Главная // Актуальные документы // МетодикаСПРАВКА
Источник публикации
М.: "Воздушный транспорт", 1983
Примечание к документу
Документ
введен в действие с 1 января 1983 года.
Название документа
"Основные технические требования для проектирования зданий аварийно-спасательных станций в аэропортах"
(утв. МГА СССР 13.10.1982 N 30/и)
"Основные технические требования для проектирования зданий аварийно-спасательных станций в аэропортах"
(утв. МГА СССР 13.10.1982 N 30/и)
Заместитель Министра
гражданской авиации
Л.С.СВЕЧНИКОВ
13 октября 1982 г. N 30/и
ОСНОВНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
ДЛЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЗДАНИЙ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ
СТАНЦИЙ В АЭРОПОРТАХ
Вводятся в действие
с 1 января 1983 года
1.1. Основные технические требования для проектирования зданий аварийно-спасательных станций в аэропортах <*> разработаны на основании действующих приказов, указаний, руководств и других нормативных документов МГА.
--------------------------------
<*> Далее сокращенно - технические требования.
1.2. Технические требования должны соблюдаться при проектировании новых и реконструкции старых зданий аварийно-спасательных станций (АСС) для классифицированных аэропортов гражданской авиации.
1.3. При разработке проектов зданий АСС, кроме настоящих технических требований, надлежит соблюдать требования соответствующих глав СНиП, инструкций, ведомственных норм и других нормативных документов, утвержденных или согласованных Госстроем СССР.
1.4. АСС, в зависимости от назначения, количества автомобилей, состава и площади помещений, подразделяются на два типа:
а) основная АСС;
б) стартовая АСС.
1.5. Здания основной и стартовой АСС следует проектировать не ниже II степени огнестойкости.
2.1. Проектируемое здание основной АСС надлежит располагать, как правило, у границы аэродрома и служебно-технической территории в центральной зоне относительно летных полос.
2.2. Место расположения основной АСС следует выбирать с таким расчетом, чтобы время прибытия пожарно-спасательных расчетов (ПСР) к торцам летных полос не превышало трех (предпочтительно двух) минут после оповещения о тревоге.
Примечание. В случае превышения требуемого времени прибытия ПСР необходимо предусматривать стартовую АСС.
Место расположения стартовой АСС следует выбирать так, чтобы время прибытия ПСР к торцам летных полос не превышало трех (предпочтительно двух) минут после оповещения о тревоге.
2.3. Оптимальное расположение основной и стартовой АСС в каждом аэропорту определяет комиссия предприятия в зависимости от динамических характеристик эксплуатируемых пожарных автомобилей
(прил. 1). Результаты оформляются актом.
2.4. Место расположения основной и стартовой АСС выбирается так, чтобы обеспечивался наиболее широкий обзор летной полосы, мест стоянки воздушных судов и перрона. Для этих целей следует в основной или стартовой АСС предусматривать наблюдательную вышку.
Примечание. Высота наблюдательной вышки должна отвечать требованиям, предъявляемым к высотам препятствий в пределах приаэродромной территории в соответствии с Нормами годности к эксплуатации в СССР гражданских аэродромов, при этом она не должна являться помехой для работы радиосредств.
2.5. Выезды из основной и стартовой АСС должны быть расположены так, чтобы выезжающие пожарные автомобили не имели препятствий при выезде на ВПП и смогли прибыть к месту аварии без задержек.
2.6. Здание ОАСС должно проектироваться с учетом размещения необходимого количества пожарных, медицинских автомобилей и автомобилей для патрульно-дозорной службы ВОХР.
Общее количество пожарных автомобилей должно определяться в соответствии с действующими Нормами оснащения аэродромов ГА пожарными автомобилями в зависимости от категории аэродрома по уровню пожарной защиты. Дополнительно следует проектировать места стоянки для одного резервного пожарного автомобиля тяжелого типа, одного медицинского автомобиля и одного автомобиля для патрульно-дозорной службы ВОХР.
При проектировании АСС в аэропортах, где взлет и посадка воздушных судов производятся над морем (крупным водоемом), следует предусматривать дополнительное помещение (бокс для хранения аварийно-спасательных лодок (катеров)).
При проектировании в аэропорту двух АСС (основной и стартовой) минимальное количество пожарных автомобилей в стартовой АСС, должно соответствовать: трем - в аэропортах I класса; двум - в аэропортах II и III классов; одному в аэропортах IV класса.
В зданиях стартовой АСС следует проектировать размещение тяжелых пожарных автомобилей типа АА-60 или АА-70.
2.7. Вблизи от основной и стартовой АСС должны проектироваться пожарные гидранты, учебная пожарная башня, дымокамера, площадка для 100-метровой полосы с препятствиями.
Примечания: 1. При невозможности оборудования стартовой АСС водоснабжением вместо пожарного гидранта следует предусмотреть пожарный резервуар вместимостью не менее 50 м3.
2. При проектировании в аэропорту нескольких АСС учебная башня, дымокамера и площадка для 100-метровой полосы предусматриваются только на территории основной АСС.
3. ОБЪЕМНО-ПЛАНИРОВОЧНЫЕ И КОНСТРУКТИВНЫЕ РЕШЕНИЯ ЗДАНИЙ
ОСНОВНЫХ АСС, СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
3.1. Минимальный состав основных служебных помещений зданий АСС и их площадь определены в
прил. 2.
3.2. Помещение для стоянки автомобилей должно размещаться на первом этаже здания таким образом, чтобы в случае необходимости можно было путем небольшой реконструкции его расширить. Помещение для стоянки автомобилей оборудуется, как правило, сквозным проездом.
3.3. Расстояния между пожарными автомобилями, а также между автомобилями и конструкциями здания приведены в таблице.
Таблица
Пожарные автомобили и конструкции здания, между которыми устанавливается расстояние | Минимальное расстояние, м |
основная АСС | стартовая АСС |
Между осями автомобилей | 6,0 | 6,0 |
От автомобилей до колонн | 1,0 | 1,0 |
От крайнего правого (по выезду) автомобиля до стены | 2,0 | 2,0 |
От крайнего левого (по выезду) автомобиля до стены | 1,5 | 1,0 |
От автомобилей до передней и задней стен | 2,0 | 1,0 |
От верхней точки крупногабаритной машины до перекрытия | 0,75 | 0,75 |
Примечание. При размещении отопительных приборов, вентиляционных воздуховодов или другого оборудования здания расстояние должно приниматься до указанного оборудования.
3.4. В помещении для стоянки автомобилей напротив каждого пожарного автомобиля устанавливаются двустворчатые металлические утепленные и остекленные ворота, открывающиеся наружу. Ширина ворот должна быть 4,0 м, а высота - 4,5 м. Остекление ворот должно составлять 30 - 35% их площади.
Примечание. Допускается ширину и высоту ворот уточнять заданием на проектирование, но во всех случаях ширина ворот должна быть на 1 м, а высота на 0,5 м больше крупногабаритного пожарного автомобиля, используемого в гражданской авиации.
3.5. Ворота должны иметь, как правило, механизированный привод открывания и закрывания из диспетчерской пункта связи или помещения дежурной смены, а также открываться и закрываться вручную. Ворота должны иметь запоры, а также замыкатели от самопроизвольного закрывания. Конструкция ворот должна исключать возможность сквозного продувания по их периметру. В одних воротах, ближайших к диспетчерской пункта связи или крайне правому (по выезду) автомобилю, устанавливается дверь размером 0,7 x 2,0 м. Двери помещений, смежных с помещением для стоянки автомобилей, должны открываться по ходу движения личного состава по тревоге.
3.6. В простенках между воротами по ходу движения автомобилей на специальных кронштейнах должны устанавливаться зеркала безопасности. Высота зеркала - 1,0 - 1,2 м, ширина - 0,4 м, расстояние от пола до зеркала - 1,8 м.
3.7. В каждом помещении для стоянки на два и более автомобилей должна устраиваться смотровая канава.
3.8. Уровень пола помещения для стоянки автомобилей должен быть:
- выше планировочной отметки земли на 0,15 м;
- ниже уровня пола смежных помещений не менее чем на 0,05 м.
Пол должен иметь уклон не менее 1% в сторону ворот.
Перед воротами следует предусматривать лотки и трапы с решетками и отстойником.
Покрытие пола не должно разрушаться от воздействия бензина, масла, пенообразователя и т.п. и должно легко очищаться. Материал покрытия пола и облицовка стен проектируются согласно действующим СНиП.
Для стоков, содержащих нефтепродукты, и предотвращения попадания загрязнений в канализацию следует предусматривать нефтеловушки.
3.9. Места стоянки автомобилей должны быть оборудованы газоотводами для отработанных газов как маршевых двигателей, так и двигателей насосных установок (гибким металлорукавом с быстроразмыкающейся соединительной муфтой).
3.10. Кабинет безопасности движения должен располагаться рядом с местом стоянки автомобилей и иметь с ним непосредственное сообщение.
3.11. Диспетчерская пункта связи подразделения военизированной охраны проектируется в здании основной АСС.
3.12. В диспетчерской пункта связи должен устанавливаться специальный пульт (пульты), на котором группируются все средства связи, оповещения, пожарной, охранной, охранно-пожарной сигнализации и автоматики пожаротушения объектов аэропорта.
3.13. Системы телефонной и громкоговорящей связи, радиосвязи и радиооповещения при проектировании АСС следует предусматривать в соответствии с требованиями Норм технологического проектирования внутриаэропортовой электросвязи.
3.14. Помещение диспетчерской пункта связи должно быть смежным с помещением для стоянки автомобилей с учетом возможности просмотра фронта пожарных автомобилей на стоянке, для чего должно быть предусмотрено окно высотой 1,2 м и шириной 1,5 м на расстоянии 0,6 м от пола. Выход из диспетчерской непосредственно в помещение для стоянки автомобилей не допускается.
3.15. Пункт связи должен иметь естественное освещение (за исключением кроссовой).
3.16. Наблюдательная вышка проектируется таким образом, чтобы из нее осуществлялся максимальный обзор взлетно-посадочной полосы, мест стоянки воздушных судов, зданий и сооружений аэропорта.
По периметру вышки устраивается сплошное остекление с электрообогревом в зимнее время.
Наблюдательная вышка должна оборудоваться прямой телефонной связью и радиосвязью со службой движения, диспетчерской пункта связи подразделения военизированной охраны и связью для оповещения личного состава ПСР.
Примечание. На наблюдательной вышке основной АСС в аэропортах III, IV и V классов допускается размещать диспетчерскую пункта связи.
3.17. Помещение для хранения пожарных рукавов может не иметь естественного освещения. Оно должно располагаться отдельно от помещения их технического обслуживания и ремонта.
3.18. Стены в помещении технического обслуживания и ремонта пожарных рукавов должны быть облицованы керамическими плитками.
3.19. Рабочие места для ремонта пожарных рукавов должны иметь естественное освещение.
3.20. Для хранения и обслуживания изолирующих дыхательных аппаратов должно проектироваться отдельное помещение с естественным освещением.
3.21. Помещение для хранения и загрузки огнетушащего порошка и пенообразователя должно быть отделено от других помещений АСС несгораемыми стенами (перегородками) и вмещать не менее 45 т огнетушащих составов (порошка и пенообразователя).
Полы, стены и потолки в помещении выполняются из материалов, легкоочищаемых от пыли. Помещение оборудуется передвижными транспортерами или укладчиками грузов (для разгрузки и загрузки мешков с порошком) и пылесосами.
Пенообразователь должен храниться в двух емкостях: стационарной на 10 - 15 т и передвижном прицепе (тележке) вместимостью не менее 2 т. Для заправки пенообразователем пожарных автомобилей предусматривается механизированное устройство.
3.22. Загрузка порошком пожарных автомобилей должна производиться в помещении механизированным способом. Помещение для загрузки порошком должно иметь непосредственное сообщение с помещением для его хранения.
3.23. Помещения дежурной смены проектируются на первом этаже АСС и обеспечиваются необходимым оборудованием согласно требованиям Положения по охране воздушных судов и объектов МГА.
Рядом с комнатой начальника дежурной смены в АСС должны проектироваться, в соответствии с требованиями "Инструкции о порядке приобретения и использования огнестрельного оружия в предприятиях ГА", помещения для хранения оружия и боеприпасов, чистки, заряжания и разряжания оружия.
3.24. Учебный класс и кабинет начальника дежурной смены размещаются рядом с диспетчерской пункта связи.
3.25. Ленинская комната может размещаться на втором этаже.
3.26. Комната приема пищи должна размещаться на первом этаже и иметь холодильники, электроплиты, шкафы для посуды и кухонных принадлежностей.
3.27. На пути движения личного состава дежурной смены по тревоге не допускается наличие порогов, а также выступающих частей конструкций и оборудования на высоте до 2,2 м.
3.28. Ширина коридоров на пути движения личного состава дежурной смены к помещению для стоянки автомобилей должна быть не менее 1,4 м, дверей - 1,2 м. Двери должны открываться по ходу движения.
3.29. Здания АСС должны быть оборудованы системой холодного и горячего водоснабжения, канализацией, центральным отоплением, вентиляцией, системой электроснабжения, слаботочными устройствами (радио, телевидение и т.п.). Здания АСС должны относиться по надежности систем электроснабжения к потребителям I категории.
Примечания: 1. Задание стартовой АСС допускается отапливать от местных электроустановок с размещением их в отдельном помещении, изолированном от помещения для стоянки автомобилей.
2. Пожарные краны предусматриваются только в помещении для стоянки автомобилей.
3. Помещения дежурной смены, диспетчерской пункта связи, коридоров и стоянки автомобилей оборудуются аварийным и дежурным освещением (от независимых источников тока).
4. Санитарные узлы следует проектировать на каждом этаже.
5. При невозможности оборудования стартовой АСС системой водоснабжения и канализацией допускается проектировать резервуар для запаса воды на хозяйственные нужды и выгребную яму.
6. Температура воздуха в помещениях для стоянки автомобилей должна быть не ниже 10 °C.
ВЫБОРА МЕСТА РАЗМЕЩЕНИЯ АСС НА ТЕРРИТОРИИ АЭРОДРОМА
Для выбора места размещения АСС определяется динамический критерий (К) эффективности аэродромных пожарно-спасательных комплексов
где n - минимально необходимое количество АПА, предусмотренное Нормами оснащения аэродромов гражданской авиации пожарными автомобилями, шт.;
q1, q2 ... qn - производительность подачи огнетушащих составов для каждого АПА (л/с, кг/с);

,

...

- время прибытия каждого из АПА от предварительно выбранного места расположения АСС к торцам летных полос.
Время

определяется путем хронометража движения автомобиля от момента получения экипажем сигнала вызова до момента прибытия АПА. Значение

определяется как среднее трех контрольных проездов. Абсолютная погрешность замера

не должна превышать +/- 5 с.
При К >= 1 выбранное место размещения основной АСС считается удовлетворительным. В этом случае стартовой АСС не требуется.
При К < 1 необходимо рассмотреть возможность введения в состав АПА дополнительного автомобиля с лучшими динамическими и скоростными характеристиками. Если и в этом случае К < 1, необходимо проектирование стартовой АСС.
Места размещения стартовой и основной АСС должны выбираться с таким расчетом, чтобы обеспечивалось условие К >= 1. При этом время движения каждого из автомобилей оценивается от места его базирования (на основной или стартовой АСС) до наиболее удаленного от обеих станций торца летной полосы.
В целях предварительного (на этапе проектирования) выбора мест размещения на аэродроме АСС определение К производится путем использования зависимостей, представленных на рисунке.
Расчетное время движения
аэродромных пожарных автомобилей по ВПП:
1 - АА-60 и АА-70; 2 - Ац-40 (375); 3 - АА-40 (131);
4 - АПА на шасси типа КамАЗ
МИНИМАЛЬНЫЙ СОСТАВ ОСНОВНЫХ СЛУЖЕБНЫХ ПОМЕЩЕНИЙ
ЗДАНИЙ АСС И ИХ ПЛОЩАДЬ, м2
Наименование помещений | Основная АСС | Стартовая АСС |
Количество мест стоянки автомобилей, шт. |
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 1 | 2 | 3 |
Помещение для стоянки пожарных, медицинского автомобилей и автомашины ПДС | 218 | 326 | 434 | 542 | 650 | 700 | 750 | 110 | 218 | 326 |
Кабинет безопасности движения | 20 | 25 | 30 | 30 | 40 | 45 | 45 | - | - | 15 |
Диспетчерская пункта связи | - | 20 | 20 | 20 | 25 | 25 | 25 | - | - | - |
Кроссовая | - | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 | - | - | - |
Помещения для хранения переносных средств связи | - | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | - | - | - |
Помещения для технического обслуживания, ремонта и хранения пожарных рукавов и пожарного оборудования | 20 | 25 | 30 | 40 | 40 | 40 | 40 | 10 | 10 | 10 |
Помещение для сушки постовой и специальной одежды | 15 | 15 | 20 | 25 | 25 | 25 | 25 | 10 | 10 | 10 |
Помещение для хранения, чистки, заряжания и разряжания оружия | 20 | 20 | 25 | 25 | 25 | 25 | 25 | - | - | - |
Помещение для обслуживания, ремонта и хранения изолирующих дыхательных аппаратов на сжатом воздухе | 10 | 20 | 20 | 20 | 20 | 20 | 20 | - | - | - |
Помещения для хранения и загрузки огнетушащих составов | 120 | 120 | 120 | 120 | 120 | 120 | 120 | 120 | 120 | 120 |
Наблюдательная вышка | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 |
Учебный класс | 40 | 60 | 60 | 80 | 80 | 80 | 80 | - | - | - |
Помещение дежурной смены | 40 | 60 | 70 | 80 | 100 | 100 | 100 | 20 | 30 | 40 |
Кабинет начальника дежурной смены | 12 | 15 | 15 | 15 | 15 | 15 | 15 | 15 | 15 | 15 |
Кабинет начальника подразделения | 15 | 15 | 20 | 20 | 20 | 20 | 20 | - | - | - |
Кабинет зам. начальника подразделения по противопожарной службе (ППС) | 10 | 15 | 15 | 15 | 15 | 15 | 15 | - | - | - |
Кабинет зам. начальника подразделения по службе и подготовке | 10 | 15 | 15 | 15 | 15 | 15 | 15 | - | - | - |
Кабинет ст. инженера по техническим средствам охраны (ТСО) и противопожарной автоматике (ППА) | 10 | 15 | 15 | 15 | 15 | 15 | 15 | - | - | - |
Канцелярия (она же приемная) | 10 | 15 | 15 | 15 | 15 | 15 | 15 | - | - | - |
Комната работников по пожарной профилактике | - | - | - | 15 | 15 | 15 | 15 | - | - | - |
Ленинская комната | 30 | 40 | 60 | 60 | 60 | 60 | 60 | - | - | - |
Склад вещевого имущества с комнатой для старшины | 15 | 20 | 20 | 20 | 25 | 25 | 25 | - | - | - |
Раздевалка | 20 | 30 | 50 | 80 | 100 | 100 | 100 | 15 | 15 | 20 |
Душевые (количество сеток) | 3 | 5 | 5 | 6 | 7 | 7 | 7 | 1 | 2 | 3 |
Комната приема пищи с оборудованием (кухонной плитой, мойкой и холодильником) | 25 | 30 | 40 | 40 | 50 | 50 | 50 | 15 | 15 | 20 |
Итого: | 670 | 929 | 1122 | 1320 | 1498 | 1563 | 1603 | 320 | 443 | 586 |
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ ПОЖАРНОЙ, ОХРАННОЙ
И АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ
Наименование и модель пожарной, охранной и аварийно-спасательной техники | Длина, мм | Ширина, мм | Высота, мм |
АА-60 (7310)-160.01 | 14 300 | 3 180 | 3 300 |
АА-70 (7310)-220 | 14 370 | 3 180 | 3 735 |
АА-40 (131)-139 | 7 640 | 2 550 | 2 950 |
АЦ-40 (375Н)-Ц1А-ПМ-102А | 8 000 | 2 500 | 3 000 |
АСО-12 (66)-90А | 5 655 | 2 322 | 2 880 |
УАЗ-469 | 4 025 | 1 785 | 2 015 |
Катер | 10 000 | 2 000 | 2 500 |
Тележка с водилом для транспортировки катера | 11 000 | 3 000 | 1 000 |
Санитарная машина | 4 940 | 2 210 | 2 280 |
ПЕРЕЧЕНЬ
НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ, ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ПРИ ПОДГОТОВКЕ
"ОСНОВНЫХ ТРЕБОВАНИЙ ДЛЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЗДАНИЙ АСС
В АЭРОПОРТАХ ГА"
1.
Приказ МГА от 09.10.75 N 152 "О мерах по усилению противопожарного обеспечения полетов в гражданской авиации".
2. "Руководство по организации и проведению аварийно-спасательных работ на территории и в районе аэродромов ГА", утверждено МГА 26.12.75.
3. Руководство по аэропортовым службам ИКАО.
Часть I. Спасение и борьба с пожаром Дос. 9137 - AN/898.
4. Приказ МГА от 30.03.78 N 48 "О пожаре на самолете Ту-154А N 85087 в аэропорту Толмачево Западно-Сибирского управления ГА".
5. Указание МГА от 11.12.79 N 313/у "Инструкция по применению в подразделениях пожарной охраны изолирующих дыхательных аппаратов на сжатом воздухе".
6. Приказ МГА от 21.01.77 N 11 "Положение по организации охраны воздушных судов и объектов МГА".
7. "Инструкция о порядке приобретения и использования огнестрельного оружия в предприятиях ГА".
8. Правила техники безопасности в пожарной охране МВД СССР, утверждены МВД СССР 31.08.70.
9. Указания МГА N 155/у - 78, 341/у - 79, 105/у - 81 "Рекомендации по методам и тактике тушения пожаров воздушных судов на земле имеющимися в ГА средствами".
10.
Нормы технологического проектирования аэропортов.
11. Нормы технологического проектирования внутриаэропортовой связи.
12. "
Нормы годности к эксплуатации в СССР гражданских аэродромов".
13. Указание МГА от 26.05.81 N 246/у "Нормы оснащения аэродромов ГА пожарными автомобилями".
14. "Основные
требования безопасности труда в военизированной охране МГА", утверждены МГА 05.10.81 N 44/и.
15.
Инструкция о порядке взаимодействия органов пожарной охраны МВД СССР и МГА СССР по организации противопожарной защиты и тушения пожаров на объектах гражданской авиации, утверждена МГА СССР 18.02.75 и МВД СССР 20.02.75.
16. Указание МГА от 14.05.81 N 10. 11-4 "Об основных задачах по повышению эффективности, качества и экономичности работы ВОХР и АСС в одиннадцатой пятилетке".