Главная // Актуальные документы // Нормативы
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
С 01.07.2003 в связи с вступлением в силу Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ отраслевые стандарты не относятся к нормативным документам по стандартизации. До вступления в силу технических регламентов акты федеральных органов исполнительной власти в сфере технического регулирования (в том числе стандарты отраслей) носят рекомендательный характер и подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям и условиям, указанным в п. 1 ст. 46 названного закона, за исключением случаев, предусмотренных ст. 5.
С 01.07.2016 виды документов по стандартизации установлены ст. 14 Федерального закона от 29.06.2015 N 162-ФЗ.

Документ включен в Перечень основных нормативных документов РФ и действующих стандартов, распространяющихся на деятельность авиационных предприятий ГА в области сертификации и стандартизации технической эксплуатации гражданской авиационной техники (согласовано УНПЛГ ГВС ФСНСТ 14.08.2006).

Документ введен в действие с 1994 года.
Название документа
"ОСТ 54-3-283.65-94. Отраслевой стандарт. Система качества перевозок и обслуживания пассажиров воздушным транспортом. Нормативы численности бортпроводников. Основные требования"
(утв. Департаментом воздушного транспорта 25.02.1994)

"ОСТ 54-3-283.65-94. Отраслевой стандарт. Система качества перевозок и обслуживания пассажиров воздушным транспортом. Нормативы численности бортпроводников. Основные требования"
(утв. Департаментом воздушного транспорта 25.02.1994)


Содержание


Утвержден
Департаментом
воздушного транспорта
25 февраля 1994 года
ОТРАСЛЕВОЙ СТАНДАРТ
СИСТЕМА КАЧЕСТВА ПЕРЕВОЗОК И ОБСЛУЖИВАНИЯ
ПАССАЖИРОВ ВОЗДУШНЫМ ТРАНСПОРТОМ
НОРМАТИВЫ ЧИСЛЕННОСТИ БОРТПРОВОДНИКОВ
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
ОСТ 54-3-283.65-94
Дата введения - 1994 год
Предисловие
1. Разработан Товариществом с ограниченной ответственностью <...>.
2. Утвержден Департаментом воздушного транспорта 25.02.94.
3. Стандарт соответствует требованиям ГОСТ Р 1.5 "Государственная система стандартизации. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандарта". Основные положения увязаны с Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" и действующими нормативными документами ИКАО, НАТА и Департамента воздушного транспорта.
4. Введен впервые.
Введение
Настоящий стандарт является одним из серии отраслевых стандартов "Система качества перевозок и обслуживания пассажиров воздушным транспортом".
Стандарт разработан с целью установления единых требований для всех структур, осуществляющих или участвующих в перевозке пассажиров воздушными судами Российской Федерации (далее - РФ).
В стандарте содержатся требования, как обязательные к исполнению, так и рекомендуемые, позволяющие исполнителю проявлять инициативу в обслуживании пассажиров с наилучшими результатами.
1. Область применения
1.1. Настоящий стандарт устанавливает основные требования, определяющие нормативы численности, требования к профессиональному отбору и подготовке бортпроводников воздушных судов (далее - ВС), выполняющих полеты по внутренним воздушным линиям РФ.
1.2. Требования настоящего стандарта направлены на обеспечение безопасности перевозок и повышение качества обслуживания пассажиров и распространяются на эксплуатантов независимо от их юридического статуса, ведомственной подчиненности и форм собственности, в том числе государственные, муниципальные, акционерные или частные (входящие в концерн, ассоциацию, корпорацию или другое объединение), а также коммерческие структуры, зарегистрированные на территории России и осуществляющие или участвующие в перевозке пассажиров воздушным транспортом.
1.3. Требования настоящего стандарта являются обязательными за исключением пп. 3.3.3, 3.3.4, 3.3.5, которые являются рекомендательными и приобретают статус обязательных при включении их в нормативную документацию эксплуатанта или его вышестоящего органа, а также в условия контракта.
1.4. Обязательные требования стандарта должны учитываться при предварительном рассмотрении материалов по сертификации лицензирования и при контроле деятельности эксплуатанта по выполнению пассажирских перевозок.
2. Общие положения
2.1. Деятельность службы бортпроводников, численность, профессиональный отбор и подготовка ее персонала должны обеспечивать безопасность перевозки и высокое качество обслуживания пассажиров на борту ВС.
2.2. Эксплуатант не может использовать какое-либо лицо в качестве бортпроводника, если это лицо:
а) не имеет свидетельства (удостоверения) установленного образца, выданного соответствующим учебным центром (организацией);
б) не имеет медицинского сертификата (свидетельства) для выполняемой профессии.
3. Служба бортпроводников
3.1. Эксплуатант, осуществляющий перевозку пассажиров на воздушных судах, обязан создать в качестве структурной единицы службу бортпроводников.
3.2. Структуру службы бортпроводников эксплуатант разрабатывает самостоятельно, исходя из объема предполагаемых работ с учетом обеспечения функций не ниже приведенных в Приложении А.
3.3. Численный состав службы бортпроводников эксплуатант определяет исходя из масштабов деятельности с учетом следующих требований:
3.3.1. Количество бортпроводников должно обеспечивать выполнение производственной программы с учетом потерь на болезни, декретные и плановые отпуска, занятия в центрах переподготовки, выходных дней, предполетного и послеполетного отдыха и пр., а также с учетом выполнения требований раздела 4;
3.3.2. Предельная норма полетного времени не должна превышать:
для бортпроводников - женщин 77 часов в месяц и 770 часов в год;
для бортпроводников - мужчин 80 часов в месяц и 800 часов в год.
При необходимости, эксплуатант, с согласия бортпроводника и врача летного отряда, может увеличить месячное полетное время сверх установленных норм в пределах норм годового полетного времени;
3.3.3. Количество старших бортпроводников должно определяться количеством бригад, необходимых для выполнения производственной программы (с учетом резерва), или из соотношения один старший бортпроводник на три бортпроводника.
Старший бортпроводник должен иметь квалификационный класс не ниже второго;
3.3.4. Количество бортпроводников-инструкторов должно определяться из расчета:
- не менее чем один человек на 15 бортпроводников - при эксплуатации ВС местных воздушных линий;
- один человек не более чем на 30 бортпроводников - при эксплуатации магистральных ВС;
3.3.5. В составе службы должна быть предусмотрена должность старшего бортпроводника-инструктора/бортпроводника - инструктора по учебно-методической и воспитательной работе, исходя из расчета:
один человек - при численности бортпроводников до 300 человек;
два и более - при численности бортпроводников свыше 300 человек.
4. Нормативы численности бортпроводников
4.1. Численность бортпроводников на борту ВС РФ устанавливает изготовитель ВС на основании проводимых испытаний и по согласованию с Государственным научно-исследовательским институтом гражданской авиации и Департаментом воздушного транспорта.
4.2. Эксплуатант не имеет права самостоятельно сокращать численность бортпроводников на борту ВС.
4.3. Эксплуатант может увеличивать численность бортпроводников на борту ВС с целью повышения качества обслуживания пассажиров при введении новых видов обслуживания пассажиров в полете и при наличии на ВС сидений для размещения всех бортпроводников.
На новые виды обслуживания эксплуатант должен иметь утвержденные технологии и технологические карты.
5. Основные требования к профессиональному отбору
и подготовке бортпроводников
5.1. Отбор кандидатов на должность бортпроводника должен производиться с учетом их склонности к работе в сфере обслуживания.
5.2. Кандидат на должность бортпроводника должен:
а) иметь возраст от 19 до 27 лет;
б) иметь образование не ниже среднего;
в) иметь приятные внешние данные;
г) иметь медицинский сертификат (свидетельство);
д) владеть грамотной русской речью.
5.3. Кандидат на должность бортпроводника должен пройти курс обучения в специализированном центре (организации), по результатам которого пройти письменную, устную и летную проверки на соответствие профессиональным навыкам и требованиям, установленным нормативными документами Департамента воздушного транспорта и эксплуатанта.
5.4. Кандидату на должность бортпроводника, при положительных результатах проверки и стажировки в объеме не менее 30 часов полетного времени, местная квалификационная комиссия эксплуатанта присваивает квалификацию бортпроводника с выдачей свидетельства (удостоверения) установленного образца на право обслуживания пассажиров на борту ВС.
Приложение А
(обязательное)
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА СЛУЖБЫ БОРТПРОВОДНИКОВ
┌───────────────────────────┐
│ Руководство службой │
└──────┬────────────┬───────┘
┌────────────────┘ └──────────┐
┌───────────┴────────────┐ ┌──────────────┴──────────────┐
│Обеспечение обслуживания├────────────┤ Организация и обеспечение │
│ пассажиров на борту ВС │ │производственной деятельности│
└────┬───────────────┬───┘ └─────┬─────────────────┬─────┘
│ │ │ │
┌───────┴──────┐ ┌──────┴─────┐ ┌─────────────┴──────────┐ ┌────┴─────────────┐
│Информационное│ │Обслуживание│ │ Контроль и │ │Планирование работ│
│ обеспечение │ │ пассажиров │ │ анализ производственной│ │ и обеспечение │
└──────────────┘ │на борту ВС │ │деятельности. Подготовка│ │ планов полетов │
└────────────┘ │ и переподготовка кадров│ └──────────────────┘
└────────────────────────┘