Главная // Актуальные документы // Методические указанияСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Документ
введен в действие с 30.09.2008.
Название документа
"РД-20-07-2008. Методические указания о порядке обучения и стажировки вновь принятых на государственную гражданскую службу государственных инспекторов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору"
(утв. и введены в действие Приказом Ростехнадзора от 30.09.2008 N 749)
"РД-20-07-2008. Методические указания о порядке обучения и стажировки вновь принятых на государственную гражданскую службу государственных инспекторов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору"
(утв. и введены в действие Приказом Ростехнадзора от 30.09.2008 N 749)
Утверждены
службы по экологическому,
технологическому
и атомному надзору
от 30 сентября 2008 г. N 749
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
О ПОРЯДКЕ ОБУЧЕНИЯ И СТАЖИРОВКИ ВНОВЬ ПРИНЯТЫХ
НА ГОСУДАРСТВЕННУЮ ГРАЖДАНСКУЮ СЛУЖБУ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
ИНСПЕКТОРОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ,
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
РД-20-07-2008
Введены в действие
с 30 сентября 2008 года
1. Настоящие Методические указания о порядке обучения и стажировки вновь принятых на государственную гражданскую службу государственных инспекторов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору разработаны в соответствии с
Конституцией Российской Федерации,
Указом Президента Российской Федерации от 28 декабря 2006 г. N 1474 "О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации", Федеральным
законом от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании", Федеральным
законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Федеральным
законом от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании",
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 401 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору" (с изменениями и дополнениями).
2. Методические указания о порядке обучения и стажировки вновь принятых на государственную гражданскую службу государственных инспекторов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Методические указания), а также вновь принятых на государственную гражданскую службу иных должностных лиц, обладающих полномочиями по проведению обследований поднадзорных объектов, осуществлению функций по надзору и контролю (старшие государственные инспектора, главные государственные инспектора) Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Служба), определяют основные подходы в организации обучения, первоначальной подготовки и стажировки вновь принятых на государственную гражданскую службу государственных инспекторов.
3. Методические указания устанавливают требования, предъявляемые к первоначальной подготовке, обучению, а также к порядку проведения стажировки вновь принятых на государственную гражданскую службу государственных инспекторов. Обучение включает изучение законодательных и нормативных документов, должностных обязанностей и прав, представленных по конкретной должности, необходимых для осуществления надзорной деятельности.
4. Используемые в Методических указаниях термины и их определения приведены в
Приложении N 1.
II. ОБУЧЕНИЕ ВНОВЬ ПРИНЯТОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ИНСПЕКТОРА
5. Обучение вновь принятого государственного инспектора осуществляется в объеме и в сроки, определяемые программой обучения и стажировки вновь принятых на государственную гражданскую службу государственных инспекторов.
6. После прохождения обучения в соответствии с утвержденной программой вновь принятый на государственную гражданскую службу государственный инспектор проходит проверку знаний в виде сдачи экзамена.
Экзамен проводится в форме собеседования, в процессе которого государственному инспектору должно быть задано не менее 5 вопросов по программе подготовки государственного инспектора.
В случае несдачи экзамена, вновь принятый инспектор считается непрошедшим первоначальную подготовку и соответственно не прошедшим испытание.
При обучении особое внимание следует обращать на изучение:
- функций и задач органов Службы;
- законодательных и иных нормативно-правовых актов, касающихся деятельности Службы;
- применения норм
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
- порядка планирования и отчетности, действующих в Службе;
- направлений совершенствования надзорной деятельности;
- норм и правил обеспечения безопасности, касающихся надзорной деятельности Службы;
- порядка учета и технических требований при расследовании аварий, несчастных случаев и инцидентов на поднадзорных Службе объектах;
- технологических процессов и организации контроля за соблюдением требований безопасности на поднадзорных предприятиях;
- системы экспертизы, в т.ч. промышленной безопасности;
- автоматизированной информационной системы управления;
- мер административной и уголовной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за правонарушения, касающиеся надзорной деятельности Службы;
- требований к организации и проведению мероприятий по контролю;
- прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора);
- инструкции по делопроизводству.
7. Программа обучения вновь принятого государственного инспектора составляется в соответствии с Типовым учебным планом подготовки вновь принятого инспектора
(Приложение N 2).
Программа обучения составляется с учетом имеющегося производственного опыта работы государственного инспектора, вида контроля (надзора), а также особенностей объектов, которые будут им контролироваться.
8. В обучение входит практическая подготовка, осуществляемая путем участия в инспекции поднадзорных объектов с целью овладения навыками надзорной деятельности, включая анализ технической документации, изучение технологического производства, выявление нарушений, оформление результатов инспекций, расследований аварий, несчастных случаев, инцидентов и других материалов, встречающихся в ходе практической работы. Практическая подготовка государственного инспектора осуществляется как в период обучения, так и после окончания обучения и проверки знаний (сроком до 1 года) по вопросам, с которыми не представилась возможность ознакомиться за время стажировки (например, участие в техническом расследовании несчастных случаев, аварий, инцидентов, участие в обследовании строящегося объекта и работе по приемке законченных строительством объектов; участие в обследовании объектов с целью проверки соблюдения условий разрешения или лицензии и др.).
9. При проверке знаний особое внимание обращается на:
- знание основных законодательных, нормативных правовых и нормативно-технических документов, регламентирующих надзорную деятельность применительно к соответствующему виду надзора;
- знание порядка планирования работы и форм отчетности в соответствии с руководящими документами, действующими в Службе;
- знание основных технологических процессов, опасных видов работ и других потенциальных опасностей на объектах, подлежащих контролю, методик расследования аварий, несчастных случаев и инцидентов;
- умение устанавливать причины выявленных нарушений требований безопасности, анализировать их и предлагать меры по их устранению;
- способность обобщать и анализировать информацию по направлению надзорной деятельности, вести деловую переписку;
- умение пользоваться персональным компьютером;
- знание норм и правил по охране труда.
10. Стажировка включает изучение законодательных и иных нормативных правовых актов и нормативных технических документов, должностных обязанностей и прав, предоставленных по конкретной должности, необходимых для осуществления надзорной деятельности, овладение навыками надзорной работы, проверку знаний. По результатам проверки знаний принимается решение о допуске государственного инспектора к самостоятельной работе.
11. Первоначальное обучение (далее - обучение) включает в себя теоретическое обучение и практическое обучение (далее - стажировка) и осуществляется в объеме и сроки, определенные программой обучения.
Продолжительность теоретического обучения не должно превышать двух месяцев.
Продолжительность стажировки - от трех месяцев до окончания испытательного срока.
В исключительных случаях стажировка вновь принятых на государственную гражданскую службу государственных инспекторов продолжается до 1 года.
12. Ответственный за обучение вновь принятого государственного инспектора назначается по представлению начальника отдела либо непосредственно в приказе о назначении на должность, либо специальным приказом (распоряжением) руководителя территориального управления.
По окончании стажировки ответственный за обучение делает свое заключение о выполнении программы обучения и об уровне знаний государственного инспектора.
IV. ДОПУСК К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ
13. Допуск к самостоятельной работе вновь принятого государственного инспектора оформляется приказом (распоряжением) руководителя территориального управления, издаваемым по результатам проверки знаний на основании служебной записки начальника отдела. В приказе указывается дата, с которой государственный инспектор допускается к самостоятельной работе в соответствии с его должностным регламентом.
14. Копии приказов по обучению, допуску к самостоятельной работе, программа стажировки, заключение ответственного за обучение о выполнении программы, протокол проверки знаний хранятся в личном деле работника.
15. Начальник отдела, заместитель начальника отдела, главный государственный инспектор (руководитель группы) или по его поручению старший государственный инспектор организует ознакомление государственного инспектора с поднадзорными предприятиями (объектами).
16. В дальнейшем начальник отдела организует разработку совместно с государственным инспектором индивидуальной программы подготовки и стажировки
(Приложение N 3), оказывает помощь в технической учебе, вносит предложения о направлении его на курсы повышения квалификации.
Обучение - целеустремленный, систематический, организационный процесс получения знаний, умений, навыков.
Профессиональная переподготовка - вид дополнительного образования государственных гражданских служащих. Профессиональная переподготовка проводится в целях адаптации их к новой профессиональной деятельности и организуется при необходимости назначения на государственную гражданскую должность иного профиля или при смене рода деятельности.
Повышение квалификации - вид дополнительного образования государственных гражданских служащих. Повышение квалификации представляет собой обновление теоретических и практических знаний специалистов в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач.
Стажировка - вид дополнительного образования государственных гражданских служащих или часть профессиональной переподготовки или повышения квалификации. Стажировка осуществляется также в целях формирования и закрепления на практике профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в результате теоретической подготовки.
ФОРМА ТИПОВОГО УЧЕБНОГО ПЛАНА ПОДГОТОВКИ
ВНОВЬ ПРИНЯТОГО ИНСПЕКТОРА
ТИПОВОЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПОДГОТОВКИ ВНОВЬ ПРИНЯТОГО ИНСПЕКТОРА
N | Тема | Количество часов |
Всего | Самостоятельное изучение | Консультации | Практические занятия |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I. Правовое положение государственных служащих и порядок прохождения ими государственной гражданской службы |
1 | Государственная должность. Государственный гражданский служащий. Государственная гражданская служба | | | | |
2 | Принципы государственной гражданской службы. Классификация государственных должностей государственной гражданской службы | | | | |
3 | Аттестация и квалификационные экзамены государственных гражданских служащих. Классные чины государственных гражданских служащих. Квалификационные требования к должностям государственной гражданской службы | | | | |
4 | Правовое положение (статус) государственного гражданского служащего. Основные права и обязанности государственного гражданского служащего. Ограничения, связанные с государственной гражданской службой. Гарантии для государственных гражданских служащих | | | | |
5 | Прохождение государственной гражданской службы. Служебный контракт. Стаж государственной гражданской службы и порядок его исчисления. Основания для прекращения государственной службы | | | | |
Правовые основы регулирования безопасности |
7 | Общие сведения о системе федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации. Назначение и полномочия федеральных надзоров России | | | | |
8 | Законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, федеральные нормы и правила, руководящие документы Ростехнадзора | | | | |
9 | Государственное регулирование безопасности. Полномочия органов государственного регулирования безопасности | | | | |
10 | Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации | | | | |
Основные полномочия Службы и ее структурных подразделений |
11 | Структура Ростехнадзора | | | | |
12 | Полномочия Ростехнадзора как органа государственного регулирования безопасности | | | | |
13 | Основные направления реализации функций Ростехнадзора. Их цели, задачи и приоритетность | | | | |
Основные задачи и функции отдела инспекций |
14 | Назначение и основные задачи инспекций. Планирование работы и отчетность отдела инспекций | | | | |
15 | Обязанности, права и ответственность работников отдела инспекций | | | | |
Правовое положение государственного и главного государственного инспектора |
| Роль инспекторского состава в обеспечении промышленной безопасности | | | | |
| Права, обязанность и ответственность государственного инспектора и главного государственного инспектора как должностных лиц Ростехнадзора | | | | |
| Юридические вопросы инспекционной деятельности | | | | |
| Планирование работы и отчетность государственного инспектора и главного государственного инспектора | | | | |
Лицензионная (разрешительная) деятельность Службы |
| Назначение лицензии на осуществление деятельности (разрешение на право ведения работ) | | | | |
| Полномочия Службы в сфере лицензионной (разрешительной) деятельности | | | | |
| Основные составляющие процесса лицензирования деятельности организаций | | | | |
| Должностные лица Службы, имеющие право принимать решения о выдаче лицензий или об отказе в их выдаче. Основания для отказа выдачи лицензий, а также для приостановления действия лицензий или их аннулирования | | | | |
Надзорная деятельность Службы |
| Содержание понятия "Государственный надзор за безопасностью" | | | | |
| Принципы и нормативная правовая база организации и осуществления государственного надзора | | | | |
| Предметы государственного надзора. Формы реализации государственного надзора (анализ состояния безопасности объектов инспектирования, инспекционная деятельность, применение санкций) | | | | |
| Формы реализации государственного надзора и виды проводимых инспекций | | | | |
| Общий порядок учета и анализа результатов государственного надзора | | | | |
| Правоприменительная практика по вопросам привлечения к административной ответственности, административной приостановке предприятия. Меры административной и уголовной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за правонарушения, касающиеся надзорной деятельности Службы | | | | |
II. Специальная теоретическая подготовка. Тематика для изучения в зависимости от направления деятельности (надзора) |
| Формы реализации государственного надзора и виды проводимых инспекций | | | | |
| Основные требования норм, правил, инструкций по направлению надзорной деятельности | | | | |
| Основы инспектирования | | | | |
| Основные формы работы инспектора. Права, обязанности, ответственность | | | | |
| Методика проведения инспекций | | | | |
| Методы анализа полученной информации о состоянии объекта и оценка на ее основе уровня безопасности на предприятии и деятельности его администрации, служб и ведомственного надзора | | | | |
| Порядок подведения итогов проведения инспекций и оформление ее результатов | | | | |
| Порядок расследования причин аварий и несчастных случаев | | | | |
III. Стажировка |
| Изучение технологических и производственных процессов на поднадзорных предприятиях, а также проектной, конструкторской и технологической документации | | | | |
| Участие в проведении инспекций поднадзорных организаций | | | | |
| Изучение практики применения санкций | | | | |
| Овладение основами делопроизводства, методами планирования своей деятельности, сбора и учета информации, основами анализа и документирования результатов работы | | | | |
| Организация работы инспектора с документами, принципы планирования работы, сбора и учета показателей безопасности и их анализа. Отчетность о выполненной работе | | | | |
ФОРМА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ И СТАЖИРОВКИ
Утверждаю
_________________________
(должность, фамилия, имя,
отчество и подпись)
"__" ____________ 200_ г.
ПРОГРАММА
подготовки
_____________________________________________
(должность, фамилия, имя, отчество и подпись)
1. Общая теоретическая подготовка
N п/п | Наименование и содержание темы | Количество часов | Планируемый календарный срок изучения темы с _________ по ________ | Отметка о выполнении (с указанием даты) |
Всего | в том числе |
на самостоятельное изучение | на консультации |
| | | | | | |
2. Специальная теоретическая подготовка
N п/п | Наименование и содержание темы | Количество часов | Планируемый календарный срок изучения темы с _________ по ________ | Отметка о выполнении (с указанием даты) |
Всего | в том числе |
на самостоятельное изучение | на консультации |
| | | | | | |
3. Стажировка
(обучение на курсах профессиональной подготовки)
N п/п | Наименование мероприятия (работы) | Планируемый календарный срок выполнения мероприятия (работы) с ________ по ________ | Отметка о выполнении (с указанием даты) |
| | | |
Ответственный за подготовку: __________________