Главная // Актуальные документы // Методические рекомендации
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Документ утратил силу на территории Российской Федерации в связи с изданием Приказа Минздрава России от 03.12.2020 N 1283.
Название документа
"Рационализация условий обучения и труда подростков, работающих операторами на вычислительных машинах (Методические рекомендации)"
(утв. Минздравом СССР 27.11.1980 N 2271-80)

"Рационализация условий обучения и труда подростков, работающих операторами на вычислительных машинах (Методические рекомендации)"
(утв. Минздравом СССР 27.11.1980 N 2271-80)


Содержание


Утверждаю
Начальник Главного
санитарно-эпидемиологического
управления Министерства
здравоохранения СССР
В.Е.КОВШИЛО
27 ноября 1980 г. N 2271-80
Согласовано
Заместитель председателя
Государственного комитета СССР
по профессионально-техническому
образованию
В.И.ЛЕБЕДЕВ
29 сентября 1980 года
РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ УСЛОВИЙ ОБУЧЕНИЯ И ТРУДА ПОДРОСТКОВ,
РАБОТАЮЩИХ ОПЕРАТОРАМИ НА ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ МАШИНАХ
(МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ)
Настоящие методические рекомендации составлены на основании проведенных гигиенических и физиологических исследований. В них приводятся гигиенические требования к организации и условиям обучения и труда подростков, направленным на охрану здоровья.
Методические рекомендации "Рационализация условий обучения и труда подростков, работающих операторами на вычислительных машинах" составлены старшим научным сотрудником, кандидатом медицинских наук Е.А. Гельтищевой, старшими инженерами Н.Л. Цирковой и И.Г. Капорович (Московский ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский институт гигиены имени Ф.Ф. Эрисмана) и врачом по гигиене детей и подростков Республиканской санитарно-эпидемиологической станции Л.Н. Касперович.
Ответственный редактор - член-корреспондент АМН СССР, профессор А.П. Шицкова
Литературный редактор М.М. Петкевич.
I. ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время широкое распространение получила подготовка квалифицированных рабочих кадров - операторов вычислительных машин через систему профессионально-технического образования, где обучаются учащиеся, окончившие 10 классов общеобразовательной средней школы. Ведется подготовка операторов и непосредственно на машиносчетных станциях, а также в информационно-вычислительных станциях.
Наибольшее количество подростков работает на клавишных вычислительных машинах типа "Ascota-314", "Ascota-170", "Быстрица", "Рейнметалл", "Контекст-55", электронных вычислительных клавишных машинах типа "Искра-111", "Искра-114" и др., перфорационных вычислительных машинах различных моделей (перфораторы, контрольники, репродукторы, табуляторы и др.).
Специфика работы на указанных машинах предъявляет определенные требования, особенно к растущему организму. Поэтому обучение и труд как при учебе в профессионально-техническом училище (ПТУ), так и на соответствующих вычислительных объектах должны быть организованы правильно, с соблюдением необходимых условий, отвечающих гигиеническим требованиям. Это позволит повысить работоспособность и производительность труда, а также сохранить состояние здоровья.
II. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Настоящие методические рекомендации предназначены для санитарных врачей по гигиене детей и подростков, санитарных врачей по гигиене труда, администрации и педагогического персонала ТУ, администрации машиносчетных станций (МСС) и информационно-вычислительных станций (ИВЦ).
2. Методические рекомендации разработаны в дополнение к "Методическим рекомендациям по совершенствованию условий обучения и воспитания учащихся средних профессионально-технических училищ (По результатам комплексного исследования, проведенного в 1973 - 1977 гг.)", утвержденных Государственным комитетом Совета Министров СССР по профессионально-техническому образованию, Министерством здравоохранения СССР 30 - 31 мая 1978 г.
3. Методические рекомендации составлены с учетом действующих в настоящее время официальных документов.
III. ХАРАКТЕРИСТИКА УСЛОВИЙ ОБУЧЕНИЯ И ТРУДА ПОДРОСТКОВ
ПО ПРОФЕССИИ ОПЕРАТОР ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ МАШИН
Подростки в период обучения и труда по профессии оператор вычислительных машин подвергаются воздействию комплекса неблагоприятных факторов окружающей среды.
В ТУ во время занятий в мастерских такими факторами могут быть шум, возникающий при работе вычислительных машин, недостаточная освещенность рабочих мест, неудовлетворительный микроклимат, неправильная поза, обусловленная организацией рабочего места и характером работы.
В производственных условиях дополнительно к перечисленным факторам, как правило, добавляются еще и другие: большая плотность расстановки оборудования и напряженный характер работы, связанный со стрессовыми ситуациями, большой нагрузкой, приходящейся на зрительный анализатор, а также костно-мышечный аппарат. Работа выполняется в быстром темпе, сопровождается стереотипными движениями дистальных отделов рук, значительным статическим напряжением, требует внимания, аккуратности и четкости действий.
Работа на клавишных машинах, перфораторах и контрольниках проводится сидя, на табуляторах, сортировках, раскладочно-подборочных машинах (РПМ) и др. - стоя.
Работа, осуществляемая сидя, на различных вычислительных машинах (клавишных, перфораторах, контрольниках и др.), а также на сортировках, РПМ может быть связана с гиподинамией, на табуляторах - с повышенной двигательной активностью - гипердинамией.
Операторам во время работы иногда приходится поднимать коробки и ящики с перфокартами, вес которых не должен превышать установленные нормы (для девушек 16 - 18 лет - 10,25 кг, для юношей 16 - 18 лет - 16,4 кг).
Таким образом, условия и характер труда операторов на вычислительных машинах могут оказывать неблагоприятное воздействие на функциональное состояние и здоровье подростков.
IV. ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ И УСЛОВИЯМ
ЗАНЯТИЙ УЧАЩИХСЯ В ТЕХНИЧЕСКИХ УЧИЛИЩАХ
Подготовка учащихся профессии "оператор вычислительных машин" осуществляется в ТУ в кабинетах для теоретических занятий и в мастерских - для практических занятий. Во второй половине учебного года для учащихся организуется производственная практика на соответствующих объектах.
Медико-педагогические требования к организации педагогического процесса, учебно-производственного режима представлены в приложении 1.
1. Теоретическое обучение профессии оператор вычислительных машин следует осуществлять в кабинетах или обычных классных комнатах, оборудованных рабочими столами со стульями или партами в соответствии с возрастными особенностями учащихся (приложение 2, п. п. 2, 3, 4 и 5).
2. Площадь учебных кабинетов должна отвечать требованиям главы СНиП II-66-78 "Профессионально-технические и средние специальные учебные заведения. Нормы проектирования", но не менее 1,67 м2 на одно ученическое место.
3. Требования к естественному и искусственному освещению должны соответствовать главе СНиП II-4-79 (См. Приложение 2, п. 7). Окраску стен и оборудования, воздушно-тепловой режим, использование технических средств обучения (ТСО), расстановку оборудования в кабинетах для теоретических занятий следует принимать в соответствии с "Санитарными правилами по устройству и содержанию учебных заведений системы профтехобразования", утвержденных Министерством здравоохранения СССР 28.01.80 г., N 2149-80.
4. Организация производственного обучения осуществляется в специально обрудованных вычислительными машинами мастерских.
5. Площадь мастерских, оборудованных вычислительными машинами различных моделей, должна соответствовать технологическим нормам (См. раздел V, п. 2, раздел VI, п. 4 и приложение 2, п. 17).
6. Требования к организации расстановки оборудования вычислительных машин изложены в разделах V и VI настоящих рекомендаций.
7. В целях снижения уровня шума в мастерских стены выше панелей и потолок необходимо облицовывать звукопоглощающим материалом <*>.
--------------------------------
<*> Звукопоглощающий материал не подлежит окраске.
8. Требования к естественному освещению, окраске стен, оконных рам, дверей, поверхности рабочих столов и оборудования, микроклимату аналогичны требованиям для кабинетов, предназначенных для теоретических занятий.
9. Искусственное освещение следует проектировать общим, потолочным. Для освещения применяются светильники, рекомендуемые для общественных зданий (Приложение 2, п. 7). Необходимо предусматривать ограничение отраженной блескости рабочих поверхностей (зеркальное отражение светящей поверхности светильника от рабочей поверхности не должно совпадать с линией зрения работающего). Желательно, чтобы поверхность светильников для уменьшения отраженной блескости была перекрыта рассеивателем.
Уровень искусственной освещенности на рабочей поверхности должен быть не ниже 500 лк.
10. Учебные мастерские, в которых имеются перфорационные вычислительные машины, нельзя располагать смежно или напротив кабинетов для теоретических занятий, кабинетов врачей. Уровни звука и эквивалентные уровни звука в последних кабинетах должны соответствовать требованиям главы СНиП II-12-77 "Защита от шума. Нормы проектирования". Лучше всего такие мастерские размещать на первом этаже в специальном блоке с другими мастерскими.
V. ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ РАБОЧИХ МЕСТ
И УСЛОВИЯ ТРУДА ОПЕРАТОРОВ В ЦЕХАХ, ОБОРУДОВАННЫХ
ПЕРФОРАЦИОННЫМИ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫМИ МАШИНАМИ
1. К перфорационным вычислительным машинам относятся перфораторы типа ПД-45, П80, ПА80, "Зоемтрон"; контрольники типа К45, К80, КА80, "Зоемтрон"; считывающие перфораторы типа ПС, итоговые перфораторы типа ПИ; перфораторы репродукторы типа ПР; сортировки типа С и СЭ; раскладочно-подборочные машины типа РПМ; табуляторы типа Т-5, ТА и др.
2. В вычислительных центрах, на машиносчетных станциях, фабриках механизированного счета и других учреждениях и организациях различных отраслей народного хозяйства обычно выделяются следующие цехи: перфорации и контроля, сортировки и табуляции, клавишных и суммирующих машин. Если массив обрабатываемого материала невелик, то табуляционные машины могут быть размещены в одном цехе с сортировочными, раскладочно-подборочными машинами, репродукторами, итоговыми перфораторами и др.
3. Площадь цеха, где установлены соответствующие типы перфорационных вычислительных машин, должна отвечать технологическим нормам в зависимости от типа оборудования.
На одну сортировку, раскладочно-подборочную машину, репродуктор требуется 7 м2 площади, а на один табулятор - 8,5 м2, на один перфоратор и контрольник - 4 м2, не считая площади, занимаемой рабочими столами, картотекой, шкафами и пр.
ИС МЕГАНОРМ: примечание.
Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.
3. Расстановка оборудования в цехах должна осуществляться перпендикулярно к светонесущей стене параллельно друг другу с учетом необходимых проходов между отдельными видами перфорационных вычислительных машин.
Перфораторы и контрольники ставят в 2 - 3 ряда, сортировки, раскладочно-подборочные машины, табуляторы - в два ряда.
Последний ряд оборудования следует располагать от стены с ленточными окнами и высотой светопроемов, равной 2,4 м, на расстоянии не дальше 5 м, а при высоте светопроема 3,6 м - не дальше 7 м.
При наличии отдельных окон высотой 2,4 м последний ряд оборудования должен размещаться на расстоянии - не далее 4 м, а при высоте - 3,6 м - не далее 6 м.
Расстояние от светонесущей стены до первого ряда перфораторов или контрольников должно быть не менее 0,5 м, расстояние от внутренней стены, противоположной светонесущей, до ряда перфораторов, контрольников, сортировок - не менее 0,3 м, а до табуляторов - не менее 1 м; расстояние от внутренних стен до первых и последних рядов перфораторов и контрольников - не менее 1,2 м, а до сортировок, табуляторов, раскладочно-подборочных машин и др. - 0,7 - 1 м.
Расстояние между сортировками, перфораторами и контрольниками в ряду следует принимать не менее 1 м, между табуляторами 1,1 м.
Расстояние между рядами перфораторов или контрольников должно быть не менее 0,8 м, между рядами сортировочных машин - 1,5 м, а между табуляторами - 2 м.
Можно допустить расстановку сортировок, табуляторов, раскладочно-подборочных машин П-образно, но при обязательном соблюдении норм естественного и искусственного освещения.
4. Рабочие места операторов целесообразно оборудовать тумбочками, которые могут устанавливаться между машинами. Рабочая поверхность тумбочек может использоваться для документов и установки ящиков с перфокартами. Тумбочка может быть смонтирована на колесиках для удобства передвижения по цеху в случае необходимости транспортировки обрабатываемых массивов перфокарт.
Рабочее место оператора сортировки оборудуется стеллажом, который устанавливается за сортировкой с таким расчетом, чтобы его ячейки находились непосредственно над машиной против соответствующих карманов (Конструкция стеллажа приводится в сборнике "Единые нормы времени (выработки) на работы, выполняемые на клавишных и перфорационных вычислительных машинах". М., 1977 г.).
Коммутационные доски табуляторов, чехлы от машин, принадлежности для чистки машин, запасные рулоны бумаги следует хранить во встроенных шкафах, конструкция которых разработана Всесоюзным проектно-конструкторским и технологическим институтом мебели (ВПКТИМ).
Рабочее место оператора, работающего на перфораторах или контрольниках, необходимо оборудовать стулом с мягкими подлокотниками и меняющимися по высоте сиденьем и спинкой стула. Посадка оператора во время работы должна быть прямой, без резкого наклона головы вперед. Правая рабочая рука находится под прямым углом с упором в предплечье на подлокотнике, левая - предплечьем опирается на горизонтальную поверхность перфоратора или контрольника.
Каждый оператор должен иметь подставку для ног, подобранную по росту.
Рабочие места операторов, работающих на табуляторах, сортировках и других перфорационных вычислительных машинах, следует оборудовать стульями, желательно с подлокотниками, которыми операторы могут пользоваться для смены положения тела и уменьшения статической мышечной нагрузки в период, когда работают машины или когда осуществляется их ремонт.
5. Поверхность стен выше панелей (0,8 м) и потолок необходимо облицовывать звукопоглощающим материалом типа "акмигран" (приложение 2, п. 10), так как перфорационные вычислительные машины при работе создают шум, превышающий допустимые уровни (приложение 2, п. п. 11, 12 и 13), который может отрицательно влиять на самочувствие операторов, их работоспособность, производительность труда и качество работы.
6. Для уменьшения влияния шума соседних машин можно поставить звукопоглощающие экраны, конструкция которых должна определяться расчетом, выполненным в соответствии с требованиями главы СНиП II-12-77 "Защита от шума. Нормы проектирования".
Экраны должны располагаться таким образом, чтобы не снижать уровень естественной освещенности на рабочих местах операторов.
7. Работа на перфорационных вычислительных машинах предъявляет повышенные требования к зрительному анализатору операторов. Поэтому помещения, в которых установлены перфорационные вычислительные машины, должны иметь хорошее естественное и искусственное освещение, отвечающее современным требованиям (приложение 2, п. 7). Окраска поверхности вычислительных машин, панелей стен, столов, шкафов, тумбочек должна быть матовой, светлых тонов (серой, голубой или серо-голубой) с коэффициентом отражения не менее 0,45. Двери, оконные рамы окрашиваются в белый цвет с коэффициентом отражения 0,8.
Для уменьшения прямой инсоляции следует использовать светорегулирующие устройства: экраны или подъемно-поворотные жалюзи, расположенные между рамами окон. Коэффициент отражения жалюзи - не менее 0,6.
Допускается применять шторы из хлопчатобумажных тканей, обладающих достаточной степенью светопропускания и хорошими рассеивающими свойствами (штапельное полотно, поплин, репс). Применяемые для этих целей полимерные материалы должны иметь разрешение Министерства здравоохранения СССР.
Запрещается на окнах ставить цветы и другие предметы, а также вешать занавеси, загораживающие световой проем и снижающие освещенность рабочих мест.
Искусственное освещение следует монтировать общим потолочным с уровнем освещенности на рабочей поверхности не ниже 500 лк, а с учетом коэффициента запаса для газоразрядных ламп 1,5 - 750 лк, для ламп накаливания 1,3 - 650 лк.
Спектр источников излучения должен соответствовать 3500° К, для чего необходимо применять люминесцентные лампы белого и теплобелого света.
Монтирование светильников необходимо проводить с таким расчетом, чтобы зеркальное отражение светящейся поверхности светильника от рабочей поверхности не совпадало с линией зрения работающего оператора. В качестве люминесцентных светильников следует применять такие, у которых светящаяся поверхность перекрыта рассеивателем.
8. Для отделки интерьера помещений, где установлены вычислительные машины, могут использоваться полимерные материалы, разрешенные Министерством здравоохранения СССР.
9. Батареи центрального отопления в цехах огораживаются деревянными решетками.
10. Помещения, в которых расположены перфорационные вычислительные машины, необходимо оборудовать приточно-вытяжной вентиляцией в соответствии с требованиями главы СНиП II-33-75 "Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха. Нормы проектирования" и с "Санитарными нормами проектирования промышленных предприятий" СН 245-71.
При проектировании приточно-вытяжной вентиляции расчет воздухообмена следует проводить на разбавление теплоизбытков и двуокиси углерода до нормируемых величин. Количество тепла, поступающего в помещение, складывается из тепловыделений от оборудования, принимаемых по технологическому проекту или в соответствии с ведомственными указаниями, выделений тепла людьми, тепловыделений за счет солнечной радиации через остекленные поверхности (Приложение 2, п. 15).
Подача наружного воздуха осуществляется в объеме производственного помещения не менее 20 м3 на человека (Приложение 2, п. 15).
Удаление воздуха механическими системами общеобменной вентиляции производится в соотношении 1/3 из рабочей зоны и 2/3 из верхней зоны. Количество подаваемого и удаляемого воздуха должно быть равным. В коридорах должен создаваться подпор за счет подачи наружного воздуха.
11. Во все времена года даже при наличии приточно-вытяжной вентиляции необходимо широко использовать естественное проветривание через открытые окна, фрамуги, форточки. Фрамуги целесообразно оборудовать приборами, позволяющими свободно и удобно проводить их открывание.
12. Температура воздуха в рабочих помещениях должна быть в пределах 20 - 22 °C, относительная влажность воздуха - 30 - 60% и скорость движения воздуха - не более 0,2 м/с (Приложение 2, п. 15).
VI. ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ РАБОЧИХ МЕСТ
И УСЛОВИЙ ТРУДА ОПЕРАТОРОВ В ЦЕХАХ, ОБОРУДОВАННЫХ КЛАВИШНЫМИ
И СУММИРУЮЩИМИ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫМИ МАШИНАМИ
1. Вычислительные работы, производимые на различных типах клавишных (КВМ, ЭКВМ) и суммирующих (типа СДВ, СДК, АЕС, АЕСВе, "Аскота" и др.), машин должны осуществляться в отдельных цехах или участках, удаленных от цехов с перфорационными вычислительными машинами.
2. Уровень звука в помещениях, оборудованных клавишными и суммирующими машинами, не должен превышать 50 дБА.
3. В целях снижения уровня шума, возникающего при работе суммирующих и клавишных (КВМ) машин целесообразно так же, как в цехах, оборудованных перфорационными вычислительными машинами, поверхность стен выше панелей и потолок облицевать звукопоглощающим материалом.
4. Цех или участок суммирующих и клавишных машин оборудуется рабочими местами из расчета 4 м2 на одно рабочее место, не считая площади, занимаемой встроенными шкафами (из расчета 0,1 м2 на одного работающего согласно приложению 2, п. 9).
5. Требования к естественному и искусственному освещению аналогичны требованиям, предъявляемым к цехам, оборудованным перфорационными вычислительными машинами (см. раздел V, п. 7).
Рабочие места следует располагать таким образом, чтобы при работе на машине правой рукой естественный свет падал с левой стороны, а при работе на машине левой рукой - с правой стороны.
6. Рабочие места операторов счетно-клавишных машин необходимо размещать рядами. Между рядами должны выдерживаться проходы шириной не менее 1 м.
7. Помещения, где установлены счетно-клавишные машины, следует оборудовать специальными столами для установки вычислительных машин и стульями с меняющимися по высоте сиденьем и спинкой стула, выпускаемыми Рижским объединением Нотснаб. Рабочее место оператора суммирующей машины оборудуется двумя разновысокими столами, на одном из которых устанавливается машина и он может быть приставлен к основному столу с правой или левой стороны в зависимости от того, какой рукой работает оператор. Рабочее место оператора вычислительной машины оборудуется столом, в верхней части которого имеется вырез для машины. Контур выреза позволяет поставить на стол любую вычислительную машину под небольшим углом к оператору. Подробное описание рабочего места оператора суммирующих и вычислительных машин приводится в сборнике "Единые нормы времени (выработки) на работы, выполняемые на клавишных и перфорационных вычислительных машинах". М., 1977 г.
8. К микроклимату (температуре, относительной влажности и скорости движения воздуха) помещений, в которых установлены суммирующие и клавишные вычислительные машины, предъявляются аналогичные требования, что и к помещениям перфорационных вычислительных машин (см. раздел V, п. 12). При возможности организации естественного воздухообмена, достаточного для ассимиляции теплоизбытков в помещениях с суммирующими и клавишными машинами устройство принудительной приточно-вытяжной вентиляции необязательно.
* * *
При работах, связанных с вычислительной техникой, необходимо соблюдать "Правила по охране труда, технике безопасности, производственной санитарии для вычислительных центров, машиносчетных станций, районных (городских) информационно-вычислительных станций (центров) ЦСУ СССР", утвержденные Центральным статистическим управлением при Совете Министров СССР и ЦК профсоюза работников государственных учреждений 30 июля 1975 г., N 38-14-9/50.
При устройстве, эксплуатации и ремонте электрических установок и сетей следует соблюдать требования, установленные:
- "Правилами устройства электротехнических установок";
- "Правилами технической эксплуатации установок потребителей",
- "Правилами техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей", утвержденными Госэнергонадзором 12.04.69 г.
Для обеспечения безопасности работающих и нормальной работы вычислительных машин в электрических установках напряжением 380/220 в предусматривается защитное заземление. Защитному заземлению подлежат металлические шкафы силовых сборок и стальные трубы с проложенными в них проводами, корпуса электродвигателей, пусковых аппаратов и других металлических конструкций, которые могут оказаться под напряжением.
Проводка к розеткам, питающим машины и аппараты, проходящая над полом, должна быть заключена в стальные трубы, а проходящая под полом - в гибкие металлические шланги. Провода, идущие от машин к источникам питания, не должны иметь натяжения и изломов. Они должны заключаться в резиновую оболочку.
Приложение 1
ИЗВЛЕЧЕНИЕ
ИЗ "МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
УСЛОВИЙ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ УЧИЛИЩ
(ПО РЕЗУЛЬТАТАМ КОМПЛЕКСНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ,
ПРОВЕДЕННОГО В 1973 - 1977 ГГ.)".
М., 1978 Г.
Оптимальный режим, обеспечивающий высокую работоспособность, сохранение и укрепление здоровья учащихся, предусматривает правильное чередование труда и отдыха, смену различных видов деятельности, наиболее целесообразную длительность учебы и работы для подростков разного возраста, эффективное использование свободного времени, средств физического воспитания и т.д.
1.1. Учебно-производственный режим
1.1.1. Учебно-производственная нагрузка не должна превышать 36 часов в неделю и 6 часов в день, включая факультативные занятия, так как 7 - 8 уроков являются утомительными для учащихся и педагогически неэффективны. Проведение "нулевых" уроков недопустимо.
1.1.2. Продолжительность занятий производственного обучения и практики также должна составлять 6 часов в день за исключением профессий, перечисленных в Постановлении Госкомитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы от 29.08.59 г. N 629.
1.1.3. Производственную практику на штатном рабочем месте проводить дифференцировано, с учетом специфики изучаемой профессии, и обеспечивать постепенную тренировку организма к условиям и характеру производственной деятельности. Для этого производственная нагрузка первые три недели штатной практики должна быть уменьшена. Это обеспечивается применением "системы подмены", когда на одно рабочее место ставятся два ученика.
1.1.4. Занятость подростков во время профессиональной подготовки должна составлять 70 - 75% общей длительности всего рабочего дня. Нецелесообразно снижение плотности работы менее чем на 60% и недопустима загрузка учащихся более чем 80% рабочего дня.
1.1.5. Продолжительность перемен во время учебных занятий должна составлять не менее 10 минут. Регламентированные перерывы во время производственного обучения и практики устанавливаются в зависимости от условий производства, но не реже чем через 50 минут работы, продолжительностью не менее 10 минут.
Отдых учащихся в перерывах между занятиями должен проводиться в рекреационных или специально отведенных помещениях, а в тех случаях, когда позволяют погодные условия, - на свежем воздухе.
1.1.6. Продолжительность обеденного перерыва должна составлять 40 - 60 минут.
1.1.9. Расписание занятий должно составляться не менее, чем на полгода, и должно быть стабильным в этот период с целью выработки у учащихся устойчивого стереотипа деятельности, обеспечивающего успешное овладение профессией.
1.1.10. Необходимо учитывать степень трудности предметов при составлении расписания. По степени сложности усвоения учебного материала и содержанию обучения предполагается следующая группировка предметов.
Первая степень сложности - учебные дисциплины, изучение которых требует от учащихся умения оперировать абстрактными понятиями, способности усваивать сущность явлений, законов категорий, а также запоминать большое количество фактического материала (математика, физика, история, обществоведение, изучение языков и др.).
Вторая степень сложности - предметы, в которых доля абстрактных понятий значительно снижается по сравнению с первой группой, при этом учащиеся должны усваивать законы, факты, что вносит некоторое разнообразие в характер их умственной деятельности (химия, специальная технология).
Третья степень сложности - предметы, имеющие прикладной характер; при их изучении учащиеся, используя известные законы и теории, усваивают фактический материал (материаловедение, организация и технология производства работ и др.).
Четвертая степень сложности - предметы, изучение которых, помимо умственного труда, требует значительного объема физических действий (физическое воспитание, начальная военная подготовка).
Распределение предметов должно осуществляться в соответствии с динамикой недельной работоспособности. При этом в понедельник или субботу целесообразно включать в расписание занятий не более двух предметов первой степени сложности. В дни с высокой работоспособностью (вторник, среда) следует проводить 3 - 4 урока по предметам первой степени сложности.
1.1.11. Интервал между уроками по одному и тому же теоретическому предмету не должен превышать в учебном расписании трех суток, учитывая свойства памяти.
Целесообразно распределять уроки по одному предмету с интервалом в один - два дня. При этом при трех часах в неделю, отведенных на изучение какого-либо предмета, учащиеся будут заниматься им ежедневно: один день работа на уроке, другой - выполнение домашних заданий.
Изучение предметов по два часа в неделю следует планировать с интервалом в два дня, так как только в этом случае достигается равномерная работа учащихся.
Изучение предмета по одному часу в неделю педагогически нецелесообразно. В этом случае, когда этого избежать невозможно, следует включать данный предмет в расписание в середине недели, в дни и часы наиболее высокой работоспособности учащихся.
1.1.12. В зависимости от динамики работоспособности учащихся и чередования с производственным обучением каждому дню теоретических занятий можно присвоить определенный ранг, указывающий степень благоприятности условий для изучения содержания учебного материала.
Наиболее благоприятный день имеет ранг один, это означает, что в этот день в расписание занятий следует включать больше предметов первой степени сложности.
Рекомендуемое распределение предметов различной степени сложности в зависимости от ранга дня представлено в таблице.
Степень сложности предмета
Количество часов по рангам
Всего часов
I
II
III
IV
Первая
4
3
2
1
10
Вторая
1
2
3
3
9
Третья - четвертая
1
1
1
2
5
Итого:
6
6
6
6
24
1.2. Организация производственного обучения
и производственной практики
1.2.3. Выбор базового предприятия или участка для проведения производственного обучения и производственной практики осуществляется с участием санитарных врачей по гигиене труда и врача по гигиене детей и подростков (Методическое письмо Министерства здравоохранения СССР от 30.06.68 г. N 125-11/543-3 "О работе санитарно-эпидемиологических станций по контролю за условиями и режимом обучения, труда учащихся технических и профессионально-технических училищ и рабочих подростков").
1.2.4. Все учащиеся должны обеспечиваться индивидуальными средствами защиты: органов слуха (противошумы).
Приложение 2
ПЕРЕЧЕНЬ
ОФИЦИАЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ, КОТОРЫМИ НАДЛЕЖИТ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ
ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ И ТРУДА ПОДРОСТКОВ ПРОФЕССИИ
"ОПЕРАТОР ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ МАШИН"
1. "Методические рекомендации по совершенствованию условий обучения и воспитания учащихся средних профессионально-технических училищ (По результатам комплексного исследования, проведенного в 1973 - 1977 гг.)." М., 1978 г. Утверждены Государственным комитетом Совета Министров СССР по профессионально-техническому образованию и Министерством здравоохранения СССР 30 - 31 мая 1978 г.
2. "Парты школьные". ГОСТ 5994-72.
3. "Столы ученические". ГОСТ 11015-71.
4. "Стулья ученические". ГОСТ 11016-71.
5. Инструктивно-методическое письмо "Об использовании школьной мебели", утвержденное Министерством здравоохранения СССР и Министерством просвещения СССР 2.06.80 г. N 2177-80.
6. Глава СНиП II-66-78 "Профессионально-технические и средние специальные учебные заведения. Нормы проектирования". М., 1978 г.
7. Глава СНиП II-4-79 "Естественное и искусственное освещение. Нормы проектирования". М., 1980.
8. "Санитарные правила по устройству и содержанию учебных заведений системы профтехобразования", утвержденные Министерством здравоохранения СССР 28.01.80 г., N 2149-80. М., 1980 г.
9. Глава СНиП II-84-78 "Здания управлений. Нормы проектирования". М., 1978 г. (п. 3.15).
10. Глава СНиП II-12-77 "Защита от шума. Нормы проектирования". М., 1978 (Приложение 2, таблица 1).
11. ГОСТ 12.1.003-76 "Шум. Общие требования безопасности".
12. "Методические указания по профилактике неблагоприятного воздействия производственного шума на организм подростков", утвержденные Министерством здравоохранения СССР 29.10.68 г. N 765-68.
13. "Профилактика неблагоприятного воздействия производственного шума на организм подростков". Методические рекомендации, утвержденные Министерством здравоохранения РСФСР 14.06.77 г., М., 1978 г.
14. Глава СНиП II-32-75 "Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха. Нормы проектирования". М., 1976 г.
15. СН 245-71 "Санитарные нормы проектирования промышленных предприятий" (п. 11.1).
16. "Единые нормы времени (выработки) на работы, выполняемые на клавишных и перфорационных вычислительных машинах". М., 1977 г.
17. "Правила по охране труда, технике безопасности, производственной санитарии для вычислительных центров, машиносчетных станций, районных (городских) информационно-вычислительных станций (центров) ЦСУ СССР", утверждены Центральным статистическим управлением при Совете Министров СССР и ЦК профсоюза работников государственных учреждений 30.07.75 г. N 38-14-9/50.