Главная // Актуальные документы // ГОСТ (Государственный стандарт)СПРАВКА
Источник публикации
В данном виде документ опубликован не был.
Первоначальный текст документа опубликован в издании
М.: Издательство стандартов, 1981.
Информацию о публикации документов, создающих данную редакцию, см. в справке к этим документам.
Примечание к документу
Документ включен в
Перечень основных нормативных документов РФ и действующих стандартов, распространяющихся на деятельность авиационных предприятий ГА в области сертификации и стандартизации технической эксплуатации гражданской авиационной техники (согласовано УНПЛГ ГВС ФСНСТ 14.08.2006).
С 01.07.2003 до вступления в силу технических регламентов акты федеральных органов исполнительной власти в сфере технического регулирования носят рекомендательный характер и подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям, указанным в
п. 1 ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ.
Ограничение срока действия снято по Протоколу N 3-93 Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации ("ИУС", N 5-6, 1993).
Изменение N 1, утв. Постановлением Госстандарта СССР от 19.03.1987 N 788, введено в действие с 01.07.1987.
Взамен ГОСТ 21467-76.
Название документа
"ГОСТ 21467-81. Государственный стандарт Союза ССР. Амортизаторы бортового оборудования летательных аппаратов. Типы, основные параметры, размеры и технические требования"
(введен в действие Постановлением Госстандарта СССР от 07.08.1981 N 3710)
(ред. от 19.03.1987)
"ГОСТ 21467-81. Государственный стандарт Союза ССР. Амортизаторы бортового оборудования летательных аппаратов. Типы, основные параметры, размеры и технические требования"
(введен в действие Постановлением Госстандарта СССР от 07.08.1981 N 3710)
(ред. от 19.03.1987)
Постановлением Государственного
комитета СССР по стандартам
от 7 августа 1981 г. N 3710
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
АМОРТИЗАТОРЫ БОРТОВОГО ОБОРУДОВАНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ
ТИПЫ, ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ, РАЗМЕРЫ И ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
Vehicle airborne equipment shock absorbers. Types, main
characteristics, dimensions and technical requirements
ГОСТ 21467-81
| | Список изменяющих документов Госстандарта СССР от 19.03.1987 N 788) | |
Взамен
ГОСТ 21467-76
Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 7 августа 1981 г. N 3710 срок действия установлен
с 1 июля 1982 года
до 1 июля 1987 года
Настоящий стандарт устанавливает типы, основные параметры, размеры и технические требования к амортизаторам бортового оборудования летательных аппаратов (далее - амортизаторам), предназначенным для защиты бортового оборудования от воздействия вибрации и ударов, действующих в любом направлении.
Стандарт не распространяется на амортизаторы космических аппаратов (искусственные спутники, межпланетные станции, орбитальные корабли и станции и т.д.).
Термины, применяемые в стандарте, и пояснения к ним приведены в справочном
приложении 1.
1. ТИПЫ, ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ И РАЗМЕРЫ
1.1. В зависимости от условий эксплуатации амортизаторы подразделяют на семь типов. Амортизаторы всех типов изготовляют двух исполнений: 1 - цельнометаллические; 2 - резинометаллические. Каждое исполнение амортизаторов подразделяют на 13 типоразмеров.
1.2. Основные параметры амортизаторов приведены в табл. 1.
Наименование параметра | Норма для типа |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Синусоидальная вибрация на входе амортизатора по осям OX, OY и OZ: | | | | | | |
амплитуда ускорения, м·с-2 (g) | 98,1 (10) | 294 (30) | - | - | - | 19,6 (2) |
амплитуда перемещения, мм | 1,25 | 2,5 | 5 | - | - | - | 2,5 |
диапазон частот, Гц | 5 - 2000 | - | - | - | 5 - 500 |
Случайная вибрация на входе амортизатора по осям OX, OY и OZ: | | | | | | |
среднее квадратичное ускорение, м·с-2 (g) | - | - | - | 226 (23) | 117 (12) | - |
диапазон частот, Гц | - | - | - | 1 - 2000 | 1 - 2000 | - |
Максимальный коэффициент динамичности в зоне резонанса: | |
для исполнения 1 | 4 |
для исполнения 2 | 5 |
Механический удар многократного действия на входе амортизатора по оси OY: | |
пиковое ударное ускорение, м·с-2 (g) | 78 (8) | 147 (15) | 59 (6) | 294 (30) | 343 (35) | 59 (6) |
длительность действия ударного ускорения, мс | 20 | 15 | 5 - 10 | 5 - 10 | 20 |
Виброудар многократного действия на входе амортизатора по осям OX, OY и OZ: | | | | | | |
ускорение, м·с-2 (g) | - | - | - | 59 (6) | 294 (30) | По техническому заданию на разработку амортизаторов (далее по ТЗ) | - |
время достижения максимального значения, мс | - | - | - | 20 | По ТЗ | - |
длительность воздействия, мс | - | - | - | 200 | По ТЗ | - |
Линейное ускорение по осям OX, OY и OZ: | | | | | |
значение линейного ускорения, м·с-2 (g) | 98,1 (10) | 147 (15) | по ТЗ | 196 (20) | 98,1 (10) |
Примечания:
1. Обозначения и направления координатных осей - по ГОСТ 20058-80.
2. Пиковые ударные ускорения для амортизаторов типов 1 - 3 и 7 по осям OX и OZ составляют 70% от значений по оси OY.
3. Пиковые ударные ускорения для амортизаторов типов 4 - 6 по осям OX и OZ составляют 80% от значений по оси OY.
4. Требования, задаваемые по ТЗ на разработку конкретных типов амортизаторов, предъявляет заказчик.
5. Для цельнометаллических амортизаторов (исполнение 1) допускается один повторный резонанс в диапазоне высоких частот с шириной полосы

.
6. Значения максимальных амплитуд выходных вибрационных ускорений в зарезонансной зоне и выходных ударных ускорений устанавливают в технических заданиях на разработку.
7. Виброзащитные характеристики амортизаторов, предназначенных для защиты самолетного оборудования, приведены в рекомендуемом
приложении 2.
1.3. Диапазоны весовых нагрузок амортизаторов должны соответствовать указанным в табл. 2.
Таблица 2
Типоразмер амортизатора | Диапазон весовых нагрузок, Н (кгс) |
1 | 0,3 - 1,2 (0,03 - 0,12) |
2 | 1,0 - 3,5 (0,10 - 0,35) |
3 | 3,0 - 10,0 (0,30 - 1,00) |
4 | 8,0 - 25,0 (0,80 - 2,50) |
5 | 20,0 - 50,0 (2,00 - 5,00) |
6 | 45,0 - 98,0 (4,50 - 10,00) |
7 | 88,5 - 157,0 (9,00 - 16,00) |
8 | 147,0 - 245,0 (15,00 - 25,00) |
9 | 215,0 - 390,0 (22,00 - 40,00) |
10 | 343,0 - 588,0 (35,00 - 60,00) |
11 | 538,0 - 785,0 (55,00 - 80,00) |
12 | 735,0 - 1176,0 (75,00 - 120,00) |
13 | 1078,0 - 1470,0 (110,00 - 150,00) |
1.4. Присоединительные размеры амортизаторов должны соответствовать указанным на черт. 1 -
3 и в
табл. 3.
Черт. 1
Черт. 2
мм
Типоразмер амортизатора | A | d | d1 | d2 | d3 |
1 - 3 | 25 | 3,2Н12 | 4,2Н12 | М4-5Н6Н | М5-6е |
4 - 6 | 35 | 4,3Н12 | 6,2Н12 | М6-5Н6Н | М8-6е |
7, 8 | 45 | 5,3Н12 | 10,2Н12 | М10-5Н6Н | М12-6е |
9, 10 | 54 | 6,4Н12 | 12,3Н12 | М12-5Н6Н | М16-6е |
11 - 13 | 88 | 8,4Н12 | 16,3Н12 | М16-5Н6Н | М20-6е |
1.5. Предельные отклонения размеров, координирующих оси отверстий - по
ГОСТ 14140-81.
(в ред.
Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта СССР от 19.03.1987 N 788)
1.6. Объем и масса амортизаторов должны соответствовать указанным в табл. 4.
Таблица 4
Типоразмер амортизатора | Объем, см3 | Масса, кг |
не более |
1 - 3 | 15 | 0,025 |
4 - 6 | 60 | 0,060 |
7, 8 | 100 | 0,200 |
9, 10 | 200 | 0,400 |
11 - 13 | 950 | 1,000 |
Пример условного обозначения амортизатора типа 2, исполнения 1, типоразмера 3:
Амортизатор 2-1-3 ГОСТ 21467-81
2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
2.1. Амортизаторы должны быть изготовлены в соответствии с требованиями настоящего стандарта по рабочим чертежам, утвержденным в установленном порядке.
2.2. Амортизаторы должны быть стойкими, прочными и устойчивыми к внешним воздействующим факторам, характеристики которых приведены в табл. 5.
Воздействующий фактор | Норма для типа |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Синусоидальная и случайная вибрации, механический удар и виброудар многократного действия, линейное ускорение | |
Механический удар одиночного действия: | | | | | |
пиковое ударное ускорение, м·с-2 (g) | 147 (15) | По ТЗ | 981 (100) | 1470 (150) | 147 (15) |
длительность действия ударного ускорения, мс | 15 | 1 - 3 | 0,3 - 1 | 15 |
Виброудар одиночного действия: | | | | | | |
ускорение, м·с-2 (g) | - | - | - | 981 (100) | По ТЗ | - |
время достижения максимального значения, мс | - | - | - | 2 | По ТЗ | - |
длительность воздействия, мс | - | - | - | 20 | По ТЗ | - |
Акустический шум: | |
диапазон частот, Гц | 50 - 10000 |
уровень звукового давления относительно 2·10-5 Па), дБ | 150 | 160 | 170 | 150 |
Атмосферное пониженное давление: рабочее давление до, кПа (мм рт. ст.) | 0,67 (5) | По ТЗ | 26,7 (200) |
Повышенная температура среды, °C: | | | | | |
рабочая | +60 | По ТЗ | +60 | +55 | +60 |
рабочая кратковременная | +70 | По ТЗ | - | - | +70 |
предельная | +125 | По ТЗ | +85 | +65 | +85 |
Пониженная температура среды, °C: | | | | |
рабочая | -60 | -55 | -50 | -60 |
предельная | -60 |
Повышенная относительная влажность, % | 100 | 98 - 100 | 100 | 98 | 100 |
при температуре, °C | +35 | +55 | +35 | +25 | +35 |
Атмосферные конденсированные осадки (роса и внутреннее обледенение): | |
Относительная влажность при температуре 28 °C, %, не менее | 95 |
пониженная температура, °C | -30 |
пониженное давление, кПа (мм рт. ст.), не менее | 22,67 (170) |
(введено Изменением N 1, утв. Постановлением Госстандарта СССР от 19.03.1987 N 788) |
Соляной (морской) туман: | |
водность, г·м-3 | 2 - 3 |
температура, °C | +35 |
(введено Изменением N 1, утв. Постановлением Госстандарта СССР от 19.03.1987 N 788) |
Статическая пыль (песок): | |
влажность относительная пониженная, % | 50 |
скорость циркуляции, м·с-1 | 0,5 - 10,0 |
массовая концентрация, г·м-3 | 3 |
(введено Изменением N 1, утв. Постановлением Госстандарта СССР от 19.03.1987 N 788) |
Динамическая пыль (песок): | |
влажность относительная пониженная, % | 50 |
скорость циркуляции, м·с-1 | 10 - 15 |
массовая концентрация, г·м-3 | 5 |
(введено Изменением N 1, утв. Постановлением Госстандарта СССР от 19.03.1987 N 788) |
Солнечное излучение: | |
интегральная плотность потока излучения, Вт·м-2 | 1125 |
плотность ультрафиолетового потока, Вт·м-2 | 68 |
спектр ультрафиолетового излучения, мкм | 0,28 - 0,40 |
температура, °C | +55 |
(введено Изменением N 1, утв. Постановлением Госстандарта СССР от 19.03.1987 N 788) |
Плесневые грибы: | |
повышенная влажность, % | 95 - 98 |
температура, °C | +29 |
(введено Изменением N 1, утв. Постановлением Госстандарта СССР от 19.03.1987 N 788) |
Примечание. Для амортизаторов 6-го типа допускается воздействие многократных ударов, превышающее установленное в
табл. 5. Характеристики их должны быть оговорены в технических заданиях на разработку амортизаторов.
2.3. Амортизаторы должны быть стойкими к циклическим изменениям температур от предельной повышенной до предельной пониженной.
2.4. Амортизаторы должны быть общеклиматического исполнения.
2.5 - 2.8 Исключены с 01.07.1987. -
Изменение N 1, утв. Постановлением Госстандарта СССР от 19.03.1987 N 788.
2.9. Амортизаторы в упакованном виде и в составе изделия должны быть прочными при транспортировании всеми видами транспорта на любое расстояние.
2.10. Назначенный ресурс амортизаторов должен быть:
не менее ресурса до первого ремонта летательного аппарата - для типов 1, 2, 3 и 7;
400 ч - для типов 4 и 5;
1 ч - для типа 6.
2.11. Назначенный срок службы амортизаторов всех типов - 10 лет.
2.12. Назначенный срок хранения амортизаторов всех типов - 4 года.
Справочное
ТЕРМИНЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В СТАНДАРТЕ, И ПОЯСНЕНИЯ К НИМ
Термин | Пояснение |
Коэффициент динамичности на заданной частоте (коэффициент динамичности) | Отношение значения максимальной амплитуды виброускорения на выходе амортизатора, нагруженного в диапазоне весовых нагрузок, к значению максимальной амплитуды виброускорения воздействующей вибрации на входе амортизатора |
Назначенный ресурс | По ГОСТ 27.002-83 |
(в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта СССР от 19.03.1987 N 788) |
Назначенный срок службы | По ГОСТ 27.002-83 |
(в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта СССР от 19.03.1987 N 788) |
Назначенный срок хранения | По ГОСТ 27.002-83 |
(в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта СССР от 19.03.1987 N 788) |
Длительность ударного импульса | По ГОСТ 16962-71 |
Спектральная плотность стационарного случайного процесса | По ГОСТ 21878-76 |
Рекомендуемое
ВИБРОЗАЩИТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АМОРТИЗАТОРОВ
ДЛЯ САМОЛЕТНОГО ОБОРУДОВАНИЯ
По виброзащитным свойствам самолетные амортизаторы делят на низко-, средне- и высокочастотные.
Кривые A, B и C (чертеж) определяют виброзащитные свойства соответственно низко-, средне- и высокочастотных амортизаторов в относительных величинах, т.е. амплитудно-частотных характеристиках и абсолютных величинах - максимальных уровнях спектральной плотности в диапазоне высоких частот.

- коэффициент динамичности;

- максимально допустимый уровень спектральной плотности стационарного случайного процесса в диапазоне высоких частот.
Значения частот fa, fb и fc определяют при испытаниях конкретных типов амортизаторов, исходя из уровня вибрационного воздействия на входе амортизатора.
Низкочастотные амортизаторы (кривая A) используются для защиты оборудования на вертолетах.