Главная // Актуальные документы // ОСТ (Отраслевой стандарт)СПРАВКА
Источник публикации
М., 1995
Примечание к документу
Документ утратил силу в связи с изданием
Приказа Минтранса России от 11.01.2021 N 2.
С 01.07.2003 в связи с вступлением в силу Федерального
закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ отраслевые стандарты не относятся к нормативным документам по стандартизации. До вступления в силу технических регламентов акты федеральных органов исполнительной власти в сфере технического регулирования (в том числе стандарты отраслей) носят рекомендательный характер и подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям и условиям, указанным в
п. 1 ст. 46 названного закона, за исключением случаев, предусмотренных
ст. 5.
С 01.07.2016 виды документов по стандартизации установлены
ст. 14 Федерального закона от 29.06.2015 N 162-ФЗ.
Документ
введен в действие с 1 января 1996 года.
Название документа
"ОСТ 32 45-95. Отраслевой стандарт. Шум. Пневматическое оборудование сортировочных станций. Допустимые уровни шума"
(утв. и введен в действие Указанием МПС России от 12.09.1995 N Г-735у)
"ОСТ 32 45-95. Отраслевой стандарт. Шум. Пневматическое оборудование сортировочных станций. Допустимые уровни шума"
(утв. и введен в действие Указанием МПС России от 12.09.1995 N Г-735у)
Утвержден и введен в действие
Указанием МПС РФ
от 12 сентября 1995 г. N Г-735у
ОТРАСЛЕВОЙ СТАНДАРТ
ШУМ. ПНЕВМАТИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ СОРТИРОВОЧНЫХ СТАНЦИЙ.
ДОПУСТИМЫЕ УРОВНИ ШУМА
ОСТ 32 45-95
Группа Т34
Дата введения
с 1 января 1996 года
1. РАЗРАБОТАН Всероссийским научно-исследовательским институтом железнодорожного транспорта (ВНИИЖТ), Петербургским государственным университетом путей сообщения (ПГУ ПС), институтом Гипротранссигналсвязь (ГТСС), Всероссийским научно-исследовательским институтом железнодорожной гигиены (ВНИИЖТ).
ВНЕСЕН Управлением сигнализации, связи и вычислительной техники МПС РФ
2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Указанием МПС РФ от 12.09.95 N Г-735у
3. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Настоящий стандарт распространяется на вновь проектируемые компрессорные станции, пневматические вагонные замедлители (в дальнейшем - пневматическое оборудование) с учетом применения средств снижения шума и устанавливает допустимые уровни аэродинамического шума и методы определения его характеристик.
Настоящий стандарт обязателен для организаций, проектирующих, изготавливающих и эксплуатирующих пневматическое оборудование сортировочных станций.
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 12.1.023-80*. ССБТ. Шум. Методы установления значений шумовых характеристик стационарных машин.
| | ИС МЕГАНОРМ: примечание. ГОСТ 12.1.028-80 утратил силу на территории Российской Федерации с 1 июля 2000 года в связи с введением в действие ГОСТ Р 51402-99 (Постановление Госстандарта России от 17.12.1999 N 544-ст). | |
ГОСТ 12.1.028-80. ССБТ. Шум. Определение шумовых характеристик источников шума. Ориентировочный метод.
ГОСТ 17168-82. Фильтры электронные октавные и третьоктавные. Общие технические требования и методы испытаний.
ГОСТ 17187-81*. Шумомеры. Общие технические требования и методы испытаний.
ГОСТ 23941-79. Шум. Методы определения шумовых характеристик. Общие требования.
3. Нормируемые характеристики шума
3.1. Нормируемые характеристики шума при работе компрессорной станции по ГОСТ 23941-79:
а) для процесса всасывания - уровни звуковой мощности в октавных полосах частот LP, дБ, и корректированный уровень звуковой мощности LPA, дБА;
б) для процесса выпуска сжатого воздуха - эквивалентный уровень звука LAэкв, дБА, и корректированный уровень звуковой мощности LPA, дБА.
Для контроля соответствия фактических уровней шума на прилегающей территории сортировочной станции требованиям
ГОСТ 12.1.003-83* устанавливаются по
ГОСТ 12.1.050-86 следующие характеристики:
- уровень звука LA, дБА;
- уровни звукового давления в октавных полосах частот L, дБ;
- максимальный уровень звука LAM, дБА.
3.2. Нормируемые характеристики шума выпуска сжатого воздуха при оттормаживании пневматических вагонных замедлителей по ГОСТ 23941-79:
а) максимальный уровень звука LAImax, дБАI;
б) эквивалентный уровень звука LAэкв, дБА;
в) корректированный уровень звуковой мощности LPA, дБА.
3.3. Уровни звуковой мощности L
P, дБ, по
ГОСТ 12.1.023-80* определяют на основании результатов измерений уровней звукового давления L, дБ, в нормируемых октавных полосах.
4. Допустимые уровни характеристик шума
4.1. Уровни звуковой мощности процесса всасывания при работе компрессорной станции не должны превышать значений, приведенных в табл. 1.
Таблица 1
Допустимые уровни звуковой мощности при всасывании
Источник шума | Уровни звуковой мощности LP, дБ, в октавных полосах со среднегеометрическими частотами f, Гц | Корректированный уровень звуковой мощности LPA, дБА |
31,5 | 63 | 125 | 250 | 500 | 1000 | 2000 | 4000 | 8000 |
Процесс всасывания | 104 | 92 | 85 | 79 | 76 | 73 | 71 | 69 | 67 | 80 |
4.2. Эквивалентный уровень звука процесса выпуска сжатого воздуха при работе компрессорной станции не должен превышать LAэкв = 80 дБА.
Корректированный уровень звуковой мощности процесса выпуска сжатого воздуха не должен превышать LPA = 80 дБА.
4.3. Уровень звука процесса выпуска сжатого воздуха при оттормаживании пневматических вагонных замедлителей не должен превышать LAImax = 89 дБАI.
Эквивалентный уровень звука процесса выпуска сжатого воздуха при оттормаживании пневматических вагонных замедлителей не должен превышать LAэкв = 75 дБА.
Корректированный уровень звуковой мощности процесса выпуска сжатого воздуха при оттормаживании пневматических вагонных замедлителей не должен превышать LPA = 86 дБА.
5.1. Измерения аэродинамического шума пневматического оборудования следует проводить при приемочных, типовых и периодических испытаниях.
5.2. При приемочных испытаниях новых конструкций пневматического оборудования, при постановке их на производство необходимо проводить определение характеристик аэродинамического шума, включая испытания на соответствие требованиям настоящего стандарта.
5.3. При типовых испытаниях отдельных типов пневматического оборудования, прошедших модернизацию или подвергшихся конструктивным изменениям, которые могут оказать влияние на уровень излучаемого аэродинамического шума, необходимо проводить испытания на соответствие требованиям настоящего стандарта.
5.4. При периодических испытаниях серийно выпускаемого пневматического оборудования с целью определения стабильности качества необходимо проводить испытания на соответствие требованиям настоящего стандарта. Испытания проводят с периодичностью устанавливаемой на конкретный вид пневматического оборудования.
6. Условия измерений шума
6.1. Компрессорные станции должны быть оборудованы средствами снижения аэродинамического шума процессов всасывания и стравливания, находящимися в рабочем состоянии и соответствующими требованиям технических условий.
Режим работающих компрессоров должен быть установившимся. При указании в технической документации нескольких рабочих режимов необходимо определять шумовые характеристики на режиме, характеризуемом наибольшим излучением шума (при максимальной частоте вращения и максимальном конечном давлении).
| | ИС МЕГАНОРМ: примечание. ГОСТ 12.1.028-80 утратил силу на территории Российской Федерации с 1 июля 2000 года в связи с введением в действие ГОСТ Р 51402-99 (Постановление Госстандарта России от 17.12.1999 N 544-ст). | |
6.2. Размеры испытательных площадок для пневматических вагонных замедлителей, значение постоянной К (учитывающей влияние отраженного звука в помещении на результаты измерений) должны удовлетворять требованиям ГОСТ 12.1.028-80.
6.3. Пневматические вагонные замедлители должны быть оборудованы средствами снижения аэродинамического шума процесса выпуска сжатого воздуха, находящимися в рабочем состоянии и соответствующими требованиям технических условий.
6.4. Измерения шума выпуска сжатого воздуха проводятся при работе пневматического вагонного замедлителя, осуществляющего полный технологический цикл. При этом должно обеспечиваться снабжение вагонного замедлителя воздухом с давлением, соответствующим его величине при максимальном усилии нажатия тормозных шин.
6.5. Около измерительного микрофона не должно быть объектов, которые могут нарушить свободное звуковое поле. Персонал, выполняющий измерения, и аппаратура должны находиться от микрофона на расстоянии не менее чем 0,5 м.
6.6. Уровень акустических помех (фонового шума) должен быть не менее, чем на 10 дБ ниже уровня исследуемого звукового процесса. Если разность указанных уровней находится в пределах от 3 до 10 дБ, то следует произвести корректировку результатов измерений согласно ГОСТ 12.1.028-80, а при их разности менее 3 дБ результат измерения не учитывают.
Уровень фонового шума в точках измерения необходимо определять на всех измеряемых характеристиках исследуемого звукового процесса.
6.7. Измерительный микрофон должен быть оборудован специальным ветрозащитным устройством. При скорости ветра более 5 м/с и других метеорологических условиях, оказывающих искажающее влияние на результаты, измерения проводить не допускается.
7.1. В качестве измерительных необходимо использовать системы, содержащие микрофон, шумомер (измерительный усилитель), набор октавных полосовых фильтров (частотный анализатор), фильтр с частотной коррекцией А.
Допускается использование в измерительных системах регистрирующих приборов.
7.2. В измерительных системах необходимо применять шумомеры 1 или 2 класса точности по
ГОСТ 17187-81*, а также фильтры, удовлетворяющие требованиям
ГОСТ 17168-82.
7.3. Калибровку средств измерений необходимо проводить с помощью эталонного сигнала, создаваемого пистонфоном или акустическим калибратором.
7.4. Средства измерений и калибровки должны быть поверены организациями Госстандарта и иметь действующие свидетельства о пригодности к применению.
7.5. Измерение эквивалентного уровня звука рекомендуется проводить интегрирующим шумомером по
ГОСТ 12.1.050-86.
8.1. Для определения характеристик звуковой мощности процесса всасывания при работе компрессорной станции необходимо измерить:
- уровни звукового давления L, дБ, в октавных полосах частот, Гц при временной характеристике шумомера "медленно";
- уровень звука LA, дБА, при частотной коррекции А и временной характеристике "медленно".
8.2. Для определения эквивалентного уровня звука и корректированного уровня звуковой мощности процесса стравливания при работе компрессорной станции необходимо измерить уровень звука LA, дБА, при частотной коррекции А и временной характеристике "быстро".
8.3. Для определения максимального уровня звука выпуска сжатого воздуха при оттормаживании пневматических вагонных замедлителей следует измерять уровень звука LAI, дБАI, на частотно-корректированной характеристике А и временной характеристике "импульс".
Для определения эквивалентного уровня звука и корректированного уровня звуковой мощности следует измерить уровень звука LA, дБА, на частотно-корректированной характеристике А при временной характеристике "быстро".
8.4. Измерения следует проводить в точке, расположенной на расстоянии 1 м от среза всасывающего фильтра (выпускного патрубка) под углом 30° к потоку (
рис. 1 и
2).
8.5. Измерения следует проводить в период стабильного режима процессов роспуска. При этом суммарная продолжительность процессов роспуска должна быть не менее 30 мин за время проведения измерений.
8.6. Количество измерений в каждой точке должно быть не менее трех.
8.7. При проведении измерений микрофон должен быть установлен на высоте 1,5 м от поверхности земли, а его мембрана ориентирована в сторону источника шума.
Рис. 1. Схема расположения точек
измерения шума компрессорной станции
а) процесса всасывания; б) процесса стравливания;
1 - всасывающий фильтр; 2 - точка измерения;
3 - выпускной патрубок
Рис. 2. Схема расположения точки измерения
аэродинамического шума пневматического
вагонного замедлителя
1 - выпускной патрубок; 2 - точка измерения
9.1. Средний уровень звукового давления в октавных полосах частот Lm, дБ, или средний уровень звука LAm, дБА, в контрольной точке вычисляют по формуле:
где: n - количество измерений;
Li - уровень звукового давления в октавных полосах частот или уровень звука при i-том измерении.
Если значения Li отличаются не более чем на 5 дБ (дБА), то величина Lm вычисляется по формуле:
Полученные средние значения уровней должны быть округлены до ближайшего целого числа децибел.
9.2. Усредненные результаты измерений должны быть скорректированы с учетом систематических погрешностей, указанных в свидетельствах о Государственной поверке каждого из приборов, входящих в измерительную систему.
9.3. Уровень звуковой мощности в октавных полосах частот LP, дБ, или корректированный уровень звуковой мощности LPA, дБА, вычисляют по формуле:
где S
o = 1 м
2;

, м
2;
R - радиус полусферы, м; R = l + 0,5d;
l - измерительное расстояние, равное 1 м;
d - сторона всасывающего фильтра (диаметр выпускного патрубка), м.
9.4. Эквивалентный уровень звука выпуска сжатого воздуха при работе компрессорной станции следует определять в соответствии с
ГОСТ 12.1.050-86.
9.5. Эквивалентный уровень звука выпуска сжатого воздуха при оттормаживании пневматических вагонных замедлителей следует определять по формуле:
где T - продолжительность измерений (T > 30 мин);
Li - уровень звука выпуска сжатого воздуха, дБА;
ti - время излучения звука при выпуске сжатого воздуха, мин.
10. Оформление результатов измерений
Протокол измерений должен содержать следующие основные данные:
- ссылку на настоящий стандарт;
- дату и время проведения измерений;
- расположение точек измерений;
- сведения об использованной аппаратуре (тип, заводской номер, свидетельство о поверке);
- краткую техническую характеристику испытуемого пневматического оборудования, год изготовления, наименование завода-изготовителя, заводской номер;
- сведения о метеорологических условиях во время проведения измерений;
- условия и режим работы пневматического оборудования при измерениях;
- результаты натурных измерений аэродинамического шума пневматического оборудования;
- результаты измерений фонового шума;
- данные обработки результатов натурных измерений;
- заключение о соответствии аэродинамического шума требованиям настоящего стандарта;
- наименование организации, проводившей измерения, подписи сотрудников.
Заместитель
директора ВНИИЖТ,
д.т.н. В.А.БУЯНОВ
Руководитель группы
стандартизации
В.Д.ЧЕРНИКОВ
Заведующий отделением
Охраны труда,
к.т.н. М.В.ТЕРЕНТЬЕВ
Руководитель темы
и исполнитель,
ст.н.с. М.Ю.НОСКОВ
СОИСПОЛНИТЕЛИ:
Заместитель
директора ВНИИЖТ,
д.м.н. С.В.СУВОРОВ
Руководитель темы,
зав. лабораторией
шума и вибрации,
к.м.н. Ю.С.САПУНОВ
Исполнитель,
ст.н.с. В.Е.ЛЯХ
Проректор ПГУ ПС
по НИР,
проф. В.В.САПОЖНИКОВ
Руководитель темы
и исполнитель,
к.т.н. Б.Л.МАШАРСКИЙ
Заведующий ОНИЛ
по борьбе с шумом
С.А.ЛЕБЕДЕВ
Главный инженер ГТСС
А.И.ГОГОЛЕВ
Начальник НИО ГТСС,
к.т.н. Ю.А.ЛИПОВЕЦКИЙ
СОГЛАСОВАНО
Заместитель начальника
Управления сигнализации,
связи и вычислительной
техники МПС РФ
В.Д.ВОДЯХИН
Заместитель начальника
Управления социального
развития МПС РФ
Н.А.ЩЕРБАТЕНКО
Главный санитарный
врач железнодорожного
транспорта
С.Д.КРИВУЛЯ
Заведующий отделом
Охраны труда
и окружающей среды
ЦК независимого профсоюза
железнодорожников
и транспортных строителей
В.Ф.ЛУКОШКИН