Главная // Актуальные документы // ГОСТ (Государственный стандарт)
СПРАВКА
Источник публикации
М.: Стандартинформ, 2009
Примечание к документу
Введен в действие с 1 июля 2009 года.

Взамен ГОСТ 28813-90.
Название документа
"ГОСТ ИСО 4383-2006. Подшипники скольжения. Многослойные материалы для тонкостенных подшипников скольжения"
(введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 25.12.2008 N 685-ст)

"ГОСТ ИСО 4383-2006. Подшипники скольжения. Многослойные материалы для тонкостенных подшипников скольжения"
(введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 25.12.2008 N 685-ст)


Содержание


Введен в действие
Приказом Ростехрегулирования
от 25 декабря 2008 г. N 685-ст
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
ПОДШИПНИКИ СКОЛЬЖЕНИЯ
МНОГОСЛОЙНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
ДЛЯ ТОНКОСТЕННЫХ ПОДШИПНИКОВ СКОЛЬЖЕНИЯ
ISO 4383:2000
Plain bearings. Multilayer materials
for thin-walled plain bearings
(IDT)
ГОСТ ИСО 4383-2006
Группа Г16
МКС 21.100.10;
ОКП 41 7000
Предисловие
Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-97 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Порядок разработки, принятия, применения, обновления и отмены".
Сведения о стандарте
1. Подготовлен Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации и сертификации в машиностроении (ВНИИНМАШ) Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии на основе собственного аутентичного перевода стандарта, указанного в пункте 4.
2. Внесен Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 344 "Подшипники скольжения".
3. Принят Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (Протокол N 29 от 24 июня 2006 г.).
За принятие проголосовали:
┌────────────────────┬────────────────────┬───────────────────────────────┐
│Краткое наименование│ Код страны по │ Сокращенное наименование │
│ страны по │МК (ИСО 3166) 004-97│ национального органа │
│МК (ИСО 3166) 004-97│ │ по стандартизации │
├────────────────────┼────────────────────┼───────────────────────────────┤
│Азербайджан │ AZ │Азстандарт │
ИС МЕГАНОРМ: примечание.
Текст дан в соответствии с официальным текстом документа.
│Армения │ AM │ │
│Беларусь │ BY │Госстандарт Республики Беларусь│
│Грузия │ GE │Грузстандарт │
│Казахстан │ KZ │Госстандарт Республики │
│ │ │Казахстан │
│Киргизия │ KG │Кыргызстандарт │
│Молдова │ MD │Молдова-Стандарт │
│Российская Федерация│ RU │Федеральное агентство по │
│ │ │техническому регулированию │
│ │ │и метрологии │
│Таджикистан │ TJ │Таджикстандарт │
│Туркменистан │ TM │Главгосслужба │
│ │ │"Туркменстандартлары" │
│Узбекистан │ UZ │Узстандарт │
│Украина │ UA │Госпотребстандарт Украины │
└────────────────────┴────────────────────┴───────────────────────────────┘
4. Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 4383:2000 "Подшипники скольжения. Многослойные материалы для тонкостенных подшипников скольжения" (ISO 4383:2000 "Plain bearings. Multilayer materials for thin-walled plain bearings", IDT).
5. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 25 декабря 2008 г. N 685-ст межгосударственный стандарт ГОСТ ИСО 4383:2006 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июля 2009 г.
6. Взамен ГОСТ 28813-90.
Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта публикуется в указателе "Национальные стандарты".
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в указателе "Национальные стандарты", а текст изменений - в информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована в информационном указателе "Национальные стандарты".
1. Область применения
Настоящий стандарт устанавливает основные требования к многослойным материалам, применяемым для изготовления тонкостенных подшипников скольжения (вкладышей, втулок, упорных колец). Многослойный материал состоит из стальной основы и слоя подшипникового материала (литого, спеченного, накатанного). Возможен приработочный слой, полученный методом электролитического осаждения.
Примечание. Влияние окружающей среды будет ограничивать применение некоторых материалов, например свинца.
2. Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие международные стандарты:
ИСО 4381-2000 <1>. Подшипники скольжения. Литейные свинцовистые и оловянистые сплавы для многослойных подшипников скольжения
ИСО 4382-1-1991 <1>. Подшипники скольжения. Медные сплавы. Часть 1. Литейные медные сплавы для сплошных и многослойных толстостенных подшипников скольжения
ИСО 6691-2000 <1>. Термопластические полимеры для подшипников скольжения. Классификация и обозначение
--------------------------------
<1> Перевод международного стандарта находится в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов.
ИСО 4384-1-82. Подшипники скольжения. Испытания на твердость подшипниковых материалов. Часть 1. Композиционные материалы [ГОСТ 29212-91 (ИСО 4384-1-82), IDT].
3. Технические требования
3.1. Химический состав подшипникового слоя
Химический состав материалов должен соответствовать требованиям, приведенным в таблицах 1 - 5, где одиночные числа означают максимальные значения.
Таблица 1
Сплавы на основе свинца и олова (см. ИСО 4381)
┌────────────────┬────────────────────────────────────────────────────────┐
│ Химический │ Химический состав, % │
│ элемент ├─────────────┬─────────────┬──────────────┬─────────────┤
│ │ PbSb10Sn6 │ PbSb15SnAs │ PbSb15Sn10 │ SnSb8Cu4 │
├────────────────┼─────────────┼─────────────┼──────────────┼─────────────┤
│ Pb │ Остальное │ Остальное │ Остальное │ 0,35 │
│ Sb │ 9 - 11 │ 13,5 - 15,5 │ 14 - 16 │ 7 - 8 │
│ Sn │ 5 - 7 │ 0,9 - 1,7 │ 9 - 11 │ Остальное │
│ Cu │ 0,7 │ 0,7 │ 0,7 │ 3 - 4 │
│ As │ 0,25 │ 0,8 - 1,2 │ 0,6 │ 0,1 │
│ Bi │ 0,1 │ 0,1 │ 0,1 │ 0,08 │
│ Zn │ 0,01 │ 0,01 │ 0,01 │ 0,01 │
│ Al │ 0,01 │ 0,01 │ 0,01 │ 0,01 │
│ Fe │ 0,1 │ 0,1 │ 0,1 │ 0,1 │
│Другие элементы │ 0,2 │ 0,2 │ 0,2 │ 0,2 │
└────────────────┴─────────────┴─────────────┴──────────────┴─────────────┘
Таблица 2
Сплавы на основе меди
┌──────────┬──────────────────────────────────────────────────────────────┐
│Химический│ Химический состав, % │
│ элемент ├──────────────┬───────────┬────────────┬───────────┬──────────┤
│ │CuPb10Sn10 <1>│ CuPb17Sn5 │ CuPb24Sn4 │ CuPb24Sn │ CuPb30 │
│ │ (G - литой, │(G - литой)│(G - литой, │(G - литой,│ (P - │
│ │P - спеченный)│ │ P - │ P - │спеченный)│
│ │ │ │ спеченный) │спеченный) │ │
├──────────┼──────────────┼───────────┼────────────┼───────────┼──────────┤
│ Cu │ Остальное │ Остальное │ Остальное │ Остальное │Остальное │
│ Pb │ 9 - 11 │ 14 - 20 │ 19 - 27 │ 19 - 27 │ 26 - 33 │
│ Sn │ 9 - 11 │ 4 - 6 │ 3 - 4,5 │ 0,6 - 2 │ 0,5 │
│ Zn │ 0,5 │ 0,5 │ 0,5 │ 0,5 │ 0,5 │
│ P │ 0,1 │ 0,1 │ 0,1 │ 0,1 │ 0,1 │
│ Fe │ 0,7 │ 0,7 │ 0,7 │ 0,7 │ 0,7 │
│ Ni │ 0,5 │ 0,5 │ 0,5 │ 0,5 │ 0,5 │
│ Sb │ 0,5 │ 0,5 │ 0,5 │ 0,5 │ 0,5 │
│ Другие │ 0,5 │ 0,5 │ 0,5 │ 0,5 │ 0,5 │
│ элементы │ │ │ │ │ │
├──────────┴──────────────┴───────────┴────────────┴───────────┴──────────┤
│ <1> Химический состав этого сплава отличается от соответствующего│
│сплава для сплошных и толстостенных подшипников скольжения│
│(см. ИСО 4382-1). │
└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
Таблица 3
Сплавы на основе алюминия
┌────────────────┬────────────────────────────────────────────────────────┐
│ Химический │ Химический состав, % │
│ элемент ├─────────────┬─────────────┬──────────────┬─────────────┤
│ │ AlSn20Cu │ AlSn6Cu │ AlSn11Cu │ AlZn5Si1, │
│ │ │ │ │ 5Cu1Pb1Mg │
├────────────────┼─────────────┼─────────────┼──────────────┼─────────────┤
│ Al │ Остальное │ Остальное │ Остальное │ Остальное │
│ Cu │ 0,7 - 1,3 │ 0,7 - 1,3 │ 0,7 - 1,3 │ 0,8 - 1,2 │
│ Sn │ 16,5 - 22,5 │ 5,5 - 7 │ 0,2 │ 0,2 │
│ Ni │ 0,1 │ 1,3 │ 0,1 │ 0,2 │
│ Si │ 0,7 <1> │ 0,7 <1> │ 10 - 12 │ 1 - 2 │
│ Fe │ 0,7 <1> │ 0,7 <1> │ 0,3 │ 0,6 │
│ Mn │ 0,7 <1> │ 0,7 <1> │ 0,1 │ 0,3 │
│ Ti │ 0,2 │ 0,2 │ 0,1 │ 0,2 │
│ Pb │ - │ - │ - │ 0,7 - 1,3 │
│ Zn │ - │ - │ - │ 4,4 - 5,5 │
│ Mg │ - │ - │ - │ 0,6 │
│Другие элементы │ 0,5 │ 0,5 │ 0,3 │ 0,4 │
├────────────────┴─────────────┴─────────────┴──────────────┴─────────────┤
│ <1> Общее содержание Si + Fe + Mn не должно превышать 1%. │
└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
Таблица 4
Приработочная поверхность спеченной бронзы с полимером
┌─────────────────────────────────┬───────────────────────────────────────┐
│ Химический элемент │ Химический состав, % │
│ ├───────────────────────┬───────────────┤
│ │ CuSn10 │ CuPb10Sn10 │
├─────────────────────────────────┼───────────────────────┼───────────────┤
│ Cu │ Остальное │ Остальное │
│ Pb │ - │ 9 - 12 │
│ Sn │ 9 - 12 │ 9 - 12 │
│ P │ 0,3 │ 0,3 │
│ Другие элементы │ 0,5 │ 0,5 │
├─────────────────────────────────┼───────┬───────┬───────┼───────┬───────┤
│ Приработочная поверхность и │ PTFE │ POM │ PVDF │ PTFE │ PVDF │
│полимер, пропитанный наполнителем│ │ │ │ │ │
│от трения и износа (см. ИСО 6691)│ │ │ │ │ │
├─────────────────────────────────┼───────┴───────┴───────┴───────┴───────┤
│ Пористая спеченная бронза │ Пористость 20% - 45% │
└─────────────────────────────────┴───────────────────────────────────────┘
Таблица 5
Приработочные слои
┌───────────────────┬─────────────────────────────────────────────────────┐
│Химический элемент │ Химический состав, % │
│ ├─────────────────┬─────────────────┬─────────────────┤
│ │ PbSn10Cu2 │ PbSn10 │ PbIn7 │
├───────────────────┼─────────────────┼─────────────────┼─────────────────┤
│ Pb │ Остальное │ Остальное │ Остальное │
│ Sn │ 8 - 12 │ 8 - 12 │ - │
│ Cu │ 1 - 3 │ - │ - │
│ In │ - │ - │ 5 - 10 │
│ Другие элементы │ 0,5 │ 0,5 │ 0,5 │
└───────────────────┴─────────────────┴─────────────────┴─────────────────┘
3.2. Стальная основа
Химический состав стали для основы устанавливают по согласованию между изготовителем и потребителем. В основном применяют малоуглеродистую сталь.
Для композитных материалов бронза/полимер, указанных в таблице 4, в качестве основы может быть использована сталь с медным покрытием.
3.3. Подшипниковый слой
Подшипниковый слой на основе олова и свинца должен соответствовать требованиям, указанным в таблице 1.
Подшипниковый слой на основе меди должен соответствовать требованиям, указанным в таблице 2.
Подшипниковый слой на основе алюминия должен соответствовать требованиям, указанным в таблице 3.
Подшипниковый слой на основе спеченной бронзы и полимеров должен соответствовать требованиям, указанным в таблице 4.
Примечание. Разработаны новые материалы на основе алюминия, содержащие алюминий и кремний или марганец, а также мягкие материалы, такие как свинец или олово.
3.4. Приработочный слой, соответствующий требованиям, указанным в таблице 5, может быть использован для подшипниковых слоев, как указано в таблице А.2.
Толщину приработочного слоя и любых промежуточных слоев между подшипниковым слоем и приработочным слоем устанавливают по согласованию между изготовителем и потребителем.
3.5. Свойства и выбор материалов
Рекомендации по твердости подшипникового материала в форме полосы и применению подшипниковых материалов приведены в Приложении А.
4. Обозначение
Пример условного обозначения многослойного материала, состоящего из стальной основы, литого (G) подшипникового сплава CuPb24Sn и приработочного слоя PbSn10Cu2:
Подшипниковый сплав ГОСТ ИСО 4383-2006 - G - CuPb24Sn - PbSn10Cu2
Приложение А
(справочное)
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО СВОЙСТВАМ И ВЫБОРУ МАТЕРИАЛОВ
Таблица А.1
Твердость подшипникового материала в форме полосы
┌─────────────────────┬────────────┬────────────┬────────────┬────────────┐
│ Подшипниковый сплав │ Литой │ Спеченный │Прокатанный │Специальной │
│ │ │ │и отожженный│ обработки │
├─────────────────────┼────────────┼────────────┼────────────┼────────────┤
│PbSb10Sn6 │ 19 - 23 HV │ - │ - │ 15 - 19 HV │
│PbSb15SnAs │ 16 - 20 HV │ - │ - │ - │
│PbSb15Sn10 │ 18 - 23 HV │ - │ - │ - │
│SnSb8Cu4 │ 17 - 24 HV │ - │ - │ - │
│CuPb10Sn10 │ 70 - 130 HB│ 60 - 90 HB │ - │60 - 140 HB │
│CuPb17Sn5 │ 60 - 95 HB │ - │ - │ - │
│CuPb24Sn4 │ 60 - 90 HB │ 45 - 70 HB │ - │45 - 120 HB │
│CuPb24Sn │ 55 - 80 HB │ 40 - 60 HB │ - │40 - 110 HB │
│CuPb30 │ - │ 30 - 45 HB │ - │ - │
│AlSn20Cu │ - │ - │ 30 - 40 HB │ 45 - 60 HB │
│AlSn6Cu │ - │ - │ 35 - 45 HB │ - │
│AlSi11Cu │ - │ - │ 45 - 60 HB │ - │
│AlZn5Si1, 5Cu1Pb1Mg │ - │ - │ 45 - 70 HB │70 - 100 HB │
├─────────────────────┴────────────┴────────────┴────────────┴────────────┤
│ Примечание. Значения твердости могут быть увеличены прокаткой с малым│
│обжатием. Испытания проводят в соответствии с ИСО 4384-1. │
└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
Таблица А.2
Рекомендации по использованию подшипниковых материалов
и выбору твердости сопряженной детали подшипника (вала)
Подшипниковый
сплав
(приработочный
слой)
Характеристики и основные рекомендации
по использованию в высокоскоростных
двигателях
Мини-
мальная
твердость
вала <1>
PbSb10Sn6
PbSb15SnAs
PbSb15Sn10
Мягкий, стойкий к коррозии, имеет относительно
хорошие характеристики при несовершенной смазке,
низкая усталостная прочность, работает с
твердыми и мягкими валами. Незначительно
нагруженные коренные и шатунные подшипники,
втулки, упорные кольца
180 HB
SnSb8Cu4
Мягкий, стойкий к коррозии, имеет лучшие
рабочие характеристики среди всех подшипниковых
сплавов при несовершенной смазке, низкая
усталостная прочность, работает с твердыми
и мягкими валами. Незначительно нагруженные
коренные и шатунные подшипники, втулки, упорные
кольца
220 HB
CuPb10Sn10
Очень высокая усталостная прочность и
значительная стойкость к ударным нагрузкам,
хорошая стойкость к коррозии, предпочтительно
использование с твердыми валами. Свертные
втулки, упорные кольца, втулки верхней головки
шатуна
53 HRC
CuPb17Sn5
Очень высокая усталостная прочность и
значительная стойкость к ударным нагрузкам,
используется с твердыми валами, обычно
используется с приработочным покрытием в
подшипниках. Тяжело нагруженные коренные и
шатунные подшипники, втулки, упорные кольца
50 HRC
CuPb24Sn4
Высокая усталостная прочность и стойкость
к ударным нагрузкам, применяется для
высокоскоростных валов, выполняющих
колебательное или вращательное движение,
работает с твердыми валами, обычно покрывается
приработочным покрытием, когда используется в
качестве подшипника. Свертные втулки, упорные
кольца, коренные и шатунные подшипники
48 HRC
CuPb24Sn
Высокая усталостная прочность литейного сплава,
удовлетворительная и высокая усталостная
прочность спеченного сплава, обычно покрывается
приработочным сплавом, когда используется
в качестве подшипника, и в этом случае может
работать с твердыми и мягкими валами,
чувствителен к коррозии при использовании
отработанной смазки при отсутствии
приработочного покрытия. Коренные и шатунные
подшипники, упорные кольца
45 HRC
CuPb30
Средняя усталостная прочность, хорошее
сопротивление к коррозии при использовании
отработанной смазки и отсутствии приработочного
покрытия, работает с твердыми валами при
сохранности приработочного покрытия. Коренные
и шатунные подшипники, свертные втулки
270 HB
AlSn20Cu
Средняя усталостная прочность, хорошее
сопротивление к коррозии, относительно хорошие
рабочие характеристики в критических условиях
смазывания, может работать с мягкими валами.
Коренные и шатунные подшипники, упорные кольца,
свертные втулки
250 HB
AlSn6Cu
Средняя усталостная прочность, хорошее
сопротивление к коррозии, обычно покрывается
приработочным покрытием и используется с
твердыми валами. Коренные и шатунные подшипники,
свертные втулки
45 HRC
AlSi11Cu
Высокая усталостная прочность, обычно
используется с приработочными покрытиями,
работает с твердыми и мягкими валами. Коренные
и шатунные подшипники
50 HRC
AlZn5Si1
5Cu1Pb1Mg
Высокая усталостная прочность, обычно
используется с приработочными покрытиями,
работает с твердыми и мягкими валами. Коренные
и шатунные подшипники
45 HRC
PbSn10Cu2
PbSb10
PbIn7
Усталостная прочность зависит от толщины,
мягкий, хорошо сопротивляется коррозии,
относительно хорошие рабочие характеристики
в критических условиях смазывания.
Применяется для коренных и шатунных
подшипников, изготовленных из сплавов на основе
меди/свинца и сплавов повышенной прочности
на алюминиевой основе
-
<1> Значения твердости для материала вала являются минимальными и
действительными для применения в высокоскоростных машинах. Рабочие
условия, в частности условия смазки, играют значительную роль, поэтому
может быть необходимо значительное различие по твердости между материалом
подшипника и вала.