Главная // Актуальные документы // Основные положения
СПРАВКА
Источник публикации
М.: МПС России, 1998
Примечание к документу
Документ введен в действие с 1 марта 1998 года.
Название документа
"СТ ССФЖТ 1.0-98. Стандарт Системы сертификации на федеральном железнодорожном транспорте. Система нормативного обеспечения сертификации на федеральном железнодорожном транспорте Российской Федерации. Основные положения"
(утв. Указанием МПС России от 16.01.1998 N Г-61у)


"СТ ССФЖТ 1.0-98. Стандарт Системы сертификации на федеральном железнодорожном транспорте. Система нормативного обеспечения сертификации на федеральном железнодорожном транспорте Российской Федерации. Основные положения"
(утв. Указанием МПС России от 16.01.1998 N Г-61у)


Содержание


Утвержден
Указанием МПС России
от 16 января 1998 г. N Г-61у
СТАНДАРТ СИСТЕМЫ СЕРТИФИКАЦИИ
НА ФЕДЕРАЛЬНОМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
СИСТЕМА НОРМАТИВНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СЕРТИФИКАЦИИ
НА ФЕДЕРАЛЬНОМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
System of normative assurance certification
for Federal Railways of Russian Federation.
Basic principles
СТ ССФЖТ 1.0-98
Дата введения
1 марта 1998 года
Предисловие
1. Разработан Всероссийским научно-исследовательским институтом железнодорожного транспорта (ВНИИЖТ) МПС России.
Исполнители: В.А. Матюшин, канд. техн. наук; С.Л. Гольдин, канд. техн. наук; В.А. Морозов.
Внесен Управлением технической политики МПС России.
2. Утвержден указанием МПС России от 16.01.1998 N Г-61у.
3. В настоящем стандарте реализованы положения:
Федерального закона "О федеральном железнодорожном транспорте" от 25 августа 1995 г. N 153-ФЗ;
Положения о Министерстве путей сообщения Российской Федерации. Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 1996 г. N 848;
Соглашения о взаимодействии Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации и Министерства путей сообщения Российской Федерации в области обязательной сертификации от 06.09.1996;
Руководства ИСО/МЭК 7 "Требования к стандартам, применяемым при сертификации изделия";
Правил по сертификации П ССФЖТ 01-96 "Правила Системы сертификации на федеральном железнодорожном транспорте Российской Федерации. Основные положения".
4. Введен впервые.
1. Область применения
Настоящий стандарт устанавливает общие правила проведения работ по нормативному обеспечению сертификации на федеральном железнодорожном транспорте Российской Федерации.
Требования настоящего стандарта обязательны для всех юридических и физических лиц, разрабатывающих и применяющих нормативные документы по сертификации, предназначенные для использования в Системе сертификации на федеральном железнодорожном транспорте Российской Федерации (ССФЖТ).
Настоящий стандарт не распространяется на проведение работ по нормативному обеспечению сертификации в рамках государственной, межгосударственной и международной стандартизации.
2. Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие нормативные документы:
ГОСТ Р 1.0-92 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Основные положения.
ГОСТ Р 1.2-92 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок разработки государственных стандартов.
ИС МЕГАНОРМ: примечание.
Взамен ГОСТ Р 1.4-92 Постановлением Госстандарта России от 15.12.1993 N 21 с 1 апреля 1994 года введен в действие ГОСТ Р 1.4-93.
ГОСТ Р 1.4-92 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Стандарты отраслей, стандарты предприятий, стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений. Общие положения.
П ССФЖТ 01-96 Правила Системы сертификации на федеральном железнодорожном транспорте Российской Федерации. Основные положения.
П ССФЖТ 12-97 Система сертификации на федеральном железнодорожном транспорте Российской Федерации. Порядок организации и проведения надзора и контроля в Системе сертификации.
П ССФЖТ 13-97 Система сертификации на федеральном железнодорожном транспорте Российской Федерации. Правила информационного обеспечения в Системе сертификации.
ПР 50-688-92 Временное типовое положение о техническом комитете по стандартизации.
3. Определения
Для целей настоящего стандарта используются следующие определения:
3.1. Нормативный документ в области сертификации на федеральном железнодорожном транспорте - документ, содержащий требования безопасности движения, безопасности для жизни и здоровья пассажиров, охраны труда, сохранности имущества, экологической безопасности и другие обязательные требования, установленные законодательством Российской Федерации <1>.
--------------------------------
<1> Термин "нормативный документ" является родовым термином, охватывающим такие понятия, как свод правил, регламенты, стандарты и другие документы, соответствующие основному определению.
3.2. Регламент - документ, содержащий обязательные правовые нормы и принятый органами власти (ГОСТ Р 1.0).
3.3. Технический регламент - регламент, который устанавливает характеристики продукции (услуги) или связанные с ней процессы и методы производства. Он может также включать требования к терминологии, символам, упаковыванию, маркированию или этикетированию либо быть целиком посвящен этим вопросам. Соблюдение технического регламента обязательно (ГОСТ Р 1.0) <2>.
--------------------------------
<2> К техническим регламентам следует относить законодательные акты и постановления Правительства Российской Федерации, содержащие требования, нормы и правила технического характера; государственные стандарты Российской Федерации и стандарты отраслей в части устанавливаемых в них обязательных требований; иные нормы и правила федеральных органов исполнительной власти, в компетенцию которых в соответствии с законодательством Российской Федерации входит установление обязательных требований.
Технический регламент содержит технические требования либо непосредственно, либо путем ссылки на нормативный документ, либо путем включения в себя содержания нормативного документа.
3.4. Стандарт - нормативный документ, разработанный, как правило, на основе согласия (консенсуса), характеризующегося отсутствием возражений по существенным вопросам у большинства заинтересованных сторон, принятый (утвержденный) компетентным органом.
3.5. Государственный стандарт Российской Федерации (ГОСТ Р) - стандарт, принятый федеральным органом исполнительной власти в области стандартизации.
3.6. Стандарт отрасли (ОСТ) - стандарт, принятый федеральным органом исполнительной власти в пределах его компетенции <3>.
--------------------------------
<3> Под отраслью понимается совокупность субъектов хозяйственной деятельности независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, разрабатывающих и (или) производящих продукцию (выполняющих работы и оказывающих услуги) определенных видов, которая имеет однородное потребительское или функциональное назначение.
3.7. Правила по сертификации - основополагающий нормативный документ, устанавливающий общие организационно-методические положения для определенной области деятельности.
3.8. Федеральные требования по сертификации на железнодорожном транспорте (ФТС ЖТ) - технический регламент, утвержденный Правительством Российской Федерации или Министерством путей сообщения Российской Федерации.
3.9. Стандарт (правила) Системы сертификации на федеральном железнодорожном транспорте (СТ ССФЖТ, П ССФЖТ) - технический регламент, утвержденный Министерством путей сообщения Российской Федерации или руководящим органом ССФЖТ в пределах его компетенции.
3.10. Технические рекомендации Системы сертификации на федеральном железнодорожном транспорте (ТР ССФЖТ) - нормативный документ, утвержденный руководящим органом ССФЖТ в пределах его компетенции и носящий рекомендательный характер.
3.11. Международный стандарт - нормативный документ, принятый международной организацией <4>.
--------------------------------
<4> Стандарты Международной организации по стандартизации (ИСО) и Международной электротехнической комиссии (МЭК), документы Международного Союза железных дорог (МСЖД) и др.
3.12. Региональный стандарт - нормативный документ, принятый региональной организацией <5>.
--------------------------------
<5> Документы Организации сотрудничества железных дорог (ОСЖД) и др.
3.13. Межгосударственный стандарт (ГОСТ) - стандарт, принятый государствами, присоединившимися к Соглашению о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации (ГОСТ Р 1.0) <6>.
--------------------------------
<6> Межгосударственные стандарты являются стандартами регионального типа.
ИС МЕГАНОРМ: примечание.
Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.
3.15. Применение нормативного документа - использование нормативного документа его пользователями с выполнением требований, установленных в нормативном документе, в соответствии с областью его распространения и сферой действия.
3.16. Применение международного стандарта, регионального стандарта или национального стандарта другой страны - использование стандарта путем включения его полного содержания в отечественный нормативный документ.
3.17. Дата введения нормативного документа в действие - дата, с которой нормативный документ приобретает юридическую силу.
3.18. Пользователь нормативного документа - юридическое или физическое лицо, применяющее нормативный документ в своей производственной, научно-исследовательской, опытно-конструкторской, технологической, учебно-педагогической и других видах деятельности.
3.19. Объект железнодорожного транспорта (объект ЖТ) - железнодорожные технические средства (ЖТС), поставляемые МПС России и другим юридическим лицам для эксплуатации на федеральном железнодорожном транспорте; системы качества; производство ЖТС; услуги, предоставляемые юридическим и физическим лицам федеральным железнодорожным транспортом.
3.20. Нормативное обеспечение сертификации на федеральном железнодорожном транспорте - организация, управление и координация деятельности по разработке нормативных документов, устанавливающих сертификационные требования к объектам железнодорожного транспорта, разработка, согласование, принятие (утверждение), регистрация, издание, обновление (изменение, пересмотр), отмена этих нормативных документов, а также установление общих требований к их построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению.
4. Задачи нормативного обеспечения
Основными задачами нормативного обеспечения сертификации являются:
- нормативное обеспечение функционирования Системы сертификации на федеральном железнодорожном транспорте;
- определение приоритетных направлений в области нормативного обеспечения сертификации на федеральном железнодорожном транспорте;
- оптимизация состава, структуры и управления фондом нормативных документов, устанавливающих сертификационные требования;
- обеспечение единства перспективного (стратегического) и текущего (оперативного) планирования работ по нормативному обеспечению сертификации;
- установление рациональной формы и содержания нормативных документов;
- широкое внедрение методов и средств современных информационных технологий;
- защита интересов потребителей и государства в вопросах безопасности и качества объектов железнодорожного транспорта;
- повышение безопасности и качества объектов железнодорожного транспорта в соответствии с развитием науки, техники и технологии, с потребностями населения и народного хозяйства;
- обеспечение единства сертификационных требований, согласование и увязка показателей и характеристик продукции, ее элементов, комплектующих изделий, сырья и материалов;
- нормативное обеспечение контроля (испытаний, анализа, оценки соответствия) сертификационных характеристик объектов железнодорожного транспорта.
5. Основные принципы нормативного обеспечения
5.1. Фонд нормативных документов по сертификации должен быть оптимальным по структуре, составу и содержанию требований к объектам железнодорожного транспорта и методам их испытаний и (или) оценки соответствия установленным требованиям. Этот фонд должен формироваться с учетом действующих нормативных правовых актов и потребности в нормативном обеспечении сертификации конкретных объектов железнодорожного транспорта.
5.2. Основными принципами нормативного обеспечения сертификации являются:
- усиление правовой основы нормативного обеспечения сертификации;
- использование международного опыта;
- разграничение требований по сертификации на обязательные и рекомендуемые и сосредоточение требований по обязательной сертификации в соответствующих технических регламентах;
- разработка нормативных документов по сертификации техническими комитетами по стандартизации;
- осуществление управления фондом нормативных документов федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта - Министерством путей сообщения Российской Федерации;
- исключение дублирования нормативных документов; принятие во внимание при разработке новых нормативных документов требования уже действующих, включая международные и региональные;
- комплексное установление в нормативных документах взаимосогласованных требований:
по всем стадиям жизненного цикла объектов железнодорожного транспорта (требований нормативных документов, относящихся к предыдущей стадии жизненного цикла, должны обеспечивать выполнение требований, относящихся к последующим стадиям);
по всем уровням разукрупнения: от конечной продукции до комплектующих изделий материалов, веществ и технологий (сертификационные требования, регламентированные в нормативных документах на комплектующие изделия, материалы, вещества и технологии, должны обеспечивать выполнение сертификационных требований, предъявляемых к конечной продукции);
по всем аспектам процедуры сертификации, включая установление взаимосогласованных требований к объектам железнодорожного транспорта, методам испытаний и (или) оценки соответствия, метрологическому обеспечению;
- обеспечение обязательными требованиями нормативных документов необходимого уровня безопасности движения, безопасности для жизни и здоровья людей, имущества и окружающей среды на федеральном железнодорожном транспорте; ориентация рекомендуемых требований на наиболее высокие достижения науки, техники и технологии;
- минимизация фонда нормативных документов за счет рационального их укрупнения, объединения и замены (отмены) неактуальных и морально устаревших нормативных документов;
- четкость и однозначность изложения требований нормативных документов, исключающие различное их толкование;
- сближение с международными, региональными и зарубежными национальными системами нормативных документов и гармонизация требований отечественных и международных, региональных и национальных нормативных документов в области железнодорожного транспорта;
- реализация принципа открытости Системы сертификации на федеральном железнодорожном транспорте Российской Федерации в соответствии с принятыми соглашениями, включая предоставление информации о действующих правилах процедуры, нормативных документах, более раннее уведомление заинтересованных сторон о разработке новых нормативных документов, обмен нормативными документами и т.д.;
- участие в работе на добровольной основе всех заинтересованных сторон с целью коллективной выработки оптимальных требований;
- гласность работ: широкое информирование специалистов и общественности о разработке новых нормативных документов, публикация их проектов в специальных изданиях и периодической печати, издание информационных указателей действующих нормативных документов по сертификации;
- сокращение сроков внедрения нормативных документов на основе широкого признания их положений до их официального принятия (утверждения).
5.3. Нормативные документы должны устанавливать только те сертификационные требования, которые могут быть объективно проверены с необходимой степенью точности, достоверности и воспроизводимости.
Нормативные документы должны быть изложены четко и ясно, чтобы обеспечить однозначность понимания их требований пользователями.
Нормативные документы должны иметь обозначение, позволяющее проводить их идентификацию.
6. Организация работ по нормативному обеспечению
6.1. Организацию работ по нормативному обеспечению сертификации на федеральном железнодорожном транспорте, включая координацию работ и взаимодействие с заинтересованными органами и организациями, в том числе с техническими комитетами по стандартизации, осуществляет Министерство путей сообщения Российской Федерации (МПС России).
МПС России формирует и реализует государственную политику в области нормативного обеспечения сертификации на федеральном железнодорожном транспорте, осуществляет государственный контроль и надзор за соблюдением требований по обязательной сертификации объектов ЖТ, участвует в разработке международных (региональных) нормативных документов, устанавливающих сертификационные требования к объектам ЖТ.
Работы по государственной стандартизации организует Госстандарт России с соответствии в законодательством Российской Федерации и ГОСТ Р 1.0.
6.2. Работы по стандартизации сертификационных требований к объектам ЖТ проводятся техническими комитетами (ТК) по стандартизации.
К работе в ТК привлекаются на добровольной основе полномочные представители заинтересованных предприятий и организаций, заказчиков (потребителей), разработчиков, изготовителей продукции, предприятий и организаций, осуществляющих ее ремонт, органов и организаций по стандартизации, метрологии и сертификации, общественных организаций потребителей, научно-технических и инженерных обществ. К работе в ТК должны привлекаться ведущие ученые и специалисты.
Создание ТК и осуществление их деятельности регламентируются ГОСТ Р 1.0 и ПР 50-688.
6.3. Заказчиком разработки нормативных документов, устанавливающих требования по обязательной сертификации, является МПС России.
Заказчиками разработки нормативных документов, устанавливающих требования по добровольной сертификации, могут являться любые юридические и физические лица.
6.4. Работы по нормативному обеспечению сертификации проводятся по плановым документам, разрабатываемым МПС России с учетом определяемых им приоритетных направлений развития работ по сертификации на федеральном железнодорожном транспорте, перспективных программ (планов) работы ТК, предложений заинтересованных юридических и физических лиц.
При разработке федеральных и иных государственных программ и проектов в области железнодорожного транспорта, финансируемых из средств государственного бюджета или централизованных средств МПС России, в них должны быть предусмотрены разделы нормативного обеспечения сертификации.
Планирование работ, их состав и содержание необходимо максимально приближать к системам планирования, используемым международными и национальными организациями по стандартизации промышленно развитых стран (ИСО, МЭК, Евронорм, ДИН, АФНОР и др.):
- разработка по заявкам заинтересованных сторон двухлетних планов (программ) работ технических комитетов и их рабочих групп с обязательным ежегодным уточнением (дополнением или сокращением) плановых заданий;
- разработка по инициативе международного или национального органа в области железнодорожного транспорта перспективного плана (прогноза) работ на период 15 - 20 лет.
Работы по нормативному обеспечению в сфере обязательной сертификации должны финансироваться за счет централизованных средств МПС России.
Финансирование работ по нормативному обеспечению, включаемых в государственные научно-технические и социально-экономические программы и крупные проекты в области железнодорожного транспорта, должны осуществляться за счет ассигнований, выделяемых на эти программы и проекты.
Финансирование работ по нормативному обеспечению сертификации на федеральном железнодорожном транспорте может осуществляться также за счет безвозмездной государственной или иной поддержки, размеры которой должно определяться объемами, важностью и неотложностью проведения соответствующих работ.
7. Виды нормативных документов и их применение
7.1. Общие требования к нормативным документам
7.1.1. К нормативным документам (регламентам и техническим регламентам) по сертификации на федеральном железнодорожном транспорте относятся:
- законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области сертификации;
- нормативные правовые акты МПС России в области сертификации;
- федеральные требования по сертификации на железнодорожном транспорте;
- стандарты и правила Системы сертификации на федеральном железнодорожном транспорте;
- технические рекомендации Системы сертификации на федеральном железнодорожном транспорте;
- государственные стандарты Российской Федерации;
- применяемые в установленном порядке международные и региональные (в том числе межгосударственные) стандарты и иные нормативные документы;
- стандарты отраслей;
- групповые технические условия на продукцию при наличии ссылки на них в соответствующем техническом регламенте.
При установлении обязательных требований по сертификации предпочтительной является разработка федеральных требований по сертификации на железнодорожном транспорте и стандартов Системы сертификации на федеральном железнодорожном транспорте.
7.1.2. Требования, устанавливаемые нормативными документами по сертификации, должны обеспечивать необходимый уровень безопасности движения, безопасности для жизни и здоровья людей, имущества и окружающей среды, а также иных обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Требования должны основываться на достигнутом уровне науки, техники и технологии, международных и региональных стандартах, международных соглашениях и договорах в области железнодорожного транспорта, а также учитывать условия использования продукции, выполнения работ и оказания услуг.
7.1.3. Нормативные документы по сертификации должны содержать количественные или качественные характеристики показателей сертификации, методы оценки соответствия объектов ЖТ установленным требованиям, правила упаковки, транспортировки, хранения и маркировки сертифицированной продукции, требования к информации о проведенной сертификации, приводимой в документах на сертифицированный объект ЖТ.
7.1.4. Требования по обязательной сертификации объектов ЖТ, включаемые в государственные стандарты, подлежат обязательному согласованию с МПС России как с надзорным органом в области обеспечения безопасности на федеральном железнодорожном транспорте.
7.1.5. Нормативные документы по сертификации должны иметь соответствующее обозначение для их идентификации и быть зарегистрированы в установленном порядке в Государственном Реестре Системы сертификации на федеральном железнодорожном транспорте.
ИС МЕГАНОРМ: примечание.
Взамен ГОСТ Р 1.4-92 Постановлением Госстандарта России от 15.12.1993 N 21 с 1 апреля 1994 года введен в действие ГОСТ Р 1.4-93.
7.1.6. Разработка, принятие (утверждение), введение в действие, применение, изменение и отмена государственных стандартов и стандартов отраслей осуществляются в соответствии с ГОСТ Р 1.2 и ГОСТ Р 1.4.
Используемые при сертификации в рамках ССФЖТ государственные стандарты и стандарты отраслей подлежат учетной регистрации в Государственном Реестре Системы сертификации на федеральном железнодорожном транспорте.
7.2. Федеральные требования по сертификации на железнодорожном транспорте
7.2.1. Федеральные требования по сертификации на железнодорожном транспорте (ФТС ЖТ) разрабатываются на все объекты ЖТ, сертифицируемые в Системе сертификации на федеральном железнодорожном транспорте.
7.2.2. ФТС ЖТ являются техническим регламентом в соответствии с ГОСТ Р 1.0 и содержат требования по сертификации объектов ЖТ либо непосредственно, либо путем ссылки на нормативный документ, либо путем включения в себя содержания нормативного документа.
ФТС ЖТ должны содержать полную номенклатуру обязательных требований, содержащихся во всех действующих на данный объект регламентах и технических регламентах.
7.2.3. Требования, устанавливаемые ФТС ЖТ, являются обязательными для всех юридических и физических лиц при разработке, проектировании, изготовлении и обязательной сертификации объектов ЖТ в рамках Системы сертификации на федеральном железнодорожном транспорте.
7.2.4. ФТС ЖТ утверждаются Министерством путей сообщения Российской Федерации.
По решению МПС России утверждение отдельных ФТС ЖТ может быть вынесено на уровень Правительства Российской Федерации.
7.2.5. ФТС ЖТ вводятся в действие после их регистрации в Государственном Реестре Системы сертификации на федеральном железнодорожном транспорте.
7.3. Стандартны и правила Системы сертификации
7.3.1. Стандарты (СТ ССФЖТ) и правила (П ССФЖТ) Системы сертификации на федеральном железнодорожном транспорте устанавливают общие правила проведения работ по сертификации на федеральном железнодорожном транспорте и методы испытаний и (или) оценки соответствия объектов железнодорожного транспорта установленным требованиям по сертификации.
7.3.2. СТ ССФЖТ и П ССФЖТ являются обязательными нормативными документами для всех юридических и физических лиц при проведении работ по сертификации объектов ЖТ в рамках Системы сертификации на федеральном железнодорожном транспорте.
7.3.3. СТ ССФЖТ и П ССФЖТ утверждаются Министерством путей сообщения Российской Федерации.
7.3.4. СТ ССФЖТ и П ССФЖТ вводятся в действие после их регистрации в Государственном Реестре Системы сертификации на федеральном железнодорожном транспорте.
7.4. Технические рекомендации Системы сертификации
7.4.1. Технические рекомендации Системы сертификации на федеральном железнодорожном транспорте (ТР ССФЖТ) содержат не являющиеся обязательными с точки зрения законодательства Российской Федерации в области сертификации технические требования к узлам, агрегатам, материалам и комплектующим изделиям железнодорожных технических средств непосредственно или в виде ссылок на государственные стандарты и стандарты отраслей, применение которых рекомендуется при выборе соответствующих узлов, агрегатов, материалов и комплектующих изделий для железнодорожных технических средств, сертифицируемых в ССФЖТ.
7.4.2. ТР ССФЖТ являются рекомендательными нормативными документами. При включении ссылок на ТР ССФЖТ в ФТС ЖТ или в условия договора (контракта) их требования становятся обязательными для всех юридических и физических лиц или сторон договора (контракта) при разработке, проектировании, изготовлении и обязательной сертификации объектов ЖТ в рамках Системы сертификации на федеральном железнодорожном транспорте.
7.4.3. ТР ССФЖТ утверждаются Министерством путей сообщения Российской Федерации.
7.4.4. ТР ССФЖТ вводятся в действие после их регистрации в Государственном Реестре Системы сертификации на федеральном железнодорожном транспорте.
7.5. Применение нормативных документов
7.5.1. Нормативные документы по сертификации применяют юридические и физические лица при разработке, проектировании, производстве и сертификации объектов ЖТ, сертифицируемых в Системе сертификации на федеральном железнодорожном транспорте.
7.5.2. Нормативные документы по сертификации применяют в полном объеме для импортируемых объектов ЖТ в том случае, когда они подлежат обязательной сертификации.
Необходимость применения нормативных документов по сертификации в отношении экспортируемых объектов ЖТ определяется условиями договора (контракта) на поставку, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
7.5.3. Разработанные вновь и обновленные нормативные документы (в части внесенных в них изменений), как правило, не распространяются на объекты ЖТ, документация на которые была утверждена до введения их в действие, если иное не установлено МПС России.
7.5.4. Международные, региональные и национальные нормативные документы других стран применяются на основе соответствующих международных соглашений (договоров) или при наличии разрешения соответствующих компетентных органов международных, региональных и национальных организаций.
7.5.5. Международные, региональные и национальные нормативные документы других стран применяются в ССФЖТ в качестве нормативных документов по сертификации либо непосредственно в виде аутентичного текста на русском языке, либо в виде аутентичного текста на русском языке с дополнительными требованиями, отражающими специфику Российских железных дорог.
При необходимости использования только отдельных требований указанных нормативных документов эти требования могут быть включены непосредственно в соответствующий технический регламент.
Ссылки на непримененные международные, региональные и национальные нормативные документы других стран должны быть заменены на соответствующий аутентичный текст из ссылочного документа, если вопрос о применении указанного документа в данный момент не может быть решен.
7.5.6. Юридические и физические лица, допустившие нарушение обязательных требований нормативных документов по сертификации, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
7.5.7. Нормативные документы МПС России по сертификации могут применять другие федеральные органы исполнительной власти, а также юридические и физические лица других государств на основе соответствующих договоров (соглашений, разрешения) с МПС России.
7.6. Информация о нормативных документах, их издание и реализация
7.6.1. Для обеспечения доступности для пользователей, в том числе зарубежных, информация о принятых (утвержденных) нормативных документах по сертификации публикуется МПС России в специализированных периодических изданиях отрасли и информационных указателях нормативных документов по сертификации.
7.6.2. МПС России создает и ведет фонд нормативных документов по сертификации. Пользование указанным фондом осуществляется в соответствии с П ССФЖТ 13.
7.6.3. Исключительное право официального опубликования нормативных документов по сертификации на федеральном железнодорожном транспорте принадлежит МПС России.
7.6.4. Реализация нормативных документов по сертификации заинтересованным юридическим и физическим лицам осуществляется по договорным ценам, согласованным МПС России, Регистром сертификации на федеральном железнодорожном транспорте с разрешения МПС России.
8. Государственный контроль и надзор за соблюдением
требований нормативных документов
8.1. Порядок осуществления государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований нормативных документов по сертификации - в соответствии с П ССФЖТ 01 и П ССФЖТ 12.
8.2. Должностные лица субъектов хозяйственной деятельности обязаны создавать все необходимые условия для осуществления государственного контроля и надзора.
9. Международное сотрудничество
в области разработки нормативных документов
9.1. Международное сотрудничество в области разработки нормативных документов по сертификации осуществляется Министерством путей сообщения Российской Федерации в рамках соответствующих соглашений (договоров) в пределах его компетенции.
9.2. Основными задачами международного сотрудничества являются:
- устранение технических барьеров в торговле, обеспечение конкурентоспособности и эффективного участия промышленности и Российских железных дорог в международном разделении труда;
- использование международного опыта, активизация участия в разработке нормативных документов по сертификации в области железнодорожного транспорта на международном и региональном уровнях;
- сближение с международными, региональными и зарубежными национальными системами нормативных документов, расширение участия России в деятельности Международного Союза железных дорог, Европейского сообщества, других международных, региональных и зарубежных национальных организаций железнодорожного транспорта, занимающихся разработкой нормативных документов и нормативных правовых актов в области железнодорожного транспорта;
- гармонизация требований отечественных нормативных документов в области железнодорожного транспорта с международными, региональными и национальными стандартами стран, обладающих передовым опытом нормотворчества в области железнодорожного транспорта;
- расширение практики прямого применения на Российских железных дорогах и в промышленности международных, региональных и зарубежных национальных нормативных документов в качестве отечественных стандартов, если их требования удовлетворяют требованиям безопасности, потребностям национальной экономики и не противоречат законодательству Российской Федерации.
9.3. В соответствии с Законом Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг", если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательстве Российской Федерации, то применяются правила международного договора.