Главная // Актуальные документы // ГОСТ (Государственный стандарт)
СПРАВКА
Источник публикации
М.: Стандартинформ, 2005
Примечание к документу
Документ включен в Перечень основных нормативных документов РФ и действующих стандартов, распространяющихся на деятельность авиационных предприятий ГА в области сертификации и стандартизации технической эксплуатации гражданской авиационной техники (согласовано УНПЛГ ГВС ФСНСТ 14.08.2006).

Документ введен в действие с 1 января 2006 года.
Название документа
"ГОСТ 23.001-2004. Межгосударственный стандарт. Обеспечение износостойкости изделий. Основные положения"
(введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 07.07.2005 N 183-ст)

"ГОСТ 23.001-2004. Межгосударственный стандарт. Обеспечение износостойкости изделий. Основные положения"
(введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 07.07.2005 N 183-ст)


Содержание


Введен в действие
Приказом Федерального
агентства по техническому
регулированию и метрологии
от 7 июля 2005 г. N 183-ст
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИЗНОСОСТОЙКОСТИ ИЗДЕЛИЙ
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Products wear resistance assurance. General principles
ГОСТ 23.001-2004
Группа Т51
МКС 03.120.10
Дата введения
1 января 2006 года
Предисловие
Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-97 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Порядок разработки, принятия, применения, обновления и отмены".
Сведения о стандарте
1. Подготовлен Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации и сертификации в машиностроении (ВНИИНМАШ) Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии.
2. Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 128 "Испытания и расчеты на прочность и ресурс".
3. Принят Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол N 25 от 26.05.2004).
За принятие проголосовали:
┌────────────────────┬─────────────────┬─────────────────────────┐
│Краткое наименование│Код страны по МК │Сокращенное наименование │
│ страны по МК (ИСО │(ИСО 3166) 004-97│ национального органа по │
│ 3166) 004-97 │ │ стандартизации │
├────────────────────┼─────────────────┼─────────────────────────┤
│Азербайджан │ AZ │Азстандарт │
│Армения │ AM │Армстандарт │
│Беларусь │ BY │Госстандарт Республики │
│ │ │Беларусь │
│Грузия │ GE │Грузстандарт │
│Казахстан │ KZ │Госстандарт Республики │
│ │ │Казахстан │
│Киргизия │ KG │Кыргызстандарт │
│Молдова │ MD │Молдова-Стандарт │
│Российская Федерация│ RU │Федеральное агентство по │
│ │ │техническому │
│ │ │регулированию и │
│ │ │метрологии │
│Таджикистан │ TJ │Таджикстандарт │
│Туркменистан │ TM │Главгосслужба │
│ │ │"Туркменстандартлары" │
│Узбекистан │ UZ │Узстандарт │
│Украина │ UA │Госпотребстандарт Украины│
└────────────────────┴─────────────────┴─────────────────────────┘
4. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 7 июля 2005 г. N 183-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 23.001-2004 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 января 2006 г.
5. Введен впервые.
Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта публикуется в указателе "Национальные стандарты".
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в указателе "Национальные стандарты", а текст изменений - в информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована в информационном указателе "Национальные стандарты".
1. Область применения
Настоящий стандарт распространяется на сопряжения, работающие в условиях трения скольжения, качения и качения с проскальзыванием.
2. Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использована ссылка на следующий межгосударственный стандарт:
ГОСТ 27674-88. Трение, изнашивание и смазка. Термины и определения.
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочного стандарта по указателю "Национальные стандарты", составленному по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3. Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 27674.
4. Критерии оценки износостойкости
4.1. Износостойкость определяется триботехническими характеристиками конструкционных и смазочных материалов и параметрами нагружения сопряжения.
4.2. Оценочным показателем износостойкости является безразмерный показатель износостойкости И, рассчитываемый по формуле:
ДЕЛЬТА L
И = --------, (4.1)
ДЕЛЬТА H
где:
ДЕЛЬТА L - интервал пути трения, измеряемый в единицах пути трения (одинаковых с ДЕЛЬТА H);
ДЕЛЬТА H - приращение линейного износа.
4.3. При неравномерном распределении износа по поверхностям трения износостойкость определяют в установленном месте (сечении, точке) или в месте наибольшего износа. При оценке износостойкости сопряжения может быть установлено также взаимное расположение контактирующих деталей.
4.4. Показатель износостойкости для конкретных условий триботехнических сопряжений определяют на основе триботехнических характеристик конструкционных и смазочных материалов и параметров сопряжения расчетным или экспериментальным методом.
4.5. Типичные значения износостойкости, режимы трения ряда деталей распространенных сопряжений приведены в Приложении А.
Приложение А
(справочное)
ТИПИЧНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ ИЗНОСОСТОЙКОСТИ, РЕЖИМЫ ТРЕНИЯ РЯДА
ДЕТАЛЕЙ ДЛЯ РАСПРОСТРАНЕННЫХ ТРИБОТЕХНИЧЕСКИХ СОПРЯЖЕНИЙ
Таблица А.1
┌────────────┬────────────┬──────────────────────────┬───────────┐
│Узел трения,│Изнашиваемая│ Условия изнашивания │Показатель │
│ тип машины │ деталь. ├─────────────┬────────────┤износостой-│
│ │Ее материал │ Контртело. │ Параметры │кости │
│ │ │ Материал │нагружения. │ │
│ │ │ │ Среда │ │
├────────────┼────────────┼─────────────┼────────────┼───────────┤
│ │ │ │ │ 12 11│
│1. Цилиндро-│Поршневое │Гильза │V = 7 - 20 │10 - 10 │
│поршневая │кольцо. │цилиндра. │м/с. │ │
│группа │Чугун серый │Чугун серый │Масло марки │ │
│двигателя ├────────────┼─────────────┤М10Г ├───────────┤
│автомобиля │ │ │ 1 │ 11 │
│ │Гильза │Поршневое │ │10 │
│ │цилиндра. │кольцо. Чугун│ │ │
│ │Чугун серый │серый │ │ │
├────────────┼────────────┼─────────────┼────────────┼───────────┤
│ │ │ │ │ 10 │
│2. Цилиндро-│Поршневое │Гильза │q = 0,4 МПа;│2 x 10 │
│поршневая │кольцо. │цилиндра. │v = 3 м/с. │ │
│группа │Графит марки│Чугун серый │Влажная │ │
│двигателя │АО-1600 │ │двуокись │ │
│компрессора │ │ │углерода │ │
│ │ │ ├────────────┼───────────┤
│ │ │ │ │ 9 │
│ │ │ │q = 8 МПа; │2 x 10 │
│ │ │ │v = 1,2 м/с.│ │
│ │ │ │Влажная │ │
│ │ │ │двуокись │ │
│ │ │ │углерода │ │
├────────────┼────────────┼─────────────┼────────────┼───────────┤
│ │ │ │ │ 10 9 │
│3. Токарный │Направляющие│Направляющие │q = 0,05 - │10 - 10 │
│станок │станины. │салазок │0,5 МПа; │ │
│ │Чугун марки │суппорта. │v = 0,01 м/с│ │
│ │СЧ21 │Чугун марки │ │ │
│ │ │СЧ21 │ │ │
├────────────┼────────────┼─────────────┼────────────┼───────────┤
│ │ │ │ │ 7 6 │
│4. Колодоч- │Тормозная │Бандаж колеса│q = 1 МПа; │10 - 10 │
│ный тормоз │колодка. │или барабан. │v = 10 м/с │ │
│ │Фрикционная │Специальный │ │ │
│ │пластмасса │чугун │ │ │
├────────────┼────────────┼─────────────┼────────────┼───────────┤
│ │ │ │ │ 10 6 │
│5. Дисковый │Тормозной │Тормозной │q = 2,5 МПа;│10 - 10 │
│тормоз │элемент. │диск. Чугун │v = 25 м/с │ │
│ │Фрикционная │легированный │ │ │
│ │пластмасса │ │ │ │
├────────────┼────────────┼─────────────┼────────────┼───────────┤
│ │ │ │ │ 9 6 │
│6. Камерный │Тормозная │Барабан. │q = 1 МПа; │10 - 10 │
│тормоз │накладка. │Сталь │v = 15 м/с │ │
│ │Фрикционная │углеродистая │ │ │
│ │пластмасса │ │ │ │
├────────────┼────────────┼─────────────┼────────────┼───────────┤
│ │ │ │ │ 8 7 │
│7. Подшипник│Вал. Сталь с│Втулка. Сталь│q = 20 MПа; │10 - 10 │
│скольжения │твердым │углеродистая │v = 0,5 м/с.│ │
│ │смазочным │ │ -8 │ │
│ │покрытием │ │Вакуум 10 │ │
│ │типа ВНИИНП │ │(температура│ │
│ │ │ │373 К) │ │
├────────────┼────────────┼─────────────┼────────────┼───────────┤
│ │ │ │ │ 8 7 │
│8. Зубчатые │Шестерня. │Зубчатое │q = 1 ГПа; │10 - 10 │
│передачи │Металлокера-│колесо. Ме- │v = 11 м/с. │ │
│мелкомодуль-│мика марки │таллокерамика│ -8 │ │
│ные │ВАМК │марки ВАМК │Вакуум 10 │ │
│ ├────────────┼─────────────┤(температура├───────────┤
│ │ │ │473 К) │ 6 5 │
│ │Шестерня. │Зубчатое │ │10 - 10 │
│ │Сталь с │колесо. Сталь│ │ │
│ │твердым │с твердым │ │ │
│ │смазочным │смазочным │ │ │
│ │покрытием │покрытием │ │ │
│ │типа ВНИИНП │типа ВНИИНП │ │ │
├────────────┼────────────┼─────────────┼────────────┼───────────┤
│ │ │ │ │ 9 │
│9. Торцевые │Уплотнение │Сталь │q = 1 МПа; │2 x 10 │
│уплотнения │типа МГФФ │углеродистая │v = 3 м/с. │ │
│скважного │ │легированная │Вода │ │
│насоса ├────────────┼─────────────┼────────────┼───────────┤
│ │ │ │ │ 10 │
│ │Уплотнение │Силицирован- │q = 5 МПа; │2 x 10 │
│ │типа │ный графит │v = 3 м/с. │ │
│ │2П-1000-Ф │ │Вода │ │
├────────────┼────────────┼─────────────┼────────────┼───────────┤
│ │ │ │ │ 7 │
│10. Резцы │Твердый │Сталь марки 0│q = 400 МПа;│2 x 10 │
│(точение на │сплав типа │ │v = 2 м/с. │ │
│токарном │ВК-8 │ │Смазочная │ │
│станке) ├────────────┼─────────────┤охлаждающая ├───────────┤
│ │ │ │жидкость │ 5 │
│ │Минералоке- │Сталь │(СОЖ) │2 x 10 │
│ │рамика типа │углеродистая │ │ │
│ │ЦМ-332 │ │ │ │
├────────────┼────────────┼─────────────┼────────────┼───────────┤
│ │ │ │ │ 10 │
│11. Мери- │Калибр-скоба│Вал. Сталь │q = 40 МПа │1,4 x 10 │
│тельный │с измери- │марки ШХ15 │ │ │
│инструмент │тельным │ │ │ │
│ │наконечни- │ │ │ │
│ │ком. Сплав │ │ │ │
│ │типа ВК │ │ │ │
│ │ │ │ ├───────────┤
│ │ │ │ │ 9 │
│ │Резьбовой │Гайка. │ │5 x 10 │
│ │калибр. │Чугун марки │ │ │
│ │Сталь марки │СЧ12 │ │ │
│ │У10А термо- │ │ │ │
│ │обработанная│ │ │ │
└────────────┴────────────┴─────────────┴────────────┴───────────┘
Обозначения: v - скорость скольжения; q - давление.