Главная // Актуальные документы // ОСТ (Отраслевой стандарт)СПРАВКА
Источник публикации
М.: "Воздушный транспорт", 1988
Примечание к документу
С 01.07.2003 в связи с вступлением в силу Федерального
закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ отраслевые стандарты не относятся к нормативным документам по стандартизации. До вступления в силу технических регламентов акты федеральных органов исполнительной власти в сфере технического регулирования (в том числе стандарты отраслей) носят рекомендательный характер и подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям и условиям, указанным в
п. 1 ст. 46 названного закона, за исключением случаев, предусмотренных
ст. 5.
С 01.07.2016 виды документов по стандартизации установлены
ст. 14 Федерального закона от 29.06.2015 N 162-ФЗ.
Документ
введен в действие с 1 января 1985 года.
Название документа
"ОСТ 54 30030-84. Отраслевой стандарт. Система стандартов безопасности труда. Воздушные суда гражданской авиации. Техническое обслуживание. Общие требования электробезопасности"
(введен в действие Указанием МГА СССР от 27.03.1984 N 204/У)
"ОСТ 54 30030-84. Отраслевой стандарт. Система стандартов безопасности труда. Воздушные суда гражданской авиации. Техническое обслуживание. Общие требования электробезопасности"
(введен в действие Указанием МГА СССР от 27.03.1984 N 204/У)
Указанием Министерства
гражданской авиации
от 27 марта 1984 г. N 204/У
ОТРАСЛЕВОЙ СТАНДАРТ
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА
ВОЗДУШНЫЕ СУДА ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ЭЛЕКТРОБЕЗОПАСНОСТИ
ОСТ 54 30030-84
Группа Т58
Введен впервые
Указанием Министерства гражданской авиации от 27.03.84 N 204/У срок введения установлен
с 1 января 1985 года
ОТРАСЛЕВАЯ СИСТЕМА СТАНДАРТОВ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА
| | ИС МЕГАНОРМ: примечание. Постановлением Госстандарта СССР от 29.12.1989 N 4213 с 1 января 1991 года введен в действие ГОСТ 12.1.001-89. | |
С 1974 года в нашей стране разрабатывается и внедряется система стандартов безопасности труда (ССБТ), включающая государственные стандарты (ГОСТ), отраслевые (ОСТ), республиканские (РСТ) и стандарты предприятий (СТП). Государственной системе стандартизации ССБТ присвоен класс, обозначаемый числом "12". В этом классе выделены классификационные группировки, обозначаемые цифровым кодом (однозначное число). В каждой классификационной группировке стандарты обозначаются порядковым номером по мере их утверждения (трехзначное число). Основные положения и структура ССБТ определены в первом основополагающем стандарте этой системы ГОСТ 12.1.001-74.
В гражданской авиации получили распространение отраслевые стандарты и стандарты предприятий, которые разрабатываются, как правило, на основе государственных стандартов и отражают их требования с учетом специфики производства и организации труда в отрасли (предприятии), конкретизируют общие требования и определяют пути их реализации в условиях гражданской авиации. Порядок разработки и утверждения отраслевых стандартов определен ГОСТ 1.2-68, стандартов предприятий - ГОСТ 1.4-68. Отраслевым стандартам присваиваются обозначения в соответствии с ОСТ 54 40002-78. Цифровое обозначение отраслевых стандартов гражданской авиации начинается с числа "54" - условного цифрового обозначения МГА, следующие пять цифр - регистрационный номер отраслевого стандарта и далее через тире указывается год утверждения (две цифры).
Регистрационные номера распределены между организациями (предприятиями) Министерства гражданской авиации следующим образом:
00001 - 09999 - ГПИиНИИ ГА "Аэропроект"
10000 - 19999 - ВГПО "Авиаремонт"
30000 - 39999 - ГосНИИ ГА
50000 - 59999 - НЭЦ АУВД ГА
60000 - 69999 - ЦНИИ АСУ ГА
70000 - 70999 - МИИ ГА
71000 - 71999 - КИИ ГА
72000 - 72999 - РИИ ГА.
По обозначению отраслевого стандарта непосредственно определяется организация-разработчик, за которой закрепляется стандарт и которая может дать разъяснения по всем вопросам, касающимся стандарта. Регистрационные номера присваиваются утвержденным стандартам отраслевым отделом стандартизации в порядке их представления, независимо от области стандартизации, поэтому отраслевые стандарты безопасности труда, разработанные одной и той же организацией, могут иметь непорядковые номера.
В настоящем издании представлены все отраслевые стандарты безопасности труда, утвержденные и изданные по состоянию на 01.04.87. Это значит, что среди всех отраслевых стандартов, разработанных ГосНИИ ГА, к системе стандартов безопасности труда относятся только те, которые имеют порядковые номера 013, 030, 036, 038, 041.
Основные положения и порядок внедрения определены "Методическими указаниями по внедрению в гражданской авиации стандартов системы безопасности труда", утвержденными зам. Министра ГА от 21.08.78. Требования к порядку внедрения ССБТ на предприятиях и в организациях гражданской авиации заключаются в следующем.
На основании плана МГА по стандартизации и унификации или Указания МГА (директивного письма) о внедрении стандартов ССБТ Главный инженер предприятия (организации) определяет порядок работы по внедрению стандартов ССБТ подразделения, службы и назначает лиц, ответственных за разработку и реализацию плана организационно-технических мероприятий по внедрению.
Для проведения работ по внедрению стандартов ССБТ на предприятиях (организациях) создается комиссия в составе Главного инженера (председатель), главных (ведущих) специалистов соответствующих отделов, служб Главного энергетика, ответственного лица по вопросам стандартизации, инженера по охране труда, представителя профсоюзной организации.
Состав комиссии утверждается руководителем предприятия (организации).
На предприятии, где не создана служба стандартизации, должно назначаться ответственное лицо по вопросам стандартизации.
Внедрение стандартов ССБТ осуществляется на основе утвержденного руководителем предприятия (организации) плана организационно-технических мероприятий, в котором предусматриваются:
сроки представления стандартов заинтересованным подразделениям предприятия;
обеспечение подразделений необходимой аппаратурой для контроля выполнения требований стандартов ССБТ;
проведение комплекса мероприятий по материальному обеспечению внедрения ССБТ;
контроль конструкторской и технологической документации в части учета требований безопасности труда;
разработка (пересмотр) в установленном порядке документации предприятия по безопасности труда (стандартов предприятия, положений, инструкций, памяток и т.д.).
Завершение работ по внедрению стандартов ССБТ должно оформляться актом комиссии.
Копия акта о внедрении должна быть направлена в отраслевой научно-исследовательский отдел стандартизации.
Отчетность о внедрении стандартов ССБТ предприятиями (организациями) представляется в отраслевой научно-исследовательский отдел стандартизации в порядке, установленном ГОСТ 1.20-69.
Стандарты предприятий разрабатываются в соответствии с "Положением о порядке разработки, согласования и утверждения стандартов предприятия по безопасности труда в гражданской авиации", утвержденным зам. Министра ГА от 16.07.84.
Требования, устанавливаемые в СТП, разрабатываются в соответствии с государственными и отраслевыми стандартами ССБТ, стандартами и техническими условиями на оборудование, производственные процессы, включающими раздел "Требования безопасности", межотраслевой и отраслевой нормативной документацией по безопасности труда, приказами, наставлениями, указаниями МГА.
Настоящее издание отраслевых стандартов будет способствовать улучшению работы по повышению уровня безопасности труда в организациях и на предприятиях гражданской авиации, совершенствованию путей внедрения требований государственных стандартов ССБТ, их более глубокому отражению в стандартах предприятий.
Отраслевые стандарты, вошедшие в настоящее издание, в установленном порядке согласованы с управлениями МГА и ЦК профсоюза авиационных работников.
Заведующий кафедрой охраны
труда и окружающей среды РКИИ ГА
доктор технических наук, профессор
В.Г.ЕНЕНКОВ
Настоящий стандарт распространяется на производственные процессы технического обслуживания воздушных судов гражданской авиации в рабочей зоне территории места стоянки и устанавливает общие требования к системе организационных и технических мероприятий и применению средств, обеспечивающих защиту людей от вредного и опасного воздействия электрического тока.
Стандарт обязателен для эксплуатационных предприятий, ремонтных заводов, учебно-летных организаций и летно-испытательных подразделений гражданской авиации.
1.1. Перечень опасных и вредных факторов, которые могут возникать в рабочей зоне в процессе технического обслуживания воздушных судов, и предельно допустимые значения их параметров приведены в ОСТ 54 71001-82.
1.2. Для обеспечения защиты работающих от вредного и опасного воздействия электрического тока следует выполнять требования стандартов и нормативно-технической документации, приведенной в обязательном
приложении 1, и настоящего стандарта.
1.3. При организации процесса технического обслуживания воздушных судов должны выполняться следующие мероприятия по обеспечению безопасности производственного процесса:
назначение лиц, ответственных за организацию работ;
оформление работы нарядом или распоряжением;
осуществление допуска к проведению работ;
организация надзора за проведением работ;
оформление перерыва в работе, перевода на другое рабочее место, окончания работы;
использование работ по совершенствованию технического обслуживания, достижений науки и техники, изобретений и рационализаторских предложений;
применение методов прекращения работы на неисправном электрооборудовании и своевременного устранения возникших неполадок.
1.4. Ответственность за безопасное производство конкретных работ по техническому обслуживанию воздушных судов с использованием электроустановок возлагается на инженерно-технических работников, руководящих производством этих работ.
1.5. Повседневный контроль за соблюдением требований электробезопасности при техническом обслуживании должны осуществлять отдел (бюро, инженер) охраны труда и непосредственные руководители работ.
2. ТРЕБОВАНИЯ К ТЕХНИЧЕСКИМ ПРОЦЕССАМ
2.1. Проектирование, организация и проведение технологических процессов технического обслуживания воздушных судов должны предусматривать:
устранение опасного и вредного воздействия электрического тока на работающих;
комплексную механизацию и автоматизацию тяжелых работ, выполняемых работающими, занятыми обслуживанием электроустановок;
| | ИС МЕГАНОРМ: примечание. В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: возможно, имеется в виду ГОСТ 12.4.011-75, а не ГОСТ 12.4.001-75. | |
| | ИС МЕГАНОРМ: примечание. Постановлением Госстандарта СССР от 27.10.1989 N 3222 с 1 июля 1990 года введен в действие ГОСТ 12.4.011-89. | |
применение малого напряжения и средств коллективной защиты работающих от поражения электрическим током, перечень которых указан в ГОСТ 12.4.001-75;
своевременное получение информации о том, что уровень напряжения прикосновения может быть выше предельно допустимого, указанного в
ГОСТ 12.1.038-82.
2.2. При техническом обслуживании воздушных судов должны использоваться режимы работы электрооборудования, исключающие его перегрев и разряд статического электричества.
2.3. При обслуживании электрооборудования средств наземного обслуживания воздушных судов должен соблюдаться следующий порядок:
2.3.1. Места стоянки воздушных судов и электроколонки, предназначенные для подключения средств наземного обслуживания и переносных ламп, в ночное время должны быть освещены. Освещение должно соответствовать требованиям ОСТ 54 72003-83,
СНиП II-4-79 и
СНиП II-85-80.
2.3.2. Обслуживание и ремонт силовых цепей должны выполняться со снятием напряжения.
2.3.3. Перед началом работы необходимо произвести внешний осмотр электрооборудования средств наземного обслуживания и убедиться в отсутствии механических повреждений и целостности внешней оболочки питающего кабеля.
2.3.4. До подключения к бортовой электросети наземного источника электроэнергии необходимо убедиться в том, что переключатель (выключатель), подключающий его к бортовой электросети, не находится в положении, соответствующем включению наземного источника электроэнергии, и плакат, запрещающий включение этого источника, не вывешен.
2.3.5. Подключение наземных источников электроэнергии к бортовой электросети воздушного судна и их отключение должно осуществлять допущенное к выполнению этой работы лицо с разрешения бригадира-электрика бригады, обслуживающей воздушное судно.
2.3.6. Перед каждым подключением наземного источника электроэнергии к бортовой электросети воздушного судна необходимо проверить его напряжение и частоту. В случае недостаточной или чрезмерной величины напряжения и частоты наземный источник электроэнергии отключить. Установление причины ненормальной работы и устранение неисправности наземного источника электроэнергии должен осуществлять технический персонал, ответственный за поддержание этого источника в исправном состоянии.
2.3.7. При подключении к бортовой электросети наземного источника электроэнергии, требующего подключения к электроколонке, необходимо подсоединить его к бортовой электросети воздушного судна, затем подключить к электроколонке, включить в работу и проверить напряжение и частоту.
2.3.8. Подключение и отключение наземных источников электроэнергии к бортовой электросети воздушного судна в процессе запуска и опробования авиадвигателей должен производить авиатехник, допущенный к выполнению этой работы, по команде лица, производящего запуск.
2.3.9. В случае необходимости электрооборудование под напряжением следует осматривать под непрерывным наблюдением лица из обслуживающего персонала с квалификационной группой по технике безопасности не ниже III с обеспечением безопасного расположения работающего.
2.3.10. Определять наличие напряжения в электрической цепи необходимо в диэлектрических перчатках и только прошедшим проверку измерительным средством, соединяя его с цепью с помощью гибких проводов, оканчивающихся щупами.
2.3.11. В условиях дождя, снега, тумана и измороси запрещаются работы, требующие применения защитных изолирующих средств. При этом допускается производить присоединение (отсоединение), оперативное переключение и другие работы, не требующие использования изолирующих средств в любых условиях.
2.3.12. При аварии (отказе или существенном повреждении) электрооборудования обслуживающий персонал должен немедленно отключить средство наземного обслуживания воздушного судна, выяснить и устранить причину возникновения и последствия аварии и только после этого следует продолжить работу по техническому обслуживанию воздушного судна.
| | ИС МЕГАНОРМ: примечание. Взамен ГОСТ 12.4.026-76 Постановлением Госстандарта России от 19.09.2001 N 387-ст с 1 января 2003 года на территории Российской Федерации введен в действие ГОСТ Р 12.4.026-2001. | |
2.4. При техническом обслуживании воздушного судна должны применяться знаки безопасности в соответствии с ГОСТ 12.4.026-76.
2.5. Воздушное судно, на котором не производится техническое обслуживание и подготовка к полету, должно быть обесточено и заземлено в соответствии с
ГОСТ 12.1.030-81.
| | ИС МЕГАНОРМ: примечание. Постановлением Госстандарта СССР от 30.09.1991 N 1563 с 1 января 1993 года введен в действие ГОСТ 12.2.013.0-91. | |
2.6. Правила безопасности при эксплуатации ручных электрических машин - ГОСТ 12.2.013-75, разд. 6. Допускается применять переносные электрические светильники постоянного тока напряжением не выше 24 В и переменного - не выше 12 В.
2.7. Требования электробезопасности при использовании переносных электрических светильников должны выполняться в соответствии с "
Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей" и "
Правилами техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей", утвержденными Госэнергонадзором.
2.8. Техническое обслуживание ручных электрических машин, паяльников, переносных электрических светильников и их проверка должны проводиться работающими, имеющими квалификационную группу по технике безопасности не ниже III.
2.9. Система управления и контроля технологическими процессами технического обслуживания воздушных судов должна обеспечивать защиту работающих от опасного и вредного воздействия электрического тока, а также отключение производственного оборудования или его остановку в обычных условиях эксплуатации и в аварийной ситуации.
2.10. Источниками опасного и вредного воздействия электрического тока на работающих при техническом обслуживании воздушных судов могут быть:
однофазное прикосновение;
однополосное прикосновение;
двухфазное прикосновение;
двухполосное прикосновение;
попадание в зону растекания тока;
приближение к неизолированным токоведущим частям, находящимся под напряжением, на расстояние меньше безопасного;
прикосновение к металлическим нетоковедущим частям, оказавшимся под напряжением в результате повреждения изоляции;
прикосновение к человеку, находящемуся под напряжением;
действие электрической дуги;
действие атмосферного электричества при грозовых разрядах.
3. ТРЕБОВАНИЯ К МЕСТАМ СТОЯНОК ВОЗДУШНЫХ СУДОВ
3.1. Места стоянок воздушных судов должны ежедневно очищаться от пролитых горюче-смазочных материалов и острых посторонних предметов (битого стекла, ворсинок металлических щеток).
3.2. Необходимо обеспечивать постоянную исправность, чистоту и маркировку заземлений на местах стоянок. Места расположения заземлителей должны систематически очищаться от пыли, мусора, льда и снега в соответствии с "Наставлением по аэродромной службе в гражданской авиации СССР".
3.3. Места стоянок воздушных судов в отношении опасности поражения работающих электрическим током приравниваются к особо опасным помещениям ("Правила устройства электроустановок", пятое издание, разд. 1).
3.4. Места стоянок воздушных судов должны соответствовать требованиям ОСТ 54 71001-82, разд. 3.
4. ТРЕБОВАНИЯ К РАЗМЕЩЕНИЮ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБОРУДОВАНИЯ
И ОРГАНИЗАЦИИ РАБОЧИХ МЕСТ
4.1. Расстояние между электрическими проводами, кабелями, разматываемыми в зоне обслуживания воздушного судна, и металлическими стремянками, машинами спецавтотранспорта должно быть не менее 1,5 м.
4.2. Расстояние в свету от корпусов средств наземного обслуживания до корпуса электроустановки должно быть не менее 1 м, а до ее пульта управления не менее 2 м.
4.3. Рабочее место на средствах наземного обслуживания воздушных судов должно быть оснащено выключающим устройством, окрашенным в красный цвет, для снятия напряжения с размещенного на этих средствах электрооборудования при возникновении неисправности. Рабочее место на наземных источниках электроэнергии дополнительно должно быть оснащено освещенными вольтметром и амперметром для каждой розетки бортового электрического соединителя аэродромного питания.
5. ТРЕБОВАНИЯ К ПЕРСОНАЛУ, ДОПУСКАЕМОМУ К РАБОТАМ
ПО ОБСЛУЖИВАНИЮ ЭЛЕКТРОУСТАНОВОК ПРИ ТЕХНИЧЕСКОМ
ОБСЛУЖИВАНИИ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ
5.1. Персонал, допускаемый к работам по обслуживанию электроустановок при техническом обслуживании воздушных судов, должен:
быть не моложе 18 лет (
постановление Государственного Комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы от 29.08.59 N 629);
проходить предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры в сроки согласно приказу Министерства гражданской авиации от 15.05.85 N 109;
знать должностную инструкцию, технические характеристики, принцип работы и конструкцию эксплуатируемой наземной авиационной техники, инструкции по эксплуатации данной авиационной техники, режимы ее работы, установленные ограничения, особенности эксплуатации в различных метеорологических условиях;
пройти обучение по программе повышения квалификации безопасным методам работы на рабочем месте под руководством опытного работника и проверку знаний в квалификационной комиссии в соответствии с "Положением об организации работы по охране труда, технике безопасности и производственной санитарии на предприятиях, в учреждениях и организациях гражданской авиации" с присвоением определенной квалификационной группы по технике безопасности;
освоить приемы освобождения пострадавшего от электрического тока и правила оказания первой помощи на практике.
6. ТРЕБОВАНИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ СРЕДСТВ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ЗАЩИТУ
РАБОТАЮЩИХ ОТ ВОЗДЕЙСТВИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ТОКА
6.1. Работающие, занятые техническим обслуживанием воздушных судов, должны пользоваться изолирующими средствами индивидуальной защиты, приведенными в обязательном
приложении 2.
6.2. Средства защиты от поражения электрическим током должны использоваться до срока, указанного в штампе, проставляемом на средствах защиты, прошедших испытания. Перед применением защитного средства работающий должен проверить его исправность, отсутствие внешних повреждений и установить, что величина напряжения, на которую оно рассчитано, не ниже величины напряжения обслуживаемого оборудования. Пользоваться неисправными защитными средствами возле воздушного судна запрещается. Защитные средства необходимо защищать от загрязнения, воздействия факторов и веществ, ухудшающих их диэлектрические свойства, и от механических повреждений.
6.3. Заземляющие устройства должны надежно подключаться к фюзеляжам воздушных судов и металлическим нетоковедущим частям электрооборудования, доступным прикосновению, которые вследствие нарушения изоляции могут оказаться под напряжением.
| | ИС МЕГАНОРМ: примечание. Постановлением Госстандарта России от 10.04.2002 N 145-ст с 1 сентября 2002 года введен в действие ГОСТ 1.5-2001. | |
| | ИС МЕГАНОРМ: примечание. Приказом Росстандарта от 26.11.2012 N 1194-ст с 1 июня 2013 года введен в действие ГОСТ 18675-2012. | |
6.4. Технические способы и средства защиты от воздействия электрического тока должны быть указаны в нормативно-технической документации на воздушное судно и его средства наземного обслуживания в соответствии с ГОСТ 15001-73, ГОСТ 18675-79 и ГОСТ 1.5-68.
7. МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ БЕЗОПАСНОСТИ
7.1. Контроль напряжений прикосновения и токов, протекающих через тело человека, - в соответствии с
ГОСТ 12.1.038-82.
Обязательное
НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ, УСТАНАВЛИВАЮЩЕЙ
ТРЕБОВАНИЯ К ЗАЩИТЕ ЛЮДЕЙ ОТ ОПАСНОГО И ВРЕДНОГО ДЕЙСТВИЯ
ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ТОКА
| | ИС МЕГАНОРМ: примечание. Взамен ГОСТ 12.0.004-79 Постановлением Госстандарта СССР от 05.11.1990 N 2797 с 1 июля 1991 года введен в действие ГОСТ 12.0.004-90. | |
| | ИС МЕГАНОРМ: примечание. Постановлением Госстандарта СССР от 30.09.1991 N 1563 с 1 января 1993 года введен в действие ГОСТ 12.2.013.0-91. | |
2. Наставление по технической эксплуатации и ремонту авиационной техники в гражданской авиации СССР, утвержденное Министерством гражданской авиации СССР.
3. Наставление по аэродромной службе в гражданской авиации СССР, утвержденное Министерством гражданской авиации СССР.
4. Наставление по светотехническому обеспечению полетов и электроустановкам в гражданской авиации СССР, утвержденное Министерством гражданской авиации СССР.
5.
Правила устройства электроустановок (ПУЭ-76), утвержденные Министерством энергетики и электрификации СССР.
6.
Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей и
Правила техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденные Госэнергонадзором.
Обязательное
ИЗОЛИРУЮЩИЕ СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
1. Основные изолирующие средства индивидуальной защиты:
диэлектрические перчатки;
инструменты с изолированными рукоятками;
указатели напряжения;
изолирующие клещи.
2. Дополнительные изолирующие средства индивидуальной защиты:
диэлектрические галоши;
диэлектрические резиновые коврики;
изолирующие подставки.