Главная // Актуальные документы // ГОСТ (Государственный стандарт)СПРАВКА
Источник публикации
М.: Стандартинформ, 2006
Примечание к документу
С 1 июля 2003 года до вступления в силу технических регламентов акты федеральных органов исполнительной власти в сфере технического регулирования носят рекомендательный характер и подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям, указанным в
пункте 1 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ.
Документ
введен в действие с 1 января 1977 года.
Взамен ГОСТ 11284-65.
Название документа
"ГОСТ 11284-75. Межгосударственный стандарт. Отверстия сквозные под крепежные детали. Размеры"
(введен в действие Постановлением Госстандарта СССР от 14.11.1975 N 3134)
(ред. от 01.12.1981)
"ГОСТ 11284-75. Межгосударственный стандарт. Отверстия сквозные под крепежные детали. Размеры"
(введен в действие Постановлением Госстандарта СССР от 14.11.1975 N 3134)
(ред. от 01.12.1981)
Постановлением Государственного
комитета стандартов
Совета Министров СССР
от 14 ноября 1975 г. N 3134
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
ОТВЕРСТИЯ СКВОЗНЫЕ ПОД КРЕПЕЖНЫЕ ДЕТАЛИ
РАЗМЕРЫ
Through holes for fasteners. Dimensions
ГОСТ 11284-75
| | Список изменяющих документов (в ред. Изменения N 1, утв. в декабре 1981 г.) | |
Взамен
ГОСТ 11284-65
Постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 14 ноября 1975 г. N 3134 дата введения установлена
1 января 1977 года
Ограничение срока действия снято по протоколу N 7-95 Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (ИУС 11-95)
Издание с Изменением N 1, утвержденным в декабре 1981 г. (ИУС 2-82)
1. Настоящий стандарт устанавливает размеры сквозных отверстий под болты, винты, шпильки и заклепки с диаметрами стержней от 1,0 до 160 мм, применяемых для соединения деталей с зазорами.
2. Размеры сквозных отверстий должны соответствовать указанным на чертеже и в
таблице.
мм
Диаметр стержня крепежных деталей d | Диаметр сквозного отверстия dh | Диаметр стержня крепежных деталей d | Диаметр сквозного отверстия dh |
1-й ряд | 2-й ряд | 3-й ряд | 1-й ряд | 2-й ряд | 3-й ряд |
1,0 | 1,1 | 1,2 | 1,3 | 8,0 | 8,4 | 9,0 | 10,0 |
1,2 | 1,3 | 1,4 | 1,5 | 10,0 | 10,5 | 11,0 | 12,0 |
1,4 | 1,5 | 1,6 | 1,8 | 12,0 | 13,0 | 14,0 (13,5) | 15,0 (14,5) |
1,6 | 1,7 | 1,8 | 2,0 | 14,0 | 15,0 | 16,0 (15,5) | 17,0 (16,5) |
1,8 | 2,0 | 2,1 | 2,2 | 16,0 | 17,0 | 18,0 (17,5) | 19,0 (18,5) |
2,0 | 2,2 | 2,4 | 2,6 | 18,0 | 19,0 | 20,0 | 21,0 |
2,5 | 2,7 | 2,9 | 3,1 | 20,0 | 21,0 | 22,0 | 24,0 |
3,0 | 3,2 | 3,4 | 3,6 | 22,0 | 23,0 | 24,0 | 26,0 |
3,5 | 3,7 | 3,9 | 4,2 | 24,0 | 25,0 | 26,0 | 28,0 |
4,0 | 4,3 | 4,5 | 4,8 | 27,0 | 28,0 | 30,0 | 32,0 |
4,5 | 4,8 | 5,0 | 5,3 | 30,0 | 31,0 | 33,0 | 35,0 |
5,0 | 5,3 | 5,5 | 5,8 | 33,0 | 34,0 | 36,0 | 38,0 |
6,0 | 6,4 | 6,6 | 7,0 | 36,0 | 37,0 | 39,0 | 42,0 |
7,0 | 7,4 | 7,6 | 8,0 | 39,0 | 40,0 | 42,0 | 45,0 |
Продолжение табл.
мм
Диаметр стержня крепежных деталей d | Диаметр сквозного отверстия dh | Диаметр стержня крепежных деталей d | Диаметр сквозного отверстия dh |
1-й ряд | 2-й ряд | 3-й ряд | 1-й ряд | 2-й ряд | 3-й ряд |
42,0 | 43,0 | 45,0 | 48,0 | 90 | 93 | 96 | 101 |
45,0 | 46,0 | 48,0 | 52,0 | 95 | 98 | 101 | 107 |
48,0 | 50,0 | 52,0 | 56,0 | 100 | 104 | 107 | 112 |
52,0 | 54,0 | 56,0 | 62,0 | 105 | 109 | 112 | 117 |
56 | 58 | 62 | 66 | 110 | 114 | 117 | 122 |
60 | 62 | 66 | 70 | 115 | 119 | 122 | 127 |
64 | 66 | 70 | 74 | 120 | 124 | 127 | 132 |
68 | 70 | 74 | 78 | 125 | 129 | 132 | 137 |
72 | 74 | 78 | 82 | 130 | 134 | 137 | 144 |
76 | 78 | 82 | 86 | 140 | 144 | 147 | 155 |
80 | 82 | 86 | 91 | 150 | 155 | 158 | 165 |
85 | 87 | 91 | 96 | 160 | 165 | 168 | 175 |
Примечания:
1. 3-й ряд отверстий не допускается применять для заклепочных соединений.
2.
Рекомендации по выбору рядов сквозных отверстий приведены в приложении.
3. Размеры в скобках применять не рекомендуется.
3. Предельные отклонения диаметров отверстий:
для 1-го ряда - Н12;
для 2-го ряда - Н13;
для 3-го ряда - Н14.
1 - 3. (Измененная редакция, Изм. N 1).
4. При необходимости следует устранить контакт кромки отверстия с радиусом под головкой крепежной детали; отверстие рекомендуется раззенковывать.
(Введен дополнительно, Изм. N 1).
Рекомендуемое
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫБОРУ РЯДОВ СКВОЗНЫХ ОТВЕРСТИЙ
1. При независимой обработке отверстий каждой детали соединения с расстоянием между осями наиболее удаленных отверстий менее 500 мм, для соединений, к которым предъявляются лишь требования собираемости, ряды сквозных отверстий рекомендуется выбирать по приводимой ниже
таблице.
Тип соединения

Количество и расположение отверстий | Способ образования отверстий | Тип соединения | Рекомендуемый ряд сквозных отверстий |
Любое количество отверстий и любое их расположение | Обработка отверстий по кондукторам | I и II | 1-й ряд |
а - отверстия расположены в один ряд и координированы относительно оси отверстия или базовой плоскости | Пробивка отверстий штампами повышенной точности, литье под давлением и литье по выплавляемым моделям повышенной точности | I |
II | 2-й ряд |
б - отверстия (с числом до четырех) расположены в два ряда и координированы относительно их осей | Обработка отверстий по разметке, пробивка штампами обычной точности, литье нормальной точности | I | 2-й ряд |
II | 3-й ряд |
а - отверстия расположены в два и более ряда и координированы относительно осей отверстий или базовых плоскостей б - отверстия расположены по окружности | Пробивка отверстий штампами повышенной точности, литье под давлением и литье по выплавляемым моделям повышенной точности | I и II | 2-й ряд |
Обработка отверстий по разметке, пробивка штампами обычной точности, литье нормальной точности | I | 3-й ряд |
2. Для соединений, к которым предъявляются требования собираемости и дополнительные требования обеспечения определенной степени относительного перемещения деталей, а также для соединений, к которым предъявляются лишь требования собираемости, но с расстояниями между осями наиболее удаленных отверстий в деталях 500 мм и более, допускается принимать более грубые (по сравнению с рекомендуемыми в
таблице) ряды сквозных отверстий.
3. При совместной обработке отверстий в деталях соединения (для заклепочных и неразбираемых болтовых соединений) номинальный диаметр сквозного отверстия рекомендуется принимать равным наибольшему предельному размеру диаметра стержня крепежной детали. При этом отверстия должны быть раззенкованы на размер, соответствующий переходному радиусу между головкой и стержнем.