Главная // Актуальные документы // Инструкция
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Документ введен в действие с 15.10.2011 (Распоряжение ОАО "РЖД" от 20.09.2011 N 2057р).
Название документа
"Инструкция по эксплуатации стрелочных переводов на линии Санкт-Петербург - Москва при скоростях движения до 250 км/ч"
(утв. и введена в действие Распоряжением ОАО "РЖД" от 20.09.2011 N 2057р)


"Инструкция по эксплуатации стрелочных переводов на линии Санкт-Петербург - Москва при скоростях движения до 250 км/ч"
(утв. и введена в действие Распоряжением ОАО "РЖД" от 20.09.2011 N 2057р)


Содержание


Утверждена
Распоряжением ОАО "РЖД"
от 20 сентября 2011 г. N 2057р
ИНСТРУКЦИЯ
ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ СТРЕЛОЧНЫХ ПЕРЕВОДОВ НА ЛИНИИ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ - МОСКВА ПРИ СКОРОСТЯХ ДВИЖЕНИЯ ДО 250 КМ/Ч
ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ И ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Настоящая Инструкция определяет нормативы эксплуатации стрелочных переводов, эксплуатируемых на линии Санкт-Петербург - Москва, на путях, на которых реализуются скорости движения пассажирских поездов более 200 км/ч до 250 км/ч, в условиях совмещенного движения грузовых и пассажирских поездов, исходя из условий обеспечения безопасности движения поездов.
Стрелочные переводы скоростных и высокоскоростных линий должны содержаться в соответствии с нормами и допусками, установленными настоящей Инструкцией, Правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, Инструкцией по текущему содержанию железнодорожного пути, Инструкцией по технической эксплуатации устройств и систем сигнализации, централизации и блокировки, Технологией обслуживания стрелочных электроприводов типа ВСП-220Н(К), ВСП-150Н(К), стрелочных гарнитур и внешних замыкателей (черт. 17772-00-00, 17773-00-00, 17774-00-00, 17784-00-00) на стрелочных переводах проекта ПТКБ ЦП 2956 (съезд проекта 2968), Стандартом ОАО "РЖД" "Инфраструктура линии Санкт-Петербург - Москва для высокоскоростного движения поездов (общие технические требования)", Временными техническими требованиями к содержанию и эксплуатации сооружений, устройств и высокоскоростных электропоездов ЭВС "Сапсан", обеспечивающими движение на линии Санкт-Петербург - Москва со скоростями более 200 до 250 км/ч и Инструкцией по техническому обслуживанию и эксплуатации сооружений, устройств, подвижного состава и организации движения на участках обращения скоростных пассажирских поездов.
1. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ
В настоящей Инструкции использованы следующие нормативные документы:
Инструкция по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации. Утверждена МПС России 26.04.1993;
Инструкция по техническому обслуживанию и эксплуатации сооружений, устройств, подвижного состава и организации движения на участках обращения скоростных пассажирских поездов. Утверждена МПС России 19.07.1996 N ЦРБ-393;
Инструкция по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ. Утверждена МПС России 28.07.1997 N ЦП-485;
Технология обслуживания "Устройства СЦБ". Утверждена Департаментом сигнализации, связи и вычислительной техники МПС России 25.12.97;
Правила по охране труда при содержании и ремонте железнодорожного пути и сооружений. Утверждены МПС России 24.02.1999 N ПОТ РО-32-ЦП-652-99;
Инструкция по снегоборьбе на железных дорогах Российской Федерации. Утверждена МПС России 25.04.2000 N ЦП-751;
Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации. Утверждены МПС России 26.05.2000 N ЦРБ-756;
Инструкция по текущему содержанию железнодорожного пути. Утверждена МПС России 01.07.2000 N ЦП-774;
Инструкция по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации. Утверждена МПС России 16.10.2000 N ЦД-790;
Технологическая инструкция по ультразвуковому контролю сварных стыков, утвержденная Департаментом пути и сооружений МПС России 28.12.2000 N ТИ 07.22-2000;
стандарт отрасли "Соединения и пересечения путей железных дорог", Технические условия, ОСТ 32.154-2000;
Технические указания по шлифованию стрелочных переводов рельсошлифовальными машинами RR-16. Утверждены Департаментом пути и сооружений МПС России 27.11.2002;
Технические условия на работы по ремонту и планово-предупредительной выправке пути. Утверждены МПС России 30.09.2003;
указание МПС России "О внесении изменений в Инструкцию по текущему содержанию железнодорожного пути" от 02.10.2003 N 1054у;
указание МПС России "О внесении изменений и дополнений в Инструкцию по текущему содержанию железнодорожного пути" от 04.10.2003 N С-1058;
Технические указания по ведению шпального хозяйства с железобетонными шпалами. Утверждены Департаментом пути и сооружений ОАО "РЖД" 17 декабря 2004 г.;
технические указания "Схемы защиты стрелочных переводов и их групп на участках бесстыкового пути высокоскоростных магистралей". Утверждены ЦП ОАО "РЖД" 01.01.2005;
технические условия "Сварка рельсов алюминотермитная методом промежуточного литья". Утверждены ФГУП ВНИИЖТ 20 марта 2005 г. N ТУ 0921-127-01124323-2005;
стандарт ОАО "РЖД" СТО РЖД 1.07.001-2007 "Инфраструктура линии Санкт-Петербург - Москва для высокоскоростного движения поездов (общие технические требования)". Утвержден распоряжением от 26.03.2007 N 476р;
Классификатор дефектов и повреждений элементов стрелочных переводов. Утвержден ОАО "РЖД" 01.12.2008 N 1.20.003-2008;
Технические условия на шлифовку стрелочных переводов на линиях со скоростями движения поездов 140 - 250 км/ч. Утверждены ЦП ОАО "РЖД" 22.12.2008;
распоряжение "Об установлении границ технического обслуживания и ремонта стрелочных гарнитур, внешних замыкателей и фиксатора положения подвижного сердечника крестовины стрелочных переводов проекта ПТКБ ЦП 2956 и съезда проекта ПТКБ ЦП 2968". Утверждено ОАО "РЖД" от 29.05.2009 N 1123р;
Инструкция по технической эксплуатации устройств и систем сигнализации, централизации и блокировки ЦШ 720-09. Утверждена ОАО "РЖД" 22.10.2009 N 2150р;
Положение о системе ведения путевого хозяйства ОАО "РЖД". Утверждено распоряжением ОАО "РЖД" 30.10.2009 N 2211р;
Технология обслуживания стрелочных электроприводов типа ВСП-220Н(К), ВСП-150Н(К), стрелочных гарнитур и внешних замыкателей (черт. 17772-00-00, 17773-00-00, 17774-00-00, 17784-00-00) на стрелочных переводах проекта ПТКБ ЦП 2956 (съезд проекта 2968). Утверждена Департаментами автоматики и телемеханики и пути и сооружений 10.12.2009;
Нормы допускаемых скоростей движения электропоездов ЭВС "Сапсан" по железнодорожным путям колеи 1520 мм участка Москва - Санкт-Петербург - Москва. Утверждены Приказом Минтранса России от 10.12.2009;
Инструкция о порядке обслуживания и организации пропуска высокоскоростных электропоездов "САПСАН" по путям ОАО "РЖД". Утверждена ОАО "РЖД" 11.12.2009 указанием N 2528р;
Временные технические требования к содержанию и эксплуатации сооружений, устройств и высокоскоростных электропоездов ЭВС "Сапсан", обеспечивающие движение на линии Санкт-Петеребург - Москва со скоростями более 200 до 250 км/ч. Утверждены распоряжением ОАО "РЖД" от 11.12.2009 N 2530р.
2. НОРМЫ УСТРОЙСТВА И СОДЕРЖАНИЯ СТРЕЛОЧНЫХ ПЕРЕВОДОВ
ПРОЕКТА 2956 И СЪЕЗДОВ 2968
2.1. Все уложенные в железнодорожный путь стрелочные переводы должны содержаться в соответствии с нормами и допусками, установленными Правилами технической эксплуатации железных дорог России, Инструкцией по текущему содержанию железнодорожного пути, Инструкцией по технической эксплуатации устройств и систем сигнализации, централизации и блокировки, Инструкцией по техническому обслуживанию и эксплуатации сооружений, устройств, подвижного состава и организации движения на участках обращения скоростных пассажирских поездов, настоящей Инструкцией.
2.2. Специальные высокоскоростные стрелочные переводы должны иметь подуклонку рельсовых нитей.
2.3. Возвышение одной рельсовой нити над другой на стрелочных переводах допускается содержать в соответствии с содержанием возвышения на примыкающих путях. Уклон отвода возвышения устраивается в соответствии с таблицей 2.1.
Таблица 2.1
ДОПУСКАЕМЫЕ УКЛОНЫ ОТВОДОВ ВОЗВЫШЕНИЯ РЕЛЬСА
СТРЕЛОЧНОГО ПЕРЕВОДА
Уклоны отвода возвышения, промилле
Установленная скорость движения поездов, км/ч
Рекомендуемые
Предельно допускаемые
0,30
0,50
201 - 225
0,20
0,30
225 - 250
2.4. Перед остряками всех противошерстных стрелочных переводов должны быть устроены отбойные брусья.
2.5. Работоспособное состояние стрелочных переводов и безопасность прохождения по ним подвижного состава обеспечиваются за счет выполнения требований Инструкции о порядке обслуживания и организации пропуска высокоскоростных электропоездов "САПСАН" по путям ОАО "РЖД", Инструкции по техническому обслуживанию и эксплуатации сооружений, устройств, подвижного состава и организации движения на участках обращения скоростных пассажирских поездов, Технических условий на шлифовку стрелочных переводов на линиях со скоростями движения поездов 140 - 250 км/ч, Технических требований на шлифовку стрелочного перевода проекта 2726, Инструкции по текущему содержанию железнодорожного пути и настоящей Инструкции.
На стрелочных переводах нормируются:
- ширина колеи на стрелке, соединительном пути и на крестовине;
- взаимное положение остряков и рамных рельсов стрелки, усовиков и ветвей сердечника крестовины НПК;
- прилегание остряка к рамному рельсу, подвижного сердечника к усовику, упорным накладкам и подушкам;
- желоба на стрелке и крестовине;
- шаг остряка и подвижного сердечника крестовины;
- закрытие кляммер переводных устройств на стрелке и крестовине;
- продольное смещение остряков и сердечников;
- ординаты переводной кривой;
- отклонения по уровню и уклон его отвода;
- износ металлических частей (вертикальный и боковой);
- наличие и размеры дефектов на поверхностях катания элементов перевода;
- наличие подуклонки рельсовых элементов.
2.6. Эпюра укладки, схема разбивки и схема стыков стрелочного перевода проекта 2956 представлены в приложениях 1, 2, 3 (не приводятся). Нормы устройства стрелочных переводов по ширине колеи приведены в таблице 2.2. Места контрольных измерений ширины колеи показаны на рисунке 2.1 (здесь и далее рисунки не приводятся).
Таблица 2.2
НОРМЫ УСТРОЙСТВА СТРЕЛОЧНЫХ ПЕРЕВОДОВ
ПРОЕКТА 2956 ПО ШИРИНЕ КОЛЕИ
Тип стрелочного перевода
Марка крестовины
Проект
Ширина колеи, мм
В переднем стыке рамного рельса (А)
В острие остряков (В)
В корне остряков
В середине переводной кривой (Е)
В конце переводной кривой (Ж)
В переднем стыке крестовины (З1, З2)
В горле крестовины (З3, З4)
В острие сердечника крестовины (ОС1, ОС2)
По оси второй тяги на крестовине (З5, З6)
В заднем стыке крестовины (К1, К2)
по боковому пути (Г)
по прямому пути (Д)
прям., З1
бок., З2
прям., З3
бок., З4
прям., ОС1
бок., ОС2
прям., З5
бок., З6
прям., К1
бок., К2
Р65
1/11
1
2956
1520
1523
1520
1521
1520
1520
1520
1520
1520
1520
1520
1520
1520
1520
1520
1520
Допускаемые отклонения от норм
по уширению
+3
+2
+4
+2
+10
+3
+2
+3
+2
+3
+2
+3
+2
+3
+2
+3
по сужению
-2
-2
-2
-2
-2
-3
-2
-3
-2
-3
-2
-3
-2
-3
-2
-3
Примечание - при боковом износе рельсов допуск на ширину колеи увеличивается на величину фактического бокового износа рельсов (не более максимально допустимого для данного типа рельсов, класса пути, установленных скоростей), при этом ширина колеи во всех случаях не должна быть более 1546 мм
Ширина колеи на съездах содержится по нормам содержания колеи в зоне заднего стыка крестовины.
2.7. Нормы устройства крестовины стрелочного перевода проекта 2956 приведены в таблице 2.3 и на рисунке 2.2.
Таблица 2.3
НОРМЫ УСТРОЙСТВА КРЕСТОВИНЫ СТРЕЛОЧНОГО ПЕРЕВОДА 2956
Тип стрелочного перевода
Марка крестовины
Проект
Тип подвижного сердечника
Ширина желоба в горле (О), мм
Расстояние от переднего торца усовика до переднего торца длинной ветви сердечника (Ф), мм
Расстояние
от переднего торца длинной ветви сердечника до переднего торца короткой ветви сердечника (Ц), мм
Длина длинного рельса сердечника, мм
Длина короткого рельса сердечника, мм
Р65
1/11
2956
Гибко-поворотный
137
1338
1110
9862
5467
Примечания:
1. Ширина желоба между усовиком и сердечником крестовины не должна быть менее 64 мм (Т).
2. Ширина желоба на входе усовиков должна быть не менее 86 мм (С).
3. Расстояние от переднего торца усовика до переднего торца длинной ветви сердечника (Ф) не должно отличаться от проектного положения более чем на 10 мм при установке сердечника для движения по прямому пути.
4. Расстояние от переднего торца длинной ветви сердечника до переднего торца короткой ветви сердечника (Ц) не должно отличаться от проектного положения более чем на 12 мм для крестовин с гибко-поворотным сердечником и 6 мм - для крестовин с поворотным сердечником при установке сердечника для движения по боковому пути
Расстояние между отведенным остряком и рамным рельсом должно обеспечивать проход колес без касания остряка. Для этого разность ширины колеи и величины желоба между отведенным остряком и рамным рельсом в конце строжки остряка не должна быть более 1458 мм.
Регулировка плотности прижатия остряка к рамному рельсу (рисунок 2.3) и сердечника крестовины к усовику (рисунок 2.4) производится с помощью внешнего замыкателя и прокладок, устанавливаемых между фиксатором и основанием. Под подошвой рельса монтируется фиксатор, по плоскости которого перемещается кляммера. Величина закрытия кляммеры должна быть не менее 15 мм.
Регулировка шага подвижного (поворотного) сердечника крестовины осуществляется при помощи переводного устройства. При этом нормы переводных усилий электропривода на остряки стрелки и сердечник крестовины при работе электропривода на фрикцию должны соответствовать значениям, приведенным в таблице 2.4.
Таблица 2.4
НОРМЫ ПЕРЕВОДНЫХ УСИЛИЙ ДЛЯ СТРЕЛКИ И КРЕСТОВИНЫ
СТРЕЛОЧНОГО ПЕРЕВОДА ПРОЕКТА 2956 (СЪЕЗДА 2968)
ПРИ РАБОТЕ ЭЛЕКТРОПРИВОДОВ НА ФРИКЦИЮ
N п/п
Место контроля переводных усилий
Нормы переводных усилий при работе электропривода на фрикцию (кГс/Н)
Минимальное значение
Максимальное значение
1
Усилие перевода электропривода ВСП-220Н и ВСП-220К, измеренное напротив оси первой межостряковой тяги или соответственно у острия подвижного сердечника крестовины
220/2200
280/2800
2
Усилие перевода электропривода ВСП-150Н, измеренное напротив оси второй межостряковой тяги
700/7000
800/8000
3
Суммарное значение усилия перевода, измеренное по середине между рабочими сережками первой и второй межостряковых тяг
850/8500
1000/10000
4
Суммарное значение усилия перевода, измеренное у острия подвижного сердечника
850/8500
1000/10000
Измерение переводных усилий электроприводов на остряки стрелки и сердечник крестовины с НПК при работе электроприводов на фрикцию целесообразно совмещать с проверкой стрелок на плотность прилегания остряков стрелки к рамным рельсам.
Суммарное переводное усилие электроприводов на остряки стрелок и сердечник крестовины при работе электроприводов на фрикцию измеряется устройством УКРУП, устанавливаемым между остряками и рамными рельсами (по середине между рабочими сережками первой и второй межостряковых тяг) и между подвижным сердечником и усовиками крестовины (у острия подвижного сердечника). Результаты измерений записывают в журнале учета переводных усилий. Полученные при измерениях значения усилий перевода при работе электроприводов на фрикцию сравнивают с нормативными, приведенными в таблице 2.4 и журнале технической проверки устройств СЦБ формы ШУ-64.
2.8. Зазор между подошвой остряка, сердечника и подушкой в пределах участка прилегания к рамному рельсу (усовику) не должен превышать 1 мм, а вне пределов - 2 мм.
Не допускается отставание остряка от рамного рельса, сердечника крестовины от усовика, измеряемое у остряка против первой тяги, а у сердечника - в острие сердечника, на 4 мм и более. Просвет между рабочей гранью упорных накладок и шейкой остряка или сердечника не должен превышать 2 мм.
2.9. Устройство переводных кривых на стрелочных переводах производится по ординатам, указанным в таблице 2.5. При наличии бокового износа рельсов разрешается содержать ординаты сверх указанных отклонений уменьшенными на величину бокового износа, но не более 5 мм.
Таблица 2.5
ОРДИНАТЫ ПЕРЕВОДНЫХ КРИВЫХ ВЫСОКОСКОРОСТНЫХ СТРЕЛОЧНЫХ
ПЕРЕВОДОВ ПРОЕКТА 2956 КОЛЕИ 1520 ММ
Тип стрелочного перевода
Марка крестовины
Проект
Длина остряка, мм
Значение ординаты, мм
На расстоянии 10750 мм от острия остряка
Далее в переводной кривой при расстоянии, м
В конце переводной кривой
2
4
6
8
10
12
Р65
1/11
2956
13320
278
372
480
601
736
884
1045
1223
Примечание:
1. Ординаты переводной кривой измеряются от рабочей грани наружного рельса прямого направления до рабочей грани рельсов упорной нити переводной кривой.
2. Положение переводной кривой в плане нормируется и оценивается по разности смежных стрел изгиба рельсовых нитей, измеренных от середины хорды длиной 20 м. Допуск не должен превышать 10 мм
Ординаты для разбивки закрестовинных кривых в соответствии с требованиями Инструкции по текущему содержанию железнодорожного пути.
2.10. Допускаемый износ рамных рельсов, остряков и крестовин стрелочных переводов устанавливается в зависимости от установленных скоростей движения.
Износ рельсов соединительных путей стрелочных переводов должен соответствовать износу примыкающих рельсовых элементов.
Нормы износа должны служить основанием для назначения ремонта, смены частей стрелочных переводов или ограничения скорости движения (раздел 6 настоящей Инструкции).
Вертикальный износ рамного рельса контролируется в наиболее изношенном месте по оси его головки, а остряка - в наиболее изношенном месте по оси его головки в сечении, где ширина его составляет 50 мм и более.
Вертикальный износ подвижного сердечника крестовины измеряется посередине поверхности катания в сечении, где ширина головки на уровне измерения составляет 50 мм (рисунок 2.5).
Вертикальный износ усовиков измеряется на расстоянии 14 мм от боковой рабочей грани усовика в сечении, где ширина головки сердечника на уровне измерения составляет 20 мм (рисунок 2.6).
Боковой износ рамных рельсов контролируется у острия остряков и в наиболее изношенном месте и определяется как разность новой и изношенной ширины головки на уровне 14 мм ниже поверхности катания головки.
Боковой износ остряка контролируется вне пределов боковой строжки и определяется как разность ширины новой и изношенной головок на уровне 14 мм ниже поверхности катания. Ширина головки нового остряка, измеренная на уровне 14 мм ниже поверхности катания, с несимметричной головкой ОР65 равна 68,4 мм.
2.11. При внешнем осмотре и проверке состояния стрелочного перевода и комплекса переводных и замыкающих устройств, бригадир пути совместно с электромехаником выявляют недостатки, ограничивающие или запрещающие согласно требованиям ПТЭ их нормальную эксплуатацию. При этом все выявленные при осмотре недостатки записываются и устраняются в установленные сроки.
Обращается также внимание на наличие недостатков, которые могут нарушить нормальную работу переводных устройств:
- загрязнение и отсутствие смазки на стрелочных подушках;
- угон остряка относительно рамного рельса или одного остряка относительно другого не должен превышать +/- 10 мм;
- угон подвижного сердечника относительно усовика и ветвей сердечника относительно друг друга не должен превышать +/- 10 мм;
- наличие наката на головке рамного рельса (усовика), препятствующего плотному прилеганию остряка к рамному рельсу (сердечника к усовику);
- превышение зазора между подошвой остряка (подвижного сердечника крестовины) и подушкой в пределах участка прилегания к рамному рельсу (усовику) более 1 мм;
- отсутствие просвета между рабочей гранью упорных накладок и шейкой остряка или подвижного сердечника, но не более 2 мм;
- отсутствие зазора между корпусом полого металлического бруса и элементами переводного механизма менее 10 мм.
При переводе стрелки с пульта ДСП ход остряков стрелки и подвижных ветвей сердечника крестовины должен быть равномерным, без рывков и заеданий. При этом должно обеспечиваться прилегание (прижатие) остряков к рамным рельсам, сердечника к усовику и упорным накладкам, отсутствие пружинности остряков.
Недостатки, выявленные при проверке, записываются в Журнал осмотра формы ДУ-46 и устраняются в установленные сроки.
Запрещается эксплуатировать стрелочные переводы, у которых допущена хотя бы одна из следующих неисправностей:
разъединение стрелочных остряков и подвижных сердечников крестовин с тягами;
отставание остряка от рамного рельса или подвижного сердечника крестовины от усовика на 4 мм и более, измеряемое у остряка против первой тяги, а у сердечника острой крестовины - в острие сердечника при запертом положении;
выкрашивание остряка или подвижного сердечника, при котором создается опасность набегания гребня, и во всех случаях выкрашивание длиной: на главных путях - 200 мм и более;
понижение остряка против рамного рельса и подвижного сердечника крестовины против усовика на 2 мм и более, измеряемое в сечении, где ширина головки остряка или подвижного сердечника крестовины поверху составляет 50 мм и более;
излом остряка или рамного рельса;
излом крестовины (сердечника, усовика);
трещины, надрывы металла в тягах, рычагах, элементах внешних замыкателей.
При отклонении ширины колеи от указанных в таблице 2.2, скорости по стрелочному переводу ограничиваются.
Во всех случаях ширина рельсовой колеи на стрелочных переводах не должна быть более 1546 мм и менее 1512 мм.
Величины вертикального и горизонтального износов рельсов и других элементов стрелочных переводов, а также их дефектов в зависимости от установленных скоростей движения поездов не должны превышать значений, регламентированных Классификатором дефектов.
В случае возникновения других неисправностей стрелочных переводов при их эксплуатации следует руководствоваться требованиями, изложенными в Классификаторе дефектов.
2.12. Остряки и подвижные сердечники, выкрошенные от острия до первой рабочей тяги на глубину более 3 мм на расстоянии менее указанного в п. 3.15 ПТЭ, должны быть зашлифованы. Геометрия элементов стрелочного перевода после шлифовки должна отвечать Техническим условиям на шлифовку стрелочных переводов на линиях со скоростями движения поездов 140 - 250 км/ч.
2.13. Измерение понижения остряка против рамного рельса показано на рисунке 2.9. Измерение понижения подвижного сердечника крестовин относительно усовика показано на рисунке 2.10. При наличии зазора между подошвой подвижного сердечника (или остряка) и подушкой его величина учитывается.
2.14. Подуклонка рельсовых нитей стрелочного перевода контролируется по прямому пути в сечениях: передний стык рамного рельса, на расстоянии 1 м перед острием остряка, 1-я одиночная подкладка за зоной сочленения остряка с рамным рельсом, середина перевода, ходовой рельс напротив острия длинной ветви сердечника, задний стык стрелочного перевода.
Подуклонка рельсовых нитей в пределах стрелочного перевода должна соответствовать нормам и допускам содержания подуклонки примыкающих к стрелочному переводу участков главного пути.
Контроль подуклонки на стрелочных переводах осуществляется теми же приборами, что и на прилегающих участках главного пути.
2.15. Изолирующие прокладки в сережках остряков, внешних замыкателях, связных полосах, арматуре обогрева и обдувки стрелочных переводов должны быть исправными, очищенными от грязи и надежно закреплены.
Торцы рельсов в изолирующем стыке не должны иметь наката. Зазор в стыке по всей высоте рельса должен составлять 5 - 10 мм. Все изолирующие детали стыка должны быть типовых форм и размеров, соответствующих типу рельсов.
2.16. Зазоры в стыках на стрелочном переводе при монтаже должны соответствовать эпюрным значениям.
В корневом стыке поворотной ветви подвижного сердечника крестовин типа Р65 номинальная величина зазора в стыке составляет 5 мм с отклонением 3 мм в сторону увеличения и 2 мм в сторону уменьшения.
2.17. В эксплуатации стыки должны быть сварены в течение месяца со дня укладки как в пределах стрелочного перевода, так и с рельсами примыкающих участков пути. Технология сварки стыков и сроки ее производства как в пределах стрелочных переводов, так и с рельсами примыкающих участков пути регламентируются ТУ 0921-127-01124323-2005 и Инструкцией по замене элементов сварных стрелочных переводов.
Технические указания распространяются на алюминотермитную сварку рельсов стрелочных переводов типа Р65 как с поверхностной закалкой элементов, так и термически не упрочненных.
Допускается сварка закаленных (объемно и поверхностно) рельсов, примыкающих к стрелочным переводам, с термически не упрочненными рельсами.
Поверхность катания и боковые грани головки рельсов в месте алюминотермитной сварки должны быть прямолинейными. Допуск на отклонение в сварном шве после абразивной обработки в вертикальной плоскости по направлению вверх и в горизонтальной плоскости на уширение должен быть не более 0,3 мм на базе измерения 1,0 м.
Контроль за состоянием сварных стыков в эксплуатационных условиях осуществляется визуально с обмером неровностей с помощью метровой металлической линейки и дефектоскопными средствами в соответствии с требованиями ТИ 07.22-2000.
Специальные накладки на сварные стыки устанавливаются сразу после выполнения сварочных работ. При поражении сварных стыков в процессе эксплуатации дефектами может укладываться рельсовая "рубка". При этом скорость движения поездов ограничивается до 140 км/ч. В последующем (в течение 14 дней) рельсовая "рубка" должна быть заменена сварными стыками.
2.18. При сварке стрелочных переводов с примыкающими плетями бесстыкового пути без уравнительных рельсов для исключения воздействия продольных сил на стрелочный перевод предусматриваются стыки уравнительные проекта СП 848.000 на железобетонных брусьях (рисунок 2.11).
В каждом отдельном случае схемы и места расположения стыков уравнительных должны соответствовать требованиям Схем защиты стрелочных переводов и их групп на участках бесстыкового пути высокоскоростных магистралей.
2.19. Стрелки и подвижные сердечники крестовин должны быть оборудованы типовыми приспособлениями для возможности запирания их навесными замками. Эти приспособления должны обеспечивать плотное прилегание остряка к рамному рельсу, подвижного сердечника крестовины к усовику.
2.20. Металлические брусья должны опираться на уплотненный балласт. Состояние металлических брусьев должно обеспечивать минимальные зазоры между его стенками и подвижными элементами переводных, контрольных и запирающих устройств и беспрепятственное их перемещение. Запирающие элементы должны обеспечивать надежное крепление крышек и фартуков и стабильное их положение.
2.21. Размещение и крепление элементов электрообогрева должны обеспечивать надежную работу остряков, подвижных сердечников и кляммер внешних замыкателей.
2.22. Техническое содержание и эксплуатация стрелочных электроприводов типа ВСП осуществляется в соответствии с положениями технологии обслуживания стрелочных электроприводов типа ВСП-220Н(К), ВСП-150Н(К), стрелочных гарнитур и внешних замыкателей (черт. 17772-00-00, 17773-00-00, 17774-00-00, 17784-00-00) на стрелочных переводах проекта ПТКБ ЦП 2956 (съездах проекта 2968).
2.23. В зависимости от величины отступлений от установленных норм и допусков в содержании стрелочных переводов, при их возникновении, ограничивается скорость движения поездов или движение поездов прекращается (раздел 5 настоящей Инструкции).
Неисправности устраняются немедленно или в установленные нормативными документами сроки. Немедленного устранения требуют неисправности и дефекты, предусмотренные Правилами технической эксплуатации, Инструкцией по текущему содержанию железнодорожного пути, настоящей Инструкцией, а также при наличии:
- дефектного переводного бруса в зоне острия остряков;
- зазора между остряком и рамным рельсом напротив первой связной тяги более 4 мм.
Отступления и неисправности, требующие устранения в течение пяти суток:
- износ остряков, рамных рельсов и крестовин, превышающий нормы, предусмотренные настоящей Инструкцией;
- накаты на головках рамных рельсов, остряков, сердечников крестовин, усовиков;
- вертикальные и боковые ступеньки в стыках более 1 мм;
- зазор в корне поворотных ветвей сердечника менее 3 мм;
- неисправные прокладки и втулки в изолирующих стыках;
- неисправные, нетиповые отбойные брусья или их отсутствие перед остряками противошерстных стрелочных переводов.
Отступления и неисправности, требующие устранения в плановом порядке:
- неприлегание остряков и подвижных (поворотных) сердечников к стрелочным подушкам и упорным накладкам от 1 мм до 3-х мм;
- отступления от норм содержания стрелочных переводов и закрестовинных кривых по ширине колеи II степени;
- несоответствие ординат переводной кривой эпюрным размерам;
- наличие неисправных и недостающих скреплений;
- повреждение деталей электрообогрева;
- повреждение элементов рельсовых соединителей.
3. ПЕРИОДИЧНОСТЬ ОСМОТРОВ СТРЕЛОЧНЫХ ПЕРЕВОДОВ
И ВЕДЕНИЕ ОТЧЕТНОСТИ
3.1. Осмотры стрелочных переводов, комплексов переводных и замыкающих устройств производятся с учетом требований распоряжения ОАО "РЖД" N 1123 (приложение 4 - не приводится) по установлению границ их технического обслуживания, совмещающие, как правило, осмотры пути, сооружений и устройств, включающие:
- осмотры и проверки стрелочных переводов должностными лицами с выборочным измерением их параметров;
- комиссионные осмотры стрелочных переводов с инструментальной проверкой отдельных параметров;
- проверки с использованием измерительных средств (путеизмерительные и дефектоскопные вагоны, тележки, ручные шаблоны и др.).
3.2. Конкретные календарные сроки проверок стрелочных переводов устанавливаются начальниками служб пути и автоматики и телемеханики в зависимости от местных условий.
Порядок и сроки осмотров и проверок стрелочных переводов приведены в таблице 3.1.
Таблица 3.1
ВИДЫ, ПОРЯДОК И СРОКИ ОСМОТРОВ И ПРОВЕРОК
СТРЕЛОЧНЫХ ПЕРЕВОДОВ
Должность проверяющего
Виды и порядок осмотра и проверок
Сроки осмотра и проверок на высокоскоростных линиях
Куда записываются результаты осмотров и проверок
1
2
3
4
Бригадир пути линейного отделения или бригадир по промерам пути
1. Осматривает стрелочные переводы, с проверкой колеи по шаблону и уровню. Одна из таких проверок производится совместно с дорожным мастером.
Не реже 2 раз в неделю
В книгу записи результатов проверки стрелочных переводов формы ПУ-29
2. Проверяет стрелочные переводы по ординатам и износу металлических частей
Не реже 1 раза в два месяца
3. Проверяет состояние электрических рельсовых цепей, в том числе исправность изоляции изолирующих стыков, стяжных полос, сережек и др.
2 раза в месяц
В книгу записи формы ПУ-29
4. Электромеханик СЦБ (при необходимости с бригадиром пути) измеряет переводные усилия электроприводов на остряки стрелки и сердечник крестовины при работе электродвигателя на фрикцию
Один раз в 2 недели или в сроки, установленные начальниками служб пути и автоматики и телемеханики
ШУ-64
5. Электромеханик СЦБ (при необходимости с бригадиром пути) внешним осмотром проверяет состояние рабочих и контрольных тяг, стрелочных электроприводов, стрелочных гарнитур, внешних замыкателей стрелок и крестовин, а также деталей фиксатора положения подвижного сердечника крестовины на выявление усталостных трещин
Один раз в неделю или в сроки, установленные начальниками служб пути и автоматики и телемеханики
ШУ-2
ДУ-46
6. Совместно с электромехаником СЦБ проверяют стрелки на невозможность их замыкания в плюсовом и минусовом положениях при закладке между остряком и рамным рельсом, между подвижным сердечником крестовины и усовиком щупа толщиной 4 мм и 2 мм
Один раз в две недели или в сроки, установленные начальниками служб пути и автоматики и телемеханики
-"-
7. Проверяет состояние сварных стыков на стрелочных переводах и на примыкающих к переводам участках пути
1 раз в неделю
В книгу записи формы ПУ-29
Дорожный мастер линейного участка
1. Совместно с бригадиром пути каждого линейного отделения и электромехаником СЦБ осматривают и проверяют стрелочные переводы, рельсовые цепи
Не реже 1 раза в 2 недели
-"-
2. Проверяет стрелочные переводы по ординатам и износу металлических частей
Не реже 1 раза в квартал
-"-
3. Совместно с начальником станции, бригадиром пути и электромехаником СЦБ осматривают стрелочные переводы, в том числе переводные механизмы и стрелочную гарнитуру
1 раз в месяц
-"-
4. Совместно с бригадиром пути, электромехаником СЦБ и работником энергоучастка проверяют:
- состояние водоотводов от электроприводов на стрелочных переводах;
2 раза в год (весной и осенью)
В книгу записи формы ПУ-29
ШУ-2
- действие устройств пневмообдувки и электрообогрева на стрелочных переводах
1 раз в год (при подготовке к зиме)
-"-
5. Сплошь осматривает переводные брусья
2 раза в год (весной и осенью)
В отчет о наличии негодных шпал и в книги учета шпал формы ПУ-5
6. Проверяет состояние сварных стыков на стрелочных переводах и на примыкающих к переводам участках пути
1 раз в 2 недели
В книгу записи формы ПУ-29
Старший дорожный мастер
Производит контроль проводимых дорожными мастерами сплошных осмотров стрелочных переводов и переводных брусьев
При осмотре линейных участков
-"-
Начальник дистанции пути, заместитель начальника дистанции, главный инженер дистанции
Обеспечивает натурные проверки пути и сооружений командным составом в пределах всей дистанции. По лично составленному графику производят осмотр пути с выборочной проверкой пути и стрелочных переводов
По графикам, утвержденным начальником службы пути. Графики проверок составляются таким образом, чтобы в течение года осматривалась вся дистанция не менее чем: <*> - начальником дистанции - 1 раз;
- заместителем начальника - 2 раза;
- главным инженером - 1 раз
В книги записей форм ПУ-28 и ПУ-29
Начальник станции
Проводит комиссионный осмотр станции, включая осмотр стрелочных переводов
Ежемесячно (с 1-го по 10 число)
<*> На укрупненных дистанциях пути частота осмотра пути указанными должностными лицами может быть изменена по согласованию с Департаментом пути.
<**> Осмотры устройств СЦБ проводятся с учетом требований Инструкции ЦШ-720-09
3.3. При осмотрах и проверках стрелочных переводов определяют их состояние, выявляют причины, вызывающие неисправности, определяют виды и объемы работ по устранению и предупреждению неисправностей, а также сроки их выполнения.
В первую очередь устанавливается наличие отступлений и дефектов, угрожающих безопасности движения поездов.
3.4. Контроль централизованных стрелок на невозможность их замыкания при закладке между остряком и рамным рельсом, между сердечником и усовиком крестовин щупа толщиной 4 мм осуществляют работники дистанции СЦБ (электромеханик) и дистанции пути (бригадир пути) совместно.
Стрелка не должна замыкаться в плюсовом и минусовом положениях при закладке щупа толщиной 4 мм. При закладке щупа толщиной 2 мм между остряком и рамным рельсом или между сердечником и усовиком стрелка должна замыкаться в плюсовом и минусовом положениях и иметь контроль окончания перевода на аппарате управления.
Проверка стрелочных переводов проекта ПТКБ ЦП 2956 и съезда проекта ПТКБ ЦП 2968 бригадиром пути и электромехаником СЦБ выполняется в соответствии с требованиями Инструкции по обеспечению безопасности движения поездов при производстве работ по техническому обслуживанию и ремонту устройств СЦБ.
Проверку стрелок на невозможность их замыкания при закладке щупа между остряком и рамным рельсом, между сердечником и усовиком выполняет электромеханик СЦБ. Регулировка плотности прилегания остряка к рамному рельсу или сердечника к усовику выполняется бригадиром пути совместно с электромехаником СЦБ.
Стрелка проверяется в обоих положениях. Щуп толщиной 4 мм электромеханик устанавливает между остряком и рамным рельсом в местах установки электроприводов ВСП-220Н и ВСП-150Н против межостряковых тяг, а на крестовине между острием сердечника и усовиком.
При неприлегании остряка к рамному рельсу или сердечника к усовику на 4 мм, обнаруженном при помощи щупа, а также таком же отжиме, обнаруженном с помощью малого ломика, работники служб пути и СЦБ должны незамедлительно принять меры по устранению неисправностей в соответствии с требованиями Инструкции ЦШ-530 и настоящей Инструкции.
Дежурный по станции предоставляет бригадиру пути и электромеханику СЦБ "окно" для выполнения работ по установлению причины и устранению неисправности.
3.5. Результаты осмотров и проверок стрелочных переводов записываются в книгу формы ПУ-29. Книги формы ПУ-29 предназначены для занесения результатов проверки начальниками дистанций пути, их заместителями, старшими дорожными мастерами, дорожными мастерами и бригадирами пути.
Вышестоящие руководители при периодических проверках должны вносить в книги замечания и указания непосредственно за последней записью;
проверять устранение ранее записанных в них отступлений стрелочных переводов.
3.6. Проверка книг дорожных мастеров, старших дорожных мастеров и начальников участков производится ежемесячно начальником дистанции пути и его заместителями; бригадиров пути - при осмотрах рабочих отделений.
3.7. Книги нумеруются порядковыми номерами, подписываются на последней странице ПЧ или зам. ПЧ и выдаются под расписку взамен использованных книг.
Использованные книги хранятся в конторе дистанций пути в течение 1 года.
3.8. Промеры по шаблону и уровню на крестовине производятся: в переднем стыке, в горле, в острие сердечника, по оси второй тяги и в заднем стыке. Из этих промеров в книгу записываются промеры с наибольшим отступлением от нормы, а другие неисправности отмечаются в графе "Прочие неисправности в стрелочном переводе".
3.9. Учет лежащих в пути стрелочных переводов осуществляется в соответствии с книгой учета (форма ПУ-6), которая ведется дорожным мастером линейного участка по главным путям и выверяется не реже одного раза в год (на 1 ноября); текущие изменения вносятся при замене всего перевода, его отдельных частей, переводных брусьев (таблицы 3.2, 3.2а).
Таблица 3.2
Книга учета стрелочных переводов, лежащих в пути
по линейному участку __________ дистанции пути _________
Наименование станции
N стрелочного перевода
Назначение пути (главный) и его номер
Тип и марка перевода
Сторонность перевода (левый, правый)
Род балласта
Вид централизации
1
2
3
4
5
6
7
Стрелка
Крестовина
Дата укладки
Завод-изготовитель, год изготовления
Заводской номер
Дата и причина изъятия
Пропущенный тоннаж на момент изъятия
Дата укладки
Тип крестовины
Завод-изготовитель, год изготовления
Заводской номер
Дата наплавок
Дата и причина изъятия
Пропущенный тоннаж на момент изъятия
крестовины
сердечника
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
Переводные брусья
Дата укладки
Количество брусьев, шт.
Заменено брусьев, шт.
Дата и причина изъятия
всего
в том числе
за год
с начала укладки
негодных
треб. рем.
21
22
23
24
25
26
27
Таблица 3.2а
Книга учета стрелочных переводов, лежащих в пути
по линейному участку __________ дистанции пути _________
Наименование станции
N стрелочного перевода
Дата записи
Значение ординаты, мм
На расстоянии 10750 мм от острия остряка
Далее в переводной кривой при расстоянии, м
В конце переводной кривой
+2
+4
+6
+8
+10
+12
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
3.10. Даты укладки и изъятия стрелок, крестовин, переводных брусьев указываются полностью (число, месяц, год), а причины изъятия - с подробным описанием дефектов. При изъятии по износу указывается величина износа элементов.
3.11. При изъятии отдельных рельсовых элементов (рамных рельсов, остряков и рельсов соединительных путей) делается отметка под основной записью с указанием даты, причины изъятия элемента и пропущенного тоннажа.
3.12. При укладке опытных стрелочных переводов или их отдельных узлов делается соответствующая отметка над основной записью.
3.13. Правильность ведения книги проверяется ПЧ (зам. ПЧ), ПДС (ПЧУ), инженером дистанции, о чем делается соответствующая запись.
3.14. В рельсовую книгу (форма ПУ-2), которая ведется дорожным мастером, на стрелочных переводах включаются:
- рамные рельсы;
- рельсы соединительных путей;
- остряки;
- крестовины (усовики, сердечники).
При этом в графах "Тип и длина рельса" делается отметка: "остряк", "крестовина".
В журнале учета дефектных рельсов, лежащих в главных путях, (форма ПУ-2а), при наличии дефектного рельса, являющегося частью стрелочного перевода, ставятся буквы "рр" - рамный рельс, "о" - остряк, "к" - крестовина.
При наличии сварных соединений на стрелочных переводах (на остряках с приварными рельсами, на рельсовых стыках перевода при алюминотермитной сварке) и наличии дефектного сварного соединения дополнительно ставится буква "с".
Правильность ведения книги и произведенных промеров проверяется выборочно ПЧ, зам. ПЧ, ПДС и инженером дистанции, о чем делается запись в книге. Рельсовая книга хранится у дорожного мастера и представляется в контору дистанции по требованию ПЧ.
3.15. Отчет о состоянии путевого хозяйства на 1 января ежегодно (форма статистической отчетности АГО-1) представляют дистанции пути в НЧ дороги (срок 15 января).
В отчете в разделе "стрелочные переводы, пересечения и переводные брусья" представляется общее количество уложенных стрелочных переводов с разделением на типы, марки, конструктивные особенности переводов; лежащих на главных путях; количество дефектных переводов; количество железобетонных брусьев; количество крестовин, изъятых из главных путей, и пропущенный по ним тоннаж (млн. т брутто).
3.16. Дистанция пути представляет в отдел инфраструктуры по региону ДИрег и службе пути дирекции инфраструктуры П отчет по форме ПО-13 о замене стрелочных переводов новыми, отдельно силами ПЧ, ПМС, СМП; о смене брусьев, а также о демонтаже стрелочных переводов.
3.17. Отчет о получении и укладке материалов верхнего строения пути, в том числе и стрелочных переводов (форма ПО-14); технический паспорт дистанции (форма АГУ-4); отчет о наличии и использовании путевых лубрикаторов (форма ПО-3); количестве стрелочных переводов, на которых проведена смена остряков и рамных рельсов по боковому износу нарастающим итогом с начала года (в том числе, находящиеся в зоне действия путевых лубрикаторов), - ПЧ представляет в ДИрег и П.
4. ЭКСПЛУАТАЦИЯ СТРЕЛОЧНЫХ ПЕРЕВОДОВ, ИМЕЮЩИХ ИЗНОС,
ДЕФЕКТЫ И ПОВРЕЖДЕНИЯ ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ
4.1. При эксплуатации на скоростных и высокоскоростных путях нормы износа металлических частей стрелочных переводов не должны превышать значений, указанных в таблице 4.1.
Таблица 4.1
НОРМЫ ИЗНОСА ОСНОВНЫХ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ЧАСТЕЙ ДЛЯ СТРЕЛОЧНЫХ
ПЕРЕВОДОВ СКОРОСТНЫХ И ВЫСОКОСКОРОСТНЫХ ПУТЕЙ, ММ
N п/п
Элемент стрелочного перевода
Высокоскоростные пути до 250 км/ч
Скоростные пути до 200 км/ч
Вертикальный износ
Боковой износ
Вертикальный износ
Боковой износ
1
Рамные рельсы
4
4
5
5
2
Остряки
4
4
5
5
3
Сердечник крестовины (в сечении 40 мм)
4
4
5
5
4
Усовик крестовины
4
4
5
5
Примечание:
Износ крестовин и остряков контролируется в местах, регламентируемых Инструкцией по текущему содержанию пути
Износ элементов стрелочного перевода, превышающий величину, указанную в таблице 4.1, или наличие на них дефектов лимитируют условия обращения по нему подвижного состава.
Основным документом, определяющим эксплуатацию стрелочных переводов, имеющих износы, дефекты и повреждения основных элементов, является Классификатор дефектов и повреждений элементов стрелочных переводов.
Классификатор дефектов и повреждений лимитирует условия обращения поездов по стрелочным переводам, имеющим в своем составе элементы, получившие в процессе эксплуатации дефекты и повреждения.
Применительно к стрелочному переводу проекта 2956 в таблице 4.2 представлены допускаемые в эксплуатации величины параметров дефектов и повреждений элементов.
Таблица 4.2
ДОПУСКАЕМЫЕ В ЭКСПЛУАТАЦИИ ВЕЛИЧИНЫ ПАРАМЕТРОВ ДЕФЕКТОВ
И ПОВРЕЖДЕНИЙ ЭЛЕМЕНТОВ СТРЕЛОЧНЫХ ПЕРЕВОДОВ ПРОЕКТА 2956
Наименование дефектов и повреждений элементов и основные причины их появления и развития
Схематическое изображение дефекта
Характер дефекта
1
2
3
1. Остряки и сердечники крестовин с непрерывной поверхностью катания
Выкрашивание гребнеообразного наплыва в сторону рамного рельса в зоне боковой строжки остряка из-за недостаточной контактно-усталостной прочности металла
ДО.11.2
Вне стыка
Рисунок (не приводится)
Глубина выкрашивания до 3 мм
Выкрашивание остряков и сердечников от их острия из-за усиленного бокового воздействия колес
ДО.14.2
ДСН.14.2
Вне стыка
Рисунок (не приводится)
Глубина выкрашивания до 3 мм на длине до 200 мм
Трещины в головке и изломы из-за них в зоне выпрессовки корня
ДО.20.2
ДСН.20.2
Вне стыка
Рисунок (не приводится)
Элементы с трещинами любой величины считаются остродефектными и должны быть немедленно заменены
Седловины в зоне выпрессовки из-за изменения структуры металла при ее выполнении
ДО.41.2
ДСН.41.2
Вне стыка
Рисунок (не приводится)
Глубина седловины до 1,0 мм на длине 1 м
Седловины на поверхности катания остряка от первой тяги до сечения 50 мм вследствие завышения его над рамным рельсом
ДО.42.2
ДСН.42.2
Вне стыка
Рисунок (не приводится)
Глубина седловины до 1,0 мм
Трещины в подошве и изломы из-за них в зоне выпрессовки
ДО.60.2
ДСН.60.2
Вне стыка
Рисунок (не приводится)
Элементы с трещинами любой величины считаются остродефектными и должны быть немедленно заменены
Местный износ подошвы остряка, сердечника в зоне опирания на подушки подкладок из-за недостаточной прочности металла
ДО.61.2
ДСН.61.2
Вне стыка
Рисунок (не приводится)
Износ подошвы до 1 мм
Трещины и изломы остряков, сердечников, развивающиеся с подошвы в местах острых кромок и надрывов металла от боковой строжки подошвы
ДО.65.2
ДСН.65.2
Вне стыка
Рисунок (не приводится)
Элементы с трещинами подлежат немедленной замене, как остродефектные
Неприлегание остряка к рамному рельсу, сердечника к усовику, а также остряков или сердечников к подушкам подкладок из-за саморазгиба, вертикального выгиба и пропеллерности
ДО.80
ДСН.80
Вне стыка
Рисунок (не приводится)
Величины неприлегания остряка к рамному рельсу, сердечника к усовику, а также остряков и сердечников к подушкам подкладок регламентируются настоящей Инструкцией
2. Рамные рельсы, усовики крестовин с непрерывной поверхностью катания
Выкрашивание металла рамного рельса по боковой выкружке в зоне прилегания остряков из-за недостаточной контактно-усталостной прочности металла
ДР.11.2
Вне стыка
Рисунок (не приводится)
Глубина выкрашивания до 2 мм
Поперечные трещины и выкрашивания (насечки) на головке в зоне перекатывания колес с остряка на рамный рельс и с сердечника на усовик вследствие недостаточной контактно-усталостной прочности металла
ДР.21.2
ДУН.21.2
Вне стыка
Рисунок (не приводится)
Рамные рельсы и усовики тщательно осматриваются. При выходе трещин и выкрашиваний на боковую грань элемент считается остродефектным и подлежит немедленной замене. При наличии на поверхности катания выкрашиваний, не выходящих на боковую грань, но имеющих глубину более 1 мм, элемент считается дефектным и должен заменяться в плановом порядке
Трещины и изломы усовиков, развивающиеся с подошвы в местах острых кромок и надрывов металла от боковой обработки подошвы
ДУН.65.2
Вне стыка
Рисунок (не приводится)
Усовики с трещинами подошвы считаются остродефектными и подлежат немедленной замене
3.1. Сварные соединения (контактная сварка)
Поперечные трещины в головке из-за нарушений технологий сварки в месте сварного шва
ДО.26.3
ДСН.26.3
Рисунок (не приводится)
Элементы с трещинами любой величины считаются остродефектными и должны быть немедленно заменены
Смятие головки из-за неравномерности механических свойств металла в месте сварного стыка
ДО.46.3
ДСН.46.3
Рисунок (не приводится)
Глубина смятия до 1 мм
Трещины в шейке в месте сварного шва
ДО.56.3 ДСН.56.3
Рисунок (не приводится)
Элементы с трещинами любой величины считаются остродефектными и должны быть немедленно заменены
Трещины в подошве из-за нарушения технологии сварки рельсов в месте сварного шва
ДО.66.3
ДСН.66.3
Рисунок (не приводится)
Элементы с трещинами любой величины считаются остродефектными и должны быть немедленно заменены
3.2. Сварные соединения (алюминотермитная сварка)
Поперечные трещины в головке из-за нарушений технологии сварки в месте сварного шва
ДСТ.26.4
Рисунок (не приводится)
Элементы с трещинами любой величины считаются остродефектными и должны быть немедленно заменены
Смятие головки из-за недостаточной прочности металла сварного шва или нарушения технологии сварки
ДСТ.46.4
Рисунок (не приводится)
Глубина смятия до 1 мм
Трещины в шейке в месте сварного шва из-за нарушения технологии сварки
ДСТ.56.4
Рисунок (не приводится)
Элементы с трещинами любой величины считаются остродефектными и должны быть немедленно заменены
Трещины в подошве из-за нарушения технологии сварки рельсов в месте сварного шва
ДСТ.66.4
Рисунок (не приводится)
Элементы с трещинами любой величины считаются остродефектными и должны быть немедленно заменены
Примечание:
1. При выкрашивании гребнеообразного наплыва остряка в сторону рамного рельса зашлифовывается зона выкрашивания и остряки продолжают эксплуатироваться до плановой замены под усиленным наблюдением (кроме случая, когда остряки считаются остродефектными) - дефект ДО.11.2.
При выкрашивании остряков от острия до первой стрелочной тяги и выкрашивании острия подвижного сердечника дефектные элементы зашлифовываются с проверкой шаблоном КОР - дефекты ДО.14.2 и ДСН.14.2 согласно временным техническим Указаниям по устранению возникающих при эксплуатации дефектов остряков стрелочных переводов шлифовкой в пути.
2. Седловины на усовике и на сердечнике в узкой его части устраняются шлифованием, после чего они продолжают эксплуатироваться. При невозможности полностью устранить неровность дефектные крестовины подлежат плановой замене
4.2. Маркировка дефектных и остродефектных элементов производится следующим образом:
а) остряки маркируются с внутренней стороны колеи на расстоянии 1 м от корневого стыка, непосредственно против дефекта маркировка производится также с внутренней стороны колеи;
б) рамные рельсы маркируются с внутренней стороны на расстоянии около 1 м от переднего стыка, против дефекта маркировка производится с наружной стороны колеи;
в) крестовины маркируются на обоих хвостовых концах усовиков, против дефекта маркировка производится на той стороне крестовины, на которой появился дефект.
5. СКОРОСТИ ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ ПО СТРЕЛОЧНЫМ ПЕРЕВОДАМ
ПРИ НАЛИЧИИ РАЗЛИЧНОГО РОДА НЕИСПРАВНОСТЕЙ
5.1. При состоянии элементов стрелочных переводов по износу в соответствии с таблицей 4.1, по дефектам в соответствии с таблицей 4.2 настоящей Инструкции их эксплуатация производится без ограничения скоростей.
5.2. При состоянии элементов стрелочных переводов по износам, свыше регламентированных в таблице 4.1, и размерах дефектов, свыше регламентированных таблицей 4.2, скорости движения по стрелочным переводам лимитируются Классификатором дефектов и повреждений.
5.3. По стрелочным переводам, имеющим величины износов стрелок и крестовин, превышающие допускаемые настоящей Инструкцией, на период до замены элементов допускаемые скорости, не должны превышать значений, приведенных в таблице 5.1.
Таблица 5.1
МАКСИМАЛЬНЫЕ ДОПУСКАЕМЫЕ СКОРОСТИ ДВИЖЕНИЯ ПО КРЕСТОВИНАМ
И СТРЕЛКАМ, ИМЕЮЩИМ ИЗНОС, В ТОМ ЧИСЛЕ СВЕРХ НОРМИРУЕМОГО,
НА ПЕРИОД ДО ИХ ЗАМЕНЫ В ПЛАНОВОМ ПОРЯДКЕ
Категории поездов
Допускаемые скорости, км/ч, при вертикальном износе крестовин и стрелок, мм
До 4,0
4,1 - 5,0
5,1 - 6,0
6,1 - 8,0
8,1 - 10,0
Грузовые
90
70
60
Пассажирские и электросекции
Ограничивается конструкционной скоростью
80
70
Скоростные
200
140
100
80
Высокоскоростные специальные
250
200
180
120
80
Примечание - При установлении допускаемых скоростей следует учитывать фактическое состояние стрелочных переводов, в том числе: общий пропущенный тоннаж, состояние переводных брусьев и балластного слоя, наличие седловин и выкрашиваний на поверхности катания крестовин
5.4. При выходе подошвы рельса из реборд подкладок на трех переводных брусьях подряд - скорость движения поездов ограничивается до 60 км/ч по прямому и до 25 км/ч по боковому пути стрелочного перевода; на четырех шпалах или брусьях - до 40 км/ч по прямому и закрывается движение по боковому пути; на пяти шпалах или брусьях - закрывается движение во всех случаях.
5.5. При обнаружении сверхнормативных зазоров более 4 мм между шейкой остряка стрелки или подвижного сердечника крестовины и упорными накладками, а также между подошвой остряка или подвижного сердечника и подушками, неисправность должна устраняться незамедлительно. До устранения неисправности ограничивается скорость движения поездов с учетом фактического состояния стрелочного перевода и условий его эксплуатации, но не более 50 км/ч.
5.6. На закрестовинных и переводных кривых при понижении наружной нити по отношению к внутренней более 20 мм скорость движения поездов уменьшается до 15 км/ч, а более 40 мм - движение закрывается.
5.7. На стрелочных переводах при наличии дефектных переводных брусьев (I - II группы согласно требованиям Технических указаний по ведению шпального хозяйства с железобетонными шпалами) скорости движения поездов устанавливаются в соответствии с таблицей 5.2, исходя из общего их числа.
Таблица 5.2
СКОРОСТИ ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ ПО СТРЕЛОЧНЫМ ПЕРЕВОДАМ
В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СОСТОЯНИЯ ПЕРЕВОДНЫХ БРУСЬЕВ
Количество дефектных брусьев подряд
Направление движения
Допускаемая скорость, км/ч
2
Прямое
80
3
50
4
25
5 и более
15 или закрытие движения <*>
4
Боковое
25
5 и более
15 или закрытие движения <*>
6. ШЛИФОВКА РАБОЧИХ ПОВЕРХНОСТЕЙ РЕЛЬСОВЫХ ЭЛЕМЕНТОВ
СТРЕЛОЧНЫХ ПЕРЕВОДОВ
6.1. Шлифовка рабочих поверхностей катания рельсовых элементов стрелочных переводов предназначена для уменьшения неровностей, а также ликвидации или уменьшения выкрашиваний, седловин и пробоксовок, образовавшихся во время эксплуатации и при сварке стыков.
Эти работы можно выполнять с применением рельсошлифовальной машины.
Периодичность шлифовки стрелочных переводов назначается в зависимости от интенсивности развития неровностей и дефектов. При отсутствии фактических данных о величинах и интенсивности износа элементов стрелочных переводов и образования выкрашиваний на поверхности катания головок рельсовых элементов планирование работ РШП по шлифовке стрелочных переводов целесообразно производить с периодичностью наработки тоннажа 30 - 50 млн. т брутто груза.
6.2. Шлифовка стрелочных переводов назначается при величине неровностей (вне зон перекатывания колес на стрелке и крестовине) более 0,3 мм.
Перед проведением шлифовки стрелочный перевод и прилегающие участки пути перед стрелочным переводом и после него (25 - 30 м в каждую сторону) должны быть подготовлены к работе РШМ RR-16.
Путь в пределах участка работы шлифовальной машины должен быть приведен в состояние, отвечающее требованиям действующих нормативов. Стыковые и клеммные болты должны быть затянуты. Путевые рельсосмазыватели должны быть выключены.
6.3. С помощью комплекта измерительных приборов (тележки для измерения неровностей и волнообразного износа рельсов, измерительные линейки с базой 1 м, профилографы, штангеньциркули) производится регистрация параметров продольного и поперечного профилей поверхностей катания рельсовых элементов:
- величины неровностей (на базе измерения 1 м);
- величины вертикального и бокового износа рельсовых элементов в местах контроля согласно Инструкции по текущему содержанию железнодорожного пути;
- глубина и место расположения выкрашиваний на поверхности катания рельсовых элементов.
Наплывы на головке остряка со стороны рамного рельса ликвидируются ручными шлифовальными средствами. Таким же образом убираются наплывы на изношенной рабочей грани головки остряка в зоне перекатывания колес подвижного состава. После шлифовки стрелка проверяется на отжим на 2 и 4 мм.
6.4. Исходя из фактического состояния стрелочного перевода определяются параметры шлифования, ремонтные профили (рисунки 6.1 и 6.2) и программы работы РШМ.
Профильная шлифовка стрелочных переводов должна обеспечивать:
- формирование ремонтных профилей на поверхности катания головок рельсов, остряков, сердечников крестовин по всей их длине (за исключением зоны от острия до сечения остряка с шириной головки 50 мм, а также усовика и сердечника от горла крестовины до сечения сердечника 50 мм);
- уменьшение неровностей до установленных пределов;
- безопасное взаимное положение головок остряка и рамного рельса, а также подвижного сердечника и усовиков контролируется шаблоном КОР;
- ликвидацию выкрашиваний на головке рельсовых элементов глубиной до 0,5 мм.
6.5. До и после проведения работ по шлифовке должен производиться контроль продольного профиля на стрелочном переводе измерительной тележкой РШМ.
Контроль неровностей в контрольных сечениях (рисунок 6.3) производится с помощью специальной тележки или линейки с базой 1 м и штангенциркуля.
Контроль поперечного сечения и угла наклона поверхности катания головки рельса на соответствие ремонтному профилю производится профилографом DQM, имеющимся в комплекте РШМ RR-16.
По результатам обмеров стрелочного перевода заполняется таблица с результатами обмеров и составляется акт приемки.
Данные акта приемки должны быть использованы при планировании дальнейших работ по шлифовке стрелочных переводов.