Главная // Актуальные документы // ГОСТ (Государственный стандарт)
СПРАВКА
Источник публикации
М.: Стандартинформ, 2015
Примечание к документу
Документ включен в Перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза "Безопасность автомобильных дорог" (ТР ТС 014/2011) (Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18.09.2012 N 159).

Документ введен в действие с 1 декабря 2015 года с правом досрочного применения.
Название документа
"ГОСТ 33178-2014. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Классификация мостов"
(введен в действие Приказом Росстандарта от 11.08.2015 N 1119-ст)

"ГОСТ 33178-2014. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Классификация мостов"
(введен в действие Приказом Росстандарта от 11.08.2015 N 1119-ст)


Содержание


Введен в действие
Приказом Федерального
агентства по техническому
регулированию и метрологии
от 11 августа 2015 г. N 1119-ст
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
ДОРОГИ АВТОМОБИЛЬНЫЕ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ
КЛАССИФИКАЦИЯ МОСТОВ
Automobile roads of general use. Bridges classification
ГОСТ 33178-2014
МКС 93.080.01
Дата введения
1 декабря 2015 года
с правом досрочного применения
Предисловие
Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2009 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены".
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН ОАО "Научно-исследовательский институт транспортного строительства" (ОАО "ЦНИИС")
2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 418 "Дорожное хозяйство"
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 5 декабря 2014 г. N 46)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97
Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97
Сокращенное наименование национального органа по стандартизации
Армения
AM
Минэкономики Республики Армения
Беларусь
BY
Госстандарт Республики Беларусь
Казахстан
KZ
Госстандарт Республики Казахстан
Киргизия
KG
Кыргызстандарт
Россия
RU
Росстандарт
Таджикистан
TJ
Таджикстандарт
Узбекистан
UZ
Узстандарт
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 августа 2015 г. N 1119-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33178-2014 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 декабря 2015 г.
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе "Национальные стандарты" (по состоянию на 1 января текущего года), а текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
1. Область применения
Настоящий стандарт распространяется на проектирование, строительство и эксплуатацию мостовых сооружений на автомобильных дорогах общего пользования, в том числе при прохождении их по территории городов и населенных пунктов.
Стандарт устанавливает классификацию постоянных мостовых сооружений, предназначенную для использования в нормативно-методических документах и автоматизированных информационных системах управления строительством и эксплуатацией автомобильных дорог общего пользования.
Стандарт предназначен для обеспечения единства требований к качеству мостовых сооружений при проектировании, строительстве и эксплуатации на основе их классификационных показателей.
Система кодирования предназначена для формирования информационно-поискового образа документации мостового сооружения. В зависимости от типа, структуры и предназначения баз данных мостовых сооружений возможна модификация системы кодирования с сохранением принципов классификации, содержащихся в стандарте.
Настоящий стандарт не распространяется на мостовые сооружения при проектировании дорог промышленных, строительных, лесных и иных производственных предприятий, а также временных автомобильных дорог различного назначения (сооружаемых на срок службы менее 5 лет) и автозимников.
2. Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 33384-2015 Автомобильные дороги общего пользования. Проектирование мостовых сооружений. Общие требования.
ГОСТ 33382-2015 Автомобильные дороги общего пользования. Техническая классификация.
ГОСТ 33391-2015 Автомобильные дороги общего пользования. Габариты приближения мостов.
ГОСТ 32846-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройств. Классификация.
ГОСТ 32957-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Экраны акустические. Технические требования.
ГОСТ 33127-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Ограждения дорожные. Классификация.
ГОСТ 31994-2013 Технические средства организации дорожного движения. Ограждения дорожные удерживающие боковые для автомобилей. Общие технические требования
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3. Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 мостовое сооружение: Инженерное дорожное сооружение (мост, путепровод, эстакада и др.), устраиваемое при пересечении транспортного пути с естественными или искусственными препятствиями; часто заменяется термином "мост".
3.2 мост: Мостовое сооружение через реки или водные препятствия; обобщенное название мостового сооружения.
3.3 длина моста: Расстояние по оси моста между концами открылков устоев или других видимых конструктивных элементов устоя или пролетного строения, примыкающих к насыпям подходов; измеряется без учета переходных плит.
3.4 мост автодорожный: Мост на автомобильных дорогах, предназначенный для движения по нему транспортных средств.
3.5 мост пешеходный: Мост, предназначенный в основном для движения пешеходов.
3.6 мост специальный (засыпного типа): Мостовое сооружение, полностью находящееся в насыпи, с вертикальными стенками по торцам.
3.7 скотопрогоны (зверопроходы): Мостовое сооружение, служащее для пропуска скота (зверей) под дорогой.
3.8 мост городской: Мост, являющийся частью уличной сети городов.
3.9 мост совмещенный: Мост, предназначенный для совмещенного движения автомобильного и рельсового транспорта (железнодорожного, трамвайного, поездов метрополитена).
3.10 путепровод: Мостовое сооружение для пропуска одной транспортной магистрали над другой в разных уровнях.
3.11 виадук: Мост, перекрывающий суходол или узкую долину.
3.12 эстакада: Многопролетное сооружение с относительно небольшими пролетами, перекрывающее суходол, пойму реки, проходящее по застроенным территориям или заменяющее насыпь на подходах к мостам.
3.13 разводной мост: Мост с перемещающимися пролетными строениями для пропуска судов.
3.14 деревянный мост: Мост, у которого несущие элементы пролетного строения в основном изготовлены из дерева.
3.15 каменный мост: Мост, у которого опоры и пролетные строения выполнены из каменной кладки.
3.16 железобетонный мост: Мост, у которого несущие элементы пролетного строения изготовлены из железобетона.
3.17 стальной мост: Мост, у которого несущие элементы пролетного строения изготовлены из стали.
3.18 сталежелезобетонный мост: Мост из железобетонных и стальных конструкций, объединенных между собой элементами, обеспечивающими их совместную работу под нагрузками.
3.19 алюминиевый мост: Мост, у которого несущие элементы пролетного строения изготовлены из алюминиевых сплавов.
3.20 композитный мост: Мост, у которого несущие элементы пролетного строения изготовлены из композитных материалов.
3.21 балочный мост: Мост, у которого пролетные строения представляют собой изгибаемую балку со сплошной стенкой.
3.22 ферменный мост: Мост, у которого балочные пролетные строения выполнены из ферм.
3.23 арочный мост: Мост, у которого пролетные строения представляют собой арки.
3.24 висячий мост: Мост, балка жесткости которого подвешена при помощи подвесок на кабелях, перекинутых через пилоны.
3.25 вантовый мост: Мост, у которого балка жесткости поддерживается наклонными канатными элементами, закрепленными на пилоне(ах).
3.26 консольный мост: Мост, у которого пролетные строения имеют консоль(ли).
3.27 рамный мост: Мост, в котором пролетные строения и опоры изгибно связаны между собой.
3.28 экстрадозный мост: Вантовый мост с низкими пилонами, в котором основная часть вертикальных воздействий передается от балки жесткости непосредственно на опоры, минуя ванты.
3.29 фундамент мелкого заложения: Фундамент, передающий нагрузку на грунты основания преимущественно через подошву; при глубине до 5 - 6 м имеет соотношение к ширине подошвы более 1,5 - 2; возводят в открытом котловане.
3.30 фундамент мелкого заложения башмачный: Фундамент небольшого размера, сооружаемый отдельно под каждую стойку опоры моста, при большом расстоянии между стойками.
3.31 фундамент мелкого заложения ленточный: Фундамент, возводимый в виде сплошного массива, у которого длина значительно больше ширины; стойки опор расположены на небольшом расстоянии друг от друга.
3.32 фундамент мелкого заложения массивный: Фундамент, возводимый в виде сплошного массива небольшой протяженности в плане.
Для описания классификационных признаков также используются термины из межгосударственных стандартов ГОСТ 31994, ГОСТ 32846, ГОСТ 32957, ГОСТ 33127, ГОСТ 33382, ГОСТ 33384, ГОСТ 33391.
4. Общая классификация мостов
Общая классификация мостов и соответствующая ей система кодирования классификационных признаков предназначена для поиска (в том числе с помощью автоматизированных информационных систем) мостовых сооружений-аналогов с заданными свойствами с целью принятия эффективных технических решений.
Общая классификация мостов производится по признакам, представленным в таблице 4.1. Отсутствие кода указывает на отсутствие классификационного признака.
Таблица 4.1
Классификационный признак моста
Номер
Классификационный признак
01
Расположение мостового сооружения
02
Функциональное назначение
03
Вид мостового сооружения
04
Материал наибольшего пролетного строения
05
Характеристика длины
06
Статическая схема сооружения
07
Расположение в плане
Класс моста описывается набором из семи кодов, однозначно определяющим классификационную принадлежность мостового сооружения:
КМ = {k1, k2, k3, k4, k5, k6, k7},
где ki - код, соответствующий i-му классификационному признаку.
Класс моста определяется:
- расположением (k1);
- функциональным назначением (k2);
- видом мостового сооружения (k3);
- материалом наибольшего пролетного строения (k4);
- характеристикой длины (k5);
- статической схемой сооружения (k6);
- расположением в плане (k7).
Значения классификационных признаков и соответствующих им кодов содержатся в таблицах 4.2 - 4.8.
Таблица 4.2
Расположение мостового сооружения
Код k1
Значение классификационного признака
0101
Автомагистраль (категория IА, полос 4 и более шириной 3,75 м)
0102
Скоростная дорога (категория IБ, полос 4 и более шириной 3,75 м)
0103
Дорога обычного типа (категория IВ, полос 4 и более шириной 3,75 м)
0104
То же (категория II, полос 4 шириной 3,5 м)
0105
То же (категория II, полос 2 или 3 шириной 3,75 м)
0106
То же (категория III, полос 2 шириной 3,5 м)
0107
То же (категория IV, полос 2 шириной 3,0 м)
0108
То же (категория V, полос 1 шириной 3,5 м и более)
0109
В городе и населенном пункте (полос 8)
0110
То же (полос 6 и более)
0111
То же (полос 4)
0112
То же (полос 2)
Таблица 4.3
Функциональное назначение
Код k2
Значение классификационного признака
0201
Автодорожный
0202
Городской
0203
Совмещенный
0204
Пешеходный
0205
Скотопрогон (зверопроход)
Таблица 4.4
Вид мостового сооружения
Код k3
Значение классификационного признака
0301
Мост
0302
Путепровод
0303
Эстакада
0304
Виадук
0305
Специальный (засыпного типа)
0306
Разводной
0307
Прочее
Таблица 4.5
Материал наибольшего пролетного строения
Код k4
Значение классификационного признака
0401
Железобетон преднапряженный
0402
Железобетон
0403
Сталь
0404
Сталежелезобетон
0405
Древесина
0406
Древесина клееная
0407
Каменная или бетонная кладка
0408
Алюминий
0409
Композитный материал
Таблица 4.6
Характеристика длины моста
Код k5
Значение классификационного признака
0501
Малый (длиной до 25 м включительно)
0502
Средний (длиной более 25 и до 100 м включительно)
0503
Большой (длиной более 100 м или с пролетом 60 м и более)
0504
Внеклассный (содержащий пролеты 200 м и более)
Таблица 4.7
Статическая схема моста
Код k6
Значение классификационного признака
0601
Балочная
0602
Ферма
0603
Вантовая
0604
Висячая
0605
Экстрадозная
0606
Арочная
0607
Рамная
0608
Комбинированная
Таблица 4.8
Расположение в плане
Код k7
Значение классификационного признака
0701
Прямое
0702
Косое
0703
Криволинейное
0704
Сложное
5. Поэлементная классификация мостов
Поэлементная классификация мостов и соответствующая ей система кодирования классификационных признаков предназначена для решения задач управления техническим состоянием мостовых сооружений.
Поэлементная классификация мостов осуществляется в соответствии со структурной схемой мостового сооружения, приведенной в приложении А.
Кодировка элементов моста представлена в таблице 5.1.
Таблица 5.1
Кодировка элемента моста
Код
Название элемента
01
Пролетное строение
02
Устой (крайняя опора)
03
Промежуточная опора
04
Мостовое полотно
05
Техническое обустройство
Поэлементная классификация моста описывается вектором, компонентами которого являются классы элементов, принадлежащих мосту:
M = {PP1, ..., PPk, UP1, UP2, BP1, ..., BPn-1, MP, ТО},
где PPi - класс пролетного строения;
UPi - класс устоя;
BPi - класс промежуточной опоры;
MP - класс мостового полотна;
ТО - класс технического обустройства;
n - количество пролетов;
k - количество пролетных строений (k <= n).
5.1 Классификация пролетных строений производится по признакам, представленным в таблице 5.2.
Таблица 5.2
Классификационный признак пролетного строения
Код
Классификационный признак
0101
Материал
0102
Система пролетного строения
0103
Тип основной несущей конструкции
0104
Сопряжение пролетов
0105
Уровень езды
0106
Вид очертания в плане
0107
Способ сооружения
0108
Тип опорной части
Класс пролетного строения описывается неупорядоченным набором из восьми кодов:
PP = {p1, p2, p3, p4, p5, p6, p7, p8},
где pi - код, соответствующий i-му классификационному признаку пролетного строения.
Класс пролетного строения определяется:
- материалом (p1);
- системой пролетного строения (p2);
- типом основных несущих конструкций (p3);
- сопряжением пролетов (p4);
- уровнем езды (p5);
- видом очертания в плане (p6);
- способом сооружения (p7);
- типом опорных частей (p8).
Таблица 5.3
Материал пролетного строения
Код p1
Значение классификационного признака
010101
Железобетон преднапряженный
010102
Железобетон
010103
Сталь
010104
Сталежелезобетон
010105
Древесина
010106
Древесина клееная
010107
Каменная или бетонная кладка
010108
Алюминий
010109
Композитный материал
Таблица 5.4
Система пролетного строения
Код p2
Значение классификационного признака
010201
Балочная
010202
Ферма
010203
Вантовая
010204
Висячая
010205
Экстрадозная
010206
Арочная
010207
Рамная
010208
Комбинированная
Таблица 5.5
Тип основной несущей конструкции
Код p3
Значение классификационного признака
010301
Балка ребристая с диафрагмами
010302
Балка ребристая без диафрагм
010303
Коробка
010304
Коробка многоячеистая
010305
Плита
010306
Плита П-образная
010307
Ферма
010308
Прочее
Таблица 5.6
Сопряжение пролетов
Код p4
Значение классификационного признака
010401
Разрезное
010402
Неразрезное
010403
Температурно-неразрезное
010404
Рамное
Таблица 5.7
Уровень езды
Код p5
Значение классификационного признака
010501
С ездой поверху
010502
С ездой понизу
010503
С ездой посередине
010504
Двухъярусный
Таблица 5.8
Вид очертания в плане
Код p6
Значение классификационного признака
010601
Прямое
010602
Косое
010603
Криволинейное
010604
Сложное
Таблица 5.9
Способ возведения
Код p7
Значение классификационного признака
010701
Установка в пролет
010702
Навесная сборка
010703
Сборка на подмостях
010704
Надвижка
010705
Монтаж с плавсредств
010706
Бетонирование на подмостях
Таблица 5.10
Опорная часть
Код p8
Значение классификационного признака
010801
Эластомерная (резино-металлическая, полиуретановая и др.)
010802
Металлическая
010803
Комбинированная
010804
Прочее
5.2 Классификация устоев производится по признакам, представленным в таблице 5.11.
Класс устоя описывается неупорядоченным набором из четырех кодов:
UP = {u1, u2, u3, u4},
где ui - код, соответствующий i-му классификационному признаку устоя.
Класс устоя определяется:
- материалом тела устоя (u1);
- типом конструкции устоя (u2);
- типом ригеля (u3);
- типом фундамента (u4).
Таблица 5.11
Классификационные признаки устоя
Код
Классификационный признак
0201
Материал тела устоя
0202
Тип устоя
0203
Тип ригеля (насадки)
0204
Тип фундамента
Таблица 5.12
Материал тела устоя
Код u1
Значение классификационного признака
020101
Железобетон
020102
Бетон
020103
Бутобетон
020104
Каменная кладка
020105
Древесина
020106
Прочее
Таблица 5.13
Тип конструкции устоя
Код u2
Значение классификационного признака
020201
Стоечный
020202
Свайный
020203
Массивный
020204
Диванного типа
020205
Прочее
Таблица 5.14
Тип ригеля устоя
Код u3
Значение классификационного признака
020301
Общий
020302
Раздельный
Таблица 5.15
Тип фундамента устоя
Код u4
Значение классификационного признака
020401
Мелкого заложения башмачный
020402
Мелкого заложения ленточный
020403
Мелкого заложения массивный
020404
Глубокого заложения на забивных сваях
020405
То же, на оболочках
020406
То же, на буровых сваях
020407
То же, на набивных сваях
020408
То же, на винтовых сваях
020409
То же, на опускном колодце
5.3 Классификация промежуточных опор производится по признакам, представленным в таблице 5.16.
Класс промежуточной опоры описывается набором из четырех кодов:
BP = {b1, b2, b3, b4},
где bi - код, соответствующий i-му классификационному признаку промежуточной опоры.
Класс промежуточной опоры определяется:
- материалом (b1);
- типом опоры (b2);
- типом ригеля (b3);
- типом фундамента (b4).
Таблица 5.16
Классификационный признак промежуточной опоры
Код
Классификационный признак
0301
Материал
0302
Тип опоры
0303
Тип ригеля (насадки)
0304
Тип фундамента
Таблица 5.17
Материал
Код b1
Значение классификационного признака
030101
Железобетон
030102
Бетон
030103
Бутобетон
030104
Каменная кладка
030105
Древесина
030106
Прочее
Таблица 5.18
Тип промежуточной опоры
Код b2
Значение классификационного признака
030201
Массивная сплошная
030202
Массивная пустотелая
030203
Массивная столбчатая
030204
Стенка
030205
Свайная
030206
Стоечная
030207
Пилон
030208
Комбинированная
030209
Прочее
Таблица 5.19
Тип ригеля промежуточной опоры
Код b3
Значение классификационного признака
030301
Общий
030302
Раздельный
030303
Безригельная конструкция
Таблица 5.20
Тип фундамента промежуточной опоры
Код b4
Значение классификационного признака
030401
Мелкого заложения башмачный
030402
То же, ленточный
030403
То же, массивные
030404
Глубокого заложения на забивных сваях
030405
То же, на оболочках
030406
То же, на буровых сваях
030407
То же, на набивных сваях
030408
То же, на винтовых сваях
030409
То же, на опускном колодце
5.4 Классификация мостового полотна производится по признакам, представленным в таблице 5.21.
Класс мостового полотна описывается набором из девяти кодов:
MP = {m1, m2, m3, m4, m5, m6, m7, m8, m9},
где mi - код, соответствующий i-му классификационному признаку мостового полотна.
Класс мостового полотна определяется:
- дорожной одеждой (m1);
- ограждением мостовым удерживающим боковым, далее - ограждением ездового полотна (m2);
- конструкцией деформационного шва (m3);
- конструкцией тротуара (m4);
- ограждением пешеходным удерживающим, далее - перильным ограждением (m5);
- системой водоотвода (m6);
- конструкцией опор электрического стационарного освещения, далее - освещение (m7);
- акустическим экраном (m8);
- очистным сооружением (m9).
Таблица 5.21
Классификационный признак мостового полотна
Код
Квалификационный признак
0401
Дорожная одежда
0402
Ограждение ездового полотна
0403
Конструкция деформационного шва
0404
Конструкция тротуара
0405
Ограждение перильное
0406
Система водоотвода
0407
Освещение
0408
Акустический экран
0409
Очистные сооружения
Таблица 5.22
Дорожная одежда
Код m1
Значение классификационного признака
040101
Асфальтобетон
040102
Цементобетон
040103
Прочее
Таблица 5.23
Ограждение ездового полотна
Код m2
Значение классификационного признака
040201
Барьерное
040202
Парапетное
040203
Комбинированное
040204
Прочее
Таблица 5.24
Конструкция деформационного шва
Код m3
Значение классификационного признака
040301
Закрытый
040302
Заполненный
040303
Перекрытый
040304
Прочее
Таблица 5.25
Конструкция тротуара
Код m4
Значение классификационного признака
040401
В повышенном уровне
040402
В уровне проезжей части
Таблица 5.26
Ограждение перильное
Код m5
Значение классификационного признака
040501
Стальное
040502
Чугунное
040503
Железобетонное
040504
Деревянное
040505
Композитное
040506
Прочее
Таблица 5.27
Система водоотвода
Код m6
Значение классификационного признака
040601
Поверхностная
040602
Водоотводные трубки
040603
Дренажная система
040604
Прочее
Таблица 5.28
Освещение
Код m7
Значение классификационного признака
040701
Стальная опора
040702
Железобетонная опора
040703
Прочее
Таблица 5.29
Акустический экран
Код m8
Значение классификационного признака
040801
Звукопоглощающий
040802
Звукоотражающий
040803
Прочее
Таблица 5.30
Очистное сооружение
Код m9
Значение классификационного признака
040901
Отстойник
040902
Модульного типа
040903
Индивидуальное
040904
Фильтрующее
5.5 Классификация технического обустройства мостового сооружения производится по наличию входящих в него элементов, коды которых приведены в таблице 5.31.
Класс технического обустройства описывается набором кодов элементов, входящих в состав мостового сооружения:
ТО = {t1, t2, t3, t4, t5, t6},
где ti - код, соответствующий i-му классификационному признаку.
Класс технического обустройства определяется наличием следующих элементов:
- система электропитания (t1);
- средства автоматики (t2);
- судовая сигнализация (t3);
- предупреждающие сигналы (t4);
- система мониторинга (t5);
- средства защиты от несанкционированных действий (t6).
Таблица 5.31
Коды элементов технического обустройства
Код наличия
Наименование элемента
0501
Система электропитания
0502
Средства автоматики
0503
Судовая сигнализация
0504
Предупреждающие сигналы
0505
Система мониторинга
0506
Средства защиты от несанкционированных действий
6. Технические требования
6.1 Потребительские свойства мостов (функциональные, технологические и социально-экономические), критерии их оценки и соответствующие нормируемые параметры приведены в приложении Б.
6.2 Сроки службы моста, сроки до первого ремонта моста и отдельных его элементов приведены в приложении В.
6.3 Необходимые для обеспечения качества строительства и безопасной эксплуатации мостов типовые требования к строительным материалам и изделиям приведены в приложении Г, к эффективным конструктивно-технологическим решениям мостовых сооружений, а также к устройствам и системам обеспечения безопасной эксплуатации - соответственно в приложениях Д, Е.
Приложение А
(справочное)
СТРУКТУРНАЯ СХЕМА МОСТОВОГО СООРУЖЕНИЯ
┌───────────────────┐
│Мостовое сооружение│
└─────────┬─────────┘
┌───────────────┬───────┴────┬────────────────┬────────────────────┐
┌─────────┴────────┐ ┌────┴───┐ ┌──────┴──────┐ ┌───────┴─────────┐ ┌────────┴──────────┐
│Пролетные строения│ │ Устои │ │Промежуточные│ │Мостовое полотно │ │ Техническое │
└─────────┬────────┘ └────┬───┘ │ опоры │ └────────┬────────┘ │ обустройство │
┌──────────┘ ┌─────┘ └──────┬──────┘ │ └─────────┬─────────┘
│ │ ┌──────┘ ┌────────┘ ┌─────────┘
│┌──────────────────┐│┌─────────┐│┌─────────────┐│┌─────────────────┐│┌───────────────────┐
├┤Основные несущие │├┤ Ригель │├┤ Ригель │├┤ Дорожная │├┤ Система │
││ конструкции ││└─────────┘│└─────────────┘││ одежда │││ электропитания │
│└──────────────────┘│ │ │└─────────────────┘│└───────────────────┘
│┌──────────────────┐│┌─────────┐│┌─────────────┐│┌─────────────────┐│┌───────────────────┐
├┤ Поперечные │├┤ Тело │├┤ Тело опоры │├┤ Ограждение │├┤ Средства │
││ связи │││ устоя ││└─────────────┘││мостовое удерж. │││ автоматики │
│└──────────────────┘│└─────────┘│ │└─────────────────┘│└───────────────────┘
│┌──────────────────┐│┌─────────┐│┌─────────────┐│┌─────────────────┐│┌───────────────────┐
├┤ Опорные части │└┤Фундамент│└┤ Фундамент │││ Конструкция │││ Судовая │
│└──────────────────┘ └─────────┘ └─────────────┘├┤ деформационного │├┤ сигнализация │
│┌──────────────────┐ ││ шва ││└───────────────────┘
││ Вспомогательные │ │└─────────────────┘│┌───────────────────┐
└┤ обустройства │ │┌─────────────────┐││ Предупреждающие │
└──────────────────┘ ├┤ Конструкция │├┤ сигналы │
││ тротуара ││└───────────────────┘
│└─────────────────┘│┌───────────────────┐
│┌─────────────────┐││ Система │
├┤ Ограждение │├┤ мониторинга │
││пешеходное удерж.││└───────────────────┘
│└─────────────────┘│┌───────────────────┐
│┌─────────────────┐││Средства защиты от │
├┤ Система │└┤несанкционированных│
││ водоотвода │ │ действий │
│└─────────────────┘ └───────────────────┘
│┌─────────────────┐
├┤ Освещение │
│└─────────────────┘
│┌─────────────────┐
││ Акустический │
└┤ экран │
└─────────────────┘
Рисунок А.1 - Структурная схема мостового сооружения
Приложение Б
(рекомендуемое)
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ СВОЙСТВА МОСТА
Б.1 При проектировании, строительстве, реконструкции и приемке в эксплуатацию мостовых сооружений должны быть обеспечены их потребительские свойства согласно таблице Б.1.
Таблица Б.1
Потребительские свойства моста
Потребительское свойство
Критерий оценки
Нормируемый параметр
Функциональное свойство
1 Пропускная способность
1.1 Транспортный поток по мосту или путепроводу
Расчетная (с учетом перспективы) интенсивность движения транспортных средств и пешеходов по мосту или путепроводу
Габариты проезда и тротуаров
1.2 Транспортный поток под мостом или путепроводом
То же, под мостом или путепроводом
Подмостовой габарит (судоходный, железнодорожный, для пропуска транспортных средств и пешеходов, ското- и зверопроходов)
1.3 Водный поток через отверстие моста или трубы
Расчетная вероятность превышения, режим протекания, размеры отверстия для пропуска водного потока, ледохода, карчехода, селей и др.
Гидравлические и гидрологические характеристики коэффициенты размыва, аккумуляция стока, возвышение конструкций, виды воздействий
1.4 Коммуникации по мосту (путепроводу) и под ним
Пропуск коммуникаций, доступ к ним при эксплуатации
Ограничения по пропуску коммуникаций
Функциональное свойство
2 Грузоподъемность
Возможность пропуска по мостовому сооружению эксплуатационных нагрузок с учетом перспективы
Нормативные нагрузки, расчетные коэффициенты к ним, правила загружения. Расчетные прочностные и деформационные характеристики конструкционных материалов
3 Безопасность движения
Расчетная скорость движения транспортных средств; режим движения пешеходов
Элементы плана и профиля. Размеры и удерживающая способность ограждающих устройств и перил. Наличие стационарного освещения, судовой сигнализации, предупреждающих сигналов, средств защиты от несанкционированных действий
4 Долговечность
Срок службы мостового сооружения
Нормативный срок службы и межремонтный срок для разных конструктивных частей мостового сооружения. Конструктивные, расчетные и эксплуатационные требования по обеспечению нормативных и межремонтных сроков службы, в том числе:
- по защите от коррозии;
- наличие и предельные значения раскрытия трещин;
- требования к маркам бетона по морозостойкости и водонепроницаемости;
- требования по обеспечению стабильного равновесного состояния вечномерзлых грунтов оснований
5 Безотказность в чрезвычайных ситуациях
Гарантия неразрушения
Конструктивные, расчетные и эксплуатационные требования по обеспечению неразрушения сооружения, в том числе:
- к сейсмостойкости;
- к величине ударной вязкости металла при минимальной расчетной температуре;
- к статической схеме мостового сооружения в целях предотвращения каскадного разрушения системы;
- к огнестойкости конструкций и материалов;
- к защите от опасных природных воздействий
Технологические и социально-экономические свойства
6 Комфортность движения транспортных средств и пешеходов
Плавность движения, отсутствие резонансных явлений
Требования к деформативности пролетных строений под временной нагрузкой, строительному подъему, периоду собственных колебаний, ровности мостового полотна
7 Технологичность и экономичность при строительстве и реконструкции
Оптимальность конструктивных и технологических решений с экономических позиций
Требования по рациональному выбору схемы, размеров, материалов, изделий и конструкции
8 Технологичность в эксплуатации
Доступность для содержания, надзора, мониторинга состояния конструкций, ремонтопригодность
Требования к смотровым устройствам, условиям содержания, доступности для ремонта или замены элементов сооружения
9 Экологичность
Экологическая безопасность, равновесное состояние природной и техногенной среды в период строительства и эксплуатации
Экологические требования к водоотводу, очистным и регуляционным сооружениям, технологическим процессам
10 Архитектурная выразительность
Гармоничное сочетание с существующими или проектируемыми архитектурными ансамблями, окружающим ландшафтом
Специальные требования, согласованные с органами архитектурно-строительного надзора
Б.2 Функциональные свойства:
- пропускная способность;
- грузоподъемность;
- безопасность движения;
- долговечность, безотказность в чрезвычайных ситуациях.
Основными нормируемыми параметрами, которые определяют функциональные потребительские свойства, являются сроки службы, габариты и нагрузки от транспортных средств и пешеходов.
Остальные нормируемые параметры должны обеспечивать сохранение заданных функциональных свойств на весь срок службы мостового сооружения.
Б.3 Технологические и социально-экономические свойства:
- технологичность и экономичность при строительстве и реконструкции;
- технологичность при эксплуатации;
- экологичность;
- архитектурная выразительность.
Эти свойства должны быть обеспечены нормативными требованиями по оптимальному выбору материалов, конструкций, технологий, типоразмеров, по наличию необходимых обустройств для эксплуатации и мониторинга, возможности проведения ремонта и замены конструктивных элементов, а также экологическими и архитектурными требованиями.
Приложение В
(рекомендуемое)
СРОК СЛУЖБЫ МОСТА
В.1 Основания и фундаменты, опоры, пролетные строения, опорные части, элементы мостового полотна, эксплуатационные обустройства должны быть запроектированы и сооружены таким образом, чтобы при учете потребительских свойств и при надлежащей эксплуатации они обладали достаточной долговечностью.
В.2 Минимальные сроки службы и сроки до первого ремонта мостов приведены в таблице В.1.
Таблица В.1
Срок службы и срок до первого ремонта моста
Конструктивная часть
Элемент конструкции
Срок службы, год
Срок до первого ремонта, год
1 Мостовое полотно:
б) автодорожных и городских мостовых сооружений
Покрытие
Сопряжение с насыпью
Система водоотвода
Ограждение ездового полотна
Деформационные швы
20
10
Гидроизоляция
Тротуары (конструкции)
Ограждение перильное
40
20
в) деревянные элементы мостового полотна
Настил автодорожных мостовых сооружений
5
2 - 3
Другие элементы мостового полотна
10
5
2 Пролетное строение мостового сооружения автодорожного и городского
Железобетонное:
- ребристое сборное с обычной арматурой
50
30
- плитное сборное сплошного сечения
50
30
- остальное
70
40
Стальное и сталежелезобетонное
100
50
Деревянное
25
10
3 Опорная часть
Эластомерная (резиновая и резино-металлическая)
20
Эластомерная (резино-фторопластовая)
40
20
Стальная
как для пролетного строения
Комбинированная
50
20
4 Опоры и фундаменты
а) массивная опора
В 1,5 раза больше, чем пролетного строения
50
б) прочие опоры
как для пролетных строений
в) фундамент
В 1,5 раза больше, чем пролетного строения
-
г) облицовка опор и стен
Гранитная
90
50
Бетонная
50
30
В.3 Сроки службы могут быть изменены в процессе эксплуатации при следующих условиях и соответствующем технико-экономическом обосновании:
- замена конструкций при кардинальном изменении архитектурно-планировочных решений в районе мостового перехода, связанных, в том числе, с возрастанием интенсивности движения транспорта и пешеходов;
- замена конструкций вследствие непредвиденных катастрофических повреждений и разрушений.
В.4 Срок службы несущих конструкций сооружения после реконструкции следует определять в техническом задании, но он не может быть менее 25 лет.
Приложение Г
(рекомендуемое)
ТРЕБОВАНИЯ
К СТРОИТЕЛЬНЫМ МАТЕРИАЛАМ И ИЗДЕЛИЯМ
ДЛЯ МОСТОВЫХ СООРУЖЕНИЙ
Г.1 Для обеспечения надежности и долговечности мостовых сооружений используют тяжелый бетон (со средней плотностью от 2200 до 2500 кг/м3 включительно) классов по прочности на сжатие B20, B22,5, B25, B27,5, B30, B35, B40, B45, B50, B55 и B60.
Класс бетона по прочности на сжатие следует применять не ниже:
- для бетонных опор - B20;
- для железобетонных опор - B25;
- для железобетонных опор с напрягаемой арматурой - B30;
- для пролетных строений с ненапрягаемой арматурой - B30;
- то же, с напрягаемой арматурой - B35.
Марки бетона по морозостойкости в зависимости от климатических условий зоны строительства следует принимать равными - F100, F200, F300, F400. Для конструкций, подверженных воздействию против гололедных реагентов, марку бетона по морозостойкости следует принимать не менее F200.
Марки бетона по водонепроницаемости принимают не ниже W6 в подводных и подземных элементах мостового сооружения, не подвергающихся электрической и химической коррозии. Остальные элементы и части мостовых конструкций должны иметь марку по водонепроницаемости не ниже W8.
Г.2 В железобетонных мостах следует использовать арматуру:
- ненапрягаемую стержневую классов А240, А300, А400;
- напрягаемую стержневую классов А600, А800, Ат600, Ат800, Ат1000;
- высокопрочную проволоку классов В-II, Вр-II;
- арматурные канаты К-7;
- стальные канаты со спиральной свивкой.
Г.3 В стальных конструкциях мостов следует применять прокатную конструкционную сталь марок 16Д, 15ХСНД, 10ХСНД, а также стали марок 15ХСНДА и 10ХСНДА.
Прокат из стали марок 15ХСНД, 10ХСНД, 15ХСНДА и 10ХСНДА принимают в зависимости от типа исполнения моста (обычное или северное):
- без термообработки (категория 1);
- с термообработкой в нормализованном состоянии (категория 2);
- в термически улучшенном состоянии после закалки и высокого отпуска (категория 3).
Г.4 Новые и импортные материалы, изделия и конструкции для мостостроения можно использовать только после комплексных испытаний, подтверждающих их соответствие требованиям, и разработки на них стандартов.
Приложение Д
(рекомендуемое)
ТРЕБОВАНИЯ
К ТИПОВЫМ ЭФФЕКТИВНЫМ КОНСТРУКТИВНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ
РЕШЕНИЯМ МОСТОВЫХ СООРУЖЕНИЙ
Д.1 При проектировании и строительстве новых и реконструкции существующих мостов следует:
- обеспечивать экономное расходование материалов, топливных и энергетических ресурсов, снижать стоимости и трудоемкости строительства и эксплуатации,
- сокращать риски проявления чрезвычайных ситуаций и обеспечивать возможность скорейшей ликвидации их последствий;
- предусматривать высокие темпы монтажа конструкций, использование типовых решений, применение сборных конструкций, деталей и материалов, а также выполнение требований техники безопасности;
- учитывать перспективы развития транспорта и дорожной сети, интересы благоустройства и планировки населенных пунктов, перспективы освоения земель в сельскохозяйственных целях.
Д.2 Конструктивные, архитектурные и объемно-планировочные решения мостовых сооружений должны быть технологически целесообразными и исполнимыми при строительстве, текущем содержании в период эксплуатации (при ремонтах) и реконструкции.
Материалы, изделия, конструкции и приемы производства работ должны быть технологичными, т.е. обеспечивать наиболее простое, быстрое и экономичное изготовление, транспортировку, монтаж и эксплуатацию сооружения при обязательном обеспечении его потребительских свойств.
Д.3 Массу и размеры элементов сборных конструкций следует назначать исходя из возможности использования при монтаже и перевозке общестроительных и специализированных кранов и транспортных средств серийного производства.
Д.4 Сборные железобетонные, металлические, деревянные и другие конструкции для мостов следует изготавливать на промышленных предприятиях. Допускается изготовление железобетонных, металлических, деревянных конструкций на полигонах строительных организаций при условии обеспечения установленных требований к качеству продукции, определяемых техническими условиями и технологическими регламентами, разрабатываемыми для конкретного производства.
Д.5 Конструкции деформационных устройств (опорных частей, шарниров, деформационных швов) и их расположение должны обеспечивать необходимую свободу предусматриваемых взаимных перемещений (линейных, угловых) отдельных частей (элементов) сооружения.
Проектная документация должна содержать указания по установке деформационных устройств с учетом степени готовности сооружения и температуры воздуха (конструкции) во время замыкания конструкции.
Приложение Е
(рекомендуемое)
ТРЕБОВАНИЯ
К УСТРОЙСТВАМ И СИСТЕМАМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОЙ
ЭКСПЛУАТАЦИИ МОСТОВ
Е.1 Все части пролетных строений и видимые поверхности опор должны быть доступны для осмотра и ухода. В необходимых случаях следует предусматривать установку специальных приспособлений для осуществления мониторинга общих деформаций, а также напряженного состояния отдельных элементов.
Е.2 При строительстве и реконструкции мостовых сооружений следует предусматривать мероприятия, направленные на обеспечение требуемого уровня пожарной безопасности сооружения, включающие:
- обоснование и обеспечение требуемых пределов огнестойкости и классов пожарной опасности применяемых строительных конструкций;
- обеспечение условий для эффективного тушения пожара;
- обеспечение пожарной безопасности зданий, сооружений и помещений, размещаемых в подмостовом пространстве;
- организационно-технические мероприятия, направленные на предотвращение чрезвычайных ситуаций с угрозой возникновения пожара.
Е.3 Все металлические конструкции мостовых сооружений должны быть заземлены при расположении на сооружении силовых кабелей.
Е.4 Следует предусматривать меры по обеспечению сохранности моста, а также непрерывности и безопасности движения по нему в случаях прорывов и повреждений трубопроводов и кабелей.
Е.5 Автодорожные мосты с разводными пролетами следует обеспечивать с обеих сторон сигналами прикрытия.
Судоходные пролеты на мостах через водные пути должны быть оборудованы освещаемой судовой сигнализацией.
Е.6 На мостовых сооружениях следует предусматривать мероприятия для безопасного пропуска пешеходов, в том числе маломобильных групп населения.
У каждого конца мостового сооружения следует предусмотреть устройство служебных лестничных сходов.
Е.7 Удерживающая способность устройств ограждения проезжей части должна обеспечивать безопасность движения транспортных средств по мосту.
Е.8 На больших городских мостах следует предусматривать стационарное электрическое освещение, защищенное от наездов транспорта.