Главная // Актуальные документы // Методические рекомендации
СПРАВКА
Источник публикации
"Законы России: опыт, анализ, практика", N 11, 2022
Примечание к документу
Название документа
"МР 66.0.00-2022. Методические рекомендации ТК 066. Методические рекомендации применения национальных стандартов в области оценки опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд"
(утв. Решением ТК 066, Протокол от 21.10.2022 N 2/2022)


"МР 66.0.00-2022. Методические рекомендации ТК 066. Методические рекомендации применения национальных стандартов в области оценки опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд"
(утв. Решением ТК 066, Протокол от 21.10.2022 N 2/2022)


Содержание


Утверждено
решением ТК 066
протокол от 21 октября 2022 г. N 2/2022
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ТК 066
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПРИМЕНЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ В ОБЛАСТИ ОЦЕНКИ ОПЫТА
И ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ
ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД
МР 66.0.00-2022
ПРЕДИСЛОВИЕ
1. РАЗРАБОТАНЫ Обществом с ограниченной ответственностью "ЭКСПЕРТНАЯ ГРУППА "КРИТЕРИЙ".
2. ВНЕСЕНЫ Техническим комитетом по стандартизации 066 "Оценка опыта и деловой репутации предприятий".
1. Область применения
Настоящие рекомендации устанавливают порядок применения документов национальной системы стандартизации в области оценки опыта и деловой репутации (далее - стандарты) при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд.
Настоящие рекомендации предназначены для заказчиков, осуществляющих государственные (на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации) и муниципальные закупки с учетом требований постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - ПП РФ 2604) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Настоящие рекомендации также применяются при осуществлении закупок товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
2. Термины и определения
В настоящих методических рекомендациях применены термины по ГОСТ Р 66.0.01-2017.
3. Основные положения
3.1. Стандарты применяются для оценки заявок участников закупки по критерию оценки "квалификация участников закупки", а именно по показателю оценки "наличие у участников закупки деловой репутации" с учетом положения пункта 24 ПП РФ 2604.
3.2. Показатель "наличие у участников закупки деловой репутации" применяется исключительно при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, поставщиками (подрядчиками, исполнителями), которые, в соответствии с законодательством Российской Федерации, могут являться только юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями.
3.3. К стандартам, которые могут быть применимы для оценки заявок участников закупки по критерию оценки "квалификация участников закупки", а именно по показателю оценки "наличие у участников закупки деловой репутации" с учетом положения пункта 24 ПП РФ 2604, относятся стандарты, разработанные в рамках деятельности Технического комитета по стандартизации 066 "Оценка опыта и деловой репутации предприятий" (далее - ТК 066) и имеют обозначение "ГОСТ Р 66.x.xx-xxxx", а также стандарты организации (далее - СТО), прошедшие соответствующую экспертизу в ТК 066 и зарегистрированные в установленном порядке в Федеральном информационном фонде стандартов.
3.4. В случае отсутствия стандартов линейки ГОСТ Р 66.x.xx-xxxx" либо соответствующих СТО, прошедших обязательную экспертизу в ТК 066 и зарегистрированных в установленном порядке в Федеральном информационном фонде стандартов по необходимому коду одного из классификаторов ("ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности" и "ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности"), организатор закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд может обратиться в ТК 066 с инициативой разработки соответствующих ГОСТ Р или СТО, с последующей регистрацией последних в Федеральном информационном фонде стандартов с учетом требований Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации".
3.5. Не допускается применение для оценки показателя "наличие у участников закупки деловой репутации" национального стандарта ГОСТ Р 66.0.01-2017 "Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. Национальная система стандартов. Общие положения, требования и руководящие принципы", поскольку данный национальный стандарт является основополагающим стандартом системы стандартов в области оценки опыта и деловой репутации, определяет базовую модель, методологию и порядок выполнения работ по оценке опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности и не устанавливает конкретных показателей для практического расчета индекса деловой репутации применительно к какому-либо конкретному коду вида деятельности.
3.6. При намерении определить показатель оценки "наличие деловой репутации" для получения сертификата соответствия, предусмотренного абзацем 2 подпункта "б" пункта 29 ПП РФ 2604, будущий участник закупки обращается в орган по сертификации для оценки опыта и деловой репутации, и расчета индекса деловой репутации (см. подпункт "а" пункта 29 ПП РФ 2604).
3.7. Орган по сертификации при проведении сертификации на соответствие стандартам проводит исследование и анализ следующих факторов заявителя, влияющих на их уровень деловой репутации: количество лет, которое организация осуществляет сертифицируемый вид деятельности, финансовые ресурсы (плавный, поступательный рост развития организации), наличие необходимого уровня достаточности материально-технической базы, объем незавершенных работ (услуг), кадровый потенциал, упоминания в СМИ, количество нарушений при осуществлении работ (услуг), повлекших применение мер контролирующих органов (представления, предписания, постановления), количество нарушений сроков исполнения договоров, наличие сертифицированных систем менеджмента (качества, экологического, охраны труда), количество положительных отзывов и благодарностей и прочее, согласно требованиям соответствующего заявленному коду вида деятельности стандарта.
3.8. Непременным требованием стандартов является проведение органом по сертификации выездной проверки наличия необходимых документов и соответствия сведений, предоставляемых заявителем. Эксперты по сертификации проверяют подлинность информации по месту нахождения организации-заявителя и в случае предоставления недостоверных сведений либо исключают данную информацию при расчете индекса деловой репутации, либо отказывают в выдаче сертификата соответствия.
3.9. По результатам расчета индекса деловой репутации орган по сертификации принимает решение о выдаче сертификата соответствия. Значение индекса деловой репутации указывается в приложении к сертификату соответствия, которое является неотъемлемой его частью.
4. Рекомендации по описанию стандартов при применении показателя "наличие у участников закупки деловой репутации"
4.1. Подготовку описания показателя "наличие у участников закупки оценки "деловой репутации" необходимо начинать на этапе планирования этой закупки.
4.2. Требования к наличию у участников закупки оценки "деловой репутации" должны быть описаны посредством применения ссылок на стандарты.
4.3. При осуществлении закупки продукции, работ и услуг перед началом подготовки описания требований к наличию у участников закупки оценки "деловой репутации" необходимо:
- идентифицировать участника закупки, применительно к объекту закупки по "ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности" и "ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности";
- определить соответствующие действующие стандарты по информации на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации в сети Интернет (https://www.rst.gov.ru/portal/gost//home/standarts/catalognational), или на сайте Федерального информационного фонда стандартов (https://www.standards.ru), или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по опубликованным в текущем году выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты".
(например, если объектом закупки является выполнение работ (услуг) в области архитектурно-строительного проектирования, относящиеся к классу 71 раздела M "Деятельность в области архитектуры и инженерно-технического проектирования; технических испытаний; исследований и анализа" ОК 029-2014, то заказчику необходимо применить ГОСТ Р 66.1.01-2015 "Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. Национальная система стандартов. Оценка опыта и деловой репутации лиц, осуществляющих архитектурно-строительное проектирование" в качестве стандарта, устанавливающего требования к наличию деловой репутации у участника данной закупки.)
4.4. Термины и определения при описании показателя "наличие у участников закупки деловой репутации" необходимо применять в соответствии с ГОСТ Р 66.0.01-2017.
4.5. Частичное применение стандартов для описания требований к участнику закупки, в том числе использование отдельных "выдержек" из стандарта или применение отдельных показателей стандарта, не допускается.
5. Рекомендации по изложению записи обозначения стандартов
5.1. При ссылке на стандарты необходимо записывать обозначение этого документа с полным указанием цифр в наименовании каждого конкретного стандарта, где XX.X.XX является обозначением стандарта, а XXXX - годом утверждения стандарта. Не допускается ссылаться на стандарт используя только цифры, обозначающие стандарт. Год утверждения стандарта является обязательным в ссылке на стандарт.
(например: Деловая репутация участника закупки по ГОСТ Р 66.1.02-2015)
5.2. С учетом результатов работ, представленных в разделе 6 ГОСТ Р 66.0.01-2017, орган по сертификации выдает заявителю сертификат соответствия и приложение к нему с рассчитанным индексом деловой репутации, который является числовым значением в интервале от 0 до 100.
В результате, при описании требований к деловой репутации участника закупки (предельные величины значимости критериев представлены в приложении N 2 к ПП РФ 2604) организатору закупок товаров, работ, услуг рекомендуется устанавливать следующий порядок расчета показателя:
- с учетом формулы расчета, представленной в подпункте "е" пункта 20 ПП РФ 2604 получить итоговое значение показателя индекса деловой репутации:
, где
БXi - итоговое значение показателя "наличие у участника закупки деловой репутации";
Xi - представленный в приложении к сертификату соответствия участника закупки индекс деловой репутации;
Xmin - минимально-допустимое значение индекса деловой репутации (значение 0);
Xпред.макс - максимально-допустимое значение индекса деловой репутации (значение 100);
самостоятельно, с учетом предмета закупки и в соответствии с приложением N 2 к ПП РФ 2604 установить шкалу для градации итоговых значений показателя индекса деловой репутации согласно установленным в приложении N 2 к ПП РФ 2604 максимальной сумме величин значимости "нестоимостных" критериев оценки.
(например, Участник торгов N 1 представил сертификат соответствия с индексом деловой репутации 30, а Участник торгов N 2 представил сертификат соответствия с индексом деловой репутации 90. Предметом закупки являлись, например, работы по ремонту, содержанию автомобильной дороги. Организатором торгов, согласно формуле, были рассчитаны следующие итоговые значения показателя "наличие у участника закупки оценки деловой репутации":
Участник N 1 (30 - 0) * 100/(100 - 0) = 30
Участник N 2 (90 - 0) * 100/(100 - 0) = 90
Далее, организатор торгов определяет градацию итоговых значений показателя индекса деловой репутации, согласно установленной им величины значимости "нестоимостного" критерия оценки в соответствии с приложением N 2 (для приведенного предмета закупки максимально возможная величина значимости данного критерия - 40). Градация может выглядеть следующим образом:
Итоговое значение показателя "наличие у участника закупки оценки деловой репутации"
Количество присваиваемых баллов
от 80 до 100
40
от 60 до 80
30
от 40 до 60
20
от 20 до 40
10
ниже 20 или отсутствие сертификата
0
Соответственно, Участник торгов N 1, согласно данному расчету, получит итоговую оценку по данному показателю 10 баллов, а Участник торгов N 2 - 40 баллов).
6. Рекомендации по проверке сертификатов соответствия и приложений к ним
6.1. Во избежание подлогов и использования нелегитимных сертификатов соответствия по оценке опыта и деловой репутации и приложений к ним необходимо осуществлять обязательную проверку таких сертификатов соответствия и приложений к ним, представленных участниками закупок.
При проверке сертификата соответствия и приложения к нему, необходимо обратить внимание на следующие аспекты:
- наименование и регистрационный номер системы добровольной сертификации и органа по сертификации, которой выдал данный сертификат соответствия и приложение к нему;
- наименование держателя сертификата соответствия - участника закупки;
- обозначение и наименование стандарта;
- область оценки опыта и деловой репутации держателя сертификата применительно к видам деятельности согласно ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2);
- дату регистрации сертификата соответствия и дату окончания действия сертификата соответствия;
- итоговую оценку индекса деловой репутации с указанием группы (величины организации), к которой была отнесена проверяемая организация - участник закупки.
6.2. Процедура проверки сертификатов соответствия осуществляется в несколько этапов:
- проверка системы добровольной сертификации, в рамках которой выдан сертификат соответствия, в Едином реестре зарегистрированных систем добровольной сертификации на сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) по адресу: https://www.rst.gov.ru/portal/gost/home/activity/compliance/VoluntaryAcknowledgement/reestr;
- проверка органа по сертификации который выдал сертификат соответствия в реестре аккредитованных лиц на сайте Федеральной службы по аккредитации (Росаккредитация) по адресу: https://fsa.gov.ru/use-of-technology/elektronnye-reestry/;
- проверка выданного сертификата соответствия на сайте системы добровольной сертификации и/или органа по сертификации.
6.2.1. При проверке системы добровольной сертификации (далее - СДС) в Едином реестре зарегистрированных систем добровольной сертификации сайте Росстандарта в графе "поиск" вводится наименование СДС, указанной в сертификате соответствия участника закупок, либо ее регистрационный номер.
При отображении запрашиваемой СДС необходимо проверить в реестровой карточке область распространения СДС (объекты сертификации). Областью распространения (объектами сертификации) обязательно должны быть опыт и деловая репутация субъектов предпринимательской деятельности в зависимости от вида их экономической деятельности по классификатору ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2).
В случае отсутствия в Едином реестре зарегистрированных систем добровольной сертификации информации об СДС, в рамках которой выдан сертификат соответствия, представленный участником закупки, такой сертификат соответствия участника закупки должен быть признан организатором закупки нелегитимным и по показателю "наличие у участника торгов деловой репутации" может быть присвоено значение "0".
6.2.2. При проверке органа по сертификации в реестре аккредитованных лиц на сайте Росаккредитации в графе "заявитель" вводится наименование органа по сертификации, указанного в сертификате соответствия, либо его уникальный номер записи об аккредитации.
При отображении запрашиваемого органа по сертификации необходимо проверить в реестровой карточке в разделе "Аккредитованное лицо" адрес web-сайта органа по сертификации в сети Интернет и в разделе "Описание области аккредитации" область аккредитации органа по сертификации.
Областью аккредитации органа по сертификации обязательно должны быть опыт и деловая репутация субъектов предпринимательской деятельности с указанием соответствующих конкретных кодов по классификатору ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2).
В случае отсутствия в реестре аккредитованных лиц органа по сертификации, выдавшего сертификат соответствия, представленного участником закупки, такой сертификат соответствия участника закупки должен быть признан организатором закупки нелегитимным и по показателю "наличие у участника торгов деловой репутации" должно быть присвоено значение "0".
Орган по сертификации обязан размещать в открытом доступе на своем сайте реестры выданных сертификатов соответствия, а также официально предоставлять сведения о таких сертификатах по запросу заинтересованных лиц. Рекомендуется проверить наличие представленного сертификата соответствия в таком реестре.
В случае отсутствия на сайте органа по сертификации такого реестра и/или сертификата соответствия в данном реестре, представленный сертификат соответствия участника закупки должен быть признан организатором закупки нелегитимным и по показателю "наличие у участника торгов деловой репутации" должно быть присвоено значение "0".
6.2.3. Легитимность выданных сертификатов соответствия можно проверить на сайте Технического комитета по стандартизации 066 (https://tk066.ru/) в автоматизированной информационной системе "Единая система оценки" (АИС "ЕСО"). Данная система содержит информацию обо всех признанных ТК 066 СДС и выданных в рамках таких СДС сертификатах соответствия. Специалистами ТК 066 подтверждается легитимность каждого выданного сертификата соответствия, внесенного в Реестр выданных сертификатов соответствия АИС "ЕСО". При наличии информации о представленных на конкурс сертификатов соответствия в данной системе предпринимать дополнительных мер проверки не потребуется.
Также в данной системе может выполняться проверка наличия требуемого для закупки стандарта (ГОСТ Р или СТО, внесенного в Федеральный информационный фонд стандартов). В случае отсутствия необходимых стандартов в автоматизированной системе предусмотрена возможность заказа разработки требуемого стандарта.
В системе также размещаются соответствующие нормативные правовые акты, разъяснения и официальные методические рекомендации для пользователей данной системы - заказчиков и организаторов конкурсных процедур с использованием индекса деловой репутации, участников таких процедур, органов по сертификации и систем добровольной сертификации, официально работающих в области оценки опыта и деловой репутации.