Главная // Актуальные документы // ОСТ (Отраслевой стандарт)
СПРАВКА
Источник публикации
"Безопасность полетов, сертификация и лицензирование", информационный сборник, N 38, 2003
Примечание к документу
С 01.07.2003 в связи с вступлением в силу Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ отраслевые стандарты не относятся к нормативным документам по стандартизации. До вступления в силу технических регламентов акты федеральных органов исполнительной власти в сфере технического регулирования (в том числе стандарты отраслей) носят рекомендательный характер и подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям и условиям, указанным в п. 1 ст. 46 названного закона, за исключением случаев, предусмотренных ст. 5.
С 01.07.2016 виды документов по стандартизации установлены ст. 14 Федерального закона от 29.06.2015 N 162-ФЗ.

Документ введен в действие с 1 июля 2003 года.
Название документа
"ОСТ 54-0-192.84-2002. Стандарт отрасли. Обеспечение безопасности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства. Стикер для маркировки багажа, грузов, почты и бортовых запасов. Общие требования"
(утв. Минтрансом России 27.05.2003)

"ОСТ 54-0-192.84-2002. Стандарт отрасли. Обеспечение безопасности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства. Стикер для маркировки багажа, грузов, почты и бортовых запасов. Общие требования"
(утв. Минтрансом России 27.05.2003)


Содержание


Утвержден
Минтрансом России
27 мая 2003 года
СТАНДАРТ ОТРАСЛИ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ
ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ ОТ АКТОВ НЕЗАКОННОГО
ВМЕШАТЕЛЬСТВА. СТИКЕР ДЛЯ МАРКИРОВКИ БАГАЖА, ГРУЗОВ,
ПОЧТЫ И БОРТОВЫХ ЗАПАСОВ. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ
ОСТ 54-0-192.84-2002
Дата введения
1 июля 2003 года
1. Область применения
1.1. Настоящий стандарт устанавливает основные требования на стикер для маркирования багажа, грузов, почты и бортовых запасов при проведении их предполетного досмотра.
1.2. Требования настоящего стандарта распространяются на изготовителей (поставщиков) и пользователей стикеров независимо от их юридического статуса, ведомственной подчиненности и форм собственности.
1.3. Требования настоящего стандарта являются обязательными.
1.4. Требования стандарта должны учитываться при рассмотрении материалов по сертификации аэропортовой деятельности, связанной с обеспечением мер авиационной безопасности, а также учитываться при проведении инспекционной проверки и контроле.
1.5. Проведение стикирования в аэропортах (авиапредприятиях) гражданской авиации России должно осуществляться только службами авиационной безопасности, имеющими сертификат соответствия, выданный специально уполномоченными органом в области гражданской авиации, отвечающим за меры авиационной безопасности.
2. Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты: ГОСТ 13199-88 (ИСО 536-76). Полуфабрикаты волокнистые, бумага и картон. Метод определения массы продукции площадью 1 кв. м.
3. Определения
В настоящем стандарте применяются следующие термины с соответствующими определениями:
3.1. Авиационная безопасность - комплекс государственных, межведомственных и отраслевых организационно-технических мер, процедур, правил, а также людские и материальные ресурсы, предназначенные для нормальной и безопасной деятельности гражданской авиации, обеспечивающие предупреждение и предотвращение актов незаконного вмешательства в ее деятельность.
3.2. Багаж - личные вещи пассажиров и членов экипажа, перевозимые на борту воздушного судна по соглашению с Перевозчиком.
3.3. Бортовые запасы - готовые к употреблению предметы, предназначенные для использования или продажи на борту воздушного судна во время полета, в том числе бортпитание.
3.4. Груз - любое перевозимое на борту воздушного судна имущество, за исключением почты, бортовых запасов и сопровождаемого или неправильно засланного багажа.
3.5. Почта - внутренние и международные почтовые отправления, пересылаемые при почтовых сопроводительных документах.
3.6. Предполетный досмотр - процедура по производству досмотра пассажиров, членов экипажей гражданских судов, ручной клади, багажа, грузов, почты и бортовых запасов, проводимая сотрудниками службы авиационной безопасности в целях обеспечения авиационной безопасности, охраны жизни и здоровья пассажиров, членов экипажей, пресечения возможных попыток захвата (угона) гражданских воздушных судов и других актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации, а также предотвращения незаконного провоза оружия, боеприпасов, взрывчатых, отравляющих, легковоспламеняющихся и других опасных веществ и предметов, запрещенных к перевозке на воздушном транспорте.
3.7. Перевозчик - эксплуатант, который имеет лицензию на осуществление воздушной перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты на основании договоров воздушной перевозки и/или договора фрахтования воздушного судна.
4. Технические требования
4.1. Общие требования
4.1.1. Стикер должен иметь возможность размещения на визуально просматриваемом месте досмотренного багажа, груза, почты и бортовом запасе с целью контроля его наличия, целостности, фиксации, а также выявления несанкционированного вскрытия багажа, груза, почты или бортового запаса.
Стикер для маркирования багажа, грузов, почты и бортовых запасов должен быть единым по форме и содержанию и подлежит согласованию со специально уполномоченным органом в области гражданской авиации, отвечающим за меры авиационной безопасности.
4.1.2. Стикер должен обеспечивать:
- надежную маркировку;
- отсутствие повреждения предмета маркирования;
- саморазрушение при снятии;
- сохранение при эксплуатации своей информационной составляющей, а также иметь другие свойства и параметры, определенные настоящим стандартом.
4.1.3. Стикер должен состоять из 3-х слоев:
- бумажного слоя;
- подложки;
- клеевого слоя.
4.1.4. Стикеры должны поставляться в расфасованном виде в порядке возрастания номеров. Могут быть предусмотрены следующие варианты их расфасовки:
- листовая;
- в виде гармошки;
- в рулонном виде.
При изготовлении стикеров в рулонах должно быть обеспечено автоматизированное сканирование номеров стикеров с целью выбраковки неправильных, двойных и т.д. номеров. Результаты сканирования должны быть приложены к рулону.
4.1.5. Стикеры должны упаковываться таким образом, чтобы обеспечивалась их сохранность при доставке автомобильным, железнодорожным, воздушным и водным транспортом. На упаковке должна содержаться информация следующего характера:
- наименование товара "Этикетки";
- дата изготовления;
- условия доставки и хранения;
- масса товара;
- первый и последний номер в данной упаковке.
4.1.6. Хранить стикеры следует в сухом помещении при температуре окружающего воздуха + (15 - 25) град. C и относительной влажности не более 60% без воздействия прямой солнечной радиации. Хранение стикеров в одном помещении с кислотами, химическими реактивами и другими веществами, которые могут оказать вредное действие на них, не допускается.
4.2. Основные параметры и размеры
4.2.1. Форма и габаритные размеры стикера:
- стикер должен иметь прямоугольную (или конфигурационную) форму с вертикальным расположением, при этом меньшая сторона является основанием, а большая сторона - высотой. Габаритные размеры при этом должны составлять:
- основание (50 +/- 2,5) мм;
- высота (100 +/- 10) мм.
4.2.2. Стикер:
- при его отрыве от маркированного багажа, груза, почты или бортового запаса должен саморазрушаться и не иметь возможности восстановления;
- не должен иметь остаточную липкость;
- должен сохранять прочность прикрепления в температурном режиме +/- 50 град. C, при относительной влажности воздуха 90%, в условиях воздействия прямой солнечной радиации и возможности попадания осадков в виде дождя и снега.
4.2.3. Бумажный слой стикера должен обладать следующими свойствами:
- легко сниматься с подложки непосредственно перед маркированием;
- иметь яркую цветовую окраску в виде оранжевого или голубого фона (включая тангирную сетку с толщиной линии не более 0,03 мм, с одной миллиметровым шагом и углом наклона в 45 градусов, а также конфигурационный овал) и соответствующих надписей красного и черного цвета;
- сохранять при эксплуатации свою информационную составляющую в неизменном виде.
В качестве исходного бумажного слоя должны использоваться непокрытые белые бумаги (например, глянцевые) с плотностью от 600 до 750 кг/куб. м (масса бумаги - от 70 до 85 г/кв. м по ГОСТ 13199).
4.2.4. В качестве подложки стикера следует применять прочный материал, обеспечивающий несминаемость стикера при хранении и работе с ним, с отсутствием восприятия типографской печати.
Материал подложки должен быть выполнен на основе силиконизированной бумаги или синтетических пленок. Плотность подложки должна составлять от 650 до 700 кг/куб. м (масса бумаги - от 75 до 78 г/кв. м по ГОСТ 13199).
4.2.5. Клеевой слой стикера должен обладать следующими свойствами:
- не оставлять следов на багаже после снятия стикера;
- прочно удерживать стикер на месте маркирования с момента наклеивания и до момента окончания полета;
- прочно удерживать стикер на невостребованном багаже или грузе до 6-ти месяцев;
- прочно удерживать стикер в условиях механического воздействия при обработке багажа, груза, почты и бортовых запасов;
- обеспечивать приклеивание к коже, синтетическим материалам, пластмассам, натуральным тканям, дереву, металлу и т.д.
В качестве клеевого слоя должны использоваться универсальные или специализированные постоянные клеи. Основой для клея может служить прозрачный акрил или каучук (натуральный или синтетический). Параметрами клеевой основы должны служить:
- окончательное прилипание;
- начальное прилипание.
Окончательное прилипание характеризуется силой, измеряемой динамометром, необходимой для отделения клеевой бумаги шириной 25 мм от испытательной пластины после его полного приклеивания. Параметры окончательного прилипания клеевой основы приведены в Приложении А.
Начальное прилипание характеризуется силой, измеряемой динамометром, необходимой для отделения клеевой бумаги шириной 25 мм от испытательной пластины сразу же после приклеивания. Параметры начального прилипания клеевой основы приведены в Приложении А.
В течение всего гарантийного срока годности стикера величина удельного сцепления клеевого слоя для начального и окончательного прилипания не должна уменьшаться более чем на 5% от исходного значения.
4.2.6. Информационная составляющая стикера, как правило, должна включать следующие надписи:
- "Авиационная безопасность";
- "Досмотрено" (в конфигурационном овале);
- "Серия ______" (три позиции для печати серии);
- "N ___________" (не менее девяти позиций для текущего номера стикера);
- "Не отрывать до окончания перевозки".
Текущий номер стикера должен иметь шрифт Пр3 с высотой 3,0; 4,0 или 5,0 мм и выполняться несмываемой типографской краской.
Лицевая часть стикера должна быть выполнена микрошрифтом с целью исключения возможности ксерокопирования и сканирования.
Должна быть предусмотрена возможность нанесения знаков, выполненных краской невидимого ультрафиолетового излучения, под информационной составляющей стикера.
С целью защиты стикера после текущего номера может быть предусмотрена возможность размещения отстоящего номера с контрольным разрядом.
4.2.7. С целью саморазрушения стикера при его отрыве от маркированного багажа, груза, почты или бортового запаса должна быть предусмотрена защитная надсечка. Защитная надсечка должна полностью перекрывать габаритный размер стикера, а количество надсечек должно быть не менее 2-х штук с расстоянием между ними от 2 до 7 мм.
5. Правила контроля
5.1. Для проверки соответствия стикера требованиям настоящего стандарта должны проводиться следующие виды контроля:
- внутренний (постоянный);
- внешний (периодический).
Под внутренним контролем подразумевается контроль изготовителя и поставщика стикеров.
Под внешним контролем подразумевается контроль специально уполномоченного органа в области гражданской авиации, отвечающего за меры авиационной безопасности.
5.2. При проведении как внутреннего, так и внешнего контроля оценке на соответствие подлежат:
- качество бумаги, подложки, клеевой основы;
- цветовая гамма стикера;
- качество цветового слоя (четкость, неразмываемость);
- влагостойкость стикера;
- четкость, правильность текущего номера стикера;
- саморазрушение стикера;
- приклеиваемость стикера к различным материалам и его съем без повреждения поверхности предмета в соответствии с требованиями, определенными настоящим стандартом.
5.3. Контролю должна подвергаться выборочная партия стикеров не менее 0,01% от объема конкретного заказа, но не менее 10 штук на отдельную партию.
Приложение А
(обязательнее)
ПАРАМЕТРЫ КЛЕЕВОЙ ОСНОВЫ
┌──────────────────┬────────────────────────┬────────────────────┐
│ │Окончательное прилипание│Начальное прилипание│
│ ├───────────┬────────────┼─────────┬──────────┤
│ │ от │ до │ от │ до │
├──────────────────┼───────────┼────────────┼─────────┼──────────┤
│Сила, необходимая │24 │29 │13 │20 │
│для отделения от ├───────────┼────────────┼─────────┼──────────┤
│объекта маркирова-│ │48 <*> │ │29 <*>
│ния, Н │ │ │ │ │
├──────────────────┼───────────┼────────────┼─────────┼──────────┤
│Удельное сцепление│300 │400 │170 │279 │
│стикера с объектом├───────────┼────────────┼─────────┼──────────┤
│маркирования, │ │600 <*> │ │400 <*>
│г/кв. см │ │ │ │ │
└──────────────────┴───────────┴────────────┴─────────┴──────────┘
--------------------------------
<*> Для тканых и шероховатых материалов, грузов, почты, бортовых запасов.