Главная // Актуальные документы // Инструкция
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Документ введен в действие с 18 марта 1983 года.
Название документа
"Инструкция по применению вертолетов Ми-2 и Ка-26 с серийной опрыскивающей аппаратурой для борьбы с аварийными разливами нефти в море"
(утв. МГА СССР 18.03.1983)


"Инструкция по применению вертолетов Ми-2 и Ка-26 с серийной опрыскивающей аппаратурой для борьбы с аварийными разливами нефти в море"
(утв. МГА СССР 18.03.1983)


Содержание


Утверждена
Заместителем министра
гражданской авиации
В.В.КУЗЬКИНЫМ
18 марта 1983 года
ИНСТРУКЦИЯ
ПО ПРИМЕНЕНИЮ ВЕРТОЛЕТОВ МИ-2 И КА-26
С СЕРИЙНОЙ ОПРЫСКИВАЮЩЕЙ АППАРАТУРОЙ ДЛЯ БОРЬБЫ
С АВАРИЙНЫМИ РАЗЛИВАМИ НЕФТИ В МОРЕ
Дата введения
18 марта 1983 года
Согласована Председателем Всесоюзного объединения "Мореплавание" Министерства морского флота Б.С. Майнагашевым 10.03.1983.
Утверждена Заместителем министра гражданской авиации В.В. Кузькиным 18.03.1983.
Инструкция составлена на основании результатов исследований, проведенных Всесоюзным научно-исследовательским институтом применения гражданской авиации в народном хозяйстве (ВНИИПАНХ ГА) и Центральным научно-исследовательским институтом морского флота (ЦНИИМФ) в 1979 - 1982 гг.
Инструкция подготовлена начальником отдела применения авиации в отраслях народного хозяйства, начальником сектора применения авиации в промышленности, младшими научными сотрудниками (ВНИИПАНХ ГА).
Инструкция предназначена для специалистов предприятий гражданской авиации и морского флота, занимающихся ликвидацией аварийных разливов нефти в море.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящей Инструкцией регламентируются:
- организация подготовительных работ;
- методика выполнения полетов;
- правила техники безопасности.
1.2. Вертолеты Ми-2 и Ка-26 с серийной опрыскивающей аппаратурой обрабатывают нефтяную пленку аварийного разлива нефти в море в соответствии с требованиями настоящей Инструкции, действующих "Руководства по летной эксплуатации вертолета Ми-2", "Руководства по летной эксплуатации вертолета Ка-26", "Инструкции по эксплуатации и техническому обслуживанию конструкции вертолета Ми-2 с двумя двигателями ГТД-350", "Инструкции по технической эксплуатации вертолета Ка-26".
1.3. В качестве рабочей жидкости используют диспергент ОМ-6 (ТУ 38-30940-79) <*>, применяемый спецформированиями АСПТР и портами Министерства морского флота при проведении работ по борьбе с аварийными разливами нефти в море. Подготовка диспергента нефти ОМ-6 <*> и условия его применения регламентируются РД 31.04.02-80 "Временная инструкция по применению диспергентов ОМ-6 и Корексит 9527, предназначенных для ликвидации нефтяных пленок, плавающих на поверхности воды" (Л., ЦНИИМФ, 1980) <**>.
--------------------------------
<*> и диспергента ОМ-84.
<**> С 01.01.87 вместо РД 31.04.02-80 действует РД 31.04.24-86 "Инструкция по применению диспергентов нефти ОМ-6, ОМ-84 и Корексит 9527".
1.4. Диспергент ОМ-6 представляет собой жидкую смесь биохимически окисляемых и взрывобезопасных веществ, вязкость которой зависит от температуры.
Характеристики диспергента ОМ-6
Плотность 840 - 890 кг/куб. м
Вязкость:
при 20 °C не более 40 сСт
при 5 °C не более 200 сСт
Температура:
замерзания ниже минус 10 °C
вспышки в закрытом тигле не ниже 65 °C
Коррозионная активность отсутствует.
Диспергенты не рекомендуется использовать при температуре воды и воздуха менее 5 °C.
1.5. В соответствии с "Инструкцией об организации работ по ликвидации аварийных разливов нефти в море", утвержденной министром морского флота 2 февраля 1977 г. и министром гражданской авиации 16 марта 1977 г., территориальное управление гражданской авиации по заявке штаба руководства операциями по ликвидации аварийных разливов нефти (ШРО) соответствующего пароходства выделяет необходимое количество вертолетов и технические средства для их обслуживания.
2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ РАБОТ
2.1. ШРО пароходства информирует руководителя авиапредприятия о месте аварийного разлива нефти в море, направлении его дрейфа и норме внесения диспергента.
2.2. Представитель аэродромной службы авиапредприятия совместно с представителем ШРО пароходства определяет место базирования вертолета (посадочную площадку) в соответствии с действующими "Инструкцией по проектированию вертолетных станций, вертодромов и посадочных площадок для вертолетов гражданской авиации" и Инструкцией N 28/И-81 и информирует руководителя авиапредприятия о месте и размерах выбранной площадки, условиях подхода вертолета, состоянии грунта.
2.3. ШРО пароходства направляет своего представителя к месту базирования вертолета для организации доставки диспергентов, их загрузки в емкости опрыскивающей аппаратуры и определения норм внесения диспергента.
2.4. Перед вылетом в район аварийного разлива нефти экипаж вертолета должен:
2.4.1. Нанести на полетную карту место аварийного разлива нефти с учетом его дрейфа, место базирования вертолета и маршрут полета к нефтяному полю от характерного ориентира (навигационной или радионавигационной точки) на берегу.
2.4.2. Провести предполетную подготовку в соответствии с НПП-78 ГА, п. 8.12.11.
2.4.3. Оборудовать вертолет серийной сельскохозяйственной аппаратурой, установив на штангах распылители необходимого диаметра. На борту вертолета иметь полный комплект распылителей других стандартных диаметров и при необходимости техническое средство для заправки вертолета рабочей жидкостью.
2.4.4. После заполнения баков опрыскивателя водой проверить работу опрыскивающей аппаратуры на земле. Обратить особое внимание на качество герметизации стыковочных узлов опрыскивателя и в случае необходимости устранить подтекание жидкости. Применение опрыскивающей аппаратуры с негерметичной системой опрыскивателя запрещается.
2.5. По прибытии на посадочную площадку командир экипажа должен:
2.5.1. Проверить соответствие посадочной площадки требованиям Руководств по летной эксплуатации вертолетов Ми-2 и Ка-26. При необходимости принять меры к устранению выявленных недостатков.
2.5.2. Провести инструктаж (под расписку) всех членов загрузочной бригады, водителей погрузочных и транспортных средств о соблюдении правил загрузки диспергента, техники безопасности и требований пожарной безопасности при работе у вертолета.
2.5.3. Уточнить у представителя ШРО пароходства о местонахождении нефтяного разлива, нормах внесения диспергента и произвести необходимые штурманские и технологические расчеты.
2.5.4. В соответствии с полученной информацией рассчитать секундный расход рабочей жидкости в зависимости от ее вязкости по формуле:
Q = Q x K,
рж в
где:
Q - секундный расход воды в системе опрыскивания вертолета (см.
в
табл. 1);
K - безразмерный коэффициент, равный отношению расхода рабочей жидкости
к расходу воды (см. рис. - не приводится).
Таблица 1
СЕКУНДНЫЙ РАСХОД ВОДЫ В СИСТЕМЕ
ОПРЫСКИВАНИЯ ВЕРТОЛЕТОВ, Л/С
┌─────────────────┬───────────────────────────────────────────────────────┐
│ Тип вертолета │ Диаметр выходного отверстия, мм │
│ ├───────┬───────┬───────┬───────┬───────┬───────┬───────┤
│ │ 1 │ 1,25 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ 6 │
├─────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┤
│Ми-2 │- │1,9 │3,2 │5,8 │6,8 │8,1 │10,2 │
│Ка-26 │1,75 │- │3,5 │5,36 │7,65 │10,1 │- │
└─────────────────┴───────┴───────┴───────┴───────┴───────┴───────┴───────┘
2.5.5. Установить на штанге опрыскивателя необходимый комплект распылителей и проверить правильность регулировки опрыскивающей системы при выполнении первого полета по обработке поля нефтяного разлива.
2.5.6. Определить условия полета вертолета на рабочем гоне в зависимости от норм расхода диспергента (табл. 2).
Таблица 2
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМАТИВЫ АВИАОПРЫСКИВАНИЯ
┌───────────────┬───────────────┬──────────────┬──────────────────────────┐
│Норма расхода, │ Скорость │ Секундный │Диаметр выходных отверстий│
│ л/га │ полета, км/ч │ расход, л/с │ распылителей, мм │
├───────────────┼───────────────┼──────────────┼──────────────────────────┤
│ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │
├───────────────┴───────────────┴──────────────┴──────────────────────────┤
│ Вертолет Ми-2 │
│ │
│15 │115 │1,9 │1,25 │
│20 │85 │1,9 │1,25 │
│25 │115 │3,2 │2,0 │
│30 │100 │3,2 │2,0 │
│40 │70 │3,2 │2,0 │
│50 │105 │5,8 │3,0 │
│60 │100 │6,8 │4,0 │
│60 │120 │8,1 │5,0 │
│70 │85 │6,8 │4,0 │
│70 │105 │8,1 │5,0 │
│80 │90 │8,1 │6,0 │
│80 │115 │10,2 │6,0 │
│90 │100 │10,2 │6,0 │
│100 │90 │10,2 │6,0 │
│ │
│ Вертолет Ка-26 │
│ │
│15 │105 │1,75 │1,0 │
│20 │80 │1,75 │1,0 │
│25 │65 │1,75 │1,0 │
│25 │120 │3,5 │2,0 │
│30 │105 │3,5 │2,0 │
│40 │80 │3,5 │2,0 │
│40 │120 │5,36 │3,0 │
│50 │95 │5,36 │3,0 │
│60 │80 │5,36 │3,0 │
│60 │115 │7,65 │4,0 │
│70 │70 │5,36 │3,0 │
│70 │100 │7,65 │4,0 │
│80 │115 │10,1 │5,0 │
│90 │100 │10,1 │5,0 │
│100 │90 │10,1 │5,0 │
└───────────────┴───────────────┴──────────────┴──────────────────────────┘
Примечания: 1. Число распылителей постоянно и равно:
для вертолета Ми-2 - 128 шт.;
для вертолета Ка-26 - 108 шт.
2. Ширина рабочего захвата - 40 м.
2.6. В случае использования водных растворов диспергента при заправке вертолета рабочей жидкостью первоначально закачивается расчетное количество чистого диспергента, а затем добавляется требуемое количество воды и смесь перемешивается в течение 2 - 5 мин.
3. МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ ПОЛЕТОВ
3.1. Типовой полет вертолетов Ми-2 и Ка-26 при ликвидации аварийных разливов нефти состоит из следующих элементов:
- взлет с заполненными рабочей жидкостью баками;
- набор высоты, переход в горизонтальный полет;
- горизонтальный полет к характерному ориентиру на берегу моря;
- полет от характерного ориентира в район поля нефтяного разлива;
- выход в район поля нефтяного разлива, его поиск и обнаружение;
- маневр по заходу на поле нефтяного разлива, достижение рекомендуемых рабочей высоты и скорости полета;
- включение аппаратуры в начале гона;
- полет над гоном с работающей аппаратурой, выключение аппаратуры в конце гона;
- маневр по заходу на следующий гон или полет на посадочную площадку.
3.2. Для наибольшей эффективности применения вертолетов Ми-2 и Ка-26 полеты выполнять с максимально допустимой взлетной массой, рассчитанной в соответствии с Руководством по летной эксплуатации соответствующего вертолета из условий возможности выполнения полета на одном двигателе.
3.3. Первый полет к нефтяному разливу выполнить от характерного ориентира на берегу моря по предварительно вычисленным параметрам (расчетный курс, путевая скорость, расчетное время) на высоте 100 - 200 м.
3.4. Если по истечении расчетного времени полета вертолета поле нефтяного разлива не будет обнаружено, его поиск осуществлять методом "расходящейся коробочки" с набором высоты до 500 м. Если после 15 - 20-минутного поиска поле не обнаружено, экипажу вертолета возвратиться на посадочную площадку для уточнения местонахождения нефтяного разлива и повторения полета.
3.5. После обнаружения поля (нефтяное загрязнение просматривается контрастным глянцевым пятном на поверхности моря при полете "на солнце" и радужным с серебристыми отливами пятном при полете "от солнца") необходимо выполнить обзорный облет района, уточнить местонахождение, размер, конфигурацию и направление дрейфа поля нефтяного разлива. Если разлив нефти произошел вблизи береговой черты, выявить наличие и характер препятствий на берегу, мешающих полетам по опрыскиванию. В результате обзорного облета принять решение о способе и направлении обработки поля нефтяного разлива.
3.6. Исходя из конфигурации поля нефтяного разлива и гидрометеорологической обстановки, обработку рекомендуется проводить по периметру поля, двигаясь к центру, или, начиная с одного края (с подветренной стороны), двигаться к другому краю.
Обработку можно выполнять как загонным, так и челночным способом в зависимости от размера, формы и направления его дрейфа, однако предпочтительнее применение загонного способа, так как в данном случае при заходе вертолета на очередной гон обрабатываемый участок нефтяного разлива постоянно находится в поле зрения пилота.
Вследствие быстрого и эффективного воздействия диспергента на нефть на водной поверхности образуется хорошо просматриваемый след, который служит ориентиром для последующего захода на рабочий гон. Время дня и погода на процесс диспергирования нефтяной пленки не влияют.
3.7. При выполнении первого полета по обработке поля нефтяного разлива уточнить секундный расход рабочей жидкости в опрыскивающей системе, и с учетом полученных результатов откорректировать параметры полета вертолета над гоном.
3.8. Для обеспечения оптимальной ширины захвата, улучшения равномерности распределения и уменьшения сноса рабочей жидкости обработку поля нефтяного разлива производить при высоте полета вертолета 10 - 20 м и скорости от 65 км/ч до максимально допустимой (в зависимости от нормы внесения рабочей жидкости).
Заход на гон выполнять с учетом солнцестояния и направления ветра.
4. ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ
4.1. При проведении работ по ликвидации аварийных разливов нефти в море с помощью диспергента ОМ-6 <*>, относящегося к классу малоопасных химических веществ (4 класс по ГОСТ 12.1.007-76), следует соблюдать требования действующих "Правил по технике безопасности и производственной санитарии на авиационно-химических работах".
--------------------------------
<*> и диспергента ОМ-84.
4.2. В случае загрузки вертолета неразбавленным диспергентом двигатель внутреннего сгорания загрузчика должен быть снабжен искрогасителем, глушитель - защищен листовым асбестом или железным кожухом, а вертолет и загрузчик - заземлены.
4.3. При полетах над водной поверхностью каждый член экипажа на борту воздушного судна должен быть обеспечен спасательным жилетом, готовым к применению (п. 8.12.11.3 НПП-78 ГА).
4.4. Ежедневно после окончания опрыскивания сельскохозяйственную аппаратуру вертолетов необходимо промывать водой.