Главная // Актуальные документы // НормативыСПРАВКА
Источник публикации
М.: ИПК Издательство стандартов, 1996
Примечание к документу
Документ
введен в действие с 1 января 1995 года.
Название документа
"Р 50-605-93-94. Рекомендации по стандартизации. Энергосбережение. Транспорт троллейбусный. Нормативы расхода электрической энергии"
(утв. Приказом ВНИИстандарта от 10.06.1994 N 29)
"Р 50-605-93-94. Рекомендации по стандартизации. Энергосбережение. Транспорт троллейбусный. Нормативы расхода электрической энергии"
(утв. Приказом ВНИИстандарта от 10.06.1994 N 29)
Приказом ВНИИстандарта
от 10 июня 1994 г. N 29
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ
ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ
ТРАНСПОРТ ТРОЛЛЕЙБУСНЫЙ
НОРМАТИВЫ РАСХОДА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ
Energy conservation. Trolley-bus.
Specifications of electric energy consumption
Р 50-605-93-94
Дата введения
1 января 1995 года
1. Разработаны и внесены Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации (ВНИИстандарт) Госстандарта России с участием рабочей группы специалистов НИИУ Минэкономики Российской Федерации.
2. Утверждены Приказом от 10.06.94 N 29 директора ВНИИстандарт.
3. Введены впервые.
Энергоемкость национального дохода в России в 1,5 - 2 раза превышает уровень основных развитых стран. Более одной трети всех потребляемых в стране ресурсов расходуется нерационально. Поэтому энергосбережение должно стать одной из основных задач проводимой новой энергетической политики России.
Особенно повышается роль энергосбережения в условиях либерализации цен на топливно-энергетические ресурсы.
Одним из направлений этой политики является стандартизация и сертификация основного энергопотребляющего оборудования.
Троллейбусный транспорт относится к довольно крупным потребителям электроэнергии. Поэтому повышение эффективности использования электроэнергии на этом виде транспорта является важной государственной задачей, выполнению которой должна способствовать разработка данного документа, так как установление и внедрение нормативов расхода электроэнергии будут способствовать рациональному и экономному потреблению энергии в городских хозяйствах.
Настоящие рекомендации носят рекомендательный характер и вводятся в действие на срок два года (с момента опубликования) для апробации в конкретных условиях производств.
Настоящие рекомендации распространяются на модернизируемые и эксплуатируемые троллейбусы и устанавливают расход электрической энергии на единицу транспортной работы (1000 т x км бр.).
| | ИС МЕГАНОРМ: примечание. В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Строительные нормы и правила "Строительная климатология и геофизика" имеют номер СНиП 2.01.01-82, а не СНиП II-1-82. | |
В настоящих рекомендациях использована ссылка на
СНиП II-1-82 Строительная климатология и геофизика.
В настоящих рекомендациях применяют следующие термины.
3.1. Троллейбус - вид городского безрельсового электрического транспорта, получающего энергию из сети постоянного тока.
3.2. Транспортная работа - работа подвижного состава по перемещению 1 т массы/бр. на расстояние в 1 км. Определяется на основании весовых данных подвижного состава и его пробега, количества перевезенных пассажиров и средней длины поездки одного пассажира.
3.3. Эквивалентный уклон - определяется как постоянный фиктивный подъем на маршруте или части его, при движении по которому в прямом и обратном направлениях необходима затрата подвижным составом той же энергии, что и при движении на действительном профиле.
3.4. Эксплуатационная скорость - средняя скорость прохождения троллейбусом всех расстояний (включая нулевые пробеги) за все время пребывания на линии (включая простои на конечных пунктах маршрута).
4. НОРМАТИВЫ РАСХОДА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ
4.1. Нормативы расхода электрической энергии для подвижного состава троллейбусов на производство единицы транспортной работы должны соответствовать удельным расходам, указанным в табл. 1.
Таблица 1
┌──────────────────────┬─────────────────────────────────────────┐
│Тип подвижного состава│Удельный расход электрической энергии E ,│
│ троллейбусов │ i │
│ │ кВт x ч/1000 т x км бр., не более │
├──────────────────────┼─────────────────────────────────────────┤
│ЗИУ-5 │155 │
│ЗИУ-682 │150 │
│ЗИУ-682 В │168 │
└──────────────────────┴─────────────────────────────────────────┘
Примечание - В таблице приведены типы подвижного состава троллейбусов, наиболее распространенные в Российской Федерации в настоящее время.
4.2. Нормативы расхода электрической энергии на производство единицы транспортной работы включают расходы электрической энергии на электротягу и рассчитаны при определенных эксплуатационных условиях.
4.3. Нормативы расхода электрической энергии на электротягу
троллейбусов установлены при следующих условиях:
- эксплуатационная скорость, v = 16 км/ч;
эо
- эквивалентный уклон i = 0;
э
- температура окружающего воздуха t = 5 °C.
Метод расчета нормативов в других условиях приведен в
Приложении А.
4.4. Определение значений удельного расхода энергии с целью проверки соблюдения нормативов должно проводиться в соответствии с "Правилами технической эксплуатации троллейбусов".
4.5. В нормативы расхода электрической энергии на производство транспортной работы подвижным составом троллейбусов не включаются затраты на вспомогательные нужды (отопление, вентиляция, освещение и т.д.), обеспечивающие устойчивую работу подвижного состава и заданные комфортные условия.
5. УЧЕТ И КОНТРОЛЬ НОРМАТИВОВ
Учет и контроль расхода электрической энергии подвижным составом осуществляют при помощи счетчиков электроэнергии постоянного тока.
А.1. Рекомендации на допустимые значения удельных расходов электрической энергии на производство транспортной работы разработаны на основании нормативных характеристик подвижного состава троллейбусов и анализа результатов испытаний подвижного состава в условиях эксплуатации.
А.2. Для троллейбусов, работающих в условиях эксплуатации, отличных от приведенных в
п. 4.3 настоящих рекомендаций, при определении нормативов расхода электрической энергии применяются соответствующие нормативные коэффициенты, учитывающие реальные условия эксплуатации.
В этих случаях норматив расхода электрической энергии для соответствующего i-типа подвижного состава троллейбусов определяется по выражению:
E' = E q q q , (А.1)
i i v i m
где:
E' - удельный расход электрической энергии, кВт x ч/1000 т x км бр.;
i
q , q , q - нормативные коэффициенты, учитывающие изменение расхода
v i m
электроэнергии в зависимости от реальных скоростей, уклонов и климатических
условий.
Коэффициент q определяется по формуле:
v
v - v
э эо
q = 1 + --------, (А.2)
v v
эо
где:
v - реальная (планируемая) средняя эксплуатационная скорость движения,
э
км/ч;
v - базовая средняя эксплуатационная скорость движения, км/ч
эо
(v = 16 км/ч).
эо
Коэффициент q определяется по формуле:
i
q = 1 + 0,02 , (А.3)
i iэ
где iэ - средний эквивалентный уклон, %.
Изменение удельного расхода электроэнергии с увеличением эквивалентного уклона определяется на основе тяговых расчетов для участков пути с тяжелым профилем.
Эквивалентный уклон определяется как постоянный фиктивный подъем на маршруте, при движении по которому в прямом и обратном направлениях необходима затрата транспортной единицей той же энергии, что и при движении на действительном профиле.
| | ИС МЕГАНОРМ: примечание. В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Строительные нормы и правила "Строительная климатология и геофизика" имеют номер СНиП 2.01.01-82, а не СНиП II-1-82. | |
Коэффициент q определяется по формуле:
m
q = 1 + q + q , (А.4)
m тау с
где:
q - составляющая, учитывающая влияние температуры на удельный расход
тау
электроэнергии;
q - составляющая, учитывающая усложнения условий уличного движения в
с
результате снегопадов.
q определяется по выражению:
тау
q = -0,005 (тау - 5), (А.5)
тау
где тау - средняя многолетняя температура для расчетного периода года,
°C.
q принимается в зависимости от снежного покрова: при увеличении
с
снежного покрова выше 20 см q изменяется от нуля до 0,06 (возрастает на
с
0,01 на каждые 10 см снежного покрова).
Снежный покров и среднемноголетняя температура принимаются в