ │
│63 - 10000 Гц (прямая│от -6,0 │от -8,0 │ │ │
│запись) │до +3,0 │до +3 │ │ │
│31,5 - 18000 Гц │от -2,0 │от -3,0 │ │ │
│(ЧМ-запись) │до +3,0 │до +3 │ │ │
├─────────────────────┼─────────┼─────────┼─────────┼────────────┤
│8. Коэффициент дето- │0,4 │0,4 │ │Приложение Г
│нации (Кд), %, │ │ │ │ │
│не более │ │ │ │ │
├─────────────────────┼─────────┼─────────┼─────────┼────────────┤
│9. Коэффициент гармо-│ │ │п. 7.4.2 │Приложение Г│
│ник (Кг), %, │ │ │ │ │
│не более: │ │ │ │ │
│прямая запись │4 │4 │ │ │
│с ЧМ-записью │1 │1 │ │ │
├─────────────────────┼─────────┼─────────┼─────────┼────────────┤
│10. Отношение сигнал │ │ │п. 7.4.4 │ │
│/ шум (С/Ш), с вкл. │ │ │ │ │
│шумоподавлением, дБ, │ │ │ │ │
│не менее: │ │ │ │ │
│прямая запись │38 │ │ │ │
│с ЧМ-записью │45 │ │ │ │
├─────────────────────┼─────────┼─────────┼─────────┼────────────┤
│11. Отклонение уровня│ │ │ │ │
│звука по каналам, %, │ │ │ │ │
│не менее: │ │ │ │ │
│прямая запись │3 │3 │ │ │
│ЧМ-запись │3 │3 │ │ │
└─────────────────────┴─────────┴─────────┴─────────┴────────────┘
Примечания. 1. Приложения А, Б, В, Г из ОСТ 58-27-01.
2. Нормы параметров уточняются по мере накопления статистических данных.
6. Общие требования
6.1. Технический комплекс тиражирования видеопродукции должен обеспечивать изготовление видеофонограмм путем перезаписи видеофонограмм - оригиналов на видеокассеты формата VHS в соответствии с настоящим стандартом.
6.2. Перезапись должна производиться на техническом комплексе, состоящем из функциональных блоков, например, блока записи видеофонограммы - оригинала, блоков тиражирования и других аналогичных. Наличие тех или иных блоков определяется технологической схемой тиражирования, применяемой на конкретном комплексе.
6.3. В качестве устройств воспроизведения видеофонограмм - оригиналов используются видеомагнитофоны (плейеры) с параметрами профессионального качества (формата Betacam SP, DVCPRO и т.п.).
6.4. Магнитная запись видеофонограмм по системам PAL и SECAM должна производиться на аппаратуре записи, соответствующей требованиям МЭК 774-1 и ГОСТ 28536, и требованиям МЭК 1054 и ГОСТ 28536 - в случае записи звукового сопровождения наклонно - строчным способом (Hi-Fi).
Примечания. 1. Запись по системе SECAM производится с переносом цветовых поднесущих методом гетеродинирования, если метод не оговаривается специально (MESECAM).
2. По согласованию с заказчиком допускается запись по системе NTSC в соответствии с МЭК 774-1.
3. Допускается использование аппаратуры скоростного и других видов копирования при условии обеспечения соответствия изготовленных видеофонограмм требованиям данного стандарта.
6.5. Уровень яркостного сигнала в канале изображения должен быть 700 мВ +/- 70 мВ.
6.6. Уровень синхросигнала в канале изображения должен быть 300 мВ +/- 70 мВ.
6.7. Для тиражирования используются видеомагнитофонные кассеты ГОСТ 29271 категории "Супер" (комплексы "0" группы качества) и "Экстра" (комплексы "1" группы качества).
6.8. Видеопродукция должна изготовляться в соответствии с требованиями настоящего стандарта по технологической документации, утвержденной в установленном порядке, и соответствовать ОСТ 19-243.
6.9. Запись звукового сопровождения должна осуществляться на продольных дорожках и (или) наклонных строчках записи:
- на продольных дорожках способом аналоговой прямой записи в соответствии с МЭК 774-1 и ГОСТ 28536;
- на наклонных строчках способом аналоговой частотной модуляции (ЧМ-запись) в соответствии с МЭК 1054 и ГОСТ 28536 (для высококачественной Hi-Fi записи звука).
6.10. Отклонение магнитного штриха (зазора магнитной головки) в канале прямой записи сигналов звукового сопровождения относительно перпендикуляра к направлению движения ленты в кассете не должно превышать +/- 6 угловых минут.
7. Методы испытаний
Испытание технического комплекса тиражирования видеопродукции осуществляется путем проверки каналов перезаписи видеофонограммы - оригинала. Для этого на входы каналов подаются измерительные сигналы и фрагменты воспроизводимых видеофонограмм - оригиналов, которые после прохождения по каналам перезаписи записываются на контрольные видеокассеты (КВК) или рулон магнитной ленты, которая затем заправляется в кассеты. Полученные таким образом КВК воспроизводятся на контрольном видеомагнитофоне (плейере) и по искажениям воспроизводимого сигнала оценивается качество каналов перезаписи. В качестве источников измерительных сигналов используются устройства, воспроизводящие технические кассеты ОСТ 58-20-00, ОСТ 58-24-01 или технологическую кассету ОСТ 58-25-01.
7.1. Условия испытаний и измерений
7.1.1. Запись и измерения параметров испытательных сигналов на КВК должны производиться в нормальных климатических условиях по ГОСТ 15150.
7.1.2. Измерение основных параметров технических требований должно производиться при воспроизведении КВК в следующих климатических условиях:
температура окружающего воздуха, °C 20 +/- 5
относительная влажность, % 60 +/- 15
атмосферное давление, кПа (мм рт. ст.) 96 +/- 10
(645 - 795)
7.2. Требования к испытательному оборудованию и средствам измерений
Средства измерений и испытательное оборудование, используемые при испытаниях КВК, должны соответствовать требованиям технической и нормативной документации.
7.2.1. Контрольный видеомагнитофон (плейер), предназначенный для воспроизведения КВК, должен удовлетворять требованиям технической документации на этот тип устройства, в том числе Рекомендации МЭК 774 для формата записи VHS.
7.2.2. Перед проведением испытаний на контрольном видеомагнитофоне (плейере) должна быть воспроизведена измерительная лента по ГОСТ 29286 для настройки параметров канала воспроизведения и обеспечения взаимозаменяемости с другими видеомагнитофонами этого формата.
7.3. Объективная оценка канала изображения
7.3.1. Измерение параметров канала изображения производится по схеме, приведенной на рисунке 1.
СХЕМА ИЗМЕРЕНИЙ ПАРАМЕТРОВ КАНАЛА ИЗОБРАЖЕНИЯ
вход
выход Y (PAL)
S-video (PAL) ┌───────────────┐
┌────────────────┐ ┌────────┬──┼─> │
│ ├─────┘ 75 Ом┌┴┐ │ Измеритель │
│ Контрольный │ └┬┘ │ видеопара- │
│ видеомагнитофон├──────────────┼──┼─┤ метров │
│ │ 75 Ом┌┴┐ │ │
│ ├─────┐ └┬┘ │ │
└────────────────┘ └────────┴──┼─> │
└───────────────┘
вход C
Рисунок 1
7.3.2. В качестве измерителя видеопараметров может применяться видеоанализатор компьютерный ВК-1, представляющий собой комплексный прибор, в состав которого входит:
- генератор измерительных сигналов в соответствии с ГОСТ 18471;
- генератор электрических испытательных таблиц систем SECAM и PAL;
- анализатор искажений измерительных сигналов;
- цифровой виртуальный осциллограф с электронной лупой;
- виртуальный спектроанализатор;
- виртуальный вектороскоп;
- виртуальный секамоскоп.
Требования к измерителю видеопараметров представлены в таблице 2.
Таблица 2
Наименование параметра
Един.
измер.
Диапазоны
измерений
Погрешность
Отклонение основных уровней видео-
сигнала
1. Синхроимпульса (СИ)
%
+/- 50
+/- 1,0
2. Импульса белого В2* (ИБ)
%
-70...+30
+/- 0,50
3. Цветовой поднесущей (ЦВП)
%
-70...+30
+/- 1,0
4. Вспышки PAL (ВСП)
%
-70...+30
+/- 1,0
Линейные искажения ТВ сигнала
1. Различие усиления сигналов
яркости и цветности
%
-70...+30
+/- 1,0
2. Расхождение по времени сигналов
яркости и цветности по элементам
B2/G2 (РУ) и по элементу F (HE1)
нс
+/- 150
+/- 10
3. АЧХ на дискретных частотах: 0,5
МГц, 1 МГц, 2 МГц, 2,5 МГц
%
-90...+30
+/- 1,5
Нелинейные искажения ТВ сигнала
1. Нелинейность сигналов яркости
общая и дискретная
%
+/- 30
+/- 1,0
2. Дифференциальное усиление общее
(ДУ)
%
+/- 50
+/- 0,5
Отношение ТВ сигнала к помехе
1. Флуктуационной (ФП)
дБ
26...62
+/- 1,0
2. Флуктуационной взвешенной (ФПв)
дБ
34...70
+/- 1,0
Допускается применение других поверенных измерительных приборов, обеспечивающих требуемую точность измерений.
7.3.3. Оценка неравномерности АЧХ по каналу яркости осуществляется посредством измерения размаха синусоидального сигнала в диапазоне частот от 0,5 МГц до 2,5 МГц. Величина неравномерности определяется как разность между размахом опорного сигнала и размахами частотных пакетов, выражается в децибелах.
7.3.4. Оценка коэффициента нелинейных искажений (КНИ) осуществляется путем измерения пятиступенчатого сигнала с одинаковым размахом ступеней. При наличии КНИ происходит изменение размаха ступеней. Величина КНИ определяется как разность между максимальным и минимальным значениями размаха ступеней, отнесенная к максимальному значению, и выражается в процентах.
7.3.5. Оценка дифференциального усиления (ДУ) осуществляется измерением размаха цветовой поднесущей на пятиступенчатом сигнале с наложенной на него ступенчатой поднесущей цветности. Размах поднесущей на ступенях должен быть одинаков. По отклонению размаха определяют величину ДУ, которое вычисляется в процентах по отношению к номинальному размаху цветовой поднесущей.
7.3.6. Оценка различия усиления сигналов яркости и цветности (РУ) осуществляется путем воспроизведения колоколообразного импульса с высокочастотным заполнением. При появлении искажений типа РУ нижняя огибающая ВЧ колебания приобретает форму плавного выброса вниз. Причем положение выброса определяется положительным или отрицательным знаком РУ и выражается в процентах по отношению к номинальному уровню сигнала.
7.3.7. Оценка расхождения во времени сигналов яркости и цветности (РВ) осуществляется определением задержки огибающей сигнала яркости и сигнала цветности. Их расхождение определяется в наносекундах.
7.3.8. Отношение С/Ш определяется отношением размаха номинального уровня сигнала серого поля к уровню взвешенной или невзвешенной флуктуационной помехе и выражается в дБ.
7.4. Объективная оценка каналов звукового сопровождения
Оценка осуществляется посредством измерения параметров звуковых сигналов, воспроизводимых с КВК.
7.4.1. Измерение параметров воспроизводимых звуковых сигналов производится по схеме, приведенной на рисунке 2.
СХЕМА ИЗМЕРЕНИЙ ПАРАМЕТРОВ ЗВУКОВЫХ СИГНАЛОВ
ПРИ ВОСПРОИЗВЕДЕНИИ КВК
─┬─ ┌─────────────┐
│ │ Осциллограф │
┌──────┐ R ┌┴┐ ┌────┤универсальный│
│Конт- │ II │ │ ┌──────────────┐ │ └─────────────┘
│роль- │ ┌──┐ └┬┘ │ Фильтр НЧ │ │
│ный ├─┤<<├──┴───┼──┤20 ГЦ - 20 кГц├──────┤
│видео-│ └──┘ │ │ │ ┌─────────────┐
│магни-│ Выход └──────────────┘ │ │ Измеритель │
│тофон │ звука 1 └────┤ нелинейных │
└──────┘ норм. │ искажений │
└─────────────┘
Рисунок 2
Требования к фильтру:
Фильтр НЧ 20 Гц - 20 кГц:
- коэффициент передачи на частоте 1 кГц (10 +/- 1) дБ;
- рабочий диапазон частот 20 Гц - 20 кГц при неравномерности АЧХ не более 1 дБ;
- ослабление сигналов частотой 40 кГц не менее 38 дБ;
- уровень собственных шумов не более минус 70 дБ по отношению к уровню 0,775 В;
- коэффициент гармоник не более 0,15% на частоте 1 кГц при уровне сигнала 3 В.
2. Фильтр взвешивающий "А":
- коэффициент передачи на частоте 1 кГц (10 +/- 1) дБ;
- АЧХ должна соответствовать ГОСТ 17187.
- входное сопротивление фильтра не менее 47 кОм.
7.4.2. Измерения уровня и коэффициента гармоник Кг производятся прибором С6-11 при воспроизведении сигнала "Номинальный уровень. Оба канала".
Отклонение от номинального уровня Dур, дБ, определяется по формуле:
Uизм
Dур = 20lg ----,
Uном
где:
Uизм - выходное напряжение, измеренное при воспроизведении КВК, В;
Uном - выходное напряжение, измеренное при воспроизведении части "У" измерительной ленты для проверки звуковых каналов перед воспроизведением КВК, В.
7.4.3. Измерение амплитудно - частотных характеристик (АЧХ) производится прибором С6-11 при воспроизведении участков с записью сигналов АЧХ - в пределах диапазона частот:
- 31,5 - 18000 Гц для "0" группы качества;
- 63 - 10000 Гц для "1" группы качества.
В результат измерений вводятся поправки, в которых учитываются отклонения от линейности АЧХ источника испытательных сигналов, с помощью которого производилась запись сигналов на КВК, канала воспроизведения контрольного видеомагнитофона и фильтра НЧ.
АЧХ канала воспроизведения контрольного видеомагнитофона должна проверяться перед воспроизведением каждой КВК.
7.4.4. Измерение уровня шумов Uш производится прибором С6-11 при воспроизведении участка КВК "Пауза".
Отношение сигнал / шум Dш, дБ, определяется по формуле:
Uизм
Dш = 20lg ----,
где:
Uизм - выходное напряжение, измеренное при воспроизведении участка КВК с записью сигнала "Номинальный уровень", В;
Uш - измеренное напряжение шума, В.
7.5. Порядок проведения испытаний
7.5.1. В испытываемом техническом комплексе тиражирования видеопродукции записываются контрольные видеокассеты (КВК), содержащие измерительные сигналы и тестовые фрагменты подвижных изображений.
7.5.2. Оборудование для записи КВК должно соответствовать документации на испытываемый технический комплекс и скоммутировано в соответствии с принятой технологией тиражирования.
7.5.3. Количество записываемых КВК определяется в соответствии с ГОСТ Р 50779.71.
7.5.4. На устройство воспроизведения видеофонограммы - оригинала устанавливаются в случае объективной оценки - техническая видеокассета, а субъективной оценки - технологическая видеокассета и производится запись воспроизводимых измерительных сигналов на записывающие видеомагнитофоны, количество определяется методом случайной выборки, устанавливаются ВК, соответствующие ГОСТ 29271.
7.6. Субъективная оценка качества
Испытания технических комплексов тиражирования видеопродукции с помощью ТлВК производятся путем субъективной оценки качества изображения и звука в соответствии с Приложениями А, Б, В, Г, Е.
ТлВК в соответствии с требованиями ОСТ 58-25-01 содержит запись набора испытательных видео- и звуковых сигналов, таблиц и фрагментов подвижных изображений, которые воспроизводятся и одновременно записываются на КВК на выходе канала перезаписи.
Методика испытаний основана на субъективной оценке качества изображения и звука при воспроизведении ТлВК и КВК с помощью устройств визуального контроля (мониторов) и акустических устройств контроля звука.
Перед проведением испытаний необходимо произвести оценку качества изображения монитора на соответствие технической документации с использованием видеосигналов:
WHITE 100% - сигнал белого поля;
EBU COLOR BARS - сигнал цветных полос по каналу яркости;
R, G, В - сигналы основных цветов 75% насыщенности (красный, зеленый, синий), записанные поочередно;
CROSS HTH/DOTS - сигнал сетки.
Методы измерений параметров монитора приведены в СТП 47-18-00.
Субъективная оценка качества может проводиться двумя способами: последовательного и параллельного сравнения.
В первом случае субъективная оценка качества изображения и звука проводится способом последовательного сравнения качества изображения и звука на входе и выходе испытуемого комплекса. Во втором случае субъективная оценка качества изображения проводится способом параллельного сравнения на экране монитора одних и тех же испытательных сигналов, таблиц и фрагментов при наличии специального коммутатора - компаратора изображений, обеспечивающего одновременную подачу на монитор сигналов со входа и выхода комплекса.
При проведении субъективной оценки используют шкалу ухудшения в соответствии с ГОСТ 26320.
Условия проведения субъективной оценки качества изображения должны соответствовать требованиям п. 2 ГОСТ 26320.
Субъективная оценка качества изображения проводится по шкале ухудшения (таблица 3).
Таблица 3
Мнение наблюдателя
Соответствующая числовая
оценка
Ухудшение незаметно
5
Ухудшение заметно, но не мешает
4
Ухудшение несколько мешает
3
Ухудшение мешает
2
Ухудшение очень мешает
1
Субъективная оценка качества звукового сопровождения проводится по наличию дефектов: шумов, треска, щелчков и других посторонних помех, определяемых на слух с использованием контрольных акустических устройств.
Для более точной оценки уровня сигнала звукового сопровождения номинальному значению измерение уровня звука производится с помощью измерителя квазипикового уровня по ГОСТ 21185.
Порядок оценки качества приведен в Приложениях А, Б, В, Г.
Приложение А
ВЛИЯНИЕ ТИПОВЫХ ДЕФЕКТОВ
ИЗОБРАЖЕНИЯ НА ВОСПРИЯТИЕ ИНФОРМАЦИИ, ПРИВОДЯЩЕЕ
К РАЗЛИЧНЫМ ОЦЕНКАМ КАЧЕСТВА
1. Шумы, фон, муар, импульсные помехи, цветные факелы
Как правило, дефекты этого типа постоянно изменяются: мерцают, перемещаются - т.е. находятся в динамике. Поэтому они обычно отвлекают от восприятия информации и приводят к оценке "удовлетворительно" - 3.
Однако бывают исключения.
1.1. Влияние этих дефектов, приводящее к оценкам "очень плохо" - 1 и "плохо"- 2, аналогично влиянию статичных дефектов.
1.2. Интенсивность таких дефектов, как шум изображения, может быть чрезвычайно мала. В этом случае устанавливается оценка "хорошо" - 4.
2. Четкость, фокусировка
2.1. Оценка "хорошо" - 4 - устанавливается в случаях едва заметного ухудшения очертаний или резкости границ различных предметов, незначительной размытости черно - белых и цветных переходов. Влияние этого дефекта не должно быть навязчивым, отвлекающим.
2.2. В случае сильной заметности этих дефектов, однако не приводящей к потере информации, или постоянном их изменении устанавливается оценка "удовлетворительно" - 3, т.е. дефект отвлекает от восприятия информации.
2.3. При сильном проявлении этих дефектов они могут препятствовать восприятию главной части изображения. Очевидно, что при этом информация не будет восприниматься полностью. В таких случаях устанавливается оценка "очень плохо" - 1.
3. Тянущиеся продолжения ("тянучки"),
повторы, окантовки (цветовые окантовки)
Эти дефекты, как правило, статичны. Они не мерцают, не изменяются по величине интенсивности и поэтому не должны отвлекать от восприятия информации. В этом случае изображение обычно оценивается на "хорошо" - 4.
Однако бывают исключения.
3.1. Если дефект попал на главную часть изображения и препятствует ее восприятию, например на общем плане окантовки (повторы) сделали неразличимыми людей или "тянучка" от светильника попала на лицо выступающего, то в этом случае оценка должна быть "плохо" - 2 - брак.
3.2. "Тянучка" движется вместе с изображением одного из предметов. Например от футбольного мяча во время игры. В этом случае дефект будет постоянно отвлекать, так как он постоянно перемещается.
3.3. Стационарный дефект может привести к оценке "удовлетворительно" - 3, если он очень заметен. Например сильный повтор, сильная "тянучка".
4. Искажение цветопередачи
Следует различать два вида искажений цветопередачи:
- искажение цветового тона;
- искажение насыщенности цвета.
При искажении тона цвет изображения воспроизводится неверно.
Например лицо человека телесного цвета имеет малиновый тон, красный цвет передается кирпичным.
При искажении насыщенности наблюдается "разбеливание" цвета или увеличение его насыщенности при сохранении его цветового тона.
Искажения насыщенности могут быть больше, чем искажения цветового тона.
Оценка в таких случаях выставляется следующим образом:
4.1. Оценка "очень плохо" - 1 - устанавливается в случае, если цвет практически отсутствует, в то время когда он должен быть.
4.2. Оценка "плохо" - 2 - устанавливается в случаях:
- когда цветность всех деталей изображения искажена настолько, что изображение не соответствует реальным цветам, хорошо известным зрителям и хранящимся в их памяти, цветовые искажения мешают восприятию изображения;
- произвольного изменения цвета при воспроизведении контрольного фрагмента.
4.3. Оценка "удовлетворительно" - 3 - устанавливается в случае, когда цветность деталей изображения незначительно отличается от цветности, хранящейся в памяти зрителя, цветовые искажения заметны, но не мешают восприятию изображения.
4.4. Оценка "хорошо" - 4 - устанавливается в случае, когда незначительно искажена цветность главной части изображения, а в целом, цветовые искажения не мешают восприятию изображения.
4.5. Оценка "отлично" - 5 - устанавливается тогда, когда цветность изображения совпадает с цветностью, хранящейся в памяти человека, и изображение воспринимается как хорошее.
Приложение Б
ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ, ПО КОТОРЫМ
ПРОВОДИТСЯ СУБЪЕКТИВНАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА
ТЕЛЕВИЗИОННОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ
Таблица В
Оцениваемый параметр
Пояснение
1. Шумы
Флуктуационные помехи, появляющиеся на
изображении в виде хаотической ряби или
"хлопьев снега"
2. Фон
Низкочастотная периодическая помеха, приво-
дящая к появлению на изображении широких
горизонтальных темных и светлых полос, пе-
ремещающихся вверх или вниз по экрану, и
вызывающая при большом уровне искажения
вертикальных линий в такт с фоном
3. Муар
Высокочастотные помехи, чаще всего проявля-
ющиеся в виде вертикальных или наклонных
неподвижных или перемещающихся полос на
изображении
4. Импульсная
помеха
На изображении наблюдаются хаотические
вспышки или светлые и темные штрихи различ-
ной длительности
5. Нарушение
синхронизации
Нарушения формы и длительности синхроим-
пульсов, приводящие к неустойчивости кадра,
выбиванию цветовой синхронизации, выражаю-
щейся в изменении цвета или полном его про-
падании
6. Четкость и
разрешающая
способность
Способность контролируемой системы воспро-
изводить на экране мелкие детали передавае-
мого объекта. На четкость оказывают сущест-
венное воздействие шумы, муар, окантовки,
тянучки и др. Оценивается по воспроизводи-
мым изображениям таблиц ИТМ-01-97,
ИТМ-02-97, ИТМ-05-98, ИТМ-06-98 и собствен-
ных программ
7. Тянущиеся
продолжения
(тянучки)
Частотно - фазовые искажения, проявляющиеся
на изображении в виде горизонтальных свет-
лых или темных полос с монотонно изменяю-
щейся яркостью, тянущихся вправо от яркост-
ных перепадов
8. Повторы и окан-
товки
Появление на экране отражений в виде мно-
гократных контуров основного изображения с
постепенно затухающей интенсивностью. Появ-
ление на изображении темных и светлых окан-
товок вблизи яркостных перепадов (пластика)
9. Цветные окантов-
ки
Рассовмещение во времени сигналов яркости и
цветности, приводящее на экране к смещению
контуров цветного изображения относительно
соответствующих яркостных контуров. Рассов-
мещение первичных цветовых сигналов, приво-
дящее к появлению на экране цветных конту-
ров изображения
10. Дифференциально
- фазовые искажения
Искажения визуально проявляются, как прави-
ло, в ложных окрашиваниях желто - розовым
оттенком светлых деталей на участках, при-
мыкающих к границам больших яркостных пере-
падов
11. "Факелы"
Искажения визуально наблюдаются правее мел-
ких деталей большой яркости в виде хаотич-
ных цветных горизонтальных штрихов (типа
"бахромы")
12. Качество
цветопередачи
Правильность воспроизведения цветов переда-
ваемых объектов.
Субъективная оценка качества цветопередачи
базируется на понятии психологической точ-
ности воспроизведения цвета
13. Идентичность
цветопередачи
Одинаковое воспроизведение цветов одного и
того же объекта, передаваемого двумя или
несколькими камерами
14. Смаз
изображения
Белые вертикальные полосы на ярких деталях
цветного изображения
15. Искажения,
вызываемые
перемещением объекта
или фона
Появление артефактов, которые проявляются в
виде квадратов вместо движущихся участков
изображения, в виде раздвоения яркостных
границ, а также появлением цветных оканто-
вок, понижением четкости фона на изображе-
нии, зашумленностью и изменением цвета от-
дельных участков изображения и т.д.
Приложение В
(справочное)
ЕДИНЫЕ НОРМЫ
НА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ТЕЛЕВИЗИОННОМ
ИЗОБРАЖЕНИИ ТИТРОВ, СУБТИТРОВ, ЦИФРОВЫХ
ЧАСОВ И ДРУГИХ ОПЕРАТИВНЫХ НАДПИСЕЙ
1. Поле титров должно располагаться симметрично вертикальной и горизонтальной осям с размерами 60% H и 70% L относительно размеров изображения.
На заставке размером 30 x 40 см поле титров располагается на площади 18 x 28 см.
2. Вертикальный размер шрифта должен быть не менее 3,3% относительно телевизионного поля изображения (18 телевизионных строк), т.е. на заставке размером 30 x 40 см - 10 мм.
3. Цветные титры должны иметь достаточное градационное различие с фоном титра (контроль необходимо вести по черно - белому изображению). При недостаточном яркостном различии титра и фона необходимо применять оконтуривание титров.
4. Продолжительность нахождения статичного титра (субтитра) устанавливается из расчета одной секунды на каждое слово.
Приложение Г
ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ,
ПО КОТОРЫМ ПРОВОДИТСЯ СУБЪЕКТИВНАЯ ОЦЕНКА
КАЧЕСТВА ЗВУКОВОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
Оцениваемый параметр
Пояснение
1. Разборчивость
текста (распознава-
ние связанных или
пропетых слов)
При оценке этого показателя надо принять во
внимание его зависимость от партитуры и от
языка текста. Например при одновременном
пении с различными текстами заранее можно
ожидать, что разборчивость текста будет
меньше
2. Ошибка монтажа
(слышимость мест со-
единения между от-
дельными отрезками
фонограммы при вос-
произведении)
К ошибкам монтажа относятся незапланирован-
ные нарушения темпа, интонации, интерпрета-
ции в местах соединения отрезков фонограмм
3. Громкость (субъ-
ективно ощущаемая
сила звука громких
пассажей звукового
явления, соотносимая
с ожиданием)
Объективные параметры - мера громкости зву-
ка, уровень громкости звука
4. Тембр (ощущение
характерности звуча-
ния отдельных источ-
ников звука, их
групп)
Тембр определяется частотным спектром, пе-
реходными процессами и уровнем звука источ-
ника. Он может изменяться в зависимости от
акустической и электроакустической характе-
ристик передач, от амплитудно - частотной и
фазово - частотной характеристик, а также
акустических неоднородностей помещения
5. Динамический диа-
пазон (субъективно
ощущаемое отношение
макс. и мин. гром-
костей звукового яв-
ления при его восп-
роизведении и поме-
щении на стороне
приема, соотнесенное
с ожидаемым звучани-
ем и с уровнем акус-
тических помех)
Оценка динамического диапазона воспроизве-
дения осуществляется на выходе канала зву-
копередачи. Поэтому в этот субъективно оце-
ниваемый параметр входит и объективный па-
раметр - динамический диапазон канала пере-
дач
6. Нелинейные иска-
жения (изменения
формы сигнала при
прохождении через
нелинейные четырех-
полюсники, в резуль-
тате которых спектр
выходного сигнала
отличается своими
составляющими от
спектра входного
сигнала)
Искажения, воспринимаемые на слух как хрип-
лость, дребезг, "грязь" звучания из-за не-
линейности амплитудной характеристики кана-
ла передач звукового сигнала.
Объективные параметры - коэффициент гармо-
ник, коэффициент разностного тона
7. Детонация (неже-
лательные колебания
частоты воспроизво-
димого сигнала, вы-
зываемые колебаниями
скорости носителя
записи)
Детонация приводит к искажениям звучания
при воспроизведении с магнитной ленты. В
зависимости от частоты колебаний скорости
носителя детонация на слух воспринимается
по-разному. Медленные колебания скорости
воспринимаются как изменение его высоты,
как "плавание" звука. При увеличенной час-
тоте колебаний скорости фонограммы слышна
вибрация звука, еще более быстрые колебания
скорости носителя записи на слух восприни-
маются как нелинейные искажения и шумы.
Объективные параметры - коэффициент детона-
ции
8. Отклонение то-
нальности (отклоне-
ние тональности при
воспроизведении от
тональности источни-
ка звука)
Изменение тональности исходного звука может
иметь место в канале магнитной записи -
воспроизведения звука при изменении скорос-
ти движения магнитной ленты, а также в ка-
налах связи с частотным уплотнением из-за
сдвига частоты.
Объективные параметры - отклонение средней
скорости носителя от номинального значения
(дрейф)
9. Электрические по-
мехи (периодические,
шумовые или импульс-
ные процессы, воз-
никающие в каналах
записи передачи и
воспроизведения зву-
ка)
Специфические явления, сопровождающие рабо-
ту электроакустического оборудования, нап-
ример, шумы, треск, фон, щелчки, тональные
сигналы, переходные помехи, копирэффект и
т.п.
Объективные параметры - относительный
уровень шума, относительный уровень пере-
ходных помех
10. Акустические по-
мехи
Нежелательные звуковые явления на месте ис-
полнения, вызванные работой вентиляции, ос-
ветительных приборов, скрипом мебели, сту-
ком дверей, движениями исполнителей и пуб-
лики, акустическими дефектами помещения,
специфическими процессами в системах звуко-
усиления, а также звуки, проникающие извне
(производственные, транспортные и др.).
Объективные параметры - уровень звуковых
помех
11. Линейные искаже-
ния
Искажения сигнала в канале передачи (зву-
ка), вызванные зависимостью комплексного
коэффициента передачи от частоты, восприни-
маемые как изменение тембра. Объективные
параметры - неравномерность АЧХ
12. Продолжитель-
ность реверберации
Воспринимаемая на слух продолжительность
отзвука
13. Прозрачность
звучания
Возможность временного и качественного раз-
личия отдельных источников в общей звуковой
картине.
Объективные параметры - мера прозрачности
звука, мера четкости звука, фактор эха,
структура звука (включая процессы включения
и выключения)
14. Пространственное
впечатление
Восприятие совместного действия источников
звука и их пространственного окружения, ко-
торое, в основном, характеризуется частич-
ными параметрами "Впечатление о размере по-
мещения", "Продолжительность реверберации",
"Акустический баланс", "Акустическая атмос-
фера", "Тембр звука", "Распределение на-
правлений пространственного звука"
15. Локализация
Возможность распознавания положения источ-
ника звука по направлению и расстоянию от-
носительно слушателя. Частными случаями яв-
ляются: локализация середины, локализация
на переднем плане, локализация в голове,
сдвиг звукового изображения, впечатление
присутствия
16. Ширина звуковой
картины (субъективно
оцениваемая при
прослушивании ширины
звуковой картины)
При стереофоническом воспроизведении ширина
звуковой картины может быть больше или
меньше ширины базы.
Объективные параметры - ширина базы, угол
базы, протяженность источника звука, а так-
же оказывающие влияние переходное затухание
и сдвиг фазы
Приложение Д
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ЗВУКОВОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
В ЗАВИСИМОСТИ ОТ НАЛИЧИЯ ДЕФЕКТОВ
1. Если звук отсутствует (прервался), не соответствует программе или полностью "закрыт" помехой - информация не воспринимается. Сюда же относятся случаи, когда из-за дефекта не воспринимается главное содержание. Например, не воспринимается речь или музыка. В этих случаях устанавливается оценка 1 - "очень плохо".
Если дефект препятствует восприятию звука, считается, что информация воспринимается частично, оценка "очень плохо".
2. Оценке подлежит звуковое сопровождение 3-х видов передач: речевые информационные, речевые художественные и музыкальные. Оценке 2 - "плохо" - соответствуют дефекты, нарушающие:
- разборчивость для речевых информационных передач;
- разборчивость и тембр для речевых художественных передач;
- разборчивость, тембр и прозрачность для музыкальных передач.
3. Если вышеперечисленные дефекты выражены слабо, но отвлекают от свободного восприятия информации, то в этом случае устанавливается оценка "удовлетворительно" - 3.
4. Если имеется постоянный, монотонный, не ярко выраженный дефект, к которому нужно прислушиваться, то такой дефект не отвлекает от восприятия информации. В этом случае устанавливается оценка "хорошо" - 4.
5. Если дефект на слух не воспринимается, то принимается оценка "отлично".
Приложение Е
(справочное)
БИБЛИОГРАФИЯ
[1] МЭК 774-1:1994. Кассетная система наклонно - строчной видеозаписи, использующая магнитную ленту шириной 12,65 мм (0,5 дюйма) (формат VHS). Бытовые и компактные бытовые видеомагнитофоны;
[2] МЭК 1054:1991. Кассетная система наклонно - строчной видеозаписи, использующей магнитную ленту шириной 12,65 мм (0,5 дюйма) (формат VHS). Частотно - модулированная запись звука;
[3] МЭК 61041-4:1997. Невещательные видеомагнитофоны. Методы измерения. Измерительная лента.