Главная // Актуальные документы // ГОСТ (Государственный стандарт)
СПРАВКА
Источник публикации
В данном виде документ опубликован не был.
Первоначальный текст документа опубликован в издании
М.: Издательство стандартов, 1981.
Информацию о публикации документов, создающих данную редакцию, см. в справке к этим документам.
Примечание к документу
Документ включен в Перечень основных нормативных документов РФ и действующих стандартов, распространяющихся на деятельность авиационных предприятий ГА в области сертификации и стандартизации технической эксплуатации гражданской авиационной техники (согласовано УНПЛГ ГВС ФСНСТ 14.08.2006).

С 01.07.2003 до вступления в силу технических регламентов акты федеральных органов исполнительной власти в сфере технического регулирования носят рекомендательный характер и подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям, указанным в п. 1 ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ.

Ограничение срока действия снято по Протоколу N 3-93 Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации ("ИУС", N 5-6, 1993).

Документ утрачивает силу с 01.07.1987.

Изменение N 1, утв. Постановлением Госстандарта СССР от 19.03.1987 N 788, введено в действие с 01.07.1987.

Взамен ГОСТ 21467-76.
Название документа
"ГОСТ 21467-81. Государственный стандарт Союза ССР. Амортизаторы бортового оборудования летательных аппаратов. Типы, основные параметры, размеры и технические требования"
(введен в действие Постановлением Госстандарта СССР от 07.08.1981 N 3710)
(ред. от 19.03.1987)

"ГОСТ 21467-81. Государственный стандарт Союза ССР. Амортизаторы бортового оборудования летательных аппаратов. Типы, основные параметры, размеры и технические требования"
(введен в действие Постановлением Госстандарта СССР от 07.08.1981 N 3710)
(ред. от 19.03.1987)


Содержание


Введен в действие
Постановлением Государственного
комитета СССР по стандартам
от 7 августа 1981 г. N 3710
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
АМОРТИЗАТОРЫ БОРТОВОГО ОБОРУДОВАНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ
ТИПЫ, ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ, РАЗМЕРЫ И ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
Vehicle airborne equipment shock absorbers. Types, main
characteristics, dimensions and technical requirements
ГОСТ 21467-81
Список изменяющих документов
(в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением
Госстандарта СССР от 19.03.1987 N 788)
Группа Д15
Взамен
ГОСТ 21467-76
Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 7 августа 1981 г. N 3710 срок действия установлен
с 1 июля 1982 года
до 1 июля 1987 года
Настоящий стандарт устанавливает типы, основные параметры, размеры и технические требования к амортизаторам бортового оборудования летательных аппаратов (далее - амортизаторам), предназначенным для защиты бортового оборудования от воздействия вибрации и ударов, действующих в любом направлении.
Стандарт не распространяется на амортизаторы космических аппаратов (искусственные спутники, межпланетные станции, орбитальные корабли и станции и т.д.).
Термины, применяемые в стандарте, и пояснения к ним приведены в справочном приложении 1.
1. ТИПЫ, ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ И РАЗМЕРЫ
1.1. В зависимости от условий эксплуатации амортизаторы подразделяют на семь типов. Амортизаторы всех типов изготовляют двух исполнений: 1 - цельнометаллические; 2 - резинометаллические. Каждое исполнение амортизаторов подразделяют на 13 типоразмеров.
1.2. Основные параметры амортизаторов приведены в табл. 1.
Таблица 1
Наименование параметра
Норма для типа
1
2
3
4
5
6
7
Синусоидальная вибрация на входе амортизатора по осям OX, OY и OZ:
амплитуда ускорения, м·с-2 (g)
98,1
(10)
294
(30)
-
-
-
19,6
(2)
амплитуда перемещения, мм
1,25
2,5
5
-
-
-
2,5
диапазон частот, Гц
5 - 2000
-
-
-
5 - 500
Случайная вибрация на входе амортизатора по осям OX, OY и OZ:
среднее квадратичное ускорение, м·с-2 (g)
-
-
-
226
(23)
117
(12)
-
диапазон частот, Гц
-
-
-
1 - 2000
1 - 2000
-
Максимальный коэффициент динамичности в зоне резонанса:
для исполнения 1
4
для исполнения 2
5
Механический удар многократного действия на входе амортизатора по оси OY:
пиковое ударное ускорение, м·с-2 (g)
78
(8)
147
(15)
59
(6)
294
(30)
343
(35)
59
(6)
длительность действия ударного ускорения, мс
20
15
5 - 10
5 - 10
20
Виброудар многократного действия на входе амортизатора по осям OX, OY и OZ:
ускорение, м·с-2 (g)
-
-
-
59
(6)
294
(30)
По техническому заданию на разработку амортизаторов (далее по ТЗ)
-
время достижения максимального значения, мс
-
-
-
20
По ТЗ
-
длительность воздействия, мс
-
-
-
200
По ТЗ
-
Линейное ускорение по осям OX, OY и OZ:
значение линейного ускорения, м·с-2 (g)
98,1
(10)
147
(15)
по ТЗ
196
(20)
98,1
(10)
Примечания:
1. Обозначения и направления координатных осей - по ГОСТ 20058-80.
2. Пиковые ударные ускорения для амортизаторов типов 1 - 3 и 7 по осям OX и OZ составляют 70% от значений по оси OY.
3. Пиковые ударные ускорения для амортизаторов типов 4 - 6 по осям OX и OZ составляют 80% от значений по оси OY.
4. Требования, задаваемые по ТЗ на разработку конкретных типов амортизаторов, предъявляет заказчик.
5. Для цельнометаллических амортизаторов (исполнение 1) допускается один повторный резонанс в диапазоне высоких частот с шириной полосы .
6. Значения максимальных амплитуд выходных вибрационных ускорений в зарезонансной зоне и выходных ударных ускорений устанавливают в технических заданиях на разработку.
7. Виброзащитные характеристики амортизаторов, предназначенных для защиты самолетного оборудования, приведены в рекомендуемом приложении 2.
1.3. Диапазоны весовых нагрузок амортизаторов должны соответствовать указанным в табл. 2.
Таблица 2
Типоразмер амортизатора
Диапазон весовых нагрузок, Н (кгс)
1
0,3 - 1,2 (0,03 - 0,12)
2
1,0 - 3,5 (0,10 - 0,35)
3
3,0 - 10,0 (0,30 - 1,00)
4
8,0 - 25,0 (0,80 - 2,50)
5
20,0 - 50,0 (2,00 - 5,00)
6
45,0 - 98,0 (4,50 - 10,00)
7
88,5 - 157,0 (9,00 - 16,00)
8
147,0 - 245,0 (15,00 - 25,00)
9
215,0 - 390,0 (22,00 - 40,00)
10
343,0 - 588,0 (35,00 - 60,00)
11
538,0 - 785,0 (55,00 - 80,00)
12
735,0 - 1176,0 (75,00 - 120,00)
13
1078,0 - 1470,0 (110,00 - 150,00)
1.4. Присоединительные размеры амортизаторов должны соответствовать указанным на черт. 1 - 3 и в табл. 3.
Черт. 1
Черт. 2
Черт. 3
Таблица 3
мм
Типоразмер амортизатора
A
d
d1
d2
d3
1 - 3
25
3,2Н12
4,2Н12
М4-5Н6Н
М5-6е
4 - 6
35
4,3Н12
6,2Н12
М6-5Н6Н
М8-6е
7, 8
45
5,3Н12
10,2Н12
М10-5Н6Н
М12-6е
9, 10
54
6,4Н12
12,3Н12
М12-5Н6Н
М16-6е
11 - 13
88
8,4Н12
16,3Н12
М16-5Н6Н
М20-6е
1.5. Предельные отклонения размеров, координирующих оси отверстий - по ГОСТ 14140-81.
(в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта СССР от 19.03.1987 N 788)
1.6. Объем и масса амортизаторов должны соответствовать указанным в табл. 4.
Таблица 4
Типоразмер амортизатора
Объем, см3
Масса, кг
не более
1 - 3
15
0,025
4 - 6
60
0,060
7, 8
100
0,200
9, 10
200
0,400
11 - 13
950
1,000
Пример условного обозначения амортизатора типа 2, исполнения 1, типоразмера 3:
Амортизатор 2-1-3 ГОСТ 21467-81
2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
2.1. Амортизаторы должны быть изготовлены в соответствии с требованиями настоящего стандарта по рабочим чертежам, утвержденным в установленном порядке.
2.2. Амортизаторы должны быть стойкими, прочными и устойчивыми к внешним воздействующим факторам, характеристики которых приведены в табл. 5.
Таблица 5
Воздействующий фактор
Норма для типа
1
2
3
4
5
6
7
Синусоидальная и случайная вибрации, механический удар и виброудар многократного действия, линейное ускорение
Механический удар одиночного действия:
пиковое ударное ускорение, м·с-2 (g)
147
(15)
По ТЗ
981
(100)
1470
(150)
147
(15)
длительность действия ударного ускорения, мс
15
1 - 3
0,3 - 1
15
Виброудар одиночного действия:
ускорение, м·с-2 (g)
-
-
-
981
(100)
По ТЗ
-
время достижения максимального значения, мс
-
-
-
2
По ТЗ
-
длительность воздействия, мс
-
-
-
20
По ТЗ
-
Акустический шум:
диапазон частот, Гц
50 - 10000
уровень звукового давления относительно 2·10-5 Па), дБ
150
160
170
150
Атмосферное пониженное давление: рабочее давление до, кПа (мм рт. ст.)
0,67
(5)
По ТЗ
26,7
(200)
Повышенная температура среды, °C:
рабочая
+60
По ТЗ
+60
+55
+60
рабочая кратковременная
+70
По ТЗ
-
-
+70
предельная
+125
По ТЗ
+85
+65
+85
Пониженная температура среды, °C:
рабочая
-60
-55
-50
-60
предельная
-60
Повышенная относительная влажность, %
100
98 - 100
100
98
100
при температуре, °C
+35
+55
+35
+25
+35
Атмосферные конденсированные осадки (роса и внутреннее обледенение):
Относительная влажность при температуре 28 °C, %, не менее
95
пониженная температура, °C
-30
пониженное давление, кПа (мм рт. ст.), не менее
22,67 (170)
(введено Изменением N 1, утв. Постановлением Госстандарта СССР от 19.03.1987 N 788)
Соляной (морской) туман:
водность, г·м-3
2 - 3
температура, °C
+35
(введено Изменением N 1, утв. Постановлением Госстандарта СССР от 19.03.1987 N 788)
Статическая пыль (песок):
влажность относительная пониженная, %
50
скорость циркуляции, м·с-1
0,5 - 10,0
массовая концентрация, г·м-3
3
(введено Изменением N 1, утв. Постановлением Госстандарта СССР от 19.03.1987 N 788)
Динамическая пыль (песок):
влажность относительная пониженная, %
50
скорость циркуляции, м·с-1
10 - 15
массовая концентрация, г·м-3
5
(введено Изменением N 1, утв. Постановлением Госстандарта СССР от 19.03.1987 N 788)
Солнечное излучение:
интегральная плотность потока излучения, Вт·м-2
1125
плотность ультрафиолетового потока, Вт·м-2
68
спектр ультрафиолетового излучения, мкм
0,28 - 0,40
температура, °C
+55
(введено Изменением N 1, утв. Постановлением Госстандарта СССР от 19.03.1987 N 788)
Плесневые грибы:
повышенная влажность, %
95 - 98
температура, °C
+29
(введено Изменением N 1, утв. Постановлением Госстандарта СССР от 19.03.1987 N 788)
Примечание. Для амортизаторов 6-го типа допускается воздействие многократных ударов, превышающее установленное в табл. 5. Характеристики их должны быть оговорены в технических заданиях на разработку амортизаторов.
2.3. Амортизаторы должны быть стойкими к циклическим изменениям температур от предельной повышенной до предельной пониженной.
2.4. Амортизаторы должны быть общеклиматического исполнения.
2.5 - 2.8 Исключены с 01.07.1987. - Изменение N 1, утв. Постановлением Госстандарта СССР от 19.03.1987 N 788.
2.9. Амортизаторы в упакованном виде и в составе изделия должны быть прочными при транспортировании всеми видами транспорта на любое расстояние.
2.10. Назначенный ресурс амортизаторов должен быть:
не менее ресурса до первого ремонта летательного аппарата - для типов 1, 2, 3 и 7;
400 ч - для типов 4 и 5;
1 ч - для типа 6.
2.11. Назначенный срок службы амортизаторов всех типов - 10 лет.
2.12. Назначенный срок хранения амортизаторов всех типов - 4 года.
Приложение 1
Справочное
ТЕРМИНЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В СТАНДАРТЕ, И ПОЯСНЕНИЯ К НИМ
Термин
Пояснение
Коэффициент динамичности на заданной частоте (коэффициент динамичности)
Отношение значения максимальной амплитуды виброускорения на выходе амортизатора, нагруженного в диапазоне весовых нагрузок, к значению максимальной амплитуды виброускорения воздействующей вибрации на входе амортизатора
Назначенный ресурс
По ГОСТ 27.002-83
(в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта СССР от 19.03.1987 N 788)
Назначенный срок службы
По ГОСТ 27.002-83
(в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта СССР от 19.03.1987 N 788)
Назначенный срок хранения
По ГОСТ 27.002-83
(в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта СССР от 19.03.1987 N 788)
Длительность ударного импульса
По ГОСТ 16962-71
Спектральная плотность стационарного случайного процесса
По ГОСТ 21878-76
Приложение 2
Рекомендуемое
ВИБРОЗАЩИТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АМОРТИЗАТОРОВ
ДЛЯ САМОЛЕТНОГО ОБОРУДОВАНИЯ
По виброзащитным свойствам самолетные амортизаторы делят на низко-, средне- и высокочастотные.
Кривые A, B и C (чертеж) определяют виброзащитные свойства соответственно низко-, средне- и высокочастотных амортизаторов в относительных величинах, т.е. амплитудно-частотных характеристиках и абсолютных величинах - максимальных уровнях спектральной плотности в диапазоне высоких частот.
- коэффициент динамичности;
- максимально допустимый уровень спектральной плотности стационарного случайного процесса в диапазоне высоких частот.
Значения частот fa, fb и fc определяют при испытаниях конкретных типов амортизаторов, исходя из уровня вибрационного воздействия на входе амортизатора.
Низкочастотные амортизаторы (кривая A) используются для защиты оборудования на вертолетах.
УДК 629.7.027.24:006.354