Главная // Актуальные документы // МетодикаСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
"Методика по определению уровней звука, звукового давления и вибрации (среднеквадратичных значений виброускорений) в кабинах специального подвижного состава"
(утв. Распоряжением ОАО "РЖД" от 14.04.2017 N 719р)
"Методика по определению уровней звука, звукового давления и вибрации (среднеквадратичных значений виброускорений) в кабинах специального подвижного состава"
(утв. Распоряжением ОАО "РЖД" от 14.04.2017 N 719р)
от 14 апреля 2017 г. N 719р
МЕТОДИКА
ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ УРОВНЕЙ ЗВУКА, ЗВУКОВОГО ДАВЛЕНИЯ
И ВИБРАЦИИ (СРЕДНЕКВАДРАТИЧНЫХ ЗНАЧЕНИЙ ВИБРОУСКОРЕНИЙ)
В КАБИНАХ СПЕЦИАЛЬНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА
1.1. Настоящая Методика по определению уровней звука, звукового давления и вибрации (среднеквадратичных значений виброускорений) в кабинах специального подвижного состава (далее - Методика) применяется при проведении приемо-сдаточных испытаний специального подвижного состава (далее - СПС), прошедшего капитальный ремонт, а также при проведении периодических испытаний, и предназначена для определения показателей: уровней звука, звукового давления и вибрации (среднеквадратичных значений виброускорений) в кабинах СПС.
1.2. В настоящей Методике использованы ссылки на следующие документы:
ГОСТ 12.0.004-2015 ССБТ. Организация обучения безопасности труда. Общие положения (далее - ГОСТ 12.0.004);
ГОСТ 7502-98 Рулетки измерительные металлические. Технические условия (далее - ГОСТ 7502);
ГОСТ 17168-82 Фильтры электронные октавные и третьоктавные. Общие технические требования и методы испытаний (далее - ГОСТ 17168);
ГОСТ 17187-2010 (IEC 61672-1:2002) Шумомеры. Общие технические требования и методы испытаний (далее - ГОСТ 17187);
ГОСТ 31192.2-2005 (ИСО 5349-2:2001) Вибрация. Измерение локальной вибрации и оценка ее воздействия на человека. Часть 2. Требования к проведению измерений на рабочих местах (далее - ГОСТ 31192.2);
ГОСТ 31319-2006 (ЕН 14253:2003) Вибрация. Измерение общей вибрации и оценка ее воздействия на человека. Требования к проведению измерений на рабочих местах (далее - ГОСТ 31319);
ГОСТ 32216-2013 Специальный железнодорожный подвижной состав. Общие технические требования (далее - ГОСТ 32216);
ГОСТ ИСО 8041-2006 Вибрация. Воздействие вибрации на человека. Средства измерения (далее - ГОСТ ИСО 8041);
ГОСТ ИСО 10326-1-2002 Вибрация. Оценка вибрации сидений транспортных средств по результатам лабораторных испытаний. Часть 1. Общие требования (далее - ГОСТ ИСО 10326-1);
ГОСТ Р 53228-2008 Весы неавтоматического действия. Часть 1. Метрологические и технические требования. Испытания (далее - ГОСТ Р 53228);
ГОСТ Р ИСО 9612-2013 Акустика. Измерения шума для оценки его воздействия на человека. Метод измерения на рабочих местах (далее - ГОСТ Р ИСО 9612);
СанПиН 2.2.4.3359-16 Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах (далее - СанПиН 2.2.4.3359);
СН 2.2.4/2.1.8.566-96 Производственная вибрация, вибрация в помещениях жилых и общественных зданий. Санитарные нормы (далее - СН 2.2.4/2.1.8.566);
СП 2.5.1336-03 Санитарные правила по проектированию, изготовлению и реконструкции локомотивов и специального подвижного состава железнодорожного транспорта (далее - СП 2.5.1336);
Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденные Министерством транспорта Российской Федерации приказ от 21 декабря 2010 г. N 286 с учетом изменений, утвержденных приказом от 1 сентября 2016 г. N 257 (далее - ПТЭ);
Правила допуска впервые выпускаемого в обращение и эксплуатацию железнодорожного состава на инфраструктуру ОАО "РЖД", утвержденные распоряжением N 130р от 24 января 2017 г. (далее - Правила допуска).
1.3. Объектом периодических и приемо-сдаточных испытаний (далее - испытания) является:
каждый СПС при приемо-сдаточных испытаниях;
один СПС из серии при периодических испытаниях.
Испытаниям подвергают все кабины СПС.
1.4. Требования безопасности и охраны труда:
допуск СПС на пути ОАО "РЖД" для проведения испытаний должен осуществляться в соответствии с
Правилами допуска;
испытания СПС на путях ОАО "РЖД" должны проводиться с соблюдением
ПТЭ, ответственность за безопасность движения и испытателей возлагается на руководителя испытаний;
к проведению испытаний допускается персонал, прошедший обучение, инструктаж и проверку знаний требований безопасности и охраны труда. Порядок, виды обучения и организация инструктажа в соответствии с
ГОСТ 12.0.004;
при проведении испытаний должны строго соблюдаться общие требования охраны труда и производственной санитарии, действующие в ОАО "РЖД".
1.5. Требования к персоналу:
к проведению измерений и испытаний допускается персонал не моложе 18 лет, прошедший предварительный медицинский осмотр и не имеющий медицинских противопоказаний;
измерения измерительной аппаратурой должны проводиться специально обученным и аттестованным персоналом;
персонал должен быть обеспечен спецодеждой и средствами защиты, выдаваемыми в соответствии с действующими отраслевыми нормами.
2. Методика по определению уровней звука
и звукового давления
2.1. Проверяемые показатели:
эквивалентный уровень звука Lp,A,eqT, дБА (для приемо-сдаточных испытаний);
эквивалентный уровень звука за 8-часовой рабочий день LEX,8h, дБА (для периодических испытаний);
максимальные уровни звука, измеренные шумомером на временной характеристике "медленно" и "импульс" Lp,ASmax и Lp,AImax, дБА;
корректированный по C пиковый уровень звука Lp,Cpeak, дБС;
уровни звукового давления Lp, дБ в октавных полосах со среднегеометрическими частотами, Гц: 31,5, 63, 125, 250, 500, 1000, 2000, 4000 и 8000.
2.2. Измеряемые показатели:
скорость движения и параметры дизеля по штатным измерительным приборам СПС или тяговой единицы, км/ч;
скорость движения воздуха в кабине на уровне 1500 мм от пола кабины, м/с;
скорость ветра на уровне 1500 мм от верхнего уровня головки рельса, м/с;
температура, °C и относительная влажность, % воздуха в кабине;
время выполнения рабочих операций (для периодических испытаний), мин.
2.3. Условия проведения испытаний.
2.3.1. Испытания проводятся на производственных площадях и подъездных путях предприятия или на путях ОАО "РЖД".
2.3.2. При проведении испытаний в транспортном режиме:
скорость движения СПС устанавливается как 2/3 от конструкционной скорости +/- 5 км/ч;
состояние участка пути должно соответствовать оценке "Хорошо", которая должна быть подтверждена аттестатом качества пути или иным документом;
участок пути не должен проходить по мостам, стрелочным переводам, железнодорожным переездам, в тоннелях, в глубокой выемке, через лес, ближе 50 м от строений.
2.3.3. При проведении испытаний в технологическом режиме:
скорость движения устанавливается в соответствии с технологией выполнения работ и эксплуатационной документацией;
температура окружающего воздуха должна соответствовать условиям эксплуатации СПС, указанным в технических условиях;
дополнительных требований к участку пути не предъявляется;
технологическое оборудование СПС, предназначенное для выполнения основных технологических операций или цикла операций, должно работать в соответствии с технологией выполнения работ.
2.3.4. Окна и двери кабины во время проведения измерений должны быть закрыты.
2.3.5. Система обеспечения микроклимата кабины должна работать в штатном режиме.
2.3.6. В кабине, кроме обслуживающего персонала, допускается присутствие не более двух испытателей.
2.3.7. Температура воздуха и относительная влажность в кабине должна соответствовать условиям, указанным в руководстве по эксплуатации шумомера.
2.3.8. Не допускается проведение испытаний:
при наличии посторонних источников шума (прохождения по соседнему пути поездов или других видов СПС, помех, включая радиопереговоры и сигналы);
при температуре воздуха не соответствующей техническим условиям на СПС;
при неблагоприятных атмосферных условиях (снегопад, дождь и прочее).
2.4. Средства измерений.
2.4.1. Средства измерения и контроля уровней звука и звукового давления должны быть внесены в Государственный реестр измерительной техники и иметь действующие свидетельства о государственной поверке.
2.4.2. Измерения уровней звука и звукового давления проводят интегрирующим усредняющим шумомером 1 класса точности по
ГОСТ 17187 с погрешностью +/- 0,7 дБ с октавными полосовыми фильтрами для измерения шумовых спектров по
ГОСТ 17168, а также с внешними, встроенными или программными октавными и третьоктавными полосовыми фильтрами.
2.4.3. Измерение температуры воздуха проводят термоизмерительной аппаратурой с погрешностью +/- 1 °C.
2.4.4. Измерение относительной влажности воздуха проводят термогигрометром (гигрометром) с погрешностью не более 5%.
2.4.5. Линейные размеры измеряют рулеткой длиной 5 м, класс точности 3,
ГОСТ 7502.
2.4.6. Для регистрации времени измерений используют секундомер с погрешностью +/- 1 с, а также средства измерения шума с функцией фиксации времени.
2.5. Режимы испытаний.
2.5.1. При приемо-сдаточных испытаниях измерения эквивалентного уровня звука и звукового давления проводят:
для самоходных СПС, предназначенных для транспортировки, погрузочно-разгрузочных работ, контроля пути и рельсов, обслуживания и ремонта контактной сети, а также тяговых модулей - в транспортном режиме;
для самоходных СПС других типов, а также несамоходных - в технологическом режиме при работе наибольшего количества рабочих органов.
2.5.2. При периодических испытаниях принимают стратегию измерения на основе рабочей операции
ГОСТ Р ИСО 9612. Измерения эквивалентного уровня звука и звукового давления проводят во всех режимах, разбивая их на ряд рабочих операций и перерывы между ними: стоянка, транспортный режим или транспортировка к месту выполняемых работ, подготовка к работе, технологический режим выполнения работ в соответствии с утвержденной технологией и т.д. Рабочая операция определяется таким образом, чтобы при ее многократных повторениях характеризующее ее значение уровня звука изменялось незначительно.
2.6. Порядок проведения испытаний.
2.6.1. Проверяют готовность средств измерения к работе и проводят калибровку шумомера в соответствии с руководством по эксплуатации.
2.6.2. Устанавливают измерительный микрофон в кабине СПС на расстоянии от 0,1 до 0,4 м от входного отверстия наружного слухового прохода со стороны уха машиниста на высоте (0,8 +/- 0,05) м от поверхности сиденья таким образом, чтобы главная ось микрофона была направлена вниз. Микрофон при установке не должен иметь жесткой связи с кузовом. Место и высота установки микрофона должны быть занесены в акт или протокол испытаний.
2.6.3. Измеряют фоновые значения уровня шума при отключенном основном и вспомогательном оборудовании СПС. Если разность между уровнями фонового шума и измеренными уровнями составляет от 3 до 10 дБ, то проводят коррекцию на фоновый шум значений уровней звука и звукового давления. Если разность между уровнями фонового шума и измеренными уровнями меньше 3 дБ, то измерение не учитывают.
2.6.4. По характеру спектра шума различают следующие виды:
тональный шум, в спектре которого имеются выраженные тоны;
широкополосный шум, не содержащий выраженных тонов.
По временной характеристике действия шума различают следующие виды:
постоянный, уровень звука которого изменяется во времени не более чем на 5 дБА при режиме усреднения шумомера S "медленно";
непостоянный, уровень звука которого изменяется во времени более чем на 5 дБА при режиме усреднения шумомера S "медленно";
импульсный, состоящий из одного или нескольких звуковых сигналов, длительностью не более 1 с, при этом уровни звука, измеренные шумомером на временных характеристиках I "импульс" и S "медленно" отличаются не менее чем на 7 дБА.
2.6.5. Для выбранного режима или рабочих операций выполняют не менее трех измерений. Чтобы оценить возможные изменения в уровне шума, рекомендуется проводить измерения в различные фазы выбранного режима или рабочей операции.
2.6.6. Длительность каждого измерения при постоянном шуме должна быть не менее 15 минут и должна быть достаточной для надежной оценки эквивалентного уровня звука и звукового давления. Допускается уменьшение времени измерения, если значение измеряемой величины остается стабильным.
2.6.7. Длительность каждого измерения при непостоянном и импульсном шуме должна быть достаточной, чтобы получить результат измерения представительный для данного рабочего режима или рабочей операции.
2.6.8. Если результаты трех измерений различаются на 3 дБА и более, то необходимо выполнить еще не менее трех измерений или разбить выбранный режим или рабочую операцию на части.
2.7. Обработка результатов.
2.7.1. Эквивалентный уровень звука рабочей операции Lp,A,eqT, дБА, определяют по формуле:

(1)
где Lp,A,eqT,i - измеренный уровень звука в момент i-го измерения;
i = 1, 2, ..., n, где n - количество измерений во время рабочей операции;
Ki - поправка на характер шума, равная 5 дБА в случае тонального и (или) импульсного шума (применяется при Lp,A,eqT > 75 дБА, во всех остальных случаях Ki = 0).
2.7.2. Эквивалентный уровень звука за 8-часовой рабочий день L
EX,8h определяют в соответствии с
Приложением.
2.7.3. Максимальные уровни звука Lp,ASmax и Lp,AImax определяются как максимальные значения, измеренные шумомером на временной характеристике S "медленно" и I "импульс" соответственно.
2.7.4. Корректированный по C пиковый уровень Lp,Cpeak определяется как максимальное мгновенное значение измеренное шумомером по частотной характеристике C.
2.7.5. Уровни звукового давления Lp, дБ, в октавных полосах со среднегеометрическими частотами определяются, как среднеарифметические значения измеренные шумомером на временной характеристике "медленно", округленные до ближайшего целого числа децибел.
2.7.6. Коррекция на фоновый шум измеренных уровней звука и звукового давления должна быть произведена в соответствии с таблицей 1.
Таблица 1
Наименование | Значение |
Разность уровней измеряемого шума и помех, дБА | 10 | От 6 до 9 | От 4 до 5 | 3 |
Поправка, прибавляемая к результатам измерений, дБА | 0 | -1 | -2 | -3 |
2.8. Оценка полученных результатов.
2.8.1. СПС оценивается как несоответствующий нормативным требованиям, если один из показателей уровня звука, звукового давления, максимального уровня и пикового звука превышает нормативные значения, установленные в
ГОСТ 32216,
СП 2.5.1336 и
СанПиН 2.2.4.3359. Предельно допустимые уровни звукового давления и эквивалентного уровня звука представлены в таблице 2, максимальные уровни звука L
p,ASmax и L
p,AImax не должны превышать 110 дБА и 125 дБА соответственно. Пиковый уровень звука L
p,Cpeak не должен превышать 137 дБС.
Таблица 2
Рабочие места кабины СПС | Предельно допустимые уровни звукового давления, дБ в октавных полосах со среднегеометрическими частотами, Гц | Эквивалентный уровень звука, дБА |
31,5 | 63 | 125 | 250 | 500 | 1000 | 2000 | 4000 | 8000 |
С персональным компьютером | 99 | 91 | 83 | 77 | 73 | 70 | 68 | 66 | 64 | 75 |
Без персонального компьютера | 99 | 95 | 87 | 82 | 78 | 75 | 73 | 71 | 69 | 80 |
2.8.2. При выявлении превышений нормативных значений в кабине СПС при приемо-сдаточных испытаниях, предприятие, производившее ремонт СПС, обязано провести мероприятия по их снижению с проведением повторных испытаний.
2.8.3. При выявлении превышений нормативных значений в кабине СПС при периодических испытаниях, приемку и отгрузку СПС приостанавливают до выявления причин возникновения превышений нормативных значений, их устранения и получения положительных результатов повторных испытаний.
2.9. Оформление результатов.
2.9.1. Результаты приемо-сдаточных испытаний оформляются протоколом в установленном порядке и дополнительно фиксируются в паспорте (формуляре) СПС.
2.9.2. Результаты периодических испытаний оформляются актом в установленном порядке.
3. Методика по определению уровней вибрации
3.1. Проверяемые показатели:
среднеквадратичное значение виброускорения локальной ahw и общей вибрации aw, м·с-2 или эквивалентный корректированный уровень виброускорений, Lahw и Law, дБ (для приемо-сдаточных испытаний);
эквивалентное корректированное значение виброускорения локальной ahw и общей вибрации aw, м·с-2, за 8-часовой рабочий день или эквивалентный корректированный уровень виброускорения, Lahw,8h и Law,8h, дБ (для периодических испытаний);
корректированные значения виброускорения, a, м·с-2 или их логарифмические уровни La, дБ, в октавных или третьоктавных полосах в нормируемых диапазонах среднегеометрических частот.
Нормируемый диапазон среднегеометрических частот устанавливается:
для локальной вибрации в виде октавных полос со среднегеометрическими частотами, Гц: 8; 16; 31,5; 63; 125; 250; 500; 1000;
для общей вибрации в виде октавных или третьоктавных полос со среднегеометрическими частотами, Гц: 2,0; 2,5; 3,15; 4; 5; 6,3; 8; 10; 12,5; 16; 20; 25; 40; 50; 63; 80.
3.2. Измеряемые показатели:
скорость движения и параметры дизеля по штатным измерительным приборам СПС или тяговой единицы, км/ч;
температура, °C и относительная влажность, % воздуха в кабине;
время выполнения рабочих операций (для периодических испытаний), мин.
3.3. Условия проведения испытаний.
3.3.1. Испытания проводятся на производственных площадях и подъездных путях предприятия или на путях ОАО "РЖД".
3.3.2. При проведении испытаний в транспортном режиме:
скорость движения СПС устанавливается как 2/3 от конструкционной скорости;
состояние участка пути должно соответствовать оценке "Хорошо", которая должна быть подтверждена аттестатом качества пути или иным документом;
участок пути должен проходить по открытой местности при условии отсутствия мостов, стрелочных переводов, железнодорожных переездов, кривых радиусом менее 1000 м, уклонов и подъемов более

.
3.3.3. При проведении испытаний в технологическом режиме:
скорость движения устанавливается в соответствии с технологией выполнения работ и эксплуатационной документацией;
температура окружающего воздуха, должна соответствовать условиям эксплуатации СПС, указанным в технических условиях;
дополнительных требований к участку пути не предъявляются;
технологическое оборудование СПС, предназначенное для выполнения основных технологических операций или цикла операций, должно работать в соответствии с технологией выполнения работ.
3.3.4. Окна и двери кабины должны быть закрыты.
3.3.5. Система обеспечения микроклимата кабины должна работать в установленном режиме эксплуатации.
3.3.6. В кабине, кроме обслуживающего персонала, допускается присутствие не более двух испытателей.
3.3.7. Не допускается проведение испытаний:
при наличии посторонних источников шума (прохождения по соседнему пути поездов или других видов СПС, помех, включая радиопереговоры и сигналы);
при неблагоприятных атмосферных условиях (снегопад, дождь, град и прочее);
при температуре воздуха не соответствующей техническим условиям на СПС.
3.3.8. Испытания проводят со штатным креслом машиниста и полом кабины без дополнительных покрытий и приспособлений.
3.4. Средства измерений.
3.4.1. Средства измерения вибрации должны быть внесены в Государственный реестр измерительной техники и иметь действующее свидетельство о государственной поверке.
3.4.2. Измерение уровней вибрации проводят одноканальной или многоканальной аппаратурой, удовлетворяющей требованиям
ГОСТ ИСО 8041 с погрешностью +/- 1 дБ и реализующей функции частотной коррекции Wh, Wk и Wd, включающей в себя акселерометры (вибропреобразователи), а также третьоктавные фильтры по
ГОСТ 17168. Для простоты измерения уровней вибрации рекомендуется использование трехосных акселерометров.
3.4.3. Измерение температуры воздуха проводят термоизмерительной аппаратурой с погрешностью +/- 1 °C.
3.4.4. Измерение относительной влажности воздуха проводят термогигрометром (гигрометром) с погрешностью не более 5%.
3.4.5. Для регистрации времени измерений используют секундомер с погрешностью +/- 1 с, а также средства измерения вибрации с функцией фиксации времени.
3.4.6. Для измерения массы машиниста применяют напольные весы по
ГОСТ Р 53228 обычного класса точности с диапазоном измерений от 1 до 150 кг.
3.5. Режимы испытаний.
3.5.1. При приемо-сдаточных испытаниях измерения уровней вибрации проводят:
для самоходных СПС, предназначенных для транспортировки, погрузочно-разгрузочных работ, контроля пути и рельсов, обслуживания и ремонта контактной сети, а также тяговых модулей - в транспортном режиме;
для самоходных СПС других типов, а также несамоходных - в технологическом режиме при работе наибольшего количества рабочих органов.
3.5.2. При периодических испытаниях измерения уровней вибрации проводят во всех режимах, разбивая их на ряд рабочих операций и перерывы между ними: стоянка, транспортный режим или транспортировка к месту выполняемых работ, подготовка к работе, технологический режим выполнения работ в соответствии с утвержденной технологией и т.д. Рабочая операция определяется таким образом, чтобы при ее многократных повторениях характеризующее ее значение уровня звука изменялось незначительно.
3.6. Порядок проведения испытаний
3.6.1. Перед началом испытаний проверяют готовность средств измерения к работе и проводят калибровку в соответствии с руководством по эксплуатации. По окончании измерений проводят повторную калибровку, если результаты калибровки отличаются от первичной, то результаты измерений не учитывают.
3.6.2. Акселерометры устанавливают в местах измерения вибрации:
сиденье кресла машиниста;
пол у основания кресла машиниста;
пульт управления машиниста;
рукоятки управления.
3.6.3. Виброизмерительные средства для снижения влияния электрических, электромагнитных и акустических полей, а также других внешних воздействий на точность измерений должны быть установлены в соответствии с инструкцией по эксплуатации.
3.6.4. Измерения вибрации проводят в кабине с сидящим в кресле машинистом массой (80 +/- 10) кг, поза сидящего машиниста должна быть свободной без опирания на спинку кресла, руки машиниста должны располагаться в привычном положении при осуществлении управления рабочими органами СПС.
3.6.5. Для измерения общей вибрации на поверхности сиденья кресла между сиденьем и машинистом располагают установочный диск с акселерометром в соответствии с
ГОСТ ИСО 10326-1.
3.6.6. Для измерения локальной вибрации на полу устанавливают промежуточную металлическую плиту
ГОСТ 31319, на которую при необходимости устанавливают стальной кубик размером 30 x 30 x 30 мм для размещения на нем вибропреобразователей. Промежуточная металлическая плита должна быть расположена как можно ближе к области контакта ног с полом кабины.
3.6.7. Для измерения локальной вибрации на пульте управления устанавливают вибропреобразователи как можно ближе к месту контакта рук машиниста и пульта управления.
3.6.8. Для измерения локальной вибрации на рукоятках управления на них устанавливают вибропреобразователи с помощью специальных адаптеров
ГОСТ 31192.2, которые крепятся или прижимаются к ним непосредственно рукой оператора.
3.6.9. Вибропреобразователи крепятся с помощью резьбовых шпилек М5, магнита, клея, тонкой двухсторонней клеящей ленты или мастики.
3.6.10. Измерения вибрации должны проводиться с использованием функции частотной коррекции: Wh - для локальной вибрации; Wk - для оси Zо и Wd - для осей Xо, Yо для общей вибрации.
3.6.11. Измерения вибрации в каждой точке осуществляют по трем направлениям ее действия вдоль осей ортогональной системы координат:
для локальной вибрации - ось Xл параллельна оси места охвата источника вибрации, ось Yл перпендикулярна ладони, а ось Zл лежит в плоскости, образованной осью Xл и направлением подачи или приложения силы;
для общей вибрации - ось Xо направлена от спины к груди, ось Yо направлена горизонтально от правого плеча к левому, а ось Zо направлена вертикально перпендикулярно опорной поверхности.
3.6.12. Число измерений для рабочей операции должно быть не менее трех раз и должно быть достаточным для получения корректированной вибрации для выбранной рабочей операции. Длительность измерений должна быть:
для локальной вибрации не менее 1 мин;
для общей вибрации не менее 3 мин.
3.7. Обработка результатов.
3.7.1. Среднеквадратичное значение виброускорения локальной и общей вибрации для рабочей операции ahw(w), м/с2, определяют по формуле:

(2)
где ahw(w)i - среднеквадратичное значение виброускорения локальной или общей вибрации при j-м измерении;
i = 1, 2, ..., n, где n - количество измерений;
tj - длительность j-го измерения;
T - общее время измерения.
Эквивалентные логарифмические уровни среднеквадратичных значений виброускорений, Lahw(w) определяются по формуле:

(3)
где ahw(w) - среднеквадратичное значение виброускорения локальной или общей вибрации, м/с2;
a0 - опорный уровень, a0 = 10-6 м/с2.
3.7.2. Эквивалентное корректированное значение виброускорения локальной вибрации за 8-часовой рабочий день ahw, м/с2, определяют по формуле:

(4)
где a
hwi - среднеквадратичное значение виброускорения локальной вибрации при i-ой рабочей операции, рассчитанное по
формуле (2);
i = 1, 2, ..., n, где n - количество рабочих операций;
Ti - время выполнения i-й рабочей операции;
T0 - базовая длительность рабочего дня, равная 8 ч.
Эквивалентное корректированное значение виброускорения общей вибрации за 8-часовой рабочий день, aw,8h, м·с-2, определяют по формуле:

(5)
где a
wi - среднеквадратичное значение виброускорения общей вибрации при i-ой рабочей операции, рассчитанное по
формуле (2);
i = 1, 2, ..., n, где n - количество рабочих операций;
j - индекс, указывающий направление измерений (оценки) вибрации (x, y или z);
kj = 1,4 для направлений x и y и kj = 1 для направления z;
Ti - время выполнения i-ой рабочей операции;
T0 - базовая длительность рабочего дня, равная 8 ч.
Эквивалентные логарифмические уровни корректированных значений виброускорений локальной и общей вибрации определяются по
формуле (3).
3.7.3. В качестве корректированных значений виброускорений принимают среднеквадратические значения параметра вибрации в каждой октавной или третьоктавной полосе частот, измеренные с помощью корректирующих фильтров. Эквивалентные логарифмические уровни определяются по
формуле (3).
3.8. Оценка полученных результатов.
3.8.1. Среднеквадратичные значения виброускорений, эквивалентные корректированные значения виброускорений, корректированные значения виброускорения в октавных или третьоктавных полосах или их логарифмические уровни оценивают, как неудовлетворительные, если один из показателей превышает нормативное значение в соответствии с
ГОСТ 32216,
СанПиН 2.2.4.3359,
СН 2.2.4/2.1.8.566 и
СП 2.5.1336. Предельно допустимые значения эквивалентных корректированных виброускорений представлены в таблице 3, предельно допустимые значения корректированных виброускорений для локальной вибрации представлены в
таблице 4, для общей вибрации в транспортном режиме представлены в
таблице 5, в транспортно-технологическом режиме представлены в
таблице 6.
Таблица 3
Вид вибрации | Категория вибрации | Направление действия | Коррекция | Нормативные эквивалентные корректированные значения и уровни виброскорости |
м/с2 | дБ |
Локальная | | Xл, Yл, Zл | Wh | 2,0 | 126 |
Общая | Транспортная | Zо | Wk | 0,56 | 115 |
Транспортно-технологическая | Xо, Yо | Wd | 0,4 | 112 |
Среднегеометрические частоты октавных полос, Гц | Предельно допустимые значения виброускорения локальной вибрации по осям Xл, Yл, Zл |
среднеквадратичные значения виброускорения, м/с2 | логарифмические уровни, дБ |
8,0 | 1,4 | 123 |
16,0 | 1,4 | 123 |
31,5 | 2,8 | 129 |
63,0 | 5,6 | 135 |
125,0 | 11,0 | 141 |
250,0 | 22,0 | 147 |
500,0 | 45,0 | 153 |
1000,0 | 89,0 | 159 |
Среднегеометрические частоты третьоктавных полос, Гц | Предельно допустимые уровни вибрации в транспортном режиме |
в вертикальном направлении, Z0 | в горизонтальном направлении, X0, Y0 |
среднеквадратичные значения виброускорения, м/с2 | логарифмические уровни, дБ | среднеквадратичные значения виброускорения, м/с | логарифмические уровни, дБ |
2,0 | 0,45 | 113 | 0,23 | 107 |
2,5 | 0,40 | 112 | 0,28 | 109 |
3,15 | 0,36 | 111 | 0,36 | 111 |
4,0 | 0,32 | 110 | 0,45 | 113 |
5,0 | 0,32 | 110 | 0,56 | 115 |
6,3 | 0,32 | 110 | 0,71 | 117 |
8,0 | 0,32 | 110 | 0,90 | 119 |
10,0 | 0,36 | 111 | 0,70 | 117 |
12,5 | 0,40 | 112 | 0,50 | 114 |
16,0 | 0,45 | 113 | 0,40 | 112 |
20,0 | 0,50 | 114 | 0,36 | 111 |
25,0 | 0,56 | 115 | 0,40 | 112 |
31,5 | 0,63 | 116 | 0,45 | 113 |
40,0 | 0,71 | 117 | 0,50 | 114 |
Среднегеометрические частоты третьоктавных полос, Гц | Предельно допустимые уровни вибрации в транспортно-технологическом режиме в направлениях, X0, Y0, Z0 |
среднеквадратичные значения виброускорения, м/с2 | логарифмические уровни, дБ |
2,0 | 0,224 | 107 |
2,5 | 0,20 | 106 |
3,15 | 0,178 | 105 |
4,0 | 0,158 | 104 |
5,0 | 0,158 | 104 |
6,3 | 0,158 | 104 |
8,0 | 0,158 | 104 |
10,0 | 0,20 | 106 |
12,5 | 0,25 | 108 |
16,0 | 0,315 | 110 |
20,0 | 0,40 | 112 |
25,0 | 0,50 | 114 |
31,5 | 0,63 | 116 |
40,0 | 0,80 | 118 |
50,0 | 1,00 | 120 |
63,0 | 1,25 | 122 |
80,0 | 1,60 | 124 |
3.8.2. СПС оценивается как несоответствующий требованиям нормативного документа, если уровни вибрации в кабине оценены как неудовлетворительные.
3.8.3. При выявлении превышений нормативных значений в кабине СПС при приемо-сдаточных испытаниях, предприятие, производившее ремонт СПС, обязано провести мероприятия по их снижению с проведением повторных испытаний.
3.8.4. При выявлении превышений нормативных значений в кабине СПС при периодических испытаниях, приемку и отгрузку СПС приостанавливают до выявления причин возникновения превышений нормативных значений, их устранения и получения положительных результатов повторных испытаний.
3.9. Оформление результатов.
3.9.1. Результаты приемо-сдаточных испытаний оформляются протоколом в установленном порядке и дополнительно фиксируются в паспорте (формуляре) СПС.
3.9.2. Результаты периодических испытаний оформляются актом в установленном порядке.
к Методике по определению уровней
звука, звукового давления
и вибрации (среднеквадратичных
значений виброускорений) в кабинах
специального подвижного состава
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭКВИВАЛЕНТНОГО УРОВНЯ ЗВУКА
ЗА 8-ЧАСОВОЙ РАБОЧИЙ ДЕНЬ
1. Эквивалентный уровень звука m-й рабочей операции Lp,A,eqT,m, дБА, определяют по формуле:

(1)
где Lp,A,eqT,mi - эквивалентный уровень звука m-й рабочей операции в момент i-го измерения;
i = 1, 2, ..., n, где n - количество измерений в m-й рабочей операции;
Ki - поправка на характер шума, равная 5 дБА в случае тонального и (или) импульсного шума (применяется при Lp,A,eqT > 75 дБА, во всех остальных случаях Ki = 0).
2. Эквивалентный уровень звука за 8-часовой рабочий день LEX,8h, дБА, рассчитывается по формуле:

(2)
где Lp,A,eqT,m - эквивалентный уровень звука при выполнении m-й рабочей операции;
Tm - время выполнения m-й рабочей операции;
T0 - базовая длительность рабочего дня, равная 8 ч;
m = 1, 2, ..., M, где M - количество рабочих операций.
3. Суммарная стандартная неопределенность u(LEX,8h) на основе стандартных неопределенностей входных величин рассчитывается по формуле:

(3)
где u1a,m - стандартная неопределенность измерения эквивалентного уровня звука при выполнении m-й рабочей операции;
u2,m - стандартная неопределенность инструментальной составляющей неопределенности измерения шума при выполнении m-й рабочей операции, u2,m = 0,7 дБ;
u3 - стандартная неопределенность, описывающая место установки микрофона, u3 = 1 дБ;
c1a,m - коэффициент чувствительности для соответствующих входных величин действующих во время выполнения m-й операции;
m = 1, 2, ..., M, где M - количество рабочих операций.
Стандартная неопределенность измерения эквивалентного уровня звука при выполнении m-й рабочей операции u1a,m, определяется по формуле:

(4)
где

- эквивалентный уровень звука при выполнении m-й операции усредненный по результатам выборочных измерений;
i = 1, 2, ..., n, где n - количество измерений в m-й рабочей операции.
Усредненный эквивалентный уровень звука определяется по формуле:

(5)
Коэффициент чувствительности c1a,m рассчитывается по формуле:
| | ИС МЕГАНОРМ: примечание. Формула дана в соответствии с официальным текстом документа. | |

(6)
Полученный результат неопределенности u(LEX,8h) необходимо суммировать с эквивалентным уровнем звука за 8-часовой рабочий день LEX,8h.